что такое форма воспитания
Формы воспитания
Формы воспитания – это способы, с помощью которых организовывается воспитательный процесс, коллективная и индивидуальная деятельность учащихся путем воздействия на их чувства и поведение.
Методы и формы воспитания по содержанию немного близки между собой, но имеют некоторые отличия. С помощью методов происходит своеобразное воздействие на личность. Это средства, которые помогают развить нравственные убеждения у ребенка.
Факторы, действующие на выбор средств воздействия:
Учитывая эти условия, возможно определить основные формы воспитания. Их список не является исчерпывающим. Поэтому каждый преподаватель должен найти свой подход.
Формы воспитания в педагогике предусматривают взаимосвязь и взаимодействие между преподавателем и учащимся. Классификация педагогических форм очень велика, но из них выделяют три основные:
Индивидуальная форма воспитания
Смысл индивидуальной формы в том, что к каждой маленькой личности нужен особый подход. С помощью совместных бесед, оказания помощи, душевных разговоров и доверия можно достичь высоких уровней в процессе развития. Главной задачей педагога является изучение личности ученика.
Обучение в групповой форме развивает гуманные отношения среди детей, усовершенствует коммуникабельность. Наставник в этом случае участвует в роли организатора. Его цель – добиться взаимопонимания и уважения между участниками.
Концерты, коллективные походы, экскурсионные поездки, спортивные соревнования – это все способы коллективной формы воспитания детей. Тут учитель выступает как участником, так и организатором и помощником.
Формы обучения и воспитания определяются видом деятельности, способом влияния учителя, временем проведения и подготовки, количеством субъектов. Лучше всего, когда средства воздействия определяются в самом процессе обучения.
Особенности воспитания детей дошкольного и школьного возраста
Форма воспитания дошкольника должна максимально привлекать слушателя, ведь от этого зависит конечный результат.Следует правильно заинтересовать воспитанника, чтоб он не смог отвлечься на что-то другое. Главные условия в процессе становления личности:
Более разнообразна форма воспитания младших школьников. Тут, помимо заинтересованности первоклашек, необходимо создать дружную обстановку в коллективе, помочь деткам сотрудничать между собой и стараться найти компромиссы в разных ситуациях. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте ученик усвоил сущность людей и научился чувству ответственности перед окружающими и самим собой.
Модернизация в воспитании
В практике очень часто используются и нетрадиционные формы воспитания. Они помогают внести разнообразие в саму систему обучения, улучшают атмосферу и делают ребят активными. Это всевозможные тренинги, КВНы, игры, конкурсы. Некоторые педагоги вовлекают в проведение этих мероприятий и родителей.
Сущность понятия «форма воспитания». Многообразие форм воспитательной работы, их общая характеристика.
Форма воспитания– внешнее выражение содержания воспитания, отражённое в актах, приёмах (действиях), операциях, процедурах, средствах, ситуациях взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации. В отличие от метода, который характеризуется содержательно-процессуальной (внутренней) стороной процесса, форма (лат. «наружный, внешнее очертание») отражает внешнюю сторону организации воспитательного процесса. Целесообразно отобранная форма реализации метода воспитания обеспечивает в конечной итоге эффективность всего воспитательного процесса в школе.
Классификация форм воспитания. В педагогике существуют несколько вариантов классификации форм воспитания. Одна из них разработана в логике деятельностного подхода, и подразделяется аналогично классификации методов воспитания на четыре группы:
— формы и методы формирования сознания личности ребенка;
— формы и методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
— формы и методы стимулирования поведения и деятельности;
— формы и методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения (Ю.К. Бабанский).
Значительный интерес представляет классификация форм воспитания, в основе которой лежит логика возрастания их воспитательных возможностей (Е.В. Титова). Данная классификация подразделяется на следующие группы форм воспитательной работы:
Основанием для подобного классифицирования являются: зависимость от целевой направленности воспитательной формы, объективные воспитательные возможности формы и позиции участников воспитательного взаимодействия.
