к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и

Классификация инноваций

к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть картинку к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Картинка про к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть картинку к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Картинка про к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть картинку к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Картинка про к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть картинку к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Картинка про к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и

к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть картинку к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Картинка про к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и

к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть картинку к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Картинка про к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и

Для раскрытия сущности и содержания вышеназванных функций и принципов инновационного менеджмента следует для начала обратиться к классификации инновационных процессов, осуществляемых фирмами.

Исходя из определения инноваций и анализа современной инновационной деятельности компаний, целесообразным представляется выделение следующей методологии классификации инноваций:

♦ по степени рыночной новизны;

♦ по причинам проведения;

♦ по объекту инноваций.

Классификация инноваций по степени рыночной новизны предполагает деление всех нововведений на первичные и вторичные. При этом первичные инновации включают в себя инновации первой волны и инновации второй волны.

Первичные инновации представляют собой результат научных исследований и разработок, производственных усилий и внедрения товаров и услуг на рынок, а также внедрение в процесс производства и сбыта технологических идей, управленческих методов, организационных структур и маркетинговых подходов – принципиально новых для рынка. Под новациями первой волны следует понимать нововведения, основанные на первичном использовании новой идеи, часто явившейся следствием очередного витка научно‑технического прогресса.

Многие фирмы, избравшие подобную стратегию, трансформировались в крупнейшие корпорации, известные всему миру: IBM («Ай‑БиЭм») – компьютеры, Xerox («Ксерокс») – копировальное производство, Ford («Форд») – автомобили, General Electric («Дженерал Электрик») – электробытовые приборы, Federal Express («Федерал Экспресс») – 24‑часовая доставка, Du Pont («Дюпон») – новые материалы.

Одним из способов пролонгирования периода получения сверхприбылей от технологического лидерства является инновационная компетенция. Чем многочисленнее и сложнее технологические параметры нового продукта, тем труднее конкурентам определить основные характеристики, с которыми необходимо конкурировать. А если к сложным технологиям добавить и особую внутреннюю культуру фирмы, которая сама по себе порождает инновации, имитировать данный продукт практически невозможно. В дополнение к этому новаторы всегда стремятся установить тесные отношения с поставщиками и дистрибьюторами, что повышает компетенцию и ноу‑хау компании. Основные конкурентные стратегии, позволяющие максимизировать доходность нововведений, подробно рассмотрены в главе 3 «Планирование инноваций».

Однако в современном обществе в силу ограниченности ресурсов и технологических возможностей становится все сложнее изобретать принципиально новую продукцию. Поэтому большинство новинок относятся к инновациям второй волны.

Новаторами второй волны являются те компании, которые внесли глубокие качественные изменения в товары, услуги, технологии, уже существующие на рынке. Среди таких глобально модернизированных товаров можно назвать автомобиль с автоматической коробкой передач, персональный компьютер и так далее. Новаторы второго поколения – это компании Sinclair («Синклэр»), Osbourne («Осборн») и Apple («Эппл») в области персональных компьютеров, Advanced Memory Systems («Эдвансд Мэмори Системз») – микропроцессоры, Genetech («Дженетэк») – биотехнологии.

Проведение первичных инноваций требует значительного научно‑технического потенциала, новаторской активности и мощной финансовой базы. Кроме того, необходимо учитывать высокий риск таких проектов. По приблизительным оценкам, процент «провала» нововведений в области производства товаров широкого потребления составляет 40 %, в сфере промышленного производства – 20 %, в сфере услуг – 18 %. Из каждых 10 новаторских фирм в течение двух лет выживала только одна. Более 60 % первичных инноваций, официально запатентованных, имитируются в течение четырех лет.[1]Однако не только (и не столько) молодые фирмы, но и гиганты международного бизнеса, несмотря на ошибки и провалы, продолжают идти по пути внедрения первичных инноваций. Причиной тому является мощнейшее конкурентное преимущество – новизна. В этой ситуации потенциальные конкуренты вынуждены либо отказываться от проникновения на новый сегмент рынка, либо затрачивать значительные средства для имитации нововведения и придания ему дополнительных конкурентных преимуществ.

к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Смотреть картинку к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Картинка про к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и. Фото к какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и

По второму пути идут фирмы, внедряющие инновации, которые можно определить как вторичные. Данного рода нововведения представляют новизну только для фирмы, их инициирующей. Это может быть диверсификация деятельности (расширение номенклатуры товаров и услуг), использование новых для фирмы, но уже применяемых в практике управленческих подходов или технологических идей. В любом случае при данном подходе фирмы экономят значительные средства на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, учатся на маркетинговых ошибках новаторов и имеют возможность сконцентрироваться на качестве товаров, расширении ассортиментного ряда и наиболее эффективных методах продвижения в ходе рыночной фазы ЖЦТ.

Классификация инноваций по причинам проведения Очевидно, что любая инновация вызвана теми или иными факторами. В случае, когда компания вынуждена реагировать на произошедшие в предпринимательской среде изменения и адаптироваться к ним с целью сохранения или возможного усиления эффективности хозяйственной деятельности, имеют место так называемые адаптационные инновации или адаптационные методы управления.

Если же фирма имеет возможности (научные, финансовые, маркетинговые и т. д.) для предвидения возможных перемен во внешней среде, а иногда и для их стимулирования, то осуществляется стратегическое управление, направленное на создание будущих конкурентных преимуществ. Такие инновации можно определить как опережающие.

Опережающие инновации могут, как правило, позволить себе компании, имеющие условия для создания постоянного инновационного климата. В этом случае в рамках организационной структуры фирмы всегда имеется специализированное отделение, служба или целый научно‑производственный комплекс, которые частично или полностью финансируются из венчурных фондов и являются генератором новых идей и высокорисковых проектов. Опережающие инновации, как правило, осуществляются компаниями – «технологическими лидерами», имеющими устойчивые рыночные позиции и широкий ассортимент основной продукции.

Третья классификация инноваций предполагает разделение нововведений по объекту (предмету), на который они направлены. По объекту инновации целесообразно разделить на четыре типа: + продуктовые; + управленческие; + маркетинговые; + технологические.

Таким образом, нововведения могут касаться либо создания нового продукта (услуги) – продуктовые, либо использования новой технологической идеи, положенной в основу производства, – технологические, либо внедрения новых средств и методов внутрифирменного управления и управления персоналом – управленческие и маркетинговые – применения новых маркетинговых подходов, стратегий и мер.

Продуктовые инновации. Под новым товаром с рыночной точки зрения можно понимать несколько разновидностей товарных нововведений:

♦ совершенно новый товар;

♦ товар новой сферы применения;

♦ товар рыночной новизны.

В данном подходе определения расположены в порядке сокращения степени новизны продукта. Любой товар, существующий на рынке, когда‑то был совершенно новым, что означало отсутствие каких‑либо его аналогов. В настоящее время такого рода товары чаще появляются в новейших наукоемких отраслях (телекоммуникации, биотехнология, ВПК), в фармацевтической промышленности и в сфере услуг. Необходимость проведения значительных фундаментальных и прикладных исследований для внедрения таких инноваций предопределяет возможность их осуществления лишь крупными фирмами, имеющими тесные связи с научно‑исследовательскими институтами и инвестирующими в венчурные структуры. Более распространенным видом товарных инноваций является производство модернизированных и модифицированных товаров в рамках расширения ассортимента фирмы.

Модернизированный товар предполагает внесение в уже существующий товар глобальных, качественных технических изменений. В то же время модификация товара представляет лишь незначительное совершенствование, часто направленное на удовлетворение более узко сегментированного рынка. Как правило, это чисто внешнее изменение товаров при полном сохранении прежней функциональной насыщенности: новый цвет, дизайн, упаковка, запах и т. д. Проведение такого рода инноваций представляет собой расширение ассортиментной линии продукции, что на современном рынке является действенным конкурентным преимуществом. Таким образом, к продуктовым инновациям относится разработка и внедрение трех типов нового продукта: совершенно нового, модернизированного и модифицированного. Оставшиеся два типа, а именно товары новой сферы применения и рыночной новизны, относятся скорее к следующему типу инноваций – маркетинговым нововведениям.

К началу 1980‑х гг. маркетинговая концепция была положена в основу деятельности большинства крупных компаний. Рыночные инновации по частоте внедрения и многоплановости опережают остальные типы нововведений. Это объясняется их относительно низкой «стоимостью», с одной стороны, и высокой вариативностью – с другой. Фирмы могут взять на вооружение применяемые конкурентами наиболее эффективные маркетинговые стратегии и меры в областях ценовой, сбытовой, товарной и коммуникационной политики, а могут привнести что‑либо абсолютно новое в практику маркетинговой деятельности в глобальном масштабе.

Среди наиболее распространенных видов маркетинговых инноваций (как первичных, так и вторичных) можно выделить следующие:

♦ использование новых методов маркетинговых исследований;

♦ применение новых стратегий сегментации рынка; + выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого сегмента;

♦ изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике;

♦ модифицирование кривой ЖЦТ;

♦ изменение имеющейся или использование новой ценовой стратегии, новых методов установления исходной цены и/или системы скидок;

♦ построение новых каналов сбыта, изменение направленности сбытовой политики компании, выход на новые рынки сбыта;

♦ использование новых форм и средств коммуникационной политики: новый вид, характер и средства рекламы или избрание нетрадиционных для фирм методов стимулирования сбыта и привлечения потребителей и т. д.

Необходимо отметить тот факт, что маркетинговые инновации очень часто являются непременным следствием внедрения других видов инноваций, особенно это касается товарных нововведений. Тем не менее, маркетинговые инновации могут носить и обособленный характер и использоваться для более эффективного продвижения старого товара или услуги.

Управленческие инновации стали активно внедряться компаниями с середины 1980‑х гг. и явились следствием перехода к так называемому «новому управленческому порядку». Основой данного подхода является использование принципа максимально эффективного управления компанией. В настоящее время считается, что самая высшая позиция в бизнесе (доля рынка, прибыльность, темпы роста) достигается не только и, столько фирмами, сделавшими прорыв в прикладных исследованиях или обладающими уникальными конкурентными преимуществами, сколько компаниями с высоким уровнем профессионализма и ноу‑хау в области менеджмента. Управленческие инновации предполагают, прежде всего, реструктуризацию компаний, то есть изменение всей организационной структуры или отдельных ее элементов в целях оптимизации хозяйственной деятельности. Сюда же следует отнести внедрение нововведений в формы, принципы и методы оплаты труда для максимизации отдачи рабочих и служащих. Немаловажное значение уделяется внедрению новых концепций развития корпоративной культуры и идеологии и приведению их в соответствие с построением и целями организации.

Анализ управленческих инноваций, проводимых компаниями с начала 1990‑х гг., показал эффективность внедрения упрощенных организационных структур путем общего сокращения звеньев управления и перехода от вертикальных к горизонтальным структурам. При этом прослеживается сбалансирование принципов централизации и децентрализации, в основе которых лежит четкое разграничение управленческих функций.

Существенный эффект дает переход к матричным структурам управления с большим количеством целевых подразделений и отсутствием дублирования функций при наличии двойного подчинения. Этот принцип успешно реализуется через развитие плюральных организационных структур, когда наравне с первичной (основной) структурой появляются временные вторичные структурные единицы в виде проектных групп, комитетов, кружков качества, рабочих групп и т. д. Высокую прибыльность дает использование «бригад» (или системы команд) для выполнения новых хозяйственных задач и делегирования им управленческих полномочий. При этом осуществляется переход от системы всеобщего контроля качества (TQC) к тотальному управлению качеством (TQM) и формированию идеологии приоритетности качества. Пересматривается система материально‑технического снабжения. Наиболее прогрессивным здесь является ликвидация любых видов запасов, переход к поставкам «точно в срок» и установление прямых хозяйственных долгосрочных связей с поставщиками и дистрибьюторами. Конкуренция за потребителя стимулирует выпуск новой продукции. Для этого во многих компаниях поощряется венчурное (или рисковое) предпринимательство в рамках компании и, в случае достижения успешных результатов, организуются отдельные структурные единицы.

Выше перечислены лишь немногие управленческие инновации, которые легли в основу формирования концепции «нового управленческого порядка». Как правило, все они ставят своей целью достижение гибкости компании для быстрой переориентации в постоянно меняющихся внешних условиях функционирования компании. Необходимо отметить, что управленческие инновации редко проводятся изолированно, так как изменения в одной сфере менеджмента непременно влекут за собой необходимость адаптации остальных областей внутрифирменного управления.

И наконец, технологические инновации предполагают применение новых технических и технологических методов повышения эффективности непосредственно производственного процесса и, как правило, заключаются в автоматизации производства, использовании ячеечной системы работ, компьютеризации и роботизации производственных линий и оптимизации материально‑производственной базы. Таким образом, объектом технологических инноваций являются различные элементы производственного механизма на каждом этапе производственного цикла.

Необходимо еще раз отметить, что данная классификация инноваций основывается на комплексном подходе, который стал логическим продолжением эволюции отношения к инновационной деятельности.

Источник

V1: Сущность, эволюция понятия «инновация», теории управления инновациями

+: любой внедренный новый продукт или услуга

-: иной способ производства продукта

-: освоение новых источников сырья

S: Основу современной теории инноватики составляют результаты ученого:

S: Количество технологических укладов, выделяемых экономистом С.Ю. Глазьевым:

S: По глубине вносимых изменений выделяют инновации (2 правильных ответа):

S: По сфере деятельности выделяют инновации (2 правильных ответа):

S: В зависимости от технологических параметров выделяют инновации:

S: По содержанию выделяют инновации (2 правильных ответа):

S: Этап жизненного цикла, на котором появляется большинство изобретений (2 правильных ответа):

-: эскизно-техническое проектирование на стадии ОКР

-: разработка рабочей конструкторской документации на новые образцы

S: К основным критериям инноваций относятся (2 правильных ответа):

S: Конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение эконом и другого вида эффекта – это:

S: Процесс, в результате которого новый наукоемкий продукт приобретает статус интеллектуальной собственности и товарности – это:

S: Деятельность, направленная на мониторинг потребителей рынка в инновационных целях, на освоение и формирование рынка для результатов, полученных в результате инновационной деятельности – это:

S: Комплекс экономических, организационных, социальных, политических, исторических и культурных условий для осуществления инновационной деятельности или инновационного предпринимательства – это:

-: незаконное копирование и использование в собственной производственной деятельности объектов интеллектуальной собственности

+: форма стимулирования инновационной активности внутри организации, поощряющая инициативную работу над внеплановыми проектами во внеурочное время

-: разработка нового продукта

S: НЕ являются возможным участником инновационного процесса:

+: органы государственной власти и управления

-: исследователи и разработчики

S: Принцип регистрации изобретений, принятый в Российской Федерации – принцип:

-: нет верного ответа

S: Процесс передачи права владения ценными именными бумагами
+:трансферт
-: лизинг
-: лицензирование

S: По уровню разработки и распространения нововведений инновационные процессы делятся на …

-: внутриорганизационные, межорганизационные, внутрифирменные, межфирменные

-: корпоративные, внутрикорпоративные, программные, конкурсные

+:государственные, республиканские, региональные, отраслевые

S: Период времени, охватывающий жизненный цикл инновации – это время:

-: от создания новшества до его потребления

-: от начала проектирования новшества до момента освоения его в производстве

+: от зарождения идеи у новатора до освоения и использования инновации у потребителя-инноватора

-: от фундаментальных научных исследований до завершения периода эксплуатации

S: Отдельные инновационные проекты в инновационных программах взаимосвязаны между собой:

-: по срокам выполнения;

-: по ресурсным ограничениям;

S: Основная функция патента на инновацию – закрепляет за лицом, которому он выдан, ….

+: исключительное право на изобретение

-: право на получение авторского вознаграждения

-:исключительное право реализации изобретения в производстве

S: Распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и в новой финансово-экономической ситуации – это … инноваций:

-: маркетинг
+: диффузия
-: трансферт
-: продвижение

+: вид инвестиционных компаний, осуществляющих финансовые вложения в инвестиционные проекты с повышенным риском и получающих соответственно более высокий доход;

-: способ финансирования организацией разработки новой продукции;

-: финансирование любых инновационных проектов;

S: Инновации, которые относятся к инновациям с технологической доминантой:

-: Новое средство платежа

+: Создание новых изделий

+: Применение нового материала

S: Ученый, который занимался инновациями:

+: Все из перечисленных

S: Продолжительность больших циклов согласно теории Кондратьева:

S: Главную особенность инноваций.

S: Новшество можно считать инновацией в следующем случае:

+: Воплотившись в изделия, которые восприняты потребителями

-: Когда предприниматель принимает решение о проведении в жизнь (впервые) новой идеи

S: Диффузия инноваций предполагает:

-: Распространение совершенно новой инновации

+: Распространение уже однажды освоенной и использованной инновации

-: Распространение любых инноваций

S: Предпосылка инноваций, которая является внутренней?

+: Рост потенциального спроса

-: Снижение качества продукции

-: Рост текучести кадров

S: Область инноваций, к которой относится построение новых каналов сбыта и использование новых форм и средств коммуникационной политики:

S: Этап жизненного цикла, характеризующийся периодом быстрого восприятия товара рынком и ростом прибыли:

-: Этап выведения товара на рынок

-: Этап зрелости и замедления рынка

S: Впервые использовал понятия «инновация»:

S: Основу целенаправленной инновационной деятельности составляет:

-: Проведение экономического анализа деятельности предприятия и выявление проблем

+: Создание и развитие деятельности проектных научно-исследовательских и конструкторских групп

-: Постоянное выявление благоприятных возможностей для создания конкретных инноваций

-: Совершенствование организационной структуры управления

S: Факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности:

-: Децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп

-: Нормальный психологический климат в трудовом коллективе

+: Недостаток средств для финансирования инновационных проектов

S: Один из этапов инновационного процесса, включающий проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и

технологическую подготовку производства

S: Инновационный процесс как совокупность фундаментальных исследований, прикладных исследований, разработки, проектирования, строительства, освоения, промышленного производства, маркетинга и сбыта, это трактовка:

S: Выработка стратегий инновационной концепции; определение тематических направлений деятельности, формирование инновационных программ и проектов; построение организационной структуры и структуры управления инновациями – это задачи:

S: Управленческие решения и коммуникации – это функции:

S: Деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идей инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи:

S: Эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов инновационного предприятия – это:

S: Взаимосвязанное поступательное движение развития науки и техники, проявляющееся с одной стороны, в постоянном воздействии науки, открытий изобретений на уровень техники и технологий, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях, – это:

S: К целям управления инновациями относятся (2 правильных ответа):

+: нахождение нового технического решения задачи – создание изобретения

-: налаживание серийного производства продукции

-: внедрение нового товара на рынок

S: Процесс последовательного перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения:

S: Исследования, ориентированные на изучение спроса по новому продукту или операции, определение количества или объема выпуска продукта, определение потребительских свойств и товарных характеристик товара:

S: Комплекс мер, направленных на реализацию инновации, включающий: производство и использование информации, рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек, индивидуальные консультации покупателей, стимулирование продажи инновации:

S: Деятельность по формированию благоприятного общественного мнения о продуценте или продавце инновации, являющаяся формой рекламы с широким привлечением всех средств массовой информации:

S: Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию определяется следующими показателями:

+: срок окупаемости инвестиций и чистая текущая стоимость

-: годовая и среднегодовая рентабельность инвестиций

-: внутренняя норма рентабельности инвестиций и учетная норма прибыли

S: К задачам управления инноваций относят:

-: исследование рынка новых продуктов

+: определение способов продажи нового продукта

-: анализ рисков, определение методов их оптимизации

S: Результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента:

S: Функция управления инновациями, заключающаяся в подготовке, получении, переработке и передаче информации для успешного продвижения

Источник

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М.Горького» ИОНЦ «Студенческий инкубатор инновационных бизнес- и социальных проектов» Институт управления и предпринимательства Кафедра экономики, финансов и менеджмента ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Пакет контрольных тестов Руководитель ИОНЦ 2007 Екатеринбург 2007

2 УТВЕРЖДАЮ Руководитель ИОНЦ С.А. Рогожин (подпись) (дата) Составитель (разработчик) Гребенкин Анатолий Викторович, д.э.н., профессор, зав. кафедрой теории управления и инноваций ИУП УрГУ им. А.М. Горького Пермякова Александра Михайловна, ассистент кафедры экономики, финансов и менеджмента ИУП УрГУ им. А.М. Горького Аникеева Анастасия Владимировна, ассистент кафедры экономики, финансов и менеджмента ИУП УрГУ им. А.М. Горького Рекомендовано к печати протоколом заседания Экспертно-конкурсной комиссии ИОНЦ «Студенческий инкубатор инновационных бизнес- и социальных проектов» от. (дата) Согласовано: Зав.кафедрой (название кафедры, реализующей данную дисциплину) / / (подпись) 200 г. (дата) Ф.И.О. Уральский государственный университет Гребенкин А.В., составление,2007 Пермякова А.М., составление,2007 Аникеева А.В., составление,2007 3

3 Оглавление Тест по теме «Основные понятия инновационного менеджмента». 4 Тест по теме «Инновационные процессы, проекты. Управление инновационной деятельностью». 8 Тест по теме «Организационные формы инновационной деятельности» Тест по теме «Интеграция стратегического и инновационного управления бизнесом» Тест по теме «Инновационные стратегии» Тест по теме «Оценка эффективности инноваций» Тест по теме «Финансирование инноваций» Тест по теме «Проблемы интеллектуальной собственности в инновационном процессе» Экзаменационный тест Экзаменационный тест

4 Тест по теме «Основные понятия инновационного менеджмента» 1. Какие из перечисленных инноваций относятся к инновациям с технологической доминантой? a) Новое средство платежа b) Создание новых изделий c) Новый вид рекламы d) Новый способ продаж e) Применение нового материала 2. Кто из перечисленных ученых занимался инновациями? a) Друкер b) Шумпетер c) Кондратьев d) Все из перечисленных 3. Назовите продолжительность больших циклов согласно теории Кондратьева. a) 3-3,5 года b) 7-11 лет c) лет 4. Назовите главную особенность инноваций. a) Новизна b) Высокая прибыльность c) Оригинальность 5. Когда инновационный менеджмент выделился в самостоятельное направление? a) 1950-е гг. 4

5 b) 1990-е гг. c) 1970-е гг. 6. Дайте определение инновации 7. В каком случае новшество можно считать инновацией? a) Воплотившись в изделия, которые восприняты потребителями b) Когда предприниматель принимает решение о проведении в жизнь (впервые) новой идеи 8. Является ли коллегиальность принятия решений принципом современного инновационного менеджмента? a) Да b) Нет 9. Диффузия инноваций предполагает: a) Распространение совершенно новой инновации b) Распространение уже однажды освоенной и использованной инновации c) Распространение любых инноваций 10. Какие из перечисленных предпосылок инноваций являются внутренними? a) Рост потенциального спроса b) Снижение качества продукции c) Рост текучести кадров d) Социальная среда 11. К какой области инноваций относится построение новых каналов сбыта и использование новых форм и средств коммуникационной политики? a) Продуктовой 5

6 b) Управленческой c) Маркетинговой d) Технологической 12. Какой из этапов жизненного цикла характеризуется периодом быстрого восприятия товара рынком и ростом прибыли? a) Этап выведения товара на рынок b) Этап роста c) Этап зрелости и замедления рынка d) Этап упадка 13. Кто впервые использовал понятия «инновация»? a) Кондратьев b) Шумпетер c) Янсон d) Тоффлер 14. Что составляет основу целенаправленной инновационной деятельности? a) Проведение экономического анализа деятельности предприятия и выявление проблем b) Создание и развитие деятельности проектных научно-исследовательских и конструкторских групп c) Постоянное выявление благоприятных возможностей для создания конкретных инноваций d) Совершенствование организационной структуры управления e) Создание различных объектов промышленной собственности 15. Какие факторы препятствуют инновационной деятельности? a) Децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп b) Нормальный психологический климат в трудовом коллективе c) Недостаток средств для финансирования инновационных проектов 6

7 Ключ: 1. (2,5); 2. 4; 3. 3; 4. 1; 5. 3; ; 8. 1; 9. 2; 10. 1; 11. 3; 12. 2; 13. 3; 14. 2;

8 Тест по теме «Инновационные процессы, проекты. Управление инновационной деятельностью» 1. Дайте определение инновационного процесса 2. Назовите отличия инновационного проекта от инвестиционного проекта а) более высокая степень неопределенности б) более высокая вероятность получения высокой прибыли в) наличие научных и технических разработок г) вовлечение в реализацию проектов уникальных ресурсов 3. К качественным критериям отбора инновационного проекта относят а) финансовые критерии б) научно-технические критерии в) оценка рыночных перспектив г) все перечисленные 4. В чем заключается недостаток использования в качестве метода оценки инновационного проекта профиля проекта? а) сложность расчета б) сложность сбора необходимой информации в) отсутствие учета значимости каждого фактора г) а) и в) 5. На какой вопрос необходимо ответить менеджеру, оценивая инновационный проект с точки зрения фактора «преимущества»? а) стоит ли осуществлять этот проект б) стоит ли осуществлять этот проект сейчас 8

9 в) стоит ли осуществлять этот проект, учитывая изменения рынка в обозримом будущем 6. От чего зависит преимущество проекта? а) от технических качеств б) от потенциальной ценности в) а) и б) 7. Охарактеризуйте проекты «жемчужины». а) проекты, представляющие большую привлекательность для фирмы и имеющие высокую вероятность успеха б) весьма привлекательные проекты, но пока труднореализуемые в) проекты, которые характеризуются достаточно высокой вероятностью успеха, но имеющие среднюю или низкую привлекательность для фирмы г) безнадежные проекты с низкими коммерческой окупаемостью и вероятностью успеха 8. В качестве результатов выполнения инновационного проекта чаще всего выступают а) нематериальные активы б) интеллектуальная собственность в) а) и б) 9. Главной целью инновационного процесса являются а) создание и использование инноваций б) повышение эффективности деятельности предприятия в) проведение организационных изменений г) а) и б) 9

10 10. Приведите примеры инновационных проектов 11. Является ли элементом инновационного проекта бизнес-план? а) да б) нет 12. К важнейшим областям принятия решений по управлению проектами относится а) отбор проектов для их реализации б) отбор проекта по критериям эффективности инноваций в) формирование портфеля проектов 13. Правила принятия решений в отношении проектов «хлеб с маслом» гласят: а) вложить средства в их проработку б) выделить ресурсы на разработку и реализацию проектов в) сократить финансирование проекта г) удалить из портфеля 14. Назовите проблемы проектного менеджмента 15. В зависимости от степени охвата этапов инновационного процесса выделяют а) полные инновационные проекты / неполные инновационные проекты 10

11 б) инновационные проекты, включающие НИР / инновационные проекты, включающие ОКР / инновационные проекты освоения новшества и его коммерциализация 11

13 Тест по теме: «Организационные формы инновационной деятельности» 1. Одной из важнейших особенностей инновационного рынка на современном этапе является: а) большое количество фирм-коммутантов на рынке высокотехнологичной продукции; б) многообразие организационных форм инновационной деятельности; в) отсутствие инновационных фирм интегральной формы организации; г) ограниченное число межфирменных организационных форм инновационной деятельности; 2. Множественность организационных форм инновационной деятельности обусловлена: а) высоко конкурентной внешней средой; б) инновационной активностью организаций, ее стратегией; в) местоположением г) платежеспособностью 3. В сравнении с крупными, малые инновационные предприятия на каждый рубль, вложенный в научные исследования, создают продукции: а) больше б) меньше 4. Наиболее эффективной внутрифирменной формой организации инновационной деятельности является: а) последовательная; 13

14 б) параллельная; в) интегральная. 5. Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов (выберете несколько): а) идеи инновации; б) производственный потенциал; в) участок земли, г) информационная, лабораторная техника д) рискоинвестиции. 6. Расставьте соответствие классификаций организационного инновационного поведения (по Л. Г. Раменскому и Х. Фризевинкелю): 1. Виоленты А) Первые Ласточки 2. Патиенты Б) Хитрые Лисы 3. Эксплеренты В) Гордые Львы 4. Коммутанты Г) Серые Мыши 7. Для фирмы эксплерента инновационная стратегия состоит в: а) компенсации своих потерь от деятельности конкурентов; б) создании новых сегментов рынка; в) улучшении качества продукции г) стимулирования нового направления моды 8. К какому типу инновационного поведения относится фирма, предлагающая, в частности, услуги по ремонту и модернизации ноут-бука: 14

15 а) Виоленты б) Патиенты в) Коммутанты г) Эксплеренты 9. Слияние двух компаний (с разделением управленческой ответственности) с целю разработки нового продукта, это: а) альянс; б) фирма-виолент; в) консорциум; г) совместное предприятие; д) ФПГ; е) бизнес-инкубатор. 10. Поддержкой инновационных фирм и предпринимателей занимается: а) альянс; б) фирма-виолент; в) консорциум; г) совместное предприятие; д) ФПГ; е) бизнес-инкубатор. 11. В зависимости от цели создания и преобладающего источника финансовых средств, бизнес-инкубаторы бывают: (выберете неправильный ответ): а) корпоративные; б) общественные; в) университетские; г) религиозные; 15

16 д) частные. 12. Инновационный центр это организационный тип: а) крупных предприятий; б) средних предприятий; в) малых предприятий; в) форма межфирменной научно-технической кооперации. 13. Особенность виртуальных организаций состоит в (продолжите фразу) 14. После выполнения поставленной задачи консорциум: а) продолжает свое существование; б) прекращает свое существование до появления новой задачи; в) распускается; г) распускаются только малые предприятия. 15. городские (сельские) поселения, градообразующими предприятиями которых являются научные, научно-производственные и другие организации, связанные с научно-техническим развитием государства это а) технополис; б) технопарк; в) наукоград; г) бизнес-инкубатор. 16. Расположите ниже перечисленные районы по степени возрастания в них концентрации наукоградов: 16

17 а) Урал; б) Западная Сибирь; в) Московский регион. 17

18 Ключ: 1. б; 2. б; 3. а; 4. в; 5. а,б,д; 6. 1в, 2б, 3а, 4г; 7. б; 8. в; 9. г; 10. е; 11. г; 12. в; 13. в отсутствии (или сведении к минимуму) традиционных форм взаимодействия элементов организации друг с другом или с элементами непосредственного окружения. 14. в; 15. в; 16. в, а, б 18

19 Тест по теме: «Интеграция стратегического и инновационного управления бизнесом» 1. Какой из нижеприведенных показателей, характеризует способность компании к осуществлению процессов нововведений: а) инновационная активность; б) инновационный потенциал; в) инновационная стратегия; г) емкость портфеля инновационных идей; д) инновационный лаг. 2. Комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития это: а) инновационная маркетинговая стратегия; б) реактивная инновация; в) инновационная стратегия; г) базисная инновация. 3. Дайте определение понятию «инновационный лаг» Инновационный лаг это 4. Величина инновационного лага используется для оценки: а) эффективности инновационного процесса; б) оценки инновационной активности; в) эффективности реализации инновационной стратегии; г) оценки инновационной инфраструктуры. 19

20 5. Этап коммерциализации материального нововведения включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и : а) трансфера; б) реализации; в) рекламы; г) диффузии. 6. Что определяет емкость «портфеля инновационных идей»? а) уровень интеллектуального потенциала; б) уровень инновационного потенциала; в) уровень инвестиционного потенциала. 7. По мере увеличения предприятия инновационная активность: а) падает; в) возрастает. 8. Методика оценки инновационного потенциала организации строится на двух подходах: системном и а) ситуационном; б) диагностическом; в) тактическом; г) целевом. 9. При использовании предприятием наступательной стратегии затраты на нововведения будут: а) минимальные; б) низкие; в) средние; г) высокие. 20

21 10. Какой стадии жизненного цикла соответствует начало распада ТНК на ряд обособленных фирм-коммутантов: а) стабилизация; б) упрощение; в) падение; г) исход; д) деструктуризация. 11. Для какого типа нововведений характерна следующая структура инновационного процесса: возникновение инновационной идеи разработка реализация: а) для материальных нововведений; б) для нематериальных нововведений. 12. На стадии обоснования инновационного проекта, как правило, проводят: а) детальный анализ внутренней среды; б) диагностический анализ; в) ситуационный анализ. 13. Скорость осуществления инновационного процесса характеризуют (выберите неверное): а) инновационный лаг; б) скорость перехода от одной стадии к другой; в) риск и неопределенность; г) одновременное осуществление разных стадий инновационного процесса. 14. Какую стратегию использует предприятие, стремясь следовать за группами лидеров, повторяя их достижения, используя свои рыночные и технологические позиции: 21

22 а) наступательную; б) оборонительную; в) зависимую; г) имитационную; д) традиционную; е) оппортунистическую. 15. Подпишите основные этапы жизненного цикла инновации и укажите источники финансирования на этих этапах. 22

23 Ключ: 1. б; 2. в; 3. Инновационный лаг временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли). 4. а; 5. г; 6. а; 7. а; 8. г; 9. г; 10. в; 11. б; 12. а; 13. в; 14. г;

24 Тест по теме «Инновационные стратегии» 1. Как называется стратегия компании, особенность которой заключается в выборе направлений и определении масштаба предполагаемых изменений? а) корпоративная б) деловая в) инновационная в) функциональная 2. Инновационный потенциал компании представляет собой а) способность организации к производству новых знаний и технических решений б) степень готовности предприятия к реализации новшества 3. Назовите блоки оценочных показателей инновационного потенциала организации. 4. Инновационный климат компании характеризует а) внешнюю среду организации для инновационных целей б) социальную инфраструктуру в) технологическую и научно-техническую сферу г) экономическую и финансовую сферу д) стратегическую зону хозяйствования 5. Является ли создание нового рынка инновационной стратегией? а) да б) нет 6. Какую стратегию характеризуют технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения? 24

25 а) наступательную б) стабилизационную 7. Термин «кайзен» означает а) стратегию создания нового рынка б) стратегию приобретения компании в) разбойничью стратегию г) стратегию непрерывного совершенствования 8. «Шейк-тест» Дж. Дэя оценивает стратегию по критерию а) эффективности б) устойчивости в)целесообразности 9. Какой вид траектории присущ быстро растущим организациям, управляемым с самого начала одаренными лидерами, с хорошо организованным персоналом, реализующим стратегию экспансии? а) «конструкторы» б) «строители» в) «пионеры» г) коммивояжеры» 10. Стратегическая значимость риска и степень контроля над фактором риска со стороны фирмы определяют а) уязвимость стратегии б) стабильность стратегии 11. «Квадрант тонной настройки» характеризуется а) низкой значимостью фактора риска для стратегического выбора и сильным контролем над инновациями со стороны фирмы 25

27 Ключ: 1. 3; 2. 2; ; 5. 1; 6. 1; 7. 4; 8. 2; 9. 2; 10. 1; 11. 1; 12. 3; 13. 1; 14. 4;

28 Тест по теме «Оценка эффективности инноваций» 1. Целевой подход к оценке эффективности инновационного проекта предусматривает: а) оценку доходности и долгосрочных рыночных преимуществ; б) оценку стратегической эффективности нововведений; в) оценку рентабельности и доходности инновационного проекта; г) абсолютную и сравнительную оценку эффективности. 2. Когда инвестор сравнивает возможную сумму абсолютного дохода с альтернативными вариантами проектов, то он использует: а) абсолютную оценку доходности проекта; б) абсолютно-сравнительную оценку доходности проекта; в) сравнительную оценку доходности проекта. 3. Сформулируйте недостающий этап выбора направления инвестиций в инновационный проект: а) Разработка идей проектов; б) Проекты классифицируются по типу инвестирования; в) Расчет денежных потоков по проектам; г) 4. Если рентабельность инвестиций меньше уровня инфляции, то проект принято рассматривать в качестве целесообразного и эффективного: а) верно; б) неверно. 5. Какой из нижеприведенных показателей не используется в качестве основного при оценке эффективности инновационного проекта: 28

29 а) Чистый дисконтированный доход; б) Индекс доходности; в) Норма возврата инвестиций; г) Индекс ликвидности; д) Период окупаемости. 6. Интегральный эффект представляет собой величину разностей за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году. Это разность между: а) результатами и инновационными затратами; б) выручкой и инновационными затратами; в) доходами и переменными затратами; г) доходами и постоянными затратами. 7. В числителе расчетной формулы индекса доходности величина доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе а) величина инвестиций в инновации; б) величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования; в) период времени, за который дисконтированные затраты будут компенсированы дисконтированными доходами; г) внутренняя норма доходности. 8. Если при сравнении двух альтернативных вариантов по показателям ЧДД и ВНД получены следующие результаты: ЧДД 1 ВНД 2 то приоритетным является показатель: а) ЧДД; 29

31 в) г) Процесс управления рисками включает: а) анализ состояния неопределенности и риска; б) выявление риска; в) анализ и оценку риска; г) разработку мероприятий по снижению влияния риска; г) а+в д) б+в+г е) а+в+г 13. На каком из этапов может возникнуть риск, связанный с патентной защитой прав участников инновационной деятельности: а) на этапе зарождения; б) на этапе проведения разработки; в) на этапе коммерциализации. 14. Валютный риск следует отнести к: а) чистому риску; б) спекулятивному риску. 15. Конъюнктурные факторы риска связаны с а) динамикой рыночной ситуации на национальном и международном рынках; б) экономико-политическими аспектами функционирования мирового сообщества и отдельных стран; в) особенностями организационной структуры и возможностями предприятия. 31

32 16. Для выбора наилучшего варианта реализации инновационного проекта на основе расчетов вероятностей получения результатов по каждому из альтернативных вариантов: а) Метод аналогий б) Метод Монте-Карло в) Метод «дерева решений» г) Методы экспертных оценок 17. Как называется способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры путем приобретения срочных контрактов на фондовом рынке: а) страхование, б) хеджирование, в) диверсификация, г) лимитирование. 32

33 Ключ: 1. б; 2. в; 3. Оценка степени риска выбранного варианта 4. б; 5. г; 6. а; 7. б; 8. а; 9. б; 10. а; 11. б; 1) Р = (14000*0,95)+(15800*0,80)+(16600*0,75)+(18700*0,68) = = ) З = = ) Э = = д; 13. в; 14. б; 15. а; 16. в; 17. б. 33

34 Тест по теме: «Финансирование инноваций» 1. Элементом системы финансирования инновационной деятельности не является: а) источники инвестиционных ресурсов; б) механизм разработки стратегии вывода на рынок инновационного продукта; в) механизм накопления финансовых средств; г) механизм управления инвестиционными ресурсами; 2. К собственным средствам финансирования инновационных проектов предприятия относится: а) выпуск акций; б) коммерческий кредит; в) амортизационные отчисления; г) взносы. 3. Перечислите недостающую форму финансирования инновационных проектов: а) государственное финансирование; б) акционерное финансирование; в) банковские кредиты; г) лизинг; д) форфейтинг; е) смешанное финансирование; ж). 4. Можно ли отнести факторинг к одной из форм финансирования инновационной деятельности предприятия: а) да; 34

35 б) нет. 5. Источником финансирования такой формы, как форфейтинг, являются: а) собственные средства предприятия; б) привлеченные средства; в) заемные средства. 6. Формой предоставления бюджетных средств (в рамках государственного финансирования инновационных проектов) не является: а) финансирования федеральных целевых инновационных программ; б) финансирование дистанционного образования ведущих российских вузов; в) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе; 7. Приоритетным направлением государственной инновационной политики является: а) развитие аграрной техники; б) развитие гражданской авиационной техники; в) развитие внешнеэкономических связей России. 8. Акционерное финансирование доступно для предприятий в форме: а) ОАО; б) ЗАО; в) ООО; г) унитарного предприятия; д) ОАО + ЗАО; е) ОАО + ЗАО + ООО. 9. Коммерческий банк не будет финансировать инновационный проект, если: а) срок окупаемости проекта больше срока реализации проекта; 35

36 б) имеются источники возврата предоставляемых финансовых средств; в) проект обеспечивает средний прирост инвестируемого капитала. 10. Какой из видов кредита может быть применим для целей финансирования инновационных проектов: а) ипотечный; б) инвестиционный налоговый; в) таможенный. 11. Выберете верное утверждение: а) венчурное финансирование осуществляется путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной основе и наличии обеспечения; б) венчурное финансирование осуществляется при наличии гарантий по возврату денежных ресурсов, которые предоставляются на беспроцентной основе; в) венчурное финансирование осуществляется путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной основе без гарантий их возврата г) венчурное финансирование осуществляется путем предоставления денежных ресурсов с низкой процентной ставкой, без гарантий их возврата 12. Срок действия договора финансового лизинга больше срока полной амортизации предмета лизинга: а) верно; б) неверно. 13. Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из: а) заемных и привлеченных источников; б) различных источников; 36

37 в) собственных и заемных источников; 14. Какой из источников финансирования инновационных программ не применим при такой форме акционерного финансирования, как участие в уставном капитале: а) собственные и привлеченные средства организации; б) бюджетные и внебюджетные государственные средства; в) иностранные инвестиции; г) заемные средства. 15. Могут ли негосударственные пенсионные фонды (НПФ) инвестировать свои активы в интеллектуальную собственность? а) да; б) нет. 16. Разрешено ли инновационным компаниям (фондам) заниматься инвестированием в ценные бумаги? а) да; б) нет. 37

38 Ключ: 1. б; 2. в; 3. венчурное финансирование. 4. б; 5. в; 6. б; 7. б; 8. д; 9. а; 10. б; 11. в; 12. б; 13. б; 14. г; 15. б; 16. а. 38

39 Тест по теме «Проблемы интеллектуальной собственности в инновационном процессе» 1. Когда впервые было введено понятие «интеллектуальная собственность»? а) 1950 год б) 1985 год в) 1967 год 2. Что является копирайтом? а) литературные, художественные произведения и научные труды б) фирменные наименования в) законы 3. Какие из объектов ИС играют наиболее важную роль в инновационной деятельности? а) объекты авторского права б) объекты промышленной собственности в) научные открытия г) особые объекты 4. Какие функции выполняет Всемирная организация ИС? а) контролирующая б) регистрационная в) содействие международному сотрудничеству в управлении ИС г) программная деятельность д) функция планирования 5. Что означает латинская буква «С» в окружности? а) знак охраны авторских прав 39

40 б) знак охраны смежных прав 6. Что означает латинская буква «R» в окружности? а) знак охраны авторских прав б) знак охраны смежных прав 7. Имеют ли авторы разных произведений с одним и тем же сюжетом (например, пьеса, опера, кинофильм на тему «Гамлет») на защиту своих прав? а) да б) нет 8. К какому из объектов ИС относится понятие «способ»? а) объект промышленной собственности б) объект авторского права в) научные открытия 9. Дайте определение понятию «патент». 10. Критериями патентоспособности являются а) новизна б) применимость в) исключительность г) прибыльность д) неочевидность е) востребованность 11. Какую систему патентования использует Россия? а) проверочную б) явочную 40

41 в)отложенную 12. Важным признаком ноу-хау является а) научно-технический характер знаний б) конфиденциальный характер знаний в) новизна знаний 13. Внешний вид автомобиля может являться а) объемным промышленным образцом б) плоскостным промышленным образцом в) комбинированным промышленным образцом 14. Что представляет собой товарный знак? а) обозначение, символ для идентификации производителя б) наименование товара в) средство рекламы 15. Какие элементы запрещены к использованию в товарных знаках? а) оригинальное название б) непонятный набор букв в) обозначение, указывающее на качество товара г) число д) лозунг 41

42 Ключ: 1. 3 ; 2. 1; 3. 2; 4. 2,3,4; 5. 2; 6. 1; 7. 1; 8. 1; новизна, применимость, неочевидность; 11. 3; 12. 2; 13. 1; 14. 1;

43 Экзаменационный тест Является ли создание нового рынка инновационной стратегией? а) да б) нет 2. На какой вопрос необходимо ответить менеджеру, оценивая инновационный проект с точки зрения фактора «преимущества»? а) стоит ли осуществлять этот проект б) стоит ли осуществлять этот проект сейчас в) стоит ли осуществлять этот проект, учитывая изменения рынка в обозримом будущем 3. По мере увеличения предприятия инновационная активность: а) падает; в) возрастает. 4. Диффузия инноваций предполагает: d) Распространение совершенно новой инновации e) Распространение уже однажды освоенной и использованной инновации f) Распространение любых инноваций 5. В зависимости от цели создания и преобладающего источника финансовых средств, бизнес-инкубаторы бывают (выберете неправильный ответ): а) корпоративные; б) общественные; в) университетские; 43

45 10. В сравнении с крупными, малые инновационные предприятия на каждый рубль, вложенный в научные исследования, создают продукции: а) больше б) меньше 11. Можно ли отнести факторинг к одной из форм финансирования инновационной деятельности предприятия: а) да; б) нет. 12. Какие из перечисленных инноваций относятся к инновациям с технологической доминантой? f) Новое средство платежа g) Создание новых изделий h) Новый вид рекламы i) Новый способ продаж j) Применение нового материала 13. Стратегическая значимость риска и степень контроля над фактором риска со стороны фирмы определяют а) уязвимость стратегии б) стабильность стратегии 14. Интегральный эффект представляет собой величину разностей за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году. Это разность между: а) результатами и инновационными затратами; б) выручкой и инновационными затратами; 45

46 в) доходами и переменными затратами; г) доходами и постоянными затратами. 15. Какой из нижеприведенных показателей, характеризует способность компании к осуществлению процессов нововведений: а) инновационная активность; б) инновационный потенциал; в) инновационная стратегия; г) емкость портфеля инновационных идей; д) инновационный лаг. 16. Для выбора наилучшего варианта реализации инновационного проекта на основе расчетов вероятностей получения результатов по каждому из альтернативных вариантов: а) Метод аналогий б) Метод Монте-Карло в) Метод «дерева решений» г) Методы экспертных оценок 17. Какой из источников финансирования инновационных программ не применим при такой форме акционерного финансирования, как участие в уставном капитале: а) собственные и привлеченные средства организации; б) бюджетные и внебюджетные государственные средства; в) иностранные инвестиции; г) заемные средства. 18. Главной целью инновационного процесса являются а) создание и использование инноваций 46

47 б) повышение эффективности деятельности предприятия в) проведение организационных изменений г) а) и б) 19. Какие из объектов ИС играют наиболее важную роль в инновационной деятельности? а) объекты авторского права б) объекты промышленной собственности в) научные открытия г) особые объекты 20. Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов: а) идеи инновации; б) производственный потенциал; в) участок земли, г) информационная, лабораторная техника д) рискоинвестиции. 21. Дайте определение понятию «патент». 22. Охарактеризуйте проекты «жемчужины». а) проекты, представляющие большую привлекательность для фирмы и имеющие высокую вероятность успеха б) весьма привлекательные проекты, но пока труднореализуемые в) проекты, которые характеризуются достаточно высокой вероятностью успеха, но имеющие среднюю или низкую привлекательность для фирмы г) безнадежные проекты с низкими коммерческой окупаемостью и вероятностью успеха 47

48 23. Какой вид траектории присущ быстро растущим организациям, управляемым с самого начала одаренными лидерами, с хорошо организованным персоналом, реализующим стратегию экспансии? а) «конструкторы» б) «строители» в) «пионеры» г) коммивояжеры» 24. Слияние двух компаний (с разделением управленческой ответственности) с целю разработки нового продукта, это: а) альянс; б) фирма-виолент; в) консорциум; г) совместное предприятие; д) ФПГ; е) бизнес-инкубатор. 25. Какие элементы запрещены к использованию в товарных знаках? а) оригинальное название б) непонятный набор букв в) обозначение, указывающее на качество товара г) число д) лозунг 26. Какой стадии жизненного цикла соответствует начало распада ТНК на ряд обособленных фирм-коммутантов: а) стабилизация; б) упрощение; в) падение; 48

49 г) исход; д) деструктуризация. 27. Является ли элементом инновационного проекта бизнес-план? а) да б) нет 28. Могут ли негосударственные пенсионные фонды (НПФ) инвестировать свои активы в интеллектуальную собственность? а) да; б) нет. 29. Использование показателя «период окупаемости» в целях достижения стратегической эффективности нововведения является приоритетным: а) верно; б) неверно. 30. Назовите продолжительность больших циклов согласно теории Кондратьева. d) 3-3,5 года e) 7-11 лет f) лет 31. Коммерческий банк не будет финансировать инновационный проект, если: а) срок окупаемости проекта больше срока реализации проекта; б) имеются источники возврата предоставляемых финансовых средств; в) проект обеспечивает средний прирост инвестируемого капитала. 49

50 32. Этап коммерциализации материального нововведения включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и : а) трансфера; б) реализации; в) рекламы; г) диффузии. 33. В зависимости от степени охвата этапов инновационного процесса выделяют а) полные инновационные проекты / неполные инновационные проекты б) инновационные проекты, включающие НИР / инновационные проекты, включающие ОКР / инновационные проекты освоения новшества и его коммерциализация 34. На каком из этапов может возникнуть риск, связанный с патентной защитой прав участников инновационной деятельности: а) на этапе зарождения; б) на этапе проведения разработки; в) на этапе коммерциализации. 35. Стратегическая значимость риска и степень контроля над фактором риска со стороны фирмы определяют а) уязвимость стратегии б) стабильность стратегии 36. Когда инновационный менеджмент выделился в самостоятельное направление? d) 1950-е гг. e) 1990-е гг. f) 1970-е гг. 50

51 37. Имеют ли авторы разных произведений с одним и тем же сюжетом (например, пьеса, опера, кинофильм на тему «Гамлет») на защиту своих прав? а) да б) нет 38. Для какого типа нововведений характерна следующая структура инновационного процесса: возникновение инновационной идеи разработка реализация: а) для материальных нововведений; б) для нематериальных нововведений. 39. В каком случае новшество можно считать инновацией? c) Воплотившись в изделия, которые восприняты потребителями d) Когда предприниматель принимает решение о проведении в жизнь (впервые) новой идеи 40. Для фирмы эксплерента инновационная стратегия состоит в: а) компенсации своих потерь от деятельности конкурентов; б) создании новых сегментов рынка; в) улучшении качества продукции г) стимулирования нового направления моды 41. Приведите примеры инновационных проектов. 42. Приоритетным направлением государственной инновационной политики является: а) развитие аграрной техники; 51

52 б) развитие гражданской авиационной техники; в) развитие внешнеэкономических связей России. 43. Как называется стратегия компании, особенность которой заключается в выборе направлений и определении масштаба предполагаемых изменений? а) корпоративная б) деловая в) инновационная в) функциональная 44. При использовании предприятием наступательной стратегии затраты на нововведения будут: а) минимальные; б) низкие; в) средние; г) высокие. 45. Одной из важнейших особенностей инновационного рынка на современном этапе является: а) большое количество фирм-коммутантов на рынке высокотехнологичной продукции; б) многообразие организационных форм инновационной деятельности; в) отсутствие инновационных фирм интегральной формы организации; г) ограниченное число межфирменных организационных форм инновационной деятельности; 46. К какому из объектов ИС относится понятие «способ»? а) объект промышленной собственности б) объект авторского права в) научные открытия 52

53 47. Интегральный эффект представляет собой величину разностей за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году. Это разность между: а) результатами и инновационными затратами; б) выручкой и инновационными затратами; в) доходами и переменными затратами; г) доходами и постоянными затратами. 48. Какие факторы препятствуют инновационной деятельности? d) Децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп e) Нормальный психологический климат в трудовом коллективе f) Недостаток средств для финансирования инновационных проектов 49. Наиболее эффективной внутрифирменной формой организации инновационной деятельности является: а) последовательная; б) параллельная; в) интегральная. 50. Срок действия договора финансового лизинга больше срока полной амортизации предмета лизинга: а) верно; б) неверно. 53

54 Экзаменационный тест 2 1. Как называется стратегия компании, особенность которой заключается в выборе направлений и определении масштаба предполагаемых изменений? а) корпоративная б) деловая в) инновационная в) функциональная 2. Кто из перечисленных ученых занимался инновациями? e) Друкер f) Шумпетер g) Кондратьев h) Все из перечисленных 3. Перечислите недостающую форму финансирования инновационных проектов: а) государственное финансирование; б) акционерное финансирование; в) банковские кредиты; г) лизинг; д) форфейтинг; е) смешанное финансирование; ж) 4. Какие функции выполняет Всемирная организация ИС? а) контролирующая б) регистрационная в) содействие международному сотрудничеству в управлении ИС г) программная деятельность 54

55 д) функция планирования 5. На какой вопрос необходимо ответить менеджеру, оценивая инновационный проект с точки зрения фактора «преимущества»? а) стоит ли осуществлять этот проект б) стоит ли осуществлять этот проект сейчас в) стоит ли осуществлять этот проект, учитывая изменения рынка в обозримом будущем 6. Какую стратегию характеризуют технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения? а) наступательную б) стабилизационную 7. В числителе расчетной формулы индекса доходности величина доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе а) величина инвестиций в инновации; б) величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования; в) период времени, за который дисконтированные затраты будут компенсированы дисконтированными доходами; г) внутренняя норма доходности. 8. К какому типу инновационного поведения относится фирма, предлагающая, в частности, услуги по ремонту и модернизации ноут-бука: а) Виоленты б) Патиенты в) Коммутанты г) Эксплеренты 55

56 9. При использовании предприятием наступательной стратегии затраты на нововведения будут: а) минимальные; б) низкие; в) средние; г) высокие. 10. Правила принятия решений в отношении проектов «хлеб с маслом» гласят: а) вложить средства в их проработку б) выделить ресурсы на разработку и реализацию проектов в) сократить финансирование проекта г) удалить из портфеля 11. Что определяет емкость «портфеля инновационных идей»? а) уровень интеллектуального потенциала; б) уровень инновационного потенциала; в) уровень инвестиционного потенциала. 12. Процесс управления рисками включает: а) анализ состояния неопределенности и риска; б) выявление риска; в) анализ и оценку риска; г) разработку мероприятий по снижению влияния риска; г) а+в д) б+в+г е) а+в+г 13. Кто впервые использовал понятия «инновация»? 56

57 e) Кондратьев f) Шумпетер g) Янсон h) Тоффлер 14. Какой из перечисленных факторов можно отнести к фактору уязвимости? а) опора на «вечные ценности» б) многочисленные технологии в) развитие на базе неизменных потребностей г) один канал сбыта 15. Какие факторы препятствуют инновационной деятельности? g) Децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп h) Нормальный психологический климат в трудовом коллективе i) Недостаток средств для финансирования инновационных проектов 16. Что является копирайтом? а) литературные, художественные произведения и научные труды б) фирменные наименования в) законы 17. К собственным средствам финансирования инновационных проектов предприятия относится: а) выпуск акций; б) коммерческий кредит; в) амортизационные отчисления; г) взносы. 57

58 18. В сравнении с крупными, малые инновационные предприятия на каждый рубль, вложенный в научные исследования, создают продукции: а) больше б) меньше 19. Величина инновационного лага используется для оценки: а) инновационного потенциала; б) инновационной активности; в) инновационной стратегии; г) инновационной инфраструктуры. 20. На какой вопрос необходимо ответить менеджеру, оценивая инновационный проект с точки зрения фактора «преимущества»? а) стоит ли осуществлять этот проект б) стоит ли осуществлять этот проект сейчас в) стоит ли осуществлять этот проект, учитывая изменения рынка в обозримом будущем 21. Расставьте соответствие классификаций организационного инновационного поведения (по Л. Г. Раменскому и Х. Фризевинкелю): 1. Виоленты А) Первые Ласточки 2. Патиенты Б) Хитрые Лисы 3. Эксплеренты В) Гордые Львы 4. Коммутанты Г) Серые Мыши 58

59 22. В числителе расчетной формулы индекса доходности величина доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе а) величина инвестиций в инновации; б) величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования; в) период времени, за который дисконтированные затраты будут компенсированы дисконтированными доходами; г) внутренняя норма доходности. 23. К какому из объектов ИС относится понятие «способ»? а) объект промышленной собственности б) объект авторского права в) научные открытия 24. Коммерческий банк не будет финансировать инновационный проект, если: а) срок окупаемости проекта больше срока реализации проекта; б) имеются источники возврата предоставляемых финансовых средств; в) проект обеспечивает средний прирост инвестируемого капитала К важнейшим областям принятия решений по управлению проектами относится а) отбор проектов для их реализации б) отбор проекта по критериям эффективности инноваций в) формирование портфеля проектов 26. Методика оценки инновационного потенциала организации строится на двух подходах: системном и 59

60 а) ситуационном; б) диагностическом; в) тактическом; г) целевом. 27. Если траектория развития компании характеризуется как «пионеры», то каково наиболее вероятное конечное качество данной организации? а) «лудильщики» б) «застройщики» в) «отшельники» г) «дрейфовщики» 28. Дайте определение инновационного процесса. 29. Назовите продолжительность больших циклов согласно теории Кондратьева. g) 3-3,5 года h) 7-11 лет i) лет 30. Можно ли отнести факторинг к одной из форм финансирования инновационной деятельности предприятия: а) да; б) нет. 31. Этап коммерциализации материального нововведения включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и : а) трансфера; б) реализации; в) рекламы; г) диффузии. 60

61 32. Интегральный эффект представляет собой величину разностей за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году. Это разность между: а) результатами и инновационными затратами; б) выручкой и инновационными затратами; в) доходами и переменными затратами; г) доходами и постоянными затратами. 33. Охарактеризуйте проекты «жемчужины». а) проекты, представляющие большую привлекательность для фирмы и имеющие высокую вероятность успеха б) весьма привлекательные проекты, но пока труднореализуемые в) проекты, которые характеризуются достаточно высокой вероятностью успеха, но имеющие среднюю или низкую привлекательность для фирмы г) безнадежные проекты с низкими коммерческой окупаемостью и вероятностью успеха 34. Дайте определение понятию «патент». 35. Какие из перечисленных предпосылок инноваций являются внутренними? e) Рост потенциального спроса f) Снижение качества продукции g) Рост текучести кадров h) Социальная среда 36. Производится и реализуется новое изобретение. Определить экономический эффект от использования данного изобретения с учетом фактора времени. Объем реализации 500 тыс. шт. 61

62 Показатель Годы расчетного периода Результат Затраты Коэффициент дисконтирования при ставке дохода 0,95 0,80 0,75 0,68 а) б) в) г) Инновационный центр это организационный тип: а) крупных предприятий; б) средних предприятий; в) малых предприятий; в) форма межфирменной научно-технической кооперации. 38. Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из: а) заемных и привлеченных источников; б) различных источников; в) собственных и заемных источников; 39. Эффективной стратегией для фирмы, не имеющей собственного разработанного продукта является а) стратегия создания нового рынка 62

63 б) имитационная стратегия в) стратегия непрерывного совершенствования 40. Какие факторы препятствуют инновационной деятельности? j) Децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп k) Нормальный психологический климат в трудовом коллективе l) Недостаток средств для финансирования инновационных проектов 41. Назовите проблемы проектного менеджмента. 42. Целевой подход к оценке эффективности инновационного проекта предусматривает: а) оценку доходности и долгосрочных рыночных преимуществ; б) оценку стратегической эффективности нововведений; в) оценку рентабельности и доходности инновационного проекта; г) абсолютную и сравнительную оценку эффективности. 43. Срок действия договора финансового лизинга больше срока полной амортизации предмета лизинга: а) верно; б) неверно. 44. Могут ли негосударственные пенсионные фонды (НПФ) инвестировать свои активы в интеллектуальную собственность? а) да; б) нет. 45. Сформулируйте недостающий этап выбора направления инвестиций в инновационный проект: 63

64 а) Разработка идей проектов; б) Проекты классифицируются по типу инвестирования; в) Расчет денежных потоков по проектам; г) 46. Акционерное финансирование доступно для предприятий в форме: а) ОАО; б) ЗАО; в) ООО; г) унитарного предприятия; д) ОАО + ЗАО; е) ОАО + ЗАО + ООО. 47. Одной из важнейших особенностей инновационного рынка на современном этапе является: а) большое количество фирм-коммутантов на рынке высокотехнологичной продукции; б) многообразие организационных форм инновационной деятельности; в) отсутствие инновационных фирм интегральной формы организации; г) ограниченное число межфирменных организационных форм инновационной деятельности; 48. Для какого типа нововведений характерна следующая структура инновационного процесса: возникновение инновационной идеи разработка реализация: а) для материальных нововведений; б) для нематериальных нововведений. 49. В качестве результатов выполнения инновационного проекта чаще всего выступают 64

65 а) нематериальные активы б) интеллектуальная собственность в) а) и б) 50. Если при сравнении двух альтернативных вариантов по показателям ЧДД и ВНД получены следующие результаты: ЧДД 1 ВНД 2 то приоритетным является показатель: а) ЧДД; б) ВНД. 65

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *