к какой отрасли экономики относится образование и детсад
Окружающий мир 2 класс Какие отрасли экономики на рисунках?
Окружающий мир 2 класс Знаешь ли ты отрасли экономики? Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки.
Нижняя левая- строительство, нижняя средняя- транспорт, нижняя правая- торговля.
С нижним рядом всё довольно нетрудно. Ребёнок имеет представление, что такое строительство (дом- в котором мы живём построили строители), транспорт (люди ездят на автобусах, значит транспорт-это то, что перевозит людей), торговля ( люди покупают в магазинах еду и одежду).
По поводу же промышленности можно объяснить, что именно промышленность выпускает машины, корабли, самолёты, которые необходимы для жизни человека.Сельское хозяйство- выращивает еду для человека из растений, молока, яиц и так далее (тут про мясо пока лучще не говорить, потому как дети не все однозначно воспринимают известие об убийстве домашних животных).
Другие интересные вопросы и ответы
“Просмотр фильма на компьютере”-кто источник? (фильм и компьютер не подходит) Помогите
Какое решение «проблемы вагонетки»?
Утилитаристы, решая моральные задачи забывают об одной вещи: о морали. Концепция измерения нравственности в числах представляется мне очень странной. Но это немного другая тема – мы ищем решение.
Для начала, определю для точной ясности еще раз формулировку сценария проблемы с названием “Тупик”: Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?
Вы, будучи высоконравственным человеком, должны переключить стрелку. Таково требование морали. Почему?
Итак, вам нужно выбирать, кому причинить вред: 5 людям, или одному. И, выбирая меньшее из двух зол, вы выбираете опустить рычаг, и, спасши жизнь 5 людям, «косвенно» убиваете 1. И правильно делаете.
Да и вышеупомянутому Канту это решение не противоречит: его категорический императив гласит, что люди должны быть целью и никогда не средством. Человек, лежащий на путях – не средство. Средство в этом решении для нас – это рычаг и его возможность изменить направление движения вагонетки. Цель – 5 людей. Мы не пользуемся одним человеком, чтобы спасти 5 человек.
Отрасли экономики – что это такое и какие бывают
Экономикой называют всякую хозяйственную деятельность человека. Однако эта деятельность очень разнообразна, поэтому ее разбивают на несколько отраслей.
Читайте также:
Что такое отрасли?
Под отраслью экономики понимают все предприятия, которые заняты схожей деятельностью. Например, все заводы, изготавливающие автомобили, вместе входят в состав автомобильной отрасли, которую ещё называют автомобилестроением.
Важно понимать, что одну отрасль часто можно разбить на несколько более специализированных отраслей. Так, все предприятия, производящие какие-либо машины (холодильники, приборы, ракеты), образуют отрасль под названием машиностроение. В свою очередь внутри машиностроения можно выделить более узкую отрасль транспортное машиностроение. В нее входят предприятия, производящие разнообразный транспорт – от самолетов и ракет до кораблей и автомобилей. Далее уже транспортное машиностроение можно разбить на такие отрасли, как автомобилестроение, судостроение, самолетостроение и т. п.
Отрасли экономики необязательно связаны с производством каких-либо товаров. Например, банки входят в состав банковского сектора экономики. Здесь слово «сектор» является синонимом слова «отрасль».
Какие в экономике есть отрасли?
Мы рассмотрим только самые крупные отрасли экономики, не разделяя их на более узкие отрасли.
Сельское хозяйство. Входящие в ее состав предприятия производят большинство продуктов питания, либо выращивая растения на земле и собирая урожай (такая деятельность называется земледелием), либо разводя животных (это уже животноводство). Но сельское хозяйство дает нам не только еду, но и иные ресурсы. Многие ткани для шитья одежды получают из растений, а лошади используются как транспортные животные.
Промышленность. Одни предприятия этой отрасли добывают природные ресурсы и перерабатывают их, благодаря чему мы можем пользоваться металлами, пластиком, бензином и иными полезными веществами. Другие предприятия обрабатывают материалы, то есть изготавливают из них полезные товары – посуду, мебель, бумагу, автомобили и т. п. Ещё одна группа предприятий получает электроэнергию либо из полезных ископаемых, либо другими способами (за счет энергии ветра, рек, приливов). В основном производящие что-либо промышленные предприятия называют заводами, фабриками, комбинатами, а добывающие предприятия – это шахты и рудники. Заметим, что промышленность производит и продукты питания, которые не может нам дать сельское хозяйство. Это консервы, чипсы, шоколадки.
Сельское хозяйство и промышленность называют отраслями материального производства.
Остальные отрасли относятся к сфере услуг:
Строительство. Эта отрасль возводит разнообразные сооружения – жилые дома, дороги, мосты, метро, стадионы и даже космодромы.
Транспорт. Транспортные предприятия осуществляют перевозку грузов и пассажиров.
Торговля. Сюда включают как обычные магазины, так и другие предприятия, занимающиеся в том числе и международной торговлей. Торговля играет важную роль в экономике. Благодаря ней товары, произведенные промышленностью и сельским хозяйством, легко доходят до конечных потребителей.
Образование. Это школы, колледжи, институты, университеты. Сюда же входят частные предприятия, предлагающие курсы по подготовке к экзаменам, изучению иностранных языков, игры на гитаре и т. п.
Культура. Это театры, кинотеатры, музыкальные радиостанции, киностудии, консерватории, музеи.
Общественное питание. В эту отрасль входят сети быстрого питания (фаст-фуд), кафе и рестораны. Сюда же включают и те предприятия, которые доставляют еду на заказ.
Наука. Занимается исследованием окружающего мира.
Финансовый сектор. Это не только банки, но также биржи, ломбарды, управляющие компании и т. п.
Подведение итогов
Существует огромное разнообразие отраслей экономики. Все они тесно переплетены друг с другом, поэтому развитие одной отрасли является стимулом для развития и других отраслей.
Образование как приоритетная отрасль современной экономики часть 2
ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАНІЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ
Экономическая функция образования.
Образование можно считать одним из главных факторов экономического развития общества. Оно даёт возможность возобновления, омоложения и поддержки кадрового потенциала социума. Процесс профессионального обучения должен обеспечивать получение учащимися и студентами должного уровня теоретических и практических знаний для полного освоения основ получаемой профессии.
Сущность экономического образования.
Действенное влияние на развитие производительных сил государства, наращивание результативности общественного труда, подготовка людей к профессиональной деятельности в строгом соответствии с потребностью социума. Воспроизводство представляет собой постоянное повторение и непрерывающееся возобновление производства товаров и услуг, количество которых покрывает потребности общества. Всякая форма воспроизводства является единством следующих взаимосвязанных элементов: воспроизводство национального продукта как в материальной, так и в нематериальной форме; вызванных этим соответствующих экономических отношений; общей рабочей силы.
Рабочая сила или способность человека к труду – это сумма его физических и духовных навыков, использование которых способно обеспечить социуму появление требуемых для выживания товаров и услуг. Образование также можно отнести к этой стороне человеческой деятельности, где воспроизводятся навыки индивида к труду, приобретаются общие и специализированные знания, формируются должное и ответственное отношение к труду. Образование можно назвать “подготовительным цехом” экономики государства. Главная цель образования – удовлетворение потребности общества в образовательных услугах. Образование представляет собой довольно специфическую отрасль экономики, которая удовлетворяет нужду социума в образовательных услугах, занята подготовкой теоретических и практических кадров, насыщением их нужной информацией, формированием необходимых для них знаний, умений и навыков.
Стоит отметить, что вместе с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Среди структуры духовного производства можно отметить такие важные составляющие как:
наука, которая представляет собой процесс накопления знаний о природе, социуме, самом человеке и создании им ненатурального мира, нахождение общий тенденций строения и движения окружающего нас мира, способов использования этих закономерностей в интересах общества;
образование как система, которая обеспечивает передачу научных знаний, социального опыта и навыков будущим поколениям и всему населению. Система, удовлетворяющая их нужды в образовательных услугах, а также создающая соответствующие эстетические вкусы и нравственные правила поведения в социуме;
книги и СМИ, которые способствуют расширению охвата духовных ценностей;
культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), которые обеспечивают распространение информации и знаний о духовных и материальных ценностях;
идеология как основа для мировоззрения людей, их религиозных взглядов, отражающая мотивы деятельности человека
Отраслевой аспект образования.
В отношении к образованию термин отрасль неразлучно связан с научной областью. Под отраслью экономики подразумевается качественно однородный ряд предприятий, учреждений и прочих хозяйственных единиц, которые характеризуются общностью условий производства, состава кадров в разрезе профессиональной подготовки, взятых на себя функции в системе обеспечения общества, производимых товаров или услуг. Образование как отрасль является совокупностью учреждений образования, организаций и предприятий, которые осуществляют в первую очередь образовательную функцию, направленную на удовлетворение разнородных потребностей людей в такого рода услугах и подготовку квалифицированных кадров.
К подсистемам отрасли образования стоит отнести экономику дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехучилищ, высших школ и системы послевузовского образования.
Важнейшая роль образовательной отрасли народного хозяйства состоит в следующем:
Особое место образования в системе разделения труда. Это исключительная отрасль, удовлетворяющая запросы людей в услугах образования, которая специализируется на возобновлении основной производительной силы социума – квалифицированных работников всех сфер производства, а также для всех видов непроизводственной деятельности.
Уровень образования жителей страны выступает как главнейший индикатор благосостояния социума. Уровень образования выражается с помощью индекса развития человека, который можно охарактеризовать по следующим пунктам: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.
Каждый год обучения человека продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, разбирающиеся люди более здоровы, чем их неграмотные сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессивным состояниям, у них в большей степени наблюдаются следующие болезни: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешёвых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжёлыми физическими нагрузками.
Образование как отрасль экономики является замкнутой. В этом её отличительная особенность. Она сама для себя учит работников – преподавательский состав.
Работа в сфере образования стала одним из самых массовых сфер деятельности человека. По количеству занятых в ней отрасль образования опережает многие сферы экономики. В учреждениях образования нашей страны трудится порядка 6 млн. человек.
Особенности образовательных услуг.
Работники учреждений образования удовлетворяют нужды представителей социума в особых экономических услугах, получивших название образовательных. Они являются системой знаний и навыков, которые направлены на использование в целях удовлетворения различных потребностей личности в частности, так и общества в целом, Образовательные услуги обеспечивают удовлетворение познавательных интересов учащихся, удовлетворяют нужды индивида в духовном, умственном развитии, обеспечивают условия для самореализации личности.
Эти услуги выражаются в обучении будущих и нынешних сотрудников, формировании и развитии их предрасположенностей к определённым сферам труда, специализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, услуги образования являются продукцией учреждений образования.
Образовательные услуги воплощаются в материальном виде: выпускаемые методические пособия, программы, учебники, учебные пособия и т.д. Правда тут они стали лишь материальным носителем этих услуг как духовных ценностей.
В условиях научно-технического прогресса и перехода общества в постиндустриальную эру на первое место выдвигаются не столько навыки и сноровка, сколько солидный багаж знаний, предрасположенность творчески мыслить. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих способностей человека.
Образовательные услуги несомненно отличаются от товаров материальной формы следующим: образовательные услуги – это не материальная, а скорее социальная (или даже духовная) ценность. От прочих нематериальных видов услуг они отличаются особым свойством – возможностью удовлетворять потребности человека в его духовном, умственном развитии и в освоении навыков и знаний выбранной специальности.
В сфере экономики образовательные услуги имеют ряд отличительных свойств:
1. создание образовательных услуг представляет собой продукт, не оставляющий вещественного осязаемого результата;
2. образовательные услуги неотделимы от преподавателя. Если продукт, имеющий вещественную форму, существует в независимости от его создателя, то образовательная услуга сопутствует человеку, её создающему;
3. с неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и отсутствие возможности их хранения и транспортировки, и как следствие, рассредоточенность и локальность учреждений образования.
4. учитывая первые два пункта можно с уверенностью утверждать, что объективная оценка качества образовательных услуг крайне затруднена.
Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя – преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создаётся конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда.
Под образованием понимают передачу посредством осуществляемого педагогического процесса части накопленных человечеством знаний и социального опыта, необходимых для того, чтобы обучаемый смог в полной мере освоить выбранную им профессию. Образование функционирует в рамках системы образования, под которой понимают комплекс учреждений, занимающихся непосредственно процессом обучения. Эти учреждения призваны реализовывать образовательные услуги. Образовательная услуга, как и прочие услуги, не имеет ярко выраженной материальной формы, и ознакомится с ней потребитель может лишь после её приобретения, что в свою очередь создаёт для него некоторые риски при выборе исполнителя. Таким образом, потребитель услуги в первую очередь ориентируется на имидж производителя и отзывы о его деятельности.
Также определённую сложность вызывает критерий оценки количественной стоимости образовательной услуги. Ввиду того, что процесс усвоения информации и передаваемых навыков зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и от желания и возможности услышать, воспринять и запомнить учащегося и студента, относительно справедливым будет оценка потраченного усилия преподавателя во временном эквиваленте его педагогической деятельности.
Последние десятилетия ХХ века и начало века ХХI – время перехода общества от индустриальной эпохи в постиндустриальную. Растёт потребность экономики в информации. В постиндустриальной эре спросом будут пользоваться специалисты, постоянно повышающие свой уровень знаний. Некогда окончивший высшее учебное заведение специалист, не пополняющий свой багаж знаний в эпоху удваивания объёмов информации каждые несколько лет, рискует потерять рабочее место. Именно поэтому в моду входит так называемый процесс непрерывного обучения, когда человек постоянно пополняет свой багаж знаний. В связи с нарастающей важность информации как таковой, учреждения, предоставляющие образовательные услуги как классического, так и последипломного образования в экономике будут отыгрывать всё более значимую роль.
Т. А. Хоменко (гл. 7, 13, 22)
Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства
Отрасли, производящие товары
29000 Сельское хозяйство
30000 Лесное хозяйство
87000 Прочие виды деятельности сферы материального производства
Отрасли, оказывающие услуги
22000 Обслуживание сельского хозяйства
70000 Торговля и общественное питание
80000 Материально-техническое снабжение и сбыт
82000 Информационно-вычислительное обслуживание
83000 Операции с недвижимым имуществом
84000 Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
85000 Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
90100 Жилищное хозяйство
90200 Коммунальное хозяйство
90300 Непроизводственные виды бытового обслуживания населения
91000 Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
92000 Народное образование
93000 Культура и искусство
95000 Наука и научное обслуживание
96000 Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
98000 Общественные объединения
Отрасль определяется как совокупность заведений, т. е. предприятий или подразделений предприятий, которые расположены в одном месте, заняты одним видом (не вспомогательной) производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть добавленной стоимости. Предприятия, занимающиеся одновременно несколькими видами производственной деятельности, для отнесения к соответствующим отраслям подразделяются на заведения. На практике такое подразделение осуществляется в тех случаях, когда можно получить информацию об объеме производства и затрат, численности занятых и т. п. При невозможности выделения какого-либо подразделения предприятия в качестве заведения его деятельность учитывается вместе с основной деятельностью. При этом отрасль объединяет заведения, занимающиеся одним и тем же видом производственной деятельности, независимо от того, являются ли они рыночными или нерыночными производителями.
Промышленная деятельность — это вид деятельности, которая направлена на создание материальных благ в форме продуктов и энергии, т. е. на Добычу и переработку природных ресурсов, переработку продуктов сельского и лесного хозяйства.
Промышленность включает следующие укрупненные отрасли: электроэнергетику, топливную промышленность, черную и цветную металлургию, химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение и металлообработку, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, промышленность строительных материалов, стекольную и фарфоро-фаянсовую промышленность, легкую, пищевую, микробиологическую промышленность, мукомольно-крупяную и комбикормовую промышленность, медицинскую и другие промышленные производства, такие, как: рыболовство, ремонт машин, прачечные, химчистка, обработка фотопродукции.
Промышленные объединения, тресты, комбинаты и другие организации хозяйственного управления, непосредственно управляющие подведомственными им предприятиями и организациями, расходы на содержание которых входят в затраты управляемых ими предприятий и организаций, включаются в состав отрасли.
К отрасли не относятся подразделения, входящие в состав промышленных предприятий и выполняющие функции непромышленного характера (медпункты, организации культурно-бытового обслуживания, научно-исследовательские подразделения). Не включается в состав отрасли деятельность органов государственного управления (министерства, комитеты и ведомства, а также их главки независимо от источников финансирования затрат на их содержание).
В промышленности отрасли подразделяются по назначению продукции, виду перерабатываемого сырья и характеру технологических процессов.
Отрасль включает лесоводство, сбор дикорастущих и недревесных ле-сопродуктов, обслуживание лесного хозяйства. Лесозаготовительные организации относятся к лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а не клееному хозяйству.
Строительство как вид деятельности подразумевает осуществление подрядным и хозяйственным способом нового строительства, расширение, реконструкцию, ремонт зданий, сооружений и объектов производственного и непроизводственного назначения, техническое перевооружение и поддержку производственных мощностей действующих предприятий.
В соответствии с классификатором отраслей экономики строительство охватывает общестроительные и специализированные организации всех форм собственности, осуществляющие строительные, монтажные и другие работы подрядным и хозяйственным способом, организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий и сооружений, ремонт и строительство жилищ по заказам населения, организации, осуществляющие эксплуатационное бурение, проектные, проектно-изыскательские и изыскательские организации, хозяйственное управление строительством.
Прочие виды деятельности сферы материального производства К отрасли относятся редакции, издательства, заготовительные конторы по сбору металлолома и утиля, вневедомственная охрана и др., включая хозяйственное управление перечисленными видами деятельности.
Обслуживание сельского хозяйства
К отрасли относятся организации, оказывающие услуги по улучшению земель, химизации почв и другим агрохимическим работам, зоотехническому и ветеринарному обслуживанию, эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений, регулированию вылова рыбы, рыбоохрана и рыбо-надзор.
железнодорожный транспорт, в том числе трамвайный и метрополитен;
шоссейный транспорт, в том числе автомобильное и шоссейное хозяйство, троллейбусный транспорт;
водный транспорт, в том числе морской, внутренний и лесосплав;
прочие виды транспорта.
Отрасль охватывает все виды деятельности, связанные с перевозками грузов и пассажиров, выполняемые самостоятельными транспортными предприятиями всех форм собственности, подсобными подразделениями предприятий, отнесенных к другим отраслям, домашними хозяйствами в части платных услуг. Шоссейное хозяйство включает деятельность по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог (очистка, разметка, озеленение). Деятельность по строительству и капитальному ремонту дорог относится к отрасли «Строительство».
Отрасль включает почтовую, курьерную, электро- и радиосвязь.
Торговля и общественное питание
Отрасль включает внутреннюю и внешнюю торговлю и прокат. Внутренняя торговля — это оптовая и розничная торговля (в том числе овощехранилища, сдача в прокат предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, посреднические услуги бирж, брокерских, маклерских, дилерских контор, агентств, торговых домов, коммерческих центров по купле-продаже товаров народного потребления и сдаче в прокат предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода). Она охватывает деятельность государственных и негосударственных предприятий, а также частных лиц (уличная торговля, посреднические услуги по купле-продаже товаров народного потребления).
Материально-техническое снабжение и сбыт
Отрасль включает снабжение, сбыт, хозяйственное управление снабжением и сбытом, сдачу внаем (аренду) оборудования и машин производственно-технического назначения специализированными предприятиями, посреднические услуги товарных, товарно-сырьевых бирж, брокерских, маклерских; дилерских контор и агентств, торговых домов, коммерческих центров по купле-продаже и сдаче в аренду оборудования, машин и другой продукции производственно-технического назначения.
Отрасль включает деятельность по заготовке сельскохозяйственной продукции, которую осуществляют заготовительные организации, пункты и отделения, реализационные и перевалочные базы, элеваторы, семе-очистительные и зерносушильные фабрики и пункты, конторы по заготовке продукции растениеводства и животноводства, товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы и агентства, а также частные лица, оказывающие посреднические услуги по купле-продаже продукции сельского хозяйства.
Отрасль включает услуги по обработке и предоставлению информации, консультации по программному обеспечению, созданию баз данных и т. п. Эта деятельность осуществляется вычислительными центрами, машиносчетными станциями, централизованными бухгалтериями, а также частными лицами.
Операции с недвижимым имуществом
Отрасль включает продажу и сдачу в аренду организациями (собственниками) недвижимого имущества производственно-технического и непроизводственного назначения (кроме жилья), посреднические услуги бирж, брокерских контор, агентств и частных лиц при купле-продаже и сдаче внаем недвижимого имущества.
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
Отрасль включает посреднические услуги универсальных товарно-фондовых и других бирж, брокерских контор и агентств при купле-продаже товаров, ценных бумаг, валюты и сдачи внаем (в аренду, прокат) без ярко выраженной специализации; посреднические услуги по приобретению ноу-хау, патентов, лицензий, иных авторских прав; приобретение и уступку авторских прав на исполнение произведений литературы и искусства; рекламу, представительские услуги (организация выставок, встреч и т. п.), аудиторскую деятельность, маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансирования и управления.
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
Отрасль включает геологическую разведку недр, съемку геологического содержания земной поверхности и глубинное изучение земной коры, кроме отнесенных к научных исследованиям; поиски и разведку месторождений полезных ископаемых и подземных вод, услуги гидрометеорологической службы, хозяйственное управление геологоразведочных, геодезических и гидрометеорологических организаций, а также деятельность золотоискателей и других частных лиц по разведке и добыче Полезных ископаемых.
Отрасль включает услуги по эксплуатации жилищного фонда, в том числе общежитий. Эти услуги могут оказывать домоуправления, жилищ-но-эксплуатационные отделы предприятий и организаций, дачные и жилищные кооперативы, общежития учебных заведений, жилищные управления министерств и ведомств.
Отрасль включает услуги по внешнему благоустройству (санитарная очистка, уборка и озеленение городов и поселков, эксплуатация наружного освещения, газо-, водо- и теплоснабжение); услуги гостиниц (без туристических), гаражей, специальных автохозяйств (по уборке территорий); услуги по эксплуатации служебных зданий, пожарной охраны, услуги по хозяйственному управлению коммунальным хозяйством.
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения
Отрасль включает услуги фотоателье, бань, душевых павильонов, парикмахерских, организаций по уборке квартир, выдаче справок, выполнению поручений, ломбардов, ритуальные услуги.
Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение
Отрасль включает деятельность больниц, поликлиник, санаториев, домов отдыха, туристических лагерей, стадионов, спортивных клубов, учреждений социального обеспечения, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, санаториев-профилакториев.
Отрасль включает деятельность учебных академий, университетов, институтов, техникумов, училищ, школ и других учебных заведений по подготовке кадров с высшим и средним специальным образованием, курсов по подготовке и повышению квалификации, детских домов, дошкольное воспитание, а также услуги лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в данной сфере.
Культура и искусство
Отрасль включает деятельность кинотеатров, театров, клубов, библиотек, музеев, художественных галерей, радиовещания и телевидения, цирков, зоопарков, ботанических садов, парков культуры и отдыха. К отрасли «Культура и искусство» относятся в соответствии с уточнениями к ОКОНХ киностудии, студии звукозаписи и прокат кинофильмов.
Наука и научное обслуживание
Отрасль включает деятельность учреждений, ведущих научно-исследовательские работы, конструкторских и проектных организаций, опытных заводов (не выпускающих промышленную продукцию на сторону), внедренческих предприятий, организаций по обслуживанию научных учреждений.
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
Отрасль включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, финансово-посредническую деятельность. Имеет код 96000 с дальнейшей детализацией до 10 групп, объединенных в четыре подотрасли:
Банковская деятельность 96100
Центральные банки 96110
Коммерческие банки 96120
Сберегательные банки 96130
Прочие финансово-кредитные учреждения 96190
Государственное страхование 96210
Негосударственное страхование 96220
Пенсионное обеспечение 96300
Государственное пенсионное обеспечение 96310
Негосударственное пенсионное обеспечение 96320
Вспомогательная финансовая посредническая деятельность 96400
Негосударственное управление финансовыми рынками 96410
Биржевые операции с фондовыми ценностями 96420
Вспомогательная финансово-посредническая деятельность охватывает услуги негосударственного управления финансовыми рынками (фондовых, валютных, валютно-фондовых бирж), услуги по биржевым операциям с фондовыми ценностями брокерских, маклерских, дилерских фирм и частных лиц, осуществляющих операции с ценными бумагами и валютой.
Страхование включает услуги по страхованию жизни, имущества и другим видам страхования, предоставляемые организациям различных форм собственности и организационно-правовых форм, включая негосударственные медицинские организации.
Отрасль включает деятельность органов государственной власти и управления, судебных и юридических учреждений, органов охраны общественной безопасности и обороны.
К этой отрасли относятся также государственные внебюджетные фонды, представляющие собой особую форму организации, перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей, находящиеся в ведении государственных органов власти социальные фонды (кроме фонда государственного социального страхования и пенсионного фонда), фонды обязательного медицинского страхования, а также экономические и специальные фонды.
объединения директоров, предпринимателей, кооперативов, торгово-промышленной палаты;
профессиональные союзы, конфедерации профсоюзов;
творческие, научно-технические и культурно-просветительные общественные объединения;
объединения социальной защиты (общества инвалидов, общества спасения на водах и др.);
общественные фонды (детские, мира и др.);
Культурно-просветительные, спортивные учреждения, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, находящиеся в собственности общественных объединений, рассматриваются как их заведения и относятся к соответствующим отраслям.
Рассмотренный состав отраслей называют хозяйственными отраслями.
Качество отраслевой классификации зависит оттого, в какой мере она соответствует современному состоянию разделения труда, поэтому проблема ее совершенствования всегда актуальна. Для анализа экономического развития постоянно требуется вносить изменения в классификации, разграничение единиц наблюдения и детализацию группировок публикуемых данных. Перечисленные отрасли экономики могут быть выделены на основе ОКДП, поэтому ОК.ОНХ утратил свое значение.