как дела в школе какие оценки
Как не испортить жизнь ребенку погоней за оценками
Любоваться на дневник с пятерками – мечта родителей любого ребенка. Звание лучшего ученика льстит мамам и папам. Но что же делать, если отпрыск не оправдывает ожидания? Как реагировать на отрицательные отметки в дневнике, особенно когда ученик способен на лучший результат? И нужно ли ругать школьника за оценки, которые вам не нравятся? Ответы на эти и другие вопросы искала журналист, мама двоих детей Евгения Бородина.
В наши дни не модно плохо учиться. Хорошие отметки ребенка воспринимаются как его пропуск в лучшую жизнь, показатель благополучия всей семьи. Конечно, в глубине души все родители мечтают видеть своих детей отличниками. Но что же делать, если надежды не оправдываются и дневник пестрит тройками?
Кажется, все просто. Нельзя пускать на самотек слабую учебу, тем более в случае, когда есть все предпосылки для отличных результатов. И прежде всего надо разобраться в причинах неуспеваемости или занятий спустя рукава.
Можно посоветоваться с учителями, спросить, в чем слабые стороны ребенка, как он занимается на уроках. Также необходимо обратить внимание на режим дня: успевает ли школьник отдохнуть, не слишком ли отвлекается на посторонние дела и добросовестно ли выполняет домашние задания.
Между тем психологи напоминают, что ученик ученику рознь. К каждому ребенку нужен свой особенный подход. Бывают дети, которые учатся легко и получают положительные оценки без особых усилий, но порой на волне самоуверенности позволяют себе чуть-чуть расслабиться. Их достаточно слегка пристыдить за поверхностное отношение к учебе и деликатно помочь взяться за ум.
А кому-то не дано осваивать программу лучше и быстрее других. Им приходится мириться с отсутствием пятерок. Но не все взрослые готовы принять такую ситуацию, и на незадачливых школьников обрушивается родительский гнев.
В детстве со мной в школе училась девочка, которую родители наказывали за тройки. Между тем твердая тройка (или четверка с минусом) была объективной оценкой ее знаний. Ни одно наказание в мире не изменило бы эту ситуацию. К средним классам родители перестали требовать от нее невозможного. Но до этого времени ученица жила в постоянном страхе перед ремнем и, вероятно, боялась возвращаться домой с очередной тройкой. Нетрудно представить, каким кошмаром была для нее школьная жизнь.
Не в лучшей ситуации и ребята, которые способны учиться на пятерки, но, например, из-за невнимательности или стеснительности периодически получают другие, менее желанные отметки. Им, пожалуй, достается больше всего. Требовательные родители, зная, что дети способны на большее, негативно реагируют на любую оценку ниже пятерки. В этой ситуации излишнее давление на ребенка приводит к неуверенности в своих силах и чувству вины.
Бывает, что родители требуют от детей отличных оценок только потому, что не хотят ударить в грязь лицом перед знакомыми.
Если перефразировать известный афоризм английского философа Фрэнсиса Бэкона, то можно сказать, что оценки – хороший слуга, но плохой хозяин. Цифры в электронном дневнике подсказывают родителям, все ли в порядке с процессом обучения, сигнализируют, какие предметы школьнику надо подтянуть и как он усваивает материал. А ученику дают право гордиться собой или побуждают заниматься более интенсивно. В этом и предназначение отметок.
Если способный ребенок с хорошим потенциалом периодически получает тройки, то не имеет смысла благодушно отмахиваться от электронной ведомости со словами: «Это всего лишь оценки, я-то знаю, что он умный». Надо принять сигнал и разобраться в ситуации.
Но родителям не стоит зацикливаться на каждой десятой доле балла и тем самым превращать жизнь школьника в постоянный кошмар. Мало того, взрослым людям подпадать под влияние цифр в дневнике порой не просто нехорошо, но и преступно. Когда родители гневно выкрикивают в лицо ребенку обвинения в тупости и безделье, не время ли остановиться и подумать – каково школьнику жить в этом страхе и будет ли он считать безопасным дом, где его постоянно пилят за оценки.
Не каждый выдерживает прессинга. Кто-то закрывается от влияния взрослых и перестает доверительно с ними общаться. Другие демонстративно меняют отношение к учебе, спуская все на тормозах, раз уж их результаты все равно постоянно обесцениваются. В подростковом возрасте безысходность может подтолкнуть даже к роковому шагу, например к уходу из дома.
Считается, что добросовестный, мотивированный на учебу ребенок сделает все возможное, чтобы усвоить программу и накопить знания. Ответственная работа в любом случае даст свои плоды. Честь и хвала отличникам, которые благодаря уму и прилежанию все годы учебы в школе достойно держат марку. Но успехов добиваются и те, кто не претендует на звание лучших из лучших. Надо помнить, что у каждого свой путь. И на этом пути родители должны помогать детям, а не думать о том, достаточно ли благополучно они смотрятся со стороны.
Табу на «Как дела?»: как разговаривать со школьником правильно
Многие родители мечтают, чтобы у них с детьми были близкие и доверительные отношения, чтобы они были в курсе всех их школьных дел, а ребенок не только слушался их, но и считал своими друзьями. Но, как показывает практика, во многих семьях мечты о хорошем общении так и остаются мечтами, ведь дети упорно не хотят идти на контакт, откровенничать и делиться своими переживаниями. Психологи утверждают, причина такого поведения школьников — в неумении самих родителей спрашивать.
«Практически все родители, встречая своего ребенка после школы, задают вопрос «Как дела?», и в результате получают односложный ответ «Все ОК!» или «Нормально». На этом разговор и заканчивается, родители начинают заниматься своими делами, а дети — своими. Потому после такого разговора ни родители не узнают о действительном положении вещей, ни ребенок не может рассказать о том, что с ним происходит. А доверие, эмоциональный контакт и желание общаться постепенно сводятся на нет, — говорит Марта Юдина, детский и подростковый психолог. — Чтобы узнать у подростка, как он по-настоящему себя чувствовал в школе, что у него произошло и были ли какие-то неприятности, нужно разговорить его, а это часто очень непросто. Задавая дежурный вопрос «Как дела?» изо дня в день, мы сами подсказываем на него ответ, и дети говорят то, что, по их мнению, мы хотим услышать. Потому, уставший после уроков школьник, скорее всего, скажет: «Все нормально» — и удалится в свою комнату. А причина «отчепного» ответа в том, что такой вопрос не подразумевает использование при ответе эмоций и собственного мнения».
Психолог уверен, что для доверия и желания общаться в семье родители должны разговаривать с детьми и проводить беседы на «сложные темы», т. е. задавать вопросы так, чтобы во время ответа на него ребенок высказывал свое мнение, анализировал ситуацию и находил причинно-следственную связь между поступком и его последствиями, даже если этот поступок смоделированный. Например, поразмыслить и в то же время проявить свои настоящие чувства поможет вопрос «Как ты думаешь, что сегодня хорошего и плохого произошло в школе? Почему?»
«После семи лет ребенок должен участвовать в семейных советах, его мнение должно обязательно учитываться, — считает Марта Юдина. — Но ни в коем случае нельзя говорить «Ты не прав, правильно будет сделать так». Позвольте ребенку надеть «мантию эксперта», пусть он аргументирует свое мнение примерами из своей жизни и жизни семьи. А вопросы типа «Как прошел твой день?» замените на «Почему ты сегодня прибежал домой вприпрыжку и с улыбкой?» или «Почему ты сегодня пришел такой грустный?». Главное условие — вопрос должен начинаться с «Почему?» и просьбы объяснить эмоции. Так у сына или дочери появится больше вариантов для размышлений и ответов».
Призывайте к эмоциям
Обычный диалог в каждой семье: «Как дела в школе?» — «Нормально». На этих двух фразах он обычно и заканчивается, ведь вы фактически спрашиваете о вещах, которые произошли, но которые не наложили эмоциональный отпечаток на ребенка, потому они ему кажутся незначимыми и говорить о них он не считает нужным.
Чтобы действительно узнать, как у ребенка дела в школе, как он там себя чувствовал целый день, нужно призвать к эмоциям. Традиционный общий вопрос «Как дела?» поделите на несколько подвопросов и в каждом из них узнайте о какой-то одной эмоции. Например, можно построить разговор следующим образом: «Расскажи, что сегодня смешного было в школе? А над чем ты смеялся больше всего?», «С кем ты сидишь за партой? А если бы у тебя был выбор, с кем бы ты сел, почему?», «Тебе сегодня было скучно в школе, на каком уроке было скучнее всего, почему?» и т. д. Такие вопросы не только помогут ребенку вспомнить и пересмотреть свой день, но и сделать анализ своего поведения и того, в связи с какими ситуациями такие эмоции у него возникают. Это помогает научиться общаться, доступно излагать свои мысли и формирует эмоциональный интеллект.
Разговаривайте с ребенком об интересном
Задавая вопрос: «Как дела в школе?», родители обычно хотят получить на него ответы об оценках, ел ли ребенок «первое» в столовой и много ли задали уроков. Но ему это неинтересно, и он действительно не понимает, почему должен поддерживать беседу, на которую попросту жалко тратить время. В результате дети отвечают односложно, чтобы просто «предки» отстали. Если вы намерены разговорить ребенка, задавайте ему вопросы, на которые нельзя ответить «да», «нет» или «хорошо». Например, хорошо помогают разговорить вопросы по типу: «Давай, я попробую угадать, какие три вещи ты сегодня делал?» или «Каким был самый веселый урок в школе, почему?» Такие вопросы побудят ребенка размышлять и анализировать, потому отвечать он будет долго, а если увидит, что его внимательно слушают, продлит беседу и уже на другую тему. Можно взять на вооружение интересы школьника. Например, узнать, много ли детей в классе имеют смартфоны или в какой социальной сети «зависают» одноклассники. А когда ребенок уже разговорился, то узнать, как прошел его день, не составит труда.
«Нет» закрытым вопросам
Закрытые вопросы предполагают ответ «да» или «нет» без дальнейшего продолжения темы. И чтобы разговорить ребенка, старайтесь задать вопрос так, чтобы он мог долго рассказывать, рассуждать и в конце сделать свой вывод. Например, если ребенок пришел грустным из школы, не спрашивайте у него: «Ты получил плохую оценку?» или «Ты поссорился с друзьями?» Лучше перефразируйте вопрос. «Почему ты такой грустный?», «Что случилось?» — это звучит как приглашение к обсуждению. В этом случае ребенок поймет, что во время разговора он сможет вам объяснить, какое именно событие вызвало у него такие эмоции. Он не станет бояться того, что открывшись, его опять отругают за двойку или прочтут лекцию о том, как правильно себя вести с учителем.
Начинайте издалека
Прямой вопрос подразумевает прямой ответ. Но если вы хотите услышать не только сухие факты или заготовленные фразочки, следует подходить к расспросам ребенка издалека. Например, не рассчитывайте, что вы получите получасовой рассказ после вопроса: «Как отношения с той девочкой?» Будьте хитрее. Если вы знаете, что ваш ребенок пошел в кино с девочкой, не спрашивайте его напрямую о свидании. Быстрее разговорить подростка получится вопросом о фильме, который смотрели, о том, где гуляли после сеанса. А когда ребенок начнет рассказывать о вещах, не касающихся, на его взгляд, самого свидания, вы непременно услышите интересующую вас информацию или сможете потом, зацепившись за какие-то слова ребенка, выспросить то, что вам надо.
Слушайте ответ, смотря на ребенка
Если родитель задал вопрос «Как дела?» на автомате, ребенок это непременно почувствует. Потому и ответит точно такими же заготовленными фразами. Задавайте вопросы с искренним интересом, тогда у школьника не сложится впечатления, что вы хотите вытянуть из него тайну или узнать что-то, за что можно прочитать лекцию о правильном поведении. Когда ребенок вам начнет отвечать, смотрите на него очень внимательно, отложите дела. Так он вам станет доверять. А кому верят, тому и рассказывают все самое сокровенное, делятся тайнами и спрашивают совета.
