к какому времени относится появление понятия потсдамская система международных отношений
Ялтинско-потсдамская система международных отношений
Ялтинско-Потсдамская система международных отношений [1] — принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции [2]
Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав — СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. То есть, еще в ходе войны зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В полной мере эта тенденция проявилась уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях, когда главную роль в решении ключевых проблем связанных с формированием новой модели МО играли две, теперь уже сверхдержавы СССР и США.
Потсдамская эпоха стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами. Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории холодной войной.
Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США.
Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года.
Ялтинско-потсдамская система международных отношений
Потсдамская эпоха стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами. Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории холодной войной.
Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений, а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США.
Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежским соглашением 1991 года.
Связанные понятия
Республика Польша — государство в Центральной Европе, являющееся членом Европейского союза и НАТО. За последние годы Польша значительно расширила свою роль и укрепила позиции в отношениях со странами Европы и Запада, поддерживая и устанавливая дружественные отношения, как с Западным миром, так и с другими европейскими державами.
В историческом контексте термин «Новый империализм» обозначает период колониальной экспансии крупных европейских держав, а также США и Японии, в конце XIX — начале XX веков; период беспрецедентной конкуренции между ними в приобретениях заморских владений. В эпоху Нового империализма западные державы (и Япония) подчинили почти всю Африку и значительные части Азии. Новый империализм как явление характеризуют как дальнейшее развитие острого соперничества между великими державами в борьбе за мировые.
В этой статье описывается исто́рия Сою́за Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик — государства, существовавшего с 1922 по 1991 годы на территории Восточной Европы, Северной Азии, части Центральной и Восточной Азии.
Потенциа́льные сверхдержа́вы — государства, которые находятся в процессе превращения в сверхдержаву, и могут достигнуть этого статуса в XXI веке. Распространено мнение, что Соединённые Штаты Америки являются единственным государством в мире, соответствующим определению сверхдержавы, хотя некоторые эксперты говорят, что США могут потерять этот статус в ближайшее время либо уже потеряли и что Китай уже практически реализовался как экономическая и военная сверхдержава, которой осталось только признать.
Центральное место Брест-Литовского договора как для «восточной политики» Германии, так и для истории Советской России привело к тому, что второе мирное соглашение Великой войны рассматривалось в значительном числе мемуаров и исторических трудов: так, к 1990 году только на территории СССР о Брестском мире были опубликованы как минимум 44 монографии, 33 брошюры и 129 статей, а работа историка Йодайта, опубликованная в 1961 году, содержала перечень из 135 работ — преимущественно, на немецком языке.
Большинство политических и культурных явлений до нового времени имело универсальный, а не национальный характер. Громко заявив о себе в конце XVIII века в связи с революциями в Америке и Франции и приведя к распаду европейские империи и колониальные системы в XIX и XX веках, национализм по сей день остаётся одной из ведущих мировых идеологий.
Ко Второму миру относятся бывшие социалистические страны (формально страны Восточного блока), которые формировали или в значительной степени находились под влиянием СССР. После Второй мировой войны сформировалось 19 коммунистических государств, а после распада Советского Союза осталось лишь пять социалистических государств: Китай, КНДР, Куба, Лаос и Вьетнам. Вместе с понятиями «Первый мир» и «Третий мир», этот термин используется для деления государств на Земле на три широкие категории.
Ялтинско-Потсдамская система: основные черты и этапы развития
Ялтинско-Потсдамская система международных отношений — послевоенное мироустройство, которое было сформировано по результатам двух крупных конференций. Фактически на них обсуждались итоги мирового противостояния фашизму. Предполагалось, что система отношений будет основана на сотрудничестве стран, победивших Германию. Важная роль была присвоена Организации Объединенных Наций, которая должна была разрабатывать соответствующие механизмы взаимодействия между странами. В этой статье мы расскажем об основных чертах и этапах этой системы, последовавшем ее крахе, связанном с развалом СССР.