Мероприятия, с точки зрения автора, представляют собой события или ситуации в коллективе, организуемые педагогами с целью воспитательного воздействия на детей. К видам данного типа форм можно отнести беседы, лекции, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки и т.д. Мероприятия предпочтительны и целесообразны в случаях решения сложных просветительских, обучающих и организаторских задач, когда необходим высокий уровень компетентности педагогов или приглашенных специалистов.
Данная типология правомерно дополняется играми, наилучшим образом способствующими исполнению и отработке детьми индивидуально-значимых и социально-значимых ролей, обучению их действиям и привычкам общественно значимого поведения.
Таким образом, под играмипонимается воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе в целях отдыха, развлечения или обучения. Игры отличаются многообразием видов: деловые, сюжетно-ролевые, спортивные, организационно-деятельностные и т.д.
Мероприятия и игры, как правило, проводятся кем-либо для кого-либо в целях воспитательного воздействия или взаимодействия. Вместе с тем они могут быть менее целесообразными, если дети в состоянии самостоятельно организовать творческое взаимодействие. В данных случаях эффективнее организовывать коллективные дела.
Дело трактуется как общая работа, осуществляемая и организуемая членами коллектива на пользу себе и всем. Дела характеризуются самой высокой деятельностно-созидательной позицией детей, опосредованным педагогическим руководством и гуманистической направленностью на развитие личности и коллектива. Некоторые формы данной классификации представлены на рис 13. Система форм воспитания Е.В. Титовой.
Формы воспитания в педагогике
Содержимое разработки
Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
По дисциплине: педагогика
На тему: формы воспитания
Работу выполнила: студентка группы 346
Специальность 44.04.02
Преподавание в начальных классах
Павлова Карина Александровна
Руководитель: Козлова Светлана Александровна
Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:
Содержание и направленности воспитательных задач.
Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
Особенности детского коллектива и его традиций.
Особенности и традиции региона.
Технические и материальные возможности школы.
Уровень профессионализма учителя.
Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.
Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:
— по целевой направленности;
— по позиции участников воспитательного процесса;
— по объективным воспитательным возможностям.
Основной формой воспитательного процесса в школе принято считать мероприятие.
Мероприятие– организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка.
Характерные признаки этой формы: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания, самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. К ним относятся творческие дела или просто организованная, продуктивная общая работа: концерт, посадка деревьев и т.д.
Игры не несут в себе ярко выраженной общественно полезной направленности, но они способствуют развитию и воспитанию их участников.
К ним относятся: деловые игры, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные и др.
Но наряду с этим мнением в педагогической литературе высказывается и другое, суть его в том, что понятие «мероприятие» предполагает известную фрагментарность, разобщенность педагогических влияний, не соответствует комплексному подходу к воспитанию.
Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами (КВД) или коллективными творческими делами (КТД).
Второй подход содержит в себе органичное «слияние» всех видов деятельности, их влияние в едином процессе. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.
Такой подход к формам организации, воспитательного процесса предполагает, что основной формой организации воспитательного процесса выступает воспитательного дела и есть смысл говорить о видах воспитательных дел, выделяя их существенные признаки.
Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.
По времени подготовки и проведения:
— относительно длительная предварительная подготовка.
По способу организации:
— организуемые одним человеком;
— организуемые группой участников;
По характеру включения в деятельность:
По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:
— «открытые» (для других, совместно с другими);
— «закрытые» (для своего коллектива).
По методам воспитания:
По направлению воспитательной работы или видам деятельности:
— организация познавательно-развивающей деятельности;
Стадии формирования классного коллектива :
1. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
2. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
3. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
Классификация форм воспитания˸
1) индивидуальные (к примеру, индивидуальная беседа на этическую тему);
2) групповые (сборы, собрания, классные часы и др.);
3) массовые (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования и др.).
На современном этапе развития педагогической мысли в учебно-воспитательных учреждениях все большее значение приобретают разнообразные групповые и массовые формы воспитательной работы. В случае если рассматривать данный аспект применительно к условиям работы в общеобразовательной школе, то данными являются различные формы внеклассной работы по предметной области (к примеру, работа кружка), формы общевоспитательного характера (по определенному плану работы классного руководителя).
Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.
Формы воспитания
Формы воспитания — это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания «. Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая-групповая и индивидуальная. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности. Например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т.п.
Методы воспитания проявляют свое содержание через:
1. Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение).
2. Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.
3. Создание общественного мнения.
4. Общение, деятельность организованные воспитателем.
5. Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.
6. Погружение в мир искусства и творчества.
Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности воспитательного процесса.
Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:
2. Содержание и направленности воспитательных задач.
3. Возраст учащихся.
4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
5. Особенности детского коллектива и его традиций.
6. Особенности и традиции региона.
7. Технические и материальные возможности школы.
8. Уровень профессионализма учителя.
Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.
Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:
— по целевой направленности;
— по позиции участников воспитательного процесса;
— по объективным воспитательным возможностям.
Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:
— когда нужно решить просветительские задачи;
— когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;
— когда организаторские функции слишком сложны для детей;
— когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
— когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.
По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
— дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
— творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
— коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:
— предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;
— обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
— способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
— эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.
Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.
По времени подготовки и проведения:
— относительно длительная предварительная подготовка.
По способу организации:
— организуемые одним человеком;
— организуемые группой участников;
По характеру включения в деятельность:
По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:
— «открытые» (для других, совместно с другими);
— «закрытые» (для своего коллектива).
По методам воспитания:
По направлению воспитательной работы или видам деятельности:
— организация познавательно-развивающей деятельности;
— эстетическое воспитание ;
Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.
Стадии формирования классного коллектива :
1. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
2. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
3. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
Воспитательные системы школ.
В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников.
Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р. Хенви и М. Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию. Отвечая насущным нуждам человечества на данном этапе развития, они рассматривают мир как единое целое, как огромную глобальную общину, существующую в виде системы взаимосвязей и взаимозависимостей, где благополучие каждого зависит от благополучия всех.
Достичь этого практически невозможно без специальных учебной программы и учебных планов. Приоритеты учебных планов для начальной и средней школ, по У. Книпу, должны быть совершенно различными, но при этом обязательно дополнять друг друга. В начальной школе (в США и многих странах Запада время обучения составляет 6 лет) приоритет отдается развитию концептуальных основ, а также базисным навыкам и умениям. К последним относят умения получать и перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной жизни и т.п.
К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь относит формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. Восприятие мира можно сделать всеобъемлющим за счет изучения естественнонаучных, математических, социальных систем, изучения различных культур и этических ценностей в русле общегуманитарных наук, изучения насущных проблем человечества в контексте естественных и социальных наук, а также собственно глобальных курсов, за счет видения мира в исторической перспективе при изучении истории, литературы и др.
Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени.
Каждый предмет помимо его практической ценности нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста. Таким образом, можно говорить о глубинном проникновении воспитательной структуры в подструктуру дидактическую и о наполненности последней новым содержанием.
Воспитательная система «справедливое сообщество». Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков. Кроме того, здесь нашла отражение теория Жана Пиаже о стадиях умственного развития, о единстве умственного и морального развития в процессе целостного формирования личности.
Идеи «справедливых сообществ» нашли отражение не только в практике американских школ и университетов, но также в разного рода исправительных учреждениях.
«Справедливые сообщества» нацелены на улучшение морального климата школы, для чего вводится ряд демократических процедур: прежде всего равное участие администрации, учителей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания и т.п. Общие собрания становятся неотъемлемой частью жизни школы, возникают собственные традиции и ритуалы. Прилагалось много усилий для превращения школы из учебного учреждения в учебно-воспитательное, где не только приятно учиться, но еще радостно проводить свободное время.
«Справедливое сообщество» позволяет, по мнению Кольберга и его последователей, сбалансировать справедливость и коллективность, обеспечить эффективное развитие каждого ученика, не нарушая целостности школьного сообщества. В идеале «справедливое сообщество» дает возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, трансформировать узкоэгоистические интересы в правила и нормы группового поведения. Но важно не переступить черту, за которой находится прямое давление учителя на ценностные установки учащихся.
Содержанием жизни «сообщества» является разнообразная деятельность на пользу близким и далеким людям: расчистка игровых площадок, сбор средств в пользу нуждающихся, творческие конкурсы, собрания в кругу. Собрания помогают не только организовывать деятельность, но и разрешать конфликтные ситуации, анализировать поступки каждого, оценивать дела «справедливого сообщества». Одной из форм нравственного воспитания является решение дилемм.
Воспитательная система общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.
Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга. Методика коллективного воспитания строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы. Однако впоследствии многие школы, например средняя школа № 825 г. Москвы (директор В.А. Караковский), средняя школа № 51 г. Рязани (директор О. Н. Маслюк), стали с успехом использовать ее и в процессе обучения.
Самоуправленческая деятельность может осуществляться в таких видах, как участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива; участие в работе педсовета; работа в постоянных и временных органах самоуправления; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; дежурство по школе, классу, спецпосту; деятельность советов классов; деятельность дежурных командиров; участие в работе лагерных сборов и др.
Важнейшим условием воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота) и духовных (товарищеское уважение и товарищеская требовательность).
Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.
Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В. С. Библером:
— переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Не готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования должен обладать выпускник школы диалога культур. От молодого человека в современной культуре требуются знания о путях изменения знаний, умение изменять и обновлять умения, навыки изменения и переформирования навыков;
— процесс обучения в школе диалога культур строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения в школе диалога культур. Истинное мышление начинается не там, где человек опирается на наличное бытие, а там, где он ставит вопросы: почему возможно это бытие? почему возможны число, слово, осознание своего Я?
В них, во-первых, развертывается первоначальный анализ тех проблем, которые являются общими, едиными для основных современных понятий (математики, физики, биологии, лингвистики) и для исходных детских удивлений, вопросов, обычно возникающих в психологическом переходе от доминанты сознания (дошкольный период) к доминанте мышления. Во-вторых, в таких узелках исходного удивления сосредоточиваются расходящиеся нити будущих раздельных (но дополнительных) наук о жизни, о времени, о слове. В-третьих, такие узлы будут предметами последующих основных диалогов между различными культурами, классами, возрастами. В-четвертых, сам исходный процесс удивления и усвоения таких узловых понятий осуществляется в сложной динамичной игре внешнего языка и внутренней речи с ее особым синтаксисом и семантикой.
XI класс. Класс специально-педагогический. Здесь выпускники школы диалога культур организуют диалоги между классами, возрастами, культурами, намечают вместе с преподавателями основные темы и проблемы единых для всей школы дискуссий, придумывают методы общения и совместной деятельности.
Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет «сборовских комиссаров», дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия решений существует далеко не только в рамках официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь фиксируют ранее сложившееся общественное мнение.
Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.
Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. Коммунарский сбор довольно трудно отнести к какому-то одному виду деятельности, хотя в его состав в разнообразном виде входят и искусство, и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности. Сбор не имеет какой-либо практической, утилитарной цели.
Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.
В процессе перехода школы в режим работы школы-комплекса были решены сложные, многоплановые задачи:
— создана единая целевая комплексная программа воспитания и обучения, ведущей идеей которой является ориентация наличность ребенка, на ее полноценное развитие и самочувствие в школе;
— выстроены организационная структура и система управления школой-комплексом, которая сложнее, чем в обычной образовательной школе.
Анализ различных зарубежных и российских современных воспитательных систем показывает, что в их основе лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление развивать личность в гармонии с обществом и самой собой.