к какому жанру относится фэнтези
Жанр Фэнтези
Иллюстрация: Amanda Clark
Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин.
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской, славянской множественном числе) и др. В японской, китайской, корейской и стилизованном под мифологию дальнего востока фэнтези фигурируют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии — кицуне, нэко (девушка-кошка), тэнгу и им подобные.
В значительной части фэнтези-произведений, преимущественно эпического поджанра, основой сюжета является противостояние сил Добра и Зла, описываемых как стороны Света и Тьмы. «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкина, «Железная башня» Д. МакКирнанна, «Гобелены Фьонавара» Гая Гэвриела Кея, «Колесо Времени» Р. Джордана и многое другое — примеры фэнтези с Тьмой и Светом. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей атрибутике (отчасти схожей с атрибутикой субкультуры готов), намекающей на их «тёмность»: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил Света менее стоек, и, как правило, отсылает к стилистике христианской церкви. Даже в произведениях, где «тёмные силы» не отождествляются с отрицательными персонажами (например, в книгах Ника Перумова), этот стереотип сохраняется.
Основой сюжета многих произведений является квест в поисках некоего волшебного предмета, места, человека или знания. Этот архетип происходит из сюжетов античной и средневековой литературы — таких, как поиск Гильгамешем цветка бессмертия, поход аргонавтов за Золотым Руном, поход Галахада за Святым Граалем, и т. п.. В первых же наиболее известных произведениях фэнтези — «Часе Дракона» Говарда и «Властелине Колец» Толкина — этот мотив ярко выражен. В дальнейшем значительная часть книг фэнтези имеет сюжет в виде описания путешествия героев к какой-либо цели, с преодолением трудностей и сменами маршрута. Архетип квеста также успешно использовался для создания сюжетов компьютерных игр, где игроку дается задание по поиску некоего артефакта и основным занятием игрока будет продвижение к нему.
Стиль «меча и магии» считается самым старым и несколько менее «глубоким», нежели ряд других. По существу это модернизированная форма средневекового рыцарского романа. Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства — среди них могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В отличие от эпического поджанра, проблемы героя обычно локальны и касаются лично героя и его друзей, либо отдельной местности, поэтому в героическом фэнтези распространена форма повести и короткого рассказа.
Изначально появились в греческих мифах о Геракле и книг о Тарзане. Спустя много лет этот поджанр был продолжен сагой Роберта Говарда о Конане из Киммерии. Успех этой серии породил множество подражаний (Фриц Лейбер, Ларри Нивен) и прямых продолжений (Леон Спрэг де Камп, Лин Картер, Стив Перри, Пол Андерсон). Более самобытное развитие жанр получил в произведениях Майкла Муркока о Вечном Воителе.
В России жанр прижился на почве славянской культуры, породив особую разновидность — т. н. «славянское фэнтези» (Мария Семёнова, Юрий Никитин, Ольга Григорьева, Ольга Громыко, Елизавета Дворецкая).
В то же время, в российском фэнтези имеются и «классические» для этого вида произведения и циклы. Наиболее яркие представители: Ник Перумов («Летописи разлома») и Алексей Пехов (цикл «Ветер и искры»), Мария Семенова (цикл книг «Волкодав»)
Фэнтези, написанное специально для детей. Главные герои обычно дети.
Мифология городов послужила основой создания отдельного направления фэнтези. Фэнтези, где действие разворачивается в современном городе и где город играет существенную роль в сюжете и атмосфере произведения. Примером городского фэнтези могут послужить произведения таких авторов, как Л. Н. Томсон, Т. К. Фиджери, А. А. Пехов, В. Ю. Панов и С. Л. Лукъяненко, а также книга Терри Гудкайнда «Закон девяток».
Чаще всего под женским фэнтези, обобщают любое фэнтези, авторство которого принадлежит женщине. Женское фэнтези имеет четко выраженную любовную линию ( которая не всегда имеет первостепенную важность в повествовании), а главным героем чаще всего является девушка. Батальным сценам отдано минимум внимания и они не являются приоритетными в отличии от взаимоотношений ГГ (главного героя).
