к какой отрасли относится транспорт

ТРАНСПОРТ (отрасль производства)

Смотреть что такое «ТРАНСПОРТ (отрасль производства)» в других словарях:

транспорт — Отрасль материального производства, осуществляющая перемещение пассажиров и грузов производственного и непроизводственного назначения [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики транспорт в целом EN… … Справочник технического переводчика

Транспорт — I Транспорт (от лат. transporto переношу, перемещаю, перевожу) в общем смысле перемещение людей и грузов; одна из важнейших областей общественного материального производства. В современную транспортную систему входит Т. общего пользования … Большая советская энциклопедия

Транспорт — I Транспорт (от лат. transporto переношу, перемещаю, перевожу) в общем смысле перемещение людей и грузов; одна из важнейших областей общественного материального производства. В современную транспортную систему входит Т. общего пользования … Большая советская энциклопедия

Транспорт в Якутии — Транспорт в Якутии важная составляющая экономики Якутии и всего северо востока России, обеспечивает перемещение жизненно важных грузов, товаров, людей, играет важнейшую роль в обеспечении так называемого северного завоза и комфортных… … Википедия

ТРАНСПОРТ — (фр. transport, от transporter переносить). 1) перевозка товаров. 2) обоз с припасами. 3) грузовое судно. 4) в бухгалтерии: перенос итога с одной страницы на другую. 5) в азартных играх: перенос, ставка на другую карту. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

транспорт — 1. ТРАНСПОРТ, а; м. [от лат. transportare переносить, перевозить] 1. к Транспортировать. Т. угля заводам. Т. древесины по железной дороге. 2. Отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей или грузов; тот или иной вид перевозочных… … Энциклопедический словарь

Транспорт — ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства. По характеру перевозок транспорт подразделяется на грузовой и… … Финансовый словарь

ТРАНСПОРТ — (от лат. transporto перемещаю) отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные морской и речной; … Большой Энциклопедический словарь

Транспорт — (от лат. transporto перемещаю) отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные морской и речной; … Политология. Словарь.

ТРАНСПОРТ — (от латинского transporto перемещаю), отрасль экономики, осуществляющая перевозки людей (пассажирский транспорт) и грузов (грузовой транспорт); включает и производство средств транспорта. Виды транспорта: наземный (железнодорожный, автомобильный … Современная энциклопедия

Источник

Промышленность России по отраслям

к какой отрасли относится транспорт. Смотреть фото к какой отрасли относится транспорт. Смотреть картинку к какой отрасли относится транспорт. Картинка про к какой отрасли относится транспорт. Фото к какой отрасли относится транспорт

Промышленность — один из самых конкурентоспособных секторов российской экономики. Доля составной части единого хозяйственного комплекса составляет 33% стоимости ВВП.

С целью эффективного управления, облегчения сбора и обработки информации производственные предприятия подразделяется на отрасли. Такая структура позволяет определить степень развития каждой категории, охарактеризовать производственную мощность, проанализировать связи между секторами и усовершенствовать разделение общественного труда.

Классификация отраслей промышленности

Промышленность России подразделяется на две группы: добывающую и обрабатывающую сферы. Каждая область объединяет ряд отраслей, которые имеют в своем составе множество ответвлений. Под отраслью подразумевают совокупность предприятий, использующие схожие технологии выпуска сопоставимых товаров, предназначенных для удовлетворения однотипных потребностей потребителей.

Обратите внимание! За единицу классификации принимают предприятие или организацию, которые относятся только к одной области.

Сложная структура промышленности способствует созданию новых хозяйственных регионов и обеспечивает пропорциональное развитие науки и техники. Изучение особенностей функционирования каждой отрасли позволяет определить проблемы и перспективы их развития.

Добывающая промышленность

Деятельность предприятий группы направлена на извлечение и заготовку природных ископаемых, древесины и другого полезного сырья.

Топливно-энергетический комплекс

Совокупность тесно взаимодействующих отраслей, которые занимаются производством, переработкой и транспортировкой энергетических ресурсов является главной структурной составляющей экономики, обеспечивающим развитие производственных сил страны. Доля продукции комплекса составляет около 25%, в экспортном балансе — более 60%.

Выделяют 4 отрасли ТЭК:

Важно! Уже ввели в эксплуатацию инновационные геотермальные электростанции, которые способны вырабатывать электроэнергию от внутреннего тепла земли.

Важнейшие предприятия промышленности:

Среди электростанций выделяют Саяно-Шушенскую ГЭС и Ростовскую АЭС.

Металлургическая промышленность

Комплекс включает в себя черную и цветную металлургию, которые занимаются добычей и обогащением железных руд, а также производством металла. На долю отрасли приходится более 15% от всей промышленности.

Цветная металлургия существенно уступает черной по производственному потенциалу. Но стоимость ее сырья значительно дороже. На мировой арене Россия выступает в качестве основного экспортера металлов, в первую очередь, никеля и алюминия.

Среди ведущих предприятий отрасли выделяют:

● «Новолипецкий металлургический комбинат»;

Обратите внимание! Последние крупные проекты для черной металлургии были закрыты еще в 2018 году. Сейчас производится модернизация отрасли.

Обрабатывающая промышленность

Предприятия группы занимаются комплексной переработкой продукции добывающей промышленности и составляют основу тяжелой индустрии.

Машиностроение

Межотраслевой комплекс включает в себя более 70 различных направлений, которые обеспечивают все секторы экономики необходимыми машинами и оборудованием. На долю машиностроительного сектора экономики припадает около 40% всей промышленной продукции страны.

Оборонно-промышленная

Одна из высокотехнологических подотраслей промышленности производит боевую и вспомогательную технику, обеспечивающую обороноспособность страны. Многие образцы российского вооружения не имеют аналогов в мире и поставляются на экспорт.

Ведущими предприятиями комплекса являются:

● ФГУП ПО «Уралвагонзавод им. Ф. Э. Дзержинского»;

Судостроение

Одно из самых старых направлений машиностроительной промышленности длительное время практически не развивалось. Только в последние годы наблюдается рост производства.

Предприятия отрасли отвечают за возведение кораблей любого типа и тоннажа, обслуживание и проектирование новых уникальных моделей. Среди многочисленных компаний по созданию судов для хозяйственной и военной деятельности выделяют крупнейший «Балтийский завод» и «Адмиралтейские верфи».

Автомобильная промышленность

Подотрасли удается удерживать высокие темпы прироста производства моторных транспортных средств и сборки моделей мировых автопроизводителей.

Лидерами среди предприятий являются заводы «АвтоВАЗ», «ЗИЛ», «Автодизель» и «КамАЗ».

Авиационная и ракетно-космическая промышленность

Наиболее развитые и высокотехнологические подотрасли машиностроения выпускают продукцию гражданского и военного назначения. На международном рынке производства ракетно-космической техники доля России составляет 17 %.

Крупные предприятия промышленности:

● Ракетно-космическая корпорация «Энергия»;

● Центральное КБ «Прогресс»;

● Авиастроительный завод «Сокол»;

● «Казанское авиационное производственное объединение».

Сельскохозяйственное машиностроение

Специализируется на выпуске различной техники и оборудования для сельского хозяйства, включая производство тракторов. Низкая металлоемкость продукции обуславливает размещение предприятий подотрасли непосредственно возле районов потребления с учетом близости металлургических баз, которые используются в качестве источника сырья.

К крупнейшим предприятиям промышленности относят:

● «Челябинский тракторный завод»;

● Волгоградский тракторный завод;

● Липецкий тракторный завод.

Электронная промышленность и микроэлектроника

Специализируется на разработке и производстве электронной техники и компонентов, интегральных схем, а также информационных и автоматизированных систем, средств связи. Основная проблема развития подотраслей состоит в сильной зависимости от зарубежных технологий и поддержания уровня конкурентоспособности.

Стратегические проекты направлены на увеличение объёма гражданского сектора электронной промышленности. Планируется охват рынков, связанных с развитием интеллектуальной энергетики с постепенным смещением в сторону прогрессивных инновационных направлений.

Лидерами промышленности являются:

Химическая промышленность

Отрасль специализируется на сложной химической переработке первичного сырья. Синтетическое производство отличается сложной технологией и большим количеством этапов, которые требуют применения высокотехнологичного оборудования. Поэтому предприятия отрасли постоянно модернизируются.

Основные подотрасли химического комплекса:

● синтез органических веществ;

● выпуск азотных и калийных удобрений, различных минеральных добавок и кислот;

● производство полимерных материалов.

Обратите внимание! Многочисленная сырьевая основа и высокие темпы прироста обусловили повышение инвестиционной привлекательности химической промышленности.

Ключевыми предприятиями отрасли являются «Еврохим», «Салаватнефтеоргсинтез» и «Тобольский нефтехимический комбинат».

Агропромышленный комплекс

Объединяет все отрасли, которые специализируются на производстве продукции сельского хозяйства, ее переработке и транспортировке к потребителю. Комплекс обеспечивает страну продовольствием и другими товарами, необходимыми для функционирования перерабатывающей промышленности.

Выделяют 3 основных направления:

Обратите внимание! В агропромышленном комплексе занято более 30% населения страны.

Среди крупнейших компаний отрасли выделяют:

● «Великолукский агропромышленный холдинг»;

Пищевая промышленность

Отрасль тесно связана с агропромышленным комплексом и специализируется на производстве пищевых продуктов, напитков и табака. Крупные предприятия располагаются в базовых сельскохозяйственных центрах и ориентированы на внутреннего потребителя.

Качество отечественной продукции не уступает импортной, а в ряде сегментов и превосходит. Но несмотря на высокий спрос объем производства заметно падает. Развитие отрасли обусловлено размещением потребителей, источниками сырья и условиями транспортировки готовой продукции.

Пищевая промышленность включает около 30 подотраслей, среди которых выделяют:

Ведущими компаниями являются:

● «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»;

● «Петербургский мельничный комбинат»;

● Концерн «Объединенные кондитеры;

Легкая промышленность

Импорт дешевой продукции из Китая составил серьезную конкуренцию отечественным товарам отрасли, который привел к спаду производства. Доля легкой промышленности в общем объёме составляет всего 1,7%. Текстильные цеха располагаются в каждом регионе России.

Выделяют следующие направления легкой промышленности: швейную, меховую, галантерейную, шерстяную и трикотажную подотрасли.

Крупные текстильные компании:

Обратите внимание! Правительство внедрило государственные программы субсидирования легкой промышленности, рассчитанные до 2025 года. Проект прогнозирует увеличение выпуска продукции до 50% за счет использования синтетического волокна.

Лесопромышленный комплекс

Несмотря на то, что в стране сосредоточено более четверти мировых запасов лесных массивов, промышленный потенциал комплекса незначительный.

Выделяют 3 основных направления:

● Целлюлозно-бумажная промышленность. Самая сложная область производства предусматривает химическую и механическую переработку древесины.

Подотрасли используют древесину в качестве первичного сырья, но отличаются технологиями производства и назначением готовой продукции. Главная проблема развития состоит в низкой эффективности использования лесных ресурсов и маленьком внутреннем рынке.

Основным потребителем древесины выступают деревообрабатывающие предприятия, занимающие производством строительных материалов, мебели и другой продукции.

Среди крупнейших компаний промышленности выделяют:

Промышленность России — это сложная многоотраслевая структура способствующая развитию экономики. Разнообразие сфер деятельности и широкий ассортимент продукции позволяет отраслям развиваться. Высокие темпы прироста производственной мощности способствуют выдвижению России на лидирующие позиции международного рынка.

Добавлено 10.03.2021; просмотров: 32746

Новые обзоры и публикации раздела Материалы и обзоры: промышленность

Источник

Про основные отрасли транспорта

В прошлом для передвижения человека с места на место использовались немашинные источники энергии, то есть пешком, на лошадях, ослах и верблюдах, а также на ветряных судах и т. д. Наши нынешние отрасли транспорта можно разделить на 3 основные категории:

Конечно, существуют еще другие виды транспорта: вьючный, гужевой, трубопроводный, лифтовой, эскалаторный, воздухоплавательный, на воздушной подушке, фуникулерный. Однако, все эти отрасли транспорта являются эксклюзивными и не сильно объемны по значению и потреблению энергии.

Потребление энергии по отраслям

Наземный транспорт

Подавляющее большинство энергопотребления приходится на наземный транспорт. Только автомобильные перевозки потребляют в среднем 85% всей энергии, используемой транспортным сектором в развитых странах. Однако эта тенденция не является единообразной в самом секторе наземного транспорта, поскольку автомобильная отрасль транспорта потребует дополнительные потребности в энергии в течение последних 25 лет. к какой отрасли относится транспорт. Смотреть фото к какой отрасли относится транспорт. Смотреть картинку к какой отрасли относится транспорт. Картинка про к какой отрасли относится транспорт. Фото к какой отрасли относится транспорт

Несмотря на падение доли рынка, железнодорожный транспорт на основе 1 кг нефтяного эквивалента остается в четыре раза более эффективным для пассажирских перевозок и в два раза более эффективным для грузовых перевозок, чем автомобильный транспорт.

На долю железной дороги приходится 6% мирового спроса на энергоносители.

Морские перевозки

Морские перевозки составляют 90% трансграничной мировой торговли, измеряемой по объему. Природа водного транспорта и экономия на масштабе делают морские перевозки наиболее энергоэффективной отраслью транспорта, поскольку использует только 7% всей энергии, потребляемой транспортными средствами, что значительно ниже их вклада в мобильность товаров.к какой отрасли относится транспорт. Смотреть фото к какой отрасли относится транспорт. Смотреть картинку к какой отрасли относится транспорт. Картинка про к какой отрасли относится транспорт. Фото к какой отрасли относится транспорт

Воздушные перевозки

Воздушные перевозки играют важную роль в глобализации транспортных сетей. На долю авиационной промышленности приходится 8% потребляемой отрасли транспорта энергии. Воздушный транспорт имеет высокие уровни энергопотребления, связанные с высокими скоростями. Топливо является вторым по значимости бюджетом для авиатранспортной отрасли, составляя 13-20% от общих расходов. Это составляет около 1,2 млн баррелей в сутки. Технологические инновации, такие как более эффективные двигатели и улучшенная аэродинамика, привели к постоянному повышению энергоэффективности каждого нового поколения самолетов.к какой отрасли относится транспорт. Смотреть фото к какой отрасли относится транспорт. Смотреть картинку к какой отрасли относится транспорт. Картинка про к какой отрасли относится транспорт. Фото к какой отрасли относится транспорт
Отрасли воздушного транспорта обеспечивают перевозку пассажиров, грузов, почты и скоропортящихся грузов, включая все действующие аэропорты и летные поля, терминальные службы, а также конструкции воздушных судов.

На нужды транспорта используется 95 млн баррелей нефти в день, это железнодорожный состав длиной 3 800 км.

Мировое потребление нефти для транспортных целей увеличилось с 45% в 1973 году до 58% в 2004 году и до 65% в 2019 году. Эта тенденция может быть в значительной степени обусловлена увеличением использования легких транспортных средств, особенно в развивающихся странах. Прогноз энергопотребления по отраслям транспорта показывает, что легковые автомобили (в основном частные) являются сектором с наиболее высоким энергопотреблением, за которым следуют грузовые автомобили и воздушный транспорт.

Прогнозы предполагают, что мировых месторождений нефти будет достаточно для удовлетворения растущего спроса на нефтяное топливо для транспорта и что мировая экономика будет продолжать расти.

Производство и техническое обслуживание

Отрасли транспорта потребляют энергию разнообразно, в том числе и для обеспечения транспортных объектов.

Прогнозируемое потребление энергии транспортным сектором исчисляется Эксаджоулями (10 18 джоулей).

Типичный транспорт для перевозок

Транспортная промышленность участвует во всех видах автомобильных, морских и воздушных перевозок.

Типичный автомобиль — продукт автомобильной промышленности. Этот 2,0-литровый автомобиль мощностью 100 кВт может вместить 5-7 человек, а топливо бензин и расход составляет около 15 км на литр.
Автомобильная промышленность является отраслью, участвующей в автомобильных перевозках, но по существу также занимается проектированием, разработкой и производством (включая сборочные линии, автоматизацию и роботов) транспортных средств, железных дорог и дорожных сооружений.

Типичный пассажирский самолет, летящий в воздухе. Этот самолет летает в среднем диапазоне скоростей 700-800 км/час, что позволяет расходовать топливо примерно в 10-15 раз больше, чем расходует наземный транспорт. Топливо является вторым по величине расходом авиакомпании после стоимости рабочей силы.
Воздушная отрасль транспорта является главной индустрией путешествий по данным ассоциации воздушного транспорта. Однако топливо является вторым по величине расходом авиакомпании после стоимости рабочей силы.

Морские отрасли транспорта являются наиболее энергоэффективными, но топливо является важной составляющей эксплуатационных расходов судна. Большие танкеры или крупные перевозчики используются для транспортировки сырой нефти, сжиженного природного газа через океаны и континенты.

Источник

к какой отрасли относится транспорт. Смотреть фото к какой отрасли относится транспорт. Смотреть картинку к какой отрасли относится транспорт. Картинка про к какой отрасли относится транспорт. Фото к какой отрасли относится транспорт

к какой отрасли относится транспорт. Смотреть фото к какой отрасли относится транспорт. Смотреть картинку к какой отрасли относится транспорт. Картинка про к какой отрасли относится транспорт. Фото к какой отрасли относится транспорт

к какой отрасли относится транспорт. Смотреть фото к какой отрасли относится транспорт. Смотреть картинку к какой отрасли относится транспорт. Картинка про к какой отрасли относится транспорт. Фото к какой отрасли относится транспорт

к какой отрасли относится транспорт. Смотреть фото к какой отрасли относится транспорт. Смотреть картинку к какой отрасли относится транспорт. Картинка про к какой отрасли относится транспорт. Фото к какой отрасли относится транспорт

к какой отрасли относится транспорт. Смотреть фото к какой отрасли относится транспорт. Смотреть картинку к какой отрасли относится транспорт. Картинка про к какой отрасли относится транспорт. Фото к какой отрасли относится транспорт

к какой отрасли относится транспорт. Смотреть фото к какой отрасли относится транспорт. Смотреть картинку к какой отрасли относится транспорт. Картинка про к какой отрасли относится транспорт. Фото к какой отрасли относится транспорт

к какой отрасли относится транспорт. Смотреть фото к какой отрасли относится транспорт. Смотреть картинку к какой отрасли относится транспорт. Картинка про к какой отрасли относится транспорт. Фото к какой отрасли относится транспорт

к какой отрасли относится транспорт. Смотреть фото к какой отрасли относится транспорт. Смотреть картинку к какой отрасли относится транспорт. Картинка про к какой отрасли относится транспорт. Фото к какой отрасли относится транспорт

Транспорт как отрасль промышленности

В настоящее время развитие промышленности набирает обороты, происходит увеличение продукции и необходимость ее перемещения к потребителю. Именно в этот момент появляется потребность в транспорте как отрасли промышленности.

Однако, это не такой легкий вид деятельности, как может показаться на первый взгляд. При транспортировке товаров и пассажиров необходимо учитывать их число и рассчитывать количество средств так, чтобы они не превышали необходимый максимум. При работе транспорта возникает множество проблем. Транспортная отрасль потребляет 60% мирового производства жидких нефтепродуктов, 20% стали, 80% свинца, 70% синтетических каучуков, 40% лакокрасочных изделий и др. Нередки случаи аварий и катастроф, оказывающих негативное воздействие на человека и природную среду. Именно поэтому важно учитывать все аспекты транспортной деятельности и уметь правильно оценивать опасность производства, а также вовремя предотвращать возникновение несчастных случаев.

Глава 1. Роль транспорта как отрасли промышленности

1.1 Классификация транспорта

Транспорт представляет собой отрасльпроизводства, обеспечивающуюперемещение готовой продукцииот места производства к месту потребления, не увеличивая ееколичества и не изменяя качества, а такжеперевозку грузов и пассажиров.Этосовокупность средств и путей сообщения, деятельностькоторых обеспечивают различные технические устройства и сооружения [5].

Группа отраслей транспорта включает следующие виды экономической деятельности:

Сухопутный транспорт (железнодорожный, автомобильный, общественный);

Водный транспорт (морской, речной);

Трубопроводный транспорт, обеспечивающий транспортирование нефти и газа;

В зависимости от целей экономического анализа транспорт классифицируют следующим образом:

универсальный и специальный;

внутренний, осуществляющий перевозки внутри страны, и внешний;

круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и т. д.) и сезонный (внутренний водный) [4].

Влияние транспорта на окружающую среду

Железнодорожный транспорт потребляет около 7% от всего добываемого в России топлива, примерно 6% электроэнергии, до 4,5% лесных ресурсов. В процессе деятельности образуется большое количество механических твёрдых отходов, теплового излучения и вибраций. Железнодорожное хозяйство также является источником опасности для почвенных и водных ресурсов, потому что в результате его деятельности остаются производственные сточные воды, содержащие нефтепродукты, бактериальную грязь, взвешенные частицы, кислоты, щёлочи, поверхностно-активные вещества и т.д.

Водный транспорт в результате своей работы производит отходы эксплуатационной деятельности, также нередки случаи аварий на судах, перевозящих токсичные грузы (нефть, нефтепродукты и другие вещества) и работающих на атомном топливе, которые могут стать причинами экологических катастроф [6].

Большое влияние на состояние водной среды оказывает утилизация водного транспорта. Существует переработка списанного транспорта (на специальных заводах) и затопление его в специальных акваториях. Последнее оказывает наибольший вред, поскольку есть большой риск попадания необезвреженного топлива и остатков перевозимых продуктов в воду. Также при затоплении морских и речных судов спустя некоторый промежуток времени начинается процесс коррозии корпуса, который опять же вносит опасные вещества в воду и воздух [9].

Факторы негативного воздействия от ракетно-космического транспорта:

Загрязнение отдельных участков почвы, поверхностных и грунтовых вод в результате проливов компонентов ракетных топлив при падении отработавших ступеней ракет-носителей (РН) с неиспользованными остатками этих компонентов в штатных районах падения или в случаях аварийных пусков РН;

Локальное засорение территорий отведенных районов падения фрагментами металлоконструкций отработавших ступеней РН;

Незначительные механические повреждения элементов ландшафта при падении отработавших ступеней РН и их эвакуации из районов падения;

Локальное и непродолжительное воздействие на атмосферный воздух на озоновый слой в результате сгорания топлива при полете РН;

Засорение околоземного космического пространства продуктами космической деятельности техногенного происхождения (космическим мусором) [1].

Воздушный транспорт оказывает большое воздействие на окружающую среду поскольку его двигатели выбрасывают вредные компоненты в атмосферу, а также сам транспорт создает сильное шумовое загрязнение. При работе воздушного транспорта в атмосферу попадает около 65% углекислого газа, 30% водяного пара и около 5% других загрязняющих веществ (оксиды серы, углеводороды, угарный газ, оксиды азота).

Воздействия трубопроводного транспорта могут проявляться в виде механического разрушения, загрязнения, теплового влияния и т. п. Последствия от этих воздействий могут быть первичными и вторичными, обратимыми и необратимыми. Например, нарушение микро- и макрорельефа, сокращение пастбищных площадей, тепловое влияние трубо- и нефтепроводов на многолетнемерзлые грунты, загрязнение атмосферы и грунтовой среды в результате утечки или аварийного выброса газа или сжигания нефти, попадание элементов коррозии в воду и организм человека. Основными загрязнителями атмосферы являются природный газ, продукты испарения нефти и нефтепродуктов, аммиак, этилен, ацетилен, а также продукты сгорания перекачиваемых углеводородных смесей [8].

Таким образом, воздействие транспорта на природную среду выражается:

в потреблении природных ресурсов для осуществления некоторого вида транспортировки;

в загрязнении компонентов среды, изменении химического состава почв и микрофлоры, образовании производственных отходов, шламов;

в выделении тепла в окружающую среду при работе транспортных производств;

в создании высоких уровней шума и вибрации;

в активизации неблагоприятных природных процессов (водной эрозии, заболачивания местности, образования селевых потоков, оползней и т.д.);

в травматизме и гибели людей, животных, нанесении большого материального ущерба при авариях и катастрофах;

в разрушении почвенно-растительного покрова и уменьшении урожайности сельскохозяйственных культур [6].

Глава 2. География и правовое регулирование транспортной промышленности

2.1 География отрасли и мониторинг деятельности

Структуру транспортной сети России составляют наземные, водные и воздушные пути сообщения, протяженность которых составляет, тыс. км:

Железные дороги МПС – 87, 6;

Железнодорожные подъездные пути предприятии – 95, 0;

Внутренние водные (речные) судоходные пути – 101, 0;

Автомобильные дороги с твердым покрытием – 750, 0;

В том числе общего пользования – 463, 0;

Магистральные нефтепроводы – 65, 0;

Магистральные газопроводы – 145, 0;

Воздушные линии – 800, 0;

В том числе международные – 200, 0;

Транспортно-дорожный комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства страны. Он включает в себя более 1, 5 млн км наземных путей сообщения с огромным количеством разнообразного подвижного состава, зданий и сооружений. Почти 6 млн чел обслуживают эту отрасль [2].

Согласно данным Росстата, воздействие на экологию России от транспорта не самое большое, но значительное.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по основным видам экономической деятельности в 2017 г. [7]:

Деятельность Министерства транспорта Российской Федерации в повышении безопасности функционирования транспортного комплекса в 2018 году:

разработка нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 443 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

обеспечение доли эксплуатируемых внутренних водных путей с освещаемой и отражательной обстановкой на уровне 37,7 %;

осуществление капитального ремонта и реконструкции железнодорожных путей общего пользования в объеме 6681,4 км;

функционирование 314 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

создание и обновление электронных навигационных карт внутренних водных путей Российской Федерации и базы данных навигационной информации на участках внутренних водных путей общей протяженностью 9919,5 км;

обеспечение выполнения Планов мероприятий («дорожных карт») по реализации Основных направлений и этапов скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов Евразийского экономического союза на 2018-2020 годы;

продвижение российских инициатив в органах двустороннего и многостороннего сотрудничества в интересах транспортного комплекса России, включая продвижение проектов, обеспечивающих реализацию транспортного и транзитного потенциала Российской Федерации и передовых технических решений, а также совершенствование нормативной базы отраслевого сотрудничества, обеспечивающей равные и справедливые условия работы на международных рынках и др. [10].

2.2 Правовое регулирование загрязнений от транспорта

Согласно Федеральному закону от 10.07.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду должно компенсироваться платой за загрязнение, которая представляет собой один из методов экономического регулирования.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие определен постановлениями Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Несмотря на то, что в ФЗ «Об охране окружающей среды» указаны такие виды негативного воздействия, как шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее излучения и другие виды воздействия, плата за них в настоящее время не взимается. По действующему законодательству внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной или иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Для того чтобы заинтересовать организации во внедрении средозащитных мероприятий, величина платы, устанавливаемой организациям за загрязнение природной среды, должна быть достаточно высокой [4].

Виды нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу:

В пределах допустимых нормативов;

В пределах установленных лимитов.

За сверхлимитный выброс плата определяется с применением пятикратного повышающего коэффициента к соответствующим нормативам платы за загрязнение в пределах установленных лимитов.

Сверхлимитным считается загрязнение в случаях:

Отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, утвержденных лимитов на размещение отходов;

Превышения установленных лимитов выбросов, сбросов, размещения отходов, а также их отсутствии — превышение предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов [2].

Предусмотрен ряд мер по снижению экологических рисков транспортной промышленности.

Лимитирование ресурсов предполагает разумное ограничение размеров инвестиций, партий закупаемых материальных ресурсов, выдаваемых кредитов и т.д. Лимитирование предусматривает дублирование поставщиков топлива, материалов, запасных частей и т.д. с целью обеспечения работы организации в непредвиденных аварийных ситуациях.

Резервирование ресурсов и средств предусматривает создание некоторых запасов (в том числе материальных) на случай природных катаклизмов.

Экологическое страхование предусматривает страхование ответственности объектов потенциальных виновников загрязнения окружающей природной среды, а также убытков, возникающих у объектов такого загрязнения. Данная мера снижения экологических рисков позволяет осуществлять возмещение ущерба не за счет государства, а за счет хозяйствующего субъекта-виновника, а также получить дополнительные финансовые средства для осуществления природоохранной деятельности.

Организационные меры предусматривают обучение персонала безопасным приемам работы, выбору технической политики с ориентацией на требования стандартов, нормативов и норм.

Инженерно-технические меры предусматривают создание очистных сооружений и природоохранного оборудования, внедрение эффективных средств защиты грузов, конструирование новых типов подвижного состава и постоянных устройств [3].

Влияние транспорта на экологию является затрагивающей каждого человека темой. Зачастую выбирая средство передвижения или перевозки какого-либо товара люди не задумываются о пагубном влиянии тех или иных транспортных средств на окружающую среду. В результате мы получаем далеко не радующую нас перспективу: загрязненные почвы, воздух, воды рек, морей и океанов, а также большое количество отходов производства. А ведь все это и есть цена удобства и высоких скоростей при доставке товаров и передвижении людей по миру.

Повышение грамотности населения в вопросах данного характера было бы полезным для осознания реальной картины мира и переоценке своих приоритетов. Однако огорчает факт недоступности некоторой информации, что также мешает обычному человеку удовлетворить свои интересы в вопросах экологии.

Брюхань Ф.Ф., Графикна М.В., Сдобнякова Е.Е. ­­– Промышленная экология – М.: ФОРУМ, 2011 – 151-157 с.

Ходош М.С. – Грузовые автомобильные перевозки – Москва, 2009 – 97 с.

Павлова Е. И., Новиков В. К. – Экология транспорта – Москва: Юрайт, 2019 – 192-252 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *