к какой категории руководителей следует отнести начальника отдела маркетинга
Должностная инструкция директора по маркетингу
В должностной инструкции директора по маркетингу прописаны его полномочия, круг решаемых вопросов, возможная ответственность и другие ключевые параметры. Являясь правомочным документом, инструкция может применяться не только в бизнес-практике, но и в административных и юридических разбирательствах по трудовым взаимоотношениям.
Образец должностной инструкции директора по маркетингу
1. Основные положения
2. Функции
Директор по маркетингу отвечает за следующие вопросы:
3. Ответственность
Директор по маркетингу несет ответственность за:
4. Права
Директор по маркетингу имеет следующие права:
5. Условия труда
Аспекты создания должностной инструкции
Поскольку действующее законодательство не содержит параметров написания инструкций, работодатели имеют возможности их составления с учетом своих особенностей. Обычно они ориентируются на типовые образцы инструкций, адаптируя их под свои потребности, с применением норм делопроизводства. Подобные документы имеют следующую структуру:
В случае составления инструкция для топ-менеджеров может использоваться расширенный формат. В нем к вышеперечисленным добавляют какие-то из следующих разделов:
Расширенные инструкции позволяют формализовать отношения менеджера с работодателем, что особенно важно в крупном бизнесе, со множеством разнообразных сотрудников.
Основные параметры
Вводная часть инструкции, посвященная описанию базовых аспектов деятельности сотрудника: порядку его кадровых перемещений, требований к уровню его квалификации и других параметров. Особое значение имеет список навыков, который должен соответствовать обязанностям, указанным в следующей части. Так, если фирма ведет международную деятельность, следует отдельно написать требование к уровню владения иностранным языком; в крупном бизнесе могут потребовать образование уровня MBA и пр.
Функции
Основная часть инструкции, в которой исчерпывающе — чтобы избежать возможных недопониманий — даны обязанности сотрудника. Их объем сильно зависит от должности и особенностей нанимателя: размеров, отрасли, численности сотрудников и других моментов. Для топ-менеджеров раздел составляют с ориентацией на наличие у них подчиненных и заместителей, что позволяет разгрузить их от второстепенных непрофильных функций.
Ответственность
Раздел перечисляет основания для возможного наказания топ-менеджера. Обычно сюда входят 3-4 раздела. Для руководящих позиций отдельно добавляют пункт об ответственности за разглашение конфиденциальной информации.
Внимание! Раздел имеет ограниченный объем, поскольку ответственность сотрудника определяется на базе действующего законодательства, параметры которого выходят за рамки инструкции.
Права
В статье 21 ТК содержатся основные права любого работника. Задача этого раздела — перечислить дополнительные возможности для сотрудника, данные ему конкретным работодателем. По общему принципу, чем значительнее круг вопросов, за которые отвечает сотрудник, тем большими возможностями он наделяется.
Условия труда
В инструкциях для руководящих позиций часто добавляют льготы и возможности, предоставленные менеджеру нанимателем. Обычно здесь прописывают оплату работодателем расходов на транспорт, связь, дополнительное обучение, доступ к отраслевой прессе и информационным ресурсам. Конкретные параметры оплаты прописывают в отдельном документе, на который ссылаются в инструкции.
Должностная инструкция для руководящих позиций проходит следующие этапы утверждения:
Внимание! Инструкция может утверждаться как локальный правовой акт приказом главы фирмы. Также она может составляться в формате дополнения к трудовому договору.
Задачи и обязанности директора по маркетингу
Директор по маркетингу и рекламе отвечает за продвижение компании, продуктов и услуг. От него требуют, чтобы за товарами бизнеса выстраивалась очередь из заинтересованных покупателей.
Исполнять должностные обязанности ему сложно из-за особенностей самого маркетинга: отрасль требует от работников технических навыков для анализа статистики и прогнозирования результатов рекламных кампаний. С другой стороны, те же сотрудники должны быть креативными, придумывать увлекательные и неординарные рекламные продукты, которые запомнятся клиентам бизнеса.
Поэтому директору по маркетингу приходится одновременно управлять и техническими, и креативными специалистами, развивать эмпатию, находить уникальный подход к каждой группе подчиненных.
Чем занимается директор по маркетингу
Ключевая функция — организация процесса маркетинга в компании. Нужно проанализировать, как обстоят дела с продвижением бизнеса, и понять, как эффективно действовать в конкурентной среде.
Закончив с подготовкой, начать создавать бренд компании — придумать концепцию, поставить технические задания дизайнерам, дистрибьюторам, контент-специалистам.
Наконец, запустить продвижение бренда и его продуктов, выделить нужные каналы по привлечению трафика, настроить систему аналитики, чтобы понимать эффективность каждого рекламного креатива.
Директору по маркетингу нужно разбираться в современных технологиях рекламного рынка, понимать, как устроена психология потребителя, отслеживать тенденции и учитывать специфику продвижения продуктов в современных сбытовых каналах.
Должностная инструкция — универсальный образец
В должностной инструкции директора по маркетингу содержатся сотни пунктов — от управления блоком прогнозов и аналитики до отслеживания результатов кампании по продвижению продукта и оценки эффективности креативных и технических специалистов. Это универсальные пункты:
Смотрите также: Как выстроить стратегию продвижения
В чем нужно разбираться
Современный директор по маркетингу и рекламе обладает большим набором компетенций. Даже если компания не использует все направления маркетинга, директору нужно понимать их особенности — чтобы составить оптимальную стратегию продвижения продуктов и бренда. Вот в каких направлениях нужно разбираться.
Сколько зарабатывает директор по маркетингу
Зарплата директора по маркетингу, как правило, зависит от размера компании — чем больше организация, тем больше ответственности предлагают такому топ-менеджеру. А значит, тем выше будет оплата труда.
По данным Trud.com, средняя зарплата директора по маркетингу и рекламе в России составляет 114 823 руб. В Москве — 132 560 руб. Важно понимать, что во многих вакансиях не раскрывается размер оплаты труда, поэтому эти данные не попадают в аналитику. Плюс зарплата обычно выстраивается из «твердого» оклада и премии, которая зависит от оборота.
Например, в Москве, по данным HH.ru, на момент написания статьи искали 121 директора с зарплатой выше 290 000 руб.
Приглашаем на курс повышения квалификации «Директор по маркетингу»
Авторский курс разработан специально для повышения квалификации руководителей маркетинговых служб, маркетинговых управляющих, руководителей маркетинговых отделов.
На курсе вы получите эффективные маркетинговые технологии и инструменты, которые станут залогом успеха бизнеса вашей компании.
Должностная инструкция по специальности «Начальник отдела маркетинга организации (предприятия)»
Вы можете скачать должностную инструкцию начальника отдела маркетинга организации (предприятия) бесплатно. Должностные обязанности начальника отдела маркетинга организации (предприятия)
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
утверждать должностную инструкцию)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
1. Общие положения
1.1.Настоящая должностная инструкция определяет права, должностные обязанности и ответственность начальника отдела маркетингаорганизации (предприятия) _____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения
1.2. На должность начальника отдела маркетинга принимается лицо с высшим профессиональным (экономическим илиинженерно-экономическим) образованием и стажем работы по специальности в области маркетинга не менее _____ лет.
1.3. Начальник отдела маркетинга находится в подчинении директора предприятия, заместителя директора по коммерческим вопросам, иного должностного лица.
1.4. В своей деятельности начальник отдела маркетингаруководствуется:
-нормативными и законодательными актами по организации маркетинга;
-распоряжениями и приказами директора предприятияи своего непосредственного руководителя;
-методическими материалами, которые касаются соответствующих вопросовего деятельности;
-правилами трудового распорядка предприятия;
-данной должностной инструкцией.
1.5. Начальник отдела маркетинга должен знать:
-порядок разработки перспективных и текущих плановпроизводства и сбыта продукции;
-основные конструктивные и технологические особенности,потребительские свойства и характеристики производимой продукции, ее отличие от зарубежных и отечественных аналогов, недостатки и преимущества;
-нормативные и законодательные правовые акты, методическиематериалы по организации маркетинга, оценке финансово-экономического состояния и емкости рынка;
-методы определения платежеспособности спроса на выпускаемуюпродукцию;
-методы изучения рыночной конъюнктуры и разработки прогнозовпотребности в выпускаемой продукции;
-методы и способы работы с дилерами и средствами массовойинформации (СМИ);
-организацию ремонтного обслуживания;
-организацию рекламного дела;
-методы изучения мотивации отношения потребителей к выпускаемойпродукции;
-условия поставки, хранения и транспортировки продукции;
-порядок подготовки и рассмотрения ответов на претензиипотребителей;
-правила оформления рекламной и сбытовой документации;
-организацию учета и составления отчетности о выполнении плановсбыта и реализации продукции;
-технические условия и стандарты на продукцию предприятия;
-основы организации производства, технологии, управления и труда;
-нормы и правила охраны труда, производственной санитарии ипротивопожарной защиты.
1.6. В период отсутствия начальника отдела маркетинга. егообязанности возлагаются на заместителя, назначаемого в установленном порядке и несущего полную ответственность за их своевременное и должное выполнение.
2. Функции
На начальника отдела маркетинга возлагаются следующие функции:
2.1. Научно-методическое обеспечение вопросов маркетинга.
2.2. Принятие мер по обеспечению здоровых и безопасных условий трудана предприятии.
2.3. Координация деятельности функциональных подразделений по сборуи анализу коммерческо-экономической информации.
2.4. Руководство отделом маркетинга.
2.5. Участие в разработке маркетинговой политики предприятия.
2.6. Организация работы по повышению квалификации работников отделамаркетинга.
3. Должностные обязанности
Начальник отделамаркетинга обязан:
3.1. Обеспечивать участие отдела в составлении текущих и перспективных планов производства и реализации продукции, определении новыхрынков сбыта и новых потребителей продукции.
3.2.Разрабатывать маркетинговую политику на предприятиина основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры.
3.3. Возглавлять руководство проведением исследований основных факторов,формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.
3.4. Контролировать своевременное устранение недостатков,указанных в поступающих от потребителей претензиях, мотивацией определенного отношения потребителей к продукции предприятия.
3.5. Организовывать разработку стратегии проведения рекламныхмероприятий в СМИ с помощью световой, наружной, почтовой электронной рекламы, рекламы на транспорте, участие в отраслевых ярмарках, выставках, выставках-продажах для информирования потенциальных покупателей и расширения рынков сбыта.
3.6. Координировать деятельность всех функциональных подразделенийпо сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу продукции предприятия (договоры на производство, заявки на поставку, наличие запасов, емкость рынка и пр.).
3.7. Организовывать изучение мнения потребителей о выпускаемойпредприятием продукции, его влияние на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее качества и конкурентоспособности.
3.8. Готовить предложения по формированию фирменного стиляпредприятия и фирменного оформления рекламной продукции.
3.9. Осуществлять методическое руководство дилерской службой и ееобеспечение всей необходимой рекламной и технической документацией.
3.10.Готовитьпредложения по технически обоснованному планированию и производству запасных частей (по номенклатуре и количеству).
3.11. Принимать участие в надзоре за правильностью хранения,транспортировки и использования продукции.
3.12. Принимать участие вместе с другими отделами в разработкепредложений и рекомендаций по изменению экономических, технических и других характеристик продукции для улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта.
3.13. Руководить работой сервисных центров погарантийному обслуживанию и ремонту продукции предприятия.
3.14. Возглавлять руководство работниками отдела.
4. Права
Начальник отдела маркетинга вправе:
4.1. Подписывать и визировать документы только в рамках своейкомпетенции.
4.2.Взаимодействовать с руководителями всех служб.
4.3. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,которые касаются деятельности маркетинга.
4.4. Вносить на рассмотрение руководства свои предложения по улучшениюдеятельности отдела.
4.5.Получать информацию и документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Требовать от руководства предприятия помощи ввыполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.
4.7. Вносить на рассмотрение директора предприятия представления оназначении, увольнении и перемещении работников отдела маркетинга, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий.
5. Ответственность
Начальник отдела маркетинга ответственнен за:
5.1.Совершенные в процессе осуществления своей деятельностиправовые нарушения в определенных уголовным, административным и гражданским законодательством Российской Федерации рамках.
5.2.Невыполнение (недолжное выполнение) своих должностныхобязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в определенных трудовым законодательством Российской Федерации рамках.
5.3.Нанесение материального вреда предприятию в определенныхтрудовым, гражданским и уголовным законодательством Российской Федерации рамках.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________