как хвалить ребенка какими словами
Как правильно хвалить детей
В одних книжках пишут, что похвала — это плохо, потому она приводит к лени. В других — что без похвалы ребенок вырастет неуверенным в себе. Правда, как обычно, где-то посередине. Вместе с психологом Надеждой Ефремовой разбираемся, что такое «правильная» похвала и почему вечная критика никого ни к чему не мотивирует.
Что такое правильная похвала
Просто похвала — это одобрение, за которым часто скрываются родительские ожидания. Правильная похвала — это поддержка. Она опирается на факты и подчеркивает ценность приложенных усилий.
Похвала | Поддержка |
Ты такой умный! | Ты приложил столько усилий, чтобы разобраться в этой теме, я так тобой горжусь! |
Родители обычно хвалят детей за желаемый результат, например за те же пятерки, или за «правильное» поведение — например за то, что ребенок убрался в комнате. А поддержка всегда направлена на усилия. Если ребенок принес в дневнике пятерку, не стоит говорить ему, что он молодец. Правильная похвала будет выглядеть так: «Ты так старался, чтобы подготовить доклад! Я рада, что ты справился. Расскажи мне, что интересного ты узнал?».
Родители, которые оценивают только результат, не обращают внимания на усилия ребенка. И если ребенок готовился к контрольной, но получил тройку, они, скорее всего, будут ругаться или просто промолчат. Родители, которые поддерживают ребенка, делают это в любых обстоятельствах, а не только когда все хорошо. Например, в ответ на тройку в дневнике они скажут: «Я знаю, что ты усердно готовился и сделал все что мог. Хочешь, разберем контрольную вместе?». Это помогает ребенку не переживать о неудаче и не сдаваться.
Почему важно правильно хвалить ребенка
Правильно похвалой родители выстраивают внутреннюю опору ребенка — его самооценку. Человек, которого поддерживали, умеет оценивать свои действия сам, а не зависит от мнения других. Он ценит любые свои успехи и понимает: если что-то не получается, это не потому, что он глупый или безнадежный, а потому что ему нужно приложить больше усилий.
Представим ситуацию: ребенок набрал недостаточно баллов на ЕГЭ. Теперь он не сможет поступить в университет на бюджет.
Ребенок, которого хвалили за оценки | Ребенок, которого поддерживали |
Вот черт, что я теперь скажу родителям?! Они будут так разочарованы. Какой мне универ, если я даже ЕГЭ сдать не могу? Пойду тогда в колледж. | Обидно, конечно, но ничего страшного. К следующему году подготовлюсь получше. А пока устроюсь на работу к маме в магазин. Заодно узнаю, стоит ли поступать на маркетолога. |
Ребенок, которого хвалили за отметки, зависит от мнения других людей — сначала от родителей, потом от начальника или партнера. Такой человек всегда будет пытаться заслужить любовь — из кожи вон лезть на учебе или работе, чтобы его заметили и похвалили. Дети, которых хвалили, привыкают соответствовать ожиданиям, вместо того, чтобы концентрироваться на том, что важно для них самих.
Ребенок, которого поддерживали, понимает, что родители любят его любого, даже если критикуют за что-то. Все иногда косячат, ленятся и ошибаются — и это не конец света.
Как хвалить не надо
Похвала — это важно, и может показаться, что надо хвалить ребенка как можно чаще. Но это не так. Когда родители хвалят ребенка слишком сильно и без повода, они преувеличивают его достижения.
Если постоянно твердить ребенку, что он самый умный, самый талантливый и вообще лучше всех, он вырастает невротиком. Когда вымышленное не совпадает с реальным, человек чувствует тревогу и вообще эмоционально неустойчив.
Родители с детства говорили Кириллу, что он самый умный. Кириллу было приятно, и он старался изо всех сил: например, быстро собирал новый конструктор и бежал показывать родителям. Они хвалили его, и мальчик сиял от радости. Но когда Кирилл пришел в школу, оказалось, что он не самый умный: одним одноклассникам лучше давалась математика, другие лучше Кирилла справлялись с заданиями по русскому языку. Мальчик не понимал, почему он перестал быть самым умным, и переживал из-за этого. Родители говорили ему: «Ты очень умный. Просто тебе надо больше стараться, и тогда ты станешь лучшим учеником в классе». Кирилл слышал: «Сейчас ты не самый умный. Ты плохо стараешься и не справляешься».
Чтобы ребенок не выпал из реальности, родители сами должны находиться в ней.
Дети, которых перехвалили, боятся разочаровывать родителей. Из-за этого они не берутся за незнакомые задачи и не доводят дела до конца, если чувствуют, что не дотягивают до условной планки. Такие дети боятся, что если они потерпят неудачу, то потеряют любовь родителей. Поэтому они будут делать всё, чтобы порадовать родителей и ничем их не расстроить — пойдут учиться на специальность, которая нравится маме, выберут партнера, которого одобрит папа. А в результате будут несчастны.
Вот еще несколько примеров, как не стоит хвалить ребенка.
Я знала, что у тебя получится. Родитель считает, что таким образом он показывает ребенку, что не сомневается в его умениях. Но на самом деле он обесценивает их. Ребенок будет считать, что все усилия, которые он приложил для достижения цели, незначительны, что он не сделал ничего сложного и гордиться тут нечем.
Ну что с того, что тебе не дается физика, зато ты пишешь классные сочинения. С одной стороны, мысль заложена верная — нельзя быть одинаково хорошим во всем. С другой, при такой формулировке родители напоминают ребенку о его неудаче, вместо того, чтобы сконцентрироваться на успехах.
У тебя золотые руки, помоги бабушке на даче. Другой пример: «Ты же у меня такой молодец, помой посуду». Или: «Ты так хорошо с братьями играешь, они только тебя слушаются. Посиди с ними, пожалуйста». Это манипуляции. Родители хвалят ребенка не за умения и приложенные усилия, а потому, что у них есть скрытые мотивы. Они хотят, чтобы ребенок сделал то, что им нужно, поэтому льстят — так ребенку будет сложнее им отказать.
Все эти фразы влияют на самооценку ребенка: он считает себя хорошим, только если достиг результата, которого от него ожидали. В итоге ребенок вырастает уязвимым к любым неудачам.
Что будет, если не хвалить ребенка вообще
Может показаться, что правильная похвала — это слишком сложно. И чтобы не ошибиться в формулировках, проще не хвалить ребенка вообще. Однако если не хвалить ребенка, он не будет развиваться как личность, потому что не будет понимать, что делать и зачем. Правильной похвалой родители побуждают ребенка к росту, поддерживают его стремления, учат не бояться ошибок.
Часто, чтобы мотивировать ребенка, его не хвалят, а ругают. На самом деле ребенок, которого вечно критикуют и не поддерживают, будет постоянно испытывать чувство вины и вряд ли чего-то добьется.
Бывает, что дети, которых не хвалили, достигают успеха во взрослом возрасте. Но делают это не для себя, а чтобы доказать родителям, что они чего-то стоят. Тогда ни высокая должность, ни большая зарплата не принесут человеку счастья. Его будет волновать не процесс достижения цели, а одобрение, которое он сможет получить.
Ребенок воспринимает все слова родителей как истину, потому что еще не умеет отстаивать личные границы. Он не может предположить, что фраза «Какая ты неуклюжая, руки у тебя не из того места растут» — это всего лишь фраза, а не констатация факта.
Если ребенок будет подстраиваться под замечания и желания родителей, от его личности ничего не останется. Он станет пассивным, удобным для окружающих и зависимым от их одобрения, не будет контролировать свою жизнь и решения.
Почему родители не умеют хвалить
Если человека не хвалили в детстве, он не будет хвалить своих детей. Те, кого хвалили, понимают, как себя поддерживать, а значит, могут дать это другим.
Елена мечтала о том, чтобы ее дочка Настя училась в Америке. Настя с детства занималась с репетиторами, побеждала на школьных олимпиадах, но вступительный экзамен сдать не смогла. Елена знала, что дочка старалась, но не смогла ее поддержать, потому что сильно расстроилась — не из-за того, что переживала о будущем дочери, а из-за того, что боялась, что знакомые посчитают ее плохой матерью, которая вложила в ребенка недостаточно сил и времени.
Нельзя научиться хвалить ребенка, пока не умеешь хвалить себя. Можно ставить будильник и раз в три часа говорить ребенку, какой он хороший, но это не сработает. Дело не в количестве похвалы и не в ее периодичности, а в том, чтобы уметь замечать старания ребенка и поддерживать его стремления. Если с похвалой возникают проблемы, лучше обратиться к специалисту.
Рекомендации для родителей «Как хвалить ребенка правильно»
Кузьменко Александра Эдуардовна
Рекомендации для родителей «Как хвалить ребенка правильно»
Зачем ребенку похвала?
Среди родителей иногда вертится мнение, что детей хвалить нельзя, так как это приводит к зазнайству. Они воспитывают малыша в строгости и не хвалят ребенка даже за малейшие достижения, тем самым вырабатывая в нем комплекс неполноценности. Такие дети очень стремятся получить доброе слово от родителей, тем самым теряют себя среди своего желания добиться расположения.
Нужно ли это ребенку?
Детям нужна похвала хотя бы потому, что это помогает им понять правильно он делает или нет. Например, мама говорит ребенку: «так делать нельзя, это неправильно, ай-ай». И малыш понимает свою ошибку. Иногда не сразу и одной фразы недостаточно. Но похвала помогает понять ребенку как исправить свое поведение. Если, разрисовав обои мама ругается, то ребенку хочется найти выход из этой ситуации, он извинится перед мамой нарисовав рисунок на бумаге, а может и вовсе решит помочь маме убрать за собой. Тут то похвала и сделает свое дело. После наказания нужно объяснить ребенку, что так делать нельзя, нужно сделать иначе.
В воспитании есть метод кнута и пряника. Именно этот метод помогает ориентироваться ребенку в нормах жизни в обществе. Ребенок начинает понимать, что плохо, а что хорошо. Именно одобрение родителей помогает им в этом.
Похвала помогает ребенку в многих ситуациях по жизни. С помощью правильной похвалы малыш понимает, что можно, а что нельзя:
1. Формируется его самооценка. Ребенок чувствует свою значимость и, если не перебарщивать, он будет доволен собой только по делу.
2. Формируется самомотивация. Нельзя перебарщивать с похвалой, это может, и правда, привести к завышенной самооценке. Вот почему так важно уметь хвалить ребенка. Но и постоянная ругань, критика влияет на ребенка худшим образом. Ребенок начинает думать о себе плохо, что он неудачник. И ему не хочется стремиться к чему-либо. Вот почему так важно правильно хвалить ребенка.
Соотношение похвала/поступок
Хвалить ребенка обязательно за конкретное дело, и главное за реальное! Например, если малыша мы хвалим активно за то, что он начал ходить, то после 5 лет это уже не к месту. Навык то укрепился. И если проблем никаких нет, то тут похвала, как минимум, будет странно выглядеть. При этом похвала должна быть очень яркой эмоциональной. Хвалите ребенка не потому, что он молодец. А потому что он красивый рисунок нарисовал. Не за то, что он щедрый, а потому что поделился конфетой с другом. Ребёнок должен знать, что точно он сделал правильно и понимать за что его конкретно хвалят.
Что вы говорите и как хватите ребенка?
Помимо слов во время похвалы большую роль играют и эмоции, мимика, жесты и т. д., которые становятся частью всей картинки правильного одобрения действий малыша. Одна и та же фраза может звучать совершенно по-разному. А на ребенка влияют и эмоции, которые вы вкладываете в похвалу.
Эмоции очень важная часть в одобрении, как и тактильный контакт. Когда хвалите ребенка используйте объятия, улыбку. Ребенку важно не только услышать, что он молодец, но и почувствовать гордость родителей за него, увидеть счастливые глаза. Это гораздо сильнее слов.
Хвалите ребенка не только за результат, а за сам процесс!
Как правильно подобрать слова?
Похвала делиться на два направления «Ты», «Я». В первом случае подразумевается «Ты такой умница!», «Ты очень хорошо сделал!». Во-втором: «Я тобой так горжусь!», «Я приятно удивлена!», «Я так рада за тебя!»
Но использовать можно в воспитании любую форму. Мало того, в каждой семье есть свои особенности похвалы. Некоторые каждую пятницу собираются за столом и подводят итоги недели, хвалят ребенка снова, напоминая о его подвигах. Другие используют ласковые слова. Это все можно использовать, главное, чтобы дети чувствовали обратную связь за свои действия. Это помогает ребенку развиваться и становиться счастливее.
Как часто и за что хвалить ребенка?
Хвалить ребенка за процесс лучше не после того как он закончил, а когда он как раз занимается. Т. е. если вы увидели, что ребенок делает что-то очень усердно и хорошо. Поощряйте его «здесь и сейчас». Эффект от похвалы только усилится. Похвала так же зависит и от возраста малыша. Малышам (дошкольникам) нужна любая похвала, чтобы ему еще больше хотелось развиваться. А вот с детьми постарше посложнее, так как нужно учитывать некоторые особенности.
Чем вредна неправильная похвала?
1. Привыкание к похвале
Подбадривая своего малыша и одобряя его действия постоянно, мы даем ребенку ориентир на то, что он самый лучший и все может. Ребенок ждет родительской реакции постоянно и их одобрения. Мало того это переходит и на других взрослых. Сложность заключается в том, что, когда ребенок становится взрослым он может все также зависеть от одобрения других и похвалы. Опасность заключается в том, что он может стать зависим от мнения других людей.
Когда ребенок постоянно получает похвалу, он уже не пытается что-либо делать ради результата. Он это делает ради родительского «молодец». И свои лучшие качества он будет проявлять только ради хороших слов, а не потому что ему так хочется. Это обязательно оставит след на его будущем.
3. Манипулируя с помощью похвалы
Когда мы хвалим ребенка словами «молодец», «хорошо», мы оказываем ему значительную поддержку. Тем самым «подкрепляем действие». Некоторые пользуются таким методом, как «манипуляция похвалой». Ребенка хвалят за определенное поведение постоянно, навязывая ему тем самым свою волю. У ребенка закрепляется в сознании правильность его поступков. И вроде бы это действенный метод, но он не разумный для самого ребенка.
Неразумность метода состоит в том, что ребенка могут поругать за беготню, а за спокойное поведение хвалят. Чаще всего так и происходит. Но проблема в том, что у ребенка скапливается большое количество энергии и для него естественно желание резвиться. Но из-за наказаний мамы и папы, он мучительно терпит и сидит тихонько, лишь бы получить одобрение. При этом в его голове скрываются и накапливаются мысли о том, почему такие позитивные действия вызывают неодобрение у родителей. У него начинают просыпаться противоречия, а это может нанести вред психике.
4. Пропадает мотивация
Если ребенка постоянно нахваливать, у него в будущем появляются проблемы с мотивацией. Лучше хвалить за усилия, чем за то, что у него все получается. Сегодня все выйдет, завтра нет. Дети расслабляются, когда им говорят, что они делают что-то лучше других.
Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.
Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка» Хвалить детей надо обязательно для того, чтобы вселять в них уверенность, поощрять за хорошие поступки, заслуги, например, в освоении знаний,.
Консультация для родителей «Учим ребенка правильно держать ложку и карандаш» Современный ритм жизни не всегда позволяет уделить достаточно внимания обучению ребенка тому, как правильно держать ложку и карандаш. И.
Консультация для родителей «Как правильно укладывать ребенка спать» Почему мы так удивляемся и расстраиваемся, когда говорим ребенку: «Пора спать!», а он отвечает: «Не буду! Не хочу!» Да, сон ему необходим,.
Как хвалить ребенка какими словами
Психология. Самопознание. Саморазвитие. запись закреплена
99 способов похвалить своего ребёнка, вместо слова «молодец» и «умница»
Почему классическое молодец» и «умница»— это плохо для ребенка?
Слово «молодец» оценивает личность ребенка, а не его поступки. Формируется образ — «Делаю что-то хорошо — я хороший», «Не делаю хорошо — плохой». У ребёнка формируется зависимость от похвалы, все чаще он делает что-то не потому, что ему интересно, а потому что хочет, чтобы его похвалили.
Что же теперь, вообще не хвалить?
Хвалить! Только хвалить поведение ребенка, его поступки, действия.
Вот, какие слова и фразы можно использовать для одобрения:
1. У тебя всё получилось
2. Это хорошо
3. Отличная работа!
4. Ты на верном пути
5. Великолепно!
6. Правильно!
7. Это именно то, что надо!
8. Я горжусь тем, как ты сегодня работал
9. Ты делаешь это очень хорошо
10. Я знал(а), что ты можешь сделать это
11. Мои поздравления!
12. Я счастлив(а) видеть такую твою работу
13. Ты делаешь это сегодня значительно лучше
14. Супер!
15. Ты близок к истине!
16. Это лучшее из того, что у тебя получилось
17. Это намного лучше
18. Сейчас ты это понял
19. Именно так!
20. Это неплохой результат
21. Ты хорошо справляешься с этим заданием
22. Я не смог(ла) бы сделать лучше
23. Наконец-то! Я верил(а) в тебя!
24. Неплохо, очень даже неплохо
25. Ты очень быстро учишься
26. Продолжая так работать, ты добьёшься ещё лучших результатов
27. Это хорошо для тебя
28. Вот это да!
29. Это хорошо для тебя
30. Ещё немного и у тебя это получиться
31. Я с тобой целиком и полностью согласен
32. Ты выбрал(а) правильный способ, чтобы выполнить эту работу
33. С каждым днём у тебя получается всё лучше
34. Ты сделал(а) это так быстро
35. Ты сделал(а) это легко
36. Это невероятно!
37. Ты действительно сделал(а) эту работу играючи
38. Какой оригинальный способ решения!
39. Ты ничего не упустил!
40. Ты действительно до этого сам додумался(ась)?!
41. Так держать!
42. Необыкновенно!
43. Прекрасно! Это лучшее, что я когда-либо видел(а)!
44. Совершенно новый подход к делу!
45. Прекрасная идея!
46. Ты прекрасно всё понял(а)
47. Сенсационно!
48. Это действительно выдающееся открытие
49. Теперь ничего тебя не остановит
50. Отлично!
51. Это была первоклассная работа!
52. Замечательно!
53. Лучше не бывает!
54. Ты прямо сейчас сделал это?
55. Свежая мысль
56. Твоя голова поработала на славу
57. Ты точно добьёшься успеха, если будешь продолжать работать в этом направлении
58. Твоя ежедневная работа дала прекрасные результаты!
59. Фантастика!
60. Ты, наверное, долго тренировался(ась)?
61. Просто здорово!
62. Ты сделал это очень хорошо
63. Вот что я называю мастерски выполненной работой
64. Ты делаешь это очень красиво!
65. Превосходно!
66. Это очень верное замечание!
67. Ты действительно улучшил(а) это….
68. Как ты всё хорошо запомнил(а)!
69. Ты уже приобретаешь в этом сноровку
70. Поздравляю!
71. Ты прав(а)
72. Как ты много сделал сегодня!
73. Твоя работа доставила мне много радости
74. Ты сделал это очень вовремя
75. Это эффективный способ действия!
76. Сейчас ты набиваешь руку, и скоро у тебя всё получиться
77. Мне нравиться ход твоих мыслей!
78. Я очень горжусь тобой
79. Очень приятно с тобой иметь дело
80. Большое тебе спасибо
81. Ты превзошёл(а) сам(а) себя сегодня
82. Я никогда не видел(а) ничего лучшего
83. Ты понял(а) это так быстро!
84. Чудно!
85. Мощный прорыв!
86. Ты сделал сегодня много работы
87. Это твоя победа!
88. Ты очень далеко продвинулся за такой короткий срок!
89. Такого я ещё не видел(а)
90. Тебя просто не узнать сегодня!
91. Это уже успех!
92. Вот таким ты мне нравишься!
93. Теперь ты чувствуешь свои возможности?
94. Ты стал(а) настоящим мастером
95. Сердечно рад(а) за тебя
96. Не могу не высказать тебе своё восхищение
97. Грандиозно!
98. Красиво сказано!
99. Я верю в тебя!
54 способа похвалить ребенка.
Информация для родителей. Предлагаемую информацию можно красиво оформить и поместить на стенд или ширму для родителей в детском саду.
54 способа похвалить ребенка.
6. Это трогает меня до глубины души.
9. Ты сегодня очень много сделал.
18. Ты ловко это делаешь.
20. Я горжусь тобой.
21. Мне очень важна твоя помощь.
22. Ты мне необходим.
23. Я с ума сойду, если с тобой что-нибудь случится.
24. Научи меня делать также.
25. Я знал, что тебе это по силам.
26. Никто мне тебя не заменит.
27. Я сам не мог бы сделать лучше.
29. Гораздо лучше, чем я ожидала.
30. Лучше, чем все, кого я знала.
32. Именно этого мы давно ожидали.
33. Сказано здорово – просто ясно.
35. Ты самый одаренный.
37. Еще лучше, чем вчера.
42. Прекрасное начало.
43. Ты на верном пути.
44. Ты и в этом разобрался.
45. Это как раз то, что нужно.
47. Я очень счастлива…
48. Работать с тобой просто радость.
49. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
50. Для меня нет никого красивее тебя.
51. Тут мне без тебя не обойтись.
52. Ты мне нужен такой, какой ты есть.
53. Я горжусь тем, что тебе это удалось.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста
Ваши предложения
и пожелания
Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ»
Учредитель, издатель, гл. редактор: Фонов Д.В. ОГРНИП 311344431400027. Идея: Вовченко Е.А.
Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36 | admin@maam.ru | +7 (499) 499-41-52
Контакты редакции: admin@maam.ru | Сервер в РФ | Совет Федерации | Российская Газета
Психолог Полина Сметанина: как правильно похвалить ребёнка?
Похвала для ребёнка – лучшее поощрение. Какая похвала пойдёт ему на пользу? Можно ли перехвалить, или сколько ни хвали – мало? Какие слова одобрения необходимы подростку?Что такое правильная, конструктивная похвала? Отвечает специалист-психолог.
В передаче для родителей «Учимся растить любовью» православного телеканала «Союз» Марина Ланская беседует с психологом Полиной Сметаниной, ведущей «Школы для родителей и воспитателей».
– Полина, может ли в принципе быть вредной похвала?
– Похвала может быть вредной, и есть виды похвалы, которые могут попасть мимо цели. Это так называемая похвала с «но» – когда, например, мы говорим: «Да, ты молодец, ты получил пятерку, но вот вчера была двойка».
То есть вот это «но», вот эта фраза после «но» – она обесценивает похвалу. Это не столько вредно, сколько бесполезно. Может быть похвала оценочная, когда мы говорим: «Ты молодец, здорово, ты моя помощница» и так далее. И здесь я не могу сказать, что это вредная похвала. Скорее, этой похвалы недостаточно для ребёнка.
– Об оценочной похвале хотелось бы поговорить подробнее. Многие психологи обращают внимание родителей, что ребёнка не надо хвалить оценочно, не надо говорить: «ты молодец», а надо его хвалить за определённое действие.
Например: «здорово у тебя получилось, как хорошо ты справился!» Но тогда получается, что ребёнок видит свои плюсы только в том, как он себя проявляет. То есть я сделал хорошо – значит, меня похвалили.
Но ведь те же самые психологи утверждают, что каждый человек должен осознавать свою ценность независимо от того, как он поступает, что он делает.
Мы все, по сути, хорошие, и мы можем поступать плохо. Получается диссонанс. Почему нельзя просто говорить своему ребёнку: «Ты у меня такой хороший»?
– Мне кажется, это и нужно, и важно – говорить, что ребёнок хороший. Но задача наша в том, чтобы у него было вот это внутреннее знание – я хороший, и чтобы он ощущал себя хорошим независимо от того, сказали мы ему об этом или нет.
И здесь оценочная похвала может принести вред – в том плане, что ребёнок будет постоянно ожидать оценки, чтобы другие оценили его действие.
Наша задача – в том, чтобы у ребёнка внутри сформировался адекватный образ самого себя. Мне кажется, это подарок для родителей, если ребёнок вырастет и будет знать о себе, что он хороший.
И тут в помощь нам описательная похвала. Представьте: приходит ребёнок, приносит рисунок, мы его видим и говорим: «Да, хорошо, здорово, замечательно, ты молодец!». И что он здесь вынесет о себе? В принципе информации немного, на самом деле её как будто недостаточно.
А теперь представьте, что он приходит с рисунком, там у него, допустим, петушок нарисован, и мы говорим: «О, слушай, здорово, такого петуха нарисовал! И хвост такой красный, и яркие такие краски подобрал, интересно, прямо как настоящий! И вообще петух выглядит очень гордо, сразу видно, что он хозяин птичьего двора!»
И здесь ребёнок уйдет от нас с неким новым знанием о себе: что он умеет, например, подбирать цвета, хорошо передавать характер и так далее.
Понятно, что внутри него это не будет сформулировано в виде этих слов. Но это внутреннее знание: я могу это сделать – оно будет в нём оседать. А это внутреннее знание гораздо важнее, ценнее и продолжительнее, чем то знание, которое даём ему мы в виде оценки.
– То есть получается, что похвала не должна быть дежурной. Мы должны, по крайней мере, понять, за что мы хвалим. Вглядеться, всмотреться, вдуматься, и только после этого произносить слова. То есть, скажем, надо разглядеть хвост, разглядеть гордый вид петуха, чтобы похвалить ребёнка.
А вот нужно ли хвалить авансом? Есть правило у некоторых родителей, что мы похвалим, например, так: «Ну, в этот раз ты написала намного лучше, чем в прошлый!» И это может быть не совсем правда.
Но так мы как бы настраиваем ребёнка на то, что он будет стараться. Мотивирует ли похвала, которая не до конца искренняя?
– Я за честность в отношениях с ребёнком, дети очень хорошо всё чувствуют. Поэтому если наша задача не обмануть ребёнка, а действительно найти что-то, за что он мог бы зацепиться и к чему тянуться. И это что-то должно быть действительно адекватным.
В случае если мы указываем только на недостатки, это демотивирует ребёнка, лишает его сил двигаться дальше. Если мы говорим: «Смотри, петушок тебе самому нравится?» – «Ну, как-то не очень. Наверное, хвост стоило бы сделать другим». Таким образом можно идти, и это будет честно, если мы действительно видим, что рисунок плохой.
Мы можем заметить какую-то положительную деталь: «Смотри, вот у тебя хвост очень хорошо получился». Или: «Посмотри, ты хорошо написал вот эту букву, здорово, если они все такие будут, ты можешь!» Это дает внутреннее знание ребёнка: я могу, если я сделал это один раз, значит, могу это повторить, это уже во мне есть.
– Есть мнение, что не нужно хвалить ребёнка за то, что ему дано от природы. Например, если он быстрее всех бегает, прекрасно учится, потому что ему легко даётся, или у него очень хорошая память, то ему не стоит об этом говорить.
Но почему? Мне кажется, здорово, чтобы человек знал свои сильные стороны. Уверенность в своих сильных сторонах нужна, если мы верим в себя, мы можем свои таланты, заложенные Богом, использовать с пользой.…
И другой вопрос: как сделать, чтобы ребёнок не гордился нездорово, и его уверенность не переросла в самоуверенность?
– Спасибо за вопросы, действительно, это очень важно. Но всё же будем говорить о том, что наша задача – вырастить ребёнка так, чтобы его самооценка была адекватной.
Что такое адекватная самооценка? Это когда я знаю о себе, понимаю свои сильные и слабые стороны, и могу на это нормально реагировать. То есть я не впадаю в отчаяние, если вдруг сделал что-то не так, если я ошибся. И не превозношусь, понимая, что поступил хорошо.
На самом деле в каждом из нас есть максимальное проявление каких-то качеств, например, аккуратности или честности. И мы бываем неряшливы, но максимально неряшливы – редко, в основном мы где-то между.
Адекватное знание и понимание себя, что я бываю и таким, и таким, и таким, и возможность себя принимать разным, любым в разные периоды жизни, и поддерживать – это и есть хорошая самооценка – нормальная, адекватная самооценка.
И это не значит, что мне всё в себе нравится, какие-то качества мне могут в себе не нравиться, какие-то могут быть неудобны. Но, только видя и признавая, что это у меня есть, я могу с этим что-то делать, не пытаясь как-то себя скрутить в узел.
По поводу того, чтобы не хвалить за то, что у ребёнка есть от природы. На мой взгляд, это очень важно – говорить ребёнку о том, что у него есть хорошего.
Подсознательно мы стремимся вырастить идеального ребёнка, и бывает, что мы концентрируемся на том, чего не достаёт ребёнку, то есть на его недостатках: «Да, у меня ребёнок хороший, но вот только учится он не очень». И всё время вставляем вот это «но», обесценивая то, что есть.
На самом деле то, что у него есть сейчас, здесь, те его сильные качества – это та платформа, на которой он далее может выстраивать себя как личность. То, с чего может начинать и чувствовать себя устойчиво.
– Может быть, есть ещё какие-то советы относительно похвалы, о которых мы, родители, не знаем?
– Да, есть важный момент, вредный. Может быть, это оценочная похвала, когда мы преувеличиваем какие-то качества ребёнка. Ну, например, если ребёнок сказал правду, и родитель говорит: «Какой ты у меня честный, прямо самый честный на свете!»
И здесь что происходит: да, ребёнок сказал правду, это факт. Но в этот момент перед ним могут возникнуть те события и те ситуации жизни, когда он поступил нечестно. Когда он что-то скрыл от родителей, утаил, не сказал правду, и здесь возникает напряжение.
Напряжение и тревога: а что, если они узнают, какой я на самом деле? И тут может быть два пути: либо я буду стараться и стремиться изо всех сил достигнуть этой невероятно высокой планки, которой нереально достигнуть обычному человеку – потому что нереально быть всегда исключительно честным.
Либо второй вариант: я буду делать (опять-таки это неосознанный выбор) так, чтобы папа или мама поняли, какой я, что я на самом деле обычный, что я могу и плохо поступать, – и не отвергли меня таким.
И тогда мы встречаем ситуации, когда хорошие девочки или хорошие мальчики совершают какие-то невероятные, не свойственные им поступки, которые удивляют: и как он вообще мог это сделать? Либо когда ребёнок – вроде мы все время его хвалим, – начинает вести себя плохо, капризничать, и как будто нам доказывает: я такой на самом деле, полюби меня таким, прими меня таким.
– И как же тогда похвалить в такой ситуации правильно, чтобы не получилось то, о чём вы только что рассказали?
– На наших курсах «Диалог с ребёнком» мы говорим родителям: похвалу можно выстроить по формуле «факт + эмоция». «Ты поступил честно – мне так приятно, что ты сказал правду!» И ребёнок сталкивается несколько с другим отношением.
«Я очень рада, такой порядок, такая чистота, так приятно в такую комнату зайти». Опять-таки, налицо факт: в комнате чистота; эмоция: мне приятно туда зайти. Вот по такой формуле можно ориентироваться.
– То есть свои эмоции тоже важно вкладывать в похвалу? «Факт + эмоция» – очень хорошая схема, и, наверное, может помочь родителям сориентироваться.
Но мне бы хотелось понять: как из деток вырастают люди излишне самоуверенные, которые, например, не обладая какими-то качествами – скажем, профессиональными, уверены, что у них всё получается хорошо?
С одной стороны, наверное, им проще живётся. А с другой стороны, все-таки видно, что им не хватает адекватной оценки себя. Это перехваленные или недохваленные люди, или это вообще не связано с похвалой в детстве?
– Это как раз связано с похвалой. На самом деле то, что эти люди обладают какой-то невероятно большой самооценкой – это иллюзия. У таких людей самооценка невысокая. Дело в том, что они выбирают другой путь подтверждения и поддержания этой самооценки. Это путь через отражение: мне всегда нужен другой человек – либо лучше, чтобы это было несколько людей, которые бы отражали, что я хороший, я замечательный, я сделаю правильно.
Самовлюблённые люди демонстрируют кажущуюся самодостаточность. Это идёт из детства, когда слишком часто звучит глобальная похвала, гипер-похвала.
Плохо, когда родитель повторяет: «Ты у меня самый лучший, ты у меня самый прекрасный, они вообще не достойны тебя, не надо с ними связываться!»
Либо так происходит, когда родители очень многое ожидали от ребёнка и всё время ему говорили, ставили вот эту невероятно высокую планку: ты достоин большего, ты можешь больше! И это – тот путь, когда я пытаюсь достичь, и мне всегда нужен кто-то, кто будет говорить, что я молодец, иначе мне становится очень плохо.
Дети очень чутко реагируют на несправедливость: я внутри себя знаю, какой я на самом деле. Я знаю, что я недостаточно честный, я знаю, что я не изумительный, я знаю, что я не самый лучший – я разный.
А невозможность принять себя разного – а вдруг родители узнают и меня отвергнут? – потом переносится на взрослую жизнь.
– Полина, а нужно ли компенсировать ребёнку недостаток похвалы?
Ну, например, ребёнок занимается в художественной школе, он нарисовал прекрасный натюрморт, но учитель его не похвалил, или сказал: «нормально» – такая у него манера, или он считает, что критикой лучше замотивирует своих учеников.
Что тут лучше делать родителям: поговорить с учителем или же поговорить со своим ребёнком, или же просто дома это как-то компенсировать?
– Мне кажется, здесь я бы с учителем бы не стала говорить, если нет явных оскорблений в адрес ребёнка. Дома – да, и компенсировать можно: нам нужно делать всё, чтобы у ребёнка было вот это внутреннее знание – какой я. Вне зависимости от того, что скажут окружающие, и в этом наша основная задача.
Поэтому мы подготавливаем его, когда хвалим описательно, к этим моментам, и мы можем у него спросить: «Скажи, а сам ты как оцениваешь свои результаты, ты сам доволен?» И если ответ будет «да», тогда мы можем помочь.
И могут быть какие-то фразы помощники: что-то вроде «главное, что мне это нравится», или «важно то, что я о себе знаю» – какие-то фразы, которые помогают ему выходить из этой критики самостоятельно.
Если он недоволен, то можно попробовать узнать, насколько адекватно он оценивает свои возможности. Например, если он занимается каждый день до семи часов вечера, то понятно, что с учёбой будут какие-то проблемы.
И чтобы он не считал: я такой плохой, ничего не успеваю – надо помочь ему понять, что реально сложно, может быть, даже невозможно учёбу сочетать с очень объёмными дополнительными занятиями, кружками, секциями.
И здесь важно, чтобы ребёнок научился оценивать свои силы. Так мы переводим его от зависания «что-то со мной не так» к действию, к пониманию, «что я могу сделать».
– Есть ли такое понятие как захваливание, и есть ли дети или, может быть, взрослые, глядя на которых вы как психолог видите захваленного ребёнка?
– Да, мне кажется, это как раз то, о чём мы говорили: когда человек с очень завышенной самооценкой не признается себе, что с ним что-то не так. Но поиск постоянного подтверждения, что я «самый-самый» – это очень энергозатратно.
И такое может случиться, когда мы даём преувеличенную похвалу и неадекватно оцениваем то, что ребёнок делает. Или когда мы делаем всё ради ребёнка, то есть такой стиль воспитания: «ладно, что я – вот лишь бы он; у меня детства не было, пусть у него будет всё!»
– В общем, можно проследить какую-то тенденцию родителя, захваливающего своего ребёнка. А может, он сам недополучил в детстве этой похвалы? Как осознать родителю проблему, как ему понять, что он что-то делает не так и начать корректировать своё поведение?
– На мой взгляд, родителю очень важно начинать с себя, и начинать не с того, что я что-то делаю не так, а с той реальности, в которой я нахожусь как родитель.
Если я как родитель считаю себя ничтожным, то какого ребёнка я могу воспитать, какого результата хочу достигнуть? И, наверное, здесь хорошо учиться хвалить себя и поддерживать себя как родителя.
И тогда, когда не будет этих залипаний и зависаний, когда у нас не будет очень больших требований от себя как от родителя, то требования от ребёнка тоже будут более земными, более реальными, которых можно будет достичь.
– Многие родители понимают, что сравнивать детей нельзя, что сравнение – это не самая здоровая форма воспитания, когда мы постоянно сравниваем братьев, сестер, или, например, ребенка с его одноклассниками.
Но большинству родителей этого не избежать, например, если мы спрашиваем ребёнка: «Ну, как ты написал контрольную работу?» Он говорит: «На четыре». И мы тотчас спрашиваем: «А другие?» И если мы слышим, что у всех пятёрки, а у него одного четвёрка, то вроде и не хочется хвалить. А когда он говорит так: «Почти у всего класса тройки, всего две четвёрки» – «Молодец!»
Невольно получается, что мы его хвалим, сравнивая, и ребёнок это, естественно, считывает. Или такое: «Молодец, что ты учишься лучше, чем твои одноклассники!»
Своей преувеличенной похвалой его оценке мы его как будто бы сравниваем с остальными. Это ошибка?
– Сравнение – вообще очень болезненная вещь, которая ведёт к очень многим последствиям. Мы чувствуем себя комфортнее, когда наш ребёнок лучший, наш ребёнок выделился. Это, конечно же, опять-таки вопросы к себе.
На мой взгляд, тренировать воздержание от сравнений – это очень важно, очень ценно. И если ребёнок приходит и говорит, что у меня четвёрка – отвечаем: «Здорово!», стараясь не переносить на других.
И если он сам переносит, говорить: «Ты знаешь, я рад, что у тебя такая оценка, я не хочу слушать, как написал весь класс, я очень рад за тебя».
–Хотелось бы подвести какой-то итог: за что мы хвалим, когда, как часто, и может быть, каких ошибок можно избегать?
– Хвалить можно так часто, как только есть возможность; хвалить можно по-разному; благодарность – это тоже своего рода похвала, это очень приятно, когда мы просто говорим «спасибо». Называть ребёнка разными мягкими словами: «ты мой котёночек», или «ты мой зайчик» или «ты такой хороший» – это тоже своего рода похвала.
Хвалить, как мы уже сказали, будем, описывая то, что он сделал по формуле «факт + эмоция» – говорить то, как мы к этому относимся, что мы видим.
Есть такое мнение, что за одно критическое замечание нужно делать три замечания поддерживающих, об этом тоже важно помнить. И вообще, очень хорошая практика: переориентировать с того, чего не сделал ребёнок, на то, что он сделал; на то, что у него получается, и себя, в том числе, переориентировать.
– И последнее, о чём хотелось поговорить, это похвала подростка. Мы все время говорим о похвале ребёнка, как будто бы у подростка совсем другие ожидания от родителей.
Многие подростки как будто пренебрежительно относятся к похвале родителей, потому что им нужно признание где-то вне семьи. Но ведь это не означает, что родители должны перестать его хвалить?
– Нам кажется, что подростку нужно признание вне семьи. Но это не значит, что ему не нужно признание в семье. Всё равно у подростка есть тоска по признанию в семье. И есть такая версия, что подростки во много раз меньше слышат похвалы, вообще что-то доброе от родителя.
Похвалить их бывает очень трудно, они очень ершистые, и на каждое слово от них можно услышать: «Отойди от меня, что ты меня трогаешь!» В любом случае родителю важно найти возможность сообщить ему о своей любви.
Пусть это не будет прямая похвала в лоб. Но каким-то образом, может быть, какими-то там сюрпризами, подарочком, может, иногда приобнять – нужно выражать своё отношение, и ни в коем случае – при других детях! Сказать – я тебя люблю.
Обратить внимание не на то, какой у него бардак в комнате, а то, что душно: вот, я взял, форточку открыл проветрить. То есть искать какие-то такие вещи, за что можно похвалить, что можно сказать хорошего – подростку это очень важно.
И потом, даже если подросток отбрыкивается, говорит: «Не надо мне вообще от тебя ничего слышать!» – то это не значит, что ему это неприятно. Приятно и нужно.
– А родителям, супругам тоже необходимо хвалить друг друга?
– Безусловно. Опять та же история, когда мы привыкаем обращать внимание на то, что не сделал, на то, чего не хватает, не вынес ведро, полы не вымыты, зарплата маленькая и т.д. А надо бы: «Как хорошо, что ты пришёл, как я рада тебя видеть!» Или: «Как здорово, какой вкусный ужин у нас был!» Элементарные фразы.
Я вижу, что ты делаешь – для меня это важно, для меня это ценно. И здесь ключевое, о чём бы я хотела сказать – то, что заметили Вы, Марина, – что в похвале очень важна сосредоточенность и внимание, чтобы это было не мимоходом.
Потому что даже идеально выстроенная, правильная описательная похвала не попадёт в цель, если она произнесена небрежно, мимоходом.