Жалейка (брёлка) — духовой язычковый музыкальный инструмент, славянскими народами исстари любимый, дожил до наших дней в своем первозданном виде — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
Известен также под названием «жаломейка», то же что «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда» и т. п. Михневич указывает на однородность корня «жалейка» и «жальник» (могила древнего славянина) и высказывает предположение, что инструмент этот был в употреблении на поминках. Более вероятно, что жалейка – переобразованное по народной этимологии слово «шалмей» [источник не указан 700 дней] (от нем. Schalmei ← франц. chalemie
← лат. calamus «тростинка»).
Содержание
Музыкальные коллективы, использующие в своём творчестве жалейку
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Жалейка» в других словарях:
жалейка — жилейка Словарь русских синонимов. жалейка сущ., кол во синонимов: 5 • дудочка (11) • жилейка … Словарь синонимов
ЖАЛЕЙКА — ЖАЛЕЙКА, русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная или тростниковая трубка с раструбом из рога или бересты … Современная энциклопедия
ЖАЛЕЙКА — русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная, тростниковая, рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты … Большой Энциклопедический словарь
ЖАЛЕЙКА — ЖАЛЕЙКА, жалейки, жен. (обл.). Русский крестьянский музыкальный инструмент, состоящий из коровьего рога со вставленными в него двумя камышевыми дудками и с несколькими отверстиями; дудка из тростника, из выдолбленного тонкого деревца. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
ЖАЛЕЙКА — ЖАЛЕЙКА, и, жен. Народный духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная трубка с раструбом из коровьего рога или бересты. Играть на жалейке. | прил. жалейковый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЖАЛЕЙКА — духовой музыкальный инструмент у восточных славян деревянная или тростниковая трубка с раструбом из коровьего рога или бересты … Этнографический словарь
Жалейка — ЖАЛЕЙКА, русский духовой язычковый музыкальный инструмент деревянная или тростниковая трубка с раструбом из рога или бересты. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
жалейка — жалейка, духовой музыкальный инструмент у восточных славян деревянная или тростниковая трубка с раструбом из коровьего рога или бересты … Энциклопедия «Народы и религии мира»
ЖАЛЕЙКА — Сейчас жалейку (иначе она называется брелка) можно увидеть, пожалуй, только в оркестре русских народных инструментов. А когда то она была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Как и самый близкий ее родственник, пастуший… … Музыкальный словарь
жалейка — и; мн. род. леек, дат. лейкам; ж. Русский народный духовой музыкальный инструмент в виде дудки (распространён также на Украине, в Белоруссии, в Литве). ● Жалейка представляет собой деревянную или камышовую трубку с отверстиями сбоку (для… … Энциклопедический словарь
Жалейка – музыкальный инструмент, имеющий исконно славянские корни. Простой с виду, он способен издавать сложные, мелодичные звуки, волнующие сердце, побуждающие к размышлениям.
Что такое жалейка
Славянская жалейка – предок кларнета. Относится к группе деревянных духовых музыкальных инструментов. Имеет диатонический звукоряд, в редких случаях встречаются модели с хроматическим звукорядом.
Внешний вид незамысловат: деревянная трубочка с раструбом на конце, язычком внутри и игровыми отверстиями на корпусе. Общая длина инструмента не превышает 20 см. Звучание – слегка гнусавое, пронзительное, громкое, лишенное динамических оттенков. Диапазон зависит от количества отверстий на корпусе, но в любом случае он не превышает одной октавы.
Устройство инструмента
Выделяют три основных части жалейки:
История жалейки
Возникновение жалейки отследить невозможно: русский народ использовал ее с незапамятных времен. Официально инструмент был упомянут в документах XVIII века, но история его намного древнее.
Первоначально камышовую дудочку называли пастушеским рожком. Присутствовала она на праздниках, гуляньях, была востребована скоморохами.
Как пастуший рожок стал жалейкой, доподлинно неизвестно. Предположительно происхождение названия связано с жалостливыми звуками: рожок начали использовать во время поминальных обрядов, откуда и пошло название, связанное со словом «жалеть». Впоследствии русский народный инструмент перекочевал к скоморохам, сопровождал короткие, веселые наигрыши, был участником уличных представлений.
Вторая жизнь жалейки началась на рубеже XIX-XX веков: русские энтузиасты, любители фольклора возродили ее к жизни, включили в состав оркестра. Сегодня используется музыкантами, играющими в жанре народной музыки.
Двухствольчатая разновидность инструмента
Разновидности
Выглядеть жалейка может по-разному, в зависимости от разновидности инструмента:
Если говорить об оркестровых моделях, их разделяют на жалейку-бас, альт, сопрано, пикколо.
Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент
Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
На зелёной на полянке пастушок Из бересты смастерил себе рожок, И играет от зари и до зари, Даже ночью подпевают соловьи.
Льётся песенка о том, как у реки Сели девушки плести себе венки. А одна так несказанно хороша, Что зашлась у пастушка его душа.
И ни спать теперь, ни есть не может он, И лишь песни льётся грустный перезвон. Думы в голове, и только всё о ней, Никого на свете нет ему милей.
Тёмно-синие у девушки глаза, С ярким бантом ее русая коса, Ты услышь-услышь, красавица, рожок, Для тебя играет песню пастушок.
Двухсоставная жалейка
В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.
Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.
Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.
Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных.
В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.
В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.
Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов
Изготовление жалейки из тростника
Во-первых, нам нужен материал, то есть камыш. Не путайте его с рогозом, он нам абсолютно не нужен!
Под словом «камыш» подразумевают многие растения, в том числе и рогоз, и тростник, и так называемые «нюньки». Нам же необходим тростник обыкновенный — многолетний злак, от 1 до 4-х метров в высоту, с соцветиями-метелками. Он имеет полый коленчатый стебель. Растет тростник по заболоченным берегам озер и рек, на болотах.
Во-первых, необходимо очистить тростник от листьев. Затем мы разделяем коленца строго в месте сочленения!
Так как нас съедает нетерпение, делаем самый простой вариант. Берем подходящее коленце (диаметр 7 мм, длина 15 см).
Отпиливаем в месте отлома (можно лобзиком).
Берем надфиль или заточенную спичку и протыкаем мембрану.
Внутри стебель тростника покрыт тонкой пленочкой, которую надо удалить. Для этого мы берем длинную палочку и возвратно-поступательными движениями чистим его внутри, а затем продуваем стволик. С помощью острого ножа с того края, где мембрана, снимаем тонкий слой.
Тут вы первый раз поймёте, зачем вам целая сумка тростника. На очищенном месте будет прорезаться язычок. Чем он толще, тем большее усилие придется приложить, дабы заставить его вибрировать. Чем тоньше, тем больше вероятность залипания. От длины, толщины и ширины язычка зависит высота звука. Язычок — главная деталь дудки! Язычок делаем примерно 2,5 см в длину, и 4 мм в ширину. Вот так.
Теперь можно попробовать извлечь первые звуки. Не получается? Возможно, вы неверно расположили дудку во рту. Трубка должна довольно глубоко заходить в рот, для того, чтобы дать возможность язычку (не вашему, а дудки) колебаться. Своим же языком вы должны закрыть отверстие в мембране. Пробуем еще раз. Если получилось — то вы молодец! Если же дудка не звучит и даже не проходит воздух, значит залип язычок. Берем льняную нитку и подсовываем под него вот так.
Если вы собираетесь строить жалейку под определенную тональность, то у вас неограниченные возможности целая сумка тростника! Высота звука инструмента будет зависеть в данном случае от:
Про язычок мы уже писали выше. Длина: чем длиннее инструмент, тем ниже звук и наоборот. Настройку проводят с одетым рожком. Если звук низит, подрежьте тростник, если выше — домотайте бересту на рожок. Поймав нужную ноту (а сделать это очень трудно, т.к. язычок размокает и начинает низить, а иногда и залипать), начинаем прорезать отверстия. Делаются они по той же схеме, что и в простой дудке. Прорезаем первое и подстраиваем. Если низит — подрезаем ближе к язычку, если высит — к рожку. Настроив первое игровое отверстие, таким же образом делаем все остальные. Отверстия можно пропиливать полукруглым надфилем, а еще лучше прожигать. Добиться точной настройки довольно тяжело, поэтому придется «додувать» дыханием. Чем сильнее вы дуете, тем быстрее колеблется язычок, т.е. выше звук, но возрастает степень залипания. Но вы можете не ломать голову, а говорить окружающим, что у вас на жалейке нетемперированный строй, что вполне исторично! Правда если вы намерены играть в паре с гуслями, их придется подстраивать под вас.
Существование такого вида инструмента доказано этнографически, а бытование его в IX—XI вв. представляется весьма вероятным, т.к. простота изготовления безрогового варианта позволяет сделать дудочку даже ребенку.
К какой группе музыкальных инструментов относится жалейка
Музыкальный инструмент: Жалейка
В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех.
Историю жалейки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Звук жалейки можно охарактеризовать такими словами как громкий, пронзительный, напористый и даже крикливый. Он практически лишен обертонов и ему почти неподвластны динамические оттенки. Тембральный окрас инструмента имеет жалостливый и немного гнусавый оттенок.
Звучание инструмента это результат вибрации трости, которое возникает под воздействием вдуваемого исполнителем воздуха.
Жалейка, в основном имеющая диатонический звукоряд, бывает и хроматической.
Диапазон инструмента, зависящий от количества звуковых отверстий, очень небольшой и включает в себя всего одну октаву.
Играть на жалейке очень не просто, так как точное интонирование на инструменте требует от исполнителя большого умения.
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Довольно простая конструкция жалейки включает в себя трубочку, раструб и мундштук (пищик).
Разновидности
Семейство жалейки весьма многообразно и включает в себя инструменты, которые различаются по размерам, высоте звучания, строю и конструкции.
Жалейки, отличающиеся по размерам и высоте звучания: пикколо, сопрано, альт и бас.
Брёлка в отличие от жалейки имеет более мягкое звучание, так как раструб сделан не из коровьего рога, а из бересты, и вместо одинарного язычка используется двойной.
История
Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается.
В последнее время внимание к старинным русским народным духовым инструментам, в том числе и к жалейке постоянно возрастает. Очень многие музыканты увлеченно стараются овладеть искусством исполнения на них. Эта тенденция говорит о том, что ширится интерес к национальной культуре, а вместе с ней к музыкальным инструментам, на которых играли наши предки. Старинные народные духовые инструменты и не только не будут забыты, но и сохранится исполнительское искусство на них.
Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.
В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:
I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы. IV. Ударные:
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”. б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд. VI. Добавочная группа: арфа.
Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).
Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.
На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).
Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.
Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.
Характеристика групп симфонического оркестра
Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии. Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/ Виолончельможно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный. Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе. Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.
II. Деревянные духовые
Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент. Флейта(с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный. Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой. Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины Басовую партию исполняет фагот– инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром. Самый низкий фагот имеет название контрафагот. Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.
III. Медные духовые
Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.). Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов. Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию. Валторна(“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке. В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны. Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.
Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.
IV. Ударные инструменты
V. Клавишные инструменты
Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом. Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино). По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы. Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента. Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы. Орган –самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.
VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.
Тембровые характеристики инструментов
Скрипка
Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
Альт
Матовый, мягкий
Виолончель
Насыщенный, густой
Контрабас
Глуховатый, суровый, мрачный, густой
Флейта
Свистящий, холодный
Гобой
Носовой, гнусавый
Кларнет
Матовый, носовой
Фагот
Сдавленный, густой
Труба
Блестящий, яркий, светлый, металлический
Валторна
Округлый, мягкий
Тромбон
Металлический, резкий, мощный
Туба
Суровый, густой, тяжёлый
Виды оркестров
Оркестр русских народных инструментов
Оркестр белорусских народных инструментов
Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах. По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный. Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы. С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.
В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).
Джазовый оркестр (джаз-бенд)
В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).
В работе были использованы материалы:
1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996. 2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003. 3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004. 4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.