к какой группе программ дошкольных учреждений относится программа кроха

Программа. «Кроха». Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Пояснительная записка

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

Предлагаемая программа «Кроха» – адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Цель работы психолога в решении данного вопроса — помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Еще хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям.

Поэтому помощь психолога деткам в 2-3-летнем возрасте заключается и в помощи их родителям. Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему. Поэтому в программе разработаны специальные мероприятия консультативного характера, призванные расширить психолого-педагогические знания и опыт родителей.

Цель программы:

Создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Содержание работы педагога-психолога:

– помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
– помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями;
– помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада.

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь – не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

План работы с родителямиПриложение 1
Тематический план мероприятий для детейПриложение 2
Проведение адаптационных мероприятий с учетом режима дняПриложение 3
Анкета для родителейПриложение 4
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»Приложение 5
Лист педагогической адаптацииПриложение 6
Лист психологической адаптацииПриложение 7
Памятка для родителейПриложение 8
Игры на развитие эмоциональной сферы, снятие физического напряжения, тревожности, развитие коммуникацииПриложение 9
Подвижные оздоровительные игрыПриложение 10
Зарядка в стихахПриложение 11
Полезные забавы для самых маленькихПриложение 12

Источник

Дополнительная образовательная программа «Кроха»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №31 «Светлячок»

на педагогическом совете

Дополнительная образовательная программа

«Кроха»

для детей раннего дошкольного возраста

Иванова Дарья Александровна

Дополнительная образовательная программа «Кроха» предназначена для работы с детьми от 1,5 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. И направлена на раннее развитие детей. Программа включает в себя как упражнения по методу Марии Монтессори и ее последователей, так и другие нетрадиционные упражнения на развитие воображения и творческого мышления, развитие мелкой моторики и речи.

Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка до 3-4 лет. Получение информации для ребенка является необходимостью. Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.

Почему в основу программы положены идеи М. Монтессори? Развивающих методик много, но методика Марии Монтессори не только признана – в некоторых странах (Италии, Японии, Германии, она является ведущей. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.

В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Когда наступает благоприятный (сензитивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша. Можно также предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовиться к нему. Так, период от рождения до 6 лет – период активного развития речи, от рождения до 5 лет – период активного чувственного (сенсорного) развития, от рождения до 3,5 лет – движение как способ познания мира, от 2 до 4 лет – период формирования представления о порядке и аккуратности, от 2,5 до 6 лет – период усвоения норм поведения в обществе.

Упражнения по методу Марии Монтессори позволяют создать условия для развития тех или иных способностей.

Основной девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».

— создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;

— не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит;

— помочь ребенку освоиться в окружающем мире, подготовить для этого условия;

— поддерживать детский интерес.

Актуальность и практическая значимость программы:

— система программы предоставляет ребенку свободу выбора;

— позволяет ребенку развиваться самостоятельно в его собственном темпе, соответственно его способностям и возможностям;

— использует в основе уникальную, подготовленную педагогическую среду, включающую специально разработанные монтессори-материалы развивающего и исследовательского характера;

— помогает педагогу и родителю понять реальные потребности ребенка и определить, в каком «чувствительном» периоде он находится;

— помогает раскрытию потенциала каждого ребенка.

Цель программы:

— овладение детьми конкретными практическими действиями, сенсорными и математическими эталонами, устной и письменной речью, развитие познавательной активности, умственных способностей детей при самостоятельной исследовательской деятельности в специально подготовленной среде.

Образовательные:

• Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцы и мускулатуру рук. В упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта.

• Расширить возможности детей в проявлении и развитии двигательной активности, тренировке и овладении своим телом.

Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла, веса и стереогностическое чувство

• Способствовать совершенствованию и расширению активного словарного запаса.

• Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.

• Развивать математическое мышление, навыки счета и счислений в десятичной системе.

• Расширять представления об окружающем мире.

• Упражнять детей в проявлении заботы о себе и окружающей его среде.

• Развивать способность эстетического восприятия культурной среды.

• Способствовать приобретению ребенком социальных навыков.

• Развивать родительские компетенции через создание рефлексивного пространства (методические пособия по программе, консультирование).

• Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений, группировать их по признакам.

Планируемые результаты освоения программы.

1. Всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

2. Формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;

3. Максимальная эффективность освоения задач, заложенных в Монтессори – материалах;

4. Развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

5. Возможность поэтапного освоения навыка;

6. Развитие у детей сенсорных представлений (представлений о математических свойствах и качествах предметов, геометрических форм и величин, зависимостях и закономерностях);

7. Развитие сенсорных (предметно-действенных)способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

8. Развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;

9. Развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;

10. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Формы и методы работы:

Занятия проводятся малыми группами (не более 5 человек). Возраст детей от 1,5 до 3 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность 30 минут. Срок реализации данной программы:1 год.

Занятие строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей.

1. Упражнение Монтессори

3. Изобразительная деятельность (нетрадиционные формы). Предоставляется право корректировать занятия.

Взаимодействие с родителями:

• Представление информации о текущей работе.

• Индивидуальные беседы и консультации.

• Обсуждение домашних заданий.

• Совместная работа в изготовлении наглядных пособий.

• Проведение открытых занятий.

Данная программа рассчитана на 32 часа.

Комплексно – тематическое планирование занятий с определением основных видов деятельности.

№ занятия Содержание занятия Итоговый продукт

1. Упражнение по методу Монтессори. «Шумная комната». Как переносят различные предметы.

Подвижные игры. Имитация движений животных под стихотворение и под музыку.

Изобразительная деятельность. Рисунок мелками «Мое настроение» и «Следы животных». Рисунок мелками «Мое

2. Упражнение по методу Монтессори.

Как пересыпают из одного сосуда в другой

Подвижные игры. Имитация движений животных под стихотворение и под музыку.

Изобразительная деятельность. Рисунок мелками «Спрячь зайку от лисы»

(штриховка) Рисунок мелками

«Спрячь зайку от лисы»

3. Упражнение по методу Монтессори. Как переливают воду из одного сосуда в другой. «Звенящая» вода. (баночки).

Подвижные игры. Веселая физкультура «Вышли звери на зарядку»

Изобразительная деятельность. Рисование пластилином. «Солнышко». Рисование пластилином. «Солнышко».

4. Упражнение по методу Монтессори. Как переливают воду из одного сосуда в другой. «Звенящая» вода. (шприцы, пипетки).

Подвижные игры. Веселая физкультура «Вышли звери на зарядку».

Изобразительная деятельность. Рисование пластилином. «Цветочек». Рисование пластилином.

5. Упражнение по методу Монтессори.

Работа с застежками, «Теремок».

Подвижные игры. «Жил-был гном». Изобразительная деятельность. Рисование пальчиковыми красками. «Колобок». Рисование пальчиковыми красками.

6. Упражнение по методу Монтессори. Работа с застежками, «Шнуровки» Подвижные игры. «Жил-был гном». Изобразительная деятельность. Рисование пальчиковыми красками. «Зайчик» Рисование пальчиковыми красками.

7. Упражнение по методу Монтессори.

Перекладывание шариков (игры с водой).

Подвижные игры. Зарядка под сказку.

Изобразительная деятельность.

Волшебные кляксы. Волшебные кляксы.

8. Упражнение по методу Монтессори.

Достань предмет. (игры с водой).

Подвижные игры. Зарядка под сказку. Изобразительная деятельность.

Волшебные кляксы. «Кто это?» Волшебные кляксы. «Кто это?»

№ занятия Содержание занятия Итоговый продукт

1. Упражнение по методу Монтессори.

Пересыпание крупы. Поиск игрушки в крупе.

Подвижные игры. «Аист».

Изобразительная деятельность. Рисование зубной щеткой. «Ёлочка». Рисование зубной щеткой.

2. Упражнение по методу Монтессори.

Пересыпание крупы. Рисование на манке.

Подвижные игры. «Аист».

Изобразительная деятельность. Рисование зубной щеткой. «Ягодки».

Рисование зубной щеткой.

3. Упражнение по методу Монтессори.

Как режут ножницами.

Подвижные игры. «Кузнечики».

Изобразительная деятельность. Лепка из соленого теста. «Булочка». Лепка из соленого теста.

4. Упражнение по методу Монтессори.

Как затачивают карандаш.

Подвижные игры. «Кузнечики».

Изобразительная деятельность. Лепка из соленого теста. «Колбаска». Лепка из соленого теста.

5. Упражнение по методу Монтессори.

Узоры. Картина из шнурков.

Подвижные игры. «Бабочка».

Изобразительная деятельность.

Аппликация из цветной изоленты.

«Дорога для машин». Аппликация из цветной

6. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры. «Бабочка».

Изобразительная деятельность.

Аппликация из цветной изоленты.

«Тропинка в лесу». Аппликация из цветной

7. Упражнение по методу Монтессори. Блоки цилиндров.

Подвижные игры. «Лягушка».

Изобразительная деятельность.

Аппликация из ваты. «Облака». Аппликация из ваты. «Облака»

8. Упражнение по методу Монтессори.

Русская матрешка. Русская пирамидка.

Подвижные игры. «Лягушка».

Изобразительная деятельность.

Аппликация из ваты. «Скоро зима». Аппликация из ваты.

№ занятия Содержание занятия Итоговый продукт

1. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры. «Ветер».

Изобразительная деятельность. Рисунки отпечатками рук, пальчиков. Рисунки отпечатками рук, пальчиков.

2. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры. «Ветер».

Изобразительная деятельность. Рисунки отпечатками штампов. Рисунки отпечатками штампов.

3. Упражнение по методу Монтессори. «Что шуршит?»

Подвижные игры. «Зайка».

Изобразительная деятельность.

«Пятнистая черепаха». Изобразительна я деятельность.

4. Упражнение по методу Монтессори. «Как можно сочинять музыку.» Подвижные игры. «Зайка».

Изобразительная деятельность. «Жираф». Изобразительна я деятельность.

5. Упражнение по методу Монтессори.

Геометрические тела. Подвижные игры.

Изобразительная деятельность. Рисование песком. Сказки.

Рисование песком. Сказки.

6. Упражнение по методу Монтессори.

Мешочек с геометрическими телами.

Игра «Найди предмет».

Подвижные игры. «Мышки».

Изобразительная деятельность. Рисование песком. Поучительные истории. Рисование песком.

7. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры. «Гномы».

Изобразительная деятельность. Рисование гуашью. «Полянка». Рисование гуашью.

8. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры. «Гномы».

Изобразительная деятельность. Рисование гуашью. «Зайка спрятался в траве». Рисование гуашью. «Зайка спрятался в траве».

№ занятия Содержание занятия Итоговый продукт

1. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры. «Паровоз».

Изобразительная деятельность. Техника бумагокручения (квиллинг). «Кольца». Техника бумагокручения (квиллинг).

2. Упражнение по методу Монтессори.

Прищепки в корзинке.

Подвижные игры. «Паровоз».

Изобразительная деятельность. Техника бумагокручения (квилинг). «Лепестки». Техника бумагокручени я (квилинг).

3. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры. «Шел король по лесу». Изобразительная деятельность. Рисование на ткани. «Бычок». Рисование на ткани.

4. Упражнение по методу Монтессори.

Рисование на крупе.

Подвижные игры. «Шел король по лесу». Изобразительная деятельность. Рисование на ткани. «Узор». Рисование на ткани. «Узор».

5. Упражнение по методу Монтессори. Кармашки. Размен купюр. Игры с монетами.

Подвижные игры. «Кто живет у нас в квартире».

Изобразительная деятельность. Закладки и аппликации из фантиков от конфет. Закладки и аппликации из фантиков от конфет.

6. Упражнение по методу Монтессори.

Стаканчики с фасолью

Подвижные игры. «Кто живет у нас в квартире».

Изобразительная деятельность. Закладки и аппликации из фантиков от конфет. Закладки и аппликации из фантиков от конфет.

7. Упражнение по методу Монтессори.

Интегрирующие упражнения. Подвижные игры. Интегрирующие упражнения (наиболее понравившиеся детям).

