что такое самоидентификация простыми словами
Самоидентификация человека: примеры, болевые точки
Самоидентификация личности – это понятие, обозначающее определение человеком собственного места в социуме. Он сознательно называет себя представителем какой-либо группы в зависимости от ситуации. При этом одновременно возможно причислить себя сразу к огромному количеству групп по разным критериям, например:отец, спортсмен, начальник, рыбак, православный. Самоидентификация развивается с раннего детства и продолжается до конца жизни, постоянно изменяясь в зависимости от жизненных обстоятельств.
Определение понятия
Самоидентификация – это основа своего «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, личностных, физических и нравственных особенностей. Каждый человек сам для себя определяет, насколько он способен к выполнению той или иной деятельности, достижению целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим. Например, человек, осознающий свою способность к рисованию, может причислить себя к группе художников, а тот, кто видит в себе отличные физические данные, самоидентифицируется как спортсмен. Единственный способ самоидентификации личности – рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется.
Уровни самоидентификации
В психологии выделяют следующие уровни самоидентификации:
Кроме этих больших уровней, существуют и другие критерии самоидентификации, например: по хобби, любимой музыке, интересам, здоровью, вредным привычкам и даже по предпочтениям в еде – вегетарианцы и мясоеды. В чем заключается особенность самоидентификации личности? В том, что со временем человек может относить себя к разным частям общества, а также одновременно определять себя участником сразу нескольких групп.
Формирование самоидентификации
Согласно теории Э. Эриксона, формирование самоидентификации человека является результатом разрешения возрастных кризисов:
Проблема с самоидентификацией чаще всего возникает в том случае, если на каком-либо возрастном этапе человеку не удается отнести себя к желаемой группе по той или иной причине, например, отсутствие музыкального слуха при желании стать музыкантом. Человек видит себя играющим на фортепиано, но ему не удается причислить себя к группе музыкантов, в результате чего возникает внутриличностный конфликт.
Болевые точки самоидентификации личности
Что такое болезненные точки самоидентификации человека? Это те особенности индивида, о которых человек знает, но считает их отрицательными чертами. К примеру, на социально-профессиональном уровне самоидентификации это может быть отсутствие конкретного умения, необходимого в профессиональной деятельности, а на уровне ценностей и идеологии – чрезмерная любовь к животным в совокупности с относительным равнодушием к бедам людей. При общении с другими людьми человек испытывает психологический дискомфорт, если приходится разговаривать на «болезненные» темы, касающиеся его личности.
Потеря самоидентификации личности
На любом возрастном этапе может произойти потеря самоидентификации личности. Она может иметь внешние или внутренние причины. К первым относятся такие, как потеря работы или утрата социального статуса. Ко вторым – изменение интересов, утрата прежних ценностей, глобальный пересмотр жизненных целей. Независимо от причины, при потере самоидентификации человек теряет свое место в некоторых социальных группах, в которых ранее комфортно себя чувствовал. Человек должен искать новые жизненные цели и свое новое место в обществе для успешного дальнейшего будущего. В ином случае, высок риск деградации личности, приобретение всякого рада зависимостей или развития депрессии тяжелой формы.
Примеры
Самоидентификация личности, в том числе в западной традиции, включает самоопределение человека к той или иной группе, оценку собственных возможностей и анализ пройденного жизненного пути. При этом, человек может относиться к нескольким группам одновременно по разным критериям. Например:
Заключение
Самоидентификация личности в психологии – это, простыми словами, многогранное представление человека о самом себе. В результате чего он может относить себя к той или иной группе людей. Формируется она на протяжении всей жизни и всё время изменяется в зависимости от возраста, работы и круга общения. В современном обществе не существует образцов или шаблонов самоидентификации, так как каждый человек имеет огромное количество критериев, по которым относит себя к тем или иным группам.
5. Проблема самоидентификации.
Следующей не менее важной проблемой для человека является проблема тождественности, целостности и самоидентификации, т.е. ощущение себя «единым во множестве и множеством в едином». Самоидентификация – это основа целостного «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, психических, физических и нравственных особенностей.
Чаще всего этот непростой процесс включает в себя самопознание, работу с целями и ценностями, обращение к опыту уже пережитых событий и многое другое. Обретение внутренней гармонии напрямую связано с вопросом «Кто я?» и является одним из основополагающих условий счастливой и наполненной смыслом жизни.
Теперь давайте рассмотрим поведенческую модель людей, у которых главной (приоритетной) самоидентификацией не является самоидентификация «Я – Человек». Очень большое влияние на умы людей во все времена играла религия. То есть у большого количества людей приоритетной в жизни является самоидентификация «Я – Христианин», «Я – Мусульманин», «Я – Иудей» и ещё многие другие, а также их ответвления.
Теперь рассмотрим поведенческую модель человека, у которого приоритетной является самоидентификация, скажем, «Я – Христианин». Соответственно, его самоидентификация «Я – Человек» сдвигается на какие-то более дальние позиции.
В соответствии с этой идентификацией он развивает в себе особый механизм мышления, основанный на том, что провозглашает Библия и авторитеты, которые для него её истолковывают.
На все жизненные ситуации и людей он смотрит только с позиций этих двух составляющих. То есть, соответственно, если какой-то человек в его окружении не имеет точно такой же главной самоидентификации, то первый не считает его равным себе и, по крайней мере, стремится избегать с ним общения.
В более сложных случаях это приводит к глубоким конфликтам, зачастую с серьезными последствиями. Со временем может наступить момент, когда человек с самоидентификацией «Я – Христианин» будет думать, что он знает ответы на все вопросы (потому как очень хорошо изучил Библию). Такова иллюзия подобных идентификаций, так как человек сам себя загоняя в ловушку, перестаёт развиваться сам и сбивает с толку других.
С другой стороны, если у человека с самоидентификацией «Я – Христианин», ведущей все же остается «Я – Человек», то всё в корне меняется. Такая личность может наладить контакт и взаимодействие со всеми людьми, даже и других вероисповеданий (при условии, что они также имеют приоритетную идентификацию «Я – Человек»). Такая личность может помочь и себе, и многим другим людям.
В этом кроется глубокое понимание того, что все мы, рождённые в человеческом сообществе, являемся прежде всего людьми и наш долг, наша задача, независимо от национальности и вероисповедания, реализоваться прежде всего как люди, а затем уже в соответствии с другими выбранными идентификациями. Гораздо сложнее иные виды самоидентификации, не связанные с социальностью и социально-ролевыми механизмами.
Здесь понятие Я-ЛИЧНОСТЬ замещается понятием Я-ЧЕЛОВЕК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, Я-ОДУХОТВОРЕННЫЙ РАЗУМ, Я-РАСТУЩАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ДУША, Я-ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО, Я-ОПЫТ И ПАМЯТЬ, Я-ЧАСТЬ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И МНОГОЕ ДРУГОЕ. Ни о религии, ни о вероисповедании здесь уже речь не идет, а дух, душа и духовность выступают как надрелигиозные категории.
Для процесса самоотождествления с более высоким Я-ЧЕЛОВЕК уже необходимо глубокое погружение с одновременным расширением сознания.
Осознание «Я»-ДУША и переживание себя именно душой достигается в случае максимально расширенного сознания и ухода с земного уровня реальности. Здесь происходит множество удивительных вещей, говорить о которых пришлось бы очень долго.
Крайне необычной и трудно достигаемой является идентификация с «Я»-ОПЫТ, Я-ПАМЯТЬ КАК ЧАСТНОГО, ТАК И ОБЩЕГО; Я-ЖИВОЕ ОТРАЖЕНИЕ МИРА И САМ МИР. Достигается при максимальном погружении в глубины личностного «Я» и выходом за пределы этого «Я». Переживается это как поток сложно организованного пространства и времени жизни, за пределами которого отчетливо чувствуется такое же «Живое пространство и живое присутствие».
