Что такое отраслевой функциональный орган

Статья 5. Отраслевые (функциональные) органы Администрации и их структура

Статья 5. Отраслевые (функциональные) органы Администрации и их структура

1. Отраслевыми (функциональными) органами Администрации являются комитеты, управления, отделы, непосредственно осуществляющие полномочия Администрации по вопросам местного значения, отдельные государственные полномочия либо обеспечивающие деятельность Администрации.

Штатная численность отдела не может быть меньше четырех муниципальных служащих. Допускается создание отдела в составе трех штатных служащих, в этом случае должность заместителя начальника отдела не предусматривается.

5. В состав отраслевых (функциональных) органов Администрации могут входить структурные подразделения (управления и отделы), образуемые следующим образом:

1) комитет подразделяется на управления и (или) отделы;

2) при штатной численности свыше десяти служащих управление может, с соблюдением условий, установленных частью 4 настоящей статьи, подразделяться на отделы.

6. Штатное расписание, фонд оплаты труда отраслевых (функциональных) органов и Администрации в целом утверждаются главой Администрации в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на содержание Администрации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Статья 5. Отраслевые (функциональные), территориальные органы Администрации и их структура

Статья 5. Отраслевые (функциональные), территориальные органы Администрации и их структура

1. Отраслевыми (функциональными) органами Администрации являются комитеты, управления, отделы, непосредственно осуществляющие полномочия Администрации по вопросам местного значения, отдельные государственные полномочия либо обеспечивающие деятельность Администрации.

Штатная численность отдела не может быть меньше четырех муниципальных служащих. Допускается создание отдела в составе трех штатных служащих, в этом случае должность заместителя начальника отдела не предусматривается.

5. В состав отраслевых (функциональных) органов Администрации могут входить структурные подразделения (управления и отделы), образуемые следующим образом:

1) комитет подразделяется на управления и (или) отделы;

2) при штатной численности свыше десяти служащих управление может, с соблюдением условий, установленных частью 4 настоящей статьи, подразделяться на отделы.

Информация об изменениях:

Постановлением Администрации г. Костромы от 10 июля 2015 г. N 1650 часть 6 статьи 5 настоящего приложения изложена в новой редакции

6. Штатное расписание, фонд оплаты труда отраслевых (функциональных), территориальных органов и Администрации в целом утверждаются главой Администрации в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на содержание Администрации.

Информация об изменениях:

Постановлением Администрации г. Костромы от 10 июля 2015 г. N 1650 часть 7 статьи 5 настоящего приложения изложена в новой редакции

7. Территориальные органы Администрации обеспечивают реализацию исполнительно-распорядительных полномочий Администрации, как органа местного самоуправления, в установленных Положениями о них сферах деятельности на территориях соответствующих районов города Костромы, границы которых определяются решением Думы города Костромы.

Информация об изменениях:

Постановлением Администрации г. Костромы от 10 июля 2015 г. N 1650 часть 8 статьи 5 настоящего приложения изложена в новой редакции

8. Структура территориальных органов Администрации определяется главой Администрации с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Что такое отраслевой функциональный орган

Система отраслевых и функциональных органов управления города Москвы.

Жихар Юлия Петровна,

аспирант Российского Государственного Социального Института.

Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти – обобщенный термин, применяемый в Уставе города Москвы для обозначения органов исполнительной власти специальной компетенции.

Отраслевые органы исполнительной власти обладают полномочиями по осуществлению политики исполнительной власти (по государственному управлению) в пределах определенной области хозяйства (например, департамент науки и промышленной политики). Функциональные органы исполнительной власти осуществляют определенную управленческую функцию, важную для всего городского хозяйства (например, департамент финансов).

Руководители указанных органов (как и их заместители) назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Правительства Москвы [3].

Правовыми актами, издаваемыми руководителями отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города, являются, как правило, приказы и распоряжения. Сфера действия правовых актов руководителей органов исполнительной власти определяется положением о соответствующем органе.

По сложившейся практике многие члены Правительства Москвы одновременно являются руководителями отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города.

При отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы в соответствии с положениями о них могут быть созданы коллегии, а также научно-методические, научно-технические, экспертные и иные советы. В их состав включаются руководители органа исполнительной власти и привлекаемые эксперты – ученые, руководители предприятий и организаций.

Каждый отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города действует на основе соответствующего положения, утвержденного Правительством Москвы, в котором, как правило, указываются основные задачи и функции органа исполнительной власти, его права и обязанности, закрепляется основа внутренней структуры органа и статус руководителя.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший орган исполнительной власти субъекта (в данном случае Правительство Москвы) формирует иные органы исполнительной власти субъекта. В Уставе города Москвы и в законе города Москвы « О Правительстве Москвы» отсутствует четкое указание на орган, уполномоченный создавать отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города. Вместе с тем часть 4 статьи 4 Закона города Москвы «О Правительстве Москвы» устанавливает то, что Правительство Москвы утверждает и изменяет структуру органов исполнительной власти Москвы, то есть определяет перечень органов исполнительной власти города. Структура органов исполнительной власти города зависит от стоящих перед Правительством города задач, которые меняются с течением времени. Как правило, изменение структуры органов исполнительной власти происходит после выборов Мэра Москвы наряду с формированием нового Правительства.

Закон города Москвы «О Правительстве Москвы» устанавливает следующие виды отраслевых и функциональных органов города – департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции (см.: рисунок 1).

Что такое отраслевой функциональный орган. Смотреть фото Что такое отраслевой функциональный орган. Смотреть картинку Что такое отраслевой функциональный орган. Картинка про Что такое отраслевой функциональный орган. Фото Что такое отраслевой функциональный орган

Основные организационно-правовые формы отраслевых и функциональных органов

Деятельность функциональных органов распространяется на все сферы городского управления (или их большую часть), а отраслевые органы занимаются узким направлением деятельности городского управления, одной или несколькими из ее сфер. Более понятным такое деление становится на конкретных примерах.

Так, очевидно, что от функционирования финансовых и бюджетных органов в прямой зависимости находится деятельность практически всех остальных органов городского управления, они осуществляют управленческую функцию, важную для всего городского хозяйства. На рисунке 2 представлена организационная структура департамента финансов города Москвы, которая подтверждает общее назначение этого органа.

Департамент финансов города Москвы обеспечивает формирование бюджетной и финансовой политики города, организацию бюджетного процесса, исполнительно-распорядительные функции по управлению финансами города.

В качестве отраслевых (специализированных) можно рассматривать, например, органы управления образованием, здравоохранением, жилищным хозяйством, жилищным строительством. Отраслевые органы исполнительной власти обладают полномочиями по государственному управлению в пределах определенной отрасли хозяйства. На рисунке 3 представлена структура департамента здравоохранения города Москвы. Из рисунка следует, что департаментом здравоохранения осуществляется отраслевая координация деятельности различных лечебно-профилактических учреждений, специализированных учреждений и служб, учебных учреждений и других организаций здравоохранения как городского, так и окружного подчинения.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы

Первый заместитель руководителя, начальник Московского городского казначейства

Финансово-казначейские управления административных округов города Москвы

Московское городское казначейство

Отдел расходов бюджетных организаций

Отдел расходов городских заказов и программ

Отдел управления ресурсами

Отдел целевых бюджетных фондов

Отдел организации казначейского исполнения

Первый Заместитель руководителя

Управление финансирования органов государственной власти

Управление налогов и доходов

Отдел налогового кредитования

Управление финансирования комплекса городского хозяйства

Отдел бюджетного прогнозирования

Отдел финансов АПК, потребительского рынка и межрегиональных связей

Управление финансов социальной сферы

Отдел обслуживания государственного долга

Отдел организации бухгалтерского учета и контроля

Отдел финансов правоохранительных органов и мобилизационной подготовки

Управление финансового рынка и городской собственности

Управление бухгалтерского учета и отчетности

Отдел по вопросам государственной службы и кадров

Управление финансов строительства, промышленности и науки

Заместитель руководителя, начальник Управления финансов строительства, промышленности и науки

Аппарат при руководстве

Организационная структура департамента финансов Правительства Москвы.

SHAPE \* MERGEFORMAT

УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ

Центральный объединенный архив

Медицинские и фармацевтические училища

Больницы (многопрофильные специализированные)

ССиНП и подстанции СМП

Госпитали для ветеранов войн

Бюро судебно-медицинской экспертизы

Станция переливания крови

НПЦ ЭМП (Медицина катастроф)

Специализированные учреждения и службы

ЛПУ городского подчинения

ЛПУ окружного подчинения

Центр медицинской инспекции

Организационная структура департамента здравоохранения Правительства Москвы.

Отраслевое управление в Москве относится, прежде всего, к компетенции соответствующих департаментов (комитетов). Для отраслевого управления характерны вертикальные (линейные) правовые отношения, иначе говоря, отношения прямой подчиненности, складывающиеся между органами управления и управляемыми ими объектами.

К объектам отраслевого управления относятся организации, предприятия, структурные подразделения данной отрасли (хозяйственные, культурные, медицинские и т.д.), входящие в соответствующий комплекс городского управления.

Например, основными функциями Комплекса городского хозяйства города Москвы являются:

• обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти города, организаций в решении задач городского хозяйства;

• организация взаимодействия с правоохранительными органами по усилению общественной безопасности;

• функционирование объектов жизнеобеспечения города в условиях чрезвычайных ситуаций;

• реализация планов укрепления гражданской обороны;

• повышение безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности;

• развитие систем контроля и охраны окружающей среды 13.

Реализация указанных функций предполагает создание соответствующих отраслевых и функциональных органов исполнительной власти (рисунок 4).

Что такое отраслевой функциональный орган. Смотреть фото Что такое отраслевой функциональный орган. Смотреть картинку Что такое отраслевой функциональный орган. Картинка про Что такое отраслевой функциональный орган. Фото Что такое отраслевой функциональный орган

Структура комплекса городского хозяйств.

Основные направления деятельности комплексов городского управления Москвы.

Основные направления деятельности

Комплекс городского хозяйства.

— реализация общегородских проектов, планов и программ в области эффективного функционирования и развития систем жизнеобеспечения города (энергоснабжения, водоснабжения, дорожного хозяйства и т.п.);

— контроль за формированием, размещением и финансированием городского заказа по оказанию услуг в области городского хозяйства;

— инвестиционная политика и финансирование из городских источников деятельности систем жизнеобеспечения города;

— содействие в создании новых образцов приборов, машин и оборудования для использования в городском хозяйстве;

— обеспечение города Москвы нефтепродуктами и развитие услуг для автомобилистов.

Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы.

— разработка и осуществление Генерального плана развития города Москвы;

— определение перспектив социально-экономического развития города по вопросам градостроительства, развитие строительного комплекса;

— подготовка долгосрочных инвестиционных прогнозов, технико-экономических обоснований концепции застройки и реконструкции города и отдельных территорий;

— разработка программ и мероприятий, направленных на повышение эффективности использования мощностей предприятий строительной индустрии;

— формирование инвестиционного заказа в сфере капитального строительства;

— контроль и анализ выполнения инвестиционных программ города.

Комплекс экономической политики и развития города Москвы.

— разработка и реализация прогнозов и программ развития экономики города;

— размещение городского заказа, ведение реестра договоров и контрактов;

— разработка и реализация инвестиционной, финансовой, тарифной, ценовой и налоговой политики Правительства Москвы;

— обеспечение учета, регистрации, оценки и использования городского имущества, включая земельные участки и другие объекты недвижимости;

— организация привлечения средств для покрытия дефицита бюджета, формирование программы заимствований и ее реализация;

— организация и проведение конкурсов и аукционов.

Комплекс социальной сферы города Москвы.

— разработка и осуществление политики в социальной сфере;

— организация работы по оказанию населению города Москвы лечебно-профилактической помощи, контроль за реализацией городских программ медицинской помощи;

— организация работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Москвы;

— реализация государственной семейной и молодежной политики и координация деятельности в этой области других органов исполнительной власти;

— обеспечение эффективного функционирования системы среднего, высшего профессионального и послевузовского образования;

— осуществление политики города Москвы в области культуры;

— создание системы адресной социальной защиты льготным и малоимущим категориям населения.

Содержание отраслевого управления заключается в организации эффективного функционирования подчиненных систем. Оно охватывает всю совокупность форм деятельности органов исполнительной власти специальной компетенции, их политики, финансирования, научно-технического обеспечения, работы с кадрами, осуществления контроля и учета. Отраслевое управление формируется в соответствии с особенностями конкретных секторов экономики, сфер культурной и административно-политической деятельности мегаполиса. Это положение имеет определенную правовую регламентацию. Оно определяется в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения отраслевого характера, в положениях о конкретных органах государственного управления.

Так, в социально-культурной сфере и здравоохранении функции государственного управления в городе Москве осуществляют Комитет по культуре и Департамент здравоохранения города Москвы. Эти функции, как правило, осуществляются через соответствующие территориальные управления и отделы.

Границы действия (сфера управления) органов функционального управления могут также быть значительно шире, чем органов отраслевого управления, поскольку их деятельность распространяется на все или несколько отраслей управления. При этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходима координация (согласование) деятельности отраслевых органов, постоянно расширяется. Это объясняется, во-первых, тем, что наряду с государственным сектором экономики развивается негосударственный, обусловивший появление большого количества новых объектов управления; во-вторых, тем, что интересы развития рыночных отношений требуют образования структур, уполномоченных осуществлять межрегиональные и международные экономические, политические, культурные связи.

Важным является то, что отраслевое управление тесно связано с межотраслевым и территориальным управлением. Это позволяет сочетать централизованное управление с самостоятельностью и инициативой. Под межотраслевым управлением понимают исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую органами государственного управления, наделенными межведомственными полномочиями относительно организационно не подчиненных им объектов, во время которой обеспечиваются слаженность и единство действий при решении общегородских и межотраслевых задач. Таким образом, надлежащая концентрация сил в руководстве развитием мегаполиса возможна лишь при применении отраслевого принципа управления.

Каждому виду межотраслевого управления присущи свои особенности. Они касаются не только системы органов государственного управления, но и объектов управления, характера прав и обязанностей участников правоотношений, возникающих в процессе межотраслевого управления, а также юридической ответственности.

1. Закон г. Москвы о Правительстве Москвы от 20 декабря 2006г. № 65.

2. Указ Мэра Москвы от 29 декабря 2006г. № 73-УМ «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 30 декабря 2003г. № 103-УМ».

3. Устав города Москвы (Закон города Москвы от 28 июня 1995г.).

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ (с изменениями на 29 марта 2008г.).

Источник

Вопрос

В федеральном законодательстве не содержится термина «структура местной администрации». Что следует понимать под этим термином? Нет единого подхода к оформлению структуры местной администрации. Возможно, следует внести соответствующие изменения в федеральное законодательство?

Ответ

В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В нее могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. В данном случае под органом местной администрации следует понимать отраслевое (функциональное) и территориальное структурное подразделение, непосредственно входящее в структуру местной администрации.

Территориальные органы создаются для более эффективного решения вопросов местного значения в городах, имеющих внутригородское территориальное деление, или в населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования, и могут, в свою очередь, иметь отраслевые и функциональные отделы. Независимо от того, наделены органы местной администрации правами юридического лица или нет, они входят в структуру местной администрации.

Глава местной администрации должен представить для утверждения представительному органу муниципального образования структуру местной администрации, отражающую все ее подразделения и их взаимосвязь. Что же касается формы, в которой она представляется, то это может быть как перечень подразделений, так и схема, отражающая подразделения. Для наглядности возможно представить ее и в обеих формах.

Представительный орган муниципального образования может утвердить либо не утвердить представленную главой муниципального образования структуру. Однако вносить в нее свои изменения, как представляется, он не может. В ходе обсуждения, в случае возникновения каких-либо замечаний, главе муниципального образования может быть предложено доработать ее с учетом замечаний и повторно вынести на утверждение представительного органа муниципального образования.

