как известно н в гоголь подлинный мастер языка вспомни какие сравнения встречаются в тексте повести

Как известно н в гоголь подлинный мастер языка вспомни какие сравнения встречаются в тексте повести

Гоголь — один из величайших художников слова. В тексте повести отразилось все многогранное богатство русской речи.

Язык произведения охватывает все разнообразие как общенационального русского языка, его богатейшего словарного фонда, так и различных лексических пластов диалектного и жаргонного характера, необходимых писателю для изображения социальных и профессиональных особенностей характеров его персонажей.

Многогранное богатство и красочность гоголевского языка сказались в том широчайшем стилистическом диапазоне, который позволил писателю необыкновенно полно показать каждое действующее лицо со всеми присущими ему особенностями.

В повести Гоголь широко использовал неистощимый родник народной разговорной речи как источник литературно-художественного творчества, сочетал в строе повествования самые разнообразные стилистические элементы русского языка. Так, в повести мы встречаем наряду с нейтральными пластами лексики и разговорные, и бранные слова: черт разберет, черт знает, дрянь, дурак, пьяница, швырнуть, утиральник.

Гоголь стремился к наиболее полной и точной характеристике речи персонажей своих произведений, передавая даже мельчайшие особенности их языка. Самый характер человека, его социальное положение, профессия — все это с необычайной отчетливостью и точностью передается Гоголем при помощи его богатой словесной палитры. По словам академика В. Виноградова, Гоголь «глубоко и всесторонне изучает живую народную русскую речь во всех ее социальных проявлениях. Он ищет в словах, оборотах, выражениях разговорной речи отпечатки вкусов и характерных признаков профессии, социального положения».

Вслед за Пушкиным Гоголь широко раздвинул границы книжной речи, ранее ограниченной искусственными рамками сословно-дворянской среды. В его языке сказалось все многокрасочное богатство словаря, фразеологии, семантики общенародного русского разговорного языка, в чем мы уже убедились на приведенных выше примерах.

Смысловая содержательность слова, точное соотношение слова и мысли сочетаются у Гоголя с наглядностью и живописностью образа. Слово, речевая характеристика у Гоголя всегда соотнесены к образу персонажа, раскрывают его сущность, его характер.

«Где это ты, зверь, отрезал нос?» закричала она с гневом. –

Я сама на тебя донесу полиции. Разбойник какой! Вот уж я от

трех человек слышала,

что ты во время бритья так теребишь за носы, что еле держатся.»

«Позвольте. Прошу немножко повременить»

«Вы изволили затерять нос свой?»

Замечательно также ироническое использование Гоголем «светского» жаргона, так называемого «дамского языка». Автор сам дает точную и уничтожающую характеристику этого «дамского» жаргона, отличающегося необыкновенным «приличием в словах», жеманством и фальшивой наигранностью. В «Носе» мы читаем: «… Ковалев: «точно он! Откушайте сегодня со мною чашечку чаю». «Почел бы за большую приятность, но никак не могу: мне нужно заехать отсюда в смирительный дом … Очень большая поднялась дороговизна на все припасы … У меня в доме живет и теща, то есть мать моей жены, и дети; старший особенно подает большие надежды: очень умный мальчишка, но средств для воспитания совершенно нет никаких». В этом разговоре за внешней чрезвычайной любезностью и «приятностью» все время отчетливо чувствуется лицемерие, тщеславие. Благодаря этому самые любезные фразы приобретают иное значение.

Много в повести устаревшей и дореволюционной лексики (что связано со временем написания повести), которая может быть непонятна современным читателям и нуждается в комментировании (см. Словарь повести)

На примерах многочисленных вариантов черновых рукописей писателя мы видим, как кропотливо, настойчиво правил он свой текст, добиваясь максимального совершенства, точности и выразительности. Записные книжки писателя также свидетельствуют о том огромном труде, который затрачивался Гоголем в процессе создания его произведений.

Цирюльник. Устар. Парикмахер, выполнявший также некоторые обязанности лекаря.

Коллежский асессор. Майор. Гражданский чин восьмого класса по табели о рангах дореволюционной России. Этот чин ценился очень высоко, и достичь его было нелегко даже дворянину – как правило, требовался университетский или лицейский диплом, либо сдача соответствующего экзамена.

Будошник. Разг. Тот, кто выполняет сторожевую, караульную службу в будке, живет в караульной, железнодорожной и т. п. будке.

Сюртук. Мужская верхняя одежда в талию с длинными полами.

Пегий. С большими пятнами, крапинами.

Квартальный. Устар. полицейский в дореволюционной России, под надзором которого находился квартал.

Картуз. Мужской головной убор с козырьком.

Обер-полицмейстер. Начальник полиции в крупных городах дореволюционной России.

Штаб‑офицер. Звание старшего офицера в дореволюционной русской армии, имевшего чин полковника, подполковника или майора, а также лицо, носившее это звание.

Манишка. Нагрудник, преимущественно из белой ткани, пришитый или пристегиваемый к мужской сорочке.

Бостон. Род карточной игры.

Сердоликовый. Сделанный из сердолика – минерала, полудрагоценного поделочного камня яркого красно-желтого или красного цвета.

Экзекутор (должность). В дореволюционной России: чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения, наблюдавший за внешним порядком в канцелярии.

Плюмаж. Украшение из перьев на головном уборе и конской сбруе.

Статский советник. Гражданский чин пятого класса в российской Табели о рангах до 1917г. Статский советник в России соответствовал должности вице-директора департамента, вице-губернатора, председателя казённой палаты.

Гайдук. Выездной лакей в богатом помещичьем доме (в 18—19 вв.)

Батистовый. Сделанный из батиста – тонкой, полупрозрачной льняной или хлопчатобумажной ткани.

Ассигнация (синяя, красная). Название бумажных денежных знаков, выпускавшихся в России с 1769 по 1848 г.

Синяя ассигнация = пяти рублям

Красная ассигнация = десяти рублям

Дилижанс. Многоместная карета, запряженная лошадьми, для регулярной перевозки пассажиров и почты (применялась до развития железных дорог и автотранспорта).

Пасквиль. Произведение оскорбительного, клеветнического характера.

Волхвование. Колдовство, использование магии.

Спекулятор. Устар. То же, что спекулянт – тот, кто занимается скупкой товаров и перепродажей их по повышенным ценам с целью наживы.

Франт. Нарядно, модно одевающийся человек; щеголь.

Утиральник. Прост. Полотенце для утирания лица и рук.

1.Виноградов В.В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. «Материалы и исследования по истории русского литературного языка», М. 1953, т. III.

2.Словарь русского языка в 4-х томах («МАС», Малый академический словарь)/ под ред. Евгеньевой А.П.- М.,1999.

3.Степанов Н. Л. Гоголь // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956.Т. VII. Литература 1840-х годов. — 1955. — С. 129—260.

Источник

Запишите высказывание Н. Гоголя, применяя правила правописания. ГДЗ, Упр. 303, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Запишите высказывание Н. Гоголя, применяя правила правописания. Определите принцип написания каждой из пропущенных букв.

1. Найдите в тексте сравнения и метафоры. Какова их роль?
2. Передайте своими словами основные мысли Н. Гоголя, используя лишь некоторые наиболее ёмкие и выразительные его обороты.
3. Найдите в тексте слова с непроизносимыми согласными в корне и под­берите к ним синонимы.

. Поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозву­ чие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихо­ творцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, ра­ зумеется, способствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой стих и свой особенный звон. Этот металлический, бронзовый стих Державина, ко­ торого до сих пор не может еще позабыть наше ухо; этот густой, как смола или струя столетнего токая, стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий, как луч, в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный, как мед из гор­ ного ущелья; этот легкий воздушный стих Жуковского, порхающий, как не­ ясный звук эоловой арфы; этот тяжелый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкой, щемящей русской грустью, — все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного ве­ ликолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле.
Сравнения: густой, как смола или струя столетнего токая; влетающий, как луч, в душу; сладостный, как мед из горного ущелья; порхающий, как неясный звук эоловой арфы; они, точно разнозвонные колокола или бес­ численные клавиши одного великолепного органа.
Метафоры: металлический, бронзовый стих Державина; густой стих Пуш­ кина; сияющий стих Языкова; сладостный стих Батюшкова; порхающий стих Жуковского; этот тяжелый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского.

Источник

Как известно н в гоголь подлинный мастер языка вспомни какие сравнения встречаются в тексте повести

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В гоголевской «Шинели» краткая история жизни Башмачкина приведена в ______________. Решение о необходимости поменять шинель является _____ в развитии сюжета.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

В департаменте. но лучше не называть, в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякий частный человек считает в лице своём оскорблённым всё общество. Говорят, весьма недавно поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города, в которой он излагает ясно, что гибнут государственные постановления и что священное имя его произносится решительно всуе. А в доказательство приложил к просьбе преогромнейший том какого-то романтического сочинения, где чрез каждые десять страниц является капитан-исправник, местами даже совершенно в пьяном виде. Итак, во избежание всяких неприятностей, лучше департамент, о котором идёт дело, мы назовем одним департаментом. Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным. Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подмётки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени.

Источник

Как известно н в гоголь подлинный мастер языка вспомни какие сравнения встречаются в тексте повести

Какие характерные особенности гоголевской прозы присутствуют в приведённом фрагменте «Шинели»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

В департаменте. но лучше не называть, в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякий частный человек считает в лице своём оскорблённым всё общество. Говорят, весьма недавно поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города, в которой он излагает ясно, что гибнут государственные постановления и что священное имя его произносится решительно всуе. А в доказательство приложил к просьбе преогромнейший том какого-то романтического сочинения, где чрез каждые десять страниц является капитан-исправник, местами даже совершенно в пьяном виде. Итак, во избежание всяких неприятностей, лучше департамент, о котором идёт дело, мы назовем одним департаментом. Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным. Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подмётки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени.

Источник

Практическое занятие 2 Анализ «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Практическое занятие 2

Анализ «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя.

Цели: на примере повести Н.В.Гоголя «Портрет» определить, в чем смысл существования искусства? Не губит ли человек сам себя, подчиняя кумиру земной красоты?

Искусство. Запишите ассоциативный ряд к этому слову.

Перед вами 1 отрывок из повести Н.В.Гоголя. Прочитайте его, ответьте на вопросы.

Какое впечатление произвел портрет на художника Чарткова? Подтвердите словами текста. Как вы понимаете фразу «… это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы…». С какой целью автор в эпизоде сна неоднократно описывает лунный свет?

Перед вами 2 отрывок из произведения. Прочитайте, ответьте на вопросы.

«Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми. Казалось, небесные фигуры, изумленные столькими устремленными на них взорами. Стыдливо опустили прекрасные ресницы. С чувством невольного изумления созерцали знатоки новую, невиданную кисть. Властительней всего видна была сила созданья, уже заключенная в душе самого художника… Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью… Почти невозможно было выразить той необыкновенной тишины, которою невольно объяты были все, вперившие глаза на картину. Картина между тем ежеминутно казалась выше и выше; светлее и чудесней отдалялась от всего и вся превратилась, наконец, в один миг, плод налетевший с небес на художника мысли, миг, к которому вся жизнь человеческая есть одно только приготовление… Невольные слезы были готовы покатиться по лицам посетителей, окруживших картину. Казалось, все вкусы… слились в какой-то безмолвный гимн божественному произведению. Неподвижно, с отверстым ртом стоял Чартков перед картиною. Он пришел в себя. Хотел принять равнодушный, обыкновенный вид. Хотел это сделать, но речь умерла на устах его, слезы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы.»

Выпишите ключевые фразы, слова в данном тексте. Каким настроением проникнут данный текст? Что, по мнению Гоголя, является источником подлинного искусства? Какой свет излучает указанная в тексте картина? В чем разница цветовой гаммы двух предложенных текстов?

Перед вами 3 отрывок из произведения. Прочитайте, ответьте на вопросы.

» У тебя есть талант ; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его. Исследуй, изучай все, что ни видишь,…умей находить внутреннюю мысль и… старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе…. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше его. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского; во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны,- во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью. Не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью; без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков упокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу.»

Выпишите ключевые слова и фразы. Что заключено для человека в искусстве? Каково истинное назначение искусства?

Сделайте вывод практического занятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *