к какому жанру относится произведение лермонтова герой нашего времени
Жанр «Герой нашего времени»
Вопрос о жанре «Героя нашего времени» всегда являлся важным для литературоведов, который занимались этим произведением, потому что сам роман М.Ю. Лермонтова представляет собой новаторское произведение русской классической литературы.
Рассмотрим жанр произведения «Герой нашего времени» и его основные композиционные и сюжетные особенности.
Жанровое своеобразие романа
«Герой нашего времени» был создан автором как роман, состоящий из ряда повестей. В начале позапрошлого века подобные произведения были популярным. В этом ряду стоит обратить внимание на «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя или «Повести Белкина» А.С. Пушкина.
Однако Лермонтов несколько видоизменяет эту традицию, объединив несколько повестей не образом единого рассказчика (как это было у Гоголя и у Пушкина), а с помощью образа главного героя – молодого офицера Г.А. Печорина. Благодаря такому писательскому ходу, автор создает новый для русской литературы жанр социально-психологического романа, который позже будет продолжен в творчестве его последователей Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других.
Для писателя на первый план выходит внутренняя жизнь его главного героя, внешние же обстоятельства его жизни становятся лишь фоном для развития сюжета.
Композиционные особенности произведения и их влияние на жанр романа
Жанр романа «Герой нашего времени» Лермонтова потребовал от автора отказаться от хронологической последовательности передачи сюжета, что повлияло на композиционную структуру произведения.
Роман открывается повествованием о том, как Печорин украл молодую черкешенку Бэлу, которая позже влюбилась в него, но эта любовь не принесла ей счастья. В этой части читатели видят Печорина глазами Максима Максимовича – русского офицера, штабс-капитана, который оказался командующим в крепости, в которой служил Печорин. Максим Максимович до конца не понимает странного поведения своего молодого подчиненного, однако, рассказывает о Печорине без осуждения, скорее, с сочувствием. Далее следует часть под названием «Максим Максимович», которая хронологически должна была бы завершать роман. В ней читатели узнают, что Печорин скоропостижно скончался по дороге в Персию, а рассказчику достался его журнал, в котором его автор признавался в своих тайных пороках и жизненных разочарованиях. В итоге следующими частями романа становится дневник Печорина, который рассказывает о событиях, произошедших с ним до встречи с Бэлой и знакомства с Максимом Максимовичем.
Жанровые особенности «Героя нашего времени» проявляются еще и в том, что каждая из повестей, входящая в роман, имеет свою направленность. Жанр и композиция «Героя нашего времени» позволяет заключить, что повести, составляющие роман, являются отражением тем и сюжетов, характерных для литературы той поры.
Повесть «Бэла» представляет собой классическую любовную историю с трагическим и острым финалом. Она чем-то напоминает романтические повести декабриста А.А. Бестужева, издававшегося под псевдонимом Марлинский. Повести «Тамань» и «Фаталист» являются остросюжетными произведениями, наполненными мистической предопределенностью, тайнами, побегами и характерным для этого жанра любовным сюжетом. Повесть «Княжна Мери» по жанру чем-то напоминает роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Таким образом, особенности жанра «Героя нашего времени», свидетельствуют о том, что Лермонтов положил начало новому направлению в отечественной романистике – это направление можно назвать социально-психологическим. Характерными особенностями его стало глубокое внимание к миру личностных переживаний героев, обращение к реалистическому описанию их поступков, стремление определить основной круг ценностей, а также поиск смысложизненных основ бытия человека на земле.
Герой нашего времени — жанр произведения
Литературное произведение «Герой нашего времени» явился инновационным, как говорят сейчас, произведением по своей композиционной структуре и жанру. Оно создано в 1838-40 годах, когда реализм только прокладывал себе дорогу в литературе, отодвигая на задний план сентиментализм и романтизм.
О жанре произведения
Жанр этого литературного произведения – бессомненно роман. Именно роману характерна многоплановость композиции, несколько сюжетных линий, объединенных одним центральным сюжетом, составляющим жизнь главного героя. Инновационной является композиция этого произведения:
Правда, все главы объединены между собой единым литературным героем. Во всех частях романа в той или иной степени присутствует Григорий Александрович Печорин.
Герой романа
Герой романа Григорий Печорин – собирательный образ. Благо за время непродолжительной службы Михаил Юрьевич много насмотрелся на сослуживцев, чтобы выделить в них общие черты характера, особенности своего поколения. В романе описаны места, где Лермонтов бывал сам. Но это не значит, что Лермонтов писал Печорина с себя.
События, связанные с повестью «Белла», где офицер держал у себя девушку, действительно могли иметь место, и Лермонтов мог услышать об этом от сослуживцев, или попутчиков. Но сам Лермонтов никогда не похищал кавказских девушек. Портрет главного героя описывает сначала Максим Максимыч в первой главе, потом его развивает автор после личной встречи с ним во второй главе.
Расположение глав, хронология и общая композиция
Первые две главы «Белла» и «Максим Максимыч были вводными, предваряющими знакомство непосредственно с дневниками Печорина.
Композиция отдельных частей романа
Роман «Герой нашего времени» состоит из отдельных повестей, связанных между собой главным героем – Григорием Александровичем Печориным
Часть 1
В первой части романа главы расположены следующим образом:
«Белла»
Часть первая «Белла» это своего рода вступление, где на первый план выступает автор, который знакомится с пожилым штабс-капитаном, а тот в свою очередь рассказывает автору о Печорине. Однако в биографии Печорина это событие произошло после истории, связанной с княжной Мери и дуэли с Грушницким. Композиция повести вполне классическая:
«Максим Максимыч»
Эта глава тоже важна для понимания образа Печорина, так как в ней автор знакомится со своим будущим героем. Хронологически, это конец событий, происходящих в жизни Печорина. В этой главе Лермонтов дает портрет главного героя, который направляется в Персию. Композиция этой главы построена так:
Журнал Печорина. Тамань
Часть вторая
Княжна Мери
Повесть о княжне Мери – самая большая и многоплановая в романе. В ней прослеживается несколько сюжетных линий тесно связанных и переплетенных между собой: Печорин и Вера, Княжна Мери и Грушницкий, Печорин и Грушницкий, взаимоотношения Печорина и Вернера.
Композиция главы выстроена следующим образом:
За дуэль с Грушницким Печорин был сослан подальше в крепость.
«Фаталист»
Фаталист – глава небольшая, и, пожалуй, самая мистическая, рассказывающая о том, как Печорин предсказал гибель одному из сослуживцев.
Таким образом, жанр «Героя нашего времени» роман, охватывающий жизнь главного героя – Григория Печорина на Кавказе с момента появления его в Тамани и до выезда в Персию, где он погибает.
К какой жанровой разновидности романа относится «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова?
Герой нашего времени»-новый для русской литературы жанр
социально-психологического романа.
Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей,
каждая из которых посвящена отдельному периоду в
жизни главного героя, Григория Печорина и составляю картины
жизни на Кавказе в 1830-е годы.
Направление и жанр. «Герой нашего времени» — первый в русской прозе реалистический социально-психологический и нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов XIX века. Вследствие того, что «Герой нашего времени» писался тогда, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно, Лермонтов опирался в основном на опыт Пушкина и западноевропейские литературные традиции. Влияние последних выразилось в чертах романтизма «Героя нашего времени».
Значение произведения. Велико значение романа Герой нашего времени», сыгравшего большую роль в развитии темы поиска «героя времени», начатой Пушкиным в «Евгении Онегине». Показав всю противоречивость и сложность такого человека, Лермонтов открывает путь в разработке этой темы для писателей второй половины XIX века. Конечно, они по-новому оценивают тип «лишнего человека», видя скорее его слабости и недостатки, чем достоинства. Таковы герои этого социально-психологического типа в произведениях Тургенева «Дневник лишнего человека», «Рудин», «Дворянское гнездо», в поэме Некрасова «Саша», в романе Гончарова «Обломов», повести в Чехова «Дуэль». И хотя тип «лишнего человека» принадлежит литературе XIX века, сама проблема поиска «героя времени» остается актуальной не только в литературе XX столетия, но и в наше время.
Жанр, направление, стиль и композиция романа «Герой нашего времени»: жанровое своеобразие, особенности произведения
Жанровое своеобразие романа «Герой нашего времени»
Жанр, направление, стиль и композиция романа «Герой нашего времени»
«Для своего времени это произведение носило безусловно новаторский характер. Новизна творческого метода Лермонтова состояла в том, что он от светского романа перешел к «цепи повестей», расположенных не хронологически, а по особому плану в особой последовательности: от внешнего ознакомления читателя с героем («Бэла», «Максим Максимыч») к раскрытию его внутреннего образа, психологии («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»).
Читателю остаются неизвестными многие моменты биографии Печорина: жизнь в Петербурге до первой поездки на Кавказ, причины его выезда из Петербурга («страшная история дуэли», упоминаемая в «Княжне Мери»), жизнь Печорина по возвращении в Петербург до отъезда в Персию. Нарочито оставляя за рамками повествования многие элементы биографии главного героя.
Жанр «Героя нашего времени» (роман в виде «цепи повестей») был подготовлен распространенными в русской прозе 30-х годов циклами повестей, которые часто приписывались особому рассказчику или сочинителю — вроде «Повестей Белкина» Пушкина и «Вечеров на хуторе. » Гоголя. Но Лермонтов качественно преобразовал этот жанр, перейдя от внешней мотивировки развития сюжета к внутренней и объединив все повести фигурой общего главного героя. Так цикл повестей превратился в психологический роман.
«Герой нашего времени» стал новым этапом в истории русского романа, давшим сильный толчок дальнейшему его развитию (у Тургенева, Толстого, Достоевского).
Лермонтов соединил в своем «сочинении» (как значилось на обложке издания) такие характерные для 30-х годов жанры, как путевой очерк, рассказ на бивуаке, светская повесть, кавказская новелла — причем соединил в принципиально новое целое.
Основой для создания самой фигуры «героя нашего времени» в большой мере послужил «Евгений Онегин». Но существует очень важное различие между «Героем нашего времени» и «Евгением Онегиным».
Задача Лермонтова — углубленный психологический анализ «современного человека», показанного Пушкиным точно, но несколько со стороны. Отсюда самое построение романа вне хронологической последовательности и ввод «Журнала Печорина» как исповеди самого героя. Этот «ход» был только намечен Пушкиным — в письме Онегина к Татьяне.
Все это было совершенно новым в русской литературе и подготовляло будущее развитие «диалектики души» (по выражению Н.Чернышевского) в повестях и романах Л. Толстого.
«Герой нашего времени» резко отличается от прежней прозы Лермонтова, знаменует решительный отход автора от юношеского романтизма. Здесь тоже, несомненно, проявляется влияние Пушкина.
Язык «Бэлы» и самый замысел повести в жанре путевого очерка, описывающего дорогу от Тифлиса до Владикавказа, явились, конечно, не без связи с появившимся в «Современнике» 1836 года «Путешествием в Арзрум»; «Фаталист» заставляет вспомнить «Выстрел» Пушкина.
Весь стиль романа построен на принципах точности и краткости, характерных для прозы Пушкина. Но в отличие от Пушкина проза Лермонтова насыщена иронией, сконцентрированной, по преимуществу, в афоризмах, и окрашена философским лиризмом (особенно в «Княжне Мери»).
Отойдя от юношеской романтической манеры, Лермонтов не отказался от основ своего художественного метода, но развил и углубил их. Его Печорин представляет собой дальнейшее развитие того образа, который был впервые намечен в «Демоне» 1829—1833 годов, а затем развернут в «Вадиме» и «Маскараде» (Арбенин).
Хотя внешне роман Лермонтова ограничен интимно-психологическими рамками, но его общественно-философский и политический смысл достаточно ясен: душевный мир и поведение Печорина раскрыты как явление эпохи, а не как индивидуальное явление.
Повесть [«Бэла»] представляет собой своеобразное и гармоничное сочетание двух жанров: путевого очерка и авантюрной новеллы, благодаря чему рождается новое художественное целое. «Бэла» выступает составной частью «путевых записок» — жанра совершенно реалистического и не требующего никакой фабулы. Построение и движение сюжета оказываются естественным результатом самого процесса рассказывания, а остановки и перерывы в этом повествовании рассказчика, заполненные описаниями дороги, мотивированы жанром.
Избранная в качестве художественной формы документальность путевого очерка придает правдоподобие всему повествованию, в том числе истории самой Бэлы — и прием этот наверняка оказывал на читателей, современников Лермонтова, сильное воздействие.
Еще одной особенностью повести, отличающей ее от прежних романтических новелл, является то, что повествование ведется от лица не автора, а героя-рассказчика. Причем этот рассказчик из условного персонажа (каким он был в ту пору обычно) вырастает в совершенно реальный образ,насыщенный конкретными чертами и явно противопоставленный главному герою романа.
Заключительными строками рассказа Лермонтов подчеркивает важность для него фигуры Максима Максимыча. Более того, автор дает понять, что глубоко уважает людей, которые стали прототипами образа Максима Максимыча — русского человека, несущего нелегкую службу. который. обладает целым рядом высоких моральных качеств, среди которых выделяется не только верность долгу и дружбе, но и умение поддерживать нормальные отношения с местным населением.
Что же касается образа главного героя, то можно судить, что при его создании автор руководствовался уже не столько личным теплым эмоциональным отношением, сколько требованиями художественной правды — он рисует «современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
Композиционное назначение. очерка [«Максим Максимыч»] — быть связующим звеном между «Бэлой» и дальнейшими повестями, образующими «журнал» Печорина. Кроме того, здесь содержится дополнительный материал для характеристики как Печорина, так и Максима Максимыча. Художественное своеобразие состоит в том, что Лермонтов сохраняет позицию и тон постороннего наблюдателя, который судит о характере Печорина пока «извне» — по наружным признакам и по поведению.
Очерк представляет собой своеобразный эпилог к «Бэле», из которого читатель узнает о предпринятом Печориным путешествии в Персию.
В предисловии к «Журналу Печорина» объясняются причины, по которым автор решил опубликовать чужие записки. Главная из них — «желание пользы», исходящее из убеждения, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа». Этим тезисом Лермонтов вновь утверждает самый жанр своего романа, построенного на психологическом анализе. Он подчеркивает искренность Печорина и противопоставляет его записки «Исповеди» Руссо, которая предназначалась для других и, таким образом, была рассчитана на чисто внешний эффект.
Повесть [«Княжна Мери»] написана в форме дневника и представляет собой именно
«журнал» в старинном смысле этого слова; только заключительная часть (дуэль с Грушницким и события после нее) возвращает нас к тому жанру, в котором создана «Тамань».
По своему материалу эта повесть стоит ближе всего к так называемой «светской повести» 30-х годов с ее балами, дуэлями и прочими атрибутами, но у Лермонтова всё приобретает иной смысл и характер, поскольку в основу положена совсем новая задача: развернуть картину сложной душевной жизни «современного человека».
Повесть «Фаталист» играет роль двойного финала: ею не только заканчивается «Журнал Печорина», но и замыкается вся «цепь повестей», образующая роман. Автор освобождает себя от традиционной в то время обязанности сочинителя говорить в конце романа о дальнейшей судьбе героя и о его смерти, потому что об этом было сообщено раньше (в рассказе «Максим Максимыч» и в предисловии к «Журналу Печорина»).
Функция финала иная: в основу последней повести положен вопрос о «судьбе», о «предопределении», о «фатализме». И сама эта проблема, и поиск путей ее решения, вплоть до ухода в астрологию и мистику, были характерными и насущными для мировоззрения и поведения людей 30-х годов XIX века — времени реакции, последовавшей за восстанием декабристов. Но данный вопрос подготовлен и самым ходом событий внутри романа, поскольку и в «Тамани» и в «Княжне Мери» герой оказывается на краю гибели.
Повесть «Фаталист» выполняет роль финала тем, что завершает формирование образа главного героя, объясняет его поведение, открывая в нем такие черты, которые имеют уже не только личностно-интимный, но и мировоззренчески-общественный смысл.»
(«Полное собрание сочинений Лермонтова в 10 томах», том 6, 2002 г., примечания к роману «Герой нашего времени» М. И. Никитина)
«Герой нашего времени» анализ произведения Лермонтова – жанр, тема, смысл, история создания романа
Великий литературный гений М. Ю. Лермонтов известен не только как выдающийся поэт, но и гениальный писатель, создавший множество прозаических произведений. Одним из величайших произведений автора является его роман, в котором отображены исторические события того времени, психологизм героя, ставшего поистине ярким представителем той эпохи. Предлагаем краткий анализ произведения по плану, материал которого может пригодиться для работы на уроках литературы в 9 классе, и при подготовке к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.
Год написания – 1838 – 1840 гг.
История создания – Интересна сама история создания этого произведения. Когда автор, прочитав «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, вдохновившись его идеями, решил написать что-либо подобное, поражающее умы своих современников, Лермонтов создал «Героя нашего времени».
Тема – Темой своего романа автор решил взять противоречия души отдельного героя, ищущего смысл жизни.
Композиция – Особенности композиции романа состоят в том, что он создан из нескольких повестей, события которых не соблюдены в хронологической последовательности.
Жанр – Жанр «Героя нашего времени» можно отнести к психологически – социальному роману, в котором соединены несколько жанров – это и очерк, повесть, рассказ, новелла, объединенные в одно целое.
Направление – Романтизм.
История создания
Сама история создания «Героя нашего времени» не хранит точной документальной даты, когда этот роман был начат.
Автор долго думал над созданием романа, и работал над ним продолжительное время. Ему хотелось утвердиться на литературном поприще, создав произведение, которое смогло бы удивить его современников. Впечатления, произведенные на писателя от прочтения «Евгения Онегина» Пушкина, придали уверенности в собственных силах, и настроили на творческий лад.
Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла, и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и стало годом написания.
Название книги автор сделал говорящим – “Герой нашего времени” В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства того поколения, собрав в нем характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги!
Каждый его современник может быть Печориным!
Основная тема «Героя нашего времени» – лишний человек. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так умны и дальновидны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, сочувствуют. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подвластный эмоциям.
Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально – политическая подоплека этого романа ясно дает понять, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.
На смену деятельным декабристам, взывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях в служении родине, и пресыщенное светской жизнью.
Смысл «Героя нашего времени» – это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.
Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатии, так и симпатии к своей личности, в этом и проявился психологизм всего произведения в целом.
Композиция
Проводя в «Герое нашего времени» анализ произведения, необходимо разобрать композицию романа. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов. Части романа следуют не по порядку, действия, которые в них происходят, совершенно непоследовательны. Таким выразительным способом автор выражает основную мысль романа. Такая неординарная идея автора приводит читателя к выводу, что судьба человека не зависит от окружающих событий и их последовательности, а находится в зависимости лишь от его разума.
Непоследовательное расположение каждой главы приводит к тому, что читатель раскрывает потаенные уголки души Печорина, проникается его сознанием, и глубиной его проблем.
Композиция романа очень сложная по своему построению, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стали новым шагом в литературном творчестве. Именно такое построение романа, глубокое и постепенное вникание в сущность Печорина, вызвало неподдельный восторг читающей публики.
Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни и целеустремленно следовать к цели.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Героя нашего времени».
Романтическое направление присутствует во всех повестях, его жанровое своеобразие, включающее в себя несоответствие хронологии, характеристика героя, данная с разных позиций – все это определяет произведение писателя как социально-психологический роман. В состав романа вошли повести разных жанров литературы, такие как: путевой очерк, где присутствуют элементы новеллы, и повести в виде дневника, и светская повесть. Ранее в русской литературе использовался такой метод – создание нескольких повестей, входящих в сборник под авторством одного рассказчика, Лермонтов преобразил и дополнил этот способ, преобразив цикл нескольких повестей в одно общее произведение. Так возник психологический роман.