Учитывая разнообразие и местные особенности, характерные для разных видов муниципальных образований нашей обширной страны, полагаем, что унификация порядка формирования структуры местной администрации в рамках Федерального закона № 131-ФЗ является излишней и нецелесообразной. Кроме того, учитывая известную самостоятельность местного самоуправления (статья 12 Конституции Российской Федерации), полагаем, что делегирование данного вопроса на уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации также не отвечает институциональным принципам разграничения полномочий между уровнями публичной власти. Часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации закрепляет, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.

Вместе с тем обращаем Ваше внимание на то, что «органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом» (часть 1.1 статьи 131 Конституции Российской Федерации).

Эту новеллу надо рассматривать во взаимоувязке с другой конституционной новеллой, появившейся в статье 133 Конституции Российской Федерации, – о публичных функциях, выполняемых органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти, и статьей 12 Конституции Российской Федерации о конституционной автономии муниципальной власти. Координация норм этих статей позволяет сделать вывод, что органы государственной власти могут участвовать в формировании только тех органов местного самоуправления, назначении и освобождении от должности только тех должностных лиц местного самоуправления, которые участвуют в осуществлении этих самых публичных функций во взаимодействии с органами государственной власти, при этом должны соблюдаться условия:

— эти случаи определяются исчерпывающим образом федеральным законом и не могут распространяться в полном объеме на органы местного самоуправления «общей юрисдикции»: представительный орган, местную администрацию как целостный орган, главу муниципального образования;

— порядок и формы участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, назначении и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления определяются федеральным законом и должны предполагать обязательное взаимодействие с представительными органами муниципальных образований и/или иными органами местного самоуправления «общей юрисдикции» и их участие в этом процессе;

— степень ответственности органов государственной власти за произведенные таким образом кадровые решения и их последствия должна быть соразмерна степени их участия в этом процессе (напомним, что полномочие – это право, обязанность и ответственность).

Источник

Вопрос

Каков статус территориальных, отраслевых и функциональных подразделений местной администрации и порядок осуществления ими действий от имени местной администрации?

Ответ

В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции Российской Федерации).

Указанный принцип, в полной мере реализованный в Федеральном законе № 131-ФЗ, не предусматривает возможности осуществлять полномочия по решению вопросов местного значения через иные органы, кроме органов местного самоуправления. При этом ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляется гибкая структура органов местного самоуправления, предусматривающая возможность создания иных органов местного самоуправления, которые также наделяются в соответствии с уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (структурные подразделения местной администрации) самостоятельными органами местного самоуправления не являются, поэтому не обладают правом решать вопросы местного значения, выступать от своего имени.

Органы местной администрации, являясь лишь структурными подразделениями местной администрации, подчиняются главе местной администрации, руководящему администрацией на принципах единоначалия, могут выполнять только отдельные управленческие функции в целях реализации полномочий местной администрации в целом. Издание структурными подразделениями местной администрации муниципальных правовых актов по вопросам, решение которых уставом муниципального образования отнесено к полномочиям органа местного самоуправления – местной администрации, является неправомерным. Должностные лица структурных подразделений местной администрации в соответствии с ч. 7 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Отдельно следует заметить, что наличие или отсутствие у органов местной администрации (впрочем, как и у органов местного самоуправления) статуса юридического лица в данном случае правового значения не имеет, поскольку не влияет на объем и характер публично-правовой компетенции указанных органов.

Как уже отмечалось выше, Федеральный закон № 131-ФЗ позволяет сформировать помимо «обязательных» и иные органы местного самоуправления. Так, уставом может быть предусмотрено создание, например, управления экономики и имущественных отношений, управления земельных отношений. Причем они могут быть как структурными подразделениями местной администрации, так и самостоятельными органами местного самоуправления.

Согласно норме ч. 1 ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

При этом в систему муниципальных правовых актов входят, в частности, правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ).

Таким образом, если указанные выше управления будут иметь статус органа местного самоуправления, они будут вправе издавать муниципальные правовые акты, в том числе имеющие нормативный характер, например, по вопросу владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *