к какому виду относится студенческая группа
Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
Содержание:
Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.
В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.
Характеристики социальных групп и общностей:
Классификация социальных групп
Разновидность социальных групп
1) Характер взаимодействия:
2) Способ организации и регуляции действий:
3) Принадлежность индивидов к группе:
4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:
Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:
Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.
Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.
Общество – самая большая социальная группа.
В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:
5) Социально-значимые признаки:
Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.
Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.
Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.
Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.
Функции социальной группы:
Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.
Группы и коллектив. Виды студенческих групп.
Психологические особенности студенческого возраста.
Деятельность, структурные элементы деятельности.
Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом
Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игрыявляется сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов. Характеристика деятельности
Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.
Подсубъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.
Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).
Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.
Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.
Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.
Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.
Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи..
Группы и коллектив. Виды студенческих групп.
В процессе управления руководитель сталкивается с совокупностью людей (группой). Группа – это 2 и более количество людей, которые вступают в такое взаимоотношение, когда каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. В качестве группы выделяется отдел в банке, семья, студенческая группа. Наряду с понятием группа используется термин коллектив.
Коллектив – особое качество группы, продукт развития группы. Коллектив – это устойчивое объединение людей стремящихся к общим целям и обладающих групповой сплочённостью.
Чтобы считаться коллективом группа должна обладать признаками:
1)наличие общих целей,
2)наличие определённой культуры, которая выражается в общих ценностях, нормах,
3)психологической признание членами группы друг друга.
Синергетичность – способность группы, как целого добиваться в работе больших результатов, чем это может сделать такое же количество людей, но работая независимо друг от друга. Любая организация может рассматриваться как объединение нескольких групп. Создавая отделы руководство создаёт группы. Большая организация состоит из множества групп.
1)чёткий определённый состав,
3)жесткое определение ролей.
Все формальные группы взаимодействуют друг с другом и образуют организацию как систему. Одновременно возникают и неформальные группы – это спонтанно образованные группы людей которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения целей. Создание неформальных групп – это реакция работников на неудовлетворённость определёнными потребностями. Формальные организации не всегда способствуют удовлетворению людей, поэтому создаются неформальные группы. У них много общего – иерархия, правила и др., но неформальные группы не имеют чёткой структуры, они не являются жесткими.
Основными причинами вступления работников в неформальные группы:
В организации создаются разнообразные виды неформальных групп. Наиболее часто представлены в виде диад, триад, квартетов. Они подразделяются на:
1)заинтересованные – формируются для реализации общего интереса
Социальные группы
Что такое социальные группы и как они появились
Социальные группы — это устойчивые группы, людей в которых объединяют одни и те же определенные признаки и функции. Например, интересы, положение в обществе, ценности и т. д.
Людей можно назвать социальной группой, если они:
понимают, что входят в конкретную группу;
признают, что другие члены этой группы — тоже ее часть;
взаимодействуют друг с другом внутри своей социальной общности.
Виды социальных групп
Разделить социальные группы на виды можно по нескольким признакам. Всего их 5:
по характеру взаимодействия;
по факту существования;
по способу организации;
по социальному положению.
Рассмотрим, какие бывают группы, в отдельных таблицах.
Люди связаны тесной формой взаимоотношений и заняты общим делом. У всех членов одни и те же цели, поведение и психологические черты. Эта группа — элементарная ячейка общества.
Люди имеют общие цели и деятельность, но не так тесно общаются друг с другом.
Большое количество людей, которое занимает одинаковое положение в обществе и из-за этого связано общими интересами.
Семья, компания друзей, класс в школе и т. д.
Коллеги на работе, соседи по подъезду или улице, население города.
Нация, народность, класс и т. д.
По характеру взаимодействия
Люди внутри группы поддерживают друг друга и связаны личными отношениями.
Люди внутри группы связаны деловыми отношениями и общей целью.
Малые социальные группы — это семья, друзья, одноклассники и т. д.
Средние и большие группы — это коллеги, политические партии, профсоюзы и т. д.
По факту существования
Сообщество людей создали искусственно для учета статистики.
Группу создали по реальным признакам, которые осознают люди.
Пассажиры троллейбусов, покупатели конкретного магазина или товара и т. д.
Жители деревень, школьники, мужчины, женщины, дети и т. д.
По способу организации
Группа, которая существует только в пределах организации.
Группа, которая возникает за счет системы личных отношений и интересов людей.
Группа в университете, одноклассники, коллеги и т. д.
Читательский клуб, музыкальная группа, кружок гончарного искусства и т. д.
По социальному положению
Группа сложилась на конкретной территории. Люди внутри нее связаны общими чертами: языком, культурой, ценностями и т. д.
Нация, народность, раса, племя.
Группа людей, которые живут на одной территории и ведут схожий образ жизни.
Жители города, деревни и т. д.
Группа, внутри которой люди схожи по полу или возрасту.
Мужчины, женщины, молодежь, родители, дети и т. д.
Совокупность людей, в которой члены связаны одной профессией.
Врачи, актеры, инженеры, повара и т. д.
Группа людей, имеющих общие религиозные взгляды.
Синтоисты, христиане, католики, буддисты.
Что такое квазигруппа
В ряду социальных групп разных типов существует и еще одно понятие — квазигруппы. Это название происходит от латинского quasi — мнимый.
Квазигруппа — это малоустойчивая неформальная группа людей, которые взаимодействуют между собой только одним или немногими способами. У такой группы нет четкой структуры, норм и системы ценностей.
Виды квазигрупп
Люди, которых объединяет общий кумир: музыкальная группа, актер или актриса, киберспортивная команда и т. д.
Люди, которые связаны приемом-передачей одной и той же информации в конкретный момент: слушатели в концертном зале, болельщики на стадионе, зрители в кино и т. д.
Временная группа людей, которых объединяет интерес или событие.
Признаки и свойства квазигрупп отличаются от тех, что характерны для других социальных объединений. Рассмотрим их подробнее.
Анонимность. Люди в квазигруппе часто не знакомы между собой, они не ощущают контроля и ответственности перед группой.
Внушаемость. Членам такой группы проще внушить какую-либо идею, чем людям за ее пределами.
Социальная заражаемость. Люди внутри квазигруппы быстрее подхватывают эмоции от других членов и с той же скоростью меняют их.
Бессознательность. Человек внутри квазигруппы становится менее осознанным как личность, поддается инстинктам толпы и может быть непредсказуемым.
Как социальные группы влияют на человека
Мы уже выяснили, какие существуют социальные группы и что они значат в жизни всего общества. Осталось разобраться, что они значат для каждого из членов. Рассмотрим в таблице обе стороны медали — положительные и отрицательные последствия.
У членов группы формируются социальные ценности, каждый учится следовать нормам.
В группах правит мнение большинства. Ради общей цели ее члены могут пожертвовать интересами отдельных людей.
Люди внутри групп развивают коммуникативные навыки: учатся говорить, слышать и слушать.
Группы редко ставят свежий взгляд выше привычного, поэтому подавляют идеи одаренных и творческих членов.
Члены групп помогают друг другу правильно оценивать свои поступки и воспринимать свое «я».
Некоторые члены групп вынуждены идти на внутренний конфликт и соглашаться с ее идеями, которые сами не поддерживают.
В группе человек ощущает, что причастен к общему делу, и более уверен в себе.
Проверь себя
Давайте проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в теме статьи. Ниже мы собрали 10 примеров групп людей. Ваша задача — указать виды социальных групп, к которым эти люди принадлежат. Напоминаем, что их может быть сразу несколько.
Коллектив бетонного завода.
Зрители постановки в оперном театре.
Одногруппники в университете.
Прохожие, которые остановились посмотреть на аварию.
Прихожане мечети Кул-Шариф.
Любители музыкальных групп в жанре k-pop.
Пассажиры междугороднего поезда.
Социальные группы во всем их многообразии — это сложная система, в которой предстоит разобраться каждому выпускнику. Чтобы облегчить задачу, предлагаем изучить эту тему вместе с репетиторами Skysmart. На курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию вы сможете отыскать пробелы в знаниях о социальных группах, познакомиться с заданиями экзамена и сдать его без стресса. Вводный урок — бесплатно.
Социальные группы.
Понятие социальной группы.
Понятие социальной группы – один из самых широко распространенных терминов социологии. Социальная группа является предметом изучения также психологов, маркетологов, экономистов, правоведов, политологов и т.д.
Само слово группа происходит из итальянского языка и означает узел. Как термин социологии, оно стало употребляться в XIX веке, и значение «узел» обосновано, так как в социальной группе людей «связывают» те или иные цели и интересы.
Признаки социальной группы.
Какая социальная группа ни подлежала бы изучению, она в любом случае будет иметь все или большую часть следующих признаков и свойств:
Виды социальных групп.
По размеру и распространенности в обществе социальные группы бывают:
По способу взаимодействия:
По способу возникновения:
По социальной значимости:
По типу совместной деятельности:
Структура социальной группы.
Структура социальной группы наиболее очевидна в больших группах, менее – в средних. Малая социальная группа может не иметь основных признаков структуры, либо они могут быть слабо выраженными.
Элементов структуры социальной группы – всего два: ядро и периферия. Оба эти понятия расплывчаты. Чем больше человек имеет характерных признаков данной социальной группы – тем ближе он к ядру (или к его центру), чем меньше – тем дальше он в периферии. Наиболее отдаленные члены социальной группы могут быстро выходить из группы, или наоборот – постепенно продвигаться к центру (понятие социальной мобильности). Возьмем, к примеру, современных коммунистов в России. Геннадий Зюганов – это ядро. Вокруг него расположились его сподвижники по КПРФ. Не очень далеко от них – группа пенсионеров, сохранивших коммунистические идеалы. На периферии в основном – современная молодежь, которая поддерживает идеи коммунизма и голосует на выборах соответственно. На самом краю периферии – молодой парень, который плохо знаком с коммунистической доктриной или вообще не знает, что это такое; зато считает, что “Сталин – крут и все-такое”, и поэтому он тоже считает себя коммунистом.
Основная особенность социальных групп заключается в том, что они – это не только группы людей по интересам или по общей деятельности. Это еще и определенная групповая социальная позиция людей, грубо говоря – общественное мнение, способ выражения какой-либо социальной точки зрения.
Студенчество как специфическая социальная группа
Как известно, в социальной психологии личность рассматривается в совокупности различных общностей, групп. В настоящей статье мы хотим остановиться на анализе существующих представлений о социальной группе, их многочисленных классификаций и тех психологических явлений, которые происходят в ней. Это позволит понять каким образом стоит подходить к исследованию процессов происходящих в студенческих группах и выработать соответствующие методы их изучения.
Е.С.Кузьмин относит к большим социальным группам классы, слои, нации, народности, также партии, общественные движения, коллективы предприятий и учреждений, аудитории зрелищ и т.п. Отличительной характеристикой больших социальных групп является многоступенчатый опосредованный характер контактов между членами группы и с уполномоченными лицами большой группы. «На этом уровне с ними регулярно и непосредственно общаются лишь уполномоченные представители средних и иногда малых групп, входящих в большие».
А.В.Петровский определяет социальную группу как «общность людей, объединенных на основании некоторого или некоторых общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности, в том числе общению». Ведущим признаком классификации групп называются опосредование групповых взаимоотношений содержанием совместной деятельности.
Мы будем придерживаться в своем исследовании следующего обобщенного понимание сущности социальной группы, которое приводит А.И.Донцов, Итак, социальная группа представляется в виде «относительно устойчивой совокупности людей, исторически связанных общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности». В заключение анализа различных представлений социальной группы, можно привести следующие главные отличительные признаки этого явления:
1. включенность человеческой общности в более широкую систему общественных отношений, определяющих смысл и пределы существования группы и задающих модели, нормы и правила поведения и взаимоотношений;
2. наличие у членов группы значимого основания сообща находиться в ней, отвечающего интересам всех его участников и способствующего реализации потребностей каждого;
3. сходство условий жизнедеятельности, в силу чего участники группы обладают общностью впечатлений и переживаний;
4. длительность существования, достаточная для возникновения не только специфического языка и каналов внутренней коммуникации, но и коллективных историй и культуры, оказывающих унифицирующее воздействие на мироощущение членов группы;
5. разделение и дифференцирование функциональных ролей между членами группы или её подгруппами;
6. наличие органов планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности;
7. осознание участниками своей принадлежности к группе, возникновение на этой основе чувства «МЫ» и «ОНИ»;
8. признание данной человеческой общности как группы её социальным окружением.
Согласно данным признакам, студенческая группа, безусловно, подходит под определение социальной группы. И, следовательно, ей свойственны все те социально-психологические феномены, которые учеными приписываются групповым проявлениям.
Каждая социальная группа характеризуется определенным образом жизни. Мы согласны с рассуждением В.И.Толстых о трансформации и интеграции индивидуального и общественного (группового) стиля жизнедеятельности в общепризнанный образ жизни. Автором отмечается, что «человек как субъект общественных отношений трансформирует в своей жизнедеятельности образ жизни той общности, к которой он принадлежит. Иными словами, группа формирует (задает) стиль жизни своих членов, соотносясь не только со своими условиями (местом в обществе и т.д.), но также с традициями и особенностями образа жизни социальной общности, в которую эта группа входит как часть целого». И поскольку, как отмечает Г.Л. Смирнов, «избираемый или, точнее, усваиваемый человеком под воздействием социальных условий, в том числе своего личного положения в обществе и выполняемой им роли, способ мышления и поведения дает определенный тип личности», постольку образ жизни представляет собой важнейший критерий характеристики социального типа личности.
В рамках социально-психологического подхода Е.С. Кузьмин предлагает рассматривать образ жизни «как исторически сложившуюся структуру отношений, установок, ценностей различных слоев и групп населения. Эта структура объективируется в системе социальных потребностей и мотивов, присущих наиболее типичным представителям этих групп». Совершенно справедливо Е.С.Кузьминым отмечается, что системообразующими признаками этой структуры являются как социально-психологические установки и эталоны, принятые в группе (обществе), так и групповые явления, процессы, которые формируют их в процессе жизнедеятельности общности.
Близкое к определению «образа жизни», данное Е.С. Кузьминым, предлагает и А.Г.Здравомыслов. Это «устойчивый способ воспроизведения социальных потребностей. Он предполагает как определенный уровень развития этих потребностей у социальной группы, так и определенные способы их удовлетворения».
Когда мы приводили определение общности, данное А.Н. Суховым, мы отмечали, что одним из классификационных признаков он называет образ жизни. В свою очередь, понятие «образ жизни» трактуется им как типичные формы жизнедеятельности личности и общностей. В основе того или иного образа жизни, по мнению автора, лежит «определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира, понимания нормы; круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения; социальные стереотипы, привычки». Структура образа жизни, по А.Н.Сухову, включает в себя следующие компоненты:
1. аксиологический, т.е. ценностный, нормативный, означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения;
2. конативный. выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;
3. когнитивный, связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;
4. коммуникативный, связанный с включенностью человека в систему социальных связей.
Образ жизни выступает и в качестве идеала, модели, «образца» жизнедеятельности, как определенное, объективно сложившееся «образование» в жизнедеятельности данного типа личности. Б.Ф.Ломов подчеркивал важность социально-психологической стороны образа жизни. Говоря об образе жизни конкретного человека, всегда подразумевается его среда общения и взаимодействия. Отсюда вытекает необходимость рассмотрения психологических феноменов в контексте того образа жизни, который свойственней изучаемой социальной группе. Но образ жизни это не статичная модель жизнедеятельности. Мы придерживаемся мнения Б.Ф.Ломова, что в «процессе развития (образа жизни) происходит смена его детерминат, а соответственно и системообразующих характеристик».
Г.П.Предвечный и Ю.А.Шерковин рассматривают образ жизни как способ взаимодействия социальной среды и личности, типичный для личности, групп, слоя, общества. Они замечают, что «в образе жизни находят отражение зрелость экономической организации общества и соответствующее развитие условий труда и быта, социальных отношений, форм власти и осуществления своих прав личностью и группой, форм участия в выработке и принятии социально значимых решений, форм удовлетворения своих материальных и культурных потребностей».
Таким образом, можно утверждать, что студенчество является специфической социальной группой и его нужно изучать в контексте присущего только ему образа жизни. Личность студента, его ориентации, установки раскрывается в структуре образа жизни студенчества как специфической социальной группе.
К.Штарке, в своем исследовании с методологической точки зрения исходил из того, что для анализа студенчества как особой социальной группы «решающими являются социальная функция и позиция в обществе. Это ведет к признанию особого характера основной деятельности студентов, признанию специфических условий их труда и жизни, следовательно, специфических форм поведения в обществе». Автор приводит обширный перечень специфических черт студенчества, который включает в себя несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных пунктов:
1. Социальная функция студенчества состоит в том, чтобы готовится к общественной и профессиональной деятельности специалиста, для чего необходимо научно-поставленное обучение в высшем учебном заведении.
2. Из социальной функции студентов вытекает особый характер основной деятельности студентов. Она состоит в учебе как специальной форме усвоения знаний в определенной области науки, а также в накоплении специальных знаний и навыков, необходимых для конкретной профессии, требующей высшего образования.
3. Социальные функции, положение и основная деятельность студентов связаны со специфическими условиями их жизни и труда: а) у студентов нет точно определенных рабочих условий. Условия учебы дают известный простор для инициативных действий, самостоятельных решений; б) сфера окружения студентов расширяется, в нее входит профессорско-преподавательский состав, семинарские группы, соседи по общежитию и т.д.
4. Состав студенчества каждый год обновляется в связи с поступлением первокурсников и выпуском дипломников. Таким образом, студенчество является динамичной, мобильной группой.
На формирование личности студента оказывают влияние следующие факторы: а) предыстория, характеризующая студентов до поступления в вуз (социальное происхождение, особенности семейного воспитания, уровень общеобразовательной подготовки); б) сегодняшнее положение и деятельность студентов, определяемые правильностью выбора профессии, принадлежностью к тому или иному вузу или факультету, связью с различными группами; в) жизненные планы будущего специалиста.
Приведенный перечень достаточно полно отражает специфику становления личности в студенческой группе. Особенности представления студенчества как группы раскрываются в исследованиях многих отечественных и зарубежных ученых. Но, несмотря на это, в силу своей мобильности и подверженности влиянию социальных изменений, происходящих в обществе, студенчество нельзя назвать полностью изученной и описанной единицей социума.
Аналогичные особенности студенческой группы приводит и С.Н.Иконнокова. Она отмечает, что студенческую группу отличает относительная возрастная и допрофессиональная однородность, а также стремление к получению выбранной специальности. Это «приводит к выработке специфических черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, осознания своей принадлежности к студенчеству В этот период раскрываются потенциальные способности и задатка, проявляются таланты, совершенствуются интеллект, расширяется круг познания, приобретается профессия».
Таким образом, студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций.
Рассмотрение студенчества, как особой социальной группы, невозможно без учета специфики деятельности студентов и условий формирования их личности в процессе обучения в вузе. Целесообразно привести краткий обзор систем, которые рекомендованы психологами для классификации человеческой деятельности. Одна из наиболее известных классификаций основных видов деятельности, используемых в отечественной психологии, выдвинута СЛ.Рубинштейном. Основными видами деятельности им выделяются игра, учение и труд. В своей классификации видов деятельности С.Л.Рубинштейн связывает их с этапами проявления и формирования личности. Триада «игра-учение-труд» является деятельностной основой формирования личности в процессе ее воспитания и социализации.
Для нашего исследования, с методологической точки зрения, очень важным является следующее логическое рассуждение о взаимосвязи мотивов и цели через предмет деятельности, которое приводит С.Л.Рубинштейн: «Предметы, существующие в окружающем человека мире, или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение с её мотивами; с другой стороны, переживания человека становятся мотивами человеческой деятельности через соотношение с целям, которые он ставит Предметный результат действия определяет его объективное значение. В контексте целей и мотивов действующего субъекта она приобретает для него тот или иной личностный смысл, определяющий внутреннее смысловое содержание действия».
А.Н.Леонтьев также связывает деятельность с понятием мотива. Подходя к анализу деятельности с позиции раскрытия характеризующих ее внутренних отношений, А.Н. Леонтьев выделяет «единицы» человеческой деятельности, образующих ее макроструктуру. Деятельности различаются по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия, то есть процессы, подчиняющиеся сознательным целям, и, наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. В теории А.Н.Леонтьева мотив становится осознанным лишь в том случае, когда речь идет о деятельности как действии, получившего самостоятельный мотив. «Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в отличии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность». Где предмет деятельности есть «её действительный мотив», за которым стоит потребность. Деятельность человека всегда осуществляется в определенной системе отношений с другими людьми, даже если он действует обособленно. А.НЛеонтьев ввел принцип «деятельности общения», позволяющий рассматривать все формы общения между людьми как специфический вид коммуникативной деятельности.
Г.В. Суходольский указывает, что в психологической теории деятельности нет однозначных толкований базовых терминов. В большинстве психологических концепций отражается стремление ограничиться в изучении деятельности узко психологическими закономерностями функционирования психики. Автором предлагается разработанная на основе системного подхода обобщенная психологическая концепция деятельности, в которой «психологический портрет любой деятельности синтезируется из четырех взаимосвязанных частей: морфологии, аксиологии, праксиологии и онтологии деятельностей». Эти четыре «подпространства» составляют первый уровень иерархической структуры. «На втором уровне соответственно выделяются: 1) составы и структуры, отражающие строение деятельностей, 2) потребности и удовлетворяющие их ценности, 3) развитие и функционирование, отражающие динамику и вообще праксиологический аспект деятельности, наконец, 4) существование и познание деятельностей».
В.Д.Щадриковым предлагается концепция системогенеза деятельности. Автор предлагает в качестве основных функциональных блоков системы деятельности выделить следующие: «1) мотивов деятельности; 2) целей деятельности; 3) программы деятельности; 4) информационной основы деятельности; 5) принятия решения; 6) подсистемы деятельностно важных качеств».
Используя терминологию теории сознания А.Н.Леонтьева, В.Д. Шадриков также отмечает, что «в ходе профессионализации потребности личность находит свой предмет в деятельности и, таким образом, происходит формирование структуры профессиональных мотивов и их осознание. В результате этого процесса устанавливается личностный смысл деятельности (по Леонтьеву) и отдельных его аспектов».
Общепринято выделять следующие цели учебной деятельности:
2. сознательное овладение способами использования усвоенной информации для правильного выбора и внутреннего контроля совершаемых действий и поступков. Достижение этой цели формирует умения;
3. освоение и совершенствование способов выполнения действий в тех или иных жизненных ситуациях, доведение этих действий до высшего уровня профессионального мастерства, т.е. приобретение навыков.
На первых курсах деятельность студентов дополняют процессы адаптации к учебному процессу в вузе. Адаптация имеет различные направления: к новой культурной среде, коллективу, деятельности. Отсюда 3 основных аспекта адаптации: биофизический, психологический, социальный.
Учебная деятельность студентов может быть узконаправлена (стремление иметь положительные оценки, изучить основную литературу, иметь хорошие конспекты и т.д.), широкоактивной (достаточно полное понимание значимости учения, познавательные интересы, владение способами и приемами учебной деятельности, стремление общения с преподавателями, участие в работе кружков), творческой (глубокое понимание целей обучения в вузе, самостоятельность при изучении учебного материала, оригинальные выступления на семинарах и т.д.).
С.Л.Рубинштейн выделял 3 основных положения рассмотрения психологии личности:
«1. Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются
2. В психическом облике выделяются различные сферы или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии основные свойства смыкаются в единстве личности.
3. Психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности».
В.С.Мерлин под личностью понимает подсистему определенного иерархического уровня в большой системе «человек-общество». Компонентами этой системы могут быть лишь такие свойства, которые находятся во взаимно однозначной или многозначной зависимости от других иерархических уровней (т.е. от отношений личности). Каждое свойство личности одновременно является выражением и направленности, и характера, и способностей; оно формируется в деятельности и, вместе с тем, в той или иной степени зависит от наследственных задатков.
А.НЛеонтьев определяет личность как представляющее собой некое неповторимое единство, некую целостность. За личностью признается роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами. А.Н.Леонтьев выделил 3 основных параметра личности: «широту связей человека с миром, степень их иерархизиованности и общую структуру». Причем структура личности представляется им как относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий, т.е. определяется структурой направленности личности.
1. социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества порождаемые принадлежностью студента к определенному классу, группе.
3. с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, цвет кожи, глаз, рост и т.д.
Проведенные в высшей школе исследования свидетельствуют о том, что развитие личности студента на различных курсах имеют некоторые особые черты. Формирование личность молодого человека, поступившего в высшее учебное заведение, проходит через следующие этапы:
1-курс решает задачи адаптации недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у I-ков отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
В учебной, общественно-политической, трудовой, научно-исследовательской, коммуникативной и других видах деятельности студент формирует и развивает у себя образцы стратегий и программ профессиональной деятельности, систему общественно- политических, нравственных, эстетических ценностей, навыки восприятия, понимания и оценки другого человека и самого себя, образцы поведения в коллективе и т.п. Иерархия деятельности студента становится реальным базисом его личности.
Как отмечают Ю.Р.Вишневский и Л.Я.Рубина, особенностью современного студенчества является то, что « процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путём формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путём выбора форм социального взаимодействия».
Анализ главных целей жизни студентов позволил Э.Н.Фаустовой сделать вывод о том, что в новых условиях возрастает значение индивидуальной жизни. В исследовании также выяснялось содержательное отношение студентов к учебе. 60% опрошенных студентов проявили удовлетворенность избранной ими областью знаний, стремление получить основательную профессиональную подготовку и общее интеллектуальное развитие.
Э.Ф.Зеер и Э.Э.Сыманюк, отмечают, что многие студенты переживают разочарование в получаемой профессии. «Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией».
По данным исследования, лишь для 43,4 % опрошенных студентов качественное образование является главной ценностью. Большинство студентов учиться не выходя за рамки заданного преподавателем и вузом. Как утверждают авторы, «прагматичное отношение к учебе является своего рода компромиссом между ценностью высшего образования, с одной стороны, и тем обстоятельством, что многие выпускники не смогут воспользоваться в полной мере образовательным потенциалом, который получили».
Как видно из приведенных в литературе результатов исследований студенчества как социальной группы, в настоящее время есть ряд противоречий и проблем ее существования и полноценного развития личности молодых людей в процессе обучения в вузах.
Подготовка бакалавра осуществляется по основной профессиональной образовательной программе, включающей гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дисциплины общенаучного характера, а также общепрофильные дисциплины направления, специальные дисциплин и практику, имеющие профессиональное назначение. Профессиональная ориентация бакалавров начинается с 3-4 курсов на выпускающих кафедрах. Бакалавр должен быть подготовлен к обучению в магистратуре по данному направлению; освоению профессиональных образовательных программ третьего уровня по определенным специальностям в сокращенные сроки; к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой.
Подготовка магистров осуществляется на основании утвержденного Госкомвузом России Положении о магистерской подготовке от 10.08.93 №42. Она реализует одну из основных профессиональных образовательных программ и ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Магистр должен быть подготовлен к самостоятельной деятельности, требующей широкого профессионального образования в соответствующем направлении и углублённой профессиональной специализации, владения навыками научно- исследовательской и научно-педагогической работы, а также к обучению в аспирантуре по однопрофильным специальностям. Сферами профессиональной деятельности магистра являются: научные и научно-производственные учреждения и организации любой формы собственности; государственные и негосударственные средние, средние специальные и высшие учебные заведения.
Специалист (инженер, менеджер и т.п.) проходит подготовку на основе второго уровня высшего образования. Специалист, успешно окончивший курс профессиональной подготовки и получивший диплом государственного образца, может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую, инженерно-технологическую. Он ориентирован для работы в отраслях народного хозяйства, связанных с его специализацией, а также в научно-исследовательских и проектных организациях в первичных должностях инженера, инженера-технолога, начальника смены, младшего научного сотрудника. Специалист может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
Главное отличие многоуровневой структуры образования заключается в том, что лицам, успешно завершившие определенный уровень, предоставляется право сменить специальность, изначально выбранную, и продолжить обучение в любом другом высшем учебном заведении России бесплатно на следующем уровне. То есть студенты имеют возможность более основательно подойти к выбору свой будущей профессии. Этим снимается проблема неосознанного и нередко неудачного (из-за недостатка знаний и представлений выпускников средних образовательных учреждений о выбираемой ими специальности) выбора при поступлении в вуз. Проходя фундаментальную подготовку первого уровня, студент имеет все возможности для самоактуализации (самоопределении) и ориентации в предпочтенном направлении научного знания. Естественно, что студент, утвердившийся в своем правильном выборе специальности, будет более мотивирован на получение образования в процессе профессиональной подготовки. Соответствие целей обучения ценностным ориентациям студентов способствует их удовлетворенности процессом учебной деятельности.
Таким образом, нами обнаружены многочисленные исследования, касающиеся изучения социальных групп, различные теории деятельности и личности. В литературе есть данные об особенностях студенчества как социальной группы, специфика деятельности и личности студентов вузов. Но отсутствуют исследования, раскрывающие специфику развития личности студентов в процессе обучения в многоуровневой структуры профессионального образования. Нет достоверных описаний социально-психологических феноменов, протекающих в таких новых студенческих группах, как бакалавры, магистры или специалисты. В этом мы видим одну из главных задач нашего исследования.