И именно этим оно отличается от чисто разумного конструирования и моделирования (в психологии и философии обозначаемых как умственная спекуляция), т.е. процесса, в ходе которого ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ МОЖНО ВСЕ, ЧТО УГОДНО, И ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ СЕБЯ ТОЖЕ С ЧЕМ (и КЕМ) УГОДНО.
Возникает вопрос: а кому и для чего необходим подобный опыт? Что с ним делать и что он способен сделать с человеком? Начнем с того, что для пребывающих на еще до-личностных уровнях развития он и невозможен, и бесполезен. На уровне развитой и зрелой личности наиболее важной и перспективной является самоидентификация Я-ЧЕЛОВЕК. Что же касается надличностных (духовных) уровней, то их следует рассматривать только с позиций всеобщей эволюции как поля эксперимента Сверхразума и Сверхсознания. Ибо альтернативе этой точки зрения нет и пока не предвидится.
Не следует и забывать, что новые виды реальности открылись человечеству совсем недавно и до сих пор для большинства являются чем-то исключительно умозрительным. Возьмем ту же психологию. В советской (и не только в советской) основной акцент всегда делался на понимании личности как продукте СОЦИАЛИЗАЦИИ, вне которой она сформироваться не может в принципе.
Философия также была предельно идеологизирована, поэтому таких понятий как экзистенция, духовное развитие, духовная личность, Дух, Бытие, Мир, Логос, Пустота и полнота, метафизический и религиозный акт для нее просто не существовало.
Восточная же философия (буддизм в частности,считавший само существование личности продуктом всеобщей иллюзии) не принималась к рассмотрению вообще. Прошло совсем немного лет, и ситуация изменилась в корне. В этом легко убедиться, ознакомившись с работами современных молодых ученых. Вот короткая выдержка из статьи В.П. Макаревича «Целостность личности как философская проблема».
«Собирая себя в целостность, личность не совпадает сама с собой. Несовпадение внутри человека себя эмпирического и себя идеального ведет к образованию экзистенциальной пустоты, которая является стимулом для личностного усилия, устремляющего человека к собственной целостности.
Обретение такого рода целостности происходит через ощущение личностью экзистенциального одиночества. Осуществляется это через поиск метафизической основы. Целостностью человек может обладать лишь устремившись к ней. Таким образом, целостность всегда будет ускользать, постоянно требуя нового собирания.
П. С. Гуревич пишет: «Человек по определению не может быть целостным. Он постоянно находится в поиске своей сущности. Можно сказать, что целостность является некоторым идеалом. Этот идеал по определению не может быть достижим, но к нему необходимо стремиться. Целостность воплощена в идеале, приобщившись к которому личность обретает полноту бытия. Идеал может выступать как точка собирания человека.
Он всегда находится впереди человека, в будущем, тем самым представляет собой структуру проекта. Такое проектирование имеет онтологические основания. Только благодаря онтологическому основанию проектирование не может быть произвольным. Таким образом, единичное «я» становится причастно к сфере духа. Через дух человек может собирать себя в некотором осознанном пути, следуя от себя как сущего к себе как бытию.
В сфере духа человек слышит голоса всех людей, живших до него, которые стремились к воплощению в себе идеала человечности. Этих людей зовут Людьми Мира. Попадая в сферу духа, мы попадаем в некоторый порядок, но не можем надолго удержаться в нем. И поэтому постоянно приходится постигать этот порядок заново. Только дух, воплощенный в человеческой личности, является органом постижения порядка бытия. Следовательно, только человек, существующий в сфере духа, воплощается во всей своей целостности как духовная личность».
Каждый человек сам для себя определяет, насколько он способен к выполнению той или иной деятельности, достижению определенных целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим.
Например, человек, осознающий свою способность к рисованию, может причислить себя к группе художников, а тот, кто видит в себе отличные физические данные, самоидентифицируется как спортсмен. Единственный способ самоидентификации личности – рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется.
Достаточно вспомнить слова Карла Ясперса (1883-1969) – одного из крупнейших представителей немецких экзистенциалистов, философа, культуролога и психиатра: «Тот, в качестве кого себя я знаю, отнюдь не тот, кто истинный я сам»…
Почти невозможно представить себе, чтобы человек в 30 и 70 лет серьезно считал себя одним и тем же. Просто потому, что ТАК НЕ БЫВАЕТ. Тогда, может быть, это внутренняя самоидентификация означает неизменность некоего «внутреннего человека», центрального либо психического существа супраментальной йоги, целостного ядра личности, не подверженного никаким влияниям и изменениям?
Однако и здесь есть свои сложности: каждый человек воспринимает (или не воспринимает!) образ собственной души по-своему. Чаще всего под душой понимают эмоциональную составляющую («эмоциональное существо», «душа желания») или сформированный нравственно-этический комплекс. И тогда говорят о совести либо «нравственном законе в нас».
Легко отследить изменение социального, профессионального и семейного статуса, уровень материального благосостояния, особую удовлетворенность, проистекающую от ощущения осмысленного присутствия именно в «своем мире, своем времени и на своем месте».
ИСТИННЫМ МИКРОКОСМОМ ВСЕГДА ЯВЛЯЛСЯ НЕ СОЦИУМ, НЕ ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И КЛАССЫ, НЕ ОБЩЕСТВО СО ВСЕМИ ЕГО ИНСТИТУТАМИ, А ИМЕННО ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, первичный атом разумного и духовного мира.
Однако образование это всегда будет неустойчиво, несовершенно и непредсказуемо, если не будет обладать душой и подчиняться духу. А душа, так же, как и личность, всегда была и будет ареной самых кровопролитных и ужасающих войн, противостоянием самых разнонаправленных сил.
Поэтому любая серьезная борьба всегда начинается за душу и происходит в душе, лишь затем захватывая личность и общество, которыми, кстати, гораздо легче управлять и манипулировать. Боюсь, здесь мне придется прерваться, ибо при взгляде «сверху» на проблему души-личности-общества открывается столь невероятно сложная, противоречивая, а во многом и ужасающая картина, что охватывает неудержимое желание бежать от этой реальности как можно дальше. И попробовать понять мир, вглядываясь в самого себя.
Единство связанных мгновений и движений
И медленность неотвратимых изменений
Все ускоряется, и медленным касаньем
Ложится истинным и новым пониманьем
На полотно сражений и побед,
Где Я, прошедший чередою лет,
Где много «Я»… Где тихо проступает
Не жизнь моя, а жизнь совсем иная…
Вода и Воздух – без конца, без края,
Тронь отраженье – исказится, замерцает,
Нашепчет, наиграет, напоет,
И сложит песню, вовлекая в хоровод.
Я здесь живу… Здесь жить разрешено,
И видеть то, что прочим не дано…
Самоидентификация человека и связанные с ней кризисы: чем чревата утрата
Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Трудно представить общество, состоящее из людей, неспособных к самоидентификации. Наверное, оно будет напоминать хаос. В нем не будет счастливых людей, зато будет огромное количество клонов, копирующий друг друга, бестолковые идеи и отсутствие разумности, комфорта и безопасности. Подобные мрачные прогнозы связаны с пониманием, что такое самоидентификация человека, что она дает, с какими проблемами может быть связана.
Что такое самоидентификация
Человек ищет себя всю жизнь. Находит в поступках, событиях, отношениях. Просто обернись назад и вспомни.
Когда-то ты была совсем маленькой, ощущала себя любимой дочкой. Это ощущение осталось на всю жизнь. Даже если родители ушли в мир иной, ты все равно осталась их девочкой, сохранила ощущение тепла и люби.
В детском саду начала чем-то интересоваться, ярко проявлять характер. В этом возрасте ты осознала себя отдельным, самостоятельным человечком со своими собственными желаниями и интересами.
Одновременно поняла, что не можешь жить без мамы и папы. Начала себе нравиться, понимать, что нравишься другим. Осознала, что можешь владеть телом.
В школе начала относиться к себе, как к отдельной личности, отличнице, спортсменке, любителю биологии, математике или девушке-сорванцу. Училась ответственности.
В подростковом возрасте, юношестве личностная уникальность заостряется. Через мучения, внутренние конфликты, споры с окружающими ты определила, какая ты, в каком направлении хочешь двигаться, когда чувствуешь себя комфортно и уверенно. Испытала свободу, в то же время начала принимать и уважать ограничения, права других людей.
Будучи взрослой, почувствовала себя женщиной, женой, матерью.
Определение того, кем ты являешься, ощущение тождественности реального «Я» с созданным образом, и есть самоидентификация. Она включает разные уровни:
Что дает самоидентификация
Иногда можно услышать, что неважно, как человек себя идентифицирует, к какой группе относит, какое представление о себе имеет. Провозглашается гибкость, свобода. Но не все так просто – даже с помощью этих определений и некоего анархизма человек идентифицирует сам себя. Гибкий, свободный, он не относится к прослойке офисных работников, рабочих, в то же время считает, что он творец, учитель, путешественник. И это есть самоидентификация.
Giphy
Знаешь, почему это происходит и почему желание определить, кто ты – естественное для человека?
Определи свой уровень самоидентификации
Теперь, когда ты так много знаешь про самоопределение, позволь предложить тебе несколько вопросов. Они позволят понять, испытываешь ли ты трудности с самоидентификацией.
Большинство людей предпочитает следовать другим, ничего не создавая, не добавляя и лишь отражая их поступки. Обидно, когда на самом деле такой человек обладает талантом, способностями, но из-за проблем с самоидентификацией, неуверенности, лишь копирует других. Бывают и обратные ситуации – перед тобой яркая личность.
В первые несколько минут кажется, что она зажигает всех, обладает невероятной харизмой. А потом открывается пустота, скука, выясняется, что все это было лишь копией – человек так решил представить себя. Сам же не готов к самопознанию и самоопределению.
Сразу несколько вопросов, но все они отражают один смысл – насколько хорошо ты знаешь себя, принимаешь и уважаешь.
Пустоту, потерянность, внутренний надрыв можно испытывать во время кризиса, когда в жизни наступает горе. Это – нормальные временные явления. Но если они сопровождают тебя длительное время, пора задуматься, не стоит ли остановиться, найти себя, правильно ли ты живешь.
Загляни внутрь себя – есть ли внутри что-то важное для тебя, что движет твоей жизнью. Есть ли у тебя внутренние принципы, ценности.
Представь перед собой молодого человека, который уверен, что он защитник окружающей среды. Он начитался литературы, сыплет умными словами. Вы приехали на пикник – он тщательно выбрал чистое место, а после даже не подумал о том, чтобы собраться за собой мусор. Это лживая самоидентификация, которая создает лишь видимость.
Самоидентификация это, прежде всего, знание и принятие себя. Формируется она последовательно на протяжении жизни. Без нее невозможно ощутить счастье, удовольствие от жизни.
Значение слова «самоидентификация»
са̀моидентифика́ция
1. устойчивое отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие её целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы или общности
2. психол. процесс самопостижения личности; формирование Я или персональной идентичности
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: приёмщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «самоидентификация»
Предложения со словом «самоидентификация»
Сочетаемость слова «самоидентификация»
Понятия, связанные со словом «самоидентификация»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «самоидентификация»
Процесс национальной самоидентификации, захвативший вновь образованные на территории последнего государства, довёл отдельных политических деятелей до состояния душевнобольных.
Это лишь часть того, что служит основой самоидентификации людей.
Одним словом, обычный парень, озабоченный трудноразрешимой в его возрасте проблемой самоидентификации.
Синонимы к слову «самоидентификация»
Сочетаемость слова «самоидентификация»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.