к какому жанру относится кинофильм берегись автомобиля
Берегись автомобиля
Содержание
История создания
Юрий Деточкин и Максим Подберёзовиков
Съёмки «Берегись автомобиля» прошли в течение 1965 года, премьера состоялась в мае 1966-го; в прокате этого года фильм занял 11 место — 29 млн зрителей.
Сюжет
Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофёр, а ныне ещё и актёр самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником…
Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: у людей, живущих на «нетрудовые доходы», он угоняет автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.
У одного из клиентов, Димы Семицветова, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Деточкин гонит украденную машину в Прибалтику; по пути он знакомится с симпатичным милиционером, помогает ему завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угонщика и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.
Пока Юрий Иванович продаёт угнанную «Волгу», на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет служебными командировками, а на работе — болезнями многочисленных родственников. Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения. Он потрясён лицемерием того, кого считал другом, и намеревается арестовать «предателя».
Но желая всё-таки понять, что толкнуло Юрия Ивановича на путь преступления, Максим ведёт его перед арестом в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и проч., — заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, с перепугу подаёт визитёрам «фирменное пиво», то есть «ёрш». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин ворует из благородных побуждений, принимает решение пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина с миром под обещание больше не воровать машины даже у взяточников. Он порывается даже порвать ордер на арест, но Юрий Иванович отнимает у него документ.
В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику — и благородный вор не может устоять; но на этот раз он подгоняет машину к отделению милиции, где работает Подберёзовиков. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба, которая бросается за ним в погоню (на своём троллейбусе!), чтобы предотвратить новое преступление; но не догоняет: в пылу погони на полной скорости сворачивает в переулок, где нет троллейбусных проводов… Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга.
На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.
В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в защиту «Робин Гуда», громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!». Более того, патетично обвинявший Деточкина Семицветов сам замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что в отношении него возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма Юрий Иванович в своей манере подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Я вернулся».
Берегись автомобиля (фильм)
Берегись автомобиля (фильм)
Берегись автомобиля | |
Жанр | |
---|---|
«Береги́сь автомоби́ля» — кинокомедия Эльдара Рязанова, главные роли в которой исполнили Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов. Фильм повествует о судьбе страхового агента Юрия Деточкина, играющего роль Гамлета в самодеятельном театре, и являющегося Робином Гудом XX века в свободное от работы время. Кинолента стала лидером проката СССР 1966 года (11 место) — 29 млн зрителей.
Содержание
Сюжет
Эта удивительная история вполне может считаться фантастической. Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофёр, а ныне еще и актёр самодеятельного театра Юрий Де́точкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, для правосудия, представляемого актёром того же театра, а в миру — следователем Максимом Подберёзовиковым, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником…
На скользкий путь угонщика Деточкина подтолкнула его новая профессия — страховому агенту часто приходится бывать в домах довольно состоятельных людей. Видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость так, как он её понимает. Он ворует машины у тех, кого считает нечестными людьми, перепродаёт их, а вырученные деньги переводит детским домам.
Очередную «Волгу» он намеревается украсть у продавца комиссионного магазина Димы Семицветова. Но вот с этой машиной Деточкину почему-то не везёт. Сначала в угоняемую машину подсаживается (несмотря на то, что Деточкин честно предупредил о том, что машина краденая) опаздывающий на поезд гражданин. Деточкин убегает, оставив пассажира отчитываться перед хозяином и милицией.
Семицветов, опасаясь за свою машину, покупает в магазине волчий капкан.
А в это время Деточкин и Подберезовиков знакомятся в своём самодеятельном театре, новый режиссёр которого решил «замахнуться на самого Вильяма нашего Шекспира» — поставить «Гамлета». Деточкин получает роль Гамлета, Подберезовиков — Лаэрта, и в скором времени партнёры по сцене становятся друзьями. Из разговоров Юрий скоро узнает, что именно его друг ведёт дела по угонам, но Подберезовиков даже не подозревает его в этих преступлениях.
При второй попытке кражи машины Семицветова Деточкин попадает в капкан. Ему снова приходится бежать — раненым. За помощью он обращается к своей невесте, Любе, вагоновожатой троллейбуса.
Третья кража Деточкину все же удаётся, он уводит машину прямо из гаража, подняв его при помощи подъемного крана. Он уходит от погони.
Вскоре Деточкин перепродаёт машину пастору, укравшему пожертвования своей паствы. С деньгами Юрий Деточкин поступает как обычно — прямо в сберкассе переводит их на счет детского дома.
Придя в себя и намереваясь узнать, что все-таки толкнуло Юрия на путь преступника, Максим ведет его в бар. Подберезовиков, узнав, что Деточкин ворует из благородных побуждений, и выпив слишком много «ерша», поданного им директором бара (также пострадавшим от действий Деточкина, однако принявшим визитеров за ревизоров), принимает решение пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина с миром и обещанием больше не воровать машины даже у взяточников.
Юра Деточкин честно пытается не поддаться искушению, но буквально на следующее утро ему попадается «Волга» со знакомым номером. И он не смог устоять. Но в этот раз Деточкин ошибся — машина принадлежала честному человеку. Подберезовиков вынужден арестовать друга.
На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем все же привозят. Спектакль не был сорван.
На суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в защиту «Робин Гуда». Тем не менее суд определяет угонщику срок (какой, не говорится; видимо, чтобы не создавать прецедента). Отбыв его, Деточкин возвращается к своей Любе.
В ролях
В эпизодах
Съёмочная группа
Интересные факты
Технические данные
Награды
Иннокентий Смоктуновский — лучший актёр 1966 года по опросу журнала «Советский экран».
Призы: Эдинбург-66, Сидней-66, Мельбурн-67, Картахена-69.
Берегись автомобиля
« | — Он, конечно, виноват. Но он… не виноват! | » |
— Подберёзовиков о Деточкине на суде |
«Берегись автомобиля» — культовая [1] советская детективная комедия 1966 г., тонкая и умная пародия на фильмы Хичкока и нуар. В главных ролях — сплошные звёзды советского кино. Помимо этого, фильм отличался эффектными и очень красивыми сценами автомобильных погонь, в том числе уникальной погоней троллейбуса за автомобилем.
Как вспоминал Рязанов, в основу сюжете легла городская легенда. В советской прессе главного героя называли и «Робин Гудом нашего времени», и «Дон Кихотом, оседлавшим вместо Росинанта краденую „Волгу“». Кроме перечисленных ниже актёров, в фильме заняты Георгий Жжёнов, Вячеслав Невинный, Готлиб Ронинсон, Галина Волчек, Юрий Яковлев (голос за кадром).
Содержание
Сюжет [ править ]
« | Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов… | » |
— Знаменитая вступительная фраза |
Страховой агент Юрий Иванович Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) ведёт двойную жизнь. Днём он продает страховки советским гражданам, а по ночам угоняет автомобили у взяточников, спекулянтов, расхитителей соцсобственности и прочих нарушителей законности, которые явно живут не по средствам. Полученные от продажи машин деньги он перечисляет детским домам. Дело этого неуловимого автоугонщика и борца за справедливость ведёт следователь Максим Подберёзовиков (Олег Ефремов).
В свободное время оба играют в самодеятельном театре, руководитель которого (Евгений Евстигнеев) предложил «замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира» и поставить «Гамлета». Деточкин и Подберёзовиков будут заняты в спектакле, и это придало специфичный оттенок детективу: Подберёзовиков долгое время даже не подозревал своего приятеля.
Проблемы у Деточкина начались, когда он решил угнать «Волгу» у спекулянта Димы Семицветова (Андрей Миронов). Семицветов — хитрый и везучий собственник. Под язвительные комментарии тестя Семёна Васильевича Сокола-Кружкина (Анатолий Папанов), который ни в грош не ставит зятя-жулика, тот дважды спас машину от угона. На третий раз у Деточкина получилось. Он отогнал «Волгу» в Прибалтику, где сбагрил её пастору (Донатас Банионис). Судя по акценту и по литовским числительным (когда покупатель пересчитывал деньги), пастор — литовец. Обычно пасторами называют лютеранских священников, но и к католикам (литовцы католики) так обращаться допустимо.
Деточкин: А я могу сказать откровенно: я угнал эту машину. Могу рассказать, у кого и за что. Пастор: Я тебе тоже могу рассказать откровенно: я — пастор. Эти ру́бли — пожертвование Ему. Ну… осталось немножко… Деточкин: И вы верите в Бога? Пастор: Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо. Будете пересчитывать? Деточкин: Буду!
Тем временем Подберёзовиков начинает подозревать Деточкина. Опросив мать Юрия (Любовь Добржанская), его невесту Любу (Ольга Аросева) и коллег по работе, следователь получает целостную картину угонов. На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина:
Подберезовиков: Я имею честь напасть на вас! Где вы пропадали? Деточкин: Какого чёрта? Я был в командировке! Подберезовиков: А как здоровье племянника? Деточкин: Какого племянника? Подберезовиков: Любимого! А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»? Режиссёр: Слушайте, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», не было! И потом, почему вы перешли на прозу?
Перед арестом он решил последний раз поговорить с другом в пивной. Нечистый на руку заведующий, увидев в руках следователя документы, подпоил его. Пьяный Подберёзовиков, услышав от Деточкина объяснение о мотивах, пошёл на преступление и отпустил угонщика с условием, что тот прекратит кражи. Следователь передал дело коллеге, в душе считая, что «грабить награбленное» справедливо.
Деточкин, выполняя обещание, признался в своих поступках невесте и выбросил в реку картотеку нечестно нажитых автомобилей. Ему на глаза попадалась новая «Волга» со знакомым номером, он всё-таки угнал её и оставил под окнами отдела милиции. Однако на этот раз Юрий прокололся: машина принадлежит честному человеку. Он добровольно сдался.
Подберёзовиков под свою ответственность разрешил Деточкину сыграть «Гамлета» в премьере спектакля. На суде в защиту Юрия Деточкина выступили все, даже тесть потерпевшего Семицветова. Фильм закончися тем, что отсидевший свой срок Деточкин возвращается к невесте. «Здравствуй, Люба. Я вернулся». (Налысо стриженный Деточкин снимает шапку).
Берегись автомобиля
«Берегись автомобиля» | |
---|---|
Жанр | трагикомедия, детектив |
Режиссёр | Эльдар Рязанов |
Автор сценария | Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов |
В главных ролях | Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов |
Оператор | Анатолий Мукасей, Владимир Нахабцев |
Композитор | Андрей Петров |
Кинокомпания | Киностудия «Мосфильм», Творческое объединение «Луч» |
Длительность | 90 минут |
Страна | |
Язык | русский |
Год | 1966 |
IMDb | ID 0060161 |
«Береги́сь автомоби́ля» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым.
Содержание
Сюжет [ | ]
Скромный и застенчивый страховой агент (в прошлом шофёр) и актёр народного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником.
Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: он ведёт досье на взяточников, спекулянтов и расхитителей, угоняет у них автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.
У одного из клиентов, молодого продавца комиссионного магазина Димы Семицветова, торгующего «из-под прилавка» дефицитной электроникой, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Тогда Деточкин подкупает крановщика, и тот, при помощи автокрана, поднимает гараж Семицветова. На украденной машине Деточкин едет в Прибалтику и по пути знакомится с обаятельным милиционером, которому помогает завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угнанную «Волгу» и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.
Пока Юрий Иванович в Прибалтике продаёт «Волгу» Семицветова некоему пастору, приобретающему машину на пожертвования прихожан, на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет «служебными командировками», а на работе — «болезнями» многочисленных «родственников». Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения.
На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина, но, желая всё-таки понять, что толкнуло его на путь преступления, перед арестом ведёт друга в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и прочее. Заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, подаёт визитёрам «фирменное пиво». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин угоняет автомобили из благородных побуждений, решает пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина под обещание больше не угонять машины даже у взяточников. Он пытается даже разорвать постановление об аресте, но Деточкин отнимает у него документ.
В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём своей невесте Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику, — и угоняет её; но на этот раз подгоняет машину под окна кабинета Подберёзовикова. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба и бросается за ним в неудачную погоню, чтобы предотвратить новое преступление. Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга. Деточкин сам является «с вещами» и готовым постановлением о собственном аресте.
На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.
В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в его защиту, громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!». Патетично обвинявший Деточкина Семицветов замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что против него самого возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма обритый Деточкин подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Здравствуй, Люба! Я вернулся».
В ролях [ | ]
Актёр | Роль |
---|---|
Иннокентий Смоктуновский | Юрий Иванович Деточкин Юрий Иванович Деточкин страховой агент |
Олег Ефремов | Максим Петрович Подберёзовиков Максим Петрович Подберёзовиков следователь |
Любовь Добржанская | мама Деточкина мама Деточкина |
Ольга Аросева | Люба Люба невеста Деточкина, водитель троллейбуса |
Андрей Миронов | Дима Семицветов Дима Семицветов продавец комиссионного магазина |
Татьяна Гаврилова | Инна Инна жена Семицветова |
Анатолий Папанов | Семён Васильевич Семён Васильевич тесть Семицветова |
Георгий Жжёнов | автоинспектор автоинспектор |
Евгений Евстигнеев | Евгений Александрович Евгений Александрович режиссёр народного театра |
Сергей Кулагин | директор пивной директор пивной |
Виктория Радунская | Таня Таня криминалист |
Готлиб Ронинсон | Яков Михайлович Яков Михайлович начальник Деточкина |
Борис Рунге | человек с чемоданами человек с чемоданами |
Яков Ленц | продавец в табачном киоске продавец в табачном киоске |
Вячеслав Невинный | сосед-автослесарь сосед-автослесарь |
Донатас Банионис | пастор, покупатель «Волги» пастор, покупатель «Волги» |
Галина Волчек | покупательница магнитофона покупательница магнитофона |
Любовь Соколова | народный судья народный судья |
Антонина Максимова | актриса народного театра актриса народного театра |
Алексей Коренев | покупатель в комиссионном магазине (нет в титрах) покупатель в комиссионном магазине (нет в титрах) |
Николай Парфёнов | прокурор на судебном заседании (нет в титрах) прокурор на судебном заседании (нет в титрах) |
Людмила Давыдова | официантка в пивной (нет в титрах) официантка в пивной (нет в титрах) |
Юрий Яковлев | голос за кадром (нет в титрах) голос за кадром (нет в титрах) |
Съёмочная группа [ | ]
Производство [ | ]
Юрий Деточкин и Максим Подберёзовиков [ | ]
Съёмки [ | ]
Колоризация [ | ]
В августе 2014 года начался процесс колоризации фильма, режиссёром которой стал сам Рязанов, скончавшийся в 2015 году. Работы продолжались более двух с половиной лет; в России премьера цветной версии, приуроченная к 90-летию Рязанова, состоялась 18 ноября 2017 года на Первом канале в 18:15. [20]
Издания [ | ]
В 1980-е годы в СССР фильм начал выпускаться на видеокассетах в коллекции «Видеопрограмма Госкино СССР» в SECAM. С 1990 года выпущен кинообъединением «Крупный план» на видеокассетах в системе PAL.
В начале 2000-х годов фильм выпущен на DVD тем же объединением в системе звука Dolby Digital 5.1 и Dolby Mono (1.0) с русскими субтитрами, дополненный фильмографией и документальным фильмом «История создания картины». Выпускался в системах PAL и NTSC.
В 2013 году вышла Full HD-версия в формате Blu-Ray, тоже отреставрированная компанией «Крупный план».