Расспрашивайте между делом
Как только школьник перешагнул порог квартиры, у него явно не то настроение, чтобы делиться своими переживаниями и событиями дня. Он устал и хочет отдохнуть. Потому не налетайте на него сразу с допросами. Расспросами стоит начать заниматься через час-полтора после его прихода из школы. Не стоит задавать вопрос в лоб: «Как в школе?», заговорите с ним во время каких-то дел, например, попросите помочь вам с приготовлением ужина и начните рассказывать о своих делах на работе, ребенок непременно поддержит беседу и станет делиться тем, что произошло сегодня и в его жизни.
Говорите меньше, чем ваш ребенок
Если во время ответа ребенка вы начнете его перебивать, давать наставления, проводить анализ его поступков, а тем более ругать — школьник собьется с мысли и, растерявшись, примет позицию подчиненного. А как известно, подчиненные не спорят и не высказывают свое мнение, принимая позицию начальника, хочет он того или нет. И если в дальнейшем в его жизни будет происходить то, что вам не понравится, он никогда не откроется. Дождитесь окончания рассказа ребенка и спросите о том, что он чувствует после этих событий. И вместе разберите ситуацию «по косточкам».
Как относиться к школьным оценкам ребенка?
Система оценивания знаний в большинстве наших школ не меняется много лет. Наши дети получают те же баллы, что и мы в свое время, и их деды-прадеды.
Евгений Субботский психолог, специалист в области детской психологии и психологии развития
Школьные отметки: за или против?
Система оценки знаний в большинстве наших школ не меняется много лет. Наши дети получают те же баллы, что и мы в свое время, и их деды-прадеды.
Да, наше восприятие и реакции во многом индивидуальны. И все же любого ребенка — от двоечника до отличника — школьные отметки держат если не в страхе, то в постоянном напряжении. И создаем это напряжение большей частью мы, родители.
Психологи задавали один и тот же вопрос учащимся самого разного возраста, учителям и родителям: «Считаете ли вы необходимым изменить существующую в школе систему оценивания?» Самыми готовыми к изменениям оказались наши педагоги (таких почти 90 процентов из опрошенных). Меньше всего тех, кто хотел бы изменений, — среди отвечавших пап и мам.
Причины такого консерватизма могут быть разными. Не исключено, что для некоторых родителей школьная оценка — это удобный инструмент управления ребенком. Принес пятерку — получай награду; плохую оценку — не получишь моего внимания, не возьму в поездку, не дам карманных денег (список можно продолжить).
Интересный факт: учителям предписано инструкцией Министерства образования не выставлять первоклашкам оценки ни в тетради, ни в дневники, ни в классный журнал. Это в течение всего первого года обучения. И все же большинство учителей это делает, несмотря на запреты. Почему? В ответ на просьбы или требования самих родителей. Хотя есть ведь и другие способы узнать, как ребенок осваивает учение. Просто многим папам и мамам так проще.
Как реагировать на оценки?
Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чувством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие — постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо выглядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей.
Если единственная цель — получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений (и развлечений). Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии.
Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого — тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.
Не все школьники хотели бы, чтобы отметки вовсе исчезли из их жизни. Для некоторых физически и психически здоровых детей, нацеленных на лидерство, это и стимул к успеху, и награда за успехи. У таких школьников стремление к наилучшему результату, конечно, стоит поощрять.
Встречается у детей и противоположное отношение к отметке. Кажется, что они вовсе не придают значения своим учебным успехам. Это может выглядеть как отсутствие целеустремленности, желания преодолевать трудности. Но они же способны глубоко переживать из-за неудач в спорте, какой-то области искусства или в общении со сверстниками. Им нужно помочь раскрыться в любимых занятиях, научиться именно здесь ставить цели и добиваться успеха.
Что оценивается: знания или результат?
Мы уже говорили, что об относительности оценок задумываются теперь и в самой школе — источнике тревог. Многие учителя понимают: важно оценить не только результат, но и затраченные ребенком усилия. Возможно, со временем вместо оценок по пятибалльной системе ученик увидит в тетради или в дневнике определения: «Очень старался!» или «Необыкновенно трудолюбив!». Возможно, для проверки знаний будут использовать стандартные тесты по предметам с оценками по стобалльной системе, как в канадских и американских школах. Или вообще отменят оценки, как в шведских школах. Конечно, до этого еще далеко. Но вы можете помочь своему ребенку уже сейчас.
