к тяжелой хоровой группе относятся какие голоса
Классификация сольных голосов.
Характеристика хора по типу.
Тип хора – это характеристика исполнительского коллектива по группам певческих голосов (мужские, женские, детские). Хор, объединяющий голоса одной группы называется однородным, а объединяющий разные группы – смешанны.
В хоровой практике укрепились 4 типа:
Существует так же неполный тип хора.
Смешанный хор – общий диапазон около четырех октав.
Крайние низкие ноты встречаются в хорах a-capella, а крайние высокие ноты в произведениях с сопровождением. Смешанный хор позволяет принимать различные приемы изложения.
Мужской хор – общий диапазон от А1 до с2, или чуть больше. При наличии в хоре басов-октавистов, им иногда поучают дополнительные, не обозначенные в партитуре, басовые двоения. Верхний звук с2 применяется крайне редко. Наиболее характерно тесное расположение голосов в партитуре. Ведущим голосом является партия тенора, который обычно поет плотным, грудным звуком, реже фальцетом.
Фальцет используется как особая выразительная краска (легкость, нежность).
* Танеев «Посмотри, какая мгла»
У многих народов мужские хоры составляют основу национальной хоровой культуры (Прибалтика, Болгария, Грузия, Югославия).
Композиторы: Чайковский, Танеев, Римский-Корсаков.
Обработки народных песен: Мусоргский, Касторский, Чесноков, а так же Шуман, Шуберт, Григ, Мендельсон, Лист.
* Мужской хор словатских учителей. Дирижер Галузицкий. Музыка Мойдеса, слова народные. «Три девушки гоп, гоп, гоп».
Женский хор – диапазон примерно от f до c3. Крайние звуки используются крайне редко.
Существует много обработок и оригинальных сочинений народных песен у западных и российских композиторов.
Детский хор – возможности хора связаны с возрастными особенностями. Все детские хоры делятся на 3 группы:
ü Младший школьный возраст (1 – 3 классы)
Легкое, фальцетное звучание в пределах 1 октавы. Мальчики, занимающиеся профессиональным пением, имеют диапазон:
Рабочий диапазон детского хора примерно в приделах первой октавы, и низких звуков второй. Хор младших школьников совершенствуется в одноголосном пении
ü Средний школьный возраст (5 – 7 классы)
Отличается большей динамичностью.
У девочек заканчивается мутация, а у мальчиков активный период мутации.
Классификация сольных голосов.
Классификация сольных голосов.
Основная классификация голосов сложилась в хоровой системе к XIV в процессе развития многоголосного пения. В настоящее время принято различать:
ЖЕНСКИЕ ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА:
ü Коллоротурное сопрано: Средний регистр слабый, высокий – сильный, с металлическим оттенком. Обычно партии для данного типа голоса содержат множество виртуозных пассажей. (Аделина Патти, Белла Руденко) Ария Царицы ночи, ария Антонины (Иван Сусанин)
ü Лирико-коллоротурное: При том же диапазоне обладает мягкостью, напевностью, способностью сливаться с другими голосами (Масленникова, Сюрина) Ария Снегурочки.
ü Лирическое сопрано: Верхний регистр звучит выразительно, светло, нижний – слабо. (Ничеданова) Кармен.
ü Драматическое сопрано: Верхние звуки очень яркие, а нижние звучат увереннее, диапазон несколько ниже. (Мария Калласс) Лиза, Татьяна (Евгений Онегин)
ü Лирическое Меццо-сопрано: тяготеет к драматическому сопрано, Средний регистр так же уверенно, нижний – несколько резче. (Образцова)
ü Драматическое Меццо-сопрано: отличается ярким, грудным звучанием. В опере часто исполняют партии контральто. (Архинова)
ü Контральто: очень редкий голос, обычно выражен грудной окраской, свободный нижний регистр. (Синевская, Левко) Лель (Снегурочка), Ваня (Иван Сусанин)
МУЖСКИЕ ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА:
ü Тенор-альтино: сольный высокий голос. Обладает подвижностью и певучестью. Нижний регистр слабый, безвольный. Развито фальцетное звучание. (Курмангалиев, Андреа Шол) Звездочет (Золотой петушок)
ü Лирический тенор: мягкий, задушевный тембр, сильный верхний регистр, нижний слабый, безтембровый. (Паваротти) Ленский (Евгений Онегин), Герцог (Сивильский цирюльник).
