к какой группе музыкальных инструментов относится аккордеон
Язычковые музыкальные инструменты
К язычковым музыкальным инструментам относятся гармони, баяны, аккордеоны. Эти инструменты могут быть использованы как для сольного, так и для ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений, а также для аккомпанирования и учебных целей.
Язычковые инструменты различаются диапазоном звучания, количеством клавиш и кнопок правой и левой клавиатуры, устройством клавиатуры, количеством регистров (переключателей тембра), количеством голосов и характером их настройки (в унисон, в разлив).
Современные гармони и их усовершенствованные виды — баяны и аккордеоны — имеют одноименные основные детали и узлы.
На рис. ниже представлен внешний вид гармони. Основными деталями и узлами гармони являются: корпус (1), состоящий из двух половин — правой и левой; меховая камера (2); гриф с клавиатурой (3); правая и левая механика (4); резонаторы с голосовыми планками.
Корпус состоит из право го и левого полукорпусов с деками, на которых монтируют все детали и механизмы. Для изготовления корпуса и деки применяют древесину березы, бука, клена, ольхи, клееную фанеру березовую и буковую, листы алюминия и алюминиевых сплавов. Снаружи корпус, как правило, оклеивают целлулоидом. Полукорпуса соединены между собой мехом.
Мех представляет собой гофрированную камеру, состоящую из 13—17 герметически склеенных складок-борин, позволяющих при растягивании и сжимании создавать разрежение или давление воздуха внутри инструмента. Мех изготавливают из картона, обклеенного тканью, и герметически скрепляют с правой и левой половиной корпуса.
Гриф крепят к правой половине корпуса, он служит для размещения клавиш мелодии.
Механика правая и левая предназначена для передачи движения от клавишей, кнопок правой и левой клавиатуры к клапанам, которые открывают при игре соответствующие отверстия в деках.
Правая механика служит для подъема клапанов мелодии, причем у гармони каждая клавиша в мелодии открывает один клапан, пропуская струю воздуха к соответствующим язычкам.
Левая механика имеет более сложное устройство рычажных систем и при нажиме на кнопку одновременно открывает несколько клапанов аккомпанирующей басовой части гармони.
Резонаторы с голосовыми планками являются элементами звукообразования. Голосовые планки смонтированы на специальных колодках-резонаторах с перегородками. Резонаторы с планками, установленные в правой половине корпуса, называются резонаторами мелодии, а в левой половине — басовыми резонаторами. Количество резонаторов мелодии зависит от ее типа.
Голосовые планки представляют собой металлические пластины (рамки) с прорезями (проемами), над которыми расположены металлические язычки. Язычки и прорези в пластинах имеют призматическую форму. Для каждого звука имеется свой язычок (голос). Чем язычок короче, тем звук выше, и наоборот — чем язычок длиннее, тем звук ниже. Язычки своим утолщенным концом приклепываются к пластине, свободный конец язычка входит в прорезь пластины и под действием проходящей струи воздуха колеблется, образуя звуковые волны.
От точности подгонки язычка к прорези пластины с минимальным зазором, от качества материала, из которого сделаны язычок и пластина, зависят качество звучания голоса, его сила и частично тембр.
Голосовые планки изготавливают из латуни или алюминия.
Гармонь несмотря на ограниченные музыкальные возможности, широко распространена и пользуется популярностью в сельской местности. Объясняется это тем, что гapмонь, обладая ясными полнозвучными аккордами, певучими и мелодичными «голосами», обеспечивает, благодаря своей конструкции, легкость освоения искусства игры на ней, является доступным музыкальным инструментом для широкого круга исполнителей.
Гармони имеют диатонический звукоряд. Диапазон звучания — около трех октав.
Ассортимент гармоней представлен так называемыми венками и хромками. Кроме того, выпускаются гармони национальные, т. е. приспособленные для исполнения национальных мелодий.
«Венки» характеризуются тем, что имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха. «Хромки» пользуются большей популярностью, высота звука у них не зависит от направления движения меха.
Различают гармони одно-, двух-, трех-, четырехголосые, которые имеют соответственно один, два, три, четыре язычка, звучащих в унисон при нажатии на одну клавишу. Увеличение количества звучащих в унисон язычков приводит к усилению громкости звучания.
Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенно-цифрового кода:
♦ на первом месте буква, обозначающая соответственно А — аккордеон, Б — баян, Г — гармонь;
♦ на втором месте — цифра, обозначающая количество клавиш правой клавиатуры;
♦ на третьем месте — цифра, обозначающая количество кнопок левой клавиатуры;
♦ на четвертом месте — римская цифра, обозначающая количество голосов, т. е. одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши;
♦ на пятом месте — дробь, числитель которой указывает количество переключателей регистра в мелодии, а знаменатель — количество переключателей регистра в левой клавиатуре (в аккомпанементе). При отсутствии переключателей регистра в левой клавиатуре на пятом месте — цифра, обозначающая количество переключателей регистра в правой клавиатуре (в мелодии).
В табл. приведена характеристика нескольких типов разновидностей гармоний.
В ассортименте гармоней имеются также губные гармони, отличающиеся тем, что воздух к голосовым планкам подается легкими исполнителя, а не с помощью меха. Они в нашей стране не получили широкого распространения.
Баян появился в результате усовершенствования гармони. В отличие от гармони он имеет хроматический звукоряд (12-ступенный равномерно-темперированный строй), диапазон звучания до 5 октав, поэтому его музыкальные возможности значительно шире. Он используется для сопровождения вокальных выступлений, для сольного исполнения музыкальных произведений.
В основном устройство баяна, принцип его работы близки к рассмотренной выше гармони. Однако конструкция узлов баяна значительно сложнее. Внешний вид баяна представлен на рис.
По конструкции левые клавишные механизмы баяна подразделяются на готовые, выборные, готово-выборные.
Готовым называется механизм, который позволяет при нажатии на одну клавишу получить звучание фиксированного аккорда из трех или четырех звуков. Готовый механизм гармони имеет наиболее простую конструкцию, а механизмы баянов и аккордеонов состоят из значительно большего количества деталей.
Выборным называют механизм, который позволяет исполнителю самостоятельно набирать аккорды. Он значительно расширяет диапазон звучания инструмента, приближая его к диапазону фортепиано. Играть на баяне с выборным механизмом сложно, поэтому они не получили широкого распространения.
Готово-выборный механизм включает как бы два механизма: с готовыми аккордами и выборными. Специальным регистровым переключателем можно переводить инструмент с одного механизма на другой. Готово-выборный механизм значительно сложнее предыдущих.
В зависимости от назначения, особенностей конструкции, наибольшего количества одновременно звучащих язычков, наличия регистровых переключателей баяны можно подразделить на несколько групп:
1. Баяны двухголосые с различными звуковыми диапазонами без регистровых переключателей (Б-43х80-П и др.) Это инструменты с уменьшенным звуковым диапазоном, небольших размеров, предназначены в основном для обучения детей.
2. Баяны двух-, трехголосные с регистровыми переключателями, с помощью которых имеется возможность получать различные комбинации одновременно звучащих язычков при нажатии на одну клавишу мелодии (Б-52х100-Ш-5 и др.).
3. Баяны с готово-выборным аккомпанементом (БВГ-58х100-Ш-7 и др.) — наиболее сложные по своей конструкции и совершенные по исполнительским, игровым и акустическим свойствам.
4. Оркестровые баяны — пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. По своему конструктивному устройству они отличаются от обычных баянов тем, что имеют клавиатуру только в правой части корпуса и различаются по звуковому диапазону: баян-пикколо имеет 3 октавы, прима — 4 октавы, альт — З1/2 октавы, тенор — 3 октавы, бас — 3 октавы, контрабас — 21/2 октавы.
5. Тембровые баяны: баян-труба, баян-флейта, баян-фагот, баян-гобой, баян-кларнет. Эти баяны принципиально отличаются от всех рассмотренных ранее конструкций баянов, они имитируют звучание трубы, флейты, фагота, гобоя, кларнета. В зависимости от характера настройки язычков, звучащих одновременно при нажатии на определенную кнопку, баяны бывают двух типов: «в унисон» и «в разлив». Баяны, язычки которых настроены в унисон, т. е. на одну ноту, применяются при первоначальном обучении игре и для сопровождения народных песен и танцев. Баяны, язычки которых настроены в разлив, т. е. с некоторой расстройкой по отношению друг к другу в сторону повышения, называются аккордеонированными и используются для исполнения легкой и эстрадной музыки.
Аккордеон по принципу образования звука, по устройству резонаторов и басового механизма, корпуса, дек, меховой камеры и по применяемым материалам почти не отличается от обычных баянов. Внешний вид аккордеона представлен на рис.
Разница между баяном и аккордеоном — в форме корпуса, клавиатуре мелодии, конструкции грифа.
Аккордеон имеет фортепианную клавиатуру в мелодии, гриф его значительно расширен и удлинен, корпус имеет более богатое внешнее оформление.
Строй аккордеона двенадцатистепенный, равномерно-темперированный, (звукоряд полный хроматический). Диапазон звучания до ЗУ2 октав. Настройка язычков «в разлив».
Аккордеоны бывают трех- и четырехголосные, встречаются и пятиголосные модели. Левую клавиатуру аккордеонов делают с готовыми аккордами и с переключением на выборные басы, а также готово-выборную без переключения.
В зависимости от звукового диапазона, голосности и количества регистров аккордеоны подразделяются на полные и неполные.
Полными аккордеонами принято называть инструменты, имеющие 41 клавишу в клавиатурном механизме мелодии и 120 кнопок в басовом механизме. Из полных наиболее распространенными являются следующие типы аккордеонов: А-41Х120-Ш-5/2; А-41х120-Ш-7/3; A-4IxI20-IV9/3 — диапазон звучания мелодии (в основной) от ноты фа малой октавы до ноты ля третьей октавы.
К неполным относятся инструменты уменьшенного звукового диапазона и небольших размеров. В основном они предназначены для учебных целей. Это аккордеоны: А-34х80-Ш-5; А-34х80-Ш-5/2 — диапазон звучания мелодии от ноты соль малой октавы до ноты ми третьей октавы; А-37х96-Ш-5/3 — диапазон звучания от ноты фа малой октавы до ноты фа третьей октавы.
Аккордеоны
Аккордеоны широко распространены по всему миру (неконцертные ручные гармоники распространены меньше). В некоторых странах (например, в Бразилии, Колумбии, Доминиканской Республике, Мексике и Панаме) разнообразные инструменты этого семейства используются в популярной музыке (например, гаучо, форро и сертанехо в Бразилии, валленато в Колумбии и нортеньо в Мексике), в то время как в других регионах (таких как Европа, Северная Америка и другие страны Южной Америки) они, как правило, больше используются для танцевальной поп-музыки (так как аккордеоны — семейство концертных инструментов), но также часто используются в народной музыке в Европе, Северной Америке и Южной Америке (в России это баяны и гармони). В Европе и Северной Америке в некоторых популярных музыкальных произведениях также используют эти инструменты. Кроме того, разные виды аккордеонов используются в жанрах американской музыки (чаще это штат Луизиана): каджан (вид блюза), зайдеко, джазовая музыка и в оркестровых выступлениях с классической музыкой (там аккордеоны могут использоваться в качестве как сольных инструментов, так и ансамблевых). Семейство аккордеонов является официальными музыкальными инструментами города Сан-Франциско, штат Калифорния. Многие консерватории в Европе имеют классические аккордеонные отделы. Самое старое название для этого семейства инструментов — концертные гармоники, от греческого harmonikos, что означает «гармония, музыкальный». Сегодня под словом «аккордеон» в основном подразумевается клавишный аккордеон, но клавишными аккордеонами также возможно считать и фисгармонии.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Альтовый саксофон — духовой музыкальный инструмент, являющийся одной из разновидностей саксофона. Своим появлением в 1842 году он обязан Адольфу Саксу, музыкальных дел мастеру из Бельгии. Он меньше, нежели теноровый саксофон, но больше, чем саксофон-сопрано. Считается наиболее популярным среди прочих разновидностей саксофонов. Широко используется в классических и джазовых композициях.
Чикаго-блюз (англ. Chicago blues) — разновидность блюза, которая зародилась в Чикаго. Характерными инструментами считаются электрогитара, ударные инструменты, пианино, бас-гитара, губная гармоника и иногда саксофон. Стиль начал формироваться в США в первой четверти двадцатого столетия, когда чернокожие американцы стали переселяться с юга в крупные города на севере страны. Одним из таких городов был Чикаго.
Аккордеоны
Из Википедии — свободной энциклопедии
Аккордеоны (от немецкого Akkordeon, от Akkord — «музыкальный аккорд, согласие звуков») — семейство коробчатых музыкальных инструментов сильфонного типа (созданных на основе свободного язычка), также именуемые как концертные ручные гармоники. К этому семейству относятся баян, концертина, гармонь, бандонеон. Самым распространённым музыкальным инструментом семейства является клавишный аккордеон.
Аккордеоны широко распространены по всему миру (неконцертные ручные гармоники распространены меньше). В некоторых странах (например, в Бразилии, Колумбии, Доминиканской Республике, Мексике и Панаме) разнообразные инструменты этого семейства используются в популярной музыке (например, гаушу, форру и сертанежу в Бразилии, валленато в Колумбии и нортеньо в Мексике), в то время как в других регионах (таких как Европа, Северная Америка и другие страны Южной Америки) они, как правило, больше используются для танцевальной поп-музыки (так как аккордеоны — семейство концертных инструментов), но также часто используются в народной музыке в Европе, Северной Америке и Южной Америке (в России это баяны и гармони). В Европе и Северной Америке в некоторых популярных музыкальных произведениях также используют эти инструменты. Кроме того, разные виды аккордеонов используются в жанрах американской музыки (чаще это штат Луизиана): каджан (вид блюза), зайдеко, джазовая музыка и в оркестровых выступлениях с классической музыкой (там аккордеоны могут использоваться в качестве как сольных инструментов, так и ансамблевых). Семейство аккордеонов является официальными музыкальными инструментами города Сан-Франциско, штат Калифорния. Многие консерватории в Европе имеют классические аккордеонные отделы. Самое старое название для этого семейства инструментов — концертные гармоники, от греческого harmonikos, что означает «гармония, музыкальный». Сегодня под словом «аккордеон» в основном подразумевается клавишный аккордеон, но клавишными аккордеонами также возможно считать и фисгармонии.
Аккордеон
Аккордеон – достаточно популярный, распространенный музыкальный инструмент. Любая консерватория обладает классами, обучающими игре на нем. Аккордеон многогранен, обладает широким диапазоном звуков. Произведения, от классических до современных, органично звучат в исполнении этой усовершенствованной гармоники.
Что такое аккордеон
Аккордеон – музыкальный инструмент, считающийся разновидностью ручной гармоники. Оснащен клавиатурой по типу фортепиано. Схож с баяном: обладает, в зависимости от модели, 5-6 рядами кнопок, издающими звуки басов и аккордов, либо отдельными нотами.
Инструмент обладает двумя рядами кнопок, расположенными слева, справа. Правая предназначена для исполнения мелодии, левая – для аккомпанемента.
Отличие от баяна кроется в строевых язычках. В баяне язычки настроены в унисон, у аккордеона – несколько не совпадают в тональности, придавая звучанию особую прелесть.
Звук аккордеона – мощный, насыщенный, многогранный. Благодаря этому, инструмент может быть и солирующим, и аккомпанирующим.
Устройство аккордеона
Внутреннее устройство аккордеона – это целая система взаимосвязанных механизмов:
Две клавиатуры, согласно схеме, соединены мехом, помогающим нагнетать воздух внутрь клавишно-пневматического механизма. При нажатии на клавиши, потоки воздуха сквозь язычки проникают внутрь до упора. Простым воздействием на нужную группу клавиш играющий открывает воздушный клапан, воздух от меха проникает в определенную звуковую камеру, выходит наружу через голосовую планку, издавая требуемый звук.
История аккордеона
История возникновения аккордеона уходит корнями в глубокое прошлое: происхождение связано с Китаем, где впервые изобрели губную гармонику. Когда началась активная международная торговля, инструмент попал в Европу, после чего началось его кардинальное преобразование.
Изобрел модель, похожую на современный вариант, органный мастер Кирилл Дамиан, уроженец Вены. Событие произошло в 1829 году: умелец представил изобретение миру, запатентовал, придумал оригинальное название – «accordeon».
История музыкального инструмента началась 23 мая 1829 года, когда К. Дамиан запатентовал изобретение. Сегодня дата 23 мая является Всемирным днем аккордеона.
Из Вены музыкальное устройство перекочевало в Италию: здесь впервые наладили производство в промышленных масштабах.
В России музыкальное устройство впервые появился поздновато, в 40-х годах XIX века. Первоначально диковинку покупали за границей, обладать подобной роскошью могли позволить зажиточные люди (купцы, аристократы, привилегированные слои населения). Постепенно, посредством крепостных крестьян, аккордеон пожаловал в села, деревни, вскоре превратившись практически в русский народный инструмент.
Сегодня данный инструмент востребован в концертной деятельности: он способен воспроизводить уникальный звуковой ряд, имитировать звуки других музыкальных инструментов. Виртуозные, профессиональные исполнители способны обыгрывать практически любые композиции, различные по жанру, стилю, направленности.
Виды аккордеонов
Классификация производится согласно нескольким важным признакам:
2. Система аккомпанемента в левой руке:
3. По размеру (существуют разные размеры, от маленьких, ученических моделей, до концертных. Небольшие по размеру аккордеоны называются любительскими):
Отдельно стоит упомянуть цифровые модели, выпускаемые с 2010 года. Страна происхождения – Италия, однако выпуск производится торговой маркой «Roland» (Япония). Японцы выкупили старинную итальянскую фирму «Dallape», старейшего производителя аккордеонов. С этого момента началось развитие бизнеса в другом направлении, свет увидел первый цифровой аккордеон.
Главные достоинства цифрового инструмента:
Создание цифровой модели стало новым этапом модернизации инструмента, позволило усовершенствовать его строение. Вполне вероятно, это далеко не конец, и устройство продолжит видоизменяться, усложняться, развиваться.
Как выбрать аккордеон
Выбор музыкального инструмента – дело серьезное. Малейшие дефекты обязательно отрицательно скажутся на звучании. Обращать внимание специалисты советуют на следующие принципиальные моменты:
Интересные факты
Любителей музыки заинтересуют любопытные факты, связанные с модернизированной гармоникой:
Аккордеон – относительно молодой музыкальный инструмент, становление которого нельзя считать полностью завершенным. Модели регулярно модернизируются, совершенствуются, приводя в восторг музыкантов и слушателей. Мощное, разноголосое звучание, способное имитировать любые звуки – вот основная причина его мировой популярности.
Виды музыкальных инструментов
Все любят музыку, она дарит прекрасные мгновения, успокаивает, радует, дает ощущение жизни. Разные музыкальные инструменты имеют разные свойства и отличаются по своему строению, материалу изготовления, звучанию, технике игры. Неоднократно предпринимались попытки создать их классификацию. Мы решили составить небольшой гайд, где разместили виды музыкальных инструментов с картинками и названиями, чтобы каждый новичок мог с легкостью разобраться во всем многообразии музыкального мира.
Классификация музыкальных инструментов
Вообще, музыкальные инструменты можно классифицировать по различным признакам, но самый явный из них – по источнику звука. Звук может генерироваться струнами, вибрирующим язычком, колебанием твёрдой поверхности, либо вибрирующим воздухом в корпусе инструмента.
По этим признакам отличают струнные, духовые, язычковые, и ударные инструменты соответственно. Помимо источника звука важным критерием является способ игры на инструменте. Ниже мы приведем наиболее распространенные виды музыкальных инструментов.
Струнные
Скрипка, гитара, виолончель, банджо – всё это струнные музыкальные инструменты. Звук в них появляется благодаря вибрации натянутых струн. Существуют смычковые и щипковые струнные. В первых звук появляется от взаимодействия смычка и струны – трение смычкового волоса заставляет струну колебаться. По такому принципу работают скрипки, виолончели, альты.
Щипковые инструменты звучат благодаря тому, что музыкант сам своими пальцами, либо медиатором, задевает струну и заставляет её колебаться. Гитары, банджо, мандолины, домры работают именно по такому принципу.
Заметьте, что иногда на некоторых смычковых инструментах играют при помощи щипков, добиваясь несколько иного тембра. Среди таких инструментов скрипки, контрабасы и виолончели.
Духовые
В духовых инструментах звук зарождается благодаря вибрированию воздушного потока в полости музыкального инструмента. Вполне вероятно, что эти музыкальные инструменты являются одними из самых древних, наряду с ударными. На высоту и характер звучания духовых влияет то, как именно музыкант выдувает воздух изо рта, а также положение его губ и лицевых мышц, называемое амбушюром. Помимо этого, звук регулируется длиной воздушного столба при помощи отверстий в корпусе, либо дополнительных патрубков, которые этот столб увеличивают. Чем больший путь пройдет воздух, тем ниже будет звучание.
Различают деревянные и медные духовые. Однако, эта классификация говорит, скорее, не о материале, из которого сделан инструмент, а об исторически сложившемся способе игры на нем. К деревянным духовым относят инструменты, высота звука которых регулируется отверстиями в корпусе. Музыкант закрывает пальцами или клапанами отверстия в определенном порядке, чередуя их при игре.
Деревянными духовыми могут быть и металлические флейты, и свирели, и даже саксофон, который из дерева вообще никогда не изготавливался. Кроме того, к ним относятся флейты, гобои, кларнеты, фаготы, а также старинные шалмеи, блокфлейты, дудуки и зурны.
Язычковые
Каждый знаком с губной гармошкой. Её чарующее звучание возникает благодаря тому, что музыкант, вдувая в инструмент воздух, заставляет вибрировать небольшой металлический язычок, который и производит звук. К язычковым относят гармони, баяны, аккордеоны, казу.
Кроме того, к ним можно отнести и тростевые духовые инструменты, как, например, саксофон, фагот или кларнет, звук в которых зарождается благодаря вибрации маленькой деревянной пластинки – трости.
Ударные
Одни из самых древних музыкальных инструментов – конечно же ударные. Звук формируется от удара музыканта по инструменту, либо по его резонирующей части. К ударным инструментам относят все барабаны, бубны, ксилофоны, литавры, треугольники и шейкеры. Вообще, это очень многочисленная группа инструментов, в которую входит этническая и оркестровая перкуссия.
Перкуссия
Перкуссия – ударные и шумовые музыкальные инструменты, которые не входят в набор стандартной барабанной установки, или основных ударных оркестра. Такие инструменты выполняют важную роль, создавая особенное настроение и разнообразие ритм партии и всей композиции в целом.
Звуки колокольчиков, шум трещоток, кастаньет и бубнов – без этого невозможно представить современную музыку. Этническая перкуссия, к которой относятся такие этнические ударные как тамбурин, бонго, маракасы, деревянные ложки, кастаньеты, имеют огромное влияние на самоопределение многих народов, создавая их идентичность.
Клавишные
К клавишным музыкальным инструментам относят любые инструменты, имеющие фортепианную или органную клавиатуру. Чаще всего, в современном толковании, под клавишными подразумевают рояль, пианино, орган, либо синтезатор. Кроме того, к этой подгруппе относят клавесин, аккордеон, мелотрон, клавикорд, фисгармония.
Электромузыкальные
Относительно новая подкатегория музыкальных инструментов, звук в которых генерируется с помощью электронных схем. К ним относятся цифровые фортепиано, синтезаторы, грувбоксы, семплеры, драм-машины. Большинство таких инструментов имеют либо фортепианную клавиатуру, либо клавиатуру, состоящую из специальных чувствительных кнопок-пэдов. Однако, некоторые электромузыкальные инструменты могут совсем не иметь клавиатуры, как, к примеру, модульные синтезаторы, получая информацию о проигрываемой ноте при помощи специальных программ или устройств.