к какому виду относится понятие беспорядок
Логика. Тренинг 1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Какое из перечисленных имен не ясно по смыслу?
самая короткая улица в Москве
парламентская делегация
лысеющий мужчина
электронные часы
2. По какой фигуре силлогизма построены данные умозаключения?
Павлов оштрафован, следовательно, он нарушил правила дорожного движения
по 3-й фигуре
по 2-й фигуре
по 1-й фигуре
по 4-й фигуре
3. К какому виду суждений относится рассуждение?
«Свидетель может дать истинные или ложные показания»
Соединительное суждение
Разделительное суждение
Эквивалентное суждение
Условное суждение
4. К какому виду модальности можно отнести суждение:
«Очевидно, автор «Слова о полку Игореве» был участником битвы с кочевниками»?
Аксиологическая модальность
Эпистемическая модальность
Алетическая модальность
Деонтическая модальность
5. Какое правило ответа нарушено в приведенных примерах?
Пришел мужчина к адвокату и спрашивает: — А сколько стоит задать вам два вопроса? — 30 долларов. Так какой у вас второй вопрос.
При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность
Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его
Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким
6. Определите вид индуктивного умозаключения и установите состоятельность вывода.
«На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости»
Полная индукция
Неполная индукция
7. С действием какого формально-логического закона связаны приведенные высказывания?
«Что же касается судебных речей, то дело их — обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух (или обвиняют или оправдываются)» (Аристотель)
Закон тождества
Закон достаточного основания
Закон исключенного третьего
Закон противоречия
8. Какое высказывание имеет одинаковую логическую форму с высказыванием
«Некоторые работники суда не имеют высшего образования»?
Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений
Часть осужденных к лишению свободы не содержатся в исправительно-трудовой колонии
Ни один человек не должен страдать за правду
Ничто не проходит бесследно
Арест состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции
9. Как называется совокупность умозаключений, на которых строится гипотеза?
Форма гипотезы
Основание гипотезы
Предположение
10. Какое правило ответа нарушено в приведенных примерах?
У одного из современных отечественных политиков журналисты несколько раз спрашивали: «Будет ли денежная реформа или нет?». И каждый раз он давал такой ответ: «Денежно-товарная масса должна быть адекватна политической корзине»
Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его
Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким
При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность
11. Положение, истинность или ложность которого требуется доказать
Тезис
Демонстрация
Аргумент
12. По какой фигуре силлогизма построены приводимые умозаключения?
Осмотр места происшествия имеет одной из задач обнаружение следов преступление
Осмотр места происшествия — следственное действие
—————————————————————————————-
Некоторые следственные действия — обнаружение следов преступления
по 2-й фигуре
по 1-й фигуре
по 4-й фигуре
по 3-й фигуре
13. Определите классы предметов, обобщенных на основании названного существенного признака
Платформа
Поезд
Грузовик
Автомобиль
Контейнер
14. К какому виду относятся указанные понятия?
«Беспорядок»
Положительное
Безотносительное
Собирательное
Абстрактное
Единичное
15. Формально-логические законы распространяются на…
Содержание и форму мысли
Форму мысли
Содержание мысли
К какому виду относится понятие беспорядок
В системе гуманитарных наук логике принадлежит особое место. Интерес к ней в настоящее время вызван многими обстоятельствами, и в первую очередь значительным расширением сферы логического знания. Специфической областью его применения является право.
Высокие требования к законотворчеству, правоприменительной практике и правовой теории распространяются также на профессиональное мышление юриста. Поскольку юридическая практика опирается на четкое знание и единообразное применение законов, поскольку она строго регламентирована, постольку необычайную значимость в правовом мышлении приобретает рациональный стиль, правильная оформленность его содержания. Изучение логики способствует достижению этих целей.
Знание логики позволяет юристу точно и аргументированно строить свою речь, видеть несогласованность в показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых, а также в имеющихся письменных источниках, помогает убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать следственные версии и т. п.
Главная дидактическая цель пособия состоит в том, чтобы вооружить будущих юристов теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах теории аргументации. Учебное пособие включает все основные разделы курса классической логики, определяемые требованиями Государственного образовательного стандарта для юристов.
Очевидно, что изучение логики юристом не может заменить специальных правовых знаний. Однако оно способствует тому, чтобы каждый будущий правовед стал хорошим специалистом в своей области. Недаром известный русский юрист А.Ф. Кони считал, что образованный юрист должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального. А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Вот почему, по мнению выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук. Развивая способность правильно мыслить, логика дает знания, необходимые для основательного, глубокого усвоения студентами профилирующих юридических учебных дисциплин.
Логика, обладая прикладным характером, позволяет обучаемым освоить теоретически и научиться применять практически логику научного исследования, логику принятия решения (в условиях определенности, неопределенности и риска), логику спора, логику общения, логику конфликтов (межличностных, политических, экономических) и т.д.
При изучении проблем логики важно иметь в виду, что усвоение теоретических вопросов не является самоцелью. Теория — лишь исходное условие и средство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Главное — научиться применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе рассуждения. Важную роль в приобретении этих навыков играют специально подобранные практические упражнения. Однако перед выполнением этих упражнений студентам рекомендуется проверить глубину усвоения теоретических проблем, ответив на контрольные вопросы. Определения основных логических терминов, которые даны в словаре, могут быть дополнительно использованы при изучении конкретных вопросов, при решении задач и выполнении упражнений или для предварительного ознакомления при самостоятельной работе.
Проблемы, возникшие в ходе изучения теоретических положений, не поддающиеся решению с помощью средств, изложенных в данном пособии, необходимо решать, обращаясь к рекомендуемой дополнительной литературе. Затем следует перейти к выполнению практических упражнений и тестовых заданий, решению занимательных логических задач. В пособии содержится необходимый минимум для активного усвоения теории конкретного вопроса.
Изучение формально-логических проблем требует серьезной и вдумчивой работы. Поэтому глубина проникновения в содержание проблем, последовательность в изучении материала, связь с практикой мышления, решение логических задач, выполнение упражнений и тестовых заданий — непременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела.
Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов вузов. Оно может быть полезно также преподавателям, аспирантам и соискателям юридических кафедр, занимающимся исследованием теоретических проблем права и решением практических юридических вопросов.
Глава 1. ЛОГИКА КАК НАУКА
Освоение проблем формальной логики требует глубокого понимания, в первую очередь, ее объекта и предмета как науки, уяснения методологической роли для конкретного вида деятельности. При этом решаются не только теоретические задачи. Познание предмета логики, истории ее возникновения и развития имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований, а также превращение их в норму собственной мыслительной деятельности будущих юристов.
§ 1. Мышление как объект логики
Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Знание в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.
Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершенного общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания, мышления.
К какому виду относится понятие беспорядок
В системе гуманитарных наук логике принадлежит особое место. Интерес к ней в настоящее время вызван многими обстоятельствами, и в первую очередь значительным расширением сферы логического знания. Специфической областью его применения является право.
Высокие требования к законотворчеству, правоприменительной практике и правовой теории распространяются также на профессиональное мышление юриста. Поскольку юридическая практика опирается на четкое знание и единообразное применение законов, поскольку она строго регламентирована, постольку необычайную значимость в правовом мышлении приобретает рациональный стиль, правильная оформленность его содержания. Изучение логики способствует достижению этих целей.
Знание логики позволяет юристу точно и аргументированно строить свою речь, видеть несогласованность в показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых, а также в имеющихся письменных источниках, помогает убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать следственные версии и т. п.
Главная дидактическая цель пособия состоит в том, чтобы вооружить будущих юристов теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах теории аргументации. Учебное пособие включает все основные разделы курса классической логики, определяемые требованиями Государственного образовательного стандарта для юристов.
Очевидно, что изучение логики юристом не может заменить специальных правовых знаний. Однако оно способствует тому, чтобы каждый будущий правовед стал хорошим специалистом в своей области. Недаром известный русский юрист А.Ф. Кони считал, что образованный юрист должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального. А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Вот почему, по мнению выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук. Развивая способность правильно мыслить, логика дает знания, необходимые для основательного, глубокого усвоения студентами профилирующих юридических учебных дисциплин.
Логика, обладая прикладным характером, позволяет обучаемым освоить теоретически и научиться применять практически логику научного исследования, логику принятия решения (в условиях определенности, неопределенности и риска), логику спора, логику общения, логику конфликтов (межличностных, политических, экономических) и т.д.
При изучении проблем логики важно иметь в виду, что усвоение теоретических вопросов не является самоцелью. Теория — лишь исходное условие и средство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Главное — научиться применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе рассуждения. Важную роль в приобретении этих навыков играют специально подобранные практические упражнения. Однако перед выполнением этих упражнений студентам рекомендуется проверить глубину усвоения теоретических проблем, ответив на контрольные вопросы. Определения основных логических терминов, которые даны в словаре, могут быть дополнительно использованы при изучении конкретных вопросов, при решении задач и выполнении упражнений или для предварительного ознакомления при самостоятельной работе.
Проблемы, возникшие в ходе изучения теоретических положений, не поддающиеся решению с помощью средств, изложенных в данном пособии, необходимо решать, обращаясь к рекомендуемой дополнительной литературе. Затем следует перейти к выполнению практических упражнений и тестовых заданий, решению занимательных логических задач. В пособии содержится необходимый минимум для активного усвоения теории конкретного вопроса.
Изучение формально-логических проблем требует серьезной и вдумчивой работы. Поэтому глубина проникновения в содержание проблем, последовательность в изучении материала, связь с практикой мышления, решение логических задач, выполнение упражнений и тестовых заданий — непременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела.
Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов вузов. Оно может быть полезно также преподавателям, аспирантам и соискателям юридических кафедр, занимающимся исследованием теоретических проблем права и решением практических юридических вопросов.
Глава 1. ЛОГИКА КАК НАУКА
Освоение проблем формальной логики требует глубокого понимания, в первую очередь, ее объекта и предмета как науки, уяснения методологической роли для конкретного вида деятельности. При этом решаются не только теоретические задачи. Познание предмета логики, истории ее возникновения и развития имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований, а также превращение их в норму собственной мыслительной деятельности будущих юристов.
§ 1. Мышление как объект логики
Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Знание в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.
Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершенного общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания, мышления.
Логика в вопросах и ответах (7 стр.)
Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака – «демократический», мы переходим к понятию «демократическое государство», имеющее меньший объем, так как мы исключили все государства, не обладающие признаками демократии. При увеличении объема понятия «учебник по логике» мы переходим к понятию «учебник», имеющему меньший объем, так как оно исключает признаки, присущие учебнику по логике.
Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия лежит в основе логических операций обобщения и ограничения понятия.
Виды понятий
Исходя из объема и содержания рассматривают следующие виды понятий:
1) общие, единичные и нулевые;
2) конкретные и абстрактные;
3) собирательные и несобирательные;
4) регистрирующие и нерегестрирующие;
5) положительные и отрицательные;
6) безотносительные и соотносительные.
Рассмотрим данные виды понятий.
Общими называются понятия, в которых мыслится множество предметов. Например, «звезда», «юрист» и т. п.
Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет. Например, «столица России», «Л. Н. Толстой» и т. п.
Нулевыми называются понятия, не имеющие реального объекта отражения. Например, «Баба Яга», «леший» и т. п.
Конкретными называются понятия, в которых мыслится самостоятельно существующий предмет или совокупность предметов. Например, «стол», «прокуратура» и т. п.
Абстрактными называются понятия, в которых мыслится признак предмета или отношение между предметами. Например, «смелость», «виновность», «дружба», «несовместимость» и т. п.
Собирательными называются понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности предметов, составляющих единое целое. Например, «коллектив Большого театра», «созвездие» и т. п.
Несобирательными называются понятия, в которых мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу. Например, «юрист», «государство» и т. п.
Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслящихся предметов поддается учету. Например, «планеты Солнечной системы», «участники Великой Отечественной войны» и т. п.
Нерегистрирующими называются понятия, в которых множество мыслящихся предметов не поддается учету даже в принципе. Например, «звезда», «следователь» и т. п.
Положительными называются понятия, содержание которых составляют свойства присущие данному предмету. Например, «порядок», «зависимость», «верующий» и т. п.
Отрицательными называются понятия, содержание которых составляют свойства, отсутствующие у данного предмета. Например, «беспорядок», «независимость», «неверующий» и т. п. В отрицательном понятии должна присутствовать частица отрицания.
Безотносительными называются понятия, которые отражают предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам. Например, «студент», «государство», «место преступления» и т. п.
Соотносительными называются понятия, содержащие признаки, которые указывают на отношение одного понятия к другому понятию. Например, «родители» (подразумевается еще понятие «дети»), «начальник» («подчиненный») и т. п.
Приемы образования понятий
Для того чтобы образовать понятие, необходимо выделить существенные признаки предмета. Для этого существуют логические приемы, которые мы рассмотрим.
Сравнение – это логический прием, устанавливающий сходство или различие между предметами. С помощью данного приема мы сопоставляем предметы с целью найти сходные или различные признаки.
Анализ – это мысленное расчленение предмета на части. С помощью данного приема мы выделяем различные признаки, присущие данному предмету.
Абстрагирование – это мысленное выделение одних признаков и отвлечение от других. Оно позволяет выявить существенные признаки предмета и сконцентрировать внимание именно на них.
Синтез – мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Синтез восстанавливает целостность предмета, но уже на основе существенных признаков.
Обобщение – это объединение отдельных предметов на основе присущих им одинаковых существенных признаков в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.
Т. о., устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на составные элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя выявленные существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.
Отношения между понятиями
Для того чтобы рассматривать отношения между понятиями, понятия необходимо сравнить. Некоторые понятия можно сравнивать между собой, другие – нет. Сравнимыми называются понятия, которые имеют некоторые общие признаки. Например, «следователь» и «адвокат». Эти понятия имеют общие признаки – они оба юристы. Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому их сравнивать невозможно. Например, «государство» и «космос».
В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.
Отношения между понятиями принято выражать с помощью кругов Эйлера, где каждый круг обозначает объем данного понятия, а каждая его точка является предметом, мыслимым в его объеме.
Отношения между понятиями бывают совместимыми и несовместимыми.
Совместимыми называются понятия, объемы которых полностью или частично совпадают. Существует три вида совместимости.
В отношении равнообъемности находятся понятия, чьи объемы полностью совпадают. Например, «первый космонавт» и «Ю. Гагарин». Мыслится один предмет, но разные признаки.
В отношении пересечения находятся понятия, объемы которых частично входят друг в друга. Например, «спортсмен» и «юрист». Есть спортсмены, не являющиеся юристами. Есть юристы, не являющиеся спортсменами, но есть часть юристов, которая занимается спортом.
В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого. Например, «суд» и «городской суд». Объем последнего полностью входит в объем первого. Понятие, имеющее больший объем, называется подчиняющим, понятие, имеющее меньший объем – подчиненным. Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, а подчиненное – видом.
Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Существуют три вида несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.
В отношении соподчинения находятся два или более понятия, подчиненные общему для них понятию. Например, понятия «областной суд» и «городской суд» находятся в отношении подчинения к понятию «суд», а между собой называются соподчиненными.
В отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит какие-либо признаки, а другое – признаки, несовместимые с ними. Объемы двух противоположных понятий составляют лишь часть объема общего для них родового понятия. Например, «черный» и «белый».
В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает. Объемы двух противоречащих понятий исчерпывают объем родового понятия. В отношении противоречия находятся положительные и отрицательные понятия. Например, «черный» и «нечерный».
Обобщение и ограничение понятия
Обобщение понятия – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием, к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.
Например, обобщая понятие «убийство», мы переходим к понятию «преступление». Объем нового понятия шире, чем у исходного. В то же время уменьшилось содержание понятия, так как мы исключили признаки убийства.
Для операции обобщения необходимо исключить видовые признаки, то есть уменьшить содержание понятия. Пределом обобщения являются понятия с предельно общим объемом – категории.
Ограничение понятия – это логическая операция перехода от понятия с большим объемом, но меньшим содержанием, к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.
Например, ограничивая понятие «убийство», мы переходим к понятию «предумышленное убийство», которое можно еще более ограничить, перейдя к понятию «предумышленное убийство с отягчающими обстоятельствами». Пределом ограничения является единичное понятие.
Обобщение и ограничение понятия тесно связаны с законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Логические операции обобщения и ограничения понятия широко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям с другим объемом, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем мышление более определенным и последовательным.