к какому жанру относится песня романс вокализ
Жанры вокальной музыки
5 класс
Тема урока: Жанры вокальной музыки.
Музыка, в которой ведущая роль принадлежит голосу, называется вокальной. Она может быть написана для одного, двух или множества исполнителей, причем как с сопровождением, так и без него. Жанры вокальной музыки, так же как и инструментальной, пройдя долгий путь развития, формировались под влиянием общественных функций искусства.
Жанры вокальной музыки:
Появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, широко дифференцировался. Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения.
Этот жанр камерной вокальной музыки сформировался во второй половине девятнадцатого века. Романсом называется музыкальное произведение, написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При этом задача аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания автора. К этому жанру обращались такие известные композиторы, как П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов и др.
Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.
Вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты.
Вокализ — это пьеса для голоса без слов, исполняется она на какой-нибудь гласной (обычно на «а»).
Раньше вокализы сочинялись преподавателями пения для учебных целей, как этюды для голоса, и не имели художественного значения. Теперь это самостоятельные художественные произведения для голоса с сопровождением (например концерт для голоса с оркестром). Увлекаются сейчас вокализацией на несколько голосов.
Ансамбль (от французского слова ensemble, что значит «вместе») — это прежде всего совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Но так называется и музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей. В зависимости
для двух исполнителей — дуэт,
для трех — трио, или терцет,
для четырех исполнителей — квартет,
для пяти исполнителей — квинтет,
для шести — секстет,
для семи — септет,
для восьми — октет, и т. д.
Поют еще и вместе по 20 — 30 человек и это уже называется хор.
Хор — это прежде всего певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку. Но хор — это и музыкальное произведение, написанное для хорового исполнения.
Хоры бывают разные прежде всего по составу исполнителей: однородные — отдельно детский, женский или мужской, и смешанные, когда одновременно или в разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.
Хоры бывают одноголосные, когда все вместе поют одну мелодию, и многоголосные, когда у каждого голоса своя мелодия.
Хоры поют а capella, то есть без сопровождения, и с инструментальным сопровождением.
В хоре все голоса сливаются в единое могучее звучание, а потому хоровая музыка воплощает в себе переживания больших народных масс. Так, во всяком случае, хор используется в опере.
Это такое исполнение одной мелодии хором, когда каждый голос (а их два, три, четыре, а то и больше) начинает петь одну и ту же мелодию, с нарочитым опозданием, один за другим.
Рефлексия.
Домашнее задание: Приготовить не большое сообщение о любом великом вокалисте 19-21 века
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— жанры «вокализ», «песня без слов», «баркарола», «романс».
Вокализ – это произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением. Вокализом также называется часть произведения, исполняемая голосом без текста. Есть ещё одно значение слова «вокализ» – это специально написанная пьеса-упражнение для расширения диапазона и развития техники голоса, а также раскрытия красоты тембра.
Песня без слов – жанр камерной инструментальной музыки, получивший распространение в творчестве композиторов-романтиков, как правило, лирического содержания.
Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В начале урока прозвучала народная песня «Камаринская», но исполнял её не голос или хор, а музыкальные инструменты. Пётр Ильич Чайковский использовал мелодию этой хорошо известной русской народной песни в цикле фортепианных пьес «Детский альбом». Мы узнали её благодаря яркой, запоминающейся мелодии и характерным интонациям.
История музыкальной культуры развивалась таким образом, что песенные жанры постепенно стали переходить в инструментальную музыку. Партию, которую раньше пропевал голос, теперь стал исполнять музыкальный инструмент, соответственно, без литературного текста. Такие инструментальные произведения по фактуре часто напоминают свои вокальные прообразы: инструмент, как и голос, исполняет мелодию с аккомпанементом, иначе говоря, музыкальным сопровождением. Названия этих пьес тоже часто соответствуют их вокальным первоисточникам: вокализ, песня, ария, романс, серенада и другие. Выразительность музыкальных интонаций, характерный тембр и расширенный, по сравнению с голосом, диапазон инструмента не только компенсируют отсутствие текста, но и способны передать больший спектр чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Отсутствие текста даёт слушателям больше свободы в восприятии музыки: каждый человек индивидуален, и у каждого в сознании возникают от прослушивания различные образы…
Рассмотрим подробнее некоторые жанры, характерные как для вокальной, так и для инструментальной музыки.
Слово «вокализ» происходит от латинского слова vocalis, что означает «звучный, гласный, певучий». Вокализ представляет собой произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением. Исполняется такое произведение без текста, на какой-либо гласный звук, слог или сольфеджио, то есть пение мелодии с названием нот. Вокализом также называется часть произведения, исполняемая голосом без текста.
Есть ещё одно значение слова «вокализ» – это специально написанная пьеса-упражнение для расширения диапазона и развития техники голоса, а также раскрытия красоты тембра. Такие упражнения вошли в учебную практику с середины XVIII века и получили широкое распространение в XIX веке. До сих пор эти пьесы успешно применяются в вокальной педагогике.
В качестве концертной пьесы наиболее часто исполняется «Вокализ» Сергея Рахманинова, который звучит на уроке в исполнении Вероники Джиоевой (сопрано).
Также мы можем послушать эту пьесу в исполнении разных музыкальных инструментов, благодаря чему музыка приобретает другой характер и оттенки настроения.
Голос в этой музыке звучит как инструмент, а инструмент – как голос! Это возможно благодаря родству речевой и музыкальной интонации, лежащей в основе как разговорного, так и музыкального языка.
Другой жанр, пришедший в инструментальную музыку из вокальной – это песня без слов. В самом названии уже заложено определение этого жанра.
Наиболее известны песни без слов немецкого композитора XIX века Феликса Мендельсона. Будучи романтиком, он «одушевлял» инструмент, побуждал его петь, выражать интонациями, близкими к человеческому голосу, личные переживания. Мендельсон писал песни без слов на протяжении всей своей жизни. Всего им сочинено 48 пьес, восемь тетрадей по шесть пьес. Первая тетрадь была написана под впечатлением заграничных путешествий композитора по Италии и Швейцарии, когда он был ещё совсем молодым, а последние две – незадолго до его смерти. Эти пьесы напоминают дневниковые записи или наброски художника: здесь можно встретить и впечатления от увиденного, и мимолётные настроения, и глубокие чувства. Большинство пьес не имеет названий, но некоторые все же снабжены пояснениями – например, «Песни венецианских гондольеров», «Народная песня», «Охотничья песня» или «Песня за прялкой».
«Песня венецианского гондольера», которая звучит в уроке, написана в жанре баркаролы. Название «баркарола» происходит от итальянских слов barka, что в переводе означает «лодка», и rollare – «качаться на волнах». Соответственно, баркарола – «лодка, качающаяся на волнах». Такие песни пели лодочники (гондольеры) в Венеции, где множество каналов служат улицами, а длинные лодки, гондолы, являются популярным видом транспорта. Эти песни легко узнаются по характерному покачиванию, выраженному в размере и характере аккомпанемента. В «Песне венецианского гондольера» Феликса Мендельсона мы отчётливо слышим мелодию, имитирующую песню, и мерное покачивание в аккомпанементе.
Баркарола, как вокальный жанр, получила широкое распространение в творчестве композиторов XIX века. Например, мировую известность приобрели произведения «Венецианская ночь» Михаила Ивановича Глинки и «Баркарола» Франца Шуберта. Самой выдающейся инструментальной баркаролой считается пьеса «Июнь. Баркарола» Петра Ильича Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».
Ещё один жанр, который успешно существует как в вокальной, так и в инструментальной музыке – это романс.
Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.
Трудно найти жанр, который был бы столь популярен и сохранял свою актуальность на протяжении нескольких веков. Со временем романс стал использоваться и в инструментальной музыке.
В уроке звучит «Романс» из сюиты Георгия Васильевича Свиридова «Метель», созданной по мотивам одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина.
«Романс» – кульминация всего цикла, гимн любви. Выразительная, гибкая мелодия, переходя от инструмента к инструменту, передаёт развитие и накал чувств, вызывая отклик в сердце каждого слушателя.
Примеры заданий из тренировочного модуля
№ 1. Какой из музыкальных жанров предназначен для исполнения голосом?
Варианты ответов: романс; марш; вальс.
Правильный ответ: романс.
№ 2. Что из предложенных вариантов отсутствует в вокализе?
Варианты ответов: мелодия; аккомпанемент; гармония; ритм; тембр; литературный текст.
В уроке даётся определение жанра «вокализ» – это музыкальное произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением, но без литературного текста. Исполняется оно на какой-либо гласный звук, слог или сольфеджио (пение мелодии с названием нот).
Жанры вокальной музыки: список с описанием
Прежде чем узнавать, какие музыкальные жанры вокальной музыки существуют, следует разобраться в том, а что же такое вокал вообще.
Главное
Вокальная музыка не имеет даты возникновения, она является старейшим из видов искусства. Вокал возник с появлением человека и тихо дремал в ожидании своего часа.
Голос не нуждается в поддержке извне, он способен творить композиции сам. Но, несмотря на то, что голосовой аппарат есть у всех, создать из него «инструмент» под силу не каждому. Вокалист должен обладать определенными данными, чтобы получилось взять голос под свой контроль:
К списку следовало бы добавить голосовые данные, однако все рождаются с разными вокальными возможностями, и практика подтверждает, что певец – не тот, кто от природы получил все, а тот, кто из ничего смог развить потрясающий дар, покоряющий людские сердца.
И это, действительно, так. Люди запоминают простые мелодии, слушают те песни, которые исполняют, прежде всего, с душой. Обычные технические голосовые упражнения не затронут человеческое нутро, и их не станут запевать через столетия.
Жанры вокальной музыки
За все время существования людей были исполнены миллионы и миллионы композиций. Будь то простая попевка или ария из оперы. Вокальная музыка переливается своей многогранностью, и разделить ее можно на два направления:
Камерный жанр
Рассмотрим жанры вокальной музыки более подробно.
Песня
Песня – наиболее простая и самая распространенная форма, основа всех основ. Она подразделяется на народную и авторскую.
Название «авторская песня» говорит само за себя. Для ее создания прикладывает силы конкретный композитор и поэт. Как жанр она возникла в середине XX века. Отличительная особенность: автор текста, музыки и исполнитель – это один человек. Приоритет отдан тексту, а не музыкальному гитарному сопровождению.
Стоит отметить, что песня принадлежит не только к камерному жанру, но и к концертному. Если ранее под ней подразумевалась простота и миниатюрность, то сейчас она является одним из главных номеров крупномасштабных сцен.
Романс
Романс – жанр камерной вокальной музыки. В Средневековье термин означал стихотворение на «романском» языке (испанском), которое сочиняли для наложения на музыку. Он представлял собой простую композицию. В романсе, помимо текста, большую роль играет аккомпанемент. Чаще всего вокал сопровождают переливы струн гитары или же поддержка фортепиано. Неоценимый вклад в развитии русского романса, как жанра вокально-инструментального искусства внесли композиторы Гурилев А. Л., Алябьев А. А., Варалмов А. Е.
В XIX веке в эпоху романтизма романс становится ведущим жанром вокальной музыки, потому как именно он был способен во всех деталях передать внутренние переживания человека, что так характерно было для того художественного направления.
Баллада
Баллада – музыкальный жанр, подразумевающий под собой повествование, рассказ в поэтическом виде. Первоначально была одноголосной песней с элементами танца. Как лирический жанр, она стала популярной с XVIII века. Достойные образцы:
Не остались в стороне и наши соотечественники:
Баркарола
Изначально была «песней на воде», ее исполняли гондольеры в Венеции. Ее отличает меланхолический характер, минорное настроение и будто покачивающиеся волны ритмический рисунок.
Вы можете прослушать балладу Шуберта в исполнении Олега Погудина.
С XVIII века баллада переросла в профессиональный жанр. Позднее даже стала применяться в итальянских и французских оперных номерах. Некоторые композиторы:
Серенада
Любой на вопрос о том, что такое серенада, ответит, что это просто песня под окном. Изначально серенадой признавали песню, которую мужчины исполняли для возлюбленной, как правило, под ее окном и в вечернее либо ночное время. Распространение жанр получил в Средневековье и времена ренессанса. Истоками серенады считают песню трубадуров. Позже под ней стали понимать любую музыкальную композицию, исполненную в чью-то честь. Постепенно серенада стала частью оперы, например, «Дон Жуан» Моцарта, и камерного жанра. Ярчайшее произведение – «Вечерняя серенада» Шуберта.
Из русских композиторов серенады писали М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский.
Элегия
Элегия в переводе с греческого языка – это «траурное пение». Первоначально являлась поэтично-музыкальным жанром в Древней Греции. Приобрела широкую популярность в эпоху сентиментализма и романтизма. Философские мысли о разочаровании, неудовлетворенности и страданиях в жизни находили свое отражение в этом произведении.
Г. Перселл – один из ранних представителей этого жанра. В отечественной культуре все те же мастера: Варламов, Глинка, Алябьев, Яковлев, Даргомыжский и др. Для русской элегии специфично исполнение в виде монолога под характерный для романсов аккомпанемент (гитарные переливы или фортепианные звучания).
Какие жанры относятся к вокальной музыке еще?
Концертный жанр
К данному жанру относится музыка, предназначенная, как правило, для одного или нескольких солирующих музыкальных инструментов с оркестром. Зародилась в Италии в XVI-XVII веках, как полифоническое вокальное произведение для церковных хоров. К данному жанру относят:
Вокализ
Вокализ – пение на одном или нескольких гласных звуках. Чаще всего исполняется в качестве отработки вокальной техники.
Р. М. Глиэр сумел из технического упражнения создать полноценное произведение, написав концерт для голоса с оркестром. На видео его исполняет оперная певица Анна Нетребко.
Помимо него, вокализ в концертном исполнении писали:
Кантата
Кантата – крупномасштабное произведение, в исполнении которого принимает участие не только солист, но и хор с оркестром. Изначально (в первой половине XVII века) ее ставили в противовес сонате – инструментальному жанру. Подразделяется на два вида: духовные (церковные) кантаты и светские.
Опера
Опера является фундаментом вокальной музыки. Она синтезируется с хоровыми, инструментальными, танцевальными и театральными номерами и совмещает все аспекты воедино.
Считают, что отдаленной предшественницей оперы является трагедия Древней Греции. В ней шло чередование диалогов с пением (сольным и хоровым).
В 1597 году был написана первая опера «Дафна» итальянским композитором Якопо Пери.
В XVII веке, несмотря на то, что Италия хотела сделать этот жанр исключительно своим, опера стала популярная и в России. М. И. Глинка считается «отцом русской оперы». Прорывным являлось сочинение «Руслан и Людмила».
В XIX веке своими сочинениями прославились А. Даргомыжский («Русалка», «Каменный гость»), М. Мусоргский («Хованщина», «Борис Годунов»), П. И. Чайковский («Пиковая дама» и «Евгений Онегин»), Н. Римский-Корсаков («Садко», «Снегурочка»).
Традиции русской оперы в XX веке развивали многие композиторы, в том числе С. Рахманинов, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Прокофьев.
Оратория
Оратория – достаточно крупное сочинение, предназначенное для вокалиста, хора и симфонического оркестра. Она занимает промежуточное место между двумя описанными выше жанрами.
Рапсодия
Рапсодия является необычным жанром, относящимся к вокальной музыке, т. к. ее пишут в свободном стиле. Может состоять из разнохарактерных частей. Жанр возродился в XIX веке под влиянием романтизма, которому был присущ интерес к фольклору. Изначально ее писали для фортепиано и она напоминала фантазию на тему народной музыки. Например, известные девятнадцать Рапсодий венгерского композитора Ф. Листа). Позже она приблизилась к поэмам (И. Брамс), сольным произведениям для фортепиано с оркестром (С. Рахманинов, С. Ляпунов, Д. Гершавин) и кантатам.
Ария – вокальная песня, входящая в состав крупных жанров (опера, кантата, оратория). Самой известнейшей можно считать арию Кармен (Habanera). Ее узнает практически каждый с первых звуков.
Арию следует разделить на 2 подвида:
Гимн – торжественная композиция, рассчитанная на массовое восприятие. Большое значение играет в общественной и государственной жизни. Мелодия простая и запоминающаяся на слух. История гимнов берет свое начало в древней Месопотамии и Египте.
Гимном Российской империи являлся «Боже, царя храни».
Жанры инструментальной музыки
Камерные инструментальные жанры:
В заключении
Жанры вокальной и инструментальной музыки весьма многочисленны и разнообразны. Величайшие композиторы мира на протяжении многих веков плели «паутину» из разнохарактерных сочинений, и теперь мы имеем богатейшее культурное наследие.
А вы уже определили, какой из музыкальных жанров вокальной музыки подходит вам?
Вокальная музыка
Крупные жанры — музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры — кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые — вокальная миниатюра (песня, романс). Встречаются так же произведения, в которых человеческий голос использован в качестве оркестровой краски («Щелкунчик» П. И. Чайковского), в ней участвует голос в сопровождении с мелодией.
Жанры вокальной музыки:
Оперетта,Кантата — произведение торжественного или лироэпического склада. Ей присущ небольшой размер и однородность содержания (выражается одна тема).
Опера (c латинского — труд, изделие) вид синтетического искусства.
Художественное произведение, содержание которого воплощают в сценических и музыкально-поэтических образах.
Опера соединяет в едином театральном действии: вокальную сольную, вокальную ансамблевую, хоровую, инструментальную музыку (симфонический оркестр), драматургию, изобразительное искусство (декорации, костюм), хореографию (балет).
В опере воплощаются все формы вокальной музыки :
(ария, ариозо, песня, монолог, речитатив, дуэт, трио, квартет, большие финалы с хором).
Опера своё время подразделяется на жанрыИсторико-героическая;
Сатирическая.Оратория (c лат. говорю, молю.) — крупное музыкальное произведение для певцов (солистов) хора и симфонического оркестра. Писались обычно на драматический и библейский сюжеты.
Камерный жанр- (лат. Камера, комната.) Очень обширный пласт вокальной музыки, возникший в эпоху возрождения и барокко. В это время пишутся: мадригалы, кантаты, мессы.
Пишутся произведения для солистов, небольшого хора и малого состава оркестра.
Барочный стиль (причудливый)- свойственна пышность, эффекты, стремление к совмещению реальности с иллюзией.
В пении рядом с кантиленой изощренные каденции.
В 16 в становится вокальной поэмой (обычно 4 — 5 человек)
В 17 в лирические стихотворения обращенные женщине.
Романсы — занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Романс-исп. (романсо, петь по-романски.)
Стал интенсивно развиваться в 18 −19в появляются элегии, баллады, драматические монологи.
Чуть позже появляются песни любовного, шуточного, сатирического и трагедийного содержания.
Лучшими образцами классического романса являются композиторы: Шуман, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Даргомыжский.
Оперетта (с итал. — Маленькая опера)
Музыкально-сценическое произведение комедийного характера, сочетающее в своей драматургии: музыку, танец, разговорный, диалог. В спектакле задействованы солисты, хор, оркестр в небольшом количестве балет.
Оперетта как самостоятельный жанр сложилась во Франции в середине 19 в. Создателями были драматург Ф. Эрвэ, и композитор Ж. Оффенбах. Известность оперетте принесли композиторы: Штраус, Легар, Кальман, Дунаевский, Лангербелли. Вокальная музыка.
Конспект урока музыки 5 класс «Жанры вокальной и инструментальной музыки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок музыки №6 в 5 классе
Учебник «Музыка, 5 класс; учеб. Для общеобразовательных организаций/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская – 8-е изд. – М.; Просвещение, 2018.
Раздел: Музыка и литература.
Тема урока: Жанры вокальной и инструментальной музыки.
Художественное название: Исповедь души.
Цель урока: систематизировать знания учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки через характеристику произведений Ф.Шуберта и С.Рахманинова.
Предметные: формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность, способность эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью; владеть ключевыми понятиями музыкального искусства: вокализ, песня без слов, баркарола; развивать вокально-хоровые навыки, общие музыкальные способности.
Метапредметные УУД: уметь оценивать художественно-образное содержание музыкальных произведений и примеров литературы, развивать умения свободно излагать собственного прочтения услышанной музыки.
Познавательные: уметь самостоятельно ставить новые учебные задачи, находить и выделять необходимую информацию, обобщать и оценивать её; анализировать слушаемую музыку; осваивать жанровые и стилевые многообразия музыкального искусства, специфику его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Регулятивные: контролировать и оценивать результаты учебной деятельности; владеть художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, игре на детских шумовых инструментах).
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы; воспитывать ответственность и аккуратность.
Личностные: ответственно относиться к учению, формировать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к пению и познанию.
Техническое оборудование: ноутбук, проектор, экран, синтезатор.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
3. Ф.Шуберт. «Баркарола»
4. Русская народная песня «Земелюшка-чернозем»
5. «Если б не было школ», муз. В. Шаинского
Ресурсы урока: учебник «Музыка 5 класс» (авторы Критская Е.Д.; Сергеева Г.П.); портреты композиторов, раздаточный материал (схемы анализа музыки, карточки с заданиями, тексты песен).
Методы: словесные; наглядные; практические; частично-поисковые.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; технология учебного диалога; деятельностный подход; хоровое исполнение песни.
Эпиграф: Что не выразишь словами, звуком на душу навей.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
— Ребята, я буду задавать вам вопросы по пройденному материалу, если не знаете ответ, говорите слово «дальше» и передаёте право ответа следующему ученику по цепочке.
— Одно из главных выразительных средств музыки? (мелодия).
— Самый простой жанр вокальной музыки, в котором соединяются вместе музыка и литература? (песня).
— К какому жанру музыки она относится? (вокальная).
— Как назвать песни, написанные народом? (народные).
— Как можно назвать песню лирического характера? (романсом).
— Как называется торжественная песня, символ государства? (гимн).
— Как называют по-другому народное творчество? (фольклор).
— Назовите музыкальное произведение и композитора, написанное на основе русского фольклора? (Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»).
— К какой музыке по способу исполнения оно относится? (к инструментальной).
Чтение эпиграфа вслух (тихо, нараспев).
— О каких звуках говорит поэт? Рассуждения детей (музыкальные звуки помогают глубже раскрывать содержание литературных произведений).
— Сейчас прозвучат два фрагмента музыкальных произведений. Внимательно вслушайтесь и подумайте: что между ними общего и что их различает (слушание П.Чайковский, финал симфонии №4, р.н.п. «Во поле березка стояла»).
-Что общего между фрагментами? (одинаковая мелодия).
-Знакома вам мелодия? Назовите её (р.н. п. «Во поле береза стояла»).
-Что их различает? (одно исполняется со словами, а другое исполняется музыкальными инструментами) .
— Как вы думаете, о чём будет наш урок сегодня? Сформулируйте цели урока.
Дети: познакомиться с новыми жанрами, найти их сходства и различия.
Сообщение темы урока.
— Как вы считаете, какова тема урока?
Дети. Жанры инструментальной и вокальной музыки.
— Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-выразительные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки. Композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему?
Дети: Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает; помогает в этом интонация.
— Совершенно верно. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками. В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне. Подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста?
Дети: Наверное, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. А некоторым людям будет не всё понятно.
— Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте. И получится песня без слов.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Именно так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия.
Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.
Слушание «Вокализа» С.Рахманинова.
-Что это за жанр? Может быть, вы угадали и произведение?
Дети определяют, что это жанр вокализ.
— Действительно, это вокализ. Вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»).
А какие чувства у вас возникли, когда звучал «Вокализ»? Нужны ли здесь слова?
Дети: Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё.
— Верно. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».
И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Что такое интонация? (дети вспоминают о понятии «интонация», перевод слова, рассуждают о том, что по интонации можно отличить колыбельную песню от плясовой, русскую музыку от зарубежной, старинную от современной).
-Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.
Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр.
Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.
Послушайте «Романс» русского композитора Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.
Слушание «Романса» Г.Свиридова.
— Почему композитор назвал свое произведение романсом? Какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку? (вспомнить, что такое романс и найти несоответствие).
Но мы убедились, что мелодичные, певучие интонации произведения воспринимаются как выразительная речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.
— Сегодня мы познакомимся вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».
Романс написан в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.
В мире музыки существуют вокальные и инструментальные баркаролы.
Работа с учебником.
-Прочитайте, пожалуйста, текст стихотворения на стр. 27, положенного в основу романса «Баркарола» Ф.Шуберта (обратить внимание на ритмические особенности стихотворных строк – размеренно, распевно).
— А теперь послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?
Слушание «Баркаролы» Ф.Шуберт.
После слушания вместе с учителем выясняют особенности мелодии и аккомпанемента, передающие образ баркаролы; анализ музыки по схемам и «Словарю эстетических эмоций».
— Почему романс назван «Баркаролой»? Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде? Что напоминают мелодии этих произведений? (они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки).
Продолжение работы над русской народной песней «Земелюшка-чернозём» (настроение, характер музыки, выразительность исполнения, игра на детских музыкальных шумовых инструментах).
Утром бабочка проснулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – тихонечко присела,
На четыре – улетела!
-О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?
Дети: О вокализе, песнях без слов, романсе, баркароле.
-Что такое песни без слов? Что является основным образом этих произведений?
Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?
-Я предлагаю в форме сравнительной диаграммы закрепить знания о прослушанных музыкальных произведениях. Что их объединяет, а в чём разница? (общие особенности – вокальный вид музыки, лирическое настроение, песенный характер, тихая динамика, спокойный темп; минорный лад, аккомпанирющий инструмент фортепиано; различия – музыка композиторов разных стран, эпоха, наличие стихотворного текста, картина окружающей природы).
— А сейчас мы выполним творческое задание. Нужно сложить слоги в слова и назвать жанры вокальной музыки.
Передать в рисунках художественный образ «Вокализа» С.В.Рахманинова (по желанию).
Повторное чтение эпиграфа.
Вывод: музыка и слово тесно связаны друг с другом, вместе они помогают понять чувства человека и раскрыть красоту окружающего мира.
С помощью опорных слов подвести итог полученных знаний.
-Мне было интересно…
8. Подведение итогов урока. Оценивание.
В заключении урока дети исполняют песню В. Шаинского «Если б не было школ».
-Спасибо всем! Вы хорошо поработали! Я желаю, чтобы знания, которые вы получаете на уроках в школе, помогали вам в жизни!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.