к какой триединой цели урока относится формирование обществоведческих понятий
Методика преподавания природоведения в начальной школе «Триединая цель урока»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. В основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
Развитие речи: Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
Развитие мышления: Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учит учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
Овладение этими методами и означает умение мыслить.
Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность
Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд.
Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на уроке.
И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду.
(теоретические основы построения уроков)
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель):
Иногда выделяется группа практических (или жизненно-практических) целей. Все группы целей взаимосвязаны.
Приступая к формулировке целей, учитель:
— изучает требования образовательного стандарта и программы;
— обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности школьников;
— определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;
— выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность школьника в результатах обучения.
После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся.
Значительную часть учебного времени учитель уделяет системе теоретических знаний, которые формируются на базе эмпирических, т. к. понимание сути объектов и явлений ученик осознает на основе образов и представлений. В процессе работы над системой знаний учитель формулирует соответственные цели.
— передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни;
— выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно-познавательной деятельности (технологии обучения);
— проверка знаний по теме;
— обобщение изученного материала;
— проверка усвоения материала на основе творческих заданий;
— формирование, умений применять полученные знания на практике;
— развитие познавательной активности творческих способностей.
— изучению нового материала (одна дидактическая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материла);
— контрольный урок (одна дидактическая цель –контроль за полученными знаниями);
— две дидактические цели: повторение и обобщение: на повторительно-обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время урока;
Развивающие цели урока
Конструирование системы развивающих целей отражает основные умения, которые отрабатываются на учебном занятии. Умения — это действия, формируемые через систему упражнений. Приобретение умений творческого характера (формирование опыта творческой деятельности), для которых характерен «перенос» знаний из одной учебной ситуации в другую, осуществляется в процессе выполнения творческих (проблемных) заданий для самостоятельной работы.
В качестве развивающих целей используются следующие :
— развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
— развитие навыков устной и письменной речи;
— развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности,
— развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог;
— развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
— развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.
Воспитательные цели урока
Постановка воспитательных целей урока осуществляется в рамках целостного подхода к процессу становления личности и охватывает все основные стороны (направления) воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, эстетическое, физическое и т.д. Эти стороны разделить невозможно, но следует выделять наиболее существенные с позиций содержания изучаемого материала.
— воспитание уважения к своей Родине;
— воспитывать активную жизненную позицию, честность, человеческую порядочность;
— воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах;
— воспитание гуманизма и любви к прекрасному;
— подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.
Статья на тему «Триединая цель современного урока»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Триединая цель с овременного урока
и планируемый результат обучения
“ Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”.
Начну с того, что урок – это та форма обучения, на которой держалась традиционная и придерживается современная школа. Именно на уроке встречаются учитель и ученики. Именно здесь им предстоит взаимодействовать на пути к знаниям.
Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов:
Познавательный аспект связан с требованиями к знаниям, умениям, навыкам учащихся в изучаемой ими предметной области:
— обеспечить овладение учащимися знаниями с учетом их основных характеристик: полнота, глубина, осознанность, системность, гибкость, оперативность, прочность.
— формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
— формировать умения – сочетание знаний и опыта их применения, которое обеспечивает успешное выполнение отдельных действий и деятельности в целом.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:
Регулятивные УУД – действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, элементы волевой саморегуляции.
Познавательные УУД – общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД – действия, обеспечивающие социальную компетентность как компетентность в общении.
Личностные УУД – жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Цели учебного процесса не равнозначны его результатам. Они указывают лишь направления, которыми должны идти педагоги, а если цели известны и учащимся, что крайне необходимо, то и учащиеся. Некоторые цели можно отождествлять с результатами лишь тогда, когда как первые, так и вторые являются предвидимыми и к тому же измеряемыми. Это, однако, не всегда главные результаты учебного процесса, поскольку среди сформулированных целей наличествуют и такие, последствия выполнения которых нельзя измерить непосредственно, как, например, развитие активности, работоспособности учащихся; умение пополнять знания; экологическая социальная воспитанность и т.д.
Педагогическая цель урока – это представление о том, что должен сделать учитель для достижения учащимися планируемых результатов обучения.
Цель поставлена диагностично, если:
— дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества (знания, умения, отношения и др.), что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности;
— имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;
— возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;- существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Коммуникативные УУД как планируемый результат обучения
Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности , которая представляет собой способность и готовность субъекта к общению, взаимодействию, совместной деятельности с другими людьми.
1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмен информацией — это умение:
— слушать и слышать друг друга;
— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
— представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;
— спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
— вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского / родного языка.
2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:
— понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
— готовность к обсуждению разных точек зрения и вработке общей (групповой) позиции;
— умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
— умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — это:
— определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
— планирование общих способов работы;
— обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
— способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
— способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию;
— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) — это умение:
— устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
— обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
— переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества — это:
— уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
— адекватное межличностное восприятие;
— готовность адекватно реагировать на нужды дугих; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместно деятельности;
— стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:
— использование адекватных языкоых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
— речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической и иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации — процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Личностные УУД как планируемый результат обучения
Личностные универсальные учебные действия – это действия, включающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях
Личностные результаты освоения образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
— формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
— формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
3 стадии развития учебной деятельности и 3 стадии развития ее мотивации:
1.Освоение учащимися отдельных учебных действий, ситуационный познавательный интерес и мотивация.
2.Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
3.Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования (В.В. Давыдов).
Смыслообразование в учебной деятельности
Цели изучения учебного предмета:
— развивающий компонент цели как цель-идеал – развитие у учащихся способностей к осуществлению той или иной практической или теоретической деятельности, соответствующей специфике изучаемой дисциплины, т.е. предметной деятельности;
— обучающий компонент цели как условие достижения цели-идеала – обучение (а для ученика – освоение) той или иной предметной деятельности, а также обучение собственно учебной деятельности (приобретение умений учиться);
— воспитательный компонент цели как внутренняя, ценностно-смысловая сторона учебной и предметной деятельности – воспитание (а для ученика – поиск и обретение) ценностно-смыслового отношения к изучаемой дисциплине;
Регулятивные УУД как планируемый результат обучения
Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рассмотрено в трех аспектах:
— формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе;
— развитие регуляции учебной деятельности ;
— саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний,
В подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции. У подростков формируется произвольная саморегуляция — осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия.
Функциональными компонентами саморегуляции являются:
— Целеполагание — возникновение, выделение, определение и осознавание целей. Первый тип целеполагания — постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести). Второй тип — принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно(анализ условий, адекватная оценка трудности учебных заданий, выбор соответствующего способа действий).
— Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана действий.
— Прогнозирование – предвосхищение результата учебной деятельности.
— Контроль — действия, обеспечивающие эффективность учебных действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие.
— Коррекция действий — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; изменение содержания и последовательности операций в ответ на изменившиеся словия действия и на регуляцию действия во времени (темпа его выполнения).
— Оценка — определение правильности системы учебных действий. Итоговая оценка санкционирует факт завершения действий (положительная) или побуждает к их продолжению (отрицательная). Предвосхищающая оценка задачи позволяет ученику адекватно оценить свои возможности в отношении решения поставленной задачи.
— Саморегуляция эмоциональных состояний — возможности учащегося совладания со стрессами.
Познавательные УУД как планируемый результат обучения
В блоке познавательных выделяют общеучебные действия включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.
1. В число общеуче6ных действий входят:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации;
— применение методов информационного поиска’ в том числе с помощью компьютерных
— умение структурировать знания;
— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия
— контроль и оценка прогресса и ре6зультатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения взависимости от конкретных условий;
— извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
— определение основной и второстепенной информации;
— свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного публицистического и официально-делового стилей;
— понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
— составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста(соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
2.Наряду с общеучебными выделяются уноверсальные логические действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков(существенных и несущественных);
-синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивание, выполнение недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятия, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепочки рассуждений, доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
3.Действия постановки и решения проблем включают:
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Все что было выше сказано будет способствовать результативной деятельности на уроке.И все же что представляет собой современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения? Вот ответ на этот вопрос:
— урок с использованием техники (компьютер, видеопроектор, интерактивная доска и т.п.);
— урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
— урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
современный урок развивает у детей креативное мышление;
современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке [7].
1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задания: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010г.
3 Подласый И.П. Педагогика.Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
5 Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
7. М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971г