к какой группе методов по б г ананьеву относится метод эксперимента
Классификация методов психологического исследования (по Б.Г.Ананьеву)
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные методы исследования
Метод – это путь познания, который опирается на определенную совокупность полученных ранее знаний.
Он делит все методы на четыре большие группы:
Организационные методы
Организационные методы могут быть:
Сравнительный метод широко используется в общей психологии при сопоставлении выборок или разных групп испытуемых. В психологии развития метод сравнения представлен в двух основных формах: методом возрастных (поперечных) и лонгитюдных, т.е. продольных исследований. Сравнительно-возрастной метод заключается в сопоставлении особенностей по возрастам для выявления динамики изучаемых психических процессов.
Процедура поперечных срезов подразумевает, что изучаемое явление психики диагностируется при помощи одного психологического инструмента для испытуемых разных возрастных групп. Продольные исследования требуют длительного исследования одних людей на протяжении нескольких лет. При этом используется наблюдение, тестовые, экспериментальные методики. Данный вид исследований дает возможность определить индивидуальные особенности развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Разновидностью сравнительного метода считается генетический метод, используемый в педагогической и возрастной психологии.
Эмпирические методы
К группе эмпирических методов исследования относятся:
Наблюдение активно применяется при изучении развития детей. Его основная задача заключается в накоплении фактов и их расстановки во временной последовательности.
Наблюдение бывает сплошным, при котором психолога интересуют, вся специфика поведения индивида, и выборочным, при котором фиксируются только определенные выборочные характеристики. Наблюдение – это достаточно сложный метод и его применение должно отвечать определенным требованиям:
Эмпирические методы применяют с детьми чаще всего в привычных условиях школы или детского сада. Поэтому в педагогической и возрастной психологии часто применяется естественный эксперимент, который осуществляется в рамках трудовой, игровой и учебной деятельности. Специфическим методом педагогической и возрастной психологии признается формирующий эксперимент, при котором создаются специальные условия для изучения в динамике развития психологических особенностей при их целенаправленном формировании.
Беседа – это эмпирический метод, используемый для получения информации о человеке при общении с ним, в результате получения ответов на целенаправленно заданные вопросы.
Анкетирование является методом получения необходимых данных о человеке на основании ответов на определенные заранее подготовленные вопросы, входящие в анкету.
Анализ продуктов деятельности позволяет изучать человека посредством интерпретации продуктов его деятельности.
Тестирование – это диагностика личностных качеств индивида при помощи тестов. При этом тестирование только констатирует действительность, а для изменения, развития различных качеств личности следует использовать иные методы.
Методы обработки данных
К методам обработки данных относятся:
Интерпретационные методы
К интерпретационным методам относятся:
Генетический помогает интерпретировать обработанный материал исследования, посредством характеристик развития, выделяя стадии, фазы, критические моменты формирования психических новообразований. Он определяет генетические вертикальные связи между разными уровнями развития.
Структурный метод выявляет горизонтальные структурные связи между изученными характеристиками человеческой личности.
Классификация методов психологии по Ананьеву
Психологическая наука включает разные методы исследования. Они представляют собой средства, приемы, применяемые для получения информации, на основе которой выстраиваются новые теории, выносятся практические рекомендации. Развитие науки зависит от совершенности применяемых техник. Методы психологии по Ананьеву — это выделение способов получения информации в отдельные группы. Такая классификация появилась под влиянием развития психологии, появлением новых способов проведения исследований.
Этапы и задачи
Б. Г. Ананьев классифицировал психологические методы исследований так, чтобы разделение соответствовало этапам экспериментов.
Экспериментатор создает для испытуемого определенные условия, начинает воздействовать на него раздражителями, чтобы изучить реакции субъекта на изменения окружающего мира.
Основные задачи психологии:
После получения информации ученые проводят ее глубокий анализ, делают выводы.
Классификация
Все методики, применяемые в психологической науке, Ананьев разделил на 5 групп:
Стандартные техники
Существует несколько стандартных техник, который применяются в различных психологических школах:
Способы приема и обработки информации
После тестирования полученную информацию необходимо объединить, провести ее глубокий анализ. Существует два метода обработки данных:
Организационные
Группа, объединяющая в себе несколько методик:
Методики могут комбинироваться.
Эмпирические
Представляют собой техники сбора общих данных:
Виды психологического эксперимента по Ананьеву:
Часть экспериментов со временем запретили из-за негативного воздействия на психическое, физическое развитие испытуемых.
Интерпретационные
К этой группе относятся такие методы:
Классификация психологических методов по Ананьеву разделяет основные техники, применяющиеся исследователями. Разделение не нарушает последовательности проведения экспериментов, получения, анализа данных.
Полезное видео
Из видео Вы узнаете о том, какой вклад в развитие психологии сделал Б. Г. Ананьев.
О видах психологического эксперимента по методу Ананьева
Борис Герасимович Ананьев рассматривал индивидуальность как внутреннюю сущность человека и как систему, объединяющую его внутреннее содержание с характеристиками, свойственными индивиду, личности и субъекту деятельности.
Таким образом, он признавал индивидуальность результатом гармоничного сочетания биологического и социального начала, присущих каждому человеку. С его точки зрения, она является вектором развития трех составляющих (индивида, личности и субъекта) как единого целого, стабилизирует человеческую структуру, оказывает прямое влияние на жизнеспособность и долголетие.
Существовало много разновидностей методов, исследующих психологию личности и ее индивидуальность. Б.Г. Ананьев считал очень важным иметь в распоряжении хотя бы приблизительную классификацию. Такое знание о возможностях и соотношениях различных методов необходимо для составления планов психологических экспериментов.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Свою классификацию Ананьев разработал на основе схем болгарского ученого-психолога Г.Д. Пирьова, который предложил следующие виды методов:
Признав эту схему наиболее полной из всех существующих, Ананьев нашел в ней не только плюсы, но и минусы:
Ананьев постарался устранить эти противоречия и создал свою классификацию, дополнив ее методами психодиагностики, способами обработки данных и расшифровки результатов эксперимента. Благодаря ей появилась возможность выделения разных способов получения информации и распределения их по группам в соответствии с этапами экспериментов.
Классификация
По Ананьеву методы можно разделить на 4 основные группы:
Организационные методы
Организационные методы Ананьев также разделил на 3 типа:
Все указанные методики могут применяться как отдельно, так и в комплексе.
Эмпирические методы
Делятся на описательные и экспериментальные (проведение опытов).
К описательным принадлежат наблюдение и самонаблюдение, методы психической диагностики (проведение анкетирования, опросов, интервьюирования, бесед), социометрические исследования, анализ продуктов, событий, процессов человеческой жизни и деятельности, метод моделирования.
Тестирование находится на границе описательных и экспериментальных методов. Теоретические тесты ближе к первой группе, практические (как ведет себя субъект в той или иной ситуации) — ко второй.
Наблюдение и самонаблюдение
Существует множество разновидностей наблюдений. Разберемся с каждым из них.
Методы психической диагностики
Психодиагностические методы классифицируются:
Тесты, используемые в методах психодиагностики, также делятся на группы по признакам:
Помимо анкетирования, опросов, включенных в общую категорию «тестирования», также методом психической диагностики является беседа.
Беседа — метод речевого взаимодействия между испытуемым и исследователем.
При этом она может быть не только инструментом, но и способом корректирующего воздействия, а также методом установления доверия и взаимопонимания. Поскольку метод достаточно сложный и одновременно действенный, к нему предъявляются особые требования:
Метод анализа жизненных процессов и продуктов деятельности
Состоит в изучении и анализе таких предметов, как рисунки, сочинения, поделки, другие виды творческих работ, личные и школьные дневники. Такой анализ относится к праксиметрическим методам. Сюда же включаются методы хронометража, циклограмм, профессиограмм и биографический метод (изучение жизненного процесса личности или группы людей).
Социометрический метод
Представляет собой исследование взаимодействий внутри группы людей, их межличностных взаимоотношений. Характеризует положение человека внутри группы (ведущий или ведомый). Позволяет выявить взаимную симпатию или неприязнь, на основе этого подобрать оптимального партнера для совместной продуктивной деятельности.
Метод моделирования
Является большей частью теоретическим, состоит в создании математической модели приблизительного образа реальности для изучения психических явлений. Модель является психическим отражением оригинала. Вначале у объекта выделяются его приближенные образы, затем они познаются в отдельности. При наложении друг на друга образы создают модель познаваемого оригинала.
Экспериментальный метод
Метод исследования, проводимый в рамках специально сконструированной ситуации для проверки гипотезы о причинно-следственных связях между определенными факторами. Состоит из 3 этапов — постановки цели (создания гипотезы), проведения и сбора данных.
По условиям проведения эксперимент разделяется на:
Методы обработки данных
Интерпретационные методы
Методика определяет основные направления интерпретации полученных в ходе психологических исследований данных. Они характеризуют подходы, применяемые в анализе этих данных. Ананьевым было выделено 2 основных подхода: генетический и структурный. Они могут применяться независимо друг от друга либо в комплексе.
Примеры экспериментов по методу Ананьева
Приведем примеры эксперимента по изучению организационного поведения:
Примеры экспериментов о влиянии определенных факторов на качество умственной, творческой и физической деятельности:
Группы методов психологии по б.Г.Ананьеву
Классификация методов. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов. Очень важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности человека, наблюдая его поступки, поведение. И. М. Сеченов писал: «Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой (т. е. о психической деятельности) по последним, т. е. по внешним, признакам». Таким образом, познание психической деятельности человека достигается главным образом через изучение его действий, поступков, речевого поведения.
В возрастной и педагогической психологии выделяется четыре группы методов:
К первой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный.
Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление различных групп испытуемых, или «выборок»), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп и т. п.), в патопсихологии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми и т. п.).
В детской психологии и психологии взрослых сравнительный метод выступает в виде метода возрастных, или «поперечных», срезов. Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Одним из исследований такого рода является работа А. А. Смирнова и его сотрудников по проблеме памяти, где сопоставлялись особенности некоторых мыслительных процессов у дошкольников, школьников и взрослых людей.
Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдный метод. Он предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. Непосредственным итогом применения этого метода является индивидуальная монография о ходе психического развития. Например, французский психолог Р. Заззо в течение ряда лет исследовал один и те же пары однояйцевых близнецов, что позволило объяснить формирование личностных различий между ними влияниями социальной среды.
В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы создаются, как правило, для решения крупных практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода исследование позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т. п.).
Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.).
Третью группу составляют методы обработки данных. К этим методам относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.
Четвертая группа — интерпретационные методы. Сюда относятся генетический и структурный методы.
Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.
Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.
Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.
1 этап — подготовительный. Собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу- предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.
2 этап — собственно исследование. На этом этапе путем использования различных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи. Для сбора данных используется, как правило, несколько методов в их сочетании.
На 3 этапе данные обрабатываются. Проводятся количественный и качественный анализы данных исследования, которые дают возможность выявить существующие связи и закономерности.
В обработке материала выделяют следующие моменты:
первичный анализ, т. с. анализ каждого отдельно зафиксированного факта;
первичный синтез, т. с. установление связен между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой;
сравнительный (вторичный) анализ, т. е. выделение тех фактов, которые устойчиво повторяются;
вторичный синтез, т. е. объединение этих фактов, сопоставление их с гипотезой и нахождение существенных закономерностей.
4 этап включает использование интерпретационных методов, что позволяет истолковать полученные данные на основе психологической теории, выявить правильность или ошибочность гипотезы исследования.
Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
Предмет, цель и задачи психологии личности.
Основная цель современной психологии личности – объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.
Другая цель психологии личности – помогать людям получать большее удовлетворение от жизни.
В задачи психологии личности входит:
1) Исследование общего и частного в проявлении личности.
2) Изучение структуры личности.
3) Изучение механизмов развития личности.
4) Изучение закономерностей развития личности.
5) Описание, объяснение, прогноз и коррекция личностного развития.
Методы изучения личности.
Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.
Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
1) Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); комплексный метод (заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения; в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.
2) Эмпирические (методы сбора первичной информации) – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении: наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы).
Наблюдение– целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта (открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования, скрытое; лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях и естественное (полевое); включенное– наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри, невключенное – наблюдение со стороны;случайное – не запланированное заранее наблюдение, систематическое – преднамеренное наблюдение).
Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя.
Психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, социометрия (исследование межличностных отношений в группе), интервью и беседа).
Биографический метод − это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.).
3) Методы обработки данных:количественная обработка (построение графиков, гистограмм, схем, таблиц и т.д.); качественная обработка (предусматривает анализ и синтез полученных данных, их систематизация и сравнение с результатами других исследований).