Жанр создан на стыке детектива и фэнтези.
Глен Кук, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике Гаррете
Рэндалл Гаррет, цикл фэнтэзи-детективов о сыщике лорде Дарси
Борис Акунин «Детская книга»
Клугер, Даниэль, цикл фэнтэзи-детективов «Дела магические»
Научное фэнтези (англ. Science fantasy) — гибридное направление, созданное на стыке научной фантастики и фэнтези. Иногда в научной фантастике применяется и мифология фэнтези («Бог света» Роджера Желязны, «Илион» Дэна Симмонса). Близким к направлению научной фэнтези является технофэнтези, в которой идет сосуществование или соединение науки и магии.
Фэнтези
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Фэнтези — это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств (см. уся).
Содержание
Литература
Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые эпос и рыцарские романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению [3] Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези. В фэнтези, стилизованном под дальневосточную традицию, эту роль играют мифология и средневековая культура стран этого региона. В огромной степени оно — продолжение традиции классических китайских, японских и корейских романов и повестей, волшебная составляющая в которых очень велика.
Предтечей современного фэнтези стали романы А. Ф. Вельтмана «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837) и «Новый Емеля, или Превращения» (1845).
Кинематограф
Большинство фильмов в жанре фэнтези является экранизациями книг, комиксов (манги) или снято по их мотивам. Самые известные фильмы в жанре фэнтези:
Телевизионные сериалы
Телесериалы в жанре фэнтези — жанр фантастического кино, в основе которого лежит мифология и сказки народов мира.
Сериал фэнтези больше похожи на исторические или приключенческие произведения, события в которых проходят в мифическом или фантастическом мире, похожем на историческое Средневековье, персонажи в котором борются с невероятными существами и событиями.
Фэнтези отличается от фантастики тем, что не пытается пояснить мир, с научной точки зрения. Мир фэнтези вымышлен от начала и до конца, географическое расположение — не поясняется: это может быть параллельная вселенная, иная планета, подчиненная иным чем на Земле законам. В таковом мире обычно реально существуют колдовство, боги и мифические создания (эльфы, драконы, тролли, гномы) и привидения.
Одним из популярнейших телесериалов в настоящее время является сериал, снятый по саге «Песнь Льда и Пламени» Дж. Мартина (по названию первой книги) — «Игра Престолов»
Ролевые игры
Настольные ролевые игры
В 1960-х—1970-x годах популярность фэнтези послужила причиной рождения нового типа ролевых игр. В таких ролевых играх партия из одного/нескольких игроков путешествует по фэнтезийному миру в поисках различных приключений (выполнение заданий, поиск артефактов).
Для количественного описания игрового мира используются различные ролевые системы. Среди ролевых систем можно выделить такие как Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы») и GURPS (Generic Universal RolePlaying System — «общая универсальная система ролевых игр»).
Ролевые игры в свою очередь породили новую волну литературы в жанре фэнтези. Игровые компании издают книги, в основе которых лежат их фантастические вселенные. Одни из наиболее популярных серий: Forgotten Realms и Warhammer.
Ролевые игры живого действия
Живопись
Фэнтези, в форме фольклора, легенд и фантастики, фигурировала в живописи ещё до оформления в отдельный жанр фэнтези-арта. Примерами являются работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля.
Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты.
Некоторые из остальных известных действующих художников:
Музыка
К тематике фэнтези неоднократно обращались музыкальные группы, в основном из играющих фолк или металл.
Существует ряд концептуальных альбомов у таких групп, как Blind Guardian, Summoning, Battlelore, с текстами, посвященными произведениям, в большинстве случаев — книгам Толкина.
Группы Rhapsody of Fire и Bal-Sagoth издают серии концептуальных альбомов со сквозным сюжетом. Тематика последних близка к книгам Р. Э. Говарда и Г. Лавкрафта. Российская группа Эпидемия также создала концептуальный сюжетный альбом «Эльфийская Рукопись» и его продолжение «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена». Существуют целые рок-оперы с фэнтезийными сюжетами, такие как «Avantasia» и «Дорога без Возврата».
Отдельно следует рассматривать т. н. бард-фолк или менестрелей, целиком посвятивших своё творчество фентазийной или средневековой тематике (Тэм Гринхилл, Йовин, Канцлер Ги, Ренни, Джем etc).
Архетипы фэнтези
Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах — стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах. Зачастую именно использование стереотипов критики фэнтези ставят его авторам в вину.
Фэнтезийные расы
В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Большинство из них заимствованы из мифологии, образы некоторых были придуманы либо переработаны из мифологических писателями (например, Толкином) и использованы его последователями. Ролевая система Dungeons & Dragons тщательно систематизировала эти расы, что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников. Но положительной особенностью жанра является полная свобода автора в этом вопросе. «Стандартный набор» может быть переосмыслен или вообще заменен — это в порядке вещей. Более того, некоторые авторы специально занимаются переосмыслением с целью подчеркнуть оригинальность своего произведения. Ниже перечислены основные штампы:
Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской, славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры (во множественном числе) и др. В японской, китайской, корейской и стилизованном под мифологию дальнего востока фэнтези фигурируют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии — кицуне, нэко (девушка-кошка), тэнгу и им подобные.
фэнтэзи как жанр художественной литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Фэнтэзи как жанр художественной литературы
Фэнтэзи – это жанр, сочетающий в себе мистику и реальные события. Мистическим при этом может выступать что угодно – от вымышленных автором существ до существ мифических, взятых из различных верований. Фэнтэзи, как жанр, возник достаточно давно – еще в середине девятнадцатого века. Истоком этого жанра принято считать мифологию.
Во всей русской литературе самым выдающимся классиком, писавшим то, что сегодня называют фэнтэзи, был Николай Васильевич Гоголь. Его произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос» и многие другие были написаны именно в этом жанре, по мотивам украинских поверий и сказаний. Так, Гоголя можно по праву считать основателем данного жанра в русской художественной литературе.
В зарубежных странах фэнтэзи тоже пользовалось популярностью. Самым известным произведением в фэнтэзи можно считать «Фауста» Гете. Это философское произведение, содержащее черты мистического.
Довольно известным произведением первой половины двадцатого века в русской художественной литературе в жанре фэнтэзи можно считать роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом романе благодаря зеркальной композиции прекрасно уживается как реальность, так и мистика. Главным героем произведения является сам дьявол, прибывший в Москву с единственной целью: узнать, изменились ли горожане духовно.
Итак, к характерным чертам фэнтэзи как жанра художественной литературы можно отнести:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, мы разобрали несколько наиболее характерных черт для жанра фэнтэзи. Присутствие одной из них обязательно практически в каждом фэнтэзийном произведении художественной литературы.
Можно сказать, что в середине двадцатого века фантастика практически вытеснила фэнтэзи из мира художественной литературы. Однако, в начале двадцать первого века жанр фэнтэзи вновь обрел свою популярность.
Итак, фэнтэзи – это довольно старый жанр, однако, неоднократно переживавший «второе рождение». В России он возник в середине девятнадцатого века, вновь возродился в начале двадцатого и начале двадцать первого веков. В зарубежной литературе фэнтэзи как жанр художественной литературы возник гораздо раньше – после эпохи Возрождения, однако последующие периоды его популярности совпадают по временам с популярностью в русской художественной литературе.
Наиболее известные фэнтэзи-произведения
Фэнтэзи действительно стало в последние годы популярным. Причин этой популярности может быть несколько: вызванный приключенческими фэнтэзи интерес у читателя, развитие технологий, исторический подтекст. Все это находит отражение в следующих популярных произведениях современной художественной фэнтэзи-литературы:
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу о том, что фэнтэзи, как жанр художественной литературы, зародился достаточно давно, однако, несмотря на это, свою популярность он получил только в начале двадцать первого века, полюбившись многим читателям и зрителям. Фэнтэзи – это неотъемлемая часть художественной литературы, в том числе и современной.
Значение слова «фэнтези»
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли, гоблины, кентавры и тд), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Фэнтези — это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных, ролевых и настольных игр. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств (см. уся).
фэ́нтези
1. филол. жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов ◆ Замечу только, что это не «фэнтези», а настоящая научная фантастика. Владимир Сурдин, «Миры Фреда Хойла» // «Знание ― сила», 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Из фэнтези я могу читать, пожалуй, только Терри Пратчета. Герман Садулаев, «Таблетка», 2008 г. (цитата из НКРЯ)
2. онлайн-игра, в которой игроки собирают виртуальную команду из настоящих спортсменов и набирают баллы в зависимости от их выступления в настоящих играх
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: балалайка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Классификация жанра фэнтези. Произведения Толкина
1. Самая многочисленная группа, представленная энциклопедиями и литературными словарями, относит фэнтези к особому виду Волшебной сказки.
2. Группа представляет мнение исследователей, основывающих фэнтези на размытых понятиях сверхъестественного, иррационального и необъяснимого.
3. Группа определяет фэнтези как сложные синтетические жанровые конструкции, такие как: «…фантастический философский роман с элементами волшебной сказки и героической эпопеи» [12] или «современная героико-мифологическая эпопея, созданная в традициях северной мифологии…»[9].
1. Принцип синтетизма
2. Принцип параллельности
3. Принцип мифологизма.
Причём необходимо отметить, что первые два принципа во многом опираются на последний. Мифологизм позволяет объединять разные структурные элементы произведения, например, такие как сакральное и эмпирическое время, или черты героического эпоса и элементы волшебной сказки (поскольку и тот и другой вид являются частью мифа). А параллельным мирам миф придаёт правдоподобность и непротиворечивость. Как видим, миф выполняет в фэнтези вполне конкретную функцию. Сам же жанр фэнтези отвечает функции анимистического эскапизма, для которого мифореставрация является одной из актуальных на данный момент форм.
Эти три принципа помогают нам определить жанр фэнтези как нечто целостное, неповторимое и уникальное, не присущее больше никакому другому жанру. Однако основная проблема заключается в том, что всё же жёсткой структуры у фэнтези не существует, поскольку в основе фэнтези лежит миф, объединяющий в себе огромное количество культурных проявлений и имеющий сотни тысяч градаций и форм. В этом отношении фэнтези выбивается из общего ряда литературных жанров, этот жанр слишком подвижен, слишком динамичен, слишком склонен к частым изменениям, однако, как и в мифе, в нём есть определенные закономерности, по которым он развивается. Именно поэтому мы встречаем такую широту трактовок и мыслей относительно данного жанра. Именно определение данных закономерностей и вычленение их из структуры фэнтези является главной задачей для исследователя.
Механизмы взаимодействия этих трёх принципов способны разъяснить описательные определения Вольфа, Манлова и Гопмана. «Нарушение норм» Вольфа используется принципом Параллельности. Сверхъестественное Манлова берёт своё начало из мифа, причём фэнтези берёт не просто Сверхъестественное, а вполне определённое Сверхъестественное, напоенное мифологическим анимизмом, что отвечает общей функции «анимистического эскапизма». Данные три принципа во многом позволяют понять суть механики процессов, происходящих внутри фэнтези, создающих его.
Список используемой литературы.
2. Геворкян Э. Чем вымощена дорога в рай/Э. Геворкян// Антиутопии XX века. – М., 1989.
3. Гопман В.Л. Фэнтези/ В.Л. Гопман, под ред. А.М. Николюкина// Краткая литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: Н.П.К. Интелфак. – 2001.
5. Дж.Р.Р. Толкин «О волшебных сказках» / Сильмариллион: Сборник. – М.:2001.
6. Дж. Р.Р. Толкин «Из письма Д. Уэбстэр» / Сильмариллион: Сборник. – М.:2001.
7. Дж. Р.Р. Толкин Сильмариллион: Сборник. – М.:2001.
8. Дж.Р.Р. Толкин Властелин колец в 3 томах. – М.: 2000.
11. Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж. Р.Р. Толкина.; «Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе» вып. 6 – 1981.
12. Кошелев С. Л. Жанровая природа «Повелителя Колец» Дж. Р.Р. Толкина; опубликовано в сборнике Жанровое своеобразие литературы Англии и США XX в., 1985.