к какой отрасли научных знаний относится риторика как наука
Риторика
Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Риторика как наука и искусство
Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.
Понятие риторики как науки. Предмет и задачи риторики
Термины «риторика» (греч. rhetorike), «ораторское искусство» (лат. oratorare — «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.
В античном понимании риторика — это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика возникла в Греции в V в до н.э., сложилась в систему в III–II вв. до н.э. и получила свое развитие в Риме в I в. до н.э. Базой риторики считаются основы таких наук, как философия, логика, педагогика, лингвистика, психология, этика и эстетика. С развитием этих наук менялось и представление о риторике. В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей. В Риме — как искусство хорошо и красиво говорить (ars bene dicendi). В Средние века риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи (ars ornandi). В русской риторической науке прослеживается древнегреческая традиция определения риторики как искусства убеждения.
Видоизменялись и цели риторики. Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры.
Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.
В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро — концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.
Итак, термин «риторика» включает понятия «красноречие», «мастерство публичного выступления» и «ораторское искусство». Если красноречие означает умение говорить увлекательно, красиво, убедительно, то мастерство публичного выступления — это более высокий уровень, предполагающий, наряду с умением говорить красиво и убедительно, умение владеть ситуацией общения, наличие знаний по психологии и социологии аудитории и т.п.
Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.
Риторика как наука выполняет следующие задачи:
1) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;
2) исследование форм и механизмов речи;
3) формирование языковой личности;
4) совершенствование культуры речи;
5) совершенствование речевого самовыражения;
6) моделирование процессов общения.
Понятие ораторского искусства
Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основании важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А.Ф. Кони.
Немногим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е.А. Ножина, Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.
Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления.
В риторике наука и искусство составляют сложный сплав, единство. Именно поэтому вслед за ораторами — людьми, способными сколь угодно долго красиво и содержательно говорить на любую предложенную тему, в Древней Греции стали появляться риторы — учителя красноречия, которые разрабатывали теорию риторики как науки, и логографы — составители речей для тех, кто не обладал подобным даром.
Роды и виды красноречия
По объему рассматриваемых проблем риторику можно разделить на общую риторику, в которой излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления; и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, научной, юридической, дипломатической и др.
Современное ораторское искусство выделяет пять родов красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Некоторые ученые в отдельный род выделяют военное красноерчие.
В пределах каждого рода выделяются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Роды и виды красноречия
Риторика оперирует понятиями: язык, речь, слово. В системе языкового образования риторика следует за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика, или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: обязательная новизна в сообщении.
Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.
Система классической риторики охватывала процесс от начальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей. Эта структура, которая называется риторическим каноном, прослеживается и в современной общей риторике:
1. Инвенция (лат. нахождение, изобретение) включает выбор темы, ее название, сбор и систематизацию эмпирического материала. Предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы — смысловые модели развития речи). Топ — система понятий, предполагающих способы мысли о любой речи.
2. Диспозиция (лат. расположение) предусматривает выбор жанра публичного выступления, составление плана, композиции текста. Композиция есть логика развития темы. Предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи.
Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.
Основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала.
3. Элокуция (лат. словесное выражение) — это этап словесного оформления речи. Третья часть риторики рассматривает учение об отборе слов и их сочетании, о тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании изобразительных средств языка. Важен смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов.
4. Меморио (лат. запоминание) — учение о памяти оратора, приемах запоминания текста и его воспроизведения.
5. Акцио (лат. произнесение, исполнение) — произнесение речи на публике, владение средствами выразительности устной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерах поведения оратора в аудитории. Предполагает владение техникой речи.
Этос, пафос и логос как основные категории классической риторики
Приведенная выше схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Существует другая схема, в которой затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.
Термины «этос», «пафос», «логос» — основные для общей риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или нёеуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.
Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.
Таким образом, этос создает условия для речи, пафос — источник создания смысла речи, а логос — словесное воплощение пафоса на условиях этоса.
Проиллюстрируем это на примерах: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.
Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы — существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.
Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: «Таскать вам — не перетаскать» и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.
Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это — этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и по-украински, и по — русски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.
Три основные категории риторики — этос, пафос, логос — находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.
Риторика
Риторика
1. Что такое риторика?
— Риторика – наука об ораторском искусстве
2. Как соотносятся наука и искусство в риторике?
— Риторика – синтез науки и искусства слова
3. К какой отрасли научных знаний относится риторика как наука?
— к филологическим наукам
4. Как в современной трактовке соотносятся слова «риторика», «красноречие», «ораторское искусство»?
— синонимы
5. Какие слова в русском языке являются аналогами (синонимами) слова «оратор»?
— вития, краснослов, красноречивый человек
6. К достижениям какой науки обращается риторика, используя законы и правила рассуждений, доказательств, аргументации?
— Логики
7. Что считали основным предметом изучения риторики ораторы-мыслители Древней Греции?
— Искусство убеждения
8. Что является предметом изучения современной риторики?
— Различные виды речевой коммуникации (беседы, дискуссии, публичные выступления и др.)
9. Кто является автором первой дошедшей до нас классификации ораторских речей на три жанра: эпидейктические(хвалебные), совещательные и юридические?
— Аристотель
10. Какие виды речей выделяет классификация по общей целевой установке (П. Сопер)?
— развлекательные; информационные; воодушевляющие, убеждающие и призывающие к действию.
11. В каких формах реализуется диалогическое красноречие?
— спор, беседа, интервью
12. К какому роду красноречия относятся политические, митинговые речи, доклады на политико-экономические темы?
— социально-политическое красноречие
13. Какие виды речей относятся к социально-бытовому красноречию?
— застольная речь. тосты
14. Каковы временные границы существования практической риторики?
— Риторика насчитывает в своем развитии 2 тысячелетия
15. Какие дисциплины помимо риторики входили в тривиум, являющийся частью античной системы образования?
— Грамматика (наука о языке), диалектика (наука о мышлении)
16. Под каким прозвищем известен ученик Сократа и учитель Аристотеля, автор знаменитых философских диалогов, настоящее имя которого Аристокл?
— Платон
17. Какой древнегреческий мыслитель был автором речей («филиппик») против македонского царя Филиппа II, призывающих не подчиняться завоевателю?
— Демосфен (обличительные речи)
18. К философии какого афинского мыслителя восходит знаменитое высказывание «Я знаю, что я ничего не знаю»?
— Сократ
19. Какой древнегреческий мыслитель, автор единственной древнегреческой «Риторики», сохранившейся в целостном виде, считается основателем риторики как науки?
— Аристотель
20. Какой древнеримский оратор и государственный деятель, автор трудов «Оратор», «Об ораторе», прославился произнесением политических и судебных речей?
— Цицерон
21. Какие три основные задачи ставил перед оратором Цицерон в своем учении об идеальном ораторе?
1) Учить слушателя;
2) Доставлять ему удовольствие;
3) Производить сильное впечатление
22. Кто был руководителем первой древнеримской государственной риторической школы и автором трактата «Образование оратора. Двенадцать книг риторических наставлений»?
— Квентилиан
23. Что являлось главным предметом западноевропейской средневековой риторики?
— Проповедь и богословие
24. Что такое гомилетика?
— теория и искусство богословской проповеди
25. Имя какого религиозного проповедника Средневековья, епископа Константинополя, стало нарицательным для обозначения красноречивого оратора?
— Иоанн Златоуст
26. Какой род красноречия зародился ХI-XII веках появлением средневековых
университетов?
— университетское красноречие
27. Чем характеризуется риторика эпохи Возрождения?
— переходит с латинского на национальные языки, становится более литературной и более светской
28. Какому разделу риторики уделялось особое внимание Новое время?
— красоте речи
29. Какой вид красноречия получил активное развитие принятием христианства на Руси?
— проповедь
30. В каком произведении древнерусской литературы представлен яркий образец военного красноречия русских полководцев?
— «Слово о полку
38. В чем заключается эрудиция человека?
— глубокие, разносторонние познания
39. Что является проявлением этических правил поведения оратора?
— уважение к оппоненту, корректность ответов и оценок
40. Какой фактор невербального общения играет важнейшую роль процессе установления контакта с аудиторией?
— зрительный контакт
41. Чем занимается раздел риторики диспозиция?
— Изучает построение выступления, соотношение частей речи друг к другу (изучает композицию речи)
42. С чего начинается подготовка оратора конкретному выступлению?
— определение темы и цели, подборка иллюстративного материала, подготовка композиции
43. Что такое экспромт?
— неожиданность
44. Что такое композиция ораторской речи?
— закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материалов
45. С чего традиционно начинается публичная речь?
— с обращения к слушателям
46. Сколько частей содержит классическая структура устного выступления?
1) Вступление;
2) Аргументация;
3) Вывод
47. Какие задачи решает вступление как композиционная часть выступления?
1) Пробуждение интереса к теме;
2) Установление контакта оратора с аудиторией;
3) Обоснование актуальной темы
48. Как следует разместить информацию выступлении, чтобы она лучше запоминалась слушателями?
— поместить в начале или конце сообщения (риторический закон края)
49. Что подразумевает индуктивный метод преподнесения материала?
— от частного к общему
50. Какой метод преподнесения материала предполагает его расположение вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором?
— концентрический
51. Какую форму преподнесения материала слушателям специалисты рекомендуют ораторам?
— свободный с опорой на план или конспект
52. Какое количество вопросов следует освещать в выступлении согласно правилам построения публичной речи?
— не более 5±2 (от 3 до 7) проблем (чтобы не обеднять речь или не утомить слушателей)
53. В чем заключается психологический контакт оратора со слушателями?
— в общности психологического состояния, интеллектуального и эмоционального сопереживания
54. В каких характеристиках выражается однородность аудитории, которую необходимо учитывать оратору для установления контакта с аудиторией?
— возраст; пол; национальность; уровень образования; профессиональные интересы
55. В чем заключается смысл вопросно-ответного приема привлечения внимания аудитории?
— оратор сам формулирует и отвечает на вопрос
56. Какими проблемами занимался раздел канонической (классической) риторики – инвенция?
— изучает подготовку (изображение) речи
57. Что подразумевается под логосом, который в учении Аристотеля является одной из основных категорий научной риторики?
— логика речи, словесные и языковые средства
58. Какие правила определяют орфоэпические нормы?
— нормы произношения (актуально для устного выступления)
59. Когда в России начал активно складываться научный функциональный стиль?
— 18 век
Хар-ны: термины, строгая аргументация, упоминание авторитетных научных источников информации
60. К какой подгруппе лексики ограниченной сферы употребления относятся слова «акциз», «депорт», «дебет»?
— деловая речь.
Недопустимо, независимо от стиля, использование: диалектизмов, жаргонизмов, вульгаризмов, инвектива
61. Что такое троп?
— Слова и выражения, употребляемые в переносном значении
62. Какие языковые явления относятся к тропам?
— Метафора; метонимия; синекдоха; эпитеты; олицетворение
63. Что такое стилистическая фигура?
— обороты речи. Отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя.
риторический вопрос;Ø
риторическое восклицание,Ø
оксюморон;Ø
гипербола;Ø
литота;Ø
анафора;Ø
эпифора;Ø
эликсис;Ø
инверсия;Ø
антитезаØ
64. Что такое оксюморон (оксиморон)?
65. Как называется оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении?
— гипербола
66. Что подразумевается под антитезой?
— фигура речи, основанная на противоречии
67. Чем характеризуется риторический вопрос?
— вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа
68. Как называют слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению?
— Паронимы
69. Каковы основные элементы техники речи, овладение которой относится к повседневной подготовке оратора?
— голос, дикция, фонационное дыхание
70. Как называется дыхание, обслуживающее речь?
— фонационное
71. Что в человеческом организме выполняет функцию естественных резонаторов, которые оратор может использовать для усиления звука голоса?
— полости над и под связками
72. Что такое дикция?
— манера и степень отчетливости произношения слов
73. Из каких акустических компонентов складывается интонация?
— включает в себя тон голоса, силу звучания, длительность или полетность и тембр голоса
74. Что такое паузология?
— наука о паузах
75. Что такое спор?
— процесс обмена противоположными мнениями; разногласия
76. Какие слова русской языка могут употребляться как синонимы к слову «спор»?
— диспут, дебаты, прения, дискуссия
77. Что в научной литературе подразумевается под дискуссией?
— публичный спор. Цель: выяснение и сопоставление точек зрения. Рез-т: нахождение оптимального решения
78. В каком значении раньше употребляли слово латинского происхождения «диспут»?
— публичная защита научного сочинения (в совр. практике – выяснение, кто лучше владеет речью, может отстоять позицию)
79. Какие споры выделяет классификация по цели?
1) из-за истины
2) для убеждения
3) для победы
4) ради спора
80. Чем характеризуется спор-полилог?
Классификация по кол-ву участников:
1) спор-монолог
2) спор-диалог
3) спор-полилог (много суждений)
81. Какими тремя способами осуществляется грамотное опровержение точки зрения оппонента?
1) опровержение тезиса (мысли, положения);
2) критика доводов оппонента;
3) показ несостоятельности демонстрации (взаимосвязь аргумента и тезиса)
82. Что такое контрадикция?
— выявление противоречия в высказывании
83. Что такое индукция?
— система умозаключений, в которых выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих доказательств
84. Как называется резкое выступление против кого-либо, оскорбительная речь?
— Инвектива
85. Как в логике называется исходное положение, которое не требует доказательств?
— аксиома
86. Какие взаимосвязанные элементы включает себя логическое речевое доказательство?
— Тезис, аргумент, демонстрация
87. Как называется положение (мысль), которое требуется доказать?
— Тезис
88. Что подразумевается под аргументом?
— довод, основание доказательства, использование бесспорных, уже доказанных истин
89. Что подразумевает демонстрация как часть речевого доказательства?
— способ рассуждения, показывающий логическую связь тезиса с аргументами
90. Как называется человек, опровергающий тезис?
— оппонент
91. Какие ошибки построения доказательства называют логическими ошибками?
— подмена тезиса; ложное основание (неправильно выбранная аксиома)
92. В чем заключается смысл логического закона противоречия?
— два противоположных положения об одном и том же предмете не могут быть одновременно истинными
93. Что подразумевает логический закон тождества?
— всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана или не требует доказательств
94. Как называются вопросы, связанные выяснением новых знаний относительно явлений, событий, предметов, интересующих слушателя?
— Восполняющие (открытые)
95. Какие требования предъявляют предмету спора правила культуры спора?
— Предмет должен быть четко определен и известен полемизирующим сторонам
96. Практические правила какой научной дисциплины требуют проявления уважения к оппоненту?
— культуры поведения и этики
97. Что такое сарказм?
— считается нетактичным использование в споре: иронии (тонкая, скрытая насмешка), сатиры, сарказма (злая, язвительная насмешка, издевка)
98. На каких психологических принципах должен быть основан конструктивный диалог?
1) Принцип равной безопасности (неприченение психологического или иного ущерба партнеру в ходе диалога);
2) Принцип децентрической направленности (неприченение ущерба делу, ради которого спорящие вступили в диалог);
3) Принцип адекватности к воспринятому/сказанному (неприченение ущерба сказанному или прочитанному посредством искажения смысла, приписыванию несуществующих намерений)
99. Что подразумевает психологический принцип децентрической направленности в ходе конструктивного диалога?
— непричинение ущерба делу, ради которого спорящие вступили в диалог
100. Какой психологический принцип подразумевает непричинение психологического или иного ущерба партнеру ходе диалога?
— принцип равной безопасности