Оглавление темы «Морфологические основы динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга (центры мозговой коры).»:
Вторая сигнальная система
Таким образом, И. П. Павлов различает две корковые системы: первую и вторую сигнальные системы действительности, из которых сначала возникла первая сигнальная система (она имеется и у животных), а затем вторая — она имеется только у человека и является словесной системой.
Вторая сигнальная система — это человеческое мышление, которое всегда словесно, ибо язык — это материальная оболочка мышления. Язык — это «. непосредственная действительность мысли» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 448).
Путем весьма длительного повторения образовались временные связи между определенными сигналами (слышимые звуки и видимые знаки) и движениями губ, языка, мышц гортани, с одной стороны, и с реальными раздражителями или представлениями о них — с другой. Так, на базе первой сигнальной системы возникла вторая.
Отражая этот процесс филогенеза, у человека в онтогенезе сначала закладывается первая сигнальная система, а затем вторая. Чтобы вторая сигнальная система начала функционировать, требуется общение ребенка с другими людьми и приобретение навыков устной и письменной речи, на что уходит ряд лет. Если ребенок рождается глухим или теряет слух до того, как он начал говорить, то заложенная у него возможность устной речи не используется и ребенок остается немым, хотя звуки он произносить может. Точно так же, если человека не обучать чтению и письму, то он навсегда останется неграмотным. Все это свидетельствует о решающем влиянии окружающей среды для развития второй сигнальной системы.
Последняя связана с деятельностью всей коры мозга, однако некоторые области ее играют особенную роль в осуществлении речи. Эти области коры являются ядрами анализаторов речи.
Редактор: Искандер Милевски. Дата последнего обновления публикации: 30.7.2020
132)Сигнальные системы. Речь, виды, психоакустические характеристики. Функции речи.
1. Коммуникативная функция. Заключается в общении людей посредством языка. Она подразделяется на функцию сообщения и функцию побуждения к действию. Язык значительно увеличивает возможности человека для приспособления к условиям окружающей среды, так как информация в словесной форме передаётся от индивидуума к индивидууму и от поколения к поколению. Поэтому речь ускоряет эволюцию человека.
2. Регулирующая функция. Состоит в регуляции поведения других людей и собственного поведения посредством внутренней речи.
Программирующая функция. Заключается в предварительном построении схемы будущего высказывания и переходе этой схемы к воспроизведению высказывания.
• Максимальная разборчивость характерна для речи в виде предложений — фразовая разборчивость. У отдельных слов разборчивость ниже. Еще ниже разборчивость у слогов.
• Это объясняется высокой информационной избыточностью связной речи, позволяющей слушателю догадываться о нечетко произнесенных звуках по ее смыслу.
• Звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова, принято называть фонемами. Например, слова «зов», «ров».
• Интерпретация слова определяться содержанием предложения (например, «коса»).
• Источником акустической энергии является поток воздуха, проходящий через речевой тракт при дыхании.
• Причина колебаний: Изменения подсвязочного давления в процессе выдоха; турбулентный поток воздуха у частично сомкнутых голосовых связок
Важнейшей акустической характеристикой речи, является спектр звука, как представление сигнала в координатах «частота-амплитуда».
• Звук формируемый голосовыми связками называют фонацией.
• Образование фонемной структуры звуков называют артикуляцией
• Резонаторная система речевого тракта (ротовая полость, глотка) обладает свойством усиливать отдельные полосы частот звука, порождаемого голосовыми связками.
Обертоны — ряд тонов, возникающих при звучании основного тона и придающих звуку особый оттенок или тембр.
133) Функциональная анатомия гортани. Механизмы фонации и артикуляции.
При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель.При фонации истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в сторону. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т.е. срединное положение, с тем, чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т.д. таким образом, при фонации происходят колебания голосовых связок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т.е. связки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.В результате колебания голосовых связок движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми связками в колебания частиц воздуха. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются слуховым органом как звук голоса.
Образование звуков речи (артикуляция)
Особенность надставной трубы голосового аппарата человека состоит в том, что она не только усиливает голос и придает ему индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образования звуков речи.Они части надставной трубы ) неподвижны и называются пассивными органами произношения. Другие части – подвижны и называются активными органами произношения. Разнообразные движения языка и губ изменяют форму полоти рта, а образуют в разных местах ротовой полоти смычки или щели. Мягкое небо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает вход в нос, опускаясь – открывает его.Деятельность активных органов произношения, которая называется артикуляцией, и обеспечивает образование звуков речи (фонем). Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции.
И.Павлов также ввел понятия первой и второй сигнальных системах Они описывают различные подходы к отражению действительности.
Первая сигнальная система– система конкретных чувственных образов действительности, которые фиксируются мозгом человека и животных.
Вторая сигнальная система– система обобщенного отражения действительности в виде понятий, содержание которых фиксировано в математических символах, словах и образах художественных произведений.
Вторая сигнальная система является новым способом сигнализации. Благодаря ей возможны отвлечение и обобщение множества сигналов 1-ой сигнальной системы. Эта система имеет дело в осоновном с речевыми и речемысленными процессами. Слова принципиально отличаются от первосигнальных раздражителей. Слово имеет звучание (если оно произнесено), и зрительные образы (если оно написано), а также определенное смысловое значение. Именно это значение слова относится ко 2-ой сигнальной системе. В словах отражены наиболее существенные свойства предметов и явлений.
Речь— психофизиологический процесс, который обеспечивает общение людей на основе голосовых, зрительных, слуховых и мануальных навыков, к которым относится способность произносить слова, улавливать речь на слух, воспроизводить письменные знаки и зрительно распознавать печатный или рукописный текст (Недоспасов В.О., 2006). Способность человека к речи объясняется анатомической особенностью строения его голосового аппарата, увеличенным размером головного мозга.
Функции речи. Принято выделять три основных функции речи:
Коммуникативная функция речи заключается в обеспечении общения между людьми при помощи языка. Она может выполнять как функцию передачи сообщения, так и побуждения к действию. При помощи языка, его устной и письменной форм, человек связан с прошлым и будущим, может передавать знания следующим поколениям. У человека есть генетические предпосылки к освоению какого-либо языка, то есть просто к способности говорить. Однако какой язык человек освоит как родной, зависит только от той среды, в которой он воспитывается и живет. Языковые знания не передаются по наследству.
Регулирующая функция речи проявляется в регуляции поведения человека. Наиболее наглядно эта функция видна в процессе развития ребенка. Вначале, пока ребенок еще не умеет сам говорить, взрослый регулирует его поведение при помощи своей речи. Затем, когда ребенок способен сам разговаривать, он сам своей внешней (экспрессивной) речью регулирует свое поведение. И, наконец, в конце развития речи происходит процесс интериоризации речи – перевода внешней речи во внутреннюю, в результате чего взрослый человек своей внутренней речью (мыслительными процессами) регулирует свое собственное поведение. Определяющая роль в реализации этой функции речи принадлежит лобным (особенно префронтальным) отделам коры больших полушарий.
Программирующая функция речи выражается в переводе замысла, грамматической и смысловой структуры будущего высказывания в развернутое речевое высказывание. Вначале при помощи внутренней речи осуществляется внутреннее программирование, построение схемы предложения, а затем уже перевод во внешнюю речь.
В процессе эволюции животного мира на этапе становления и начального развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее активное и коллективное адаптивное приспособительное поведение, создавшее многообразные, принятые в группе системы сигнализации и языки: слово, по выражению И. П. Павлова, становится «сигналом сигналов». (см.подробнее: Знаковая система).
Появление второй сигнальной системы — возникновение речи и языков, сигнальных систем человека с сородичами, где условные (произвольные) сигналы индивида приобретают определенные, принятые группой значения и значимости, преобразуются в знаки языка в прямом смысле этого слова — это один из важнейших результатов длительной эволюции социальной жизни рода Homo, передающиеся через речевую деятельность из поколения в поколение.
В своей работе «Проба физиологического понимания симптомологии истерии» И. П. Павлов разделяет функции сигнальных систем следующим образом:
Всю совокупность высшей нервной деятельности я представляю себе так. У высших животных, до человека включительно, первая инстанция для сложных соотношений организма с окружающей средой есть ближайшая к полушариям подкорка с её сложнейшими безусловными рефлексами (наша терминология), инстинктами, влечениями, аффектами, эмоциями (разнообразная, обычная терминология). Вызываются эти рефлексы относительно немногими безусловными внешними агентами. Отсюда — ограниченная ориентировка в окружающей среде и вместе с тем слабое приспособление.
Вторая инстанция — большие полушария… Тут возникает при помощи условной связи (ассоциации) новый принцип деятельности: сигнализация немногих, безусловных внешних агентов бесчисленной массой других агентов, постоянно вместе с тем анализируемых и синтезируемых, дающих возможность очень большой ориентировки в той же среде и тем же гораздо большего приспособления. Это составляет единственную сигнализационную систему в животном организме и первую в человеке.
В человеке прибавляется… другая система сигнализации, сигнализация первой системы — речью, её базисом или базальным компонентом — кинестетическими раздражениями речевых органов. Этим вводится новый принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов предшествующей системы, в свою очередь опять же с анализированием и синтезированием этих первых обобщенных сигналов — принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека — науку, как в виде общечеловеческого эмпиризма, так и в её специализированной форме.
В исследованиях В.с.с. в лаборатории высшей нейродинамики и психологии высших когнитивных процессов Е. И. Бойко показана плодотворность учения И. П. Павлова о динамических временных связях В.с.с. В развитие идей И. П. Павлова и Е. А. Бойко в школе Е. А. Бойко разработана общая когнитивистская модель целостного рече-мысле-языкового процесса, найдены решения сложнейших теоретических проблем психологии в её взаимосвязях с лингвистикой, такие как вопросы соотношения языка и речи в процессах речепроизводства и речепонимания; характер связей речи с мыслью, речи с личностью говорящего; особенности развития детской речи и др. Здесь разработаны новые методы анализа публичных выступлений (интент-анализ), позволяющий в известной мере реконструировать «картину мира» говорящего — его целевые и предметные направленности, их динамику, особенности в конфликтной ситуации, в свободных условиях общения, в публичных выступлениях и др.
Отличия первой и второй сигнальной системы человека
В процессе жизнедеятельности организм вырабатывает множество условных рефлексов. По учению И.П.Павлова, с их помощью осуществляется его ответная реакция на действующие раздражители. Такая согласованная деятельность всех органов и систем носит название условно-рефлекторной. Она не происходит стихийно. Действуют закономерности, часть из которых идентичны у людей и животных. В то же время поведение человека управляется дополнительными нейрофизическими реакциями, которые объединены одним термином — высшая нервная деятельность.
Особенности высшей нервной деятельности человека
В основе высшей нервной деятельности (ВНД) лежат условные рефлексы. По мере появления новых способов взаимодействия человеческой популяции с окружающим миром, вырабатывалась форма общения — речь. С ее появлением реакция людей на внешние раздражители начала видоизменяться. С одной стороны, человек, получая негативное воздействие, может выразить свой страх, боль, голод словесно. С другой, слова могут являться такими же раздражителями.
Условный рефлекс начинает действовать не только от ощущения холода, жары, света, темноты, но и от слов, несущих смысл этих явлений.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Еще в 1863 году И.М. Сеченов высказал мысль о том, что психическая деятельность человека в своей основе имеет рефлексы. С их помощью человек приспосабливается к окружающему миру, они лежат в основе его поведения. Такая деятельность головного мозга является одним из главных отличий человека от животных. Она получается в детстве и передается по наследству. Возрастные процессы способствуют увеличению способности мозга к рассудочной деятельности, мышлению.
Насколько высок уровень развития нервной системы, настолько больше рассудительности в мыслях и поступках.
Одной из функций мозга человека является сознание. Материальная основа ВНД — кора больших полушарий, подкорковые ядра, промежуточный мозг. Их строение обуславливает связь окружающего мира с психикой человека.
Если рассматривать высшую нервную деятельность людей, то следует разграничить уровни:
Первая и вторая сигнальные системы
Выражение реакции на условные и безусловные раздражители происходит посредством сигнальных систем.
Первая сигнальная система — система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды.
Первая сигнальная система начинает функционировать в ответ на тактильные, визуальные, обонятельные раздражители, поступающие к органам чувств непосредственно через рецепторы.
Вторая сигнальная система — свойственная человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, то есть не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения.
Вторая, не уступающая первой по силе и значимости, вызывает образование особых связей в сознании. В результате неоднократных аналогичных воздействий, в дальнейшем эти связи срабатывают без подкрепления и приобретают рефлекторные свойства на долгие годы.
Итак, первая сигнальная система — совокупность ощущений, восприятий раздражителей окружающего мира. Вторая — возникшая на основе первой, — это речь. В человеческой популяции слово исполняет функцию такого же раздражителя, как естественный природный фактор. Под его влиянием запускаются психические и физиологические реакции.
Чем представлены сигнальные системы в организме
Условные сигналы постоянно поступают в организм из внешней и внутренней среды посредством органов чувств. Их воспринимают:
Это ощущения, которые предупреждают об опасности или иных обстоятельствах, требующих реакции. Это первая сигнальная система. Она аналогична у людей и животных.
Механизм развития ответной реакции следующий: от клетки-рецептора сигнал идет в головной мозг по центростремительному нейрону, обрабатывается в ответственном за данную сенсорику участке и по центробежному нейрону передается на орган, реакция которого должна защитить организм.
В отличие от животных, восприятие окружающей среды у которых связано только с ощущениями, у человека присутствует вторая сигнальная система. По выражению И.П. Павлова, сигналом сигналов является слово. Речь, появившаяся и развившаяся в процессе эволюции Homo sapiens (человека разумного), обеспечила возможность общения особей между собой, передачу сигналов об опасности до их воздействия. Позднее из отдельных возгласов сформировались слова, которые стали понятны окружающему социуму.
Сравнение систем
Особенности двух сигнальных систем (СС) можно рассмотреть на примерах.
Пожар вызывает у животного и человека непреодолимое желание спасаться. При этом:
Для животного и человека характеристика опасности имеет различные проявления.
Сигнал об опасности носит при первой и второй СС может носить различный характер.
Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами
Обе сигнальные системы не существуют изолированно друг от друга. Между ними налажено четкое взаимодействие.
Восприятие информации только на слух не всегда достаточно для всесторонней оценки какого-либо фактора.
Рассказывая ученикам о влиянии радиации на здоровье человека, учитель не так ярко донесет ее опасность, как при демонстрации последствий радиоактивного облучения. В таком случае к донесенной информации присоединится визуальное восприятие сигнала. В сознании сформируется объективное представление.
Объявление по громкоговорителю на автовокзале, к примеру, о переносе рейса, не сразу воспринимается пассажирами по различным причинам. Чтобы обеспечить доходчивость информации, можно написать объявление, либо пустить бегущую строку на световому табло. В таком случае аудиосигнал будет грамотно дополнен визуальным изложением того же факта.