Изобразительная деятельность. Рисование на фольге. «Цветы». Рисование на фольге.

8. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры. Интегрирующие упражнения (наиболее понравившиеся детям).

Изобразительная деятельность. Рисование на фольге. «Солнышко». Рисование на фольге.

№ занятия Содержание занятия Итоговый продукт

1. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Беги к тому, что назову»

Изобразительная деятельность.

Рисование ладошками «Снегири» Рисование ладошками «Снегири»

2. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Лохматый пес»

Изобразительная деятельность «Веточка рябины» Рисование пальчиками «Веточка рябины»

3. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «По узенькой дорожке»

Изобразительная деятельность «Гусеница» Печать пробкой «Гусеница»

4. Упражнение по методу Монтессори.

Расстегивание и застегивание.

Подвижные игры «Поедем в сказочный лес»

Изобразительная деятельность «Ёжик». Рисунок методом тычка «Ёжик»

5. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «У медведя во бору»

Изобразительная деятельность «Воробей»

Рисование ладошками «Воробей»

6. Упражнение по методу Монтессори.

Ходьба по линии с колокольчиком.

Подвижные игры «Ворона и собачка»

Изобразительная деятельность «Чашка» Рисование методом тычка жесткой кисточки «Чашка»

7. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Раздувайся, мой шар»

Изобразительная деятельность «Снежинки» Рисование акварелью+свечка «Снежинки»

8. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Снег кружится»

Изобразительная деятельность «Невиданный зверь» Рисование кляксография+восковые мелки «Невиданный зверь»

№ занятия Содержание занятия Итоговый продукт

1. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Собачка и воробьи»

Изобразительная деятельность «Цветы в горшочке» Ниткография «Цветы в горшочке»

2. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Катая»

Изобразительная деятельность «Матрешка» Рисование пальчиками+мятая бумага «Матрешка»

3. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Заинька, выйди в сад»

Изобразительная деятельность «Медвежонок» Рисование в технике тычок «Медвежонок»

4. Упражнение по методу Монтессори.

Игра «Рассыпаем – подметаем»

Подвижные игры «Паровозик»

Изобразительная деятельность «Фигурки на соленом тесте»

Штампы на соленом тесте «Фигурки на соленом тесте»

5. Упражнение по методу Монтессори.

Игра «Разливаем и чисто вытираем!»

Подвижные игры «Ладушки-оладушки»

Изобразительная деятельность «Бежит кораблик по волнам» Рисование ладошками+штампы «Бежит кораблик по волнам»

6. Упражнение по методу Монтессори.

«Шумная комната». Как переносят различные предметы.

Подвижные игры. Имитация движений животных под стихотворение и под музыку.

Изобразительная деятельность «Ранняя весна»

Рисование по мокрому «Ранняя весна»

7. Упражнение по методу Монтессори.

Как пересыпают из одного сосуда в другой

Подвижные игры «Мыши водят хоровод»

Изобразительная деятельность.

Лепка из соленого теста «Цветы для мамы»

Лепка из соленого теста «Цветы для мамы»

8. Упражнение по методу Монтессори. Работа с застежками, «Шнуровки»

Подвижные игры «Птички, раз! Птички, два!»

Изобразительная деятельность «Подводное царство»

Рисование в технике граттаж+восковые мелки «Подводное царство»

№ занятия Содержание занятия Итоговый продукт

1. Упражнение по методу Монтессори.

Пересыпание крупы. Поиск игрушки в крупе.

Подвижные игры «Колобок»

Изобразительная деятельность «Тюльпаны»

Рисование ладошкой и пальчиками «Тюльпаны»

2. Упражнение по методу Монтессори.

Пересыпание крупы. Рисование на манке.

Подвижные игры «Солнечные зайчики»

Изобразительная деятельность «Узоры»

Рисование крупами по готовому трафарету «Узоры»

3. Упражнение по методу Монтессори.

Как режут ножницами.

Подвижные игры «Цыплята и собачка»

Изобразительная деятельность «Необъятный космос»

Рисование оттиском поролона, тонирование бумаги поролоновыми губками

4. Упражнение по методу Монтессори.

Как затачивают карандаш.

Подвижные игры «Кто как кричит?»

Изобразительная деятельность. Аппликация из фантиков от конфет «Лоскутное одеяло»

Аппликация из фантиков от конфет «Лоскутное одеяло»

5. Упражнение по методу Монтессори.

Узоры. Картина из шнурков.

Подвижные игры «Зайка серый»

Изобразительная деятельность «Роспись пасхального яичка»

Рисование мятой бумагой «Роспись пасхального яичка»

6. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Каравай»

Изобразительная деятельность «Одуванчики»

Рисование методом тычка жесткой кисти «Одуванчики»

7. Упражнение по методу Монтессори. Блоки цилиндров.

Подвижные игры «Слышим-делаем»

Изобразительная деятельность «Травка зеленеет, солнышко блестит»

Рисование ладошкой, пальчиками, оттиском поролоновых штампов

«Травка зеленеет, солнышко блестит»

8. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Цыплята»

Изобразительная деятельность «Цветочная поляна»

Рисование ватными палочками «Цветочная поляна»

№ занятия Содержание занятия Итоговый продукт

1. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Ой, что за народ?»

Изобразительная деятельность «Рыбки»

Рисование ладошкой «Рыбки»

2. Упражнение по методу Монтессори. «Что шуршит?»

Подвижные игры «Кошка и мышки»

Изобразительная деятельность Аппликация «Нарядное платье для куклы»

Аппликация из цветной бумаги «Нарядное платье для куклы»

3. Упражнение по методу Монтессори.

Мешочек с геометрическими телами.

Игра «Найди предмет».

Подвижные игры «Мой козлик»

Изобразительная деятельность «Белая береза»

Рисование манкой «Белая береза»

4. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Мишка»

Изобразительная деятельность.

Аппликация выполняется в технике скатывания бумаги «Зонтик»

5. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Веселый воробей»

Изобразительная деятельность.

Аппликация из крупы «Черепашка»

Аппликация из крупы «Черепашка»

6. Упражнение по методу Монтессори.

Прищепки в корзинке.

Подвижные игры «Мы веселые ребята»

Изобразительная деятельность.

Аппликация из резаных ниток «Мышка»

Аппликация из резаных ниток «Мышка»

7. Упражнение по методу Монтессори.

Стаканчики с фасолью.

Подвижные игры «Музыкальные ребята»

Изобразительная деятельность «Цыпленок»

Рисование гуашью, ватными дисками и палочками «Цыпленок»

8. Упражнение по методу Монтессори.

Подвижные игры «Гуси»

Изобразительная деятельность «Лебеди»

Рисование ладошками «Лебеди»

Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Развивай-ка» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию хочу предложить дополнительную образовательную программу «Развивай-ка» Программа была составлена и апробирована.

Дополнительная образовательная программа «Краеведческая азбука» План работы по ознакомлению детей с родным краем «Краеведческая азбука» 1. Пояснительная записка Малая Родина. У каждого человека она.

к какой группе программ дошкольных учреждений относится программа кроха. Смотреть фото к какой группе программ дошкольных учреждений относится программа кроха. Смотреть картинку к какой группе программ дошкольных учреждений относится программа кроха. Картинка про к какой группе программ дошкольных учреждений относится программа кроха. Фото к какой группе программ дошкольных учреждений относится программа крохаДополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами» Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Сетка занятий и режим работы. 3. Организационно-методическое обеспечение программы 4. Содержание.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по обучению детей основам театральной деятельности Пояснительная записка Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творче-ства. Занятия театральной деятельностью.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умка» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умка» Пояснительная записка. Одним из приоритетных направлений дополнительного образования является.

Дополнительная образовательная программа кружковой работы в ДОУ «Театрализованная деятельность. Маленькие артисты» Развитие творческой личности ребёнка, его эмоционального здоровья- является приоритетным направлением в содержании воспитательного процесса.

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» Пояснительная записка 3 1. Целевой раздел 3 Новизна Программы 4 Актуальность программы 4 Практическая значимость 4 Особенность программы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *