Что у сеньки было читательский дневник главная мысль
Конспект урока по родной литературе по рассказу Р. Погодина «Что у Сеньки было» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока родной (русской) литературы в 6 классе по теме ««Уроки для Сеньки» (по рассказу Радия Погодина «Что у Сеньки было»)»
(с применением технологии развития критического мышления
через чтение и письмо)
Эпиграф: Годы детства — это прежде всего воспитание сердца. ( Василий Александрович Сухомлинский)
Тип урока: изучение нового материала.
Образовательные ресурсы: текст рассказа, картонные «шляпы мышления», карточки с заданиями,
Цель урока: формирование личностного отношения учащихся к рассказу Р. Погодина «Что у Сеньки было»
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: умеет извлекать из текста нужную информацию, анализировать результаты поиска.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочей группе.
Предметные: знает сюжет рассказа; умеет характеризовать героя и оценивать его поступки.
1. Организационный момент, деление класса на группы.
2. Работа с эпиграфом, целеполагание.
Объясните, как вы понимаете эти слова.
Согласны ли вы с ними?
Почему именно с этих слов я начала наш урок по рассказу Р. Погодина «Что у Сеньки было»?
А с помощью чего происходит воспитание и обучение? Например, в школе? (Уроков)
Уроки мы получаем только в школе?
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Как мы можем сформулировать тему нашего урока?
а как тогда мы с вами обозначим главную цель нашего сегодняшнего урока? (узнать, какие уроки получает Сенька)
Для того, чтобы напомнить друг другу, о чём рассказ Радия Погодина, и проанализировать его, воспользуемся шестью шляпами мышления.
Напоминаю, что каждая шляпа имеет своё значение.
Белая Шляпа. Информация.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства.
Желтая Шляпа. Позитивное, оптимистическое суждение.
Черная Шляпа. Негативное суждение. Осторожность. Оценка. Критика. В чём проблема?
Зеленая Шляпа. Творчество. Новые идеи.
Синяя Шляпа. Почему так?
Итак, выберите шляпу для своей группы, объясните свой выбор. После этого получите задания для своей группы в зависимости от выбора шляпы.
Выполните задания, обсудите и запишите основные мысли, которые вам могут пригодиться для ответов на вопросы, определите, кто будет отвечать.
Время подготовки – 8 минут. Если ваша группа будет готова раньше, поднимите руку.
Белая шляпа. Расскажите о главном герое рассказа – мальчике Сеньке (составьте его характеристику в начале рассказа с помощью 5 имён прилагательных). Почему героя зовут Сенька, а не Арсений и не Сеня?
Черная шляпа. Какой не очень хороший поступок совершает Сенька? Почему он это делает? Почему сестру Сеньки автор называет девчонкой?
Красная шляпа. Закончите фразы: Я сочувствовал Сеньке, когда… Я понимал Сеньку, когда… Я не понимал Сеньку, когда…
Синяя шляпа. Ответьте на вопрос: почему Сенька перестал понимать язык животных и птиц? (потому что он вырос).
Зелёная шляпа : Придумайте, как изменилась жизнь Сеньки после возвращения домой. Завершите рассказ Погодина своим предложением (или двумя).
4. Социализация – выступление представителей каждой группы (о 5 шляпах) и общее обсуждение (возможны добавления членов других групп).
Синяя шляпа, т. е. выступление группы, выбравшей эту шляпу, служит мостиком к следующему виду работы.
О зелёной шляпе мы поговорим позже.
Итак, Сенька вырос, получив некоторые жизненные уроки.
Давайте подумаем, кто (или даже что) преподаёт ему эти уроки? И о чём эти уроки?
Для этого вспомните (а может быть, перечитайте) выбранные мной фрагменты рассказа. Попробуйте определить главную (основную мысль) каждого эпизода. Запишите эту мысль на большом листе, закончив предложения. Время работы – до 10 минут.
Или Сенька узнал, что…
Прикрепите листы с вашими записями на доску.
Так кто же воспитывает Сеньку, преподаёт ему уроки жизни?
Вывод: воспитывают Сеньку взрослые люди и сама природа, родная земля.
Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Какие же человеческие качества появляются у Сеньки в конце рассказа? Что изменяется в его характере и его внутреннем мире? И почему теперь он называет сестру не девчонкой, а сестрёнкой?
Без нашего внимания осталась зелёная шляпа. Послушаем ребят.
Давайте подведём итоги. Попробуйте составить синквейн о том, каким же стал Сенька (работа возможна как групповая, так и индивидуальная).
Думает, любит, будет заботиться
Перестал думать только о себе
А теперь устно продолжите любое из предложений (индивидуально):
— На этом уроке я понял, что…
— На этом уроке я научился…
7. Домашнее задание : написать сочинение- миниатюру «Случай, изменивший меня» или «За что я люблю свою малую родину»
Для анализа на уроке предлагаются следующие фрагменты текста:
1. Сперва он к деду зашел, к Савельеву.
Дед на гармони играл про маньчжурские сопки. В гармошкиных мехах дальний ветер рыдал. Дед слушал свою музыку и будто сам себе удивлялся. А на полу лежали вповалку деревянные грабли дедовой аккуратной работы.
— Дед, дай мне краюшку хлеба и еще котомку, — попросил Сенька.
— Или куда направился?
— Пойду в огромный город, где делают аэропланы. Там буду.
Дед закончил музыку, завернул гармошку в ситец и спрятал ее в комод.
— У российских людей такая доля — ходить. — Отрезал дед хлеба край, меда нацедил в баночку, сложил этот припас в узелок, к палке приладил струганой и сказал Сеньке:
— Дед, я никогда не вернусь. Прощайте.
— А человек никогда обратно не возвращается, — сказал дед. — Воротится человек, глянешь, а это уже другой человек. А если таким же воротится — глянет, а место, из которого он когда-то вышел, уже другое. Этого, Сенька, многие не понимают, потому и рвутся назад, и страдают от своей ошибки. А ты пойми — ну не может человек ни жить по-вчерашнему, ни думать.
2. Сенька уже целый час прошагал. В том месте, где дорога раздваивалась, чтобы попасть одной отвилкой в деревню Засекино, другой отвилкой в город, нагнал Сеньку председатель колхоза. Ехал он в конной коляске.
— Здорово, мужик, — сказал председатель. — Куда путь держишь?
— А вы куда? — спросил Сенька.
— Я в Ленинград. Я навсегда, — сказал председатель. — Я человек заводской. Я сюда временно присланный. Все, что мог, сделал, а больше не умею. Теперь твой отец будет колхозом руководить.
— А чего ж не умеете? — спросил Сенька.
— Так ведь человек должен что-то одно уметь по-настоящему. Один с землей обращаться, другой с металлом, третий, предположим, с наукой. А когда человек все умеет, это вроде красиво, но несерьезно. Он как букет. — В этом месте председатель вздохнул и добавил: — Только для глаза красиво, но завянет он скоро и не даст семя. А живой цветок, может и неприметный среди других, из года в год цветет, и от него другие цветы нарождаются. Несрезанный он потому что. Так куда ж ты идешь? — спросил председатель.
— В огромадный город, где строят аэропланы.
— Найду, — сказал Сенька храбро.
— Ты, чтобы не плутать, вот на этот бугор залезь. С него далеко видно. Вот ты с него и прицелься.
— Ладно, — сказал Сенька. Показалось ему, что в председателевых словах есть правда.
3. Полез Сенька на бугор, нагибается низко, в иных местах даже на четвереньках лезет, чтобы не опрокинуться.
Слышал Сенька, что стоит бугор здесь с давних времен и оттого он такой крутой и ровный, что насыпали его руками. Что раньше было на нем поселение. Проживали за толстыми стенами, сложенными из бревен, древние солдаты по названию богатыри. Охраняли от врагов эту землю и сами ее пахали.
До бугра Сенька за свою жизнь ни разу не добирался и ни разу на него не всходил.
Поднимается Сенька еще выше.
А земля становится все шире.
А когда Сенька поднялся на самый верх, стало ему далеко видно вокруг. И сомкнулся тогда Сенькин мир малый с большим миром и огромадным, так как земля Сенькина уходила вдаль на необъятные расстояния.
Много на земле оказалось дорог, бежали они вдоль полей и бугров, уходили в леса и снова из лесов выходили. Видел Сенька большую деревню Засекино с колокольней и другие деревни, в которых не был ни разу и даже названий не знал.
А своя деревня Малявино лежала перед Сенькой вся открытая. Теленок от березы оторвался, убежал в колхозную рожь и скакал в ней, обалдев от свободы. Трактор уже поле пахал. И рядом с молодым трактористом Михаилом сидела красивая тетка Люба.
Вокруг разноцветные поля простирались. Где что поспело, овес ли, гречиха, у каждого свой цвет. А где еще доцветало голубым и розовым. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. Березы-тонконожки у озера. Темный орешник. Бледная, как зеленый дымок, малина на старом пожарище возле болота.
Деревенские жители кто на лошади сено возит, кто граблями работает, кто с коровами. Всех сверху увидел Сенька. И поезд увидел, что идет за лесом. Даже город дальний на горизонте.
Увидел еще своего пса Яшу — скучный лежит возле будки, почуял Сенькино отсутствие. Некого ему в нос лизнуть, некому показать свою верность.
На верхушке бугра — некоторые Сеньке по пояс, некоторые до плеч — торчали в траве да во мху каменные кресты старинные, память о древних пахарях-воинах, которые подняли эту землю первыми.
От своей земли, от ее прекрасного широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло.
«Ух ты, — подумал он, — куда от такой земли уйдешь, если она моя! И мамка моя, и отец, и сестренка, и все люди-соседи, и птицы пролетные, и птицы оседлые — все мои. И старый дед Савельев, и совсем старая бабка Вера. Потому мои, что я ихний». Подумал Сенька еще, что делить это ему ни с кем не нужно — неделимое оно. У каждого оно свое, хоть и одно и то же.
Долго стоял на бугре Сенька среди изъеденных годами старинных крестов.
— И кресты мои, — сказал он.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Погодин «Тишина» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Погодин Радий Петрович – русский, советский детский писатель, поэт, сценарист, художник. Писатель получивший множество наград и премий. У него широкий диапазон произведений, которые читают и дошкольники, и взрослые люди. Особой популярностью пользуются его произведения для детей.
Одним из произведений автора является рассказ «Тишина».
Краткое содержание
Читайте по теме:
Главные герои
1) Анатолий – археолог, приехал в деревню отдыхать.
2) Кирилл – художник, приехал в деревню отдыхать, хочет правильно питаться, так как у него язва.
3) Гришка – непоседливый мальчишка, любить во всем разбираться, пытается найти занятие по душе, то он перебирает рессоры с шофером, то правит бороны с кузнецом, тянет проводку с монтером, смотрит за работой печника, пытаясь повторить его действия, чинит, точнее разбирает швейную машинку, чтобы попасть в дом тетки и изучить как у строена печь.
Главная мысль
Нужно доделывать работу до конца, а не хвататься за разные и бросать все на полпути.
Чему учит?
Рассказ учит трудолюбию, доводить дело до конца, развиваться, учиться, верить в человека, давать ему шанс показать себя.
Пословицы
1) Дело мастера боится.
2) Славен человек не словами, а делами.
3) Кто любит труд, того люди чтут.
Отзыв
«Тишина» интересный и увлекательный рассказ. В самом начале двое туристов заселяются в деревенский домик, они радуются отдыху и окружающей тишине. Но рассказ совсем не о них, а о мальчишке, которого в деревне прозвали «чумой», так как он хватается за разные дела, везде лезет помочь, хитрит, но не доводит дела до конца. Благодаря Анатолию и Кириллу Гришка довел дело до конца, построил настоящую печку.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.
Что у Сеньки было
амечательный фильм о нескольких летних днях из жизни пятилетнего Сеньки и его подружки Маруси!
У Сеньки вот-вот должен появиться брат, а маму увозят в больницу. Сенька в недоумении: как же он и отец справятся с малышом без мамы? И откуда берутся дети? Папа сказал, что иногда их приносит аист, а иногда находят в капусте. Сенька пересмотрел всю капусту в огороде, никого не нашел, и на время успокоился. Все же, а откуда берутся дети зимой, когда ни капусты, ни аистов нет? А, их в магазине покупают!
Отец уезжает навестить маму, и Сенька остается один дома. В кухню забрался поросенок, Сенька пытается его изловить. Приходит Маруся, и дети отправляются гулять…
Папа привозит маму из больницы, уже с младенцем. Только это не брат, а сестренка Оля. От нее нет никакой пользы, к тому же она завладела всем вниманием родителей. Соседка Люба всегда мечтала о девочке, и Сенька решает подбросить Оленьку соседке в капусту.
Из этого предприятия ничего не вышло. Оля снова дома. Видно, уходить придется Сеньке! Он собирается в город, где строят самолеты. Маруся плачет, прощаясь с Сенькой.
По дороге Сенька встречает с председателя колхоза, который советует ему взобраться на курган возле села, чтобы легче определить дорогу. Председатель рассказывает, что курган этот славен памятью предков. «Кто такие предки?» — спрашивает Сенька и получает ответ.
На кургане Сеньку догоняет Маруся. С кем же она будет кушать арбуз, если Сенька уйдет? В первый раз дети видят родное село, реку и поля вокруг с большой высоты. Они начинают понимать, что такое Родина.
Этот добрый фильм заставляет вспомнить свое детство, проказы, игры, путешествия. Время, когда соседняя улица казалась полной тайн, а лес и речка – краем земли.
Замечательна игра актеров, в том числе детей. Голос за кадром ведет повествование от имени Сеньки, комментирует происходящее.
Через переживания Сеньки мир передан таким, каким его видят дети. Благодаря этому родители могут почерпнуть богатый материал для размышлений о поведении детей, их воспитании.
Откуда берется детская ревность? Оказывается, это вполне естественная реакция на изменение поведения родителей при появлении второго малыша.
Как ответить пятилетнему ребенку на вопрос: «Откуда берутся дети?» Стоит ли ссылаться на аиста, или лучше сказать правду? Оказывается, интерес малышей к этому вопросу ситуативный. Мифы о капусте и аистах лежат в плоскости сказки и совсем не вредны.
Как так получается: стоит только отвернуться, на минуту выпустить ребенка из под контроля, как он уже что-то натворит? Оказывается, ребенок сознательно не делает ничего плохого. Его беды – от недостатка жизненного опыта. Проказы – проявления деятельного характера мальчишки.
«Мой друг Сенька»: какое краткое содержание, главные герои, главная мысль?
«Мой друг Сенька»: какое краткое содержание, главные герои, главная мысль?
«Мой друг Сенька» краткое содержание какое?
Свинцов «Мой друг Сенька» какое краткое содержание рассказа?
«Мой друг Сенька» кто главные герои?
Кто герои рассказа «Мой друг Сенька»?
Кто главные герои произведения «Мой друг Сенька»?
«Мой друг Сенька» какая главная мысль?
Какая главная мысль произведения «Мой друг Сенька»?
Какая основная мысль рассказа «Мой друг Сенька»?
Владимир Борисович Свинцов, автор многочисленных рассказов о животных.
Рассказ » Мой друг Сенька» написан от первого лица.
Рассказ начинается с того момента, как автор рассказа и его сын Игорь, обнаружили около калитки маленький коричневый комочек, который был ещё совсем слепой и весь дрожжал. Кто-то видимо подкинул щенка.
Мальчик согрел его на руках, а потом пытался накормить, но он ещё не умел самостоятельно кушать.
Щенок скулил, но вдруг он учуял котят, которые сосали свою мать, кошку. Кошка сделала две попытки прогнать его, но потом, все же приняла щенка. Так он стал приемышем, которого назвали Сенька.
Сенька совсем освоился и стал любимицем в семье, постоянно играл с, последним из оставшихся котят, белым Пушком, с местными детьми. Их дружба была очень крепкой, но котенок исчез и Сенька долго скучал и даже заболел.
Он знакомится с курами, забравшимися в соседний огород, когда петух пытается на него напасть, он отбивает атаку.
Своей заботой и преданностью, Сенька добивается своего места в машине хозяина.
Позже, он видит первый снег, потом знакомится с гусями, но ретируется о них, с вороной, которая заманила его в лес.
Дальше рассказывается о том, как щенок познает жизнь, охраняет машину и палатку хозяев на рыбалке, ездит в лес, потом попадает в капкан (пустая консервная банка), обижается на хозяина, когда он не берет его на охоту и уезжает со спаниелем.
И очень пугается волчицы, которая сидела в клетке, это было для него потрясением.
Краткое содержание Некрасов Сенька
С самого утра Сенька находился в щели и следил за врагом. Мальчика трясло. Вчера они прибыли на передовую, и началась стрельба. Сенька взял винтовку и выстрелил в руку. Он хотел просто скорее оказаться подальше от этого места.
В медчасти было много раненых. Мужчина в халате сказал парню зайти в палатку. Там был солдат без ноги, мальчик ужаснулся. Доктор, поняв, что видит самострела, упрекнул парня в малодушии, и промыл рану. Сеньку повели в четвертую палатку. В ней был один раненый – тоже самострел. Сенька вспомнил, что готов был бить немца, если бы не самолеты. Проснувшись солдат, Ахрамеев, сказал, что их будут судить, но можно сбежать.
Позже их допрашивали. Ахрамеев все твердил, что Сенька верно поступил, однако мальчик все больше сомневался. Через несколько дней он увидел старшину, который отказался с ним говорить. Долго потом Сенька лежал, размышляя. Он думал, и постепенно менял отношение к своему поступку.
Взрывы приближались. К Сеньке положили худого раненого сержанта. Несколько дней мальчик присматривал за ним. Он узнал, что у Николая была Красная Звезда. Николай не любил рассказывать о подвигах и лишь волновался за товарищей по разведке.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Некрасов В. П.. Все произведения
Сенька. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В книге рассказывается об Этьене Лантье. Недавно его уволили с работы за пощечину начальству железного пути. Он решил устроиться в шахту фирмы Монсу, возле города Воре. Мест работы вообще не было нигде
Петр Андреевич Гринев провел свои детство и юность в поместье родителей в Симбирской губернии. По достижении им 17 лет, его отец — отставной офицер отправляет его на военную службу. И хотя Петр еще до своего рождения был приписан к Семеновскому полку
Все изложение начинается с незамысловатого предисловия, из которого следует, что автор опубликовал три книги. Имя автора – Бредли Пирсон. Всю свою сознательную жизнь он проработал на посту инспектора в налоговой.
Автор написал оперу по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Композитор взял за основу сюжетные события из пьесы, но герои произведения были списаны с реальных людей его эпохи
Заходя в дом Кушкиных, Машенька, переведённая на второй курс института, увидела кругом панические возгласы жителей дома. Ей открыл с красным лицом Михаил. Наверху было шумно