к какому виду мотивов относится стремление стать высококвалифицированным специалистом
Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования
Дата публикации: 07.06.2014 2014-06-07
Статья просмотрена: 1586 раз
Библиографическое описание:
Каргина, Е. М. Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования / Е. М. Каргина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11569/ (дата обращения: 29.10.2021).
В статье представлен анализ иерархии ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского комплекса) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.
Ключевые слова: иерархия ведущих мотивов, учебная деятельность, преемственность образования, формирование профессиональной мотивации, Университетский учебный комплекс.
Изучению мотивов обучения обучающихся Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства способствовало проведение методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», разработанной А. А. Реаном и В. А. Якуниным. [1, с. 434]. Данная методика предлагает студентам выбрать из списка приведенных мотивов учебной деятельности пять наиболее значимых.
Предлагаемый список содержит следующие мотивы:
1. Стать высококвалифицированным специалистом.
3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.
4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
5. Постоянно получать стипендию.
6. Приобрести глубокие и прочные знания.
7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
8. Не запускать изучение предметов учебного цикла.
9. Не отставать от сокурсников.
10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
11. Выполнять педагогические требования.
12. Достичь уважения преподавателей.
13. Быть примером для сокурсников.
14. Добиться одобрения родителей и окружающих.
15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
16. Получить интеллектуальное удовлетворение.
При качественном анализе ведущих мотивов учебной деятельности каждого студента и при всей выборке была определена частота выбора того или иного мотива.
При анкетировании студентов контрольной группы начинающих обучение в ПГУАС была выявлена следующая иерархическая последовательность ведущих мотивов учебной деятельности:
2. Постоянно получать стипендию
3. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
4. Не отставать от сокурсников.
5. Добиться одобрения родителей и окружающих.
Выбранные мотивы учебной деятельности в контрольной группе отличает прагматическая направленность: получить диплом, получать стипендию. Доминируют мотивы, направленные на избежание неудач, а не на достижение успеха. Абитуриенты контрольной группы хотели бы не в учебе не отставать от сокурсников. Именно — не получить глубокие и прочные знания, а просто не быть хуже других студентов. На достижение этой же цели в большинстве случаев направлен выделенный мотив «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Абитуриенты этой группы как бы учатся не для себя, не для будущей успешной профессиональной деятельности, а для родителей, окружающих, для оценки, о чем свидетельствует выделение мотива «Добиться одобрения родителей и окружающих». Таким же, каким несамостоятельным, нецеленаправленным был их выбор специальности и вуза, абитуриенты контрольной группы представляют и свою будущую учебную деятельность.
Ни один из выделенных мотивов учебной деятельности в контрольной группе не имеет связи с будущей профессиональной деятельностью. Будущие студенты не планируют ни «Стать высококвалифицированным специалистом», ни «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». Не имея во внутреннем плане связи между представлениями «Я» — «профессия», обучающиеся не испытывают потребности в получении глубоких и прочных знаний для использования в будущей практической профессиональной деятельности. Считая учебу в вузе прихотью, желанием родителей: «Мама захотела дать мне высшее образование», обучающиеся контрольной группы не планируют «Получить интеллектуальное удовлетворение» от навязанной им близкими людьми учебной деятельности в вузе.
Тестирование абитуриентов экспериментальной группы показало, что ведущими мотивами их учебной деятельности являются:
1. Стать высококвалифицированным специалистом.
3. Приобрести глубокие и прочные знания
4. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
5. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
Начинающие обучение в ПГУАС, пришедшие из учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс», доминирующим мотивом выделяют потребность «стать высококвалифицированным специалистом». Получив общее или начальное профессиональное образование в УУК, абитуриенты этой группы имеют четкое представление о сущности своей будущей профессиональной деятельности и понимают, что для успешности в профессии необходимо стать высококвалифицированным специалистом, обладающим не просто достаточным объемом знаний, умений, навыков, а отличными знаниями.
Однако на втором месте в иерархии ведущих мотивов успешной деятельности стоит мотив получения диплома. Этот прагматический мотив присутствует в выборе как контрольной, так и экспериментальной групп. Возможно, диплом олицетворяет для учащихся своеобразный «пропуск» в будущую профессиональную жизнь, олицетворяет собой материальное выражение тех знаний, умений, навыков, которые были получены за время обучения в вузе.
Диплом является для абитуриентов пока недосягаемым символом успешности, оцененным выше, чем мотив приобретения глубокие и прочные знания, который занимает лишь третье место после мотива получения диплома.
Мотив «Приобрести глубокие и прочные знания» является для учащихся экспериментальной группы основополагающим для реализации мотива «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», занимающего 4 место в списке доминирующих мотивов учебной деятельности.
Последнее место в иерархии мотивов занимает мотив «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»», что вероятно, связано с прагматическим мотивом «Получить диплом». Для многих учащихся целью является не просто получить диплом, а получить максимально успешный диплом.
Аналогичная тестовая методика была предложена выпускникам ПГУАС 4–5 курсов. В контрольной группе в качестве основных мотивов обучения выпускниками были выделены следующие:
1. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
3. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
4. Приобрести глубокие и прочные знания
5. Не отставать от сокурсников
Доминирующим мотивом в контрольной группе выпускников ПГУАС является мотив «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»». Вероятно, этот мотив связан с мотивом «Получить диплом», занимающим второе место в иерархии, а не с мотивом «Приобрести глубокие и прочные знания», занимающим только предпоследнее место. Хорошие оценки для этих студентов не являются эквивалентом отличных знаний, а служат целью для получения хорошего диплома.
Проследив последовательность мотивов далее, можно сделать вывод, что обучающиеся ассоциируют получение диплома (а именно диплом с хорошими оценками) с успешностью будущей профессиональной деятельности.
В контрольной группе выпускников ПГУАС можно вывести следующую закономерность: «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»» для того, чтобы «Получить диплом». «Получить диплом», чтобы «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности».
Последнее место в списке доминирующих мотивов учебной деятельности у выпускников ПГУАС контрольной группы занимает мотив «Не отставать от сокурсников», что подтверждает результаты тестов на достижение успехов и избегание неудач. Учащиеся, пришедшие в ПГУАС из традиционных учебных заведений, сохранили направленность на избегание неудач как во время обучения в вузе, так и в начале профессиональной деятельности. Мотив «Не отставать от сокурсников» является ярким проявлением этой направленности у выпускников ПГУАС 4–5 курсов.
В экспериментальной группе студентов выпускных курсов ПГУАС наиболее высоко были оценены такие мотивы обучения:
1. Стать высококвалифицированным специалистом.
2. Приобрести глубокие и прочные знания
3. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
Ведущие места в данной иерархии занимают мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью: «Стать высококвалифицированным специалистом», «Приобрести глубокие и прочные знания», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», что свидетельствует об успешной профессиональной мотивации во время обучения в вузе Ассоциации УУК.
Два последние места сохранились за прагматическими мотивами обучения: «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»», «Получить диплом», присутствующими в списке мотивов абитуриентов ПГУАС. Но, в отличии от выпускников контрольной группы, мотив «Приобрести глубокие и прочные знания» предваряет мотивы хороших оценок и получения диплома. То есть главенствующим является получение знаний. Оценки лишь сопутствуют процессу получения знаний, а диплом является его материальным выражением.
Проанализировав изменения в ведущих мотивах учебной деятельности, происходящие в контрольной и экспериментальной группах абитуриентов и выпускников ПГУАС, можно сделать следующие выводы:
1) В контрольной группе одним из ведущих мотивов учебной деятельности является мотив получения диплома. Этот мотив сохранил доминирующие позиции вплоть до момента окончания вуза. Это свидетельствует и ложности мотива выбора специальности и вуза. Однако на выпускных курсах появляются мотивы учебной деятельности, связанные с будущей профессией. Но они играют меньшую роль, чем мотив получения оценок и диплома.
2) В экспериментальной группе, как на начальном этапе обучения, так и при окончании вуза ведущими мотивами учебной деятельности являются профессионально направленные мотивы, нацеленные на успешность будущей профессиональной деятельности. Это доказывает истинность мотивов выбора конкретной специальности и вуза в результате профессиональной мотивации в учебных учреждениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс» ПГУАС [2].
1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер. — 2002. — 512 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
2. Каргина, Е. М. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Пенза, 2004.
Мотивация учебной деятельности студентов учреждений СПО
Дата публикации: 20.03.2019 2019-03-20
Статья просмотрена: 444 раза
Библиографическое описание:
Бабст, В. Е. Мотивация учебной деятельности студентов учреждений СПО / В. Е. Бабст. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57180/ (дата обращения: 29.10.2021).
Статья посвящена анализу результатов исследования мотивации обучения в КГБ ПОУ ВЛХТ им. Н. В. Усенко. Даны основные определения понятия «мотивация», выделы виды мотивов студентов групп 1–4 курсов «Лесное и лесопарковое хозяйство» техникума, формированию профессиональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО).
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная мотивация, формирование профессиональной мотивации, среднее профессиональное образование, педагогическая помощь.
Сегодня особое внимание требуется уделять проблеме мотивации познавательной и учебной деятельности студента. Так как, современное общество предъявляет все более высокие требования к будущему специалисту: умения мыслить, решать нестандартные задачи и находить альтернативные оптимальные решения, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих. Всему этому может способствовать высокий уровень мотивации учебной деятельности.
Большинство исследователей под профессиональной мотивацией понимают действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии, влияют на успешность учебной деятельности, направленной на овладение профессией, на удовлетворенность этой деятельностью и в будущем на успешный карьерный рост молодого специалиста.
Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в самом процессе формирования будущего профессионала; мотивы же являются мобильной системой, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
На формирование профессиональных намерений оказывают влияние социально-психологические особенности молодых людей, их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение, межличностные отношения. Ориентация на продолжение образования может быть обусловлена уровнем притязаний, самооценкой, а также стремлением добиться успеха.
Ориентация на продолжение обучения у выпускника школы во многом обусловлена еще и инерцией опыта. Дело в том, что учение для школьника является привычным видом деятельности. Современный сначала абитуриент потом выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека. [1, с. 65]
Понятие — «мотивация» побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т. е. как комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П. М. Якобсон). [3,185].
Е. А. Климов соотносит профессиональное самоопределение с ситуациями выбора молодыми людьми жизненного пути, профессии, определения ими своих жизненных целей и планов [2].
В работах А. А. Реана [4] и В. А. Якунина [5] отмечается, что профессиональная мотивация обладает динамичным характером, в ходе обучения у студентов удовлетворенность приобретаемой профессией может как возрастать, так и снижаться.
Для определения уровня мотивации студентов к обучению использовала методику Т. И. Ильиной «Мотивация обучения в ВУЗе» применительно к среднему специальному учебному заведению. [1, с. 433] Данная методика содержит 3 шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). На динамику профессиональной мотивации влияют два основных фактора: условия образовательной среды и социально-психологические особенности студентов.
Как показали результаты групп 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство теоретико-эмпирического исследования, среди компонентов учебно-профессиональной мотивации студентов можно выделить два класса мотивов: центральные, или направленные на процесс и результаты образования (к ним относятся мотивы профессиональные, самореализации и учебно-познавательные), и сопутствующие профессионализации студентов, или внешние по отношению к процессу и результатам образования (мотивы коммуникативные, избегания, престижа, социальные). В зависимости от стадии социально-психологического развития личности и группы в процессе образования, а также положения обучающихся в структуре межличностных отношений профиль учебно-профессиональной мотивации студентов приобретает различные характеристики.
У 22 % (18 чел.) студентов преобладающим мотивом является стремление к приобретению знаний, любознательность; у 38 % (30 чел.) студентов — стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества; у 40 % (35 чел.) студентов — стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.
На основании данного исследования можно предположить, что у большинства студентов выявлена неудовлетворенность профессией, проявляется тенденция к снижению мотивации на овладение профессией и повышение мотивации на формальное получение диплома к 4 курсу. Скорее всего, это обусловлено некоторым временным разочарованием студентов при столкновении с реальностью работы в лесничествах.
Рис. 1. Результаты исследования мотивации на овладение профессией
«Средний» студент руководствуется мотивами профессиональными (интерес к профессии, желание стать высококвалифицированным специалистом), творческой самореализации и учебно-познавательными. Большое значение имеют для студентов коммуникативные и социальные мотивы (обеспечить себе достойное служебное положение, приносить пользу обществу, исполнить долг перед родителями и образовательным учреждением).
На практике же студенты, не имеющие мотивации к овладению профессией, испытывают трудности в процессе обучения и рано или поздно отказываются от него. Те же студенты, которые несмотря ни на что все же завершают обучение, в дальнейшем идут учиться или работать в совершенно иные профессиональные сферы.
Профессиональная мотивация студентов как способ активации обучения
В теории и практике среднего и высшего образования формированию и развитию мотиваций уделяется достаточно большое внимание. Именно в профессиональной мотивации специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов технологических вузов, знание мотивов, побуждающих к работе в той или иной сфере, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.
Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от его интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.
В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия.
В связи с этим, “мотивация” имеет разную трактовку. В одном случае её рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Ж. Годфруа, К. Мадсен). В другом случае – как совокупность мотивов (К.К. Платонов). В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т.е. как комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон). Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности человека (М.Ш. Магомед-Эминов).
Таким образом, термином мотивация обозначаются две группы явлений:
1) совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов;
2) динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека.
Исследователями установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно – ориентация на “оценку преподавателем”. Связь ориентации на “избегание неприятностей” с успеваемостью слабая.
Также исследованиями было установлено, что удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности потребности в достижении, т.е. “стремление человека к улучшению результатов своей деятельности”. Эта потребность заставляет студентов больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность. Также данная потребность оказывает наибольшее влияние на эффективность мотивации.
Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании. Однако для самой деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана.
Применительно к учебной деятельности студентов под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности.
Объектом исследования является уровень профессиональной мотивации студентов первого курса, обучающихся в ГОУ СПО “Каневской аграрно-технологический колледж” по специальности “Технология продукции общественного питания”
Предметом исследования является процесс мотивации учебной деятельности студентов 1 курса группы 116, специальность “Технология продукции общественного питания”.
Анализ педагогической литературы и потребности практики позволили нам следующим образом сформулировать проблему исследования: каким образом реально осуществляется мотивация учебной деятельности студентов-технологов и как способствовать её формированию?
Цель исследования-исследование профессиональной мотивации у студентов технологического суза специальности “Технология продукции общественного питания”.
Исследование мотивации профессионального обучения студентов было проведено на основе специальных методик.
Методика изучения мотивации обучения студентов в сузе
В методике приведены мотивы поступления в суз, реально действующие мотивы учебной деятельности и профессиональные мотивы. Для каждого студента проводился качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке (группе) определялось количество баллов, составляющих ту или иную мотивационную структуру.
Мотивационная структура, обеспечивающая творчески адаптивный уровень обучения в сузе, представляет собой релевантную профессиональную мотивацию с внутренней мотивацией поступления в суз, широкими познавательными мотивами и составляет максимально возможный показатель равный 65 баллам (по методике изучения мотивации обучения студентов в сузе).
Мотивационная структура, обеспечивающая адаптивный уровень обучения в сузе представляет собой иррелевантную профессиональную мотивацию с внешней мотивацией поступления в суз, узкими познавательными мотивами и составляет максимально возможный показатель равный 105 баллам.
Рисунок 1 – Диаграмма мотивационной структуры студентов группы 116
На рисунке 1а отображены усредненные показатели релевантной (51 балл) и иррелевантной (62,7 баллов) профессиональной мотивации данной группы.
На рисунке 1б отображены максимальные усредненные показатели релевантной (32,5 баллов) и иррелевантной (52,5 баллов) профессиональной мотивации по данной методике.
Итак, в результате проведенного нами исследования было выявлено очевидное преобладание мотивационной структуры, обеспечивающей творчески адаптивный уровень обучения в сузе, релевантной профессиональной мотивации с внутренней мотивацией поступления в суз, с широкими познавательными мотивами.
Методика К. Замфир в модификации А. Реана
В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации.
На рисунке 2 показана мотивация профессиональной деятельности студентов группы 116 специальности “Технология продукции общественного питания”.
Рисунок 2 – Мотивация профессиональной деятельности студентов группы 116
Анализ полученных результатов показал, что студенты группы 116 в большей мере удовлетворены избранной профессией. Выбирая между наилучшим, оптимальным и наихудшим типами соотношений, большинство студентов выбрали оптимальный комплекс, представленный сочетаниями: ВМ > ВПМ > ВОМ (30,8% опрошенных) и ВМ = ВПМ > ВОМ, ВПМ > ВМ > ВОМ (50%опрошенных). Это свидетельствует о том, что студенты, с данными мотивационными комплексами, вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. Т.е. это те студенты, которых привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу учения, они склонны выбирать более сложные задания, что позитивно отражается на развитии их познавательных процессов.
Студенты, у которых мотивационный комплекс характеризуется преобладанием внешней мотивации, составили 50% опрошенных из них (46,2% с внешней положительной мотивацией и 3,8% с внешней отрицательной мотивацией).
Наихудшие мотивационные комплексы представлены следующим соотношением: ВОМ>ВПМ>ВМ; ВОМ>ВПМ=ВМ; ВОМ>ВМ>ВПМ и ВОМ=ВПМ=ВМ. Данные комплексы имеют 19,2% студентов. Это может свидетельствовать о безразличном, а вероятно, и негативном отношении к процессу обучения в целом. Для таких студентов ценностью является не получение профессиональных знаний и умений, а конечный итог их обучения в сузе, т.е. получение диплома. Либо, можно предположить, что как раз это количество студентов поступили в вуз не по своему желанию, а к примеру, потому что, на этом настояли родители. Здесь допустимо наличие и других, нам неизвестных причин.
На основе анализа полученных результатов мы выделили следующие две группы студентов: с высоким и низким уровнем учебной мотивации.
Студенты с высоким уровнем профессиональной мотивации направлены на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание.
Студенты с низким уровнем мотивации учения относятся индифферентно к процессу обучения. В лучшем случае проявляют познавательную активность на уровне предупреждения претензий со стороны преподавателя. В худшем – занимаются поиском пути замены собственного проявления знаний материальным эквивалентом.
Именно эта часть студентов в большей степени озабочена проведением своего досуга, который доминирует в распределении времени.
На этой основе можно предложить:
– процесс профессионального обучения студентов колледжа должен подкрепляться интенсивной, околопрофессиональной деятельностью на всех этапах обучения (исследовательские группы, профессиональные общества и т.д.);
– студентам с низким уровнем мотивации учения должно уделяться повышенное внимание со стороны преподавателя и руководства сузом с целью создания условий повышения мотивации;
– вся воспитательная деятельность в колледже в том числе и досуговая, не должна строиться на коммерческой основе.
По “Методике изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А. А. Реаном, В. А. Якуниным” были проанализированы мотивы учебной деятельности студентов первого курса. По данной методике, на основании полученных результатов определяется ранговые места мотивов учебной деятельности в определенной выборочной совокупности.
Наше исследование профессиональной мотивации студентов позволяет выделить уровень мотивации как отдельного студента, так и группы в целом.
На рисунке 3 приведены результаты исследования мотивов учебной деятельности группы 116 первого курса, специальности “Технология продукции общественного питания”
Из приведенных данных можно сделать вывод, что доминирующим мотивом учебной деятельности студентов первого курса является стремление стать высококвалифицированным специалистом (88%) и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (73%). На ступень ниже можно поставить мотивы приобретения глубоких знаний (50%), успешность обучения (46,2%) и получение диплома (42,3%).
Рисунок 3 – Наиболее значимые мотивы учебной деятельности группы 116
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень профессиональной мотивации студентов-технологов по специальности “Технология продукции общественного питания” оптимальный, что говорит об удовлетворенности студентов выбранной профессией, включенности студентов в учение.
Все это позволяет оценить зрелость профессиональной мотивационной сферы.
Сочетание выделенных выше параметров мотивов целесообразно изучать и диагностировать в разнообразных ситуациях реального выбора. Ситуация выбора имеет то преимущество, что она выявляет не только осознанные, но и реально действующие мотивы. Важно только, чтобы студент понимал, что его выбор может привести к реальным последствиям для его жизни, а не останется только на словах. Именно тогда результатам такого выбора можно доверять.