к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

Хрущевская Москва: от ампира к рационализму Лекция историка Василия Цветкова об основах домостроения в 1940-60-е годы

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

Доктор исторических наук Василий Цветков прочитал в воскресенье, 1 февраля, в Историческом музее лекцию о том, как менялся образ столицы 1940-60-х годах. Хрущевская оттепель в архитектуре сначала выросла из сталинского «классицизма», а затем возвратилась к идеям двадцатых годов, ранее осужденным как троцкистские и чуждые советскому гражданину.

Говоря об образе хрущевской Москвы, нельзя обойти вниманием поздний сталинский период. Вопреки мнению некоторых исторических публицистов о том, что Хрущев «ломал все, что сделал Сталин», четко разделить оттепель и сталинизм нельзя. Даже если говорить об идеологии, Хрущев, через год после XX съезда КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина, выступил с речью, частично реабилитирующей своего предшественника.

Хрущев продолжил дело Сталина

В московской жизни, градостроительстве и архитектуре революция тоже не произошла. Необходимость расселения коммунальных квартир и переход к формуле «одна квартира на одну семью», которую приписывают хрущевскому периоду в СССР, была заложена еще в сталинский Генплан 1935 года.

При этом именно в эпоху Хрущева был осуществлен переход к индустриальным методам строительства, что можно считать настоящей революцией, но не в социальном и не политическом плане, а в технологическом. Начиная с середины сороковых годов объем вводимого в строй жилья тоже неуклонно нарастал, поэтому нельзя говорить, будто новый генсек взялся за неразрешимую проблему — она уже решалась, но промышленные методы позволили сильно увеличить и ускорить сдачу квадратных метров.

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

Для того чтобы понять, как развивалась Москва при Хрущеве, стоит начать с обзора того, как формировался послевоенный облик города. В то время сталинский классицизм был возведен в абсолют, стал аксиоматичным. «Нужно строить так, и никак иначе», — высказал Цветков негласный лозунг советской архитектуры середины 1940-х — начала 1950-х. Возможно, именно такая жесткая позиция, не терпящая обсуждений, и стала причиной отказа Хрущева от этого стиля.

Она возникла не на пустом месте. Прежде всего, в ее установлении сыграла большую роль победа в Великой Отечественной войне. «Может ли рационализм, конструктивизм как-то охарактеризовать ее? — задался вопросом Цветков. — Возможно, но классицизм подходит для этой цели лучше».

Функциональный, рационалистский стиль — это стиль перемен, революции, отказа от прошлого, его переосмысления, а не Победы. Он был типичен для 1920-х годов, когда шел процесс радикального пересмотра всего и вся. С конца 1930-х, наоборот, отстаивался принцип преемственности с прошлым (конечно, без эксплуататоров и царей).

Тогда считалось, что народность нужно искать где-то в глубине веков, в XIV-XVII веках. Во многих учебниках объяснялось, что в эти века происходило противостояние народного стремления к выражению свободы мысли, к красоте, и власти с церковью, подавлявших это стремление.

«Логика обращения к традиции была такая: нам уже ничего не мешает, и то, о чем (условно) мечтали русские архитекторы XVI-XVIII столетий, должно найти отражение в современности, в новой градостроительной перспективе», — отметил Цветков. Считалось, что такой подход представляет собой осмысление прошлого через будущее, через путь к социализму, лучшему миру, лучшему обществу. Классика должна была служить не элите, не дворянам, а народу, и не надо ее чураться (конструктивисты же считали, что классицизм в принципе отжил свой век).

Сталинские высотки против американских

Московские сталинские высотки сооружались как противопоставление небоскребам Запада, хотя если взять стилистику американских небоскребов начала XX века, то в ней тоже прослеживаются элементы классики. Знаменитого советского художника Дейнеку потрясало, что он видит классический портик на высоте пятидесятого этажа — зачем это нужно, этот элемент же должен быть внизу? Он расценивал такое оформление как ненужное излишество. Так что важно понимать, что и западным архитекторам этот подход был не чужд.

Наш послевоенный стиль, с одной стороны, стремился подчеркнуть связь времен, а с другой стороны — противопоставить советские высотки «каменному лесу» зарубежных небоскребов, которые «торчат везде и всюду». Многие архитекторы отмечали, что они лишены визуального восприятия и уникальности. Московская архитектура не должна была повторять эту модель.

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

В послевоенные годы был популярен термин «обтекаемость» — тут имелась в виду обтекаемость строения, высотного здания, как зрительная, так и воздушная. Оно должно было быть заметным, при этом воспринимаясь частью комплекса строений.

Строительство высоток является техническим прорывом для СССР. Например, до того времени в советских зданиях практически никогда не устанавливали лифты, тем более поднимающие на большую высоту. Была заимствована у Запада и схема постройки здания с металлическим каркасом, а также высотные краны, поднимающие сами себя по мере строительства этажей. Потом эти технологии использовались при массовом строительстве жилья, и все они были опробованы в сороковые годы.

Каждая высотка должна была стать центром некоего ансамбля. Эти здания становились центрами градостроительных, градообразующих секторов. Изначально предполагалось, что их будут строить по Садовому кольцу, но потом от этой идеи немного отошли. Высотной доминантой в будущем ансамбле высоток был Дом Советов — все восемь запланированных высотных зданий должны были подстраиваться под него.

Одно из них, здание МГУ, имело очень важную роль. Это центр, создающий композицию ансамбля застройки — луча, идущего от Дворца Советов, Комсомольского проспекта, который должен был назваться проспект Дворца Советов. Он ведет на юго-запад и попадает в стиль здания МГУ. Чтобы заполнить пространство между зданием Дворца Советов и МГУ, предполагалось строительство центрального стадиона, Лужников. Его чаша, похожая на Колизей, также выполнена в классическом стиле, она обеспечивает переход от одной высотной вертикали к другой.

Подъезжая к Москве в поезде киевского направления, пассажир должен был видеть высотку МГУ на Воробьевых горах, но сейчас ее перекрывает комплекс небоскрёбов «Москва-сити». От высотного здания должны были лучами расходиться проспекты жилых кварталов юго-западного сектора города.

Все подобные высотки в обязательном порядке венчались шатром или шпилем. Для некоторых из них (например, для здания МИД) в изначальном проекте не был предусмотрен такой компонент, но, говорят, сам Сталин указал на его необходимость. Никакого функционального значения эти архитектурные элементы не имеют, всё дело исключительно в стиле. Это нужно было сделать для того, чтобы подчеркнуть связь новых строений с лучшими образцами зодчества XIX и более ранних столетий.

Интересно, что на верху здания МГУ должна была находиться статуя Ломоносова, призванная создавать некую «перекличку» с Дворцом Советов, который венчала гигантская статуя Ленина. «Но зададимся таким крамольным с точки зрения советской власти вопросом: сопоставим ли гений Ленина с гением Ломоносова? Конечно, нет, Ленину ничего не должно мешать», — резюмировал Цветков. В результате, статую великого российского ученого установили на земле, а здание МГУ увенчал шпиль.

Высотка в Зарядье должна была стать самым крупным строением из восьми запланированных. Предполагалось, что она будет чисто административным, нежилым зданием, которое отдадут Наркомтяжпрому или какому-либо другому ведомству. Высотку так и не построили, но котлован вырыли — здесь была построена гостиница «Россия», а теперь, видимо, будет разбит парк.

Согласно проекту, это здание было полностью лишено лестниц. В вестибюле располагалось несколько лифтовых площадок. Чтобы не создавать перегрузки на подъемниках и не забирать пассажиров на каждом этаже, они работали в сменном режиме. Часть лифтов обслуживала нижнюю половину этажей, часть — верхнюю, проезжая нижнюю. Было запланировано, что голос диктора сообщит пассажирам этаж, на котором остановился подъемник.

Высотка МИД является частью завершенной композиции. Киевский вокзал, рядом с которым она расположена, — это памятник дореволюционного классицизма, символ победы России в войне 1812 года. В такой же стилистике выполнен и Бородинский мост. Гостиница «Украина» и высотка МИД повторяют фасадные характеристики моста и вокзала.

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

Самым маленьким, самым нарядным и самым дорогостоящим является здание гостиницы «Ленинградская». В ее богатые интерьеры было вложено очень много денег. Не жалели ни мрамора, ни малахита, ни хрусталя, где надо — делали мозаику.

Интерьеры высоток, их внутреннее убранство, также были выдержаны в классическом стиле. Ему соответствовала и мебель, установленная в зданиях — основательная, широкая. Квартиры сдавали в эксплуатацию уже меблированными — эта традиция пошла с «Дома на набережной», где проживала номенклатура.

Станции метрополитена последних лет сталинского ампира выглядят роскошно и красочно. Каждая из них имеет свое уникальное оформление. Скажем, на «Белорусской» присутствуют белорусские мотивы, на «Киевской» — украинские, на «Комсомольской» и «Таганской» прослеживаются мотивы Великой Отечественной войны.

Функционализм вместо красоты

После некоторого переходного периода классицизм все же окончательно уступает место функционализму, выражающемуся, прежде всего, в жилищном строительстве. В 1955 году численность городского населения СССР сравнялась с численностью сельского. Идея о создании «города-сада», где сельская местность плавно перетекала бы в городскую, была задвинута на задний план (но это не значило отказ от озеленения Москвы — его, наоборот, стали внедрять интенсивнее).
Главная проблема того времени заключалась в возведении массового доступного жилья, сочетающегося с окружающей средой, быстрого в постройке. Причем оно должно было обладать минимальными удобствами.

За основу таких домов взяли проект пятиэтажного временного жилья для целинных рабочих. Проект понравился руководству страны тем, что такое строение можно было возвести всего за месяц. Не стоит, однако, думать, что его взяли в разработку в чистом виде, его довели до ума для применения в больших городах.

Первые такие дома были построены в девятом микрорайоне Новых Черемушек, при этом они были еще четырёхэтажные. При всей кажущейся простоте, архитекторы стремились придать своему творению какой-то индивидуальный облик — например, строения облицовывали разноцветной плиткой. Позже начали облицовывать балконы пластиком разных цветов — у каждого дома цвет был свой.

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

Рядом с пятиэтажками стояли «башни» — одноподъездные блочные дома, обозначающие границу квартала. Дворы таких кварталов обязательно должны были благоустраивать, в отличие от сталинок, где, при внешне роскошных фасадах, во дворе могла быть грязь и разруха. Хрущевское строительство велось не по линиям, а по микрорайонам.

В этом можно увидеть некий возврат к идеям двадцатых годов, осужденных как троцкистские и чуждые советскому гражданину, согласно которым нужно было соблюдать комплексность застройки квартала. Во дворе девятого квартала Новых Черемушек, например, был большой бассейн, малые архитектурные формы, скамеечки и маленькие бассейны-«плескательницы» для детей.

В квартале обязательно должны были быть школа и детский сад. Считалось, что по дороге в эти заведения дети не должны переходить улицу, в целях их безопасности. По периметру возводились дома, нижние этажи которых занимали магазины. При проектировании квартала учитывалась также и шаговая доступность станции метро — к сожалению, от этой практики отошли в 1970-х.

Во время возведения пятиэтажек применялся метод «строчной» застройки, когда все здания на территории имеют одну и ту же ориентацию. В своё время ее осуждали как однообразную, но потом признали очень эффективной. «Строчная» застройка возникает благодаря крану, который строит одно здание за другим. Кроме того, потом строения легче сносить, сразу по нескольку объектов.

При постройке пятиэтажек один кран работал на два параллельно стоящих дома. После завершения работ крановые рельсы снимались, и во дворе устанавливались простейшие детские конструкции, например, известный всем грибок над песочницей. Для взрослых устанавливали столики, на которых они должны были играть в домино или шахматы. Пространство между домами получалось небольшим, но это было не так уж важно из-за низкой застройки — она не так давила на сознание, как современная высотная.

Во дворах также устанавливали дуги для сушки белья — между ними натягивались веревки. Они были необходимы потому, что первые пятиэтажки не оборудовали балконами, и белье было развешивать негде. Двор пятиэтажек был призван сохранять дух общности, коммунальности, типичной для тридцатых годов.

Основной задачей «хрущевок» было решение проблемы с обеспечением каждой семьи отдельной квартирой, и она была решена. В 1949 году в Москве было введено в эксплуатацию 800 тысяч кв. м жилья. Через десять лет, в 1959 году, вводится 1 миллион 800 тысяч кв. м. В 1963-64 годах, на пике хрущёвского строительства, уже было введено 2,5 миллиона кв. м.

Новый дом под новый быт

Для новоселов пятиэтажек печатали специальные проспекты, в которых объяснялось, как жить в новой квартире. Люди, жившие в центре города, привыкали к большим диванам, шкафам, пытались перевозить их на новое место жительства, а потом оказывалось, что мебель просто не проходит в дверь, да и внутри ее было ставить некуда.

Государство активно пропагандировало простой, не обремененный вещами, образ жизни. Ленин говорил, что богатым жильем можно считать то, в котором число комнат больше количества проживающих. Тут это правило не соблюдалось, но пропаганда показывала, что и в малогабаритной квартире можно жить вполне достойно.

Источник

Сталинки, хрущевки, брежневки: гид по сериям московских типовых домов

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

Жилищное строительство в Москве уже с первых лет советской власти было приоритетным направлением в развитии города, но финансовых, технических и материальных ресурсов не было.

Жилищный вопрос в самом начале стали решать методом уплотнения и создания коммунальных квартир. Лишь в 1920-е годы были предприняты первые попытки строительства жилых массивов с кооперативными и муниципальными домами, однако прирост городского населения обгонял эти темпы. Генеральный план реконструкции и развития города 1935 года предусматривал комплексную застройку и реконструкцию городских кварталов. Но смена идеологии в архитектуре и архаичность в возведении жилых зданий не позволили в первые пять лет реализовать даже малую часть этого плана.

В 1938–1940-х годах были предприняты первые попытки индустриального домостроения — возведения крупноблочных домов и домов с использованием готовых элементов. После Великой Отечественной войны в Москве в районе Новопесчаных улиц были построены кварталы с домами, в которых были использованы готовые элементы и впервые унифицированы изделия. А первые массовые секционные серии кирпичных домов появились в кварталах Ленинского и Ломоносовского проспектов, а также 1-й и 2-й улиц Строителей (современная улица Строителей и улица Крупской). Одновременно в Ленинграде и Москве в середине 1950-х годов начинаются первые эксперименты по индустриальному домостроению в кварталах Октябрьского поля, 1-й Хорошевской улицы. И лишь после постановления «О развитии жилищного строительства в СССР», принятого Советом Министров СССР в 1957 году, начинается массовое применение индустриального домостроения.

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

В качестве эксперимента создается 9-й квартал Черемушек с опытными сериями жилых домов, построенных из блоков, панелей, кирпича и кирпичных блоков. Некоторые из этих серий стали массовыми. Однако в условиях нехватки ресурсов еще долгое время в Москве одновременно с панельными и блочными строили жилые дома со стенами из кирпича — силикатного или красного, иногда применяя для облицовки фасада желтый кирпич.

Все проекты и типы жилых зданий этого периода различались между собой, но имели во многом схожие черты. В 1957 году были выпущены новые нормативы и правила. По этим нормативам в квартире обязательными были кладовая или встроенный шкаф, спальня (6 кв. м на одного человека, 8 кв. м на двоих), общая комната (не меньше 14 кв. м), которая могла быть проходной и вести в том числе на кухню. Жилая площадь однокомнатной квартиры составляла 16 кв. м, двухкомнатной — 22 кв. м, трехкомнатной — 30 кв. м, четырехкомнатной — 40 кв. м.

Рассмотрим некоторые распространенные серии, которые появились в Москве на рубеже 1950–1960-х годов.

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

Первые массовые серии возникли на юго-западе столицы. Это серии СМ-3, СМ-6 (СМ означает Секции Моспроекта) и II-08, которые были распространены во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов.

Дома этих серий имеют этажность от восьми до десяти этажей. Построены из красного или силикатного кирпича с железобетонными сборными перекрытиями и узнаваемы по стенам, которые облицованы желтым или силикатным кирпичом. Иногда встречается и отделка красным кирпичом, особенно в 14-м и 17-м кварталах юго-запада. Так как эти здания возводились из кирпича и при возведении не было строгого соблюдения исходного проекта, на местах в проекты часто вносили незначительные изменения, поэтому фасады этих трех серий имеют разнообразное оформление: часто меняется конфигурация балконов, оконных проемов, а в некоторых домах вместо балконов применялись эркеры треугольной формы. Также эти серии были удобны тем, что из секций можно было формировать квартальную периметральную застройку, фактически создавая дом-квартал. Особенность внутренней планировки данных трех серий состоит в том, что межэтажные перекрытия «держатся» на внешних несущих стенах и внутренней центральной продольной несущей стене. Все продольные стены, кроме стен лестничных клеток с лифтовыми шахтами и мусоропроводами, являются ненесущими (даже между квартирами). Высота потолков — от 2,8 до 3 м. Все комнаты изолированы и соединены длинными коридорами, так как планировка в этих сериях разрабатывалась с учетом как покомнатного расселения жильцов (в этих домах были коммунальные квартиры), так и полноценного заселения одной семьи в одну квартиру. Санитарные узлы раздельные. Такие серии массово возводились на юго-западе Москвы и в других районах города. Однако с появлением более дешевых серий строительство данных домов было прекращено в 1959–1960 годах.

В середине 1950-х годов на Хамовническом Валу, в Алексеевском районе, Марьиной Роще, 14-м квартале Юго-Западного района и 11-м квартале Черемушек появляются блочные серии II-04 и II-05. Отличаются эти две серии этажностью (восемь и пять этажей соответственно), планировкой и разной комбинацией одной номенклатуры блоков. Блоки выполнены из шлакобетона, трехслойные и толщиной в 50 см, что обеспечивает хорошую тепло- и шумоизоляцию. В первых сериях блоки были украшены объемным рисунком, что делало эти две серии более выразительными. Однако с началом борьбы с архитектурными излишествами фасады на новых домах уже не имели декора, часто использовалась контрастная геометрическая окраска фасадов, которая вскоре была утрачена. В результате в облике таких домов видно огромное количество невыразительно загерметизированных стыков.

Все комнаты в квартирах домов этих серий изолированные так же, как и в сериях СМ-3, СМ-6 и II-08. Санитарные узлы раздельные. Высота потолков — 2,95 м. В восьмиэтажных сериях везде присутствуют лифтовые шахты и мусоропроводы, но в пятиэтажных они есть не везде.

Следующие серии стали создаваться в период борьбы с архитектурными излишествами и имеют уже более экономичные параметры. Одной из таких серий стали кирпичные пятиэтажные дома серии II-14 — распространенной в Москве и во многих городах ближнего Подмосковья. В Москве кирпичные дома серии II-14 строились абсолютно во всех районах, где в конце 1950-х — начале 1960-х годов велось жилищное строительство. Квартальная застройка, как правило, не осуществлялась: в каждом микрорайоне можно встретить не более двух-трех домов данной серии. Внешний облик этих зданий разный из-за вида кирпича и кладки. Высота потолков 2,5–2,6 м в зависимости от кладки кирпича. Комнаты в большинстве случаев изолированные, так как частично осуществлялось покомнатное заселение, но встречаются и варианты со смежными комнатами. Санитарные узлы раздельные. Часто заселялись и цокольные этажи, которые впоследствии стали нежилыми. Лифты и мусоропроводы в этой серии отсутствуют.

В это же время появляется и массовая кирпичная серия I-511, которая также имеет пять этажей и отличается разнообразием внешнего облика. Высота потолков в ранних домах колебалась от 2,60 до 2,72 м. С 1960-х годов — 2,48 м. В ранних домах все санитарные узлы были совмещенными, а с 1960-х годов — только в однокомнатных квартирах.

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

Для создания высотных акцентов в районах массовой застройки стали применять крупноблочные серии II-18-01/08, II-18-01/09 и II-18-01/12. Последняя цифра означает количество этажей. В 1960-х годах на замену серий II-18-01/08, II-18-01/09 пришла серия II-18-01/12. Эти серии самые массовые в Москве. Присутствуют массово не только в районах застройки 1950–1960-х годов, но и в границах ЦАО. Обе эти серии односекционные, обладают узнаваемым обликом, неотделанными стыками блоков и выкрашенными часто в белый или бежевый цвет фасадами. Правда, многие здания этих серий в 2000-е годы приобрели вентилируемые фасады и теплоизоляцию.

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

В сериях II-18-01/08, II-18-01/09 присутствует интересная особенность расположения лифтовой шахты, которая имеет освещение через оконные проемы со стеклоблоками. Сами лифтовые двери расположены на межэтажных площадках, что, по мнению разработчиков этой серии, давало экономию на лифтовых проемах, но в наше время создает сложности при использовании детских и инвалидных колясок.

В блочных домах серии II-18-01/08 и II-18-01/09 во всех двухкомнатных квартирах комнаты смежные. Высота потолков — 2,50 м. Наружные стены — шлакобетонные блоки толщиной 40 см. Внутренние межквартирные — гипсошлакобетонные панели толщиной 20 см. Встречаются и кирпичные варианты данной серии.

В 1996-2000-х годах серии II-18-01/08 и II-18-01/09 планировалось включить в программу второй очереди сноса, но с 2006 года данные серии были исключены из этой программы и началась реконструкция домов, которая продолжилась в ЦАО с 2017 года.

У данной серии есть существенные недостатки — промерзание торцевых углов в первых домах данной серии, а также неравномерная осадка различных частей дома (так как фундаменты главных фасадов и остальных стен раздельные). Санитарные узлы везде совмещенные и с сидячими ваннами.

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

Серия II-18-01/12 стала модификацией серий II-18-01/08 и II-18-01/09. В данной серии было уже два лифта возле квартирных холлов. Также появились раздельные санитарные узлы со стандартными ваннами, улучшена планировка квартир.

В 1957–1960-х годах возводятся пятиэтажные полукаркасные (неполный каркас и навесные панели) серии К-7 и 1605-АМ/5. Их облик узнаваем по облицовке панелей бело-серой и красной плиткой (иногда бежево-оранжевой). Редко — без отделки. Высота потолков — 2,48–2,55 м. В однокомнатных квартирах — совмещенные или раздельные санузлы, в двух- и трехкомнатных квартирах — раздельные. Лифт и мусоропровод отсутствуют. Наружные стены — навесные железобетонные панели толщиной 300 мм, утеплены пенокералитом. Внутренние несущие стены — железобетонные балки-стенки, заполненные часторебристыми железобетонными или газобетонными панелями. Все это отразилось на состоянии этих серий в последующие десятилетия, а также на низкой шумоизоляции. Серия К-7 была признана сносимой еще в 1990-х годах и почти полностью ликвидирована в Москве. Дома серии 1605-АМ/5 также активно сносятся в городе. Их можно узнать по балконам на квадратных в сечениях колоннах или полулоджиям.

В некоторых районах Москвы можно встретить и общесоюзную серию I-335 — самую массовую пятиэтажную серию в СССР. Если все вышеперечисленные серии редко выходили за границы Москвы, то I-335 была распространена по всей стране. Для этой серии характерны удлиненные окна лестничных клеток и уменьшенные по сравнению с московскими сериями окна жилых помещений.

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

К схожему типу можно отнести и еще одну общесоюзную серию, которая также была распространена в Москве — КПД-4570. Панельная пятиэтажная серия строилась в течение большого промежутка времени — с 1957 по 1990-е годы (в последнее время уже в модифицированном виде), получив общесоюзное распространение и популярность. За пределами Москвы данная серия в основном строилась в военных городках (на территории бывшего СССР и в Восточной Европе). Вне Москвы такие дома обладают характерными особенностями — облицовкой панелей голубой плиткой и деревянными импостами с узкими форточками в оконных проемах. В Москве облицовка плиткой отсутствует, яркой особенностью на фасадах является специальное выделение мест стыков, которое выкрашивалось контрастными оттенками. Высота потолков — 2,5 м. Площадь кухни в данной серии одна из самых маленьких — 5 кв. м. Лифта и мусоропровода не предусмотрено.

Для Москвы же массовой в 1960-х годов стала серия I-515/5М, один из первых проектов (наряду с K-7) полукаркасной схемы (неполный каркас и навесные панели). Несущие стены — продольные (на что указывает I в названии серии). Высота потолков — 2,48 м. Часто центральная комната в двух и трехкомнатной квартирах проходная. Санузел почти во всех сериях совмещенный, даже в двушках и трешках. Лифт и мусоропровод отсутствуют. Особенностью этой серии является то, что батареи отопления шириной около 80 см спрятаны в межкомнатные перегородки (со стороны окон).

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

Все эти серии индустриального домостроения имели очень жесткую структуру, облик панельных и крупноблочных домов был однотипным. В 1960-х годах появился сборный железобетонный каркас с навесными панелями. Такие изделия были применены при строительстве административных и жилых зданий на Новом Арбате, а также при возведении зданий для НИИ. Это позволяло в условиях ограниченной номенклатуры изделий вносить разнообразие в облик и композицию фасадов. Решено было использовать данные изделия и для жилищного строительства — особенно для создания домов по индивидуальным проектам или малотиражных серий.

к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Смотреть картинку к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Картинка про к какому архитектурному стилю относятся хрущевки. Фото к какому архитектурному стилю относятся хрущевки

Но одна из серий стала массовой — 1МГ-600 и 1МГ-601 с различными буквенными индексами. Здания таких серий — панельно-каркасные дома, при этом каркас состоит из обыкновенных железобетонных элементов, а наружные стены — из керамзитобетонных блоков, облицованных плиткой. В сериях применена особая конструкция несущих стен: они идут с шагом в 6 м колонны (40 на 40 см) с шагом 4,5 м, что обеспечивало бо́льшую жилую площадь. Однако при такой каркасной структуре дома колонны выпирают из углов и «съедают» их. Недостатки многих вариаций этих серий — отсутствие балконов и лоджий, а также пары смежных комнат в некоторых трех- и четырехкомнатных квартирах.

В 1964–1968 годах началось строительство 10-го квартала Черемушек, в котором уже были спроектированы новые серии зданий. Одновременно мастерская архитектора З. Розенфельда выполнила и реализовала проект нового дома из вибропрокатных изделий. Все эти серии домов начнут новую эпоху индустриального домостроения второй половины 1960-х — конца 1970-х годов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *