что делать с ногтями новорожденного по исламу
Куда деть состриженные ногти?
Наша религия охватывает все сферы жизни человека. Чистоте и гигиене в Исламе уделяется особое внимание. Мусульманин всегда должен быть чистым и опрятным.
В Исламе имеются конкретные предписания практически на каждый случай в жизни человека. Наш Пророк (мир ему и благословление Аллаха) велел своим последователям чистить зубы, стричь ногти, сохранять одежду в чистоте и т. д.
Ислам побуждает каждого человека соблюдать чистоту всегда и во всём. И периодическое подстригание ногтей относится к одному из таких дел и является похвальной для каждого мусульманина привычкой.
Хотя состригание ногтей на первый взгляд не имеет большого значения для личной гигиены человека, в книгах по фикху об этом пишется довольно подробно, даже расписан порядок состригания ногтей на руках и ногах.
Из этого явствует, что подстригание ногтей является не только действием гигиены, но и сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословление Аллаха). Того, кто соблюдает эту сунну, защищает Всевышний Аллах.
От матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал:
من قلّم أظفاره يوم الجمعة، وُقيَ من السوء إلى مثلها
«Кто подстрижёт ногти в пятницу, будет под защитой Всевышнего Аллаха до следующей пятницы». (Табарани)
Что делать с состриженными ногтями?
Из вышеприведённого мы понимаем, что желательно время от времени по необходимости стричь ногти. Многие довольно часто проводят эту процедуру, и у них возникает вопрос: что делать с этими ногтями? Ведь многие не знают, куда их деть.
Некоторые просто выкидывают их в мусорное ведро, кто-то кидает в печку, а не самые аккуратные просто грызут их раскидывают где попало. Всё это нехорошо и не соответствует мусульманской культуре и самое главное – сунне Пророка (мир ему и благословление Аллаха).
Ведь наш Пророк (мир ему и благословление Аллаха) научил нас всему, что может пригодиться в жизни. Каждому мусульманину следует знать, что отделившиеся части тела, такие как ногти, волосы и кровь, желательно закапывать в землю.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление Аллаха) сказал:
ادْفِنُوا الْأَظْفَارَ وَالشَّعْرَ وَالدَّمَ فَإِنْهَا مَيْتَةٌ
«Закапывайте ногти, волосы и кровь, ведь это всё является мертвечиной». (Байхаки, «Сунан аль-Кубра», 76)
Также Табарани в своём сборнике хадисов «Аль-Му‘джам аль-Кабир» передаёт хадис о том, что Пророк (мир ему и благословление Аллаха) велел закапывать волосы и ногти. Поэтому многие праведные предшественники так и поступали.
Исходя из этого, учёные-богословы ясно высказались, что желательно закапывать в землю состриженные ногти и волосы. Об этом спросили у имама Ахмада (да будет доволен им Аллах), на что он ответил, что следует их закопать, ибо ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) тоже делал так.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:
«Желательно закапывать волосы и ногти, что были сострижены. Слова о сокрытии их в земле передаются от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), и с этим единогласно согласились большие учёные нашего мазхаба».
Таким образом, к телу человека и его конечностям следует проявлять уважительное отношение. Так же, как мёртвое тело должно быть похоронено соответствующим образом, любая отдельная конечность или часть тела должна быть предана земле.
Из всего вышеприведённого явствует, что волосы и ногти, которые человек состригает или удаляет со своего тела, желательно предать земле. Однако не обязательно закапывать состриженные ногти и волосы на кладбище. Это можно сделать в своём дворе, огороде или в другом удобном месте.
Те, у кого нет возможности предавать ногти и волосы земле (например, в случае проживания в многоквартирном доме, или если земля покрыта снегом и т. п.), могут собирать и хранить их, пока не появится удобная возможность для их захоронения.
Как поступать с отстриженными волосами и ногтями?
Как поступать с отстриженными волосами и ногтями? Правда ли, что их желательно закапывать в землю?
Всевышний в Коране говорит:
وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ
Смысл: «. Аллах любит соблюдающих чистоту» (сура «ат-Тавба», аят 108).
Под чистотой в этом аяте подразумевается физическая чистота. Вообще, в целом в Исламе чистоте уделено огромное значение, ибо от её соблюдения напрямую зависит наше поклонение.
Согласно Шариату, волосы и ногти желательно закапывать в землю, ибо передаётся во многих изречениях, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) велел закапывать в землю отстриженные волосы и ногти. Хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советует хоронить волосы и ногти, приводят в своих сборниках известные мухаддисы: ат-Табарани в «Муджам аль-кабир», Ибн Аби Шайба в «аль-Мусаннаф», аль-Байхаки в «Шуабуль-иман». Так с волосами и ногтями поступали и многие из саляфов (праведники, жившие в первых трёх веках после Пророка (мир ему и благословение)).
Великий учёный Ибн Куддама пишет в книге «аль-Мугни»:
«Желательно хоронить отстриженные или отделённые иным способом волосы и ногти. Поскольку передаётся от Мили, дочери Мишраха, что она видела, как её отец стриг ногти и закапывал их в землю, объясняя это тем, что он видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поступал таким образом».
Имам ан-Навави в книге «аль-Маджму» пишет:
«Отстриженные волосы и ногти рекомендуется закапывать в землю, скрывать их в ней. Эта желательность передаётся от Ибну Умара (да будет доволен им Аллах)».
Богословы шафиитского и ханафитского мазхабов (правовых школ) обуславливают желательность закапывать в землю только волосы и ногти, которые не являются авратом (часть тела, которую обязательно скрывать от посторонних или вообще других лиц).
Великий учёный аль-Буджайрими говорил:
«Закапывать в землю волосы и ногти желательно только тогда, когда они не являются авратом. Так, например, если волосы будут из границ аврата, например, из области паха или же если волосы женские или гермафродита, то их обязательно скрывать, чтобы не увидели другие люди, поскольку взор на них запрещён». Здесь под словом «скрывать» подразумевается закапывать в землю.
Ибн аль-Мукри Исмаиль в своей книге «Равзат-талиб» пишет:
«На то, на что смотреть запрещено, когда оно связано (с телом), запрещено смотреть и после его отделения, как, например, лобковые волосы, даже мужские, а также ногти ног свободной женщины, распространяя положение Ислама в отношении этих частей тела после их отделения от тела, так же как было и до их отделения. Пусть же (постригший волосы и ногти) в обязательном порядке скрывает их (волосы и ногти), чтобы никто не увидел их».
Мудрость в желательности скрывать волосы, ногти и другие части тела и его выделения заключена в том, чтобы колдуны не смогли навредить человеку, поскольку они во время наведения порчи очень часто используют волос или ноготь человека, на которого хотят навести порчу.
Крайне нежелательно стричь или удалять иным образом волосы и ногти в осквернённом состоянии (состояние, когда по Шариату человек обязан совершить полное ритуальное купание, например, после полового сношения) и без омовения.
Что делать с ногтями новорожденного по исламу
Следуем Сунне: 9 правил для новорожденных
Томительное ожидание длинною в девять месяцев и вот оно маленькое чудо, появившись на свет, становится объектом нашей радости и переживаний. Получив теперь почетное право называться родителями, окружающие нас засыпают поздравлениями, впрочем, также как и своими советами. Однако далеко всегда ли полезны эти советы, а главное, не выходят ли за рамки предписаний нашей религии?
• Первое пеленание. Во время родов внука Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) Хусейна (р.а.) принимавшая роды Савда бинти Мисрах перерезала ему пуповину, и запеленала новорожденного в желтую пеленку. Пришедший навестить свою дочь Фатиму и новорожденного внука Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!), взял на руки ребенка, затем перепеленал его в белую пеленку. Соответственно первое пеленание ребенка после его рождения в белую пеленку, считается сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!).
• Тахник. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) после рождения ребенка совершал обряд тахник, то есть разжевывал финик и протирал образовавшейся кашицей неба новорожденного ребенка. По преданию Аишы (р.а.) после рождения детей она приносила их Пророку (мир ему и благословение Всевышнего!), а Он (мир ему и благословение Всевышнего!) произнеся за них благую молитву, делал тахник. Существуют предания, по которым Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) совершал подобное действие не только своим родным детям, но и новорожденным других сахабов.
• Первый азан и камат. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) советовал читать в правое ухо азан, а в левое камат. По преданию своим внукам Хасану(р.а.) и Хусаину (р.а.) Он сам совершил подобный обряд.
• Подарки и угощения. По преданию, когда у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) родился сын Ибрахим, то Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) одарил подарком Абу Рафи, который принес благую весть. Также считается сунной и угощения людей, в знак благодарности Всевышнему, и с целью получения благой молитвы от собравшихся гостей.
• Красивое имя. Дать новорожденному красивое и хорошее по смысловому значению имя, является одной из главных обязанностей родителей, ибо это имя будет с человеком, как на этом свете, так и на том. Об этом сообщил людям сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!). «В Судный день вас будут звать по вашему имени и по имени вашего отца, поэтому давайте красивые имена». Существуют предания, по которым Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) менял имена людям, имевшим не хорошее в понимании Ислама смысловое значение. Так например, человека, которого изначально назвали рабом идола Уззы, которому поклонялись арабы-язычники, он переименовал в Абдуллаха, то есть «раб Аллаха». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) советовал давать имя ребенку уже вечером в день его рождения, хотя и допускается, что подобное действие можно совершить позже, в один из последующих семи дней.
• Жертвоприношение акыйка. Акыйка в переводе означает пушок на голове новорожденного ребенка. Жертвоприношение жертвенного животного, именуемое акыйкой совершается в качестве благодарности Всевышнему за Его Милость виде новорожденного ребенка. Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) после рождения Хасана и Хусаина принес в жертву по одному барана за каждого внука. Интересен также тот факт, что по преданию от Анаса (р.а.) Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) после начала пророческой миссии совершил жертвоприношение акыйку и за себя. Обычно по сунне жертвоприношение акыйка совершается на седьмой, четырнадцатый или двадцать первый день после рождения ребенка. Мясо животного может роздано близким, соседям и друзьям, впрочем, также может быть оставлено в семье для собственного пропитания.
• Обрезание. Относительно обрезания мальчиков, нет определенного возрастного ограничения, это может быть до полового созревания, так и после. По определенным преданиям Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сделал обрезание своим внукам Хасану (р.а.) и Хусаину (р.а.). на седьмой день их жизни.
• Прокалывание ушей. Прокалывание ушей новорожденным девочкам считается сунной и совершается на седьмой день их жизни. Прокалывание же ухо мальчиков считается действием, относящимся к разряду макрух.
• Сбривание первых волос. По преданиям Посланник Аллаха обрил голову своей новорожденной дочери Фатиме (р.а.) и дал садака серебром, равного весу этих волос. По другому преданию за волосы его внука Хусейна был выплачен дирхем.
Вопросы, связанные с волосами и ногтями
Исламская религия уделяет огромное внимание общей чистоте и гигиене тела. Это подтверждается и тем фактом, что каждая книга по фикху (мусульманскому праву) начинается с раздела «Тахара» (очищение). В этой статье мы разберём вопросы, связанные с волосами и ногтями.
1. Желательно (суннат) мужчине и женщине удалять волосы с лобка, сбривая или выщипывая их. Мужчине предпочтительнее сбривать, а женщине – выщипывать.
(«Фатх аль-‘Аллям»)
2. Желательно мужчинам и женщинам выщипывать волосы из подмышек, а если не получается выщипывать из-за боли, то сбривать.
(«Ианат ат-талибин»)
3. Желательно мужчинам подстригать усы, которые свисают на губу, сбривать усы полностью нежелательно (карахат).
(«Тухфатуль Мухтадж»)
4. Желательно мужчинам и женщинам стричь волосы в носу, если они портят внешний вид. Если они не обезображивают лицо, то делать это мубах (дозволено). Выщипывать волосы в носу нежелательно.
(«Фатх аль-‘Аллям»)
5. Желательно мужчине сбривать волосы с головы:
— во время хаджа или умры (то есть по окончании);
— на седьмой день после рождения;
— если он новообращенный, принявший Ислам;
— когда от волос есть какой-либо вред;
— когда за волосами трудно ухаживать.
В других случаях брить голову мубах (дозволено), но не сунна. Нежелательно сбривать часть волос с головы, оставляя другую часть.
Женщине желательно брить волосы головы:
— на седьмой день после рождения;
— с целью скрыться от того, кто намерен её изнасиловать и т.д.
Без этих причин незамужней женщине нежелательно (карахат) сбривать волосы с головы, а замужней запрещается (харам) без разрешения мужа.
(«Тухфатуль Мухтадж»)
6. Нежелательно мужчинам и женщинам, которые намерены заколоть Курбан за себя (совершить праздничное жертвоприношение на Курбан-Байрам), удалять волосы с головы, лица и со всего тела, а также стричь ногти, удалять лишнюю кожу и т.п. в первые тринадцать дней Зуль-Хиджа, пока не заколют жертвенное животное.
(«Мугни аль-мухтадж»).
7. Закрашивать седину на голове мужчинам и женщинам, а также в бороде мужчине желательно только красной или жёлтой краской.
(«Фатх аль-Муин»).
8. Не разрешается (харам) мужчинам, незамужним женщинам, а также замужним женщинам без разрешения мужа красить волосы на голове, а также бороду мужчине в чёрный цвет.
(«Нихаят аль-мухтадж»).
9. Нежелательно мужчине брить или выщипывать бороду и брови.
(«Тухфатуль Мухтадж»)
10. Не разрешается мужчине красить руки и ноги хной или чем-то другим. Женщине желательно полностью красить хной руки или ноги, если она замужем. Если она не замужем, то нежелательно.
Если у женщины умер муж, то во время идды ей не разрешается красить хной руки или ноги. Во время хаджа или умры женщине желательно делать это вне зависимости от того, замужем она или нет. Незамужней женщине не разрешается наносить на руки узоры, замужней это можно делать только с разрешения мужа.
(«Ианат ат-талибин»)
11. Не разрешается наращивать волосы, используя для этого волосы наджаса или волосы другого человека. Замужней женщине с позволения мужа разрешается наращивать волосы, используя для этого волосы не наджаса или искусственные волосы, а незамужней это не разрешается.
(«Бушра аль-Карим»).
Канонический отдел Муфтията РД
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что нужно делать согласно шариату с отрезанными ногтями и волосами?
Вопрос:
Мне сказали, что отрезанные волосы и ногти нельзя выбрасывать, а нужно собирать и закапывать. А если дело происходит зимой, когда земля покрыта снегом, и ничего закопать нельзя, что делать тогда?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Нужно отметить, что человек – почтенное и священное творение Аллаха. Всевышний превознес человека над всеми творениями и даровал человеку честь и достоинство. Аллах говорит в Коране:
وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُمْ مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلًا
«И уже Мы почтили потомков Адама (даровав им разум и посылая к ним пророков) и носили Мы их на суше и на море [подчинили им животных и суда], и наделили их благами [плодами, злаками, молоком,…], и даровали им большое преимущество пред многими, которых Мы создали» (17, 70)
Таким образом, к телу человека и его конечностям должно быть уважительное отношение. Так же, как мертвое тело должно быть похоронено соответствующим образом, любая отдельная конечность или часть тела должна быть предана земле.
Что касается волос и ногтей, которые выпадают или отрезают от человеческого тела, их следует также закопать в землю:
ينبغي أن يدفن قلامة ظفره ومحلوق شعره وإن رماه فلا بأس وكره إلقاؤه في كنيف أو مغتسل
«Считается желательными закапывать обрезанные ногти и волосы человека. Если они выпадают у человека (помимо его воли), в этом не будет греха. Выбрасывать волосы и ногти в туалет или ванную комнату считается предосудительным (карахат) (Раддуль Мухтар, том 1, с. 527).
Закапывать свои волосы и ногти было обычной практикой сахабов (да будет доволен ими Аллах). Сподвижник Ваиль ибн Худжар передает от своего отца:
أن رسول الله صلى الله عليه و سلم كان يأمر بدفن الشعر و الأظفار
«Пророк Аллаха (мир ему и благословение) велел нам закапывать свои волосы и ногти» (Аль-Муджамуль Кабир, хадис 73).
Сподвижник Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
ادفنوا الاظفار والشعر والدم
«Закапывайте ногти, волосы и кровь» (Сунан аль-Кубра аль-Байхакы, хадис 76).
Волосы и ногти не закапывают на кладбище. Вы можете закопать их в своем собственном дворе. У кого нет возможности сделать это сразу – к примеру, человек живет в квартире, или трудно это сделать, поскольку земля покрыта снегом, они могут хранить свои волосы и ногти дома, до тех пор, пока не смогут предать их земле.