к какой стране относится volvo
Кто производитель Вольво — Китай или Швеция?
Шведский концерн, производивший прекрасные, безопасные и удобные легковые автомобили Volvo, стал одним из наиболее влиятельных на европейском рынке премиальных машин. Но ведь с 2000 по 2007 годы концерн не развивался, предлагая покупателям одинаковые модели со старыми двигателями. Секрет успеха шведской автомобильной компании заключается в союзе с китайцами. Формальная корпорация Geely просто выкупила шведское предприятие, но договор больше напоминает слияние.
Китайцы дали обязательство не переименовывать марку, сохранить европейский бренд Вольво, страна производитель должна остаться Швеция, а Geely не имеет права использовать технические наработки концерна в своих машинах. Интересно, соблюдают ли китайцы подписанный договор?
Есть ли в мире другие страны, где собирают Вольво?
Многие автолюбители путают Швецию с другими скандинавскими и европейскими странами, считая, что Volvo собирается в Норвегии, Швейцарии или даже в Германии. На самом деле, единственный завод корпорации Вольво находится в Гетеборге, Швеция. Это предприятие даже после покупки китайцами концерна остается в данном городе и не сокращает своей деятельности.
Наоборот, китайские инвестиции дали шведской компании огромный толчок. Есть несколько важных аспектов, которые изменились в 2007 году:
появились деньги и технические возможности для разработки совершенно нового модельного ряда;
соединились усилия дизайнеров мощной уже на то время компании Geely и шведов;
бренд Вольво получил огромный китайский рынок, на котором его авто продаются без лишних пошлин;
новые технологии стали внедряться в машины благодаря щедрым инвестициям;
завод расширил штат, усовершенствовал производственные линии и получил много прочих преимуществ.
Если сегодня рассматривать технологичность производителей автомобилей, можно смело заявить, что Volvo является одним из лучших в Европе заводов. Здесь стоит новейшее оборудование, полностью все процессы сборки автоматизированы. Машины получаются не просто качественными, они, наконец, соответствуют своему ценнику. До 2007 году машины Вольво покупали только в странах Скандинавии. Они были слишком дорогими и устаревшими.
Китайские автомобили Geely после кооперации со шведами
Сразу после объединения европейского и китайского производителей под крышей одного концерна у Geely появились новые модели, которые на три головы были выше своих предшественников. Фактически весь модельный ряд сменился, новые двигатели стали давать больше лошадок, требуя меньше топлива. Да и внешний вид серии Emgrand сильно ушел вперед.
В модельной линейке Джили даже появился кроссовер, который не был заявлен до этого. Связаны такие изменения со следующими вариантами развития компании:
несмотря на запрет использования технологий Volvo, китайцы перетянули определенные наработки шведов на свою сторону;
в результате двустороннего сотрудничества с европейскими инженерами были получены новые разработки;
компания пополнилась хорошим доходным активом и смогла инвестировать в собственное производство;
в Китай пригласили на работу инженеров из Швеции.
Последнее предположение является проверенным и доказанным фактом. Но в Geely отрицают тот факт, что это связано с разработкой успешной серии автомобилей Engrand. Впрочем, для потребителя никакой разницы нет. Если компания выпускает хорошие автомобили, пусть берет технологии там, где ей это удобнее. Для потребителя важнее то, насколько качественную машину он может приобрести в салоне. Именно поэтому шведы сегодня вполне довольны семилетней кооперацией с китайцами.
Завод в Гетеборге растет и развивается, марка обзаводится новыми моделями, а все свои основные обещания корпорация Geely выполняет.
По нашему мнению, не столь важно, в каких странах собираются Вольво, ведь намного важнее восприятие от автомобиля, его надежность и комфорт. А что вы думаете об этом?
Volvo теперь принадлежит китайскому автоконцерну Geely
Шведская автомобильная компания Volvo теперь принадлежит китайскому автоконцерну Geely. Соглашение о покупке известного автомобильного бренда у американского гиганта Ford было подписано в воскресенье. Сумма сделки составила почти два миллиарда долларов.
1,8 миллиарда долларов – такова цена предприятий, производящих легковые автомобили под одним из самых известных европейских брендов. Для шведов это вряд ли станет ударом по национальной гордости, ведь Volvo продается не первый раз. В 1999 году предприятие вошло в корпорацию Ford, причем американцам оно обошлось в 3,5 раза дороже, чем китайцам, – в 6,5 миллиардов долларов. Кризис вынудил сбрасывать лишние активы – одним из них стала шведская марка.
«Главная цель сделки – найти нового собственника, который разделяет мнение концерна Ford о будущем компании Volvo. Нам надо было найти нового владельца, который может развивать бизнес и в то же время особо заботиться об уникальных особенностях шведского бренда. И который также ответственно относится к сотрудникам компании и обществу, в котором мы работаем. Мы нашли, и мне приятно об этом сообщить, такого собственника в лице компании Geely», – говорит Льюис Бут, вице-президент компании Ford.
Найти удалось не сразу. О планах продать Volvo говорили еще в 2008 году, только вот покупателя не было. Переговоры продолжались почти два года, в итоге китайцы пообещали максимально сохранить шведский облик автокомпании.
«Компанией Volvo будет управлять менеджмент Volvo. Предприятию предоставят независимость в стратегической перспективе. Оно будет работать по своему собственному бизнес-плану. Мы твердо намерены сохранить идентичность бренда и рассматриваем Volvo в качестве шведского предприятия, с крепкими скандинавскими традициями», – заверяет Ли Шуфу, председатель компании Geely.
Руководителям не придется собирать чемоданы – штаб-квартира остается в Гётеборге. На первый взгляд, по результатам сделки, у Volvo не убавится, а прибавится. Заводы в Швеции и Бельгии продолжат собирать автомобили, но к ним присоединится производство на китайской территории.
Планы компании Geely мало сказать амбициозные, они просто грандиозные. Сейчас шведский производитель собирает около 300 тысяч машин в год – новый завод в Китае должен делать столько же. И это только марка Volvo – общее производство концерна будет исчисляться миллионами.
«Мы ставим цель достичь производства двух миллионов автомобилей в год к 2015 году. Таков стратегический план компании Geely. Наиболее сильны наши позиции в России и Украине. На Украине в особенности – там мы развернули сборку одной из моделей нашей компании», – говорит Жанг Ненгер, сотрудник компании Geely.
Приобретение известного бренда поднимает престиж китайского автопрома. Volvo откроет производителям из Поднебесной более дорогой сегмент европейского рынка, свою сеть сбыта. Китайцам даже удалось уговорить профсоюз, сначала он был категорически против сделки. Но после продолжительных дискуссий, профсоюзные деятели сменили гнев на милость. Как они сами объясняют, после того как ознакомились с финансовым планами Geely.
«Я считаю, что у компании есть силы и возможности для роста, и я смотрю в будущее позитивно. Geely способна вновь сделать Volvo предприятием, приносящим прибыль», – говорит глава местного отделения профсоюза работников Volvo Сёрен Карлсон
В Швеции на заводах Volvo работают 16 тысяч человек, еще шесть тысяч трудятся за пределами королевства. Уговаривал лидеров профсоюза лично глава компании Ли Шуфу. Но теперь, после подписания, занервничали поставщики комплектующих, их технологии станут доступны китайцам, что это значит, наверное, можно не объяснять. Автоэкспертам остается только рассуждать, что лучше – будущее под китайским флагом или сворачивание производства, как это происходит с не менее легендарной маркой Hummer. Ведь после срыва сделки с представителями китайского автопрома, в General Motors решили вообще распрощаться с этим брендом.
Кто и где производит и собирает автомобили Volvo
Автомобили марки Volvo всегда ассоциировались с превосходным качеством и безусловной надёжностью. Но так считали раньше, пока история компании не начала резко меняться.
В какой-то момент все подумали, что бренд может исчезнуть вовсе. После возвращения на рынок создавалось впечатление, что Volvo уже никогда не станет прежней. Не будет того же качества, таких же показателей надёжности.
Как оказалось, переживания и сомнения были напрасными. В настоящее время Volvo всё так же продолжает выпускать новые автомобили, которые отличаются отменной сборкой, богатой комплектацией, достаточно высокими ценами и тщательнейшим подходом к вопросам безопасности.
При этом для многих остаётся открытым вопрос о том, где же именно производят эти автомобили. Объясняется это продажей и перепродажей акций компании, переходом бренда из одних рук в другие. Это ожидаемо запутало потребителей. А когда рядом с Volvo звучит понятие Китай, и вовсе отпугивает от покупки некогда лучших шведских автомобилей.
Экскурс в историю
Когда речь заходит о стране-производителе Volvo, то первым делом вспоминается родина бренда. А именно Швеция. Да, компания зародилась именно в этой стране, и здесь сейчас работает несколько производств. Но влияние Volvo с момента её основания расширилось, что позволило разветвить сборку, организовав производственные линии сразу в нескольких странах.
В настоящее время у компании есть несколько основных направлений деятельности:
Если говорить о грузовых машинах, то здесь речь идёт об ответвлении компании, которая носит название Volvo Track Center и базируется в Калуге. Прямого отношения к производству легковых машин это фактически дочернее предприятие не имеет.
Но всё начиналось со сравнительно небольшого шведского завода в городе Гётеборг. Именно здесь в 1927 году с конвейера сошёл первый автомобиль под маркой Volvo.
Более 70 лет Volvo была неотъемлемой частью объединения Volvo Group. Но в 1999 году бренд продали. На тот момент он перешёл в собственность американского автогиганта в лице компании Ford. Хотя американцы не сумели длительное время удерживать у себя шведский бренд. Обусловлено это было убыточностью и нерентабельностью дальнейшего содержания компании. В результате руководство Ford приняло решение избавиться от Volvo, выставив её на продажу.
После 11 лет владения Volvo от компании Ford перешла китайскому автоконцерну Geely. Это был непростой период для компании, поскольку низкая рентабельность, слабые показатели продажи сменились переходом под начало китайского автопроизводителя, который на тот момент ещё не был достаточно узнаваемым. Все боялись, что это повлечёт за собой падение качества, существенное снижение позиций и западение рейтинга Volvo.
Но на практике всё оказалось иначе. С 2010 года, когда китайцы выкупили у американцев Volvo, начался период становления и возрождения марки. Geely удалось правильно построить стратегию развития, вложили в Volvo деньги, что полностью окупилось со стартом производства новых и обновлённых автомобилей.
Новые владельцы поставили цель кардинально поменять модельный ряд, значительно увеличить производственные мощности, а также глобально укрепить позиции Volvo на мировом рынке. И у них это успешно получается до сих пор.
Сейчас реализацией автомобилей под маркой Volvo занимается более 2,3 тысяч дилеров, которые сосредоточены в 100 странах. К концу прошлого года общий штат сотрудников автокомпании по всему миру насчитывал свыше 38 тысяч человек.
За тот же 2017 году компании удалось реализовать почти 600 тысяч своих автомобилей разных классов и сегментом. Причём это оказался уже 4 год подряд, когда Volvo показывает рекорды по продажам. Итоги 2018 года обещают стать не менее успешными, но результаты годового отчёта ещё не были подведены.
Что касается финансовой составляющей, то операционная прибыль за прошлый год составила 14 миллионов крон против 11 миллионов в 2016 году. Годовая выручка достигла 210 миллионов крон, хотя годом ранее этот показатель составил на тот момент рекордные 180 миллионов.
Главная штаб-квартира располагается на родине бренда, то есть в Швеции, в городе Гётеборг. Здесь же компания разрабатывает свою продукцию, осуществляет маркетинговые операции и планирование, а также занимается административными процессами. А в 2011 году открыли 2 офиса в Китае. Они больше сосредоточены над работой на внутреннем рынке. Китайская штаб-квартира взяла на себя функции продаж, маркетинга, закупок и разработок, а также некоторых иных вспомогательных функций.
Производство автомобилей
Поскольку покупателей интересует, где собираются автомобили Volvo CX90, CX60 и целый ряд других машин, требуется детальнее разобраться в географии производства бренда.
Изначально все автомобили марки Volvo выпускали на территории Швеции. Но затем производством занялись и в других странах. При этом завод в Гётеборге, изначально производящий шведские автомобили, до сих пор остаётся основным предприятием, где сейчас успешно собирают такие модели как XC90, V60, S80 и пр.
Чтобы разобраться в том, где производят и собирают Volvo для России и других стран, следует изучить географию автопроизводителя.
Хочется сразу заметить, что на территории Европы реализуются автомобили, которые ориентированы именно на европейский рынок. Азиатские и американские сборочные линии сосредоточены соответственно на США и страны Азии. Исключением является завод в Чэнду, который располагается на территории Китая. Здесь предприятие открыли в 2013 году. Оно собирает машины, которые в дальнейшем продаются непосредственно на родине, то есть в Китае, а также отправляют на реализацию в США.
С 2014 года работает ещё один китайский завод. Располагается он на территории города Дацин. Чуть позже открыли завод в Луцяо. Самым последним предприятием, который занимается сборкой Volvo, стал завод в городе Чарльстон, расположенный в Южной Каролине, США.
Volvo для России
Стоит детальнее разобраться в том, где собирают автомобили под брендом Volvo для России. Ошибочно считать, что процесс сборки машин Volvo, которые предназначены для российского рынка, налажен Китае. В Россию идут машины, собранные в Швеции или Бельгии.
Чтобы точно узнать, где собирают тот же Volvo XC90 или другую модель, официально представленную в России, следует посмотреть на маркировку вин-кода. Если в ВИН-коде используются знаки 1 или J, тогда машину собрали в Швеции. Если же вы видите на вин-коде цифру 2, тогда машина собрана в Бельгии, город Гент.
Пока лишь на уровне слухов ожидается появление завода на территории России. Если это и случится, то наиболее вероятным вариантом является организация сборочной линии. То есть будут поставляться компоненты, а финишную сборку возьмут на себя отечественные предприятия. Эта схема практикуется со многими импортными автомобилями, потому Volvo может войти в их число.
Пока же следует рассчитывать на автомобили, поставляемые из Европы. Ничего плохого в этом объективно нет, поскольку европейская сборка отличается высоким качеством и точностью. Смогут ли отечественные специалисты придерживаться того же уровня, если слухи о появлении Volvo в России станут действительности, вопрос актуальный и открытый.
География компании Volvo
Чтобы подвести некоторые итоги и определить, где собирают различные автомобили Volvo, такие как XC90, XC60 и прочие популярные модели, стоит рассмотреть всю нынешнюю географию бренда.
Бангалор. Ещё одно сборочное предприятие, открытое в Индии. Тем самым представители китайского концерна Geely пытаются расширить собственное влияние, а также удовлетворить спросы на развивающемся рынке в отношении надёжных автомобилей Volvo. Как и в малазийском Куала-Лумпуре, в Бангалоре занимаются лишь сборкой из готовых комплектующих.
Вы можете наглядно видеть, что бренд Volvo расширился сразу не несколько континентов и целый ряд стран. В США, Европе и Азии существуют собственные предприятия, исследовательские центры, сборочные конвейеры.
Далеко не все ожидали, что после продажи американцам и последующего западения бренда Volvo переход в руки китайских владельцев так положительно отразится на развитии компании.
Но Volvo действительно удалось вернуть свои прежние позиции. Более того, многие эксперты уверены, что сейчас бренд находится лишь на начальных этапах своего становления после вероятного некогда исчезновения. Всё складывается хорошо, продажи растут, появляются новые модели и отличные обновления уже зарекомендовавших себя моделей автомобилей Volvo.
Открытие предприятия, пусть даже и в виде сборочного завода, на территории России станет ещё один большим шагом для Volvo. Среди россиян наблюдается достаточно большой спрос на автомобили этого бренда.
Стоит вспомнить, что не так давно между представителями России и Volvo проводились встречи. Результатом переговоров контактной группы с заводом в Калининграде стал пробный запуск конвейера по сборке автомобилей Volvo. В результате собрали 8 универсалов, которые выпускаются под названием XC70. Но после этого договориться о сотрудничестве так и не удалось. Это лишь первая попытка. Переговоры в скором времени должны возобновиться. Вероятность подписания контракта между сторонами достаточно большая.
Нельзя забывать о внушительном достижении в виде открытия Volvo Track Center в Калуге. Хотя прямого отношения сборка грузовых автомобилей Volvo к производству легковых машин не имеет, всё же опыт сотрудничества с представителями шведского бренда у россиян есть. К тому же в Калуге собираются отличные грузовики, к качеству которых нет никаких претензий. Это в полной мере удовлетворяет запросы отечественного рынка. Также из Калуги собранные грузовые машины Volvo поставляются в соседние страны СНГ и Прибалтики.
Несмотря на достаточно высокую цену, передовые технологии, превосходное качество сборки, надёжные двигатели и продвинутые системы безопасностью во многом оправдывают завышенную стоимость.
Volvo
Открытое акционерное общество
Louis Schweitzer (председатель совета директоров), Olof Persson (исполнительный директор и президент)
▼ 218,361 млрд крон (2009 год) [1]
▲ 17,013 млрд крон (2009 год) [1]
▲ 14,718 млрд крон (2009 год) [1]
Эта статья о концерне Volvo. О производителе легковых автомобилей смотрите статью Volvo Personvagnar.
Aktiebolaget Volvo (Volvo Group, Volvokoncernen) — шведский концерн. Производит коммерческие и грузовые автомобили, автобусы, двигатели и различное оборудование. Ранее концерн Volvo производил также легковые автомобили, но в 1999 продал своё отделение легковых автомобилей под именем Volvo Personvagnar концерну Ford, который в 2010 перепродал его концерну Geely.
В переводе с латыни «volvo» означает «я кручусь» или «я качусь». Штаб-квартира — в городе Гётеборг, Швеция.
Содержание
История
Компания основана в 1915 году Ассаром Габриелсоном (швед. Assar Gabrielsson ) и Густафом Ларсоном (швед. Gustaf Larson ) как дочерняя компания известного производителя подшипников SKF. 14 апреля 1927 году первый серийный автомобиль Jakob OV4 (с двигателем мощностью 28 л.с., максимальная скорость — 90 км/ч) выезжает за ворота завода. Уже в 1935 году Volvo обретает полную независимость от SKF.
В 1956 году на должность президента концерна становится доктор машиностроения и доктор экономических наук Гуннар Ингеллау. Ко времени его работы в Volvo относится расцвет компании: в 1956 году стартовал экспорт шведских автомобилей в США (в 1957 году в Соединённых Штатах было продано 5000 машин марки Volvo), нарастал объём производства автомобилей (31000 экземпляров в 1956 году, 205000 единиц в 1971). Следует отметить, что в эти годы на Volvo работал Нильс Ивар Болин, автор трёхточечных ремней безопасности. Модели Volvo PV444 и P120 Amazon стали первыми в мире, оснащёнными этими элементами.
В 1960 году была выпущена модель P1800 — двухместное спортивное купе. В 1966 году началось производство Volvo-144, оснащённой двухконтурной рабочей тормозной системой и деформируемыми зонами кузова. В 1976 году конструкторы Volvo представили кислородный датчик (Lambda Sond) и каталитический нейтрализатор отработавших газов.
Собственники и руководство
Акции концерна AB Volvo разделены между многими владельцами. Крупнейшим собственником является компания Renault S.A., владеющая около 20 % акций.
Председатель совета директоров — Луи Швейцер (Louis Schweitzer), исполнительный директор и президент — Лейф Юханссон (Leif Johansson).
Деятельность
В настоящее время концерн Volvo является шведским поставщиком грузовиков, автобусов и строительного оборудования, систем морских двигателей, космических компонентов и финансовых услуг. [3]
Торговые марки
Торговая марка «Volvo» принадлежит одновременно концерну Volvo и компании Volvo Personvagnar AB. Кроме того, концерну Volvo принадлежат марки:
Структура
Концерн делится на 9 производственных компаний и 11 бизнес-подразделений. [4]
Производственные компании
Производственные компании, входящие в концерн Volvo:
Деловые подразделения
Концерн Volvo включает в себя также компании поддержки бизнеса:
Управление
Volvo в России
Официальные продажи автомобилей Volvo в СССР стартовали в 1989 году, хотя седельные тягачи для нужд «Совтрансавто» закупались с 1973 года.
У компании имеется небольшое автосборочное производство в московском Зеленограде. В год этот завод выпускает 500 грузовиков. 19 января 2009 года в Калуге состоялся запуск производства на новом заводе компании Volvo. Производственная мощность завода составит 15000 грузовых автомобилей в год. Планируется сборка моделей Volvo FM, Volvo FH. Завод является первым масштабным производством грузовой коммерческой техники иностранного бренда в России.
История развития марки VOLVO
Один из основных мировых лидеров в производстве тяжелых грузовиков компания Volvo Trucks Corporation начинала свою деятельность в конце 1920 года как автомобилестроительный филиал знаменитой подшипниковой компании SKF. Первыми в серию с апреля 1927 года были запущены легковые автомобили, а уж в феврале 1928 году с конвейера завода сошел первый 1,5-тонный грузовик Volvo.Грузовые автомобили этой марки сразу же прославились очень высоким качеством сборки и отменной надежность, что выгодно их отличало от моделей конкурентов. Не удивительно, что при таком отношении к делу марка Volvo заняла свое место под солнцем.
В немалой степени этому способствовало постоянное, начиная с 60-х годов, внимание фирмы к таким направлениям, как безопасность и комфорт для водителя. Кроме транспортной и экономической эффективности конструкцию современных грузовых автомобилей определяют также безопасность, эргономичность, комфортабельность и экологическая чистота. После продажи в 2000 году отделения легковых автомобилей Volvo концерну Ford и последующим затем не удачной попыткой поглощения конкурирующей фирмы Scania AB произошло объединение с французской фирмой RVI.
На сегодняшний день фирма Volvo владеет 9 сборочными заводами, находящимися в самых разных частях света. В России представительство Volvo было зарегистрировано в 1994 г., но освоение рынка началось в 1973 году. Для лучшего удовлетворения потребностей клиентов компания предлагает широкий спектр сервисных услуг, включая услуги по финансированию и страхованию. Днем рождения компании «Вольво» считается 14 апреля 1927 г., когда с конвейера нового завода в Гётеборге сошел первый легковой автомобиль «OV4».
Его можно было сразу опознать по диагональной хромированной накладке поверх облицовки радиатора, в которую была вмонтирована скромная эмблема «Вольво» — круг со стрелой — символ единства, законченности и стремления к совершенству. Вскоре за легковыми последовало еще более обширное семейство грузовых машин. В октябре 1927 г. на собрании правления «Вольво» было принято решение о производстве 1,5-тонного грузовика с двигателем от легковой машины (1944 см3, 28 л.с.) и новыми рамой, задним мостом, подвеской, простенькой деревянной кабиной и двумя размерами базы (3300 и 3700 мм).
Под обозначением «LV40» его начали собирать 20 февраля 1928 г. с использованием американских методов организации серийного производства и перспективного планирования. Так американский опыт, соединенный со шведской деловитостью и тщательностью, превратился в так называемый «Вольво-метод» производства — символ высокого качества и надежности автомобилей и их узлов, изготовленных на конвейере. В 1929 г. появился 2-х тонный вариант «LV60» с рядным 6-цилиндровым 3-литровым двигателем «Пента» (Penta) в 65 л.с. и гидроприводом всех колесных тормозов, предлагавшийся в 6 вариантах исполнения.
Седьмым в 1931 г. стал первый шведский 3-х осный грузовик «LV64LF» (6×2) полной массой 5,4 т., созданный путем установки третьей не ведущей оси. 30-е гг. стали для «Вольво» временем кропотливого совершенствования и расширения семейства грузовых машин. Тогда же начала складываться базовая концепция и генеральная линия развития фирмы. К этому времени относятся многочисленные 2-х и 3-х осные капотные серии «LV66/68», «LV70/78» и «LV81/86» с полезной нагрузкой 2,0-7,5 т., получившие верхнеклапанный 6-цилиндровый мотор (4094 см3, 75 л.с.).
К концу десятилетия машины серий «LV180», «LV190» и «LV290» с мотором мощностью 90-130 л.с. уже могли перевозить 10 т., а весили с грузом всего 13-15 т. На базе серийных легковых автомобилей «Вольво» была создана гамма пикапов. Во второй половине 30-х гг. из ворот «Вольво» уже выходили разнообразные грузовые машины 12 базовых серий в 40 исполнениях с двигателями в 65-140 л.с. с несколькими вариантами базы, колесной формулы и полезной нагрузки, а также автобусы, тракторы, специальные машины. К этому времени «Вольво» выдвинулся в число европейских лидеров и законодателей технического уровня в этой области.
В 1933 г. на фирме построили один из первых в мире 3-осных грузовиков с кабиной над двигателем (модель «LV67LF»). В серийное производство пошел его более простой 2-х осный вариант «LV756» с мотором мощностью 65 л.с., отличавшийся специфическим видом. Крупным достижением считается внедрение в 1933 г. 6-ти цилиндрового многотопливного двигателя конструкции инженера Йонаса Хессельмана (Jonas Hesselman). Он мог работать на разных сортах горючего — бензине, спирте, генераторном газе и низкосортных маслах. Для этого требовалось лишь заменить систему питания, поршни и впускные патрубки.
На «Вольво» этот мотор применялся на ряде серийных грузовиков в предкамерном дизельном исполнении. К 30-м гг. относится также появление первых грузовиков с более обтекаемыми кабинами и передней облицовкой. Когда же в Европе разразилась война, нейтралитет Швеции позволил «Вольво» продолжать спокойно и плодотворно трудиться. С конвейеров фирмы сходили 24 серии гражданских грузовиков — от 1,5-ра тонной модели «LV101» до 8-ми тонных машин «LV290» с моторами мощностью 50-140 л.с. В трудные военные годы началось серийное производство новых легких серий «LV103/ LV112» полной массой 3,5-4,8 т., а с 1944 г. в 11 вариантах выпускалась тяжелая 105-сильная гамма машин «LV140/148» массой 9-12 т., отличавшаяся специфическим округлым «носом».
В арсенале «Вольво» нашлись и более серьезные разработки: военные варианты стандартных грузовиков «130» и «140», специальные армейские машины 6×6, полугусеничные тягачи, джипы, бронеавтомобили и легкие танки. В первые же мирные годы на «Вольво» началось массовое изготовление нового легкового автомобиля «Р444», от которого пошла длинная череда легких капотных фургонов и пикапов «PV445», предлагавшихся до начала 60-х гг., а также небольших округлых фургончиков «PV830» вагонной компоновки грузоподъемностью 850-900 кг.
За специфическую внешность их называли «тупоносыми» в отличие от «остроносых» капотных пикапов. В 1946-50 гг. были созданы первые собственные рядные 6-цилиндровые дизели — предкамерный «VDA» мощностью 100 л.с. и «VDC» с непосредственным впрыском топлива и системой предпускового подогрева, применявшиеся на разных моделях грузовиков («LV150», «LV245», «LV290» и др.). Довольно поздно встав на путь «дизелизации», фирма «Вольво» очень быстро не только наверстала упущенное, но и обогнала своих конкурентов. Интересная деталь: с 1949 г. на большинстве грузовиков уже применялись коробки передач с синхронизаторами на всех ступенях, кроме первой.
Следующий свой исторический шаг компания «Вольво» желала в 1950 г. в области средних и тяжелых капотных машин, получивших более современные внешние формы. Новая гамма включала серии «L340», «L385» и «L485» полной массой 5,2-16,5 т., впервые получившие название «Викинг» (Viking), а также гамму «Титан» (Titan), состоявшую из двух базовых моделей «L395» и «L495» полной массой 12-22 т. Наряду со старыми бензиновыми моторами в 90-150 л.с. на них применялись новые дизели мощностью 100-150 л.с. Важнейшим же событием стало появление в 1954 г. грузовика «L395 Титан Турбо» (Titan Turbo) 6×4, на котором впервые в мире был установлен турбонагнетатель.
Это позволило повысить мощность стандартного 6-цилиндрового 9,6-литрового мотора «D96» со 150 до 185 л.с., а затем и до 230 л.с. В серединеи50-х гг. дошла очередь и до более легких капотных автомобилей «L370», «L375» и «L475» полной массой 5,6-9,5 т., а также моделей «L420» и «L430» с новой элегантной по тем временам кабиной над двигателем. Соответственно они получили красивые имена «Браге» (Brage), «Старке» (Starke), «Раске» (Raske), «Снаббе» (Snabbe), «Тригге» (Trygge). На их основе создавалась перспективная концепция новых силовых агрегатов.
Например, в 1956 г. для 3-тонного «L420 Снаббе» был создан 3,6-литровый бензиновый мотор «В36» V8 (120 л.с.) однако вскоре его преобразовали в дизель «D36» мощностью 80 л.с., применявшийся на модели «L4351 Тригге». В это же время проводились смелые дизайнерские работы, улучшалась аэродинамика и эргономика машин, начался выпуск оригинального грузопассажирского автомобиля «Лапландер» (Laflander) 4×4 и первых серий грузовиков «Викинг» с опытным кабинами над двигателем. Очередной поворотный момент в истории «Вольво» npоизошел незаметно в 1963 г. с выпуском 120-сильного грузовика «L4751 Раскеr» с новой кабиной «Типтоп» (Tiptop), впервые в мире разработанной с учетом повышенной безопасности и удобства.
Она была цельнометаллической 2-местной с прочным стальным каркасом, обеспечивая водителю высокие по представлениям того времени комфорт, безопасность и легкость управления. Именно эта машина считается родоначальником всей нынешней гаммы наиболее престижных в мире тяжелых грузовиков марки «Вольво». Со следующего года началось изготовление 150-сильной модели «L4851 Викинг» стой же кабиной. Руководители «Вольво» быстро осознали, в какую перспективную область они вторглись.
Тут же вспомнили еще более совершенный и оригинальный проект кабины «2859» конца 50-х гг., удовлетворявший жестким нормативам США, и в 1964 г. преобразовали его в свою новую разработку «Тип-топ» с подчеркнуто прямоугольными функциональными формами, плоским «носом» и скромным квадратом из мелкой сетки для облицовки радиатора. Впервые ее смонтировали на 230-сильном грузовике «L4951 Титан», ставшим предшественником легендарной серии «88». В 1965 г. на «Вольво» был принят генеральный план перспективного развития с ориентацией на средние и тяжелые исключительно дизельные грузовики и тягачи.
В нем предусматривалось внедрение так называемой «Системы 8», долгое время доминировавшей в обозначениях новых автомобилей. Первоначально она означала число базовых вариантов, затем — количество основных стандартизованных модулей, из которых «складывались» новые модели. К этому времени на свет появилось сразу несколько «восьмерок», заменивших все предыдущие грузовики. Они выпускались в капотном исполнении «N8» (модели «N84», «N85» и «N86») и с кабиной над двигателем «F8». Кабину «Типтоп» первого образца получили 2-х и 3-х осные машины «F84», «F85» и «F86» полной массой 11,8-25,0 т. (107-210 л.с.).
Вершину программы составили первые унифицированные тяжелые грузовики — капотный «NB88» и бескапотный «FB88» полной массой до 26 т., оснащенные улучшенной кабиной и 10-литровым дизелем «D100», отрегулированным на 165-200 л.с. (с турбонаддувом — 260-290 л.с.). Серия «88» оснащалась прочной сварной рамой, рессорной подвеской, многоступенчатыми трансмиссиями, большим выбором вариантов и исполнений шасси, предлагалась с колесной формулой 4×2, 6×2 и 6×4. Впервые в их кабинах появилось стационарное спальное место.
В 1970 г. бескапотный «88» был преобразован в один из наиболее совершенных в мире магистральных тягачей «F89», отличавшихся прямоугольной решеткой радиатора во всю ширину передка кабины. Их главными отличиями стали новые 6-цилиндровый 12-литровый дизель «TD120A» с наддувом мощностью 330 л.с. и 16-ступенчатая коробка передач. В 70-е гг. они первыми поступили в СССР для оснащения парка объединения «Совтрансавто». В 70-е гг. на «Вольво» разработали перспективную расширенную гамму унифицированных грузовых автомобилей с новой хорошо известной до сих пор индексацией моделей, получивших в обозначении цифры, соответствующие округленному рабочему объему установленного на них двигателя.
Все работы были зашифрованы как «Проект 2000». Первой в 1973 г. в производство была запущена капотная гамма, включавшая 2-х и 3-х осные капотные модели «N7», «N10» и «N12», оборудованные 6-цилиндровыми дизелями с турбонаддувом и округленным рабочим объемом соответственно 7,10 и 12 л. (207-395 л.с.). К ним прилагался широкий выбор коробок с числом передач 8, 12 или 16, несколько типов ведущих и управляемых мостов, рам различной прочности, подвесок, в том числе впервые предлагалась задняя пневматическая.
На основе этой серии через два года начался выпуск бескапотных грузовых автомобилей полной массой до 13,5 тонн с новой кабиной «Клуб» (Club), разработанной совместно фирмами «Вольво», «ДАФ» (DAF), «Магирус-Дойц» (Magirus-Deutz) и «Савием» (Saviem), составлявшими так называемый «Клуб четырех». Первоначально кабину испытали на моделях «F82» и «F83», но в производство пошли новые серии «F4» и «F6», собиравшиеся бельгийским отделением «Вольво» в городе Ренте.
Машины получили 4-х и 6-ти цилиндровые дизели рабочим объемом 4,0 и 5,5 л., развивавшие соответственно 126 и 180 л.с. В 1978 г. к ним добавилась серия «F7 Мильо» (Miljo) полной массой 17,5 т., предназначенная в основном для городских перевозок. Она получила 7-литровый дизель «TD70» с наддувом в 213 л.с. и автоматическую коробку передач «Эллисон» (Allison). Автомобиль этой гаммы был признан «Грузовиком 1979 года». В 1977 г. на основе капотной гаммы начался выпуск наиболее мощных бескапотных грузовиков «F10» и «F12» с колесными формулами от 4×2 до 8×4.
Их кабину разработали в собственном дизайнерском бюро в рамках проекта «Генерация 80-х». Эти модели также выпускались в огромном количестве вариантов и комплектовались стандартными короткими или удлиненными кабинами с одним или двумя спальными местами. Осенью 1979 г. появился первый обновленный вариант кабины «Глоубтроттер» (Globetrotter) с повышенным расположением крыши. По тем временам это была просто гигантская кабина с уровнем потолка, приподнятым на 520 мм. от обычного. В результате ее объем намного возрос, а внутренняя высота в 1980 мм. позволяла человеку любого роста стоять внутри не сгибаясь.
Между сиденьями с ремнями безопасности можно было установить холодильник и термос-подогреватель. Вторым достижением «Вольво» 70-х гг. стало использование на 12-литровом дизеле системы промежуточного охлаждения воздуха, поступающего из турбонагнетателя в цилиндры. Она представляла собой радиатор-теплообменник с общеизвестным ныне названием «Интеркулер» (Intercooler), позволивший увеличить КПД мотора и снизить токсичность отработавших газов. Работы над таким устройством проводились на «Вольво» с 1963 г. в большой тайне, поэтому презентация системы «Интеркулер» в 1978 г. и его использование со следующего года на серийной модели «F12» вызвали сенсацию.
С тех пор практически все дизельные двигатели с турбонаддувом оборудуются такой системой. Что же касается «Вольво», то в 1979-84 гг. все предыдущие серии были серьезно переработаны, и в результате модель «F10 Турбо Интеркулер» с обновленной кабиной получила титул «Грузовик 1984 года». В последующие два года фирма заявила о рождении новых серий средних грузовиков полной массой 7,5-16,5 т., получивших индексы «FL4» и «FL6». Их оборудовали новой кабиной с увеличенной площадью остекления и новой серией дизелей с турбонаддувом (122-207 л.с.), некоторые исполнения комплектовались передними дисковыми тормозами.
В 1983-84 гг. прежние модернизированные серии грузовиков полной массой 19,0-27,5 т. с усовершенствованной кабиной составили новые серии «FL7» (6598 см3) и «FL10» (9607 см3, 230-318 л.с.), которые с 1985 г. стали оборудовать антиблокировочной системой в приводе тормозов. С 1984 г. автомобили «FL10» предлагались также с новой спальной кабиной «Юротроттер» (Eurotrotter) с повышенным расположением крыши и двух-ярусным расположением спальных мест. Верхняя часть кабины была сделана цельнометаллической или пластмассовой съемной в виде воздушного обтекателя.
В1986 г. серия «FL» была удостоена звания «Грузовик года». Серьезным конструктивным достижением стало появление в 1987 г. одного из самых мощных в мире грузовиков и лидера в программе «Вольво» — модели «F16» полной массой 21-34 т. с дизелем с турбонаддувом (16123 см3, 465-485 л.с.), 12-ступенчатой коробкой передач и АБС. С 1989 года дизели тяжелых моделей начали оборудовать электронным управлением. Для сборки в США была разработана специальная усиленная серия «FE» в вариантах «42» (4×2) или «64» (6×4) полной массой 13,6-29,0 т., применявшаяся на строительстве и в городском хозяйстве.
На ней использовались кабина «FL6» и 7-литровый дизель «Вольво» мощностью 187-263 л.с., различные механические и автоматические коробки передач. За 18 лет на заводах «Вольво» было изготовлено 208 тысяч машин серии «F». Важным событием 80-х гг. стало массированное наступление группы «Вольво» на американский рынок. В 1981 г. она взяла под свой контроль крупную американскую компанию «Уайт» (White) и принадлежавшую ей фирму «Отокар» (Autocar), а с 1986 года начала совместную работу с грузовым отделением концерна «Дженерал Моторс» (General Motors).
Официально включив его в состав «Вольво», в январе 1988 года в США была образована новая компания «Вольво-Джи-Эм Хэви Трак Корпорэйшн» (Volvo-GM Heavy Truck Corporation), в течение последующих 7 лет выпускавшая автомобили марки «Уайт-Джи-Эм-Си» (WhiteGMC). Все они были комбинацией американских шасси «Уайт», «Джи-Эм-Си» (GMC) и «Отокар» с агрегатами и новыми обтекаемыми кабинами «Вольво». В 1994 г. фирма начала изготовление двух новых серий «FL12» и «FH12», на которые в течение 8 лет разработки было затрачено 7 млрд. шведских крон.
Первая серия состояла из 2-х, 3-х и 4-х осных исполнений полной массой 18-42 тонны с моторами мощностью 380-420 л.с., предназначенных для выполнения самого широкого комплекса работ. Вторая включала в основном седельные тягачи высокой мощности для работы в составе автопоездов полной массой до 60 т. В том же году серия «FH12» завоевала титул «Грузовик года», а в начале 1998 года уже появился 100-тысячный автомобиль. С 1997 года выпускается самая маленькая развозная модель «FLC» полной массой до 7,5 т., базирующаяся на шасси «FL6», но укомплектованная новым 4-х цилиндровым дизелем «D4A» с турбонаддувом (3989 см3, 135 л.с.), 5-ти ступенчатой синхронизированной коробкой передач, всеми дисковыми тормозами и задней пневматической подвеской.
В 90-е гг. базовая серия «FL6» предлагалась в Вольво FH12.340, 1994 года. 4 двух и трехосных вариантах полной массой от 7,5 до 26 тонн (модели от «FL608» до «FL626»). На всех использовались 6-ти цилиндровый дизель «D6A» (5480 см3,180-250 л.с.), 6-ти или 8-ми ступенчатая коробка передач, рессорная или пневматическая подвеска. С 2000 года «легкие» варианты серии «FL6» предлагаются с обновленным дизайном в более экономичных и безопасных исполнениях, соответствующих нормам «Евро-3».
В середине 90-х гг. автомобили серии «FL7/FS7» (4×2/6×2) предлагались с новым 7-ми литровым дизелем «D7C» (6725 см3, 230-285 л.с.), на серии «FL10» использовался модернизированный 10-ти литровый мотор(9607 см3, 320-360 л.с.), а на «FL12» — соответственно 12-литровый дизель (12130 см3, 380-420 л.с.). Эти машины предлагаются в самых разнообразных исполнениях с разными видами трансмиссий и подвесок, с разными колесными формулами и размерами базы, в том числе для тяжелых строительных работ (варианты «FL10H» и «FL12H»).
К новинкам 90-х следует отнести использование полуавтоматической 12-ти ступенчатой коробки передач с электронным и ручным управлением «Джиэртроник» (Geart-ronic), полностью автоматической 6-ступенчатой коробки «Пауэртроник» (Powertronic) и навигационной системы «Дайнафлит» (Dynafleet). На автомобилях «FH12» применяется новый 6-цилиндровый 24-клапанный дизель «D12A» (12130 см3, 340-420 л.с.). Самый мощный бескапотный вариант «FH16» оснащен двигателем «D16A» в 470 или 520 л.с., оборудованным насос-форсунками с электронным управлением на каждом цилиндре и компрессионным тормозом-замедлителем.
Кабина «FH» предлагается в трех вариантах длины, включая «L2H2 Глоубтроттер» с двумя спальными местами и внутренней высотой 1950 мм. С 1995 года выпускается особо комфортабельная и наиболее полно оснащенная кабина «Глоубтроттер XL» с внутренней высотой 2,1 метра. В 1998 года на серии «FH» появился модернизированный 12-ти литровый 24-х клапанный двигатель «D12C» мощностью 340-460 «лошадей» с электронным управлением и новая 14-ступенчатая коробка передач, установлены бортовой компьютер и дисковые тормоза на всех колесах. Очередные модернизации, использование новых поколений дизельных моторов «Евро-3» и агрегатов шасси позволили серии «FH» в 2000 году вторично получить престижный титул «Грузовик года».
С 1998 г. для замены тяжелой серии «FL» началось изготовление новой гаммы «FM» полной массой 18-42 т., включающей автомобили как для городских развозных операций, так и для работы на строительстве. Вместе с тем, базой для них послужила более «свежая» серия «FH», от которой использовано 78% деталей. Грузовики предлагаются в исполнениях «FM7», «FM10» и «FM12», оборудованных двигателями соответствующего рабочего объема мощностью 250-420 л.с., механическими или автоматическими коробками, обеспечивающими от 5 до 14 передач.
Большинство моделей серий «FL» и «FH», кроме Швеции, собирают филиалы «Вольво» в Канаде, Австралии и Бразилии. До недавнего времени в Швеции, Бразилии и Марокко продолжался выпуск капотной серии «NL» с колесной формулой от 4×2 до 6×6 и более обтекаемой передней облицовкой. Полная масса машин — 18,0-33,5 т., в составе автопоездов — до 100 тонн. На грузовиках применяются 10-ти и 12-ти литровые дизельные двигатели мощностью 285-405 л.с., механическая коробка имеет 6, 9 или 14 передач, кабины в коротком или удлиненном исполнениях.
В 1996 г. компания «Вольво-Джи-Эм» была преобразована в североамериканское отделение «Вольво Траке Норе Америка» (Volvo Trucks North America) со штаб-квартирой в Гринсборо (США) и филиалом в Канаде. При этом все прежние автомобили, разработанные когда-то фирмами «Джи-Эм-Си», «Отокар» и «Уайт», а затем существенно модернизированные и оборудованные агрегатами и кабинами шведской разработки, стали выпускаться под маркой «Вольво».
От каждой фирмы сохранилось только по одному автомобилю соответственно магистральные тягачи «WG», шасси для строительства «ACL» и мусоровозов «Экспедитор» (Xpeditor). От самой же фирмы «Вольво» в наследство достались проверенные шасси «FE» (185-525 л.с.) для коммунального хозяйства. В 1997 году с использованием шасси «FH12» там началось производство седельных тягачей серии «VN» (4×2/6×4) для буксировки автопоездов общей массой 36-57 тонн со скоростью до 103 км/ч.
Они предлагаются в вариантах «VNM» и «VNL» с разной длиной капота и двумя расстояниями от кромки переднего бампера до задней стенки кабины (этот принятый в США параметр именуется «ВВС») — 2870 и 3124 мм, несколькими типами двигателей 284-557 л.с. и 14-ти ступенчатой коробкой передач. Автомобили оснащаются тремя типами спальных отсеков «610», «660» и «770» с длиной 1040, 1550 и 1956 миллиметров соответственно, высотой 2,5 м, площадью пола до 5 м2 и вместимостью до 16 м3, оборудованные всеми доступными средствами отдыха, комфорт развлечений в пути.
Процесс создания нового тяжелого грузовика для американского рынка начался в середине 90-х гг. в Швеции. В 1996 году австралийским отделением был разработан капотный вариант «NH», а с 1998 года в Швеции и Бразилии началось его серийное производство под индексом «NH12» (4×2/6×4). Автомобиль рассчитан для работы в составе автопоездов полной массой 42-100 тонн. Он разработан на агрегатах бескапотных серий «FH» и «FM», а по кабине унифицирован с американской гаммой «VN».
Первый вариант «NH12» комплектуется 12-литровым мотором «D12C» мощностью 340-420 л.с., коробками с числом передач 9, 12 или 14, кабиной увеличенного объема «Глоубтроттер». Максимальная скорость составляет 112 км/ч. Осенью 2000 года состоялась презентация новой капот-ной строительной серии «VHD» (6×4/10×4) с моторами в 345-465 л.с. и принципиально новым дизайном, разработанной совместными усилиями различных отделений «Вольво». В условиях обострившейся конкуренции руководство фирмы «Вольво» решило расширить сферу деятельности и закрепиться в секторе машин среднего класса, подписав в 1997 г. соглашение о сотрудничестве с японской компанией «Мицубиси» (Mitsubishi).
В1998 г. заводы «Вольво», на которых занято 23 тыс. человек, изготовили 85 тыс. грузовиков полной массой более 6 т и автобусов, заняв шестое место в мире. Летом следующего года фирма упрочила и без того стабильное положение, выкупив более 70% акций шведской компании «Скания» (Scania). Это создало предпосылки образования третьего в мире концерна»Вольво-Скания», однако весной 2000 г. Комиссия ЕС наложила вето на это соглашение.