Роль ООН
ООН занимала важное место в Ялтинско-Потсдамской системе. Уже в июне 1945 года был подписан устав этой организации, в котором было провозглашено, что целями станет сохранение мира на планете, а также помощь всем странам и народам свободно развиваться, самоопределяться. Поощрялось культурное и экономическое сотрудничество, много говорилось о свободе личности и правах человека.
ООН должна была стать в Ялтинско-Потсдамской международной системе всемирным центром координации усилий, чтобы исключить в будущем конфликты и войны между государствами. В этом была основная черта установленного миропорядка.
Первые проблемы
Неразрешимые проблемы появились практически сразу. В ООН столкнулись с невозможностью гарантировать интересы двух ведущих членов — Советского Союза и США. Между ними постоянно возникали противоречия, практически по каждому вопросу.
В результате главной функцией ООН в рамках Ялтинско-Потсдамской международной системы стало предупреждение реального вооруженного конфликта между этими странами. Стоит отметить, что с этой задачей она справилась. Ведь именно устойчивость между ними была залогом мира на протяжении большое части второй половины XX столетия.
В начале 50-х годов, когда только начиналось формирование Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, биполярное противостояние еще не было таким активным. Оно вовсе не ощущалось на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, где США и СССР действовали параллельно, не затрагивая интересы друг друга.
В этом плане ключевой стала Корейская война, создавшая предпосылки к появлению советско-американской конфронтации в любой точке мира.
Гонка вооружений
Следующий этап в развитии Ялтинско-Потсдамской системы мира оформляется к середине 50-х годов. СССР практически полностью ликвидирует отставание от США в оборонной промышленности.
На ситуацию в мире оказывает влияние изменение соотношения сил между колониальными державами. В первую очередь, Францией, Великобританией и Нидерландами. В международных отношениях происходит выравнивание европейской и неевропейской проблематики.
Ослабление напряженности
В конце 60-х-70-х годов в мировой политике установился статус-кво. Несмотря на существующие идеологические разногласия, наметилась тенденция к разрядке.
Двуполярность Ялтинско-Потсдамской системы гарантировала некоторое равновесие в мире. В нем теперь существовало два гаранта, которые контролировали один другого. Обе страны при всех своих противоречиях были заинтересованы в сохранении сложившихся правил игры. Это и стало основными характерными чертами Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.
Важной особенностью было негласное признание сфер влияния сверхдержавами. Примечательно, что США не стали вмешиваться в ситуацию в Восточной Европе, когда советские танки вошли в Бухарест и Прагу во время острых политических кризисов в этих странах.
При этом в странах «третьего мира» наметилось противостояние. Желание Советского Союза влиять на политику некоторых стран Азии и Африки привел к ряду международных конфликтов.
Ядерный фактор
Атомные бомбы сыграли большую роль во взаимодействии между двумя сверхдержавами, когда американская монополия на обладание ими закончилась. Это спровоцировало полномасштабную гонку вооружений, став важным элементом миропорядка в Ялтинско-Потсдамской системе.
Характеризуя кратко Ялтинско-Потсдамскую систему, стоит отметить, что стабильность эта была непрочной и неустойчивой. Равновесие достигалось исключительно за счет страха, к тому же постоянно продолжались локальные конфликты на территории третьих стран. В этом заключалась основная опасность существовавшего миропорядка. При этом данная система отношений оказалась более устойчивой, чем предшествовавшая ей Версальско-Вашингтонская, так как не привела к мировой войне.
Крушение системы
Распад Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений фактически произошел 8 декабря 1991 г. Именно тогда руководители трех советских республик (России, Белоруссии и Украины) в Беловежской пуще подписали договор о появлении СНГ, объявив, что СССР отныне перестает существовать.
Среди уже бывшего советского населения это вызвало негативную реакцию. Уже через три дня существовавший в Советском Союзе Комитет конституционного надзора осудил Беловежское соглашение, но это не имело никаких последствий.
На следующий день документ был ратифицирован Верховным Советом. Российские депутаты были отозваны из ВС, после чего он лишился кворума. Последним о своей независимости 16 декабря объявил Казахстан.
СНГ, считавшийся поначалу преемником СССР, был создан при этом в качестве не конфедерации, а межгосударственной организации. У нее до сих пор сохраняется слабая интеграция, отсутствует реальная власть. Несмотря на это, членами СНГ все равно отказались становиться прибалтийские республики и Грузия, которая позже все-таки присоединилась.
Распад Ялтинско-Потсдамской системы фактически уже произошел, хоть Россия и объявила, что будет на месте Советского Союза продолжать членство во всех международных организациях. Также Российская Федерация признала за собой все советские задолженности. Активы стали ее имуществом. По оценкам экономистов, в конце 1991 года на депозитах Внешэкономбанка лежало около 700 млн долларов. Пассивы оценивались более чем в 93 млрд, а активы примерно в 110 млрд.
Последним актом распада Ялтинско-Потсдамской системы отношений стало объявление Горбачевым о прекращении исполнения обязанностей президента СССР. С таким заявлением он выступил 25 декабря. После этого добровольно сложил полномочия Верховного главнокомандующего, передав так называемый «ядерный чемоданчик» Ельцину.
Накануне Нового года декларация о прекращении существования СССР была официально принята верхней палатой Верховного Совета, которой еще удавалось сохранить кворум. На тот момент в ней продолжали заседать представители Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Также этим последним легитимным органом советской власти был принят еще ряд важных документов, в основном связанный с отставкой чиновников высшего ранга, например, руководителя Государственного банка. Этот день официально считается датой окончания существования СССР, днем, когда завершился распад Ялтинско-Потсдамской системы.
При этом некоторые советские организации и учреждения продолжали свою деятельность еще несколько месяцев.
Причины
Рассуждая о причинах произошедшего, историки выдвигают разные версии. Распаду существовавшей политики в мире способствовал не только развал Советского Союза, но и Организации Варшавского Договора, а также те значимые перемены, которые произошли в странах социалистического блока, расположенных в Восточной и Центральной Европе. Вместо СССР образовалось полтора десятка независимых государств, каждое из которых искало свое место в мире.
Кардинальные перемены происходили и в других уголках земного шара. Еще одним символом прекращения существования политики в отношениях между державами стало объединение Германии, фактическое прекращение холодной войны между Америкой и Советским Союзом.
Когда одна из сверхдержав официально прекратила свое существование, в международных отношениях произошел неминуемый слом. Миропорядок, установившийся после войны против фашизма, главенствовавший в мире на протяжении нескольких десятилетий, навсегда изменился.
Что привело к развалу СССР?
Этот вопрос в рамках рассматриваемой темы также имеет большое значение. Существует несколько основных точек зрения.
Среди западных политологов утвердилась позиция о том, что распад СССР был предопределен его проигрышем в холодной войне. Такие мнения чрезвычайно популярны в западноевропейских государствах, а также в США. Они достаточно быстро утвердились, придя на смену изумлению от столь стремительного крушения коммунистического режима.
Тут очевидным выглядит желание противоборствующей стороны воспользоваться плодами победы. Это важно для самих американцев и остальных участников блока НАТО.
Стоит отметить, что в политическом плане подобная тенденция представляет определенную опасность. С научной точки зрения она несостоятельна, так как сводит всю проблематику исключительно к внешним факторам.
Конференция в Пекине
В этом плане большой интерес представляет конференция, которая прошла в Пекине в 2000 году. Она была посвящена причинам крушения СССР и влиянию, которое это имело на Европу. Ее организатором стала Академия общественных наук Китая.
То, что подобный научный форум состоялся именно в этой стране, неслучайно. Китайские власти начали проводить изменения, подобные советским в конце 80-х годов, еще в 1979 г., добившись значительных экономических результатов. При этом они были обеспокоены и встревожены той социально-экономической катастрофой, которая потрясла СССР.
Тогда они приступили к непосредственному изучению этого вопроса, чтобы не повторить ошибок прошлого. По мнению китайских исследователей, распад Советского Союза можно расценить как трагедию для всего мира, отбросившего цивилизацию назад в ее развитии.
Такую оценку они дали, исходя из результатов, к которым привели последовавшие перемены. Следуя их выводам, это была самая большая геополитическая перемена XX столетия.
Зафиксировать смерть
По словам российского политика и юриста, одного из авторов первой конституции современной России Сергея Шахрая, причинами распада Советского Союза стали три фактора.
Первый заключался в одной из статей действовавшей конституции. Она предоставляла республикам право выйти из состава СССР.
Вторым был так называемый «информационный вирус», начавший себя активно проявлять с конца 80-х годов. В условиях экономического кризиса, разразившегося в то время, во многих советских республиках появились настроения, когда национальные правительства начали призывать к тому, чтобы перестать работать на Москву. На Урале появились требования прекратить помогать соседним республикам. Москва при этом винила окраины в том, что лишается всех своих доходов.
Еще одной причиной стала автономизация. Перестройка к началу 90-х годов окончательно выдохлась. Политический центр был сильно ослаблен, соперничество Горбачева и Ельцина за политическое лидерство переросло в активную фазу, власть стала переходить на «нижние уровни». Все это закончилось потерей 20 млн населения Советского Союза. Монолит КПСС дал трещину, последней каплей стал путч, который произошел в 1991 году. В результате 13 из 15 республик заявили о суверенитете.
В основе Ялтинско-Потсдамского порядка лежало регулируемое противостояние между Америкой и Советским Союзом. Существовавший статус-кво в политико-дипломатической и военно-политической областях стал стремительно разрушаться. Обе державы перешли к ревизии, правда, по противоположным причинам. Именно тогда на повестке дня появился вопрос о необходимости согласовывать и реформировать Ялтинско-Потсдамский порядок. Его участники к тому времени уже были разными по своему влиянию и мощи.
Став государством-преемником СССР, Российская Федерация оказалась не в состоянии выполнять функции, присущие биполярности, так как не обладала необходимыми возможностями.
В отношениях между государствами появились тенденции к сближению капиталистических и вчерашних социалистических государств. При этом международная система начала проявлять черты «глобального общества».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Система международных отношений, сложившаяся по итогам Второй мировой войны. В ее основу легли договоренности, достигнутые лидерами «большой тройки» (СССР, США, Великобритании) по ключевым мирополитическим вопросам на конференциях в Ялте (4-11 февраля 1945 г.) и Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945 г.).
Генезис Ялтинско-Потсдамской системы
Уже в ходе войны стало понятно, что не только победа над общим врагом, но и устойчивость послевоенного миропорядка зависела от характера взаимодействия великих держав в рамках «большой тройки». Отмечая системообразующую роль США, Великобритании и СССР в международных отношениях, американский политолог У. Фокс в 1944 г. впервые использовал термин «сверхдержава»; он не исключал возможности раздела Европы на сферы интересов между СССР и англо-американским звеном «большой тройки»: предполагалось, что в «зону ответственности» Москвы войдут государства Центральной и Восточной Европы, Вашингтона и Лондона – «атлантической» Европы. Не только публицисты, но и ряд представителей американского истеблишмента, в частности президент Ф.Д. Рузвельт, признавали право Советского Союза на создание «пояса безопасности» вдоль его западных границ. Оперирование категориями «сфер влияния» весьма наглядно обнаружило себя в так называемом «процентном соглашении», заключенном И.В. Сталиным и У. Черчиллем на Московской конференции в октябре 1944 г.: оно касалось раздела сфер влияния на Балканах и в Центральной Европе.
С окончанием Второй мировой войны сложилась уникальная историческая ситуация: на смену традиционным многополярным моделям международным отношений пришла биполярная система, в рамках которой доминировали две сверхдержавы – США и СССР. Такая расстановка сил обусловливалась тремя основными моментами. Во-первых, с поражением держав «оси» и временной утратой ими государственности образовался гигантский вакуум силы, который должно было заполнить влияние стран-победительниц, максимально аккумулировавших мощь в военные годы. Во-вторых, те государства, которые получили место в Совете безопасности ООН в качестве великих держав (речь, прежде всего, идет о Франции, ибо политическое будущее Китая в тот момент представлялось довольно туманным), реально не имели возможности воздействовать на международные процессы, а, значит, их статус был результатом согласованных решений «большой тройки». В-третьих, Англия, несмотря на свою принадлежность к сонму «вершителей судеб мира», утратила лидерство на международной арене ввиду ослабления ее мощи в годы войны, актуализации вопросов, связанных с деколонизацией обширнейшей Британской империи, и трудностями послевоенного восстановления.
Основные этапы и тенденции развития Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. «Холодная война»
После окончания Второй мировой войны во взаимоотношениях двух сверхдержав элементы соперничества начали превалировать над сотрудничеством. В результате, конфликтное взаимодействие США и СССР, выливавшееся в форму «холодной войны», определяло общий вектор развития всей Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Фаза консолидации Ялтинско-Потсдамской системы, т.е. выработка модуса взаимодействия между двумя центрами силы, совпала с первыми кризисами «холодной войны» (Иранский кризис 1946 г., Берлинский кризис 1948-1949 гг., война в Корее в 1950-1953 гг.). Каждая из сверхдержав взяла курс на укрепление своих сфер влияние, что привело к расколу мира на два противоборствующих лагеря: капиталистический и социалистический. Наиболее ярким проявлением этого раскола явилось образование двух германских государств (ФРГ и ГДР) осенью 1949 г.
Биполярное противостояние СССР и США представляло собой сложное, многомерное явление: это было не только геополитическое и военно-стратегическое соперничество двух сверхдержав, но и конфликт двух социально-политических систем. Идеологический фактор начинал играть все большую роль во внешнеполитической практике Вашингтона и Москвы. США позиционировали себя как лидера «свободного мира», «арсенал демократии», а также, опираясь на свою беспрецедентную экономическую мощь, демонстрировали превосходство либерально-рыночной экономики над централизованной и плановой экономикой Советского Союза. Становление блоковой системы разворачивалась на нескольких уровнях. Во-первых, это контроль Вашингтона и Москвы над социально-политическими процессами в странах, входивших в их сферы влияния, с помощью экономического и политического инструментария (распространение плана Маршалла на западноевропейские государства, переход от «народно-демократических» режимов к единовластию коммунистических партий в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, создание СЭВ в 1949 г.). Во-вторых, это складывание военно-политических организаций (НАТО в 1949 г. и ОВД в 1955 г.), причем при американской поддержке также формировались региональные пакты на периферии глобальной системы: Пакт Рио-де-Жанейро, АНЗЮС, Багдадский пакт (затем – СЕНТО), Манильский пакт. Отличительной чертой западного и восточного блоков являлась их строгая иерархическая структура, на вершине которой находилась одна из сверхдержав. Большое значение придавалось поддержанию «блоковой дисциплины», особенно это было характерно для социалистического лагеря, иллюстрацией чего может служить советско-югославский конфликт 1948 г. Кризисы, возникавшие внутри сфер влияния супердержав, подлежали довольно жесткому регулирование (свержение американцами правительства Арбенса в Гватемале в 1954 г., венгерские события 1956 г., введение войск ОВД в Чехословакию в 1968 г.). Показательно, что противоборствующие стороны признавали «зоны интересов» друг друга и воздерживались от вмешательства во внутриблоковые конфликты.
В условиях развернувшегося после Второй мировой войны процесса деколонизации и, соответственно, формирования региональных подсистем международных отношений, противостояние СССР и США сместилось на периферию глобальной системы. Сверхдержавы были вовлечены в подавляющее число региональных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной и Южной Азии, в Африке, причем их вмешательство скорее носило опосредованный характер, нежели прямой (исключение составляли вторжение США в Вьетнам, а СССР – в Афганистан).
С середины 1950-х гг. происходило усложнение Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений: при сохранении ее биполярной структуры начинали появляться силы, стремившиеся к некоторой внешнеполитической самостоятельности в рамках двухполюсности. Во-первых, следует назвать набиравший обороты процесс европейской интеграции (Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, Римские договоры 1957 г.), что в перспективе могло превратить Западную Европу в новый центр силы. Кроме того, выход Франции при президенте Ш. де Голле из военной организации НАТО свидетельствовал о стремлении Пятой Республики к реставрации своих «великодержавных» позиций (возрождение «величия» Франции) на международной арене. Во-вторых, обнаружился раскол в «социалистическом содружестве»: Китай Мао Цзэдуна, имевшего догматические расхождения с советским руководством, претендовал на роль самостоятельного центра силы в восточном блоке. В-третьих, как о значимом факторе международных отношений заявляло о себе «движение неприсоединения», подавляющее большинство членов которого составляли страны так называемого «третьего мира», недавно освободившиеся от колониальной зависимости и заявлявшие о своей равноудаленности от двух военно-политических блоков (первая конференция «неприсоединившихся» государств состоялась в сентябре 1961 г. в Белграде).
Несмотря на тенденции к размыванию биполярности, США и СССР были заинтересованы в сохранении Ялтинско-Потсдамской системы, в рамках которой они занимали преобладающее положение. В свете этого ряд исследователей склонен рассматривать «разрядку» в советско-американских отношений 1970-х гг. как попытку «модернизации» биполярной системы. Между двумя сверхдержавами были достигнуты важные договоренности в военной сфере, которые позволили им выработать новые правила игры с целью упорядочить гонку вооружений: так, были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (1972 г.), Соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 в 1972 г., ОСВ-2 в 1979 г.). Кульминацией «разрядки» в Европе явилось подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1975 г.).
Распад биполярной системы международных отношений
1980-е годы отмечены нарастанием эрозийных тенденций в Ялтинско-Потсдамской системе. Новый виток гонки вооружений, инициированный республиканской администрацией Р. Рейгана, ухудшение экономической ситуации в СССР как вследствие активизировавшегося военного соперничества с США, так и по причине неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры (падение цен на углеводороды в 1986 г.), рост антикоммунистических настроений в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а также набиравшие обороты центробежные тенденции внутри самого Советского Союза в конце 1980-х гг. – все эти явления говорили о том, что Ялтинско-Потсдамская система вступила в кризисную фазу. Падение Берлинской стены в 1989 г. и воссоединение Германии в 1990 г. сигнализировали о начавшейся трансформации миропорядка, сложившегося по итогам Второй мировой войны. Распад Ялтинско-Потсдамской (биполярной) системы международных отношений был окончательно завершен в декабре 1991 г., когда СССР, один из двух силовых полюсов, перестал существовать как «геополитическая реальность».
Источники
Движение неприсоединения в документах и материалах. М., 1975.
Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962—1986 гг.). М., 1996.
От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах, 1973-1994 : в 3 т. М, 1996.
Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов. Том II. Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (28 ноября – 1 декабря 1943 г.). М, 1984; Том IV. Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (4–11 февраля 1945 г.). М., 1979; Том VI. Берлинская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (17 июля – 2 августа 1945 г.) М, 1984.
Черчилль У. Вторая мировая война. Кн. 1-3. М., 1991.
Containment: Documents on American policy and Strategy, 1945–1950 / Ed.
by T. H. Etzold & J. L. Gaddis. New York, 1978.
bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:RU’>