к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение

К какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение

Возрастные нормы звукопроизношения

Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою, они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

В настоящее время, по данным научных исследований, около 40% детей в России имеют проблемы со звукопроизношением (продолжают неверно произносить звуки родного языка к 5-6 годам, когда речь должна быть сформирована). И с каждым годом количество таких детей стремительно растет. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками, а также препятствует овладению письменной речью (письмом и чтением).

Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, сегодня мы рассмотрим нормы появления звуков речи.

Возраст

Этапы развития речи

Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. В начале появляется гуление: гласные звуки «аа», «оо», «ау».

Гуление усложняется с включением согласных звуков – «гу» или «бу», «хо».

Начинает издавать звуки, подобные звуку [ф], [с], [в].

Протяжное произнесение звуков: «аль-ле-е», «лы-алы». Ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. Это период лепета, ребенок подражания произносит отдельные слоги: ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Развивается понимание речи окружающих.

Ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. Из гласных чаще других производится звук [а], из согласных в основном звуки [п], [б], [м], [к], [т] и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.

Малыши начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.

Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: «мама», «баба». К концу года появляются целые слова типа мама, папа, дядя. Ребенок четко произносит гласные: [а], [о], [у], согласные: [м], [б], [к], [г]. К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

Дети начинают четко произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяют звуком [и]; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам [г], [д], [с], [з] («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки [л], [р’], [р].
В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].

К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).

Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов.

В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).

К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.

После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов: (например, в словах «утка», «аист», «облако»); может определить и назвать очередность звуков в слияниях: «ау», «уа», «иа».

В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. Ребенок овладевает письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.

На развитие речи ребенка влияют основных три фактора:

* Развитие мелкой моторики руки;

* Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);

* Общение. Общайтесь с ребенком каждую свободную минуту, читайте как можно больше художественной литературы.

Андреевских М. В., учитель логопед

Источник

К какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение

Ожидайте

Перезвоните мне

к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Смотреть фото к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Смотреть картинку к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Картинка про к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Фото к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Смотреть фото к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Смотреть картинку к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Картинка про к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Фото к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение

Аннотация: Как же протекает становление звукопроизношения у детей?

Статья:

Необходимость специального разговора об овладении детьми дошкольного возраста правильным звукопроизношением связана с тем, что сейчас понимание этого вопроса остается спорным, а значит, и отношение к нему коренным образом изменилось.

До недавнего времени неправильности звукопроизношения у детей до 5 – 6 лет рассматривались как «возрастные» и объяснялись только физиологической незрелостью речевого аппарата ребенка. Считалось, что такое «косноязычие» обычно проходит по мере созревания речевого аппарата ребенка и не требует какой-либо специальной помощи. Однако, такие нарушения никак не могут пройти без помощи специалистов. И чем раньше начата работа, тем лучше. Это крайне важно и потому, что дефекты в произнесении звуков нередко затрудняют овладение грамотой и приводят к появлению специфических нарушений письма – дисграфии. Однако следует различать возрастные и патологические особенности звукопроизношения, чтобы вовремя принять необходимые меры.

Как же протекает становление звукопроизношения у детей? В норме оно охватывает период от года до пяти (реже – до шести) лет. При этом звуки ребенок усваивает не изолированно, а составе целых слов. Но поскольку многие звуки у него отсутствуют или заменяются другими звуками, то звукослоговая структура слов оказывается искаженной, и лишь постепенно она все более и более уточняется, приближается к норме.

Уже с двухлетнего возраста малыш различает все звуки на слух, однако правильно произнести их он еще не может, потому что созревание речедвигательного анализатора значительно отстает от созревания речеслухового. Эта незрелость выражается в том, что движения речевых органов, и прежде всего языка, у ребенка раннего возраста еще недостаточно дифференцированы, неловки, а значит, выполнение «тонких» движений, необходимых для правильного произнесения многих звуков, ему недоступно. Последовательность усвоения звуков в ходе нормального онтогенеза определяется возможностями речедвигательного анализатора.

Закономерности овладения правильным звукопроизношением при нормальном ходе речевого развития.

Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к трудному.

Последовательность усвоения звуков, по данным М. Е. Хватцева, такова. На 1-2 году жизни ребенок произносит только гласные звуки А, О, Э и губные согласные П, Б, М (в артикулировании последних язык вообще не участвует).Именно из этих звуков и состоят самые первые слова ребенка: мама, папа, баба.

В период от 2 до 3 лет ребенок усваивает гласные звуки И, Ы, У и следующие группы наиболее простых по артикуляции согласных: Ф, В (губно-зубных, в образовании которых язык тоже еще не участвует); Т, Д, Н (простейшие по артикуляции переднеязычные звуки, требующие лишь простого поднимания кончика языка к верхним зубам); К, Г, Х (заднеязычные, тоже сравнительно простые по артикуляции) и звук Й.

В возрасте от 3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, З, Ц, а потом шипящих Ж, Ш, Ч, Щ. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, поскольку для их образования необходимы тонкие и дифференцированные движения языка, а также вполне определенное положение губ. Поэтому не случайно у многих детей именно на эти звуках впервые проявляются патологические нарушения звукопроизношения, тогда как более простые звуки произносились правильно. И наконец, в возрасте 5-6 лет ребенок овладевает артикуляцией самых сложных наших звуков, к которым относятся Р и твердое Л. Правильное артикулирование этих звуков предполагает очень тонкую и точную работу мышц языка.

Артикуляторно трудные звуки усваиваются не сразу, а путем последовательного использования различных звуков-заменителей (субститутов). Так, например, ребенок раннего возраста звук С заменяет на Т («танки» вместо «санки»).То же самое относиться и к другим артикуляторно сложным звукам. Характерно, что звуки-заменители при нормальном ходе речевого развития произносятся ребенком правильно, т. е. не искажаются.

Период овладения звуком обычно длиться около 2-3 недель. В течение этого времени ребенок пользуется вновь усвоенным звуком неустойчиво, продолжая смешивать его со звуком-заменителем.

«Возрастное косноязычие» проявляется или полным отсутствием некоторых звуков в речи (пропуском их),или заменой другими звуками, но правильно произносимыми. Например, при полном отсутствии звука Р ребенок говорит «ыба» вместо «рыба», а при замене его другим звуком – «йиба» или «лыба» вместо «рыба».

Не позднее 5-6 летнего возраста период «возрастного косноязычия» заканчивается, после чего все звуки произносятся ребенком правильно. Итак, основным внешним признаком истинно «возрастного косноязычия» является то, что у ребенка или полностью отсутствуют (опускаются в речи) какие-то звуки, или эти звуки заменяются другими, но обязательно правильно произносимыми звуками. Для патологических же форм характерно искажение звука, которое никогда не имеет места в нормальном онтогенезе (картавое Р, межзубное С, «воздушное» Ш). В чем же причина патологических нарушений звукопроизношения?

Одной из причин может быть неправильное строение артикуляционного аппарата. Другая, еще более распространенная в настоящее время причина, приводящая к дефектному звукопроизношению, заключается в наличии у детей парезов (т. е. слабости) отдельных мышц языка. В этом случае ребенок как бы не вполне владеет своим языком и поэтому не может выполнять артикуляторные движения точно и в полном объеме.

В заключении хотелось бы особо подчеркнуть два момента.

Дефектное (искаженное) произношение звуков у ребенка любого возраста является патологией и свидетельствует о необходимости безотлагательного обращения к специалистам. Чем раньше будет оказана специальная помощь, тем быстрее и успешнее нормализуется у него звукопроизношение.

«Задержанное возрастное косноязычие», выражающееся в полном отсутствии звуков или в звуковых заменах, обязательно должно быть устранено до начала обучения ребенка грамоте. В противном случае на письме у него обязательно появится однотипные буквенные замены, и тогда уже придется устранять нарушения не только устной речи, но и письменной.

Источник

К какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение

Ожидайте

Перезвоните мне

к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Смотреть фото к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Смотреть картинку к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Картинка про к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Фото к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Смотреть фото к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Смотреть картинку к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Картинка про к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Фото к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение

Аннотация: Период интенсивного развития фонематического слуха у детей приходится на дошкольный возраст.

Статья:

Для правильной речи, а впоследствии письма и учебы очень важно, чтобы ребенок хорошо различал звуки. Период интенсивного развития фонематического слуха у детей приходится на дошкольный возраст. В 4 года, максимум в 5–6 лет он должен быть полностью сформирован. Как проверить фонематическое восприятие, и каким образом его развивать, читайте далее.

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

За способность слышать отвечает слуховой анализатор – орган слуха, который включает в себя ухо, нервы и особые центры в коре головного мозга. Он преобразовывает звуковые колебания в нервные импульсы, которые затем передаются в центральные отделы головного мозга, и вызывают те или иные реакции человека. Различают два вида слуха: физический и фонематический. Первый определяет способность воспринимать природный и бытовой шум, а также музыку.

Фонематический слух позволяет слышать и различать звуки человеческой речи. Благодаря ему, ребенок учится не только понимать речь и говорить, но и улавливать смысл сказанного, в зависимости от характера звуков (интонации, ударения, окончаний и прочего). Например, слышать разницу между похожими «мишкой» и «миской», скорбным «ох» и удивленным, цветками «гвоздиками» и папиными «гвоздиками».

ПОЧЕМУ НУЖНО ЕГО РАЗВИВАТЬ?

Без понимания звуковых особенностей речи окружающих, ребенку будет тяжело научиться говорить. При развитом фонематическом слухе малыш осознает, что он произносит слово неправильно, и пытается самостоятельно добиться правильного произношения. Если разница между схожими звуками не улавливается, формируются устойчивые замены «жук – кук», «шишка – сыска». Чем хуже развит фонематический слух, тем сильнее выражены речевые проблемы. В таких случаях говорят, что у детей словно каша во рту.

Если проблема не решается в дошкольном возрасте, из нее вытекает множество новых, куда более серьезных. Ребенок испытывает сложности с чтением, письмом, изучением других языков. Ему с трудом дается слияние слогов, выделение отдельных звуков, он неверно пишет окончания и многое другое. У школьников начинается серьезное отставание по школьной программе.

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАТЬ ЗАНЯТИЯ?

Процесс развития фонематического слуха у детей индивидуальный. Бывает, что ребенок начинает прекрасно улавливать звуки и говорить в 1,5–2 года. Но чаще активное формирование приходится на возраст 4 года и продолжается до 5–6 лет. При этом наиболее чувствительным, значимым периодом развития остаются первые годы жизни.

Если до 2 лет с ребенком разговаривать правильно, не сюсюкая, читать понятные ему стихи, учить чистоговорки, то риск нарушений фонематического слуха уменьшается в разы. Иными словами, проводить занятия можно с самого раннего дошкольного возраста. Существует масса упражнений и игр на развитие фонематического слуха у детей 1 года, 2-3 лет и старше. В каждом случае подбираются задания, соответствующие возможностям малыша.

Важно. Оптимальное время для развития фонематического слуха – дошкольный возраст. Дальше решать имеющиеся проблемы будет все сложнее, а после 9 лет практически невозможно.

МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ

Развивать фонематический слух возможно только постепенно. Сначала ребенок учится распознавать не схожие между собой звуки, затем узнает о правильном и неправильном произношении, начинает находить ошибки в знакомых словах. Дальше формируется способность проводить фонематический анализ, вычленять звуки в частях слова (начале, середине, конце), подбирать рифму. На заключительном этапе, уже в школе, ребенок может определять количественный звуковой состав слова. У него открывается способность использовать проверочные слова и понимать правила.

Методика развития фонематического слуха основана на формировании умения ориентироваться в звуковой стороне слова. Обучение проводится в форме игры и включает в себя следующие упражнения:

При этом обязательно нужно брать во внимание индивидуальные особенности ребенка, среду воспитания, дефекты строения речевого аппарата (укороченная подъязычная связка, маленький и узкий язык, открытый прикус и т. д.). Также при развитии фонематического слуха следует учитывать последовательность различения звуков – сначала гласных, затем шумных и сонорных согласных, твердых и мягких, губных – язычных, глухих — звонких, шипящих – свистящих.

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ

Игры на развитие фонематического слуха многочисленны и разнообразны. Несколько примеров упражнений:

Чтобы развить фонематическое восприятие и слух, детям полезно читать книги по возрасту, грамотно и четко разговаривать в их присутствии, использовать различные интонации и громкость речи. Отдельное внимание следует уделять активному познанию окружающего мира, тренировать зрительный, слуховой, осязательный и другие анализаторы.

КАК ПРОВЕРИТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

Самый простой способ – проконсультироваться со специалистом. Вопросами нарушения фонематического слуха занимается логопед. Первичная консультация проводится в 3 года. В этом возрасте становится понятно, нужна ли малышу какая-либо помощь или развитие происходит согласно возрасту. В 5 лет ребенок уже должен отчетливо ориентироваться в звуках и правильно говорить (исключение – звук «р»). Если этого нет, нужны специальные занятия по коррекции.

Сами родители могут проверить фонематический слух ребенка при помощи небольшого теста:

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

Прежде всего, на неразвитый фонематический слух указывает непонимание обращенной речи, полное или частичное. Например, если ребенок не может выполнить простых заданий, часто переспрашивает или понимает просьбы неверно. Второй тревожный признак – дефекты речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы тесно связаны, и оказывают весомое влияние друг на друга.

В 4 года ребенок в норме разговаривает фразами, употребляет предлоги, способен задать вопрос. К 5–6 годам все звуки, кроме «Р» произносятся правильно, верно применяются окончания. Кроме того, у дошкольника без труда получается назвать первый звук в слове, подобрать на него другие слова. Выделяют 3 признака нарушения фонематического слуха (в 5 лет):

У школьников нарушения фонематичного слуха проявляются медленным чтением, в затруднении слияния слогов. Неизменно присутствуют ошибки в письме, ребенок слышит неправильно, и так же пишет (удвоенные согласные, глухие в конце слова, безударные гласные).

ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ

На развитие фонематического слуха влияет среда воспитания, пример речи в семье, состояние периферической нервной системы и др.

Среди наиболее вероятных причин нарушения можно выделить следующие:

Чтобы выявить точную причину, необходимо проконсультироваться у ЛОРа, невролога и логопеда как можно раньше. Иногда помимо развития фонематического слуха требуется медикаментозное или хирургическое лечение: подрезание подъязычной связки, прием стимуляторов ЦНС.

Фонематический слух очень важен для развития правильной речи. Нужно не упустить момент и уделить ему должное внимание в 4–6 лет, чтобы в школе ребенок легко учился и не сталкивался с насмешками сверстников. Лучше, если методика развития слуха будет разработана индивидуально, с учетом всех особенностей малыша.

Источник

Особенности развития правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС до

к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Смотреть фото к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Смотреть картинку к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Картинка про к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Фото к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение Валентина Фатеева
Особенности развития правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС до

Все дети имеют разный темп развития звукопроизношения, соответственно, различный уровень речевого развития. Развитиеречи ребенка зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т. д. В младшем дошкольном возрасте возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

В соответствии с ФГОС ДО можно выделить следующие социально-нормативные возрастные характеристики некоторых возможных достижений ребенка младшего возраста:

— ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,

— владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;

— знает названия окружающих предметов и игрушек;

— стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;

— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитиемдвижений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной, является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

У трехлетнего ребенка речь однотипна. В этом возрасте дети легко воспринимают простые предложения. У них проявляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов и их происхождение, а также активно придумывают свои слова, например, «дыракан» вместо «таракан». Ребенка увлекает звуковое оформление слова, он делает попытки исправлять неправильно говорящих сверстников, хотя сам еще не может определить, какой именно звук произнесен неверно. В три года у него усиливается внимание к произносительной стороне речи. Это очень влияет на формирование произносительных навыков. Важно следить за внятностью детской речи, ее темпом и громкостью. Следует также уделять особое внимание ребенка четкому звукопроизношению, темпу его речи, необходимой высоте и адекватной силе голоса. Нежелательно грубо поправлять детей, делать негативные или насмешливые замечания, так в случае ошибок похвала действует эффективнее, а также последующий повтор произнесенного еще раз (погромче, не торопясь и т. д.). Идеальным вариантом для подражания будет являться четкая, слегка замедленная речь педагога. Стимулировать развитие речевого дыхания можно с помощью упражнений на различных занятиях (во время физкультминуток) и на артикуляционной гимнастике.Ребенку можно предложить дунуть на кусочек ваты: «полетали снежинки» и пр. При этом важно следить, чтобы ребенок сделал достаточно плавный и продолжительный выдох (через рот).Также возможно предложить более трудные задания: сказать на одном выдохе звукоподражание,которое имеет различную ритмическую структуру: «а-а-а, бу-бу, и-го-го, а-у-у-у».

В этот же период ребенок начинает овладевать произношением сложных для него звуков – свистящих [с], [з], [с’], [з’], [ц], шипящих [ш], [х’], [х], [ч’], [щ], сонорных [л], [л’], [р] [р’], но нечасто произносит их без ошибок в составе слова. Даже произнесение звуков, освоенных раньше, характеризуется неустойчивостью. Следовательно, навыки произношения необходимо развивать не только на отдельных звуках, но и в составе слогов, слов. Подобные упражнения важны для отработки звукоподражания различной сложности – из одного продолжительного звука: «а-а-а», «у-у-у» и пр.,из одинаковых слогов: «би-би», «бе-бе», «бай-бай» и пр. ;из разных слогов: «а-у», «и-го-го», «тик-так».

С помощью игровых приемов, необходимо концентрировать внимание ребенка на особом звучании звукоподражаний, произнося их с разнообразной степенью громкостью «самолет летит высоко, его едва слышно, паровоз подошел близко, гудит громко», в разном темпе «медвежонок бежит быстро, а мама-медведица идет не спеша», с разной высотой голоса (цыплята пищат «пи-пи-пи», а курица зовет их к себе – «ко-ко-ко»). Обращая внимание детей на то, как по-разному звучат звукоподражанияживотные говорят по-разному: корова мычит «му-му», кошка мяукает мяу-мяу», необходимо отслеживать, чтобы ребенок четко артикулировал все звуки, а также воспроизводил нужную интонацию, ритм речи.

Формирование звуковой формы взаимосвязано с лексикой и грамматикой. Ребенок к 3-м годам практически усваивает свой родной язык. Для четвертого года жизни характерны новые достижения в развитии речи ребенка: высказывание простейших суждений о предметах и явлениях окружающей его действительности; увеличение активного словаря; улучшение звукового оформления слов; появление развернутых становятся фраз. Наиболее типичными ошибками в речи детей этого возраста являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов – «тамва», вместо трамвай», неправильное ударение).

Детский психолог М. И. Лисина утверждает, что, что к концу четвертого года жизни словарный запас увеличивается до 1500-2000 слов. Осваивая новые слова, ребенок начинает осознавать их звуковую сторону, устанавливает взаимосвязь между предметом и словом, понимает значение названий определенных предметов, действий. Соответственно, у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он достаточно часто употребляет слова, отсутствующие в нашем языке (надевают на пальчики, значит, это «пальчатки», а не «перчатки»). Малышу еще сложно управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. На вопросы посторонних взрослых, он может отвечать гораздо тише, чем взрослых близких. Дети моментально чувствуют и копируют интонацию, подражая взрослому. Развивается речевой слух детей. В этот период они могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова. С 4-х до 5-ти лет могут достаточно выразительно проявляться индивидуальные различия в развитии звуковой стороны речи: одни дети говорят чисто, с правильным звукопроизношением, другие делают достаточно грубые ошибки в произношении, со смягчением твердых согласных и пр..

Таким образом, формирование речи малыша в раннем возрасте серьезно влияет на его последующую жизнь, соответственно развитием речи надо заниматься с первых дней жизни.

В воспитании звукопроизношения, такие ученые, как Е. И. Радина, М. М. Алексеева, А. И. Максаков, М. Ф. Фомичева, Г. А.Тумакова подчеркивают определенное противоречие: особую чувствительность к языковым явлениям у ребенка, понимание звукопроизносительных умений, и в то же время большое несовершенство в звукопроизношении.

Развитие звукопроизношения осуществляется в детском дошкольномучреждении в следующих формах: целенаправленное обучение на занятиях, в совместной деятельности, во время режимных моментов, в игровой, музыкально, физкультурной деятельности, в свободном общении. Ведущая роль принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий. Большое значение имеют другие формы фронтальной работы,которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения. В младших группах полезно проводить артикуляционную гимнастику. Работа с подгруппами детей в форме дидактических игр, чистоговорок и др. также способствует формированию правильно звукопроизношения. В целом, работа по формированию произносительной стороны речи должна быть ежедневной.

Существенное влияние на развитие речи ребенка имеет ознакомление с художественной литературой. Она пополняет эмоциональную сферу, развивает воображение и предлагает детям великолепные образы русского литературного языка. Благодаря рассказам ребенок узнает лаконичность и точность слова; в стихотворениях осваивают напевность, ритмичность русской речи; в народных сказках открывается меткость и выразительность языка, речь раскрывается с юмором, живыми и образными выражениями, образными сравнениями. Младший дошкольник является своеобразным читателем, так как пока он не умеет читать, то воспринимает литературу на слух. Соответственно, роль чтения в развитии ребенка младшего дошкольного возраста огромна, она положительно влияет на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение также развивает звуковую культуру речи, обогащает словарный запас, обогащает связную речь.

Воспитатель должен знать типичные особенности в словопроизношении детей: сокращение слов, направленность произношения трудных слов; воспитатель должен следить за правильной постановкой ударения. В детском саду важно создавать благоприятные условия для формирования литературного произношения, своевременно устраняя отступления от орфоэпических норм. Не менее важным является формирование правильного темпа речи и качества голоса. Важно приучать детей к речи в среднем темпа, плавной, без лишних остановок. Для формирования силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры.

Работая над выразительностью речи, необходимо учитывать,что выразительность бывает двух разновидностей: естественная выразительность повседневной детской речи и произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста. В выразительности речи младшего дошкольника проявляется субъективность его отношения к окружающим. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения и является пониманием того, о чем говориться. В понятие звукопроизношения также входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. Большое внимание нужно обращать на выработку правильнойпозы ребенка в момент публичной речи: отвечая на вопросы, выступая со стихотворением.

У ребенка младшего дошкольного возраста необходимо развивать фонематическое восприятие – умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество. Большую работу также важно проводить при обучении правильному речевому дыханию. Задача воспитателя – научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выхода. В связи с этим необходимо отметить, что лишь прослеживается нарастание ведущих задач работы.

Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия – способности воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов. Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты. Достаточно развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности.

Итак, большое влияние на развитие правильного звукопроизношения у детей оказывает воспитатель. Задачи правильного звукопроизношения выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы стоится на основе данных фонетики, при этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности детей. В формировании правильного звукопроизношения младших дошкольниковсуществует противоречие: с одной стороны, особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны – несовершенство произношения многих звуков.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Смотреть фото к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Смотреть картинку к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Картинка про к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношение. Фото к какому возрасту у ребенка окончательно формируется звукопроизношениеИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *