к какой науке относится психология девиантного поведения

Психология девиантного поведения как наука (соотнесение психологии девиантного поведения с другими науками. История возникновения).

Вы, как юристы, как раз и работаете в структуре установления определенных правил, назначения наказаний.

В последние годы в связи с быстрым развитием нашего общества отмиранием многих старых устоев и в тоже время общей тенденции к гуманизации общества объективно возрос интерес к проблеме отклоняющегося поведения. Не просто с целью выявить и присудить наказание, а с целью профилактики или же коррекции. Это обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения. Больше внимания стало уделяться разработке способов коррекции, профилактики и реабилитации. Все это также стимулировало развитие психологии девиантного поведения как науки. Возникла необходимость знакомства с её основами более широкого круга специалистов: психологов, педагогов, юристов, медиков, социальных работников.

В зарубежной науке психология девиантного (отклоняющегося) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина.

Термины «девиантность» и «девиация» связаны с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма. Первоначально центральное место в исследовании девиантности занимали вопросы преступности. Для объяснения социальной девиации Э.Дюркгейм предложил концепцию аномии, что означает в переводе с французского «отсутствие закона, организации».

В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение». И это является одним из вопросов на которые призвана ответить психология девиантного поведения.

Э. Саттерленд – автор теории дифференцированной связи, утверждал, что преступности обучаются, что преступная девиация является следствием многократного и продолжительного общения индивида с носителями девиантных норм поведения.

В отличие от криминологии, уголовного права и других правовых наук, рассматривающих отклоняющееся поведение в ракурсе нарушения норм права, мы будем использовать более широкое определение девиации как отступления от общепринятых ценностей и норм. И относить к девиантному поведению не только преступления и иные правонарушения, но и алкоголизм, пьянство, наркоманию, бродяжничество, тунеядство, детскую беспризорность, аморальное поведение и т. п.

Психология девиантного поведения — это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. (Менделевич В.Д.)

Сложность изучения психологии отклоняющегося (девиантного) поведения усугубляется: отсутствием ясной, четкой и единой системы в понятийном аппарате; новизной и трудоемкостью психологического материала; наличием большого количества вопросов, находящихся пока в стадии дискуссии.

Например, до сих пор нет единого мнения следует ли относить девиации поведения к патологии (то есть к признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы), или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведения этапами психопатологических нарушений (то есть донозологическими психическими расстройствами), или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения нет особой связи; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозговой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожиданий; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения (если это возможно в принципе): психофармакологическая терапия или психологическая коррекция.

Как наука и учебная дисциплина психология девиантного поведения охватывает широкий спектр проблем социально-психологического, психолого-педагогического, нейро-психофизиологического, медицинского и криминолого-юридического характера, связанных с разными возрастными категориями.

В качестве объекта психологии девиантного поведения принято рассматривать субъектов социального взаимодействия (индивиды, группы, субкультуры).

Предмет психологии девиантного поведения: отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, а также особенности развития личности, приводящие к дезодаптации человека в обществе, нарушением самоактуализации и непринятием себя, в силу выработанных неадекватных моделей поведения.

Основной целью психологии девиантного поведения как науки является изучение социально-психологических причин и обусловленностей девиантных проявлений, генезиса, закономерностей и механизмов девиантного поведения как феномена современного общества.

При этом психология девиантного поведения ставит перед собой и ряд задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности девиантного поведения, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в условиях девиантного поведения личности, межличностных и социально-педагогических взаимодействий;

3) исследовать социально-психологические, психолого-юридические, нейропсихологические и педагогические механизмы, лежащие в основе девиантного поведения, поскольку без их знания невозможно овладеть практическими средствами его превенции, профилактики и коррекции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *