что такое софтбол кратко
Софтбол: история, правила и отличия от бейсбола
По своей сути софтбол очень похож на бейсбол, но по сравнению с ним считается менее травмоопасным. Появился этот вид спорта два века назад, но уже в 2020 году будет представлен на Олимпийских играх в Токио.
Как появился
Противники софтбола не считают необходимым выделять его в отдельный вид спорта: дескать, по своим принципам он очень похож на бейсбол. Но тем не менее 1920 год стал началом официальной истории этой игры — софтбол был признан видом спорта. Особенностью этого командного состязания является его доступность, в том числе для детей и женщин. Кроме того, в софтболе можно «прокачать» такие качества, как ловкость, выносливость, внимательность, что позволит в дальнейшем по желанию перейти в бейсбол.
Отличия софтбола от бейсбола
Изначально софтбол разрабатывался для игры в закрытом помещении, именно поэтому удары по мячу предусмотрены более слабые, неопасные для противника. В целом, в софтболе берется небольшой мяч, его размеры сопоставимы с размером грейпфрута. Кроме того, он мягкий, что позволяет повысить безопасность на матчах. Бита в бейсболе не такая толстая, но длиннее, чем в софтболе, но в последнем проводятся не 9, а 7 иннингов, причем на меньшей площади для игры.
В чем суть
Без чего нельзя играть
Большое значение в софтболе имеет экипировка. К ней относится не только бита и мяч, но и шлем, бутсы, перчатка. Последнюю надевают обычно на левую руку, а не на правую и тщательно разминают, чтобы легче было ловить мяч. Бита подбирает под каждого игрока индивидуально, учитывая его физические характеристики. А обувь, как и в любой игре в помещении, необходима прорезиненная или пластиковая.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Софтбол. Экипировка и инвентарь. Правила и особенности
Софтбол – это облегченная разновидность бейсбола. В нем можно участвовать прекрасной половине, поскольку он характеризуется не настолько сильными нагрузками и сниженным травматизмом. Бейсбольное и софтбольное снаряжение достаточно схожее, так же, как и правила этих игр.
Немного истории
Годом рождения игры можно считать 1887 г, а родиной — США. Его создателем стал журналист Джордж Хэнкок. Он же разработал сам процесс, установил требования к игровому полю и снаряжению. Игра была сродни бейсболу, очень популярному среди американцев, но вести ее допускалось в закрытом помещении. Первоначально ее назвали «киттенбол» или «машбол». Первый турнир был организован в Чикаго, в клубе Фаррагот Боат. В 1895 г сформировалась первая женская команда.
В софтбол игру переименовали в 1920 г, а в 1952 г была организована Международная федерация. Сегодня в ее составе более 130 стран мира. Турниры национальных сборных среди мужчин проходят с 1966 года, а среди женщин – с 1965-го. Международные соревнования проходят с 1996 г. Некоторое время это спортивное направление входило в программу Олимпийских игр.
Что касается нашей страны, то в ней узнали о софтболе в 1987 г, когда в Ташкенте, Красноярске и Белгороде прошло несколько турниров. Чемпионат СССР в данном направлении имел место только один, в 1991 г. Сегодня российские софтболисты систематически выступают в крупнейших состязаниях между клубами.
Софтбол и бейсбол — отличия
Первоначально софтбол предназначался для спортивного зала. Но с 1985 года в него стали играть и на свежем воздухе. Это спортивное направление не требовало особых навыков, поэтому в него с удовольствием включались начинающие.
Его основные отличия от бейсбола состоят в следующем:
Цели и схемы двух этих игр очень похожи. Это состязание двух команд по 9-10 игроков. Игровая территория имеет форму треугольника и состоит из двух частей: внутреннее, с грунтовым покрытием, и внешнее, покрытое травой. В углах поля установлены «домики», или «базы». С двух сторон площадки располагаются команды, а в центре — подающий (питчер). Первыми роль нападающих играют гости, а хозяева становятся защитниками. Потом команды меняются. Подающий бросает мяч (причем бросок делается не сверху, как в бейсболе, а снизу), а участник команды нападающих с битой (хиттер) должен его отбить три раза, затем пробежать все «базы» и возвратиться в свой «дом». Защитники при этом стремятся вывести трех нападающих из игры. Для этого им требуется перехватить мяч и доставить его на базу, куда мчится бегун.
Правила игры
Экипировка и инвентарь
Софтбол считается не таким травмоопасным, как бейсбол. Но тем не менее участникам игры рекомендуется применять средства защиты головы, конечностей и грудной клетки.
Традиционно снаряжение для игры в софтбол подразумевает:
Перчатка
Главный элемент экипировки софтболиста. Ее надевают игроки команды, занимающей нападающую позицию, правши — на правую руку, а левши, соответственно, на левую. Перчатки шьют из натуральной кожи, и на них имеется кармашек для мяча. Кожа — материал достаточно плотный, поэтому новую перчатку приходится разнашивать перед игрой. Для размягчения перчатку также можно положить на солнце или в горячую духовку на непродолжительное время, а можно намазать маслом.
Кетчер на игру надевает специальную перчатку. Она позволяет ловить быстрые, с силой брошенные мячи подающего.
Бита
Размеры этого аксессуара (длина и вес) подбираются индивидуально для каждого игрока с учетом его физических параметров. Но при этом, согласно постановлению Комиссии стандартов снаряжения Международной Федерации софтбола, ее вес обязан быть не больше 1,077 грамм, а длина — 86,4 см. По толщине бита должна быть не более 5,7 см.
В качестве материала изготовления бит применяются бамбук, металл, пластмасса, графит, стекловолокно, углеродистый магний, керамика.
Для того, чтобы выбрать удобную для игры биту, лучше воспользоваться парой рекомендаций:
Спортивная одежда и обувь
Для игры в софтбол приобретаются шипованные бутсы. Шипы на них допускаются из пластика или резины. Металлические шипы правилами запрещаются, поскольку могут нанести увечье другому игроку.
Что касается одежды, форма ее правилами не устанавливается. Обычно это спортивные шорты или бриджи, гетры, футболка и спортивная куртка. Главное правило, которое должно соблюдаться в софтболе, как и в любой командной игре — участники одной команды должны быть одеты одинаково.
Защитная экипировка
Обязательным аксессуаром для всех игроков является шлем. Его основная задача – защищать голову от травм. Если участник команды выполняет функцию кетчера, ему дополнительно нужно обмундирование для защиты от случайных попаданий в подбородок (защитная маска), грудную клетку, и по ногам, ведь мячи, которые летят в него, делают это со скоростью до 100 км/ч.
Мяч
Без него игра невозможна, поскольку он выступает снарядом. Размеры мяча регламентированы правилами: окружность 30,2 — 30,8 см, масса — 166,5 — 173,6 грамм. Он мягче и податливее бейсбольного, поэтому и называется soft. А вот по размеру он значительно крупнее, что облегчает попадание по нему битой.
Чтобы сделать его заметнее на поле, мяч изготавливают из материала желтого цвета с красными полосками или нитками на швах.
Данный вид спорта подходит для всех — мужчин, женщин и детей. Наиболее распространен он среди женщин, поскольку исключает получение травмы при соблюдении нехитрых правил безопасности, а также среди подростков. В России софтбол не пользуется таким широким спросом, как в западных странах. Там он рассматривается как способ приобрести необходимые навыки для последующих занятий профессиональным бейсболом.
Игра помогает улучшить физическую форму — от занятий ею в течение нескольких лет выносливость человека повышается почти в два раза. А такие требования к игрокам на поле, как внимательность, стойкость и ловкость, являются основополагающими, необходимыми любому спортсмену.
Что такое софтбол кратко
Софтбол — это командная спортивная игра, очень похожая на бейсбол. Но в сравнении с бейсболом считается менее травматичной. Софтбол создавался специально для того, чтобы играть могли не только мужчины, но также женщины и дети. Приобретя навыки этой игры, человек может в дальнейшем с легкостью заняться бейсболом.
Родиной софтбола является США. Впервые игру признали как вид спорта в 1920 году. В дальнейшем популярность софтбола росла благодаря тому, что не требуется специальной физической подготовки и играть в нее могут непрофессионалы. Игра развивает такие качества, как ловкость, внимательность и выносливость. К тому же это прекрасная кардиотренировка.
В России игрой впервые заинтересовались в 1987 году. А 1992 году прошел первый открытый чемпионат по софтболу. После этого российские команды участвуют на выступлениях в европейских и мировых турнирах.
Софтбол создавался для игры в закрытых помещениях, но в дальнейшем перенесли на уличные площадки.
Спортивный инвентарь для игры в софтбол
Экипировка игроков очень важна. Софтбол считается не травматичным видом спорта, тем не менее участникам необходима защита для головы. Игрокам потребуется бита, мяч, перчатка, шлем и бутсы.
Бита необходимо подбирать индивидуально для каждого участника. При выборе этого инвентаря нужно учесть свой рост. Биты бывают цельными и сборными. Изготавливаются из ударопрочных материалов, таких как бамбук, металл, дерево, графит. Вес биты не должен превышать 1 кг 80 гр. Поверхность биты гладкая.
Мяч должен быть ярким, контрастным, чтобы его было видно на поле. Размер в диаметре примерно 30 см. В софтболе используется мягкий мяч, чтобы снизить вероятность травм.
Кожаная перчатка необходима для того,чтобы ловить мяч. В ней имеется специальный кармашек для мяча. Игрок надевает перчатку на левую руку. Чтобы облегчить ловлю мяча, перед игрой перчатку нужно размять, так как кожа, из которой шьют этот инвентарь очень плотная. Ее надевают игроки нападающей команды. Кетчер (игрок, который ловит мяч) надевает специальную перчатку. Она позволяет быстрее и легче поймать мяч.
Бутсы должны быть с пластиковыми или резиновыми шипами. Нельзя использовать обувь с металлическими шипами, так как это повышает травмоопасность.
Шлем обязателен во время игры. Он защищает головы игроков от ударов. Кетчеру также необходимы защитные щитки на грудную клетку, ноги и маску на лицо. В случае попадания мяча, летящего на большой скорости, эти приспособления защитят от травм и переломов.
Команда состоит из 9-10 участников. Сама игра разделяется на 7 частей. Их называют иннинги. Каждый иннинг разделен на таймы. Все временные промежутки равны.
Питчер подает мяч, а игрок команды нападающих должен 3 раза отбить, пробежать все “базы” и вернуться в свой “дом”. Участники команды защиты нацелены перехватить мяч и доставить его раньше на “базу”, куда бежит нападающий. Таким образом они вытесняют команду нападающих из игры. На “базе” находится по одному участнику. Нападающие должны по очереди ударит по мячу битой и успеть добежать до “базы” или до “дома”. Бегают вокруг поля против часовой стрелки. Бежать разрешается тогда, когда защитник поймал мяч.
С какого возраста можно начинать играть в софтбол
На сегодняшний день спортивные секции ведут прием детей с 7 лет. В этом возрасте учащиеся осваивают основные двигательные навыки и правила игры.
В дальнейшем дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья переходят на начальный этап подготовки к соревнованиям. В этот период развивают их физическую подготовку и подробно изучают тактику и правила игры, формируют командный дух и взаимовыручку, приучаются к дисциплине и трудолюбию. Это обучающий этап длится 2 года.
На этап спортивной специализации переходят дети, которые достигли 11 лет и заинтересованы в дальнейшем занятии софтболом. Учащиеся должны сдать необходимые нормативы по физической и специализированной подготовке. В это время более подробно изучается техника игры, приобретается опыт спортивных соревнований. Длительность этого этапа 4 года.
Далее спортсмены могут получит спортивные разряда и усовершенствовать свое мастерство. С 13 лет можно добиться 1 взрослого разряда.
С 15 лет спортсмен переходит на этап высшего спортивного мастерства. В это время можно работа направлена на индивидуальную подготовку для более высоких показателей и участия в международных турнирах.
Чем еще интересен софтбол
Софтбол не требует спортивной подготовки, а правила достаточно просты. К тому же игра в команде это всегда и в любом возрасте весело. Участие могут принимать дети и взрослые, девочки и мальчики. У детей развиваются такие качества, как взаимопонимание, взаимовыручка, меткость, ловкость, выносливость и общую физическую подготовку. Спортивные игры на свежем воздухе благоприятно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную и опорнодвигательную системы.
Как и в любом другом виде спорта, в софтболе не обойтись без травм. Мяч летит на большой скорости, поэтому могут быть ушибы от его попадания. Также игроки могут падать во время игры. Так что от синяков и ссадин никто не застрахован.
Желающие заниматься профессионально этим видом спорта должны приобрести форму и обувь, а также оплачивать тренировки.
Софтбол это не только вид профессионального спорта, но и веселая и энергичная игра. Она может заинтересовать и взрослого и ребенка. Сейчас популярность этой игры в России растет. Софтбол можно использовать в качестве стартовой площадки перед переходом в бейсбол.
Софтбол: что это, история, правила
Рассказываем, что такое софтбол, чем он отличается от бейсбола, какая экипировка нужна для игры и как этот вид спорта развивается в Украине.
Софтбол: что это
Софтбол – командный вид спорта с мячом. Он является разновидностью бейсбола. В софтбол могут играть как мужчины, так и женщины. Как правило, этот вид спорта популярен среди непрофессионалов. Это связано с тем, что в отличие от бейсбола, софтбол приспособлен для менее физически подготовленных людей и не так травматичен.
Правила софтбола и отличия от бейсбола
Мяч для софтбола мягче, чем для бейсбола. Также он обладает более низкой скоростью в полете. Бита толще, чем в бейсболе, но при этом она не такая длинная. Также в бейсболе разыгрывают не 7, а 9 иннингов. Площадь для игры в софтбол обладает меньшими размерами, чем для бейсбола.
Экипировка для софтбола
Для игры в софтбол необходимо иметь перчатку, биту, шлем, бутсы и защитную амуницию.
Перчатка для софтбола изготовляется из натуральной кожи. Правши носят ее на левой руке, а левши – на правой. Кетчер играет в специальной перчатке.
Биту для софтбола производят из алюминия. Каждому игроку необходимо индивидуально подобрать биту, исходя из роста.
Бутсы должны иметь пластиковую или резиновую подошву. Металлические бутсы носить запрещено, так как из-за них при падении можно серьезно травмироваться.
В комплект защитной амуниции входят специальные перчатки для игрока с битой и защита для подбородка и груди.
История развития софтбола
Софтбол зародился в 1887 году. Сначала он назывался «машбол» либо «киттенбол».
Официальным видом спорта софтбол стал в 1920 году. При этом многие были против того, чтобы выделять его как отдельный вид спорта, так как он очень похож на бейсбол. В 1965 году появилась Международная федерация софтбола. На данный момент Международная федерация софтбола объединяет более ста национальных федераций разных стран.
Первый чемпионат мира среди женщин состоялся в 1965 году, а среди мужчин – в 1966 году. В программу Олимпийских игр софтбол входил с 1996 года по 2008 год. На Олимпиаде он был представлен игрой «Фаст-питч» среди женщин.
Софтбол в Украине
В Украине софтбол появился в 1989 году. С 1991 года начал проводиться чемпионат Украины по софтболу. Развитием софтбола занимается Федерация бейсбола и софтбола Украины, которая организовывает всеукраинские чемпионаты для разных возрастных категорий. Членами федерации является около 30 клубов. Наиболее активно в софтбол играют в Киеве, Ровно, Кропивницком и Львове.
Сборная Украины по софтболу принимает участие в чемпионатах мира и Европы.
Всё о софтболе: правила соревнований, оборудование для игры, экипировка спортсменов
В XIX веке американские любители спортивных командных игр заинтересовались софтболом – упрощённым бейсболом. Новая игра оказалась не такой травмоопасной, поэтому подошла женщинам и детям. В 2020 году софтбол впервые был включён в Олимпийские игры.
Что такое софтбол
Год рождения софтбола – 1887-й. Место рождения – американский Чикаго штата Иллинойс. Первоначально предполагалось, что это игра предназначена для помещений, чтобы спортсмены могли готовиться к игре в бейсбол. В наши дни для проведения матчей используют открытую площадку, биту и нетвёрдый мяч диаметром 9-13 см. В команде по софтболу состоит 9-10 игроков, встреча состоит из 7 иннингов, а те – из двух частей.
Задача защищающейся команды – завладеть отбитым мячом и раньше соперников доставить его до базы – таким образом бьющий спортсмен покидает игру. Либо надо коснуться мячом игрока, бегущего между базами. Также выходит в аут игрок, отбитый мяч которого был пойман защитником на лету.
Нападающие по очереди, пока не промахнутся три раза или пока питчер не попадёт в разрешённую зону («страйк», то есть удачный бросок), с силой отбивают битой наброшенный защитником мяч, чтобы успеть пробежать базы (с касаниями), или переместиться между базами и добежать до «дома». Бег выполняется вокруг поля, в обратную сторону ходу часовой стрелки. Такие пробежки оцениваются одним очком – поинтом. Перебежки разрешается начинать, когда защитник поймал мяч. На базе разрешено стоять только по одному игроку.
Первыми бьют «гости», после смены полями – «хозяева». Находясь на поле, игрокам нельзя менять назначенные позиции, пока не скажет тренер, иначе команда наказывается проигрышем.
Разновидности софтбола, в которые играют мячами разных размеров:
В «Чикаго-боле» в командах участвуют по 5 игроков.
Софтбол и бейсбол: основные отличия
Несмотря на кажущееся сходство, между играми много различий.
Если рассматривать игры более подробно, различий найдётся больше – в судействе, в правилах, даже в одежде игроков и в покрытии поля.
Правила соревнований
Национальные Правила составлены на основании Официальных правил, за которые отвечает Всемирная конфедерация бейсбола и софтбола. Этот свод состоит из правил, санкций в случаях их нарушений и приложений.
Основные термины и их определения
Дисциплина изобилует терминами. Приведём основные из них.
«Ампайры» – судьи на базах и рядом с «домом».
«Апелляция» относительно «живого» или «мёртвого» мяча подаётся тренером, игроком команды, которая не нарушала правила, или менеджером в ситуации, когда судьёй самостоятельно этот вопрос не решается.
«Аутфилдером» называют дальнего полевого игрока.
«Базы» – три точки, которых касается бегун, обегая поле для выигрыша очка.
«Бант-удар» – мяч отбивается отскоком от подставленной биты, игрок замах не делает.
«Вынужденным аутом» считается осаливание базы без задевания бегуна.
В «вынужденной игре» бегуну требуется убегать с занимаемой базы, чтобы освободить её для другого игрока.
«Граунд болом» называется катящийся или прыгающий после отбивания мяч.
При «дабл-плэе», «двойном ауте» в аут выводят одновременно двух игроков, если не сделано ошибок.
«Дикую» (неточную) подачу делают выше или ниже, или дальше кетчера.
«Иннингу» соответствует часть игрового времени, во время которого команды меняются местами, сделав три аута.
«Инфилдером» называют игрока внутреннего игрового поля, который ловит инфилд-флаи – высоко летящие мячи.
«Командой защиты» называют команду поля.
Команду «хозяев», которая начинает с защиты, определяет жребий или взаимное согласие.
Команду «гостей» оставляют для нападения.
«Кэтчером» называют игрока защищающейся команды у пластины «дома», который возвращает питчеру мячи.
«Командой нападения» считается команда, отбивающая мяч.
При «мёртвом» мяче, который вышел из игры, игру останавливают.
«Обратная замена» – возврат игрока на площадку.
«Питчером» называют игрока, подающего мячи.
«Плэй бол» – объявление судьёй о начала игры.
При «рандауне» («загоне») защитники пытаются осалить игрока, бегущего к базе.
Сигнал «Сейф!» означает занятие бегуном базы.
«Страйком» называют легальную подачу, которую выполнил питчер и засчитал судья, даже если бьющий промахнулся. Если бьющий игрок три раза промахнулся, то выходит в аут.
Команда судьи «Тайм!» означает, что мяч «мёртвый», и игра останавливается.
«Филдеры» – игроки защищающейся команды, располагающиеся в поле.
«Флай аутом» считается мяч, который защитники поймали с воздуха.
«Хиттер» – бьющий игрок команды нападения.
Понимание значения вышеприведённых терминов – основа игры в софтбол.
Требования к уставной игре
Для уставной игры отводится 7 законченных партий (иннингов) с исключениями:
Уставная игра происходит в нескольких случаях.
Неуставная или уставная игра с равным счётом переигрывается. При нападении игроков или болельщиков на судью с применением физической силы виновную команду на основании решения главного судьи считают проигравшей.
Требования к игровому полю
Поле для игры в софтбол – это чистая и свободная площадка, по бокам которой под прямым углом проходят фал-линии. Дальняя и боковые части поля расширяются за счёт полосы шириной 7-9 м. Радиус женского игрового сектора равен 67 м 6 см, мужского – 76 м 20 см.
Внутренняя часть поля – грунтовое покрытие, на котором расположены позиции игроков.
Периметр поля перед ограждением обычно ограничен предупреждающей полосой шириной 3-4,5 м, но она не является обязательной.
Оборудование для игры
Основной инвентарь для игры – биты. Они выпускаются цельными и сборными. В качестве материала используются дерево (цельный кусок или склеенные части), металл или бамбук, пластик или графит, карбон или стекловолокно, керамика или другие композитные материалы. Поверхность биты гладкая и округлая диаметром не больше 57 мм в широком месте, а вес – не больше 1 кг 77 г. Длина биты – до 864 мм. Если бита металлическая, то к ней нельзя подбирать деревянную рукоятку и другие скользкие поверхности.
Размеры официально утверждённого мяча в соответствии с правилами таковы: по окружности – не больше 30 см 8 мм и не меньше 30 см 2 мм, вес – 166-174 г. Цвет мяча – яркий с контрастными нитками, чтобы выделялся на поле.
Экипировка игроков
Кожаную перчатку для левой руки надевает кэтчер – игрок команды нападения. Такая перчатка нужна, чтобы ловить мяч, наброшенный питчером, и снабжена кармашком, в который помещается мяч.
Ловушкой на руке разрешается пользоваться любому игроку. Длина шнуровки на ловушке допускается не длиннее 127 мм. Кроме того, игрокам нельзя надевать ловушки с изображением на внешней стороне изделия кругов цвета мяча, а питчеру нельзя надевать ловушку одного цвета с мячом.
Играют в основном в бутсах с мягкими или жёсткими резиновыми шипами. Также подходит другая закрытая обувь с тканевым или кожаным верхом и резиновой или пластиковой подошвой. Запрещены твёрдые и съёмные шипы, вкручиваемые снаружи.
Требований к одежде нет, но чаще играют в бриджах, шортах, гетрах, в футболке или в спортивной куртке. Единственное условие – у команды должна быть единая форма.
Для безопасности игрокам требуется защищать:
Игрок, вышедший на старт без защитных средств, не допускается к игре. Того, кто отказывается выполнить приказ надеть защиту, наказывают удалением.
Апелляции
Апелляцию подаёт тренер, менеджер или капитан команды до принятия решения судьёй. Поводы для апелляции:
Подавать такую апелляцию требуется во время матча, но не после ухода игрока.
Если команда выходит на поле с меньшим, чем требуется количеством игроков, то победу присуждают соперникам. При обнаружении во время игры нелегального игрока его обязаны удалить вместе с тренером, и заменить легальным. При этом болы и страйки нелегального игрока переходят к легальной замене. Когда замены нет, победу отдают другой команде, не допустившей нарушений.
Если нелегального игрока обнаружили в составе защищающейся команды, нападающая команда принимает результат встречи, или бэтер и раннеры возвращаются на предыдущие места. С возвратом нежелательного игрока победу отдают другой команде.
Количественный и возрастной состав команды
На российских Чемпионатах и Кубках команды состоят из 12-20 игроков с 5 тренерами и другими помощниками. На первенствах – по 11-18 игроков и, такое же количество тренеров с помощниками.
Ограничений по верхнему возрастному порогу нет, но минимальный возраст спортсменов во взрослых соревнованиях – 16 лет. Нарушение минимального состава команды наказывается отстранением от участия в состязаниях.
Состав судейской коллегии и их обязанности
Судей для игры назначает Федерация не из состава игроков. Главная судейская коллегия состоит из Главного судьи и заместителя, из Главного секретаря и заместителя и из Комиссаров игр (технических делегатов).
Главному судье поручается проводить соревнования, составлять расписания, назначать судей, утверждать и подписывать документацию и протоколы. Кроме того, он обязан проверять инвентарь и состояние поля, подавать рапорты и созывать совещания судейской бригады.
Главный секретарь работает с протоколами, отчётами и другой документацией, а также подаёт сведения о соревнованиях средствам массовой информации. Заместители помогают главному судье и главному секретарю выполнять их обязанности. Комиссаром игры контролируется работа судейской бригады и выполнение правил игроками и судьями. Судье «дома» разрешается самостоятельно решать, как поступить, если возникшая ситуация не предусмотрена правилами. Помощь этому судье оказывается базовым судьёй.
Конференция команды защиты
Команде защиты разрешается пользоваться тремя конференциями до конца игры в 7 иннингов. Эти ситуации являются накопительными, но, будучи не использованными до конца игры, конференции «сгорают». В дополнительных партиях также даётся одна (уже не накопительная) конференция.
За нарушение порядка проведения конференций предусмотрено наказание:
Конференцию не считают конференцией защиты:
С переходом команды в дагаут действие конференции заканчивается, а игроки получают новые инструкции.
Требования к легальной подаче
Для того чтобы подачу мяча засчитали легальной, питчеру нельзя задерживаться, если движение уже начато; делая руками «мельницу», разрешается ограничиться одним оборотом (не считая замаха). Подают мяч снизу-вперёд, вытягивая руку и не отводя кисть в сторону. По желанию можно одновременно переставлять вперёд опорную ногу, не выходя за линию пластины. Разрешается выпрыгивание с пластины, но подача возможна только после приземления на обе ноги. Нельзя умышленно выполнять с мячом другие действия, мешая отбиванию бэтером. После того как питчер получил мяч или разрешение начать игру, подача должна быть выполнена в течение 20 сек. Перед подачей мяч в течение 2-5 сек. держат обеими руками перед собой.
Легальной подача считается, если игроки защиты не покрывают мяч посторонними веществами. Также нельзя подавать мяч влажными пальцами. Предварительно требуется высушить руки канифолью (порошок лежит позади пластины) или специальными салфетками. Кроме того, питчеру запрещено накручивание тесьмы на пальцы, использование напульсника или браслета. При наличии травмы разрешена повязка, но она не должна быть прикрыта рукавом.
Разминочные подачи
До старта или после замены питчера на разминку дают 1 мин. и ограничивают её 5 бросками, а перед второй половиной партии предоставляется также 1 мин., но 3 броска. По истечении этого времени, а также в том случае, если некому ловить мячи, даётся 1 пробная подача. Если питчер новый, мяч разрешается бросить 5 раз, но не дольше, чем в течение 1 мин. Время разминки не ограничивается, если игра задерживается судьёй.
За выполнение «лишних» бросков бэтер выигрывает болы. Питчер, вернувшийся в игру после вывода, разминку не делает, кроме случаев, когда сняты ограничения и подающий не попадал в нелегальные питчеры.
Нет подачи
Эту команду судья подаёт при продолжающихся подачах, когда игра остановлена, а также если подача «быстрая», то есть бэтер не успел встать на место или приготовиться. Подача не засчитывается, если бегун начал бег раньше выпуска мяча питчером, или подача выполнена до возвращения бегуна при «мёртвом» мяче. Если питчер среагирует на команду или действия постороннего человека, судья произнесёт: «Нет подачи». В таком случае команду-нарушителя наказывают, а достижения аннулируют.
Выпавший мяч
Если питчер, выполняя подачу, роняет или теряет мяч, то бэтер награждается болом. При этом судья оставляет мяч в игре, а ранерам разрешено продвижение.
Возвращение питчера
Питчеру разрешается возвращаться на подачу неограниченное число раз до того момента, пока он не будет исключён из лайнапа или не попадёт в нелегальные питчеры.
Питчер объявляется нелегальным, если командой защиты превышена норма разрешённых конференций. Такому игроку больше не разрешается подавать мяч, но дозволяется занять другую позицию. При нарушении этого правила питчер исключается из игры. Если такой игрок успел сделать подачи или подачу, то нападающая команда на выбор:
Раннеры в этом случае идут обратно на базы, занятые ранее.
Конференция команды нападения
Конференцию не засчитывают:
В одном иннинге разрешается делать одну конференцию. Если это правило нарушено, виновный менеджер или тренер наказываются удалением.
Следующий бьющий (бэтер)
«Следующим бьющим» считается участник, который перед стартом стоит в круге для ожидания вызова в бэтер-зону. После начала игры таковым является следующий игрок по списку.
Следующему бьющему игроку разрешается: ожидать в круге на выбор, но не перед бэтером, и разминаться двумя официальными разминочными софтбольными битами с разрешёнными креплениями. При нарушении предупреждения игрока удаляют.
Очередной бьющий игрок покидает круг:
Игрока, ожидающего очередь, наказывают удалением, если тот отказывается надеть шлем после приказа, а также если в ходе разминки он пользуется нелегальным инвентарём. При создании помехи защитнику судья останавливает игру, объявляя «мёртвый мяч»; ранера, ближайшего к «дому», выводят в аут, а других бегунов возвращают на базы, если это не вынужденный уход.
Отбивание
Списки с очерёдностью отбиваний заранее подаются судье или помощнику судьи, который отвечает за «дом» и передачу. Те, в свою очередь, должны передать их для ознакомления соперничающей команде. Нарушать эту очерёдность нельзя до конца игры или до замены. При начале нового иннинга первый бьющий – это следующий по списку игрок после того, кто до этого закончил отбивания. За нарушение очередности подаётся апелляция, которой лишаются защитники, ушедшие с поля в зону дагаута.
Отбивающему игроку запрещено: играть без шлема; делать незаметными линии площадки отбивания; убирать ноги из зоны до того, как прилетит мяч, или до сигнала судьи. Бэтеру засчитывают бол, а мяч остаётся «живым»: если замах на отбивание не сделан при непопадании мяча в зону страйка; при касании мячом поверхности площадки или пластины «дома»; при задержке мяча кетчером или питчером дольше 20 сек.
Бьющий-бегун (Бэтер-ранер)
Бэтеру разрешается бежать на 1-ю базу в следующих случаях:
Иногда защитники после предупреждения судьи допускают умышленный пропуск бэтеров. В этом случае бегуну нельзя ставить аут после касания базы. Если имели место два умышленно пропущенных отбивания, то бег до базы разрешается по очереди, другим ранерам в это время перебежки запрещены. При помехах бегунам со стороны кетчера или других защитников, если бегун достиг первой базы, даже не коснувшись мяча, а другие игроки сделали перебежки, судья не вмешивается.
Бьющему-бегуну нельзя мешать, защитникам запрещено принимать и передавать друг другу, подбирать мяч. Для этого разрешается свернуть из коридора. Также нельзя умышленно заслонять кетчера, бросать биту после отбивания и касаться мяча на фэйр-территории. В качестве наказания применяется вывод в аут ближайшего к «дому» бегуна. За другие нарушения во время бега вокруг поля бегун возвращается на повторное отбивание при наличии у него двух аутов.
Использование нелегальной ловушки
Если филдером (игроком в поле) применяется нелегальная ловушка против бэтер-ранера или ранера, возможно:
Решение отдается на откуп менеджеру команды нападения.
Снятие шлема
При «живом» мяче шлем снимать нельзя. Провинившийся игрок подлежит наказанию, кроме случая нечаянного смещения или падения защитного средства с головы спортсмена.
Если мяч во время полёта либо защитник касаются снятого шлема, бегун обязан уйти на ту базу, где стоял прежде. Так же наказывается игрок, если его нечаянно упавший шлем помешал игре защитников.
Федерации
Год основания Международной федерации софтбола (ISF) – 1952-й. Однако только в 1965 г., после избрания руководящих органов, было разрешено организовывать сначала женские, а спустя год и мужские чемпионаты.
Мировой софтол и бейсбол управляются Всемирной конфедерацией, сокращённо обозначаемой WBSC. Год её образования – 2013. Создание WBSC имело место путём слияния двух Международных федераций. В конфедерацию входят свыше двухсот национальных ассоциаций. WBSC управляется высшим органом конфедерации – Генеральным собранием, которое созывают с периодичностью через год. WBSC состоит из Исполнительных советов, постоянных технических департаментов, комиссий и девяти континентальных федераций.
1933 г. – год основания Американской ассоциации любителей софтбола – крупнейшего руководящего органа игры в США. Ассоциация спонсирует ежегодные секционные и мировые чемпионаты.
Российскую Федерацию софтбола зарегистрировали в 2002 г. Федерация входит в Олимпийский комитет России и в Международную федерацию софтбола. Задачи общественной спортивной организации таковы: развивать и популяризировать софтбол, организовывать национальные соревнования, формировать национальные сборные команды.
История софтбола
Софтбол, игра для закрытых помещений, родился в США в 1887 г. благодаря журналисту Джорджу Хэнкоку. Когда закончился футбольный матч между университетами, студенты в шутку начали бросаться боксёрской перчаткой и отбивать её палкой. Журналист, присутствовавший на игре, позже сформулировал правила, требования к полю и оборудованию. Через два года Хэнкок познакомил спортсменов с правилами.
Сначала новую игру называли «киттенболом», или «машболом», и только через 25 лет стали называть софтболом по предложению десантника Вальтера Хакансона. В 1895 году была сформирована первая женская команда, а Льюисом Робером-старшим в Миннеаполисе были организованы игры для пожарников. Здесь игру называли «Мяч-котенок». Играли с использованием мягкого мяча диаметром 30 см.
Год появления софтбола в России – 1987-й, когда Ташкент, Красноярск и Белгород организовали турниры по этой игре. Участвовать в Чемпионате СССР российским софтболистам пришлось один раз, это был 1991 год.
Литература по софтболу
Учебное пособие «Софтбол» авторов Кожеваткина и Ковалёва рассказывает о содержании игры и правилах. Это первые российские авторы, сделавшие классификацию технических приёмов софтбола с описаниями. Подробно описаны тренировки с новичками и опытными спортсменами, а также методы контроля здоровья.
В книге «От русской лапты к софтболу» Ковалёва и Ткаченко о русской лапте и софтболе, изданной в 2009 г., описаны технические приёмы и обучающие методики этих игр. Приведены техника, примеры общефизических, специальных, подводящих и игровых упражнений. Пособие полезно для тренеров и для студентов.
Книгу Александра Низова предлагают тренерам, спортсменам и любителям игры бейсбол. В «Школе бейсбола» автор, который 30 лет играл в эту игру, а в 2000 г. перешёл на тренерскую работу, приведено много наглядных фотографий, осуществлён детальный разбор технических элементов и действий для защиты и нападения.
В завершение отметим, что в основном в игру софтбол ради спортивного развлечения любят играть школьники западных стран. Молодые спортсмены используют софтбол как подготовку для профессионального бейсбола. Несложные правила и невысокая травмоопасность позволяют играть в софтбол женщинам и неподготовленным любителям.
Турнир:
Чемпионат Германии. Бундеслига