к какому виду относится конфликт который характеризуется тем что в нем сталкиваются две личности
К какому виду относится конфликт который характеризуется тем что в нем сталкиваются две личности
Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). «Чаще всего он возникает из-за дефицита каких то ресурсов, например, наличия одной престижной вакансии при нескольких кандидатах на нее».
«Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу».
Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).
Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.
Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.
«Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:
Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.
К конструктивным функциям относят:
Деструктивные функции конфликта связаны с
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать.
Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными. Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.
Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.
Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов. Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность – её потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, её прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте. Существенную роль нередко играют и её внутренние духовные противоречия, поиски и метания.
«В межличностном конфликте выделяют эмоциональную основ у его развития и попыток его разрешения. По Дэна, к межличностному относятся конфликтные отношения между двумя взаимозависимыми людьми, при которых один из них или оба чувствуют гнев в отношении другого и считают, что именно другой виноват. Бойко подчеркивает, что с точки зрения состояния межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне».
Реферативный обзор подготовил Тимур Водовозов
«Введение в конфликтологию»
1. В России центр по разрешению конфликтов был создан:
• в Санкт-Петербурге в 1993 году
2. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:
• Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа
3. Гарвардский метод «принципиальных переговоров» разработали:
• Р. Фишер и У. Юри
4. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:
• метод картографии
5. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:
• в конце 50-х годов ХХ века
6. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал:
• Ч. Освуд
7. Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились:
• в США (70-80-х годах XX века)
8. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:
• в 1986 году в Австралии
9. Предметом конфликтологии являются:
• закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими
10. Становление конфликтологической практики произошло:
• в 70-е годы ХХ века
«Характеристика конфликта как социального феномена»
11. Инцидент – это:
• стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
12. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?
• межличностному бурному и быстротекущему
13. Конфликт – это:
• противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений
14. Конфликтная ситуация – это:
• накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними
15. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:
• наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними
Тесты по конфликтологии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 05:43, тест
Краткое описание
Работа содержит тестовые задания по конфликтологии.
Вложенные файлы: 1 файл
тесты по конфликтологии.docx
1.Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникновения:
2. Становление конфликтологической практики произошло
— в 70-е годы 20 столетия
3. Возниновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связанно с работами
4. Методику ПОИР разработал
5. Гарвардский метод
6. Первые учебные заведения по подготовке специалистов_медиаторов появились
-в США(70-80-х годах ХХвека
7. Первый международный центр разрешения конфликт был создан
— в 1986 г в Австралии
8. В России центр по разрешению конфликтов был создан
— В Санкт-П в 1993 году
9. Предметом конфликтологии являются
— закономерность и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими.
10. Какой из приведенных методов относиться к группе методов управления конфликтами
-противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений
— нанесение взаимного ущерба
3. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются.
-наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояния противоборства между ними.
4.Конфликтная ситуация –это
— накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создаю почву для противоборства между ними.
5.Причина конфликта –это
— явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его.
— субъективное отражение в сознание субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта.
— стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
9. Стороны конфликта – это
10. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?
1. Конфликтогены – это
— слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту.
2. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «В общественном транспорте один пассажир нечаянно толкнул другого, не извинившись за причиненное неудобство. Второй пассажир в ответ на толчок нагрубил первому пассажиру….В конечном итоге между ними возникла драка….»:
3. Определите тип конфликта в следующей ситуации: « Между двумя сотрудниками не сложились отношения. По ошибке письменного задания, предназначенное первому сотруднику, было адресовано второму. Второй расценил данный факт как попытку первого «свалить» работу на него. Между ними возник открытый конфликт….»:
4. Определите тип конфликта в следующей ситуации : « Начальник принял на работу сотрудника в одно из подразделений, не согласовав этот вопрос с руководителем данного подразделения и без соответствующей проверки его профессиональной подготовки. Вскоре обнаружилось, что вновь принятый сотрудник оказался не способным выполнять обязанности по должности….Руководитель подразделения в служебной записки докладывает о профессиональной непригодности новичка и требует его увольнения. Между начальником и руководителем подразделения возникает конфликт….»:
5. К какому типу конфликтогенов относится следующие действия: приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка?
6. К какому типу конфликтов относятся следующие действия: унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивания?
8. выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) трансакции «Родителя»:
— требует; осуждает; учит;
9. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Ребенок»:
— проявляет чувство обиды; подчиняется; шалит;
10. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) трансакции «Взрослого»:
— работает с информацией; анализирует; разговаривает на равных;
1.Управление конфликтами – это
— целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
2. Содержание управления конфликтами включает:
— прогнозирование; предупреждение (стимулирование); регулирование; разрешение;
3. Признание реальности конфликтующими сторонами; легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:
4. Институциализация конфликта – это
— создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
— достижения соглашения между конфликтующими сторонами по призванию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;
— гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; опора на общественное мнение; комплексное использование способов и приемов воздействия;
7. кем из ученых разработана модель применение власти по разрешению конфликта?
8. Предпосылками разрешения конфликта являются?
— достаточная зрелость конфликта; потребность субъектов конфликта его разрешении; наличии необходимых ресурсов и средств для разрешение конфликтов;
9. Что относится к форме разрешения конфликта?
— уступка, компромисс, уход, сотрудничество;
10. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации?
— только предупреждение (стимулирование)
1. Основными моделями поведения личности в конфликте являются?
— конструктивная; деструктивная; конформистская;
2. Кем из ученых разработана двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликте?
— К.Томасом и Р.Килменом.
3. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяются в двухмерной модели:
4. Какое сочетание из приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте?
— уступка; уход; убеждение;
5. какие поведенческие характеристики присущи конструктивной модели поведения в конфликтном взаимодействии?
— доброжелательно относиться к сопернику; стремиться уладить конфликт; ведет себя открыто и искренне;
6. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает?
7. Какие поведенческие характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа?
— обладает завышенной самооценкой; подозрителен; прямолинеен и негибок.
8. Какое сочетание поведенческих присуще конфликтной личности «бесконфликтного типа»
— неустойчив в оценках и мнений; внутренне противоречив; зависит от мнение окружающих; легко поддается внушению.
9. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности « неуправляемого типа»
— импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;
10. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности « сверхточного типа»
— скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и оружающим; обладает повышенной тревозностью.
1.Технология эффективного общения в конфликте сводиться к таким способам, приемам и средством общения, которые позволяют достичь следующих целей
-добиться взаимопонимания и взаимной эпатии с соперником.
2. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к
3. Интерактивный аспет общения проявляется в
— необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении.
4. Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в
— сопереживании, взаимной эмпатии
5. Какие из приведённых ниже рекомендаций противоречат эффективному общению
— стремитесь оглядыванию инициативой в общении, добивайтесь, чтоб вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию.
6. Технологии рационального поведения в конфликте –это
— совокупность способов психологической коррекции, направленный на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтов на основе самоконтроля своих эмоций.
7. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д.Скотт
-визуализация, заземление, проецирование, очищение ауры.
8. Первое правило само контроля заключается в
— спокойной реакции на эмоциональные действия партнера.
9. Второе правило само контроля
-обмене содержание эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения.
10. Третье правило само контроля
— поддержании высокой само оценки в процессе общения у себя и у партнера.
1.Какому варианту посредничества относиться взаимодействие, представленном на схеме
2. Какому варианту посредничества относиться взаимодействие, представленном на схеме
3. Какому варианту посредничества относиться взаимодействие, представленном на схеме
4. Сколько моделей поведения партнеров в переговорном процессе выделяются в литературе по конфликт логии
5.В какой модели поведения в переговорном процессе относятся следующее поведение «Утвержданет, что проблема неактуальна, конфликтная ситуация разрешается сама сабой. Не проявляет усилий для достижения соглашения»
6. В какой модели поведения в переговорном процессе относятся следующее поведение «Отказывается приступить к поведению…..
7.Сколько основных стратегий поведения в переговорном процессе выделяю зарубежные и отечественные исследователи данной проблемы
8.В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставиться основная цель-выигрыш за счет проигрыша оппонента
10. Какая из тактик в переговорном процессе характеризуется совокупность таких предметов как: критика конструктивных положений партнера; использование неожиданной информации; обман; угроза; блеф.
1. Внутри личностный конфликт-это
-столкновение противоположно направленных мотивов личности.
2.Какому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом.
3.Кому из ученых принадлежит экстраверсии и интроверсии
4. Кому из ученых принадлежит разработка теория комплекса неполноценности
5.Кому их ученых принадлежит Экзистенциальной дихотомии
6. Кому из ученых принадлежит мотивационных конфликтов
7.Эквивалентный внутри личностный конфликт
-конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов.
— конфликт связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная сторона.
— конфликт связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательным объектами
10. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются
-неврастения; эйфория; регрессия; проекция; номадизм; рационализация.
К какому виду относится конфликт который характеризуется тем что в нем сталкиваются две личности
Станислав Михайлович Емельянов
Практикум по конфликтологии
Практикум по конфликтологии предназначен для проведения практических и семинарских занятий со студентами и другими категориями обучаемых по курсу «Конфликтология», а также для самостоятельной работы над содержанием данного курса.
Целью практикума является закрепление и углубление теоретических знаний, получаемых на лекциях, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах социальной действительности.
Дидактическая направленность практикума определила его структуру и основное содержание. Он состоит из трех разделов. Каждый раздел включает в свое содержание темы (всего 15 тем) в соответствии с авторской учебной программой, представленной в приложении. Кроме учебной программы, в приложение вошли методики социально-психологической диагностики для практического психолога (социолога), глоссарий и список литературы.
Содержание каждой темы практикума включает в себя краткое конспективное изложение основных теоретических положений, список источников для углубленного изучения темы, вопросы для самоконтроля, методические разработки конкретных занятий, а также контрольные тесты.
Особое место в практикуме занимают методические разработки семинарских и практических занятий. Всего в практикуме содержится 32 таких разработки. При этом в зависимости от содержания изучаемого материала и целевой установки предлагаются самые различные формы проведения занятий: деловые, дидактические и ситуационно-ролевые игры; дидактические тренинги; игры-семинары и др. Кроме того, в содержание некоторых практических занятий включены развивающие упражнения. Многие практические занятия проводятся методом отработки тренинговых упражнений, тестирования, анализа рабочих документов, а также методом обсуждения конфликтных ситуаций.
Методика и сценарии проведения большинства занятий разработаны автором и апробированы им в процессе преподавания.
Во второе издание включены контрольные тесты по всем темам курса. Каждый тест содержит по 10 вопросов с пятью вариантами ответов, один из которых верный (таблица с верными ответами представлена на с. 379 практикума). Данные тесты предназначены для оценки знаний студентов преподавателем. Кроме того, они могут быть использованы обучаемыми для самооценки своих знаний.
Одна из дидактических особенностей практикума состоит в том, что для углубленного изучения каждой темы он ориентирует обучаемых на использование основных фундаментальных учебников и учебных пособий по конфликтологии.
Третье издание практикума дополнено новыми тестами для оценки личностных качеств, а также новыми ситуационными задачами, получившими апробацию в педагогической практике.
Тема 1. Введение в конфликтологию
Особенностью рассматриваемой темы является ее вводный характер. Эта тема призвана дать студентам общее представление о конфликтологии, истории ее возникновения и становления как относительно самостоятельной теории и прикладного направления в социологии и психологии.
Материал для самостоятельного изучения
История становления конфликтологии
Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего – социологии и психологии.
Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), а также Л. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов» (1956).
В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.
Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы XX столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.
В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 1970-1980-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В этот период всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.
В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году.
Самое общее представление о предмете конфликтологии дает этимология слова «конфликтология» – «наука о конфликтах». Более точное представление можно получить из следующего определения:
Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Методы исследования конфликтов и управления ими
Многообразие методов конфликтологии можно представить с помощью табл. 1.1.
Источники для углубленного изучения темы
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Разд. I, III.
2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Пресс, 1996. – Гл. I, II, III.
3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. I.
Занятие 1.1. Семинар по теме: «Возникновение и развитие конфликтологии»
1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.
2. Теоретико-методологические основы конфликтологии.
3. Современные проблемы развития конфликтологии.
Литература для семинара
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Бандурка А. М., Друзь В. А. Конфликтология. – Харьков: Университет внутренних дел, 1997.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Пресс, 1996.
5. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
6. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991.
7. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999.
8. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. – М.: Политиздат, 1991.
I. При рассмотрении первого вопроса семинара необходимо уяснить, что возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики в конце 1950-х годов предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее – социологии, психологии и других наук. В связи с этим важно проанализировать эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие периоды.