к какой сфере относится грузоперевозки деятельности

ОКВЭД грузоперевозки в 2020 году для ИП: какой выбрать 16:19, 30 июня 2020 Версия для печати

Чтобы зарегистрировать предпринимательство, связанное с грузоперевозками в 2020 году потребуется справочник ОКВЭД 2. Какой код выбрать при этом виде деятельности? Ведь ошибки приведут к тому, что в регистрации могут отказать.

ОКВЭД 2 – это новый справочник видов экономической деятельности, зашифрованных в цифровых кодах. Его официальное название ОК 029–2014. Он действует с 2018 года и не утратил силу в 2020. Старый ОКВЭД (с кодами до 2017 г.) в 2020 недействителен. × Как определить, какой код выбрать по ОКВЭД для грузоперевозок, мы сейчас и рассмотрим.

Перевозка грузов предпринимателем, зачем нужен ОКВЭД

ИП имеет право выбрать любой тип грузовых перевозок, будь это авиа, водный, наземный транспорт или трубопровод. В зависимости от того, что будет основой бизнеса. А за основу берется тот вид предпринимательства, который дает от 51% дохода и более. Бизнесмену установят размер оплаты взносов на травматизм и форму налогообложения. ОКВЭД может также учитываться при определении льгот бизнесмену, и сказаться на получении лицензии. По справочнику предприниматель должен самостоятельно найти код не только по основному бизнесу, но и по всем сопутствующим, если таковы у него имеются. При этом главный вид экономической деятельности может быть только один.

Как пользоваться ОКВЭД грузоперевозки в 2020 году

— Пассажирские и грузовые перевозки любым видом транспорта, как по определенному маршруту, так и без него.

— на вокзалах и терминалах, стоянки, обработку и хранение груза и т.д.;

— аренду транспортных средств, их ремонт и обслуживание;

— капремонт или обслуживание транспортных средств, кроме автомобильных;

— строительство, содержание и ремонт автомобильных дорог, железнодорожных путей, портов, аэродромов;

— деятельность почтовой связи.

Для грузоперевозок, как основной вид дохода, достаточно знать первые четыре цифры. Для дополнительного заработка 5-6 цифр. Зайдя в нужный раздел ОКВЭД, в нашем случае это Н, сначала находим нужный класс. Зная класс, выходим на подкласс, а далее и на группу. Посмотрите, какие группы существуют в Разделе Н.

ОКВЭД грузоперевозки с расшифровкой

к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Смотреть фото к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Смотреть картинку к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Картинка про к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Фото к какой сфере относится грузоперевозки деятельности

Определять шифр стоит максимально точно. Например, обратите внимание на группы 49.41 и 49.42. В первом случае речь идет о транспортировке товаров и тому подобное, во втором случае личных вещей. Такие нюансы не редкость даже в пределах одной группы:

49.41.1 – транспортировка специализированными машинами;

49.41.2 – обычными грузовиками.

Поэтому четко продумайте сначала род вашего занятия, а затем подбирайте к нему подходящий ОКВЭД. Как это сделать в реальности, читайте пример ниже.

Пример, как выбрать ОКВЭД грузоперевозки в 2020 году

Покажем на примере, как выбирать себе код ОКВЭД в зависимости от того, чем предприниматель хочет заниматься. В нашем случае бизнес будет связан с грузоперевозками.

Предположим, некий бизнесмен задумал организовать перевозку различных товаров из области в город. Этот вид предпринимательства он выбрал в качестве основного. А как дополнительный доход – создал еще и стоянку для грузовых автомобилей, приезжающих в город фермеров. Он заходит в раздел Н ОКВЭД 2, пробегает по классам и доходит до 49.

— Класс 49 – это деятельность сухопутного транспорта. Далее он проходит по группам этого класса;

— Группа 49.41 – все виды перевозки грузов автомобильным транспортом. Переходим к подгруппе;

49.41.1 – транспортировка товаров специальными машинами;

49.41.2 – транспортировка неспециализированными авто;

49.41.3 – аренда транспорта.

Из этих трех подгрупп нашему ИП подходит 49.41.2. Видов в этой подгруппе нет, поэтому на этом и остановимся. В принципе, подгруппу и вид можно было бы и не искать. Для заполнения формы р21001, чтобы подать данные в ЕГРЮЛ достаточно 4 цифр кода основной деятельности. Но у нас есть еще и побочная – это стоянка.

Повторяем шаги, начиная с поиска нужного класса.

В этом случае это будет 52 – складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность.

— Группа – 52.21 – вспомогательный бизнес, относящийся к сухопутным машинам;

— Вид – 52.21.24 – стоянки, парковки для авто.

Что грозит, если указать неверный код ОКВЭД в 2020 году для грузоперевозок?

Юрлица и ИП могут указывать в своих регистрационных документах только один вид деятельности. Нет законодательных ограничений на ведение деятельности, код которой не отражен в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Ответственность может наступить только если в трехдневный срок не уведомить регистрирующий орган обо всех изменениях. Это следует из п. 5 ст. 5 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

За нарушение срока грозит предупреждение должностному лицу или административный штраф в размере 5 000 рублей (п. 3 ст. 14.25 КоАП). А вот за неподачу заявления об изменениях административный штраф составляет уже от 5 000 до 10 000 рублей (п.4 ст. 14.25 КоАП).

Источник

ОКВЭД для транспортных услуг, грузоперевозки, курьерской доставки

Подборка кодов

49.41.1 Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами

49.41.2 Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами

49.41.3 Аренда грузового автомобильного транспорта с водителем

52.21 Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом

52.21.1 Деятельность вспомогательная, связанная с железнодорожным транспортом

52.21.2 Деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом

52.24 Транспортная обработка грузов

52.24.1 Транспортная обработка контейнеров

52.24.2 Транспортная обработка прочих грузов

52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками

53.20.3 Деятельность курьерская

53.20.31 Деятельность по курьерской доставке различными видами транспорта

53.20.32 Деятельность по доставке еды на дом

53.20.39 Деятельность курьерская прочая

Пояснения и уточнения

Перемещение грузов – неотъемлемая часть практически любого бизнес-потока, независимо от его масштабов. К самому ценному грузу относятся и люди-пассажиры. Организовать бизнес, связанный с транспортировкой, значит обеспечить перемещение с помощью различных видов транспорта и организовать сопутствующие условия, такие, как стоянки, хранение груза, терминалы и пр. Можно не заниматься всем этим непосредственно, а брать транспорт с водителем или оператором в аренду: такая деятельность также находится в рамках этой бизнес-сферы.

Почта также относится к разновидности транспортных услуг, к ней относится и деятельность курьеров. В качестве объекта доставки выступают:

В этот вид услуг входит перевозка и доставка перечисленных объектов на дом.

А вот некоторые формы бизнеса не входят в транспортные услуги, хотя и непосредственно с ними связаны:

Предприятия могут организовать перевозку пассажиров и грузов любыми видами сухопутного наземного транспорта в любом формате, начиная от такси и заканчивая международным сообщением.

Если предприниматель владеет фуникулером, подвесной дорогой, подъемником, которые не принадлежат к муниципальной системе транспорта, это тоже может быть транспортной услугой.

В отдельную подгруппу выделено перемещение грузов (нефти, нефтепродуктов, газа, воды, других жидкостей) по трубопроводам.

Организация перевозок водным транспортом, помимо перемещения грузов и пассажиров, включает деятельность буксиров и паромов. Группа ОКВЭД зависит от типа судна – морского или иного, вне зависимости от того, в каком водоеме оно ходит.

Воздушный транспорт ограничивается перевозкой людей и грузов: в этот вид услуг не входит воздушное опыление, ремонт воздушных суден, аэрофотосъемка и организация работы аэропорта.

Источник

Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок

к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Смотреть фото к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Смотреть картинку к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Картинка про к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Фото к какой сфере относится грузоперевозки деятельности

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Патент для грузоперевозок

к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Смотреть фото к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Смотреть картинку к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Картинка про к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Фото к какой сфере относится грузоперевозки деятельности

Патент доступен при перевозках автотранспортом. Его удобство в том, что он во многом стал аналогом ЕНВД, и если прежде перевозчик работал на вмененке, в его работе мало что изменится с переходом на патент. Минус — он подходит только предпринимателям, организациям применять патент нельзя. Также на патенте есть лимиты:

Многие ИП задают вопрос: придется ли покупать несколько патентов, если перевозка пассажиров и грузов происходит между регионами. Ответ такой: достаточно одного патента в том регионе, где вы проживаете и главным образом ведете работу. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Если вы работаете в Свердловской области и иногда возите грузы в Челябинскую, достаточно указать место заключения договора Екатеринбург, и вам не придется покупать патент в Челябинской области.

Реклама на транспорте и налоговые режимы

Часто перевозчики оказывают услуги по размещению рекламы снаружи и внутри автомобиля. В этом случае организациям подойдет только УСН — и для грузоперевозок, и для рекламы.

У предпринимателей есть выбор. Для перевозок подходит патент — важно лишь соблюдать лимиты, о которых мы писали выше. Какая налоговая система подойдет для размещения рекламы — зависит от законодательства в вашем регионе.

С 2021 года регионы могут включать в список видов деятельности по патенту новые направления (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Если в вашем регионе разрешат применять ПСН при размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств, то вы сможете работать на патенте по этому виду деятельности. Если же нет, придется с рекламой работать на УСН, а с перевозками на патенте и совмещать режимы.

Самозанятость для перевозок

Перевозчик может стать самозанятым: это доступно для ИП и физлиц. По налогу на профессиональный доход есть ограничения:

Для работы на НПД достаточно скачать приложение “Мой налог”: оно формирует чеки для клиентов и рассчитывает налог. Сдавать отчетность на этом режиме не придется.

Совмещение налоговых режимов

С 2021 года совмещение доступно только для ИП: УСН + патент и ОСНО + патент. Это вполне рабочие варианты для перевозок, если ИП занимается еще одним или несколькими видами деятельности. При такой работе нужно вести раздельный учет по деятельности на каждом режиме и следить за соблюдением ограничений.

При работе на УСН + патент придется следить за лимитами, чтобы не “слететь” с патента полностью на упрощенку:

При совмещении ОСНО + патент следить придется только за лимитами по патенту:

Если предприниматель нарушает указанные лимиты, он должен перевести всю деятельность на свой базовый налоговый режим (УСН или ОСНО) с начала того периода, на который куплен патент. Если ИП покупает в течение года несколько патентов, например, каждый месяц, то при нарушении лимитов, перейти полностью на упрощенку или ОСНО нужно с начала действия того патента, при котором лимиты были нарушены.

Выбор самой выгодной системы налогообложения

Рассчитайте налоговую нагрузку на разных режимах налогообложения с помощью нашего бесплатного калькулятора, сравните и выберите самый выгодный режим. Учитывайте ограничения каждого из них — калькулятор и пояснительная статья помогут разобраться, что вам больше подходит.

Учет и отчетность на разных налоговых режимах

Проще всего организована работа самозанятых: они не ведут учет, не сдают никаких отчетов, а весь контроль за деятельностью ведется через приложение “Мой налог”.

При работе на патенте тоже нет отчетности по налогам: предприниматель просто регулярно подает заявления на получение патента — важно лишь вовремя вносить патентные платежи. Отчетность придется сдавать за сотрудников, если они у вас есть. На патенте есть подобие учета: налогоплательщики заполняют Книгу учета доходов. Узнайте больше о работе на патенте в нашей статье.

Ну, и на ОСНО — самом сложном и “дорогом” режиме — есть несколько ежеквартальных и годовых отчетов: по НДС, налогу на прибыль для организаций или по НДФЛ для ИП, также декларация по налогу на имущество и отчеты за сотрудников. Учет на ОСНО сложен и требует хотя бы начальных знаний в бухгалтерии. Узнайте больше об этом режиме.

Чтобы справляться с учетом и отчетностью самостоятельно, протестируйте веб-сервис Контур.Бухгалтерия: он автоматически рассчитывает налоги и формирует отчеты для отправки через интернет. Здесь вы сможете работать на УСН или ОСНО, совмещать базовый режим с патентом. В сервисе большинство функций автоматизированы и есть много инструментов для работы бухгалтера и руководителя компании. Всем новичкам мы даем бесплатный тестовый период — 2 недели.

Источник

Выгоден ли бизнес грузоперевозок? 16:50, 29 января 2020 Версия для печати

к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Смотреть фото к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Смотреть картинку к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Картинка про к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Фото к какой сфере относится грузоперевозки деятельности

Дмитрий и Ирина Найдёновы работают в грузоперевозках уже шестой год. Приобретённая ими машина окупила себя и приносит деньги, но миллионами пара пока не ворочает.

Пара решила ответить на самые частозадаваемые вопросы подписчиков своего YouTube-канала о покупке машины и бизнесе в сфере грузоперевозок.

— Нас часто спрашивают: стоит ли покупать машину? Насколько выгодно заниматься грузоперевозками? Как вообще обстоят дела в этой сфере?

Большинство вопросов можно объединить в один, главный вопрос: выгодно ли заниматься грузоперевозками?

Вопрос субъективный и очень сложный, потому что понятие «выгода» у каждого своё. Один человек будет работать на маленьком грузовичке, зарабатывать 60 тысяч в месяц и говорить: «Всё хорошо, о чем еще можно мечтать»? Другой, послушав его рассуждения, скажет: «Ты что, я зарабатываю 200 тысяч и считаю, что это невыгодно, и вообще ни в какие ворота не лезет». Сюда же можно отнести вечный, не прекращающийся спор о дармовозах. Наше мнение таково: понятие выгоды у каждого своё. Каждый сам для себя просчитывает – выгодно ему заниматься перевозками или не выгодно.

Люди пишут: у меня есть один, полтора, два миллиона рублей. Какую машину лучше взять, какая будет приносить больше денег? Они думают, что главное найти деньги, а дальше всё пойдет само и надеются только на удачу. Удача в любом случае понадобится, но мы бы не советовали надеяться лишь на неё.

Рисков в грузоперевозках и так хватает. Входной билет в эту сферу стоит немало; самый минимум, необходимый для покупки сцепки – миллион рублей. При этом вы должны много знать о технике, которую покупаете. И если вы задаёте вопросы «какой грузовик купить», то скорее всего вам не стоит этим заниматься. Но можете рискнуть – дело ваше.

О чем нужно знать

Желание попробовать себя в грузоперевозках есть у многих, но далеко не все знают, с чего начать. У нас есть свой взгляд на этот вопрос, и мы решили о нём рассказать.

В первую очередь вы должны понимать, как устроен автомобиль, с какой стороны к нему подходить. Чем больше у вас знаний, тем больше денег вы сможете сэкономить. Конечно, можно обслуживать машину в автосервисе, но в таком случае прибыль у вас будет меньше – либо придётся больше работать, чтобы покрывать расходы. Кроме того, в рейсе мы всегда одни, и если машина вдруг сломается в дороге, надо понимать, куда лезть, чтобы как минимум не навредить, не сделать хуже.

Нужно понимать специфику грузовых автомобилей. До знакомства с Димой для меня фуры как будто бы вообще не существовали в природе, я их даже не замечала. Но в процессе нашей деятельности мне пришлось узнать о том, что бывают разные прицепы – шторы, мешки, платформы. Нужно понимать, что такое кубатура, что от тебя просит диспетчер. Когда тебя спрашивают «У вас гидроборт есть?» лучше знать, что такое гидроборт. Какие бывают палеты, сколько их влазит при погрузке, каким способом их грузят, какие растентовки – всё это тоже нужно понимать.

Есть множество мелочей, имеющих большое значение в процессе перевозки. Конечно, многое приходит с опытом, но изначально какое-то понимание должно быть.

Если говорить о грузоперевозках как о бизнесе, то необходимо понимать, откуда берутся деньги, кто их платит и как складывается наша прибыль. На расчетный счет в большинстве случаев переводы делают либо диспетчерские, либо транспортные компании, которые нанимают наёмный транспорт. Конечно, хорошо, когда у диспетчерской конторы есть какой-то свой бюджет, свои средства на всякий непредвиденный случай. Но чаще всего диспетчеры ждут проплаты от грузовладельца и только потом рассчитываются с нами. Поэтому в идеале диспетчер в этой цепочке должен быть один, именно тот, который напрямую работает с грузовладельцем. Бывают случаи, когда грузы перекупают, и в цепочке появляется два, три или не дай Бог больше диспетчеров. В такой ситуации существует вероятность, что вы свои деньги за перевозку можете просто не получить.

Сейчас скажут – вот, табуретки, надо работать без них… согласна. Если вы работаете с НДС, то вы, может быть, напрямую поработаете с грузоотправителем. Но мы работаем без, а большинство заводов и предприятий работают с НДС, и для того, чтобы нас друг с другом свести, как раз и нужен диспетчер, который от завода примет платеж с НДС, а нам заплатит без. То есть, здесь у каждого своё место.

Нужно понимать, хотя бы примерно, где диспетчеры берут грузы – это облегчает общение при поиске загрузки. Бывает, звонишь, а тебе говорят – груз как бы есть, но его пока нет, будет после обеда. Может возникнуть недопонимание. На самом деле диспетчер ждёт, когда будет разыгран тендер, и вроде бы всё должно быть хорошо, но кто-то, возможно, его перебьёт.

К примеру, звонишь по загрузке до обеда, а тендер – после обеда. Диспетчер спрашивает – под вас играть? И ты думаешь, ждать тендера или нет. Не факт, что диспетчер его выиграет, и если что-то не срастётся, то день будет потерян, придётся искать загрузку уже на следующий день.

Было в нашей практике такое, что на нашу машину один тендер играли сразу три диспетчера. Мы, конечно, ждали, потому что знали, что с кем-то из них мы поедем. Поэтому вам необходимо хотя бы общее понимание таких процессов.

При работе нужно всегда стремиться расширять базу диспетчеров, с которыми у вас хорошие отношения. Причем – не только по работе: очень хорошо, если ваш номер диспетчер запишет в телефонную книгу. Это значит, что при наличии хорошей загрузки он в первую очередь позвонит вам. Очень сложно звонить людям, которые тебя не знают. Но потом, когда вы уже знакомы, и ваш номер записан, тебе, отвечая на звонок, говорят: «Привет, как дела? Загрузку ищешь?» Это приятно.

Возникает закономерный вопрос – а где же взять этот опыт? Где получить знания?

Даже если вы накопили деньги на фуру, я бы порекомендовал не рисковать и поработать годик, может быть два у частника, ИП с небольшим парком, до 5 машин.

Большие компании работают по другим схемам, в них и вы будете общаться с менеджером. А в маленькой фирме вы будете общаться с предпринимателем, человеком, который владеет грузовиками. Он будет разговаривать с вами, и его диспетчеры будут звонить вам, чтобы выяснить какие-то моменты. У вас будут контакты этих диспетчеров, которые в будущем могут пригодиться.

При определенных условиях у работодателя можно будет выудить информацию, которая будет полезна. Не говорите шефу, что пришли к нему поднабраться опыта – тогда он, конечно, ничего вам не расскажет. Когда я сдавал рейсы предыдущему шефу, мы сидели в кабинете, и он в это время грузил другую машину. Я прислушивался – как он общается с диспетчерами, как торгуется, как принимает загрузку, как распечатывает заявку, как отправляет обратно. Я задавал какие-то наводящие вопросы. Многую информацию можно у частника выудить.

И, конечно, никто не отменял самообразование. В интернете есть масса информации – можно почитать законы, статьи на специализированных сайтах, форумы. Кто ищет, тот всегда найдет, и когда мы имели мало представления о том, что такое грузоперевозки, мы находили информацию в интернете.

Выгодно ли заниматься грузоперевозками?

Мы все приходим на этот рынок с совершенно разными исходными условиями. Взять, например, машины. Кто-то покупает грузовик в кредит, у кого-то высвободились свободные деньги и он берёт машину за наличные, а кому-то (я знаю случай!) грузовик купили родители. Машины у всех разные; возраст, состояние и марка машины накладывают отпечаток на то, как будет складываться ваша деятельность.

У каждого свои способы уменьшать издержки. У кого-то есть возможность ремонтироваться в автосервисе подешевле или бесплатно (например, друзья или родственники содержат СТО), у кого-то есть возможность доставать со скидкой запчасти или колеса.

Я знаю человека, который может покупать брендовое топливо по цене гораздо ниже рыночной, и, конечно, он намного более конкурентоспособен.

Представьте, что вы можете заправлять дизельное топливо на условном «Лукойле» по 30 рублей, когда все остальные льют по 50! Конечно, для него грузоперевозки – прибыльный бизнес. Вы можете сказать, что это несправедливо, но мир в принципе несправедлив.

То же самое можно сказать и про заказы. Если ты новичок и пришел, никого не зная (как в свое время было у нас), то будет нелегко. У нас была пара номеров диспетчеров и всё. Тягаться с людьми, которые покупали машины, зная, что будут возить продукцию конкретного завода и работать с ним напрямую, мы не могли. Конечно, выгода у всех разная.

Вывод такой: нужно просчитывать свои исходные данные, возможности, связи. Каждая ситуация индивидуальна.

Если у Васи и Пети получилось, не факт, что у вас получится точно так же. У вас может получиться лучше или хуже. А если вы посчитали и уверены, что грузоперевозки будут приносить вам прибыль – то мы желаем вам успехов.

Что касается нас, то мы отработали 6 сезонов, придя в этот бизнес новичками. Машина окупила себя, теперь она кормит нас, но сказать, что мы обогатились и ворочаем миллионами, конечно, нельзя. И мы не будем говорить, что мы здесь навсегда, потому что условия бизнеса и законодательство постоянно меняются.

Источник

Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки

к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Смотреть фото к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Смотреть картинку к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Картинка про к какой сфере относится грузоперевозки деятельности. Фото к какой сфере относится грузоперевозки деятельности

онлайн-обучение с выдачей документа об образовании

Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов — на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя — оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3):с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФвсе федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:

Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *