к какой форме речи монологической или диалогической по большей части относится письменная речь
Монологическая и диалогическая речь: виды устной речи, методы обучения, приемы. Как развивать монологическую и диалогическую речь в школе
Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи.
Монологическая и диалогическая речь — что это? Определения и виды устной речи
Для начала тезисно напомним, что такое монолог и диалог, какие виды монологической и диалогической речи существуют в русском языке.
Монолог — это высказывание одного лица. Монолог относительно протяжен во времени, содержит разные по объему части текста, связанные между собой логически.
В методике русского языка принято выделять два типа монолога:
Существует и классификация монологов по цели высказывания:
Для разговорной речи характерны спонтанные монологи, для официальной — подготовленные, имеющие четкую структуру (вступление, основная часть, заключение).
Диалог — разговор двух и более лиц. В отличие от монолога разговор может прерываться, во многом зависит от эмоций, характера беседы и темы, редко состоит из законченных предложений.
В зависимости от степени участия собеседников выделяют следующие виды диалогической речи:
В методике выделяют еще стандартные диалоги (или диалоги этикетного характера) — это диалоги, используемые в типовых ситуациях (продавец-покупатель, начальник-подчиненный и пр.)
Обзор методик и приемов, направленных на развитие связной монологической и диалогической речи
Образец должен быть кратким, доступным для понимания, легким для запоминания, произносится четко, громко, обязательно выразительно.
Например, предстоит урок-суд. Для этого процесса характерны свои реплики и устойчивые выражения. Поэтому заранее с учениками изучают, как строится процесс судопроизводства, какие фразы наиболее употребительны, какие термины используются. Образец может быть предоставлен в виде текста, видеосюжета.
На основе дедуктивного метода появились такие методики, как ролевые игры, дискуссии, форумы, симпозиумы. Все они строятся на основе беседы, обучения диалогической речи, развивают умение вести спор, отстаивать свое мнение, мыслить аргументировано и связно излагать свои мысли.
Формирование монологической речи и умение вести диалог — ключевая задача технологии развития критического мышления. Все приемы и стратегии в этой технологии так или иначе построены на обсуждении, на умении связно говорить и спорить, приводя аргументы и доказательства. Такие приемы, как Уголки, ПОПС-формула, Кубик Блума, Сюжетная таблица, Мысли по аналогии, ИДЕАЛ, Мудрые совы призваны развивать критическое мышление. А главное — обучают связной, логически выстроенной и аргументированной речи.
В заключение хотелось бы отметить, что обучение монологической и диалогической речи должно вестись на всех уровнях обучения. Бывает, что учителя в старших классах не уделяют этому вопросу должного внимания, полагая, что подросток 14-16 лет уже умеет говорить связно. Но помимо логичности изложения школа должна научить образности мышления, критичности суждений, умению вести дискуссии и споры. Поэтому используя те или иные приемы, предполагающие монологи и диалоги, желательно постоянно акцентировать внимания на требованиях к устной речи.
Формы внешней устной речи
Воскресенская Марина Олеговна
Формы внешней устной речи
Формы внешней устной речи
Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний, из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде беседы двух или нескольких участников речевого общения. Диалог, как форма речевого общения, опирается на общность восприятия окружающего мира собеседниками, общность ситуации, знание предмета речи. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты — жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний в диалоге. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые «штампы»). Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания.
В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединенную цепь реплик, характеризующихся семантической, структурной и смысловой законченностью — так называемое «диалогическое единство» (Н. Ю. Шведова, С. Е. Крюков и Л. Ю. Максимов). Достаточное раскрытие темы (предмета речи, смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, выступают как основные критерии связности развернутой диалогической речи.
Монологическая речь (монолог) определяется в психологии речи и психолингвистике как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения сообщения, обусловленность его содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.
Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А. А. Леонтьев особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольность и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и. весь «монолог» как целое».
Являясь особым видом реализации речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, словообразующие, а также разнообразные синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, использование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие (составление рассказа по наглядному материалу). По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
В лингвистической литературе выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-смысловые» типы. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.
Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».
Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, называется повествованием. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение.
Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений, называется рассуждением. В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать, аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Рассуждение складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозаключения. Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции речи.
Наряду с существующими различиями отмечается определенная общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию. Устная монологическая речь в известных пределах может допускать неполноту высказывания, и тогда ее грамматическое построение может приближаться к грамматической структуре диалога.
Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является, как уже было указано выше, ее связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.
Термином высказывание определяются коммуникативные единицы, законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой. К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация высказывания в полном соответствии с его темой и коммуникативной задачей.
В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего.
Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания — последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. Наиболее распространенный тип последовательности изложения — последовательность сложных соподчиненных отношений — временных, пространственных, причинно-следственных, качественных. К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, в своем рассказе, не закончив описания какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему).
Соблюдение связности и последовательности монолога-сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство; она включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, спланированному изложению мысли, т. е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности. Осуществляя речевую деятельность, человек следует «внутренней логике» раскрытия всей структуры предметных отношений. Элементарное проявление смысловой связи — межпонятийная связь, отражающая отношения между двумя понятиями. Основной тип межпонятийной связи — предикативная смысловая связь, которая «ранее других формируется в онтогенетическом развитии».
Полилогическая речь (полилог) или групповая речь представляет собой весьма своеобразную форму осуществления речевой деятельности, объединяющую в себе компоненты диалогической и монологической речи. Полилог («многоголосие») реализует коллективную форму массовой коммуникации; он активно используется при проведении различных общественных и культурно-массовых мероприятий. Ярким примером полилога являются различного рода «телешоу».
По форме полилог представляет собой развернутый и усложненный диалог, речевое общение, участниками которого являются не двое-трое, а сразу много людей. По своему содержанию и коммуникативной направленности полилог в большей степени соответствует монологу, но принципиально отличается от последнего тем, что задачи речевой коммуникации здесь «решаются коллективно», при совместном участии целой группы, коллектива людей. Структура полилога включает как диалоги двух или сразу нескольких собеседников, так и отдельные монологические высказывания некоторых участников «общественного собрания» общими временными рамками общественного мероприятия и его «сценарием».Отличительной особенностью полилогического (группового) общения является наличие «ведущего» — функцией которого, прежде всего, является организация совместной речевой деятельности целого коллектива людей. Он «выбирает» предмет речи (тему для обсуждения, составляет (или участвует в составлении) «сценария» полилогического общения, устанавливает основные правила его проведения, направляет и организует общее и речевое поведение участников полилога, осуществляет контроль за соблюдением установленного «регламента», а главное, он выполняет основную «связующую» социальную функцию, объединяя речевые действия разных людей в единый процесс речевой коммуникации. Таким образом, полилог является производной от диалога специфической формой реализации речевой деятельности, вобравшей в себя «свойства» как диалогической, так и монологической речи.
Следует отметить, что полилог, как самостоятельная форма речевого общения, выделяется не во всех психологических и психолингвистических концепциях речевой коммуникации. Но следует подчеркнуть, что формирование у обучающихся речевых и неречевых навыков, обеспечивающих возможность участия в полилоге, также является одной из важных задач «речевой» работы.
К какой форме речи монологической или диалогической по большей части относится письменная речь
Сущность предметов, явлений, понятий, процессов
Готовим информационную речь согласно требованиям,
т.е. она должна быть для слушателей
· доступной для восприятия и понимания;
· актуальной и интересной (должна быть связана с насущными проблемами);
· полной (рассматривать все необходимые стороны предмета, явления, процесса);
· краткой (содержать самое главное; конкретное для данной ситуации общения; не более 2-3 фактов, аспектов сообщаемого);
· логичной (излагать мысли последовательно; плавно и четко переходить от одного аспекта к другому);
· эмоционально умеренной на вербальном (ограниченность изобразительно-выразительных средств) и невербальном (ограниченность жестов и мимики, спокойный интонационный рисунок) уровнях.
При создании информационной речи используем:
Следует избегать речевых штампов, например, на сегодняшний день, в данный момент (правильно: сегодня, сейчас).
Аргументирующая и убеждающая речи
Аргументирующая речь применяется при необходимости доказать правильность точки зрения оратора, изменить или укрепить мнение аудитории по обсуждаемой проблеме. В ней доказываются или опровергаются какие-либо положения. В основе – законы формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
Аргументирующая речь имеет два основных элемента:
Кроме того, аргументация может включать и контраргумент, т.е. положение, которое не только не поддерживает тезис или аргумент, но и противоречит им. Приведя контраргумент, необходимо его оспорить или признать допустимым, если он не значим для опровержения вашей точки зрения. Высказывание контраргумента усиливает позицию, т.к. свидетельствует о широком знакомстве с проблемой.
тезис + аргумент + контраргумент.
Аргументирующая часть отвечает на вопрос «Почему?».
Слова-связки, показатели аргументирующей части:
потому что; так как; поскольку; это следует из; при условии, что; как показывает; по причине; как можно заключить из; ввиду того, что; предполагая, что.
Слова-связки, показатели тезиса:
поэтому; значит; так что; таким образом; следовательно; тогда; указывает на то, что; соответственно; отсюда следует; в результате; можно заключить, что.
Аргументацию выстраиваем следующим образом:
Я считаю…(тезис) + потому что…(аргументы).+ Однако некоторые/другие утверждают (тезис оппонента или контраргумент) + т.к. …(аргумент оппонента).+ С этим можно частично согласиться или трудно с этим согласиться илиэто позиция спорна или я все-таки утверждаю…(позиция поповоду контраргумента) + поскольку…(аргумент к выбранной позиции).
Аргументирующую речь выстраиваем следующим образом:
1. Обозначаем тему выступления (Сегодня актуальной является проблема…, Перед каждым из нас сегодня стоит выбор…).
2. Позиция/тезис (Я утверждаю/считаю/думаю…).
3. Расположенные в определенном порядке аргументы (потому что, во-первых, …; во-вторых, …; в-третьих…).
4. Контраргумент и частичное согласие с ним/опровержение (Но некоторые утверждают…, полагая, что… С этим трудно не согласиться, но лишь частично, поскольку…).
5. Вывод (Таким образом,….).
Убеждающая речь применяется в ситуации, когда партнеру нужно не только доказать истинность суждения, но и вызвать определенные чувства, чтобы партнер стал единомышленником. Убедить – значит создать впечатление у партнера, что вы правы.
В основе убеждающей речи – аргументирующая речь, ее структура. Для убеждения в истинности позиции оратору необходимо: активно использовать невербальные средства, показывающие уверенность (жесты, мимика, голос и др.); часто обращаться по имени-отчеству к партнеру; использовать комплименты и другие приемы эмоционального давления (Это действительно так! Многие так считают… Ты же сам прекрасно знаешь…). Как утверждают специалисты, убеждающая речь чаще помогает доказать истинность утверждения, чем аргументирующая.
Побудительная (побуждающая) речь
призывает (побуждает) слушателей к совершению определенного действия во имя общественного блага (в деловой риторике);
воздействует на их поступки, волю.
Разновидностями побудительной речи являются: агитационная, митинговая, политическая и воинская речи.
По степени интенсивности побуждения выделяют жанры:
Прежде чем обратиться с побудительной речью, выясняем, способны ли слушатели к предполагаемому действию: могут ли это сделать – физически, духовно, материально; не сделали ли они этого раньше.
Создавая побудительную речь, мы:
Формулируем проблему (что произошло?). Для этого:
· доказываем, что это очень важная проблема, подлежащая немедленному решению. Например:
В последнее время наше предприятие стало почти убыточным. Предприятия, работающие на новом оборудовании, выпускают продукцию, которая значительно превосходит нашу по качеству и имеет меньшую стоимость. Если мы не установим новое оборудование, не освоим его, то наше предприятие не сможет конкурировать на рынке сбыта;
· подчеркиваем, что эта проблема важна именно для этой аудитории. Например:
В вашем отделе оборудование уже не может выпускать конкурентоспособную продукцию, она залеживается годами на складах, а вы теряете в зарплате;
· демонстрируем выгоду и преимущества, которые получит аудитория от решения данной проблемы. Например:
Если мы закупим новое оборудование, то понизится физическая нагрузка и повысится заработная плата.
Специалисты советуют: чем меньше аудитория раньше задумывалась над вопросом, по которому выступает оратор, тем более яркими красками должна быть нарисована безвыходность ситуации, показана крайняя необходимость разрешения этой назревшей проблемы.
· определяем, что нужно делать. Например:
Руководство предприятия идет на материальные затраты, закупая новое оборудование. Вам же необходимо освоить его в кратчайшие сроки;
· используем формулы согласия с проблемами и сложностями аудитории:
«Я понимаю, что вы самые занятые, но…», «Конечно, вам будет нелегко перестроиться, но…», «Разумеется, это будет сложно, но.…»;
2. Выдвигаем тезис (утверждение, предложение) и аргументируем его. Почему мы должны это сделать? Как это сделать? Для этого:
ориентируем на конкретные прагматические действия;
предлагаем реальный и конкретный путь или способ, дающий возможность проконтролировать выполнение. Например:
Но осваивать будем без отрыва от производства, в свободное от работы время, поскольку предприятие не должно снижать обороты производства, а вы потерять в зарплате. Курсы будут действовать на территории предприятия с 1 марта 2015г. по 1 июня 2015 г. Желающие могут записаться и приступить к обучению. Чем раньше вы перейдете на новое оборудование, тем выше будет производительность труда, а значит и выше ваша заработная плата.
Торжественная речь – собственно эпидейктическая речь, цель которой доставить удовольствие адресату.
Обличительная речь направлена на формирование у слушателей эмоционального отрицательного отношения; чувства презрения к человеку, явлению, событию;заставляет адресата испытывать отрицательные эмоции.
Может быть составной частью речи-порицания, критики, протеста, назидания и оскорбления.
Разновидности торжественной эпидейктической речи:
краткое информационно-эмоциональное выступление, которое не является центром события, а обозначает его начало и конец; произносится официальным лицом или официально назначенным ведущим.
обращение + приветствие (в начале) + сообщение о начале (суть мероприятия, похвала собравшимся, настрой на определенный тон) или о конце (краткие выводы, значимость проведенного мероприятия) события + благодарность (обосновать ее)+ слова прощания (в конце).
Обращение + повод для речи (по какому случаю) + похвала + пожелания.
Составляя поздравление, мы:
1. Наставление вместо пожелания («тебе нужно…», «хорошо бы тебе..»).
2. Критика вместо похвалы («это, конечно, хорошо, но…»).
3. Отсутствие связи между похвалой и пожеланиями.
4. Использование в пожеланиях банальных выражений.
5. Произнесение поздравления по «бумажке».
В деловой риторике в зависимости от формы делового общения могут взаимодействовать разные виды монологической речи. Например: информационная, убеждающая и побудительная (деловая беседа); информационная, аргументирующая и эпидейктическая (презентация).
3.3. Диалогическая речь: как ее эффективно организовать
Древнегреческий философ Сократ, задавая вопросы, не только искал истину, но и убеждал своих оппонентов. «Сократовский метод» задавания вопросов облегчает партнеру принять положительное решение. Попробуйте задать собеседнику два несложных вопроса, на которые он легко может ответить «да», а затем задайте важный для вас вопрос, который будет направлен на получение согласия. Важно помнить, что в последнем вопросе не должно быть отрицания («Не могли бы..», «Не поможете…», «Не подскажите…»); не следует использовать и «ли-вопросы», т.к. в них заложено два противоположных ответа. Например: Не могли бы Вы предоставить мне…? или Нужно ли выполнять работу…? Вопросы должны быть взаимосвязаны и приближать к получению согласия.
Речь-диалог активно используется в деловой риторике для выяснения истины, уточнения факта, выявления проблемы и т.д. Диалогическая речь представляет собой совокупность вопросов и ответов. Владение диалогической речью включает два основных умения: задавать вопросы и отвечать на них. Образно об этом сказал И. Кант: « Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».
В деловом общении важно правильно и целесообразно задавать вопросы, т. к. именно они направляют поиск. Структура вопроса предполагает 2 элемента: вопросительное слово (или словосочетание) и ключевые слова темы или проблемы (содержательная часть). Например: Почему деловые переговоры будем проводить на нейтральной территории? В вопросе речь идет о месте проведения деловых переговоров (содержательная часть); вопросительное слово (почему?) уточняет причину проведения деловых переговоров на нейтральной территории. Следует помнить значение основных вопросительных слов в деловом общении:
ЗАЧЕМ? – цель; ПОЧЕМУ – причина; КАК? (Каким образом?) – способ действия; ЧТО? – объект действия; КТО? – субъект действия.
Вопрос = вопросительное слово/словосочетание + ключевые слова темы/проблемы.
1. По составу (или структуре) выделяют простые и сложные вопросы. Простые вопросы состоят из одного вопроса (Какова повестка совещания?); сложные вопросы – из нескольких (В котором часу начнется совещание, кто его будет вести и какова повестка?).
2.По характеру (отношению к адресату) – благожелательные, нейтральные и неблагожелательные. Благожелательные и нейтральные вопросы задаются в ситуациях, когда необходимо что-то узнать, уточнить, цель вопросов прозрачна. Благожелательные вопросы предполагают уважительное отношение к собеседнику. Например: Почему Вы думаете, что нам необходимо сотрудничать? Как Вы думаете, может ли продукт вашей фирмы занять 1-е место? Цель неблагожелательных вопросов (враждебных и провокационных) не всегда прозрачна. Они направлены не столько на выявление истины или уточнение, сколько на дискредитацию, уничижение собеседника. Например: С чего Вы вдруг решили, что я буду сотрудничать с Вами? И почему это Вы думаете, что продукт вашей фирмы займет 1-е место? Благожелательность/неблагожелательность определяется и по тону голоса. Попробуйте произнести благожелательно и неблагожелательно следующий вопрос: Кто Вам сказал, что я могу подписать этот документ?
4. По цели общения выделяют следующие вопросы:
— уточняющие («ли-вопросы») – позволяют выявить истину (Нужно ли иметь письменное разрешение на строительство детской площадки?);
— восполняющие – предоставляют возможность получить новую информацию. Их можно разделить на закрытые (выявление фактических данных: В каком году открылось ваше предприятие? Кто руководитель вашего предприятия?) и открытые (концептуальные, направленные на выявление мнений, позиций, интересов, предпочтений, ценностей. Например: Почему именно в 2006 году закрылось ваше предприятие? С какой целью вы решили провести переговоры с предприятием «Заря»? Как получить прибыль в кратчайшие сроки?);
— контролирующие – позволяют узнать, слушает ли вас собеседник, адекватно ли понимает (Что Вы об этом скажите?);
— подтверждающие – помогают партнеру согласиться с предложением (Вы считаете, что необходимо выполнить заказ в установленный срок?).
Чтобы вопросы были целесообразны, необходимо их планировать: когда, где, у кого и что вы спросите, а главное – с какой целью.
1) сформулированы грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка, в соответствии с коммуникативными качествами речи);
2) имеют в основе истинные суждения;
3) не вторгаются в коммерческие тайны, личное жизненное пространство партнера;
4) не оскорбляют достоинство партнера. Вопрос должен «сохранять лицо» партнера, а значит не испортить с ним отношения.
Если хотя бы одно из этих требований нарушается, то вопросы будут некорректными. Например: 1. Чьи это апельсины? (Корректно: Кто поставщик этих апельсинов?); 2. Из-за чего Вы чаще всего ссоритесь с коллегами? (Факта ссоры не было); 3. Сколько у Вас на счету, позвольте узнать? 4. Можете Вы, хотя бы в этот раз вести себя прилично?
Качество диалога в профессиональной деятельности зависит не только от умения задавать вопросы, но и от умения отвечать на них.
Как отвечать на вопросы:
— отвечайте на вопрос с учетом его структуры: используйте ключевые слова вопроса и учитывайте смысл вопросительного слова. Например:
— Почему ваша продукция в последнее время стала более конкурентоспособной?
— Причиной конкурентоспособности нашей продукции в последнее время является …
— разделите сложные по составу вопросы на простые и начните с того вопроса, на который сможете ответить, или он выгоден для вас;
— уточняйте формулировку вопроса партнера (либо просите партнера об этом, либо сами переформулируйте);
— отвечайте на вопрос не сразу (всегда есть несколько секунд на раздумье);
— уточняйте, переформулируйте свой ответ, если его не поняли партнеры;
— возвращайтесь к обсуждаемому вопросу, если вопрос партнера уводит в сторону от проблемы;
— используйте при ответе на некорректные вопросы такие приемы, как: ответ вопросом на вопрос; уход от вопросов; ирония; юмор; «подхват реплики». Выбор приема ответов на вопросы зависит от конкретной ситуации общения, заданного вопроса и от вашей цели.
Участвуя в диалоге, помним народную мудрость: каков вопрос – таков ответ.