— Дайте ребенку понять: школьная оценка — это просто инструмент для измерения твоего уровня знаний или навыков в определенной области конкретного предмета. Она показывает, насколько ты уже продвинулся в изучении и сколько еще можно сделать. Она не оценивает тебя как личность, и моя любовь к тебе не зависит от школьной отметки. Не она определяет твои будущие жизненные успехи и неудачи, а твоя способность ставить перед собой цели и учиться на ошибках.
— Старайтесь получить как можно более полную информацию о системе оценки в той школе, где учится ваш сын или дочь. Узнайте критерии выставления оценки за разные виды работ (домашние задания, устные ответы на уроках, различные проверочные работы, ответы на экзаменах) по интересующим предметам. Все это должно быть представлено в нормативных документах, и вы имеете полное право ознакомиться с этими документами. Например, за какое количество ошибок в диктанте выставляется та или иная отметка, сколько задач в контрольной работе достаточно решить для удовлетворительной оценки и т.д.
— Может случиться так, что вам или вашему ребенку оценка, поставленная учителем, кажется несправедливой. Постарайтесь найти конструктивный выход из ситуации. Не исключено, что в конкретном случае стоит «качать права». Но это не должно становиться для вас и вашего школьника самоцелью. Желательно, чтобы он сам учился «по-взрослому» решать эти вопросы со своим педагогом.
Один из неиссякаемых источников плохих оценок у наших учащихся — проблемы с русским языком, низкая грамотность. А ведь зачастую первопричина — в специфических речевых нарушениях у ребенка.
Постепенно ситуация хронического неуспеха отбивает любое желание заниматься этим предметом. Речевые нарушения у детей встречаются достаточно часто. Одно из них — нарушение письменной речи, так называемая дизграфия.
Такие учащиеся делают огромное количество ошибок в письменных работах. Причем на взгляд неспециалиста они могут быть нелепыми и необъяснимыми. Таким детям нужны постоянные и длительные занятия с логопедом. Быстрых сдвигов обычно ждать не приходится.
Так вот, не все родители знают, что таких детей разрешено оценивать дифференцированно. Оценки по русскому языку им снижаются только за ошибки из-за незнания правил. Наличие чисто речевых ошибок не должно влиять на отметку. Если у вашего ребенка подобные проблемы, возьмите заключение после консультации у логопеда и попробуйте договориться с учителем русского языка.
Отличники и отличницы
И у отличников есть проблемы. Их отношения с другими детьми, а затем и взрослая личная жизнь складываются, как правило, далеко не безоблачно. Особенно это касается девочек-отличниц. Их ведь вообще больше, чем отличников-мальчиков. Конечно, проблемы в общении периодически возникают у любого ребенка. Но у отличниц все же несколько чаще, чем у остальных детей.
Дело в том, что такие девочки, несмотря на объективные успехи и постоянное одобрение взрослых, довольно часто имеют низкую самооценку и не уверены в себе. Возможно, они и прилагают столько усилий в учебе, чтобы утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих.
До поры до времени, благодаря трудолюбию и прилежанию, им это удается. У родителей и учителей тревоги они, естественно, не вызывают. Но оказывается, во взрослой жизни послушание и исполнительность далеко не всегда приносят успех и счастье. Привычное в детстве поощрение за послушание не дает развиваться инициативе ребенка. Ему трудно будет освоить умение руководить — хотя бы собой. Не исключено, что кто-то менее способный и трудолюбивый, но более инициативный скорее преуспеет в жизни.
Нередки у бывших отличниц и трудности в отношениях с противоположным полом. С одной стороны, они надеются с помощью этих отношений повысить свою самооценку. С другой, — привыкнув встречать одобрение окружающих из-за успехов в учебе, полагают, что это одобрение автоматически обеспечит им успехи и в других сферах жизни.
Конечно, низкая самооценка свойственна далеко не всем отличницам. Но в таком случае они и не стремятся к идеальным результатам во всем. Позволяют себе иногда получать четверки, не слишком огорчаясь, что это может повредить их имиджу. Их жизнь складывается лучше, чем у круглых отличниц. Ведь уверенность в себе, устойчивая положительная самооценка, активность и инициативность имеют большее значение для счастья, чем природные способности и прилежание.
Родителям со своими отличниками обычно легко, особенно с теми, кто еще не достиг подросткового возраста. Приятно иметь ребенка, который много читает, размышляет, постоянно занят делом, к чему-то стремится, добивается первенства во многом. Но часто у него нет близких друзей и подруг. Иногда по причине большой занятости (дополнительные занятия, многочисленные интересы). Иногда по причине того, что интеллектуалу неинтересно общаться со сверстниками («О чем с ними говорить — о тряпках. «).
Хотя нередко отличники обладают высокой самодостаточностью и не тяготятся своим особым положением, со временем ситуация может измениться. Для успеха в группе подростков учебные достижения уже не так важны, как раньше, в начальной школе. Для подростка главное — общение со сверстниками, ощущение своей принадлежности к какой-то группе, уверенность в своей привлекательности для противоположного пола.
Если вы чувствуете, что у вашего ребенка есть подобные проблемы, предложите ему сделать какие-то шаги для сближения с важной для него группой. Создайте условия для встреч со сверстниками у себя дома. Помогите понять и оценить достоинства тех девочек или мальчиков, которые непохожи на нее или на него. Необходимо иметь опыт общения с самыми разными людьми. А с другой стороны, важно, чтобы была возможность общаться и со сверстниками, имеющими сходные интересы и достаточно высокий интеллектуальный уровень. Наверняка такие найдутся в среде ваших знакомых и друзей.
Личное дело ученика: требования и рекомендации по оформлению
Формируем личное дело
На каждого ученика, который зачислен в первый класс или переведен в вашу школу, необходимо составить личное дело. В личное дело включается карточка ученика и пакет документов, предоставляемый родителями при зачислении. Если документы составлены на иностранном языке, вы обязаны потребовать предоставить их нотариально заверенный перевод.
Родителей также необходимо ознакомить с Политикой об обработке персональных данных и назвать сотрудников, которые будут иметь доступ к личным делам детей. Личные дела может вести секретарь, делопроизводитель, классный руководитель или другой уполномоченный сотрудник, согласно Положению об обработке персональных данных. Сотрудник должен быть проинформирован об ответственности за разглашение персональных данных и подписать обязательство о неразглашении. Личные дела зачисленных в 1 класс необходимо оформить до начала нового учебного года. С образцом обязательства, а также памяткой по формированию личного дела ознакомьтесь в приложении к статье.
Оформляем правильно документы прибывающих и выбывающих
Получение личных дел из других школ оформляют по акту приема-передачи. Оригинал подписывают только если предоставлены все документы. В случае, если каких-то документов не хватает, это необходимо отметить в акте.
В личное дело, которое составила прежняя школа, необходимо включить согласие родителей на перевод, приказ о зачислении, заявление о приеме в порядке перевода, выписку из журнала с текущими оценками, заявление о выборе языка образования. В личные дела как «новых», так и «старых» учеников не нужно включать грамоты и другую информацию о достижениях.
Если родители забирают личное дело в связи с переводом в другую школу, то требовать справку о зачислении в другую школу не нужно. Об этом нам говорит ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-03 о правах, обязанностях и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, где прописывается, что мамы и папы несут ответственность за получение образования ребенком. Таким образом, личное дело необходимо выдать по требованию заявителя.
Ведем и храним личное дело
Требования о порядке оформления, ведения и хранения личных дел необходимо установить в локальном акте школы. Даже если какие-то из этих требований не прописаны явно или не указаны вовсе, нужно придерживаться главного принципа ведения личного дела: наличие исчерпывающего списка документов и хронологический порядок подшивания (по мере предоставления документов родителями). В случае необходимости внести исправление (правку, однако, можно вносить только в те документы, которые оформляла школа) неверные данные нужно зачеркнуть и проставить подпись «Исправленному верить», заверенную печатью.
Личные дела учеников одного класса помещают в общую папку и размещают в алфавитном порядке. К папке также необходимо приложить список учеников с соответствующими номерами личных дел. В случае запроса личного дела, его можно выдать только под подпись. Личные дела необходимо хранить в запирающемся шкафу. Дела выбывших и выпускников передаются в архив, где хранятся три года, затем они подлежат уничтожению.