кабардино балкарская республика мужчины какие они
Традиции балкарцев – семейные запреты и чаша жениха
В высокогорных районах Центрального Кавказа проживает самобытный и интересный народ, что называет себя таулула, а нам известен как балкарцы. Традиции балкарцев издавна сохраняются новыми поколениями. И сегодня во многих селениях этой местности можно заметить старинные обряды и ритуалы.
История и происхождение балкарского народа до сих пор окутаны туманом тайн, однако культура помогает отыскать ответ на многие вопросы. Что же представляют собой традиции балкарцев? Какой уклад семьи и обычаи у этого народа?
Семейный уклад балкарцев
Основная часть семейных обычаев балкарского народа остаётся неизменной на протяжении многих столетий. Уклад жизни, сформировавшийся за долгую историю балкарцев, диктует, что главой семейства всегда выступает мужчина. Женщина же должна беспрекословно подчиняться ему, заниматься хозяйственными делами и воспитание детей.
Согласно традициям балкарцев, женщины не сидят за одним столом с мужчинами, а мужчинам не разрешается находиться в женской части дома (исключение составляют супруг или отец). Муж и жена при посторонних не называют друг друга по имени. Конечно, сегодня некоторые запреты балкарцев немного сглажены, однако основные правила поведения остаются прежними.
Карачаево-балкарский женский национальный костюм – чепкен (балкарки) / © Ахмат Байсиев
В понимании балкарцев мужчина – это защитник, воин, поддержка своих родных. Именно в таком духе с ранних лет воспитывают мальчиков. В балкарских селениях нельзя увидеть женщину, что идёт с тяжёлым грузом, а рядом с ней – мужчина с пустыми руками.
К детям у балкарского народа также несколько непривычное для нас отношение. В отличие от русских семей, здесь наибольшее внимание уделяется не детям, а старикам. Родители должны быть строгими со своим ребёнком, а вот пожилые люди, бабушки и дедушки, вполне могут побаловать малыша. Эта особенность встречается у многих кавказских народов к примеру у Абхазов.
Старцы Кавказа
Благодаря такому принципу воспитания с детства балкарцы знают, что самый почитаемый человек в семье – старший представитель рода. Они с огромным уважением относятся к людям старшего возраста. Общаясь с ними, молодые балкарцы не имеют права спорить или перебивать собеседника – это считается признаком невоспитанности.
Необычные традиции балкарцев
В старину у балкарцев существовало почитание огня. Пламя домашнего очага ценилось особенно. Нельзя было погасший огонь разжигать от углей, взятых у соседей. Для этого в каждом семейств существовал один определённый день, когда можно было “делиться” огнём с соседями или брать угольки для себя.
Не менее интересный и обычай куначества, которого балкарцы придерживаются по сей день. Ещё куначество называют искусственным родством, что, на мой взгляд, очень точно. Установить такую связь могут очень близкие и доверенные люди, настоящие друзья, что желают связать судьбы своих родов воедино.
Для проведения обряда куначества требовалась дружба, проверенная временем, а также проведение особого ритуала. Во время него оба человека наливали в чашу напиток и, поочерёдно давая друг другу клятву, выпивали его.
Танец балкарцев
Свадебные традиции балкарского народа
Свадебные традиции балкарцев не менее интересны. В прежние времена браки часто происходили по договорённости между родителями двух семей, однако с начала прошлого века всё несколько изменилось – теперь инициатива исходит от жениха.
В качестве сватов выбирались наиболее уважаемые пожилые люди. Они выясняют, даст ли невеста согласие на брак с их родственником. Часто решение это принадлежало совсем не девушке, а её родным. Их слово было для неё законом.
Важную роль в подготовке к свадьбе играл калым, выкуп за невесту, который уплачивали деньгами, ценностями. скотом. В случае развода по вине супруга часть калыма записывалась на счёт женщины. Нередко сумма калыма превышала возможности семьи жениха, и тогда мужчины вынуждены были похищать своих невест. После этого уже сам жених определял размер калыма, который обязан был передать родственникам девушки.
Балкарская свадьба / gorets-media.ru
Свадебные обряды Кабардино-Балкарии
В сельской местности у балкарцев по-прежнему соблюдают старинные свадебные обряды. Если невеста живёт в одном поселении с женихом, к его дому она должна пройти путь пешком, в сопровождении подруг и родственниц. Сам жених в этой процессии не участвует.