ü Драматический тенор: большая сила звучания в верхнем регистре, отличается насыщенным звуком в нижнем. (М. Лонца, Пласито Доминго, Владимир Атланов) Хозе (Кармен), ария Чело Эмор (Джоконда).
ü Лирический баритон: Тяготеет к драматическому тенору, голос, средний по высоте. По характеру более мягкий.(Муслим Магомаев, Хворостовский) Евгений Онегин, Риголетто.
ü Драматический баритон: тяготеет к басу. Мужественный, сильный. (Иванов) Князь Игорь.
ü Контанте (высокий бас): мягкость звучания и темный тембрПолнота звучания в высоком и среднем регистре, нижний – менее насыщенно. (Шаляпин, Георг Отс) Мефистофель Гуно (Фауст).
ü Профундо (низкий бас): глубокое, полное звучание в низком регистре, и напряженное в верхнем. (Нестеренко) Зарастра (Волшебная флейта).
ü Комический бас: используется в буффо.
Формирование хоровых партий.
В смешанном хоре должно быть 4 основных хоровых партий.
Группа женских голосов:
Партия I сопрано – формируется из лирико-коллоротурных, которые придают яркость и звонкость верхним звуков, а так же лирических сопрано, которые имеют выразительный средний регистр.
Общий диапазон – от с первой октавы с до третьей октавы
Рабочий диапазон – от es первой октавы, до h второй октавы
Переходные ноты – e – f первой октавы, es – f второй октавы.
Нижний регистр (от с первой октавы, до g первой октавы) рыхлый и тихий, грудное пение не характерно.
Средний регистр звучит легко, подвижно, имеется возможность развивать от PP до F.
В верхнем регистре наибольшая яркость и сила звучания.
Крайний верхний звук используется композиторами нечасто (оперные и контатно-ораториальные жанры, т. е. с сопровождением). Например: в финальном хоре «Слався», из оперы «Иван Сусанин» Глинки.
Партия первых сопрано выполняет функцию основного мелодического голоса.
Партия II сопрано – формируется из лирико-драмматических и драматических сопрано.
Общий диапазон: h малой, a второй.
Рабочий диапазон: с первой, g второй.
Переходные ноты – так же, как и у первых сопрано.
Партия вторых сопрано выполняет функцию мелодического голоса, если нет дивизии.
Партия I альтов – формируется из лирических меццо-соапрано, иногда включают драматические сопрано, которые имеют хорошо звучащий нижний регистр.
Общий диапазон: g малой, e второй.
Рабочий диапазон: a малой, e второй.
Переходные ноты: f – fis первой, d – dis второй.
Группа первых альтов обладает серебристо-матовым тембром. В нижнем регистре звучат мягко, имеют красивый тембр, но имеют небольшую силу звука, верхние ноты звучат крикливо и напряженно.
Партия II альтов – формируются из драматических меццо-сопрано и контральто. Являются фундаментов женской группе хора.
Наиболее выразительна и динамична от g малой до h первой октавы. Вторая октава для них неудобна, звучит тяжело и некрасиво.
Общий диапазон: f малой, d – e второй.
Рабочий диапазон: g малой, с второй.
Переходные ноты как и у первых альтов.
Некоторые современные композиторы, в качестве особой тембровой окраски употребляют крайние низкие звуки: d – e малой октавы.
Функции партии альтов в смешанном хоре – средний голос гармонии, и так же небольшие сольные эпизоды. В женском хоре это основа хора, звуковой фундамент.
Группа мужских голосов делится:
Партия I теноров формируется из лирических теноров, и (полелно включать) теноров альтино (контр тенора). Наличие этого голоса способствует достижению яркой, звонкой, и в то же время полетной звучности в верхнем регистре. Звуки малой октавы слабы и часто без тембра, крайние звуки используются редко.
Общий диапазон: с малой, с первой октавы.
Рабочий диапазон: g малой, а первой.
Переходные ноты: es – fis первой октавы.
Функция партии первых теноров в мужском хоре – ведение мелодии, а в смешанном – гармония, а так же небольшие сольные эпизоды.
Партия II теноров формируется из лирико-драмматических и драматических теноров. Отличаются большой силой звучания в верхнем регистре, и полнотой и насыщенностью в нижней.
Общий диапазон: с малой, а первой.
Рабочий диапазон: с малой, f первой.
Переходные ноты те же, что и у первых.
Наличие фальцета (в переводе с итальянского «ложный»), позволяет при небольшой силе звучания брать высокие ноты без особых затруднений.
Партия I басов (баритонов) формируется из лирических и драматических баритонов и лирических басов. Эта партия обладает силой и яркостью звучания в верхней части диапазоны, нижняя довольно слаба.
Общий диапазон: g большой до f первой.
Рабочий диапазон: а большой, е первой.
Переходные ноты: в малой – cis первой.
Вторые басы формируются из высоких и низких (профундо) басов и октавистов. Высокие и низкие басы наиболее выразительны и динамичны в среднем регистре. Особая группа – октависты. В среднем хоре их бывает 1 – 2 человека. Основное их назначение – удвоение басовой партии.
Используются в произведениях
Лучше всего звучат от g контр-октавы до g малой октавы. Верхние звуки диапазона тяжелы и не интересны.
Басы вторые не слишком подвижная партия, потому пассажи и фиоритуры для этой партии пишутся редко.
Общий диапазон: e большой, e первой.
Рабочий диапазон: f большой, d первой.
Переходные ноты: b первой, cis первой.
Функция – основа аккорды в гармонии.
Общий диапазон мужской партии: g контр-октавы – с первой октавы.
Общий диапазон смешанной партии: контр-октавы – с третьей октавы.
Строение голосового аппарата и принципы его работы.
В голосовом аппарате различают три отдела:
— Органы дыхания, подающие воздух к голосовой щели.
— Гортань – источник звука, где помещаются голосовые складки.
— Артикуляционный аппарат с системой резонаторных полостей, служащий для образования гласных и согласных звуков.
В процессе речи и пения все отделы голосового аппарата работают взаимосвязано.
Органы дыхания:
Легкие с дыхательными путями и мышцы, осуществляющие процесс дыхания. Легкие состоят из нежной пористой ткани, представляющей собой сборище пузырьков – альвеол, соединенные каналами, образующими систему бронхов.
Бронхи правого и левого легкого соединяются в трахею, которая заканчивается гортанью. Бронхи и трахея составляют, так называемое, бронхиальное дерево. При вдохе мышцы грудной клетки и диафрагмы расширяют грудную полость во всех направлениях.
Диафрагма – это гладкая мышца, отделяющая грудную полость от брюшной полости.
Лучиано Поворотти «Мой путь» (или чета типа таво))))))))))))))))
В пении принято различать несколько типов дыхания:
— Грудное (костальное) – с преобладанием работы грудной клетки.
— Брюшное (абдоменальное) – с преобладанием работы диафрагмы.
— Грудодиафрагматическое (костоабдоминальное) – в котором грудная клетка и диафрагма работают в равной степени.
— Существует так же тип дыхания, который в пении не применяется – Ключичное (клавикулярное) – при котором преобладают движение верхних ребер, ключиц и плеч, а движение диафрагмы не значительно.
Источник звука – гортань, представляет собой конусообразную трубку, состоящую из четырех хрящей:
Снизу гортань крепится к трахее, а вверху открывается в глотку.
— Щитовидный хрящ образует переднюю стену гортани.
— Перстневидный – лежит в основании гортани
— Черпаловидные расположены на верхнем крае перстневидного хряща.
Посредствам мышц гортань снизу прикреплена к грудной кости, а сверху к глотке и подъязычной кости. Положение гортани зависит от положения нижней челюсти, степени натяжения мышц зева и глотки, а так же от общей осанки. Уровень положения гортани изменяет полость верхних резонаторов и влияет на качество звука. Наиболее рациональное положение гортани при пении – спокойное, устойчивое. Низкие голоса пользуются более низким положением гортани, чем высокие.
В середине гортани находится, так называемая, голосовая щель. Она образуется двумя параллельными парами мышц, которые прикреплены с одной стороны к щитовидному хрящу, а с другой к двум черпаловидным (черпаловидные являются продолжением мышц – связок).
Источником звуковых колебаний являются связки. Тип голоса зависит от длины голосовых связок. Наибольшей длиной обладают связки баса 24 – 25 мм у баритона 22 – 24 мм, у тенора и меццо сопрано 18 – 21 мм, у сопрано 14 – 19 мм. Голосовые связки способны смыкаться, размыкаться, напрягаться и натягиваться. При извлечении низких звуков натяжение голосовых связок незначительно. Для повышения звука голосовые связки должны быть более натянуты. Чем сильнее черпаловидные хрящи прижимаются друг к другу, тем короче звучащий отрезок голосовых связок, следовательно, звук выше (принцип струны на скрипке).
Резонаторы – это полость, заключенная в упругие стенки, имеющая выходное отверстие и отзывающаяся на определенные звуковые тоны. Различают верхние и нижние резонаторы певческого аппарата.
— Верхние резонаторы находятся выше гортани (надставная трубка: глотка, рот, нос, придаточные полости носа – гайморовы пазухи, лобная и решетчатая пазухи, расположенные в лицевой части черепа).
— Нижние резонаторы – бронхи и трахея. Влияют на тембр, способствуют повышению активности работы связок при наименьшей затрате энергии.
Главный резонатор, усиливающий звук гортани – глотка. Во время пения, мягкое небо перекрывает вход в носоглотку. Если перекрытие неполное, звук приобретает носовой оттенок. Придаточные полости носа принимают участие в резанировании. Они не большого размера, и озвучивают при наличии в спектре голоса высокочастотных колебаний. Вибрации, образующиеся в этих полостях, являются следствием хорошего звучания голоса.
Высота звука, который образуется над связками, обусловлена частотой колебания связок. Частота колебания связок зависит от степени натяжения связок, кроме того, от толщины и длины связок.
Основной тон – самый низкий. Он образуется от колебания связок в целом. Он определяет высоту звука, а обертоновый состав (спектр), мы воспринимаем как тембр.
Две теории образования голоса:
— Миоэлостическая – при помощи подсвязочного давления воздуха связки размыкаются и смыкаются.
— Нейрохроноксическая – импульсы головного мозга заставляют работать гортань.
К тяжелой хоровой группе относятся какие голоса
Раздел І
ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ
Хоровое пение – массовое демократическое искусство. Оно способствует музыкально-эстетическому воспитанию не только самих участников хорового исполнительства, но широких масс слушателей.
Хор – это коллектив организованных и объединенных общими целью и задачами певцов, способных в своем исполнении воссоздать хоровую партитуру различной трудности и различных музыкальных жанров от простейшей народной песни до сложнейших произведений хоровой литературы.
Хор – это организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должно быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.
Высокие женские голоса называются сопрано.
Низкие женские голоса – альты.
Высокие мужские голоса – тенора.
Низкие мужские голоса – басы.
Высокие детские голоса – сопрано (высокие голоса мальчиков иногда называют – дискантами).
Нередко каждая партия делится на две группы, такое деление называется divisi.
Типы хоров
В зависимости от состава певческих голосов хоры подразделяются на два типа: однородные и смешанные. Однородные – это детские, женские, мужские хоры. Смешанные – это хоры включающие женские и мужские голоса. Разновидностью смешанного типа является хор, в котором партии женских голосов исполняют детские голоса. К типу смешанных хоров относятся также юношеские и неполные смешанные хоры.
Детский хор. Все детские хоры по возрастному признаку разделяются на три группы: младший хор, средний хор и старший хор.
Младший хор. Основу репертуара этого хора составляют народные песни, детские песни современных композиторов, несложные образцы произведений белорусских, русских и зарубежных классиков. Звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. Диапазон хора ограничен пределам первой и началом второй октавы. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия.
Средний хор. Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно-выразительным средствам репертуар. В программу включаются произведения двухголосные. Рабочий диапазон среднего хора: до1 – ре2, ми2. Звук этого хора характеризуется уже большей насыщенностью.
Старший хор. Сила звука старшего хора может достигать по необходимости большой насыщенности, динамической напряженности и выразительности. Но часто пользоваться этим не следует в целях охраны детского голоса. У мальчиков в возрасте 11-14 лет, у которых еще не появились признаки мутации голос звучит наиболее ярко, с тембровой окраской грудного звучания. У девочек того же возраста начинает появляться тембр женского голоса. В репертуарный план данного хора включают двух-трехголосные произведения с сопровождением и a`cappella. Рабочий диапазон партии сопрано: ре1, ми1 – ре2, фа2; альтов: симал – до2, ре2.
Женский хор. Это коллектив, обладающий большими исполнительскими возможностями, широким диапазоном. Рабочий диапазон хора: сольмал., лямал. – фа2, соль2. Репертуар для таких коллективов в хоровой литературе обширен, разнообразен по стилю, образам, исполнительской манере.
Надо отметить, что профессиональных академических женских хоров нет. Но их довольно много в художественной самодеятельности, в специальных музыкальных учебных заведениях.
Мужские хоры. Звучание мужского хора характеризуется своеобразными оттенками тембровых красок, широким диапазоном динамических нюансов. Наибольшая и ведущая голосовая нагрузка в таком коллективе приходится на партию теноров. Рабочий диапазон мужского хора: мибольш – фа1, соль1. Произведения для мужского хора существуют самые разнообразные, богата ими и оперная литература.
Смешанные хоры. Характеризуются наличием женских (сопрано и альты) и мужских (тенора, басы, баритоны) голосов. П.Г. Чесноков называл этот тип хора наиболее совершенным. Этот коллектив обладает уникальными художественно-исполнительскими возможностями. Рабочий диапазон: ляконтрокт – си2. Хоровая литература богата самыми различными по содержанию, стилю, средствам хоровой выразительности произведениями для смешанного хора.
Юношеские, неполные смешанные хоры. Считаются коллективы, в которых принимает участие старшие школьники – юноши и девушки, учащиеся 9-11 классов. Причем в школьных хорах все юноши чаще поют в унисон (в силу физиологических возрастных изменений происходящих в их голосовом аппарате). Если в хоре есть женские голоса – сопрано, альты и одна мужская унисонная партия, то такой юношеский хор можно считать неполным смешанным хором.
Хоры состоящие только из девочек-старшеклассниц называют хором девушек или женским хором.
При объединении юношеской группы певцов с детскими голосами мальчиков создается уникальный коллектив, способный исполнять разнообразную и довольно сложную программу, предназначенную для смешанных хоров.
Хоровые партии
Основу коллектива составляют хоровые партии, каждая из которых характеризуется только ей присущими тембровыми особенностями, определенным диапазоном, художественно-исполнительскими возможностями.
Хоровые партии детского хора
Детские голоса младших и средних возрастных групп (7-10 лет), как правило, не подразделяются на хоровые партии по каким-либо тембровым или диапазонным особенностям. В большинстве случаев хор просто делят на две примерно равные половины, где первая группа поет верхний голос, а вторая – нижний.
Диапазон голосов учащихся (7-10 лет): симал. – до2, ми2. Основные свойства голоса детей этого возраста – звонкость, ровность, полетность – формируются при условии правильного его воспитания.
Хоровые партии старшего хора (11-14 лет). Старший школьный хор чаще состоит из двух хоровых партий – сопрано и альтов. Рабочий диапазон сопрано до1, ре1 – ми2, соль2. Голос у девочек отличается легкостью, подвижностью. В партию сопрано зачисляются и мальчики., которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.
В партию альтов направляются учащиеся, у которых более насыщено звучит нижний регистр. Их диапазон: лямал. – ре2. При комплектовании той или иной партии в старшем хоре необходимо тщательно проверять каждого участника, выявлять его диапазон, характер звукообразования, тембровую окрашенность, характер дыхания.
Хоровые партии взрослого хора
Партия альтов чаще выполняет гармоническую функцию. Рабочий диапазон фамал., сольмал. – до2, ре2. Комплектование альтовой хоровой партии очень сложная задача, так как настоящие низкие женские голоса встречаются редко. В альтовую партию зачисляются певцы, которые без напряжения могут исполнять нижние звуки альтового диапазона.
Партия теноров. Рабочий диапазон домал., мимал. – соль1, ля1. Крайние звуки названого диапазона используются в хоровой литературе редко. Верхний регистр у теноровой партии звучит ярко, выразительно, с большой силой. Особенностью, расширяющей диапазон партии, является наличие у теноров фальцета, позволяющего исполнять легким звуком верхние звуки диапазона и звуки среднего регистра, окрашивая их особым тембром. Теноровой партии часто поручается основная тема произведения, нередко тенора дублируют партию сопрано; много примеров когда тенора исполняют звуки гармонического сопровождения.
Партию басов делят на две группы: баритоны и басы. Особую редкость и ценность для хора представляют певцы третьей группы низких хоровых мужских голосов – октависты. Наличие в коллективе одного, двух октавистов значительно расширяет исполнительские возможности хора.
Виды хоров
Вид хора определяется количеством самостоятельных хоровых партий. По видам хоры бывают:
— ОДНОГОЛОСНЫЕ (хор младших школьников);
— ДВУХГОЛОСНЫЕ (детский хор или женский, состоящий из партий сопрано и альтов);
— ТРЕХГОЛОСНЫЕ(неполный смешанный – сопрано, альты и юноши, поющие в унисон; детский или женский хор – первые, вторые сопрано и альты);
— ЧЕТЫРЕХГОЛОСНЫЕ (смешанный хор – сопрано, альты, тенора, басы; женский или детский хор – первые и вторые сопрано, первые и вторые альты);
— ПЯТИГОЛОСНЫЕ (смешанный хор – сопрано, альты, тенора, баритоны и басы и т.д.).
Расстановка хора
Хоры на сцене и на репетиции располагаются по хоровым партиям. Родственные партии в смешанном хоре объединяются: высокие женские и высокие мужские голоса – сопрано и тенора, низкие женские и низкие мужские голоса – альты, баритоны, басы.
Схемы нескольких традиционных способов расположения хоров различных типов.
Лекция 3: ХОР И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕГО ГОЛОСА
Хоровые голоса, их объем и краткая характеристика.
Виды хоров и их диапазоны.
3.1. ХОРОВЫЕ ГОЛОСА, ИХ ОБЪЕМ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Певческие голоса делятся на четыре основные группы: сопрано или дискант(высокий голос мальчиков), альт, тенор и бас. Каждая из этих групп имеет свой объем звучания, или, как говорят, диапазон.
Альтовый детский голос имеет объем звучания от а до е2.
Приводимые диапазоны четырех основных групп хоровых голосов очень условны и лишь указывают на необходимость иметь в хоре четыре основные группы с подобными объемами. Однако надо иметь в виду, что обладатели голосов с такими обширными диапазонами встречаются редко. В некоторых случаях приходится довольствоваться голосами, которые не обладают полным объемом. Отсюда на практике мы имеем разделение каждой основной группы голосов на две, а то и на три подгруппы.
Сопрановую, альтовую и теноровую группы обычно делят на две подгруппы: первую и вторую. Басовую же группу делят на три подгруппы: первые басы, или баритоны, вторые басы, или, как их называют, центральные, и, наконец, октависты, которых иногда называют по-итальянски basso profundo, то есть глубокий бас.
Первые сопрано. К этой группе обыкновенно относятся голоса легкие, подвижные, свободно и ясно звучащие во второй октаве и достигающие звуков третьей октавы. Такие голоса по природе своей гибки и способны регулировать смену динамического напряжения от pianissimo до forte на высоких звуках. Исполнение сложных мелодических рисунков в быстрых темпах для них не представляет особого затруднения.
Объем звуков, практически полезных для хорошего звучания, у первых сопрано будет приблизительно от g1 до а2 или b2. Это так называемый рабочий диапазон. Звуки первой октавы (f1-h1) у первых сопрано звучат нежно, мягко, но в большинстве случаев слабо; развить сильное звучание к вершине первой октавы они не могут. Звуки первой октавы в нижнем тетрахорде практически использовать не следует. Начиная со звука с2 у первых сопрано появляется возможность не только петь тихо, но и развивать. значительную силу и блеск.
Сопрано указанного диапазона носят название лирических или же лирико-колоратурных.
Вторые сопрано имеют напряженные и тяжеловатые верхи (е2-a2), но зато полно и сочно звучат в первой октаве, особенно в верхней ее части (f1-h1).
Вторые сопрано своим полным звуком при нюансе forte восполняют сравнительную слабость первых сопрано и, сливаясь с их нежными тембрами, сообщают звучанию всей сопрановой партии полноту и насыщенность. Что касается использования вторых сопрано при нюансе piano, то оно возможно только в пределах первой октавы, во второй же октаве эта группа может отяжелить звучание всей сопрановой партии и нарушить естественную при этом прозрачность и ажурную легкость.
Что касается технических возможностей вторых сопрано в смысле их подвижности и гибкости, то эти голоса обладают всеми свойствами первых сопрано. Объем их простирается от с1 до с3. Такие голоса называют также драматическими сопрано.
Группа первых альтов своим серебристо-матовым тембром придает мелодическому рисунку в умеренных темпах певучесть и подкупающую выразительность. Голоса эти иначе называются меццо-сопрано.
Вторые альты густо и твердо звучат в малой октаве (начиная от f, могут идти вверх до f2, но тяжело). Наиболее практически полезным в диапазоне вторых альтов будет ряд звуков от g до а1-h1. В пределах этого объема альты везде звучат ровно, развивают естественно и без труда как forte, так и piano. Звуки второй октавы для вторых альтов неудобны, подаются тяжело и очень часто некрасиво.
Первый тенор лирический. Рабочий диапазон этого голоса простирается от f-g до а1-h1. Звуки малой октавы у него слабы и часто без тембра. Во всяком случае, верхушка малой октавы у него звучит слабо и маловыразительно.
Первая октава у первого тенора звучит в полном объеме легко, без напряжения и достаточно сильно, первый тенор свободно распоряжается динамическими оттенками от нежного pianissimo до звонкого forte. Этот голос подвижен и гибок, без особого труда овладевает мелкими длительностями и «выбирает» их аккуратно и точно.
Второй тенор драматический. Объем голоса от с до g1-а1. Для этого голоса в пределах малой октавы характерны насыщенность и полнота звука. Первая половина малой октавы (с- f) у второго тенора звучит мягко, выразительно. Развить силу на этих звуках ему трудно. Вторая половина малой октавы (g-h) может быть подана и громко и тихо.
Звуки первой октавы (c1-g1) тяжелы, с большим трудом поддаются пению piano. Наиболее естественным для второго тенора в высоком регистре будет громкое и полугромкое звучание (forte или mezzo forte). Второй тенор менее подвижен, нежели первый.
Надо принять к сведению, что партия теноров в четырехстрочной партитуре и партиях обычно нотируется в скрипичном ключе в первой и второй октавах, а читается (звучит) в малой и первой. В двухстрочной партитуре тенор пишется обычно в басовом ключе.
Кроме диапазона, признаком, объединяющим все группы, является тембр, свойственный басовому голосу.
3.2. ВИДЫ ХОРОВ И ИХ ДИАПАЗОНЫ
Следует иметь в виду, что наличие у певцов очень высоких или очень низких звуков диапазона не всегда совпадает с умением ими пользоваться. Если первый тенор может петь легко, без особенного напряжения а1 или b1 то, как правило, эти звуки еще не крайние в его диапазоне. То же самое можно сказать и о диапазоне второго баса. Для того чтобы у баса звучало Е, он должен иметь в запасе С.
Звучность мужского хора зависит от размещения аккорда в удобных для пения регистрах и от мелодического положения. Если верхние голоса (тенора первые и вторые) находятся в первой октаве, то хор звучит ясно, светло, а на forte блестяще. Если же тенора находятся в малой октаве, а басы в большой, то звучность хора приобретает матовый оттенок и несколько глуховатый характер.
Мелодическое положение терции создает особенно благоприятную обстановку для звучания мужского хора, даже если аккорд расположен в низкой тесситуре. Расположение аккордов в мужском хоре большей частью тесное, хотя, разумеется, бывают исключения.
Немаловажное значение для звучности хора имеет тональность. За наилучшую тональность для мужского хора, пожалуй, можно считать D-dur и ближайшие к ней родственные, потому что в этих тональностях тенора имеют наибольшую возможность находиться в пределах первой октавы или же в верхних звуках малой, а вторые басы в удобных для пения звуках большой октавы. Впрочем у композитора, который умело пишет для хора, всякая тональность будет звучать хорошо.
