к творчеству какого автора восходит в романе б л пастернака доктор живаго образ метели
Поэзия и проза в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Поэзия и проза в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”.
— помочь учащимся раскрыть глубину философских обобщений в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго», показать особенности восприятия мира главным героем, подчеркнуть богатство и красоту выразительных средств языка романа;
— развивать аналитическое мышление учащихся, умение выразить свою точку зрения и аргументировать ее, сопоставлять события и мнения, делать выводы, научить логичной и эмоциональной речи;
— способствовать развитию стремления познать законы мироздания, помочь ощутить сопричастность к происходящим переменам в общественной жизни.
“ Он шёл на решительное сближение языка прозы и языка поэзии…”
2. Вступительное слово учителя.
Писатель, о чьей судьбе и чьём творчестве пойдет речь на уроке, жил и работал в непростое, суровое время. Родившись в конце 19 века, он юношей встретил революцию 1917 года и гражданскую войну, будучи зрелым мастером, пережил трагические годы сталинизма, разделил судьбу народа, боровшегося с фашизмом, снискал горькую славу опального поэта на заре оттепели 60-ых. Б.Л. Пастернак сумел глубоко пережить дух времени, в котором жил, а затем передал его атмосферу в написанных им стихах и прозе.
О его лирике мы с вами говорили на прошлом уроке.
Сегодня мы продолжим говорить о творчестве Б.Л. Пастернака. Начнём знакомство с его замечательным романом «Доктор Живаго», узнаем историю создания романа и его жанровое своеобразие.
Содержание романа – это, в сущности, духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго.
Прежде чем говорить о романе, вспомним немного о жизни и творчестве писателя (Чекенёва Ирина).
В начале 40-х стиль Пастернака изменился до неузнаваемости. Изменилось мировоззрение, ощущение жизни. Во многом этому способствовала атмосфера Переделкина, подмосковного дачного поселка, где жил в то время Б. Пастернак. В самый канун войны поэт видит лицо народа и лицо России.
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
Эти строки проникнуты живым теплом и любовью.
Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Предвестия свободы оказались ложными. Но в их свете Пастернак начал писать главный труд своей жизни роман “Доктор Живаго”. Содержание романа – это, в сущности, духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго.
Послушаем историю создания романа (____________________________)
Роман о Юрии Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением радости, преодолевающей страх смерти.
Стихотворение “Гамлет” можно считать ключевым для романа: именно им открывается семнадцатая стихотворная глава этого произведения.
(Чтение стихотворения “Гамлет” подготовленным учеником. Затем выступление ученика с индивидуальным сообщением – анализом этого стихотворения)
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга “Весь мир – театр и люди в нем актеры”. Ситуация Гамлета осмысливается как типовая ситуация каждого человека в этой жизни, а обращение “Я люблю твой замысел упрямый” относится не только к режиссеру драмы, но и к Создателю этого мира, в котором каждый достойно должен пройти предназначенный ему свыше путь. Достойным до конца своей роли остался и Борис Пастернак.
На прошлом уроке мы уже говорили о стихотворении Б. Пастернака “Зимняя ночь”, знаем, что оно входит в цикл стихов, составляющих последнюю часть романа “Доктор Живаго”. Это роман особого типа – роман поэта Б. Пастернака о поэте Юрии Живаго, о поэзии и о том, как она рождается.
Утверждение критика Л. Озерова, взятое в качестве эпиграфа к уроку, послужит для нас ключом для поиска взаимопроникновения, пересечения прозаического и поэтического текстов: “Он шёл на решительное сближение языка прозы и языка поэзии…”
В чем же жанровое своеобразие романа мы узнаем из сообщения ________________
Стихи Юрия Живаго – залог его бессмертия, и не случайно Пастернак помещает их в финал романа.
— Послушайте романс «Зимняя ночь» на стихи Б. Пастернака в исполнении Владимира Девятова.
— В чем вы видите своеобразие композиции стихотворения?
— Каково смысловое наполнение каждого из образов в контексте стихотворения?
Предполагаемый ответ: Стихотворение имеет кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается строфами, тождественными по структуре и содержанию.
— Метель символизирует пространство всей земли, пространство снаружи, за окном. (“Мело, мело по всей земле, во все пределы”.)
Образ свечи включает в себя пространство внутри комнаты. (“Свеча горела на столе”.)
Слова “метель” и “свеча” можно рассматривать как контекстуальные антонимы.
— Какие смысловые части в тексте стихотворения вы выделили бы? Предполагаемый ответ:
Первая часть –тема метели, стихии снаружи.
Вторая часть –– любовь, свидание, близость мужчины и женщины.
Свеча в стихотворении – это конкретно-изобразительный образ: свеча, пламя, озаренный потолок, ночник, на свечку дуло, а также метафорическое сочетание “жар соблазна”. Жар – огонь, пламя. Образ свечи может читаться как символ любви, тепла, жизни.
— Названы ли герои стихотворения? Какие детали говорят о их присутствии?
Предполагаемый ответ: Герои прямо не названы, но они подразумеваются: это мужчина и женщина. Присутствие человека уже в самом событии – “свеча горела”. О присутствии в лирической ситуации женщины говорят детали одежды: башмачки и платье. Контекст употребления этих слов вносит в строфу тему обнажения, раздевания. Волнующая ситуация любовного свидания одухотворена, освящена любовью.
Метель. Эта стихия действует не только в художественном мире стихотворения, она “господствует” и “соперничает” с человеком на протяжении всего романа “Юрий Живаго”.
В первой книге романа метель, буря, зима – атрибуты смерти и болезни.
С развитием сюжета образ метели получает социальное звучание.
Метель становится символом социальных катаклизмов.
— Вспомните, в каких произведениях русской литературы метель не просто явление природы, но и “действующее лицо”, компонент сюжета, символический образ?
Предполагаемый ответ: В пушкинских произведениях “Метель”, “Капитанская дочка” метель – символ рокового стечения обстоятельств. В поэме А. Блока “Двенадцать” метель – стихия революции. Герои романа М. Булгакова “Белая гвардия” Турбины – люди, заблудившиеся в железном буране революции. Метель метёт по страницам русской литературы.
— Стихотворение “Зимняя ночь” пишет Юрий Живаго. В каком контексте оно впервые появляется, и когда оно было закончено? ( Предполагаемый ответ: Замысел стихотворения “Зимняя ночь” возникает во время Рождественских праздников в 1911 году, когда юные Тоня и Юра влюблены друг в друга. Завешение стихотворения “пришло” через 10 лет в Варыкино, где Лара и Юрий спасались от стихий революции.
— Назовите общую тему прозаических фрагментов и стихотворения.
Предполагаемый ответ: Тема любви, судьбы влюбленных в мире войн и революций (стихий). Следует отметить общность сюжета: герой и героиня, свидание, свеча.
Пастернак так описывал процесс создания стихотворения “Зимняя ночь” Юрием Живаго : “Тоска сосала его сердце. Но ещё больше томило его ожидание вечера и желание выплакать эту тоску в таком выражении, чтобы заплакал каждый”.
— Как бы вы определили художественный смысл стихотворения “Зимняя ночь”?
Пастернак говорил: «Человек рождается жить, а не готовиться к жизни».
— Как вы понимаете эти слова?
(Интерес к жизни, стремление жить, человек проверяется идеей жизни)
Вы прочитали роман.
— Как вы считаете, в чём жизнь проявляется наиболее ярко, полно?
— Какой показана любовь?
(в повседневном, обыкновенном выражении. Любовь, красота обрисованы писателем в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок. Вот, к примеру, как видится нам облик Лары глазами Юрия Андреевича:
1) “Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее. Точно она воду носит или чистит картошку” (ч. 9, гл. 12, с. 302).
2) “И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда” (ч. 9, гл. 13, с. 305).
3) “Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и проголодавшийся, и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде. она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках” (ч. 13, гл. 16, с. 411).
4) Юра и Тоня на ёлке у Свентицких (ч. 3, гл. 4, с. 97).
— С чем связана любовь для Юрия Живаго?
(С жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой)).
— Каково отношение Живаго к дому?
(Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни: “Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство — приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16, с. 174).
— Что значит любовь к женщине в понимании Пастернака?
(Благоговение перед другим человеком).
— Интересно, что Юрий Андреевич одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?
(Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе. Сама Тоня пишет Юрию в письме: “Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться её, Тониному, скромному жизненному пути” (ч. 5, гл. 2, с. 142).
— Особой лирической теплотой согреты главы, посвящённые Ларе. Что значила эта женщина для Юрия Андреевича?
(1) Из письма Б.Л. Пастернака к писательнице Р.Швейцер: “После второй мировой войны я познакомился с молодой женщиной Ольгой Всеволодовной Ивинской и вскорости, не будучи в силах вынести раздвоения и тихого, полного грусти, упрёка моей жизни, пожертвовал едва начинавшейся близостью и с болью порвал с Ольгой Всеволодовной. Вскорости она была арестована и провела пять лет в тюрьме, в концентрационном лагере. Её взяли из-за меня, и поскольку в глазах тайных агентов она ближе всех ко мне, по-видимому, рассчитывали путём жестоких допросов и угроз добиться от неё показаний, достаточных для того, чтобы погубить меня на суде. Её героизму, стойкости я обязан тем, что меня не тронули в те годы. Она — Лара того романа, который я как раз начал писать в то время. Она — олицетворение радости жизни и самоотдачи”.
После возвращения О.Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились её личные и деловые отношения с Пастернаком. Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли, развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».
2) Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса — “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор — “Божий дар”, Гишар — “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара — Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой [5. С. 107].
“ И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! Вот это-то и есть Лара” (ч. 13, гл. 7, с. 397).
— Что такое Россия для Живаго?
(Окружающий мир, природа, история России).
— Свидетелем каких исторических событий становится герой?
Вспомните, что герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир» проходили через исторические события как через очищение, обновление. Почти все герои романа Пастернака тоже по-своему задействованы в бурной жизни века и принимают его жизнь за свою. Каждый решает свою судьбу, соотнося с требованием времени: войны, революции, голода и так далее.
— Можем ли мы говорить о таком же влиянии хода истории на становление характера Юрия Живаго?
(Нет. Он живёт в своём пространстве, в своём измерении, где главными являются не житейские ценности, а законы культуры).
— Что является главным для него в жизни?
1) Дворянская культура. Юрий Андреевич о дяде Николае Николаевиче: “Подобно ей (маме) он был человеком свободным, лишённым предубеждения против чего бы то ни было непривычного. Как у неё, у него было дворянское чувство равенства со всем живущим” (ч. 1, гл. 4, с. 23).
2) Идеи христианства. Его дядя Н.Н. Веденяпин говорил о том, что “человек живёт не в природе, а в истории” и что “Евангелие есть её обоснование”: “Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии, переполняющей сердце человека. идея свободной личности и идея жизни как жертвы” (ч. 1, гл. 5, с. 25–26).
Вот эта идея свободы личности и жизни как жертвы и есть пространство самого Юрия Живаго. Он и Лара не учатся у жизни, они родились в ней. « Человек рождается жить, а не готовиться к жизни. И сама жизнь, явление жизни, дар жизни так захватывающе нешуточны!” — говорит Юрий Андреевич Ларисе Фёдоровне в их первую встречу в Юрятине (ч. 9, гл. 14, с. 307). Жизненный поток как бы подхватывает героя, который подчиняется ему и воспринимает многое как неизбежность. (Неслучайно отсутствие у Живаго воли не выглядит в авторском освещении недостатком, чем-то отрицательным.) Таково же отношение к революции.
— Каково первоначальное отношение к революции Юрия Андреевича?
1) В революции он видит что-то “евангельское” (ч. 5, гл. 8, с. 156).
2) Революция — это свобода. “Вы подумайте, какое сейчас время! Со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода! Настоящая, не на словах и в требованиях, а с неба свалившаяся сверх ожидания. Свобода по нечаянности, по недоразумению”.
3) В революции доктор Живаго увидел творящийся ход истории и радуется этому произведению искусства: “Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох. Каждый ожил, переродился, у всех превращения, перевороты. Можно сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая” (ч. 5, гл. 8, с. 156).
4) “Какая великолепная хирургия!” (ч. 6, гл. 8, с. 202). Он реагирует безошибочно только на истинное, вечное. Пока революция казалась ему проявлением и осуществлением жизни, пока социализм предстаёт “морем жизни, морем самобытности”, он восхищался её смелой и решительной “хирургией” и принимал её.
— Но со временем меняется отношение Живаго к революции. Как? Почему?
— Потому что революция вступает в новую фазу, заведомо неприемлемую для героев.
1) “Переделка жизни” (ч. 11, гл. 5, с. 346) — противопоставление всему живому.
2) “. Каждое водворение этой власти проходит через несколько этапов. В начале это торжество разума, критический дух, борьба с предрассудками. Потом наступает второй период. Получают перевес тёмные силы «примазавшихся», притворно сочувствующих. Растут подозрительность, доносы, интриги, ненавистничество. мы находимся в начале второй фазы” (ч. 13, гл. 5, с. 413).
3) Братоубийственная война (случай с Серёжей Ранцевым — ч. 11, гл. 4, с. 343). “Толпа окружала лежавший на земле окровавленный человеческий обрубок” (ч. 12, гл. 8, с. 375).
4) История Палых. “Это был явный умопомешанный, бесповоротно конченное существование”. Революция калечит людей, лишая человеческого (ч. 12, гл. 8, с. 377). Антипов становится Расстрельниковым (ч. 13, гл. 15, с. 344).
6) “ Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле” (ч. 11, гл. 4, с. 204).
7) Насилие. “Во все места стали назначать комиссаров с неограниченными полномочиями, людей железной воли, вооружённых мерами устрашения и наганами” (ч. 6, гл. 9, с. 204).
8) Переворот в жизни, когда всё рушится. Лара: “Что делается сейчас с жизнью вообще. Всё производное, налаженное, всё относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, всё это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Всё бытовое опрокинуто и разрушено” (ч. 13, гл. 13, с. 408).
9) “Владычество фразы, мёртвая буква закона. Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, вам навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы, сначала монархической — потом революционной” (ч. 11, гл. 4, с. 204).
Вывод. Итак, идея жизни противопоставлена идее неживого, мёртвого, неприродного, искусственного. Вот почему Живаго уклоняется от насилия истории. По его мнению, событий революции нельзя избежать, в них можно вмешиваться, но их нельзя поворотить. Он участвует в революции скорее как частица природы.
— Кончается ли роман смертью доктора Живаго?
(Нет, он кончается стихами).
— Как вы думаете, почему?
( Стихи — это то, что не может умереть).
Мы говорили, что Живаго — врач, но он ещё и поэт. Многие страницы романа автобиографичны, особенно те, что посвящены поэтическому творчеству.
Д.С. Лихачёв говорит в своих «Размышлениях над романом Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”»: “Эти стихи написаны от одного лица — у стихов один автор и один общий лирический герой. Ю.А. Живаго — это и есть лирический герой Пастернака, который и в прозе остаётся лириком” [6. С. 7]. И с этим трудно не согласиться.
— Итак, роман «Доктор Живаго» — это роман ещё и о творчестве. Как сам писатель устами лирического героя Юрия Живаго говорит о назначении искусства?
“ Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь ” (ч. 3, гл. 17, с. 102). Для Живаго творчество — это жизнь.
— Итак, мы пришли к выводу, что роман — это лирическая исповедь. Но почему же всё-таки понадобился Пастернаку “другой” человек, чтобы выразить самого себя?
(В романе нет страниц, где автор открыто излагает свои мысли, к чему-то призывает. Это творческий метод Пастернака. Продолжая традиции Чехова, он не стремится уверить читателя в безупречности своих убеждений. Он только показывает мир, но не объясняет его. Объяснить мир должен сам читатель, тем самым становясь как бы соавтором романа. В целом Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть).
— В чем на ваш взгляд трагедия Юрия Живаго?
— Определить основные нравственно-философские проблемы, поднятые автором в романе.
Анализ романа «Доктор Живаго» (Б.Л. Пастернак)
Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» является одним из самых значимых прозаических произведений русской литературы второй половины двадцатого века. С его значимостью может сравниться и скандальность этой книги. Она вызывала споры пол века назад и продолжает вызывать их по сей день. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого дискуссионного романа.
История создания
Пастернак приступил к созданию своего романа практически сразу после начала войны. Шок от Великой отечественной войны, пережитые им события заставили его начать переосмысление судеб России, русского народа и русской интеллигенции, окунувшись в годы зарождения советского государства. О написании романа «Доктор Живаго» известны весьма интересные факты:
Направление и жанр
«Доктор Живаго» явно относится к литературному направлению реализма. Места, люди и поступки, совершаемые ими, максимально приближены к реальным. Писатель стремился к детальному воссозданию атмосферы описываемого исторического периода. Но Пастернак творил в эпоху модернизма (например, причислял себя к футуристам), поэтому его роман обладает новаторской силой. Раскрытию персонажей служит не только пейзаж или диалог, но и стихи. Они же дополняют описание эпохи и создают настроение того или иного эпизода.
Жанр произведения — роман. Повествование охватывает обширные промежутки времени, большое количество действующих лиц. Сюжет развивается на фоне эпохального события, которое оказывает непосредственное влияние на персонажей книги.
Композиция и конфликт
Основной конфликт произведения по своей сути трагичен, он раскрывает нам как противостояние одного маленького человека неудержимому колесу истории, так и судьбу целого поколения интеллигентов, заставших и эпоху монархии, и советскую власть. Революция и интеллигенция — это неравный бой, который стал основным конфликтом в романе «Доктор Живаго». Образованные и утонченные люди не вписались в диктатуру пролетариата и стали рудиментами эпохи.
Суть: о чем роман?
С началом Первой мировой войны Юрий (который уже женился и завел детей) отправляется на фронт военным врачом. Лариса становится его ассистенткой. Они сближаются. Вернувшись, он обнаруживает, что монархия уже свергнута, в России провозглашена республика, улицы объяты хаосом, а его семья едва сводит концы с концами.
К тому времени Лариса уже вышла замуж, но не по любви, а за того, кто любил ее и был готов принять ее прошлое. Павел Архипов, рабочий, живший неподалеку от Лары, был уязвлен, узнав о любовнике невесты. Дальнейшая их жизнь не сложилась: Лара родила девочку, но счастливый отец был увлечен начавшейся революцией и принимал в ней деятельное участие. Павел сделал карьеру на гражданской войне и стал известным большевиком.
После Октябрьской революции семейство Живаго покидает голодающую Москву и перебирается в далёкий провинциальный город Юрятин. Жизнь медленно, но налаживается, однако в Юрятине проживает и Лариса, с которой у Юрия начинается роман. В самый кульминационный момент этого любовного треугольника Живаго насильно вербуют в красный партизанский отряд.
После полутора лет партизанской войны Живаго возвращается в Юрятин, но не находит там своей семьи. Зато у героя снова разгорается страсть с Ларисой. Однако через некоторое время в Юрятин прибывает Комаровский, который уговаривает Живаго отпустить Ларису с ним (он имеет возможности вывезти и обеспечить женщину и ее дочь), на что тот соглашается.
Спустя много лет в Москве опустившийся Живаго умирает в трамвае от сердечного приступа.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Доктор Живаго» довольно разветвленная: есть герои-революционеры, есть интеллигенты, буржуа и простые люди, попавшие в жернова системы. С приходом перемен их судьбы переплетаются в клубок противоречий, и в итоге многие связи приходится разрывать, чтобы выпутаться из паутины.
герои романа «доктор живаго» | характеристика |
юрий живаго | сын миллионера, промотавшего своё состояние и выбросившегося из поезда. это человек тонкой душевной организации, хороший врач, любящий отец, но довольно пассивный мужчина, который не способен противостоять обстоятельствам и унять метания страстей и сомнений в своей груди. пишет стихи и воспринимает мир через призму чувства, а не разума. после семнадцатого года он, фактически, выпадает из жизни, лишается возможности управлять своей судьбой. его привычная жизнь рушится, и предрешенное будущее становится не сбывшейся мечтой. вместо работы он пребывает на фронте то на одной, то на другой стороне, вместо тихой семьи обретает жгучее и частное счастье с чужой женой. приспосабливаясь к обстоятельствам, он теряет себя. к концу повествования лишается семьи, любимой, перестаёт писать стихи и ведёт жизнь простого обывателя. он опускается, ведь его время прошло: новое время вытеснило его на обочину жизни. |
лариса антипова | |
антонина живаго | законная жена юрия, дочь состоятельного еврея. заботливая мать и верная жена. спокойная, уравновешенная и интеллигентная женщина. выучилась на юриста. с переездом в юрятин семейные отношения начали портиться. юрий увлёкся ларисой, и антонина, узнав об этом, так и не простила его. после ухода юрия антонина с детьми возвращается в москву, а оттуда уезжает за границу. она, как и все представители ее класса, не находит места в новой россии. |
павел антипов |