Обязательная часть образа невест – белое платье, что считается символом молодости и красоты. Обязанностью друзей жениха был выкуп невесты во время свадьбы. После этого жених мог взять на руки возлюбленную, доведя до порога своего дома, после чего сажал на арбу.
Свадьба в Кабардино-Балкарии
Свадьбы балкарцев – шумные и весёлые праздники. Одна из старинных увеселительных игр называлась “Чаша жениха”. В большую чашу (нередко объёмом как ведро) наливалось до краёв пиво, а сам сосуд обильно смазывался снаружи маслом. Скользкую чашу друзья жениха передавали друг другу. Требовалось выпить всё пиво, не пролив ни капли. Конечно, подобное удавалось немногим, а проштрафившийся должен был исполнять пожелания гостей.
Традиции балкарцев с давних времён по сей день не слишком изменились. Некоторые аспекты стали менее значимыми, отношение смягчилось, однако в большинстве своём обряды остались прежними. Современные балкарцы похожи на своих предков. Они остаются такими же гордыми, яркими, своеобразными людьми с богатой культурой, которую бережно хранят.
Почему балкарцы считают себя самыми честными на Кавказе
«У балкарцев почти все родственники – через несколько колен», – рассказывает местный житель Марат Мушкаев.
Сегодня в Кабардино-Балкарии около сотни маленьких сел, которые населяют только балкарцы. Больше всего их в Чегемском, Черекском, Эльбрусском районах и в Верхней Балкарии. В других районах, ближе к равнине, села часто смешанные – там живут и балкарцы, и кабардинцы. В каждом балкарском селении простые жилища соседствуют с древними постройками, а поблизости людные туристические места.
Балкарцы чаще всего живут традиционным скотоводством и торговлей на бойких туристических базарах: там продают шерстяные изделия и сувениры и держат кафе с национальной кухней.
Родственные связи и смешанные села
«У балкарцев почти все родственники – через несколько колен. В селе Эльтюбю, наверное, нет человека, который мне не родственник», – рассказывает Марат Мушкаев, местный житель, предприниматель. «Бывает, что в маленьких селах женятся дальние родственники. Но сейчас молодежь чаще уезжает в города – Нальчик или Чегем. И там уже часто женятся на кабардинцах».
Большие города и села – смешанные по национальностям. Например, в столице КБР – Нальчике – кабардинцев больше по численности. И если балкарцы занимаются ремеслом и сельским хозяйством, то среди кабардинцев больше предпринимателей, офисных работников и госслужащих.
«Депортация сильно повлияла на развитие балкарского народа. В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, по ложному обвинению в пособничестве немецким фашистам, наш народ выселили в Казахстан и Киргизию. Там нам были не рады – считали убийцами и предателями. Люди на чужой земле тяжело работали, дети не учились», – рассказывает Индира Гузеева, городская балкарка, родившаяся в Нальчике и работающая в сфере PR и маркетинга. «В целом, депортация отбросила наш народ в социально-экономическом развитии на пару десятков лет назад».
Ссылка балкарцев продолжалась 13 лет: в 1957 году репрессия признана ошибочной и противозаконной и людям разрешили вернуться на малую родину.
Оседлость и семейные ценности
«Чем балкарцы отличаются от соседних кавказских народов? Они самые оседлые», – перечисляет Индира Гузеева. «Не любят уезжать из республики, привыкли держатся ближе к горам. Когда у моего отца появились деньги, он купил дом на горе в Нальчике – столице республики. Хотя, финансово, он мог позволить себе квартиру в центре или дом в новом районе. Мы очень трудолюбивые и упрямые, привыкли к тяжелому физическому труду – иначе бы просто не выжили».
По словам Гузеевой, считается, что у балкарцев нет коммерческой жилки, которой могут похвастаться их предприимчивые соседи – кабардинцы.
Балкарцы хотят учиться
«Наши деды не могли учиться из-за репрессии, родители – из-за необходимости восстанавливать хозяйство после возвращения, а для нового поколения – высшее образование – это престижно», – продолжает Индира.
Часто за дипломами в городские институты едут даже те сельские балкарцы, которые понимают, что им не понадобятся знания. Выбирают популярные специальности – экономика и юриспруденция, хотя бешеные конкурсы во многих российских вузах на эти специальности уже остались в прошлом.
И все равно традиционный уклад жизни сохраняется: каждый балкарец умеет варить сыр, пасти баранов, работать на сенокосе, вязать шерстяные платки и носки – независимо от пола и социального статуса. Детей воспитывают строго – отцы могут водить дочерей в школу до старших классов. Городские девушки, конечно, могут носить современную одежду, но сельские – чаще всего носят платки. Еще дети в семьях рано приучаются к труду.
«Меня научили вязать в 6 лет и до окончания школы я каждый день вязала шерстяные платки, свитера и носки на продажу. Норматив в день – 9 изделий. И это не только женское занятие – мой брат тоже вязал! В 80-е годы мои родители, как и многие другие балкарцы, возили шерстяные изделия на продажу в другие регионы и на Украину. В 90-е, правда, это уже не приносило таких заработков и мы перестали этим заниматься», – приводит пример Индира Гузеева.
Простые люди в селах, князья – в столицах
В России проживает 112,9 тысяч балкарцев, подавляющее большинство – на исторической родине – в Кабардино-Балкарии, здесь их 108,5 тысяч человек. Остальные пустили корни в Казахстане во время репрессий.
В Турции тоже существует небольшая диаспора балкарцев – по разным оценкам около тысячи человек. Примерно столько же – в европейских столицах. Интересно что балкарцы, уехавшие далеко от гор – это всегда представители высших сословий. Их называют горские князья – таубии. Они представители древних родов – смешанных с кабардинцами. Чаще всего они носят фамилии – Мисаковы, Шархановы, Айдабуловы, в республике их почти не осталось.
От редакции: текст был обновлен 13.05.2020, чтобы отредактировать комментарий, который некоторые читатели сочли оскорбительным. Редакция Russia Beyond приносит свои извинения читателям.
Самые красивые мужчины Кабардино-Балкарии — их любят в России
Небольшая республика на Юге России, которую кратко называют КБР, за считанные годы дала стране много талантливых мужчин.
Ими восхищаются миллионы российских женщин. А россияне мужского пола наверняка завидуют.
В первую очередь, это Дима Билан – талантливый певец и просто красавчик. В 2008 году он занял второе место на «Евровидении», а по сути, стал реальным победителем. Его песня долгое время звучала из каждого утюга в России и по всей Европе.
До него кто только не бывал на «Евровидении», даже Примадонна, но такого успеха не было. Билан по-прежнему собирает полные концертные залы, с успехом гастролирует по стране и не выходит из рейтинга.
А кто ж не знает Султана Хажироко — еще одного певца, композитора и режиссера из Кабардино-Балкарии, основателя музыкального проекта Султан Ураган? Кто не плясал под его песню «На дискотеку», более известную как «Едем-едем в соседнее село»!
С декабря 2013 года этот клип все время крутится в кафе и ресторанах, люди заказывают песню на бис у ди-джеев. Другие известные хиты музыканта — «Понаехали», «Валенки» тоже до сих пор на пике популярности.
Мурат Тхагелов из Нальчика, многократный лауреат северокавказских музыкальных премий «9 волна», впервые прославился как раз с песней Султана Хажироко «На дискотеку».
Но на этом парень не остановился. Он известен всем нам по песне «За тебя калым отдам», которая стала чуть ли не гимном на всех свадьбах Кавказа и не только. И еще одна композиция «Небо для тебя» в дуэте с Амириной» полюбилась российским слушателям.
Астемир Апанасов – еще один сын Кабардино-Балкарии, российский певец, музыкант и композитор, актер театра и кино, Заслуженный артист Республики Адыгея, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Наград у парня много.
Кроме всего прочего, он победитель Международного конкурса «Надежды Европы».
Сейчас он работает совместно с группой «Coffeetime», и за пять последних лет дал более двух тысяч концертов по всему Кавказу.
28-летний Кантемир Балагов, российский кинорежиссер, сценарист и оператор, хоть и ведет немного замкнутый образ жизни и не выставляется в соцсетях, но успешно продвигает свои киноработы.
Его заметили на Каннском кинофестивале и «Кинотавре-2017», где он ярко выступил в кинодебюте с картиной «Теснота». А в 2019 году его лента «Дылда» была отмечена двумя наградами на Каннском фестивале в категории «Особый взгляд».
Подающий большие надежды Кантемир ежегодно радует поклонников новыми режиссерскими работами. А то ли еще будет!
Аскер Бербеков – еще одна звезда Кабардино-Балкарии, 29-летний певец, победитель восьмого сезона популярного вокального шоу «Голос».
Его манеру исполнения и роскошный голос сравнивают с такими знаменитыми исполнителями, как Лучано Паваротти, Муслим Магомаев, Стинг.
Сам он мечтает создать свою джазовую группу. И вероятно, создаст, поскольку уверенно идет в нужном направлении, пишет свои песни и планирует записать альбомы.
10 удивительных вещей, которые музыка делает с нами
Музыка расслабляет и развлекает. Но у нее есть и научное применение: она может воздействовать на мозг сильнее, чем любой другой человеческий опыт.
1. Помогает недоношенным детям
Такие груднички отлеживаются в больнице, чтобы добрать вес и окрепнуть.
И во многих больницах для этого включают и успокаивающую музыку (например, Моцарта).
Канадские ученые выяснили, что музыкальное воздействие повышает у них аппетит и снижает болевой порог.
2. Возвращает жизнь в засыхающие растения
Вкратце: легкая, позитивная музыка способствует скорейшему цветению и одинаковому росту. Тяжелая (рок) дает стремительный рост, но слабое здоровье (поникшие листья).
3. Помогает восстановиться после травм мозга
Речь о таких случаях, когда из-за этого появляются проблемы с движением или речью. Музыка способна стимулировать те сегменты мозга, которые отвечают именно за это.
В частности – возвращается чувство ритма, она работает как подсказка для мозга – и у человека постепенно возвращается чувство равновесия.
4. Профилактика ухудшения слуха
Просто факт: музыканты воспринимают звуки острее, чем люди, далекие от музыки. И с возрастом у обеих групп эта разница все очевиднее.
Разумеется, не будет ничего хорошего, если всю жизнь проводить в наушниках на полную громкость. И музыка не вернет уже потерянный слух.
5. Помогает восстановиться после сердечного приступа
…Или после операции на сердце. Она способствует замедлению сердечных сокращений, снижению давления, а также уменьшению тревожности.
6. Повышает спортивную результативность на 20%
Прямо как допинг. Следует слушать быструю музыку в процессе тренировок, и медленную – на перерыве.
7. Делает более отзывчивым
После положительно настроенной мелодии человек, как правило, быстрее и чаще предлагает свою помощь.
Таков итог исследования с участием двух групп подростков в Великобритании в 2008-м.
8. Укрепляет память
Исследователи из Гонконга обнаружили, что уроки музыки повышают умственные способности у детей, и в частности – вербальную память.
Причем эффект напрямую зависел от того, как долго ребенок занимается музыкой.
В процессе прослушивания музыки люди ощущают меньше боли. Она вызывает эмоциональное и умственное вовлечение, и приглушает боль.
10. Повышает вкусовую восприимчивость к вину
Именно так. Одно недавнее исследование это подтвердило – повышает на 60%.
В случае с белым вином это должна быть бодрящая, задорная музыка. С красным – тяжелая, мощная.
Информация на сайте не является руководством по лечению. Команда сайта настоятельно рекомендует обратиться к профильному специалисту при подозрении на какое-либо заболевание. Информация на сайте представлена для ознакомления.
Как туапсинская пенсионерка спаслась в холодном ночном лесу
Евгении Зариповой через два месяца будет 70 лет. В октябре она впервые в жизни заблудилась.
Она рассказала, как «леший» заводит в лес опытных грибников, а также поделилась опытом выживания.
В этом лесу в районе Малого Псеушхо, говорит Евгения Алексеевна, она была сто раз. Казалось, каждую тропку знает. Но подвела жадность.
Евгения Зарипова с внуком Дамиром
«Сначала я насобирала два ведра летних грибов. А хотелось осенних, но не нашла, — вспоминает Евгения Алексеевна. — Потом иду вдоль ручья вниз, вижу – поваленное дерево усыпано грибами. Я их давай набирать. Высыпала летние и заполнила ведра осенними. Иду дальше – ого, снова поваленное дерево через ручей. И сплошь все в грибах! Да какие красавцы!».
Евгения Алексеевна так увлеклась, что насобирала большой пакет. Еще и кофту сняла, завязала узлом и туда грибов до верху. Не заметила, как время пролетело. А уже смеркалось.
Увешанная грибами и с ведрами в руках Евгения Алексеевна стала спускаться вниз. Всегда вниз по ручью надо идти — на дорогу выйдешь.
Тут и темнеть начало, дождь хлынул. Она стала утопать в грязи, сапоги то и дело застревали. Упала несколько раз. Раздавила ведерко с грибами, упала на кофту, что за спиной. Подавила, рассыпала грибочки. Осталось одно ведерко.
Жажда и голод мучают, при диабете шутки плохи. Из ручья не попьешь, он грязный в дождь. Боярышника горсть набрала – и в рот, полегчало.
«Когда совсем стемнело, поняла, что переночевать где-то надо, из леса уже не выйду, — говорит Евгения. — Позвонила сыну, сказала, что приду утром, заночую здесь. А он воскликнул, какая ночевка, замерзнешь!».
И точно. Замерзла бы! Вся мокрая до нитки она соорудила себе из листьев ночлег у огромных стволов дерева, облокотилась.
Была ли паника? Нет, признается Зарипова. Сказались 8 лет работы в милиции, нервы железные. В молодости, когда жила на Севере, в тайгу одна ходила, и ничего. А запаниковала бы, всё – пропала, считает она.
Сын всех поднял, как говорят, на уши. Десятки человек вышли искать пенсионерку. Ей постоянно звонил спасатель Виталий. Он все время просил: «Только не засыпайте, пожалуйста!». А спать так хотелось!
К полуночи женщину нашли. Интернета на ее телефоне не было, так бы нашли еще быстрее. Зато зарядка была полной. В лес – только с полной зарядкой, как говорит Евгения Зарипова.
Евгения Алексеевна очень благодарна сотрудникам аварийно-спасательного отряда Туапсинского района, администрации сельского поселения организовавшей поиски.
«В этом году спасатели выезжали 15 раз на поисковые работы. Семерых нашли, остальные сами смогли вернуться. К счастью, никто не погиб. Берегите себя, не отправляйтесь в лес в одиночку, не заходите в незнакомые места. А если заблудились, сразу звоните родным или в службу спасения 112
Начальник аварийно-спасательного отряда МКУ «Спасательная служба Туапсинского района» Серей Гончаров
Кабардинцы — смелые воины и законодатели мод
Кабардинцы — один из наиболее влиятельных кавказских народов. Кабардинские мужчины считались смелыми и искусными воинами, женщины ставились красотой, опрятностью, изысканными нарядами. Ну и, конечно, на весь мир знаменита выведенная народом кабардинская порода лошадей: сильных, быстрых, бесстрашных и статных скакунов.
Название
У исследователей нет единого мнения относительно происхождения названия народа. Одни связывают версию появления этнонима с Идаром Кабардеем — полулегендарным князем, под предводительством которого народ занял территории бассейна Терека в XV столетии. По другой версии, князя звали Кабарда Тамбиев — его считают основоположником этноса кабардинцев. Согласно легенде, князь переселился с Западного на Северный Кавказ вместе с одной из ветвей адыгов.
Сами себя кабардинцы, как и другие черкесы, называют адыгэ. Этноним имеет древние корни, исследователи не смогли прийти к единому мнению относительно его появления. Согласно одной из версий, слово обозначает «дети солнца».
Где живут, численность
В период расцвета кабардинцы занимали обширные территории Центрального Предкавказья. Регион расселения получил название Кабарда, земли которой делились на Малую и Большую Кабарду. Точных данных о численности кабардинцев до Кавказской войны нет, приблизительные оценки говорят о 35 000 дворов, что предполагает общее число жителей не менее нескольких сотен тысяч человек.
Резкое сокращение числа населения произошло в начале XIX столетия. Разрушительная Кавказская война и сильнейшая эпидемия чумы практически полностью опустошили Малую Кабарду, серьезно сократили численность жителей Большой. В 1825 г. кабардинцев включили в состав России. По завершении Кавказской войны, наряду с другими адыгскими народами, насильно выселены за пределы Российского государства, в основном в Турцию.
По данным переписи 2010 г., численность кабардинцев в России составляет 517 000 человек. Большая часть из них — 490 000 человек, проживает на территории Кабардино-Балкарии, составляя 57% населения Республики. Численность кабардинцев в других регионах России:
В связи с депортациями, в результате Кавказской войны и репрессий 1944 г. значительная часть представителей народности обитает за рубежом. Самая крупная диаспора адыгов, включая кабардинцев, находится в Турции, по некоторым данным, считаясь третьим по величине народом государства. Зафиксированы черкесские диаспоры в Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Иордании, Германии, США, Северной Африке.
Кабардинцы говорят на языке адыгэбзэ, ученые называют его кабардино-черкесским языком в составе абхазо-адыгской семьи. Часть лингвистов считает адыгейский и кабардино-черкесский языки диалектами единого общего для адыгов языка. Кабардинцы согласны с версией, о чем говорит самоназвание языка, возможность общения на нем с представителями других адыгских народов.
Исследователи не нашли следов письменности кабардинцев: предания передавались из уст в уста. В случае необходимости передачи текстовых сообщений использовали арабскую графику. В 1885 г. Умаром Берсеем составлен первый черкесский букварь. С 1936 г. используется алфавит на кириллической основе. В начальных классах местных школ ведется преподавание родного языка. Наряду с русским, кабардино-черкесский повсеместно используется в повседневной жизни народа.
История
Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры.
Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:
С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.
Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.
В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство.
Внешность
Антропологически кабардинцы относятся к так называемому пятигорскому миксу, представляющему смесь кавкасионского и понтийского типов. К отличительным особенностям внешности относят:
Одежда
Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.
Жизнь
Социальная организация
Кабардинцы разделялись на пять классов или сословий:
Семейный уклад
До XIX столетия кабардинцы жили большой патриархальной семьей, средняя численность составляла порядка 60 человек. Главой семьи был старший по возрасту мужчина, существовала поговорка: «Власть старшего равна власти Бога». Почитание старших — одна из основополагающих традиций кабардинцев. Самый старший мужчина, даже если он был ниже по сословию, всегда садился на самое почетное место за столом. Другие мужчины садились позже или оставались стоять, сыновья не имели права есть с отцом за одним столом. Часто в обыденной жизни глава семьи разделял пищу лишь с внуками, за воспитание которых нес ответственность.
Старшая женщина считалась главной в решении домашних, хозяйственных дел, обладала полной властью над детьми, невестками. Женщины находились в зависимом от мужчин положении, однако пользовались уважением и почетом, не испытывали физического и морального насилия. Ислам разрешал многоженство, но семейные ценности предписывали кабардинцам иметь одну спутницу жизни. Негативно относились к разводам, хотя подать просьбу могли мужчины — без объяснения причин, и женщины — из-за измены или по причине мужского бессилия. Существовала пословица: «Первая жена — тебе жена, второй жене — ты жена».
Неоднозначно исследователи относятся к обряду избегания, запрещавшему невестке разговаривать со свекрами. Особенно строгие правила существовали относительно общения со свекром. Первые годы, обычно до рождения первенца, молодой жене требовалось в присутствии отца мужа укрывать лицо, запрещалось заговаривать первой, смотреть в глаза, стоять спиной или напротив: только в пол оборота.
Ряд исследователей считает это, вкупе с обычаем калыма и договорных свадеб, притеснением женщины. Другие считают избегание проявлением уважения к невесткам, сформировавшимся с древности укладом, помогающим в большой семье избегать межличностных конфликтов и противоречий.
Избегание касалось также мужа и жены, родителей и детей, зятя и родителей супруги. С последними после свадьбы не виделись месяц: после привоза молодой жены в гости в отчий дом запрет снимался. Супруги не называли друг друга по имени, позорным было говорить о жене или муже при посторонних. В случае необходимости обращения говорили «сын того-то», «их дочь». Позором считалось проявление нежных чувств, запрещалось оставаться днем наедине в одной комнате: встречались супруги по ночам или в присутствии других родственников.
Занятия
Традиционными занятиями кабардинцев выступали земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просто, кукурузу. Занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, применяли отгонную технологию. В качестве тягловых животных использовали буйволов.
Кабардинцы прославились, как отменные коневоды, выведшие знаменитую верхово-упряжную кабардинскую породу. Кони отличались необыкновенной выносливостью, работоспособностью, бесстрашием, стойкостью к болезням, что делало их незаменимыми в дальних походах, перегонах, сражениях. Являясь аборигенной породой, кабардинская лошадь отлично сохраняла равновесие в горной местности, на скалистых, скользких тропах, спусках, подъемах.
Религия
С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.
Традиции
Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:
Завершали свадебный цикл многочисленные обряды знакомства невестки с родственницами, домом, хозяйством.