Женский четырехголосный хор. Четыре группы голосов женского хора распределяются таким образом: первые сопрано, вторые сопрано, первые альты, вторые альты. В хоровой литературе, написанной для такого состава встречаются звуки от g до a2- b2. При таком широком диапазоне необходимо иметь в женском хоре низкие альты, или как их называют, контральто.
Литература для четырехголосного женского хора сравнительно невелика, но в ней есть как хоры a cappella, так и хоры с сопровождением. Как пример женского хора, требующего очень низких звуков вторых альтов (es), может быть упомянут хор Э. Направника «Весна».
При качественной (голосовые силы) и технической равноценности смешанные хоры разделяются по количественному признаку следующим образом:
1) малый смешанный хор – 12-15 человек (по 3-4 певца в каждой группе);
2) средний – 25-35 человек (по 6-8 певцов на партию);
3) большой – 50-60 человек и более (по 12-15 человек в группе).
Каждый из этих хоров располагает различными исполнительскими возможностями.
Малый смешанный хор обычно называется неполным, потому что в нем нельзя поделить основные группы на первые и вторые голоса. Этому хору доступна литература только со строго четырехголосной фактурой. Что касается художественной интерпретации, то она может быть доведена до высочайшей степени совершенства.
Средний смешанный хор уже можно назвать полным, потому что разделение основных групп голосов на первые и вторые дает восемь хоровых партий, а при наличии октавистов и девять. У такого хора репертуар значительно расширяется и ему доступно очень многое из хоровой вокально-ансамблевой литературы: как произведения a cappella, так и с сопровождением фортепиано.
Большой смешанный хор может исполнить всю хоровую литературу, включая и крупные вокально-ансамблевые формы (оратории, мессы и кантаты) с сопровождением симфонического оркестра.
Одноголосный хор. Одноголосный хор бывает однородный и смешанный. В смешанном одноголосном хоре женские (или детские) голоса исполняют мелодию на октаву выше мужских. Однородный одноголосный хор можно составить из однотипных голосов, например из одних басов или теноров и т. д. Точно так же можно составить смешанный хор, соединяя однотипные голоса мужские и женские. Если тесситура высокая, то наиболее естественно составить октавно-унисонный хор из сопрано и теноров (басы и альты использовать при тесситуре низкой). Средняя тесситура дает возможность принимать участие в одноголосном хоре как высоким, так и низким голосам.
Хоровая литература, специально написанная для одноголосного хора, не очень богата. Чаще всего она предназначается для школ, детских садов или же для массового исполнения; изредка одноголосные хоры встречаются в оперной литературе. Одноголосный хор практически используется в детских садах, на первых шагах обучения хоровому пению; в школах и при организации народных празднеств. Унисонное пение массой может производить сильное впечатление.
Поскольку двухголосный склад не дает возможность иметь полную гармонию, то инструментальное сопровождение при концертном исполнении необходимо. Впрочем, народная песня в двухголосном изложении инструментального сопровождения не требует, потому что она по природе своей исключительно вокальна, мелодически содержательна и от инструментального сопровождения теряет аромат непосрественности и художественной простоты. Диапазон двухголосного ного хора почти такой же, как и одноголосного.
Трехголосный склад дает более полную гармонию, чем двухголосие, а потому допускает возможность исполнения а cappella, что и наблюдается в хоровой литературе. Для трехголосного хора написано немало высокохудожественных произведений как с сопровождением, так и без него.
Диапазоны трехголосных однородных хоров обычно укладываются в одну-полторы октавы и только изредка простираются до двух октав. В тех же случаях, когда трехголосный склад смешанный, диапазон распространяется за пределы двух октав.
Трехголосные хоры смешанного состава с диапазоном больше двух октав можно найти в сборнике «Петербургские серенады» А. Даргомыжского. Например, «Ворон к ворону летит» для меццо-сопрано, тенора и баса с диапазоном от с до е2; «Где наша роза» от Н до fis2.
Литература для четырехголосного хора богата как произведениями a cappella, так и с сопровождением. Хоры четырехголосного склада могут быть трех типов: 1) однородный-мужской, 2) однородный женский или детский и 3) смешанный. Каждый из них имеет свои, только ему свойственные характерные черты и диапазон более широкий, чем рассмотренные ранее одноголосные, двухголосные хоры.
Дата добавления: 2014-09-26 ; просмотров: 1234 ; Нарушение авторских прав