к какому виду брака относится отсутствие маркировки на этикетке товара при приемке
Какие требования предъявляются к маркировке товара
Маркировка представляет собой обозначение, расположенное на продукте или на его упаковке. Это может быть текст или рисунок. Маркировка требуется для того, чтобы отобразить главную информацию о товаре. Используется также для идентификации продуктов. Предназначена в основном для потребителей.
Базовые функции маркировки
Базовая функция маркировки – информационная. То есть условное обозначение позволяет донести до потребителя информацию о продукте. Производитель на основании ФЗ «О защите прав потребителей» обязан предоставить потребителю сведения об изделии. Для этого и используется маркировка. Она позволяет отобразить эту информацию:
Вторая по важности функция – идентифицирующая. То есть по маркировке можно идентифицировать товар, определить его соответствие нормативным актам, ГОСТам, соглашениям о безопасности. Еще одна значимая функция – мотивационная. Обозначение позволяет привлечь внимание к товару, сделать его более привлекательным для потребителей.
Какую продукцию требуется маркировать
Некоторые товары в обязательном порядке сертифицируются. На них получают декларацию о соответствии. Перечень такой продукции содержится в Постановлении Правительства №982 от 1 января 2009 года. Этот товар нужно промаркировать. Сертификация также может быть добровольной. Однако маркировка не всегда связана с сертификацией. Ее дополнительная функция – передача информации потребителю. По этой причине обозначения наносятся на большую часть товаров. Указания на необходимость нанесения маркировки содержатся в Постановлении Правительства №55.
Вопрос: В какой графе электронного УПД нужно указать код маркировки товара (табачной продукции), подлежащего маркировке?
Посмотреть ответ
Требования к маркировке
Маркировка – это первый блок информации, которую видит покупатель. По этой причине она должна отображать те сведения, которые будут полезны потребителю. К маркировке предъявляются требования:
Рассмотрим общие требования к обозначениям:
Текст маркировки должен быть однозначным. Потребитель не может интерпретировать текст двояко. Если имеет место двоякое толкование, это может привести к угрозе безопасности.
Вопрос: Является ли организация — подрядчик по договору с другой организацией об изготовлении одежды из натурального меха производителем, отвечающим за маркировку товара?
Посмотреть ответ
Структура маркировки
Маркировка включает в себя три главных элемента: текст, рисунок и информационное обозначение:
Возможно сочетание всех трех элементов. Однако упаковка не должна быть перегружена обозначениями. Маркировка – это краткая и лаконичная передача сведений.
Разновидности маркировок
Маркировка подразделяется на типы в зависимости от того, кто и с какой целью ее наносит.
Производственная
Производственная маркировка – это обозначение, которое наносится самим производителем. Нанесение выполняется в соответствии с ФЗ «О защите прав», а также различными техническими регламентами. Рассмотрим базовые разновидности производственных маркировок:
Выбор типа маркировки зависит от типа продукции и способов ее подачи.
Торговая
Торговая маркировка представляет собой обозначение, которое наносится поставщиком или продавцом. Рассмотрим разновидности торговых обозначений:
Производственная маркировка несет в себе данные о продукции, а торговая – о продавце. Вторая обычно наносится не на товар, а на бумагу. Должна соответствовать Постановлению Правительства №55.
Особенности маркировки некоторых категорий товаров
Требования к маркировке пищевой продукции изложены в ТР ТС 022/2011. В частности, в обозначении должна содержаться эта информация:
По желанию изготовитель может указать дополнительные сведения: отсутствие ГМО, консервантов. Однако эту информацию нужно подтвердить документами на продукцию. В отношении ряда товаров действуют особые правила. К примеру, если это кофе, нужно указать, что продукцию не рекомендуется употреблять при беременностях и ряде болезней.
Требования к маркировке парфюмерии и косметики изложены в пункте 9 статьи 5 ТР ТС 009/2011. Обозначение должно содержать эту информацию:
В отношении ряда парфюмерно-косметических изделий действуют особые правила. К примеру, если это окрашивающие средства, нужно указать процент содержания тона. Если это зубная паста, требуется обозначить процент фторида.
В маркировке к одежде нужно указать эти сведения:
Если это меховые изделия, нужно обозначить тип меха, способ его обработки, размер.
Ответственность за неправильную маркировку
Ответственность за неверную маркировку оговорена Кодексом об административных правонарушениях. В частности, это:
Если отсутствие маркировки стало причиной нанесения вреда потребителю, штраф увеличивается в три раза. Также предусмотрен штраф за отсутствие маркировки. Регулируется он статьей 171.1 УК РФ. Размер штрафа колеблется от 2 до 300 000 рублей. Точный размер штрафа зависит от статуса виновного лица: ЮЛ или ИП, а также от объема продукции без условных обозначений. Товар, на котором нет маркировки, конфискуется. Отсутствие обозначений на продукте – это уголовное преступление. Тяжесть проступка связана с угрозой безопасности потребителя.
Рассмотрим противоправные действия, связанные с операциями с товарами без маркировки:
Тяжесть наказания зависит также от масштабов противоправных операций: крупный и особо крупный. Еще один нормативный акт, устанавливающий наказание за отсутствие маркировки, – пункт 53 Положения о поставках. Согласно ему при отсутствии маркировки или при ее ненадлежащем нанесении поставщик должен оплатить штраф в размере 5% от стоимости товара. Штраф уплачивается в пользу покупателя. Допустимо отсутствие обозначений на товарах, которые не подлежат маркировке. Если продавец получил от поставщика немаркированные товары, он имеет право нанести обозначения. Допустимо также изменение маркировки. Покупатель имеет право настоять на том, чтобы продавец нанес обозначения. Если он не сделает этого, лицо может отказаться от покупки.
ВАЖНО! Продавцу следует настоять на том, чтобы в договоре поставки содержались требования к маркировке. В обратном случае поставщика будет сложно привлечь к ответственности.
Нормативные акты
Ответственность за отсутствие маркировки устанавливается статьей 171.1 УК РФ. Рассмотрим масштабы правонарушений:
Ответственность при некрупных размерах может быть административной. Она предполагает штраф, а также конфискацию товара. Если противоправное действие квалифицируется по статье 171 УК РФ, ответственность может быть такой:
Квалификация противоправного действий – основа назначения наказания.
Судебная практика
В суде редко положительно рассматриваются дела по статье 171.1 УК РФ. Как правило, эта статья добавляется к другим правонарушениям. К примеру, лицо реализует алкогольные напитки без сопутствующих документов. Это основная статья, по которой назначается ответственность. К ней присоединяется статья об отсутствии маркировки.
Штраф за товары без маркировки: нарушение постановления — кто проверяет отсутствие маркирования и какова ответственность за это в 2021 году
Сегодня штраф за продажу товара без маркировки перестал быть редкостью: нововведения в Федеральных Законах направлены на повышение качества продукции, снижении количества контрафакта на рынке, доля которой достигала по-настоящему критического уровня. Несмотря на все возникающие сложности, бизнесмены и предприниматели активно переходят на новый формат и вынужденно подчиняются правилам. Однако среди основной массы все же встречаются и нарушители, которые при поимке вынуждены отдавать значительные суммы. О том, сколько стоит нарушить закон и чем грозит уклонение от обязанностей, рассказываем подробно в статье.
Ответственность за торговлю товарами без маркировки: кто проверяет и накладывает штраф, если отсутствуют маркеры
Требование о необходимости использования маркирования ФЗ-487 от 31.12.17 вступил в силу с 01.01.2019. Документ описывает категории, подлежащие обязательному процессу, а также определяет ответственность предпринимателей в случае совершения правонарушения при реализации торговой деятельности.
Закон повлек за собой внесение корректировок в акты о ведении торговли и использовании кассовых аппаратов, полностью внес запрет на реализацию изделий без кодов. Нововведение также гласит о необходимости переведения в новый режим всех объектов не позднее 2024 года.
Статья 15.12 КоАП РФ определяет размер и схему назначения штрафных санкций за производство, импорт/экспорт, а также продажу с правонарушениями. При этом у граждан, уклоняющихся от требований, допускается изъятие отдельных вещей, после чего организация может продолжать работу в стандартном режиме, но с учетом правил.
В отдельных случаях нарушителям грозит уголовное преследование, соответствующее ст. 171.1 УК РФ.
Полный перечень, нуждающийся в маркировании перечислен в письме Правительства 792-Р.
Новая программа контроля разработана для борьбы с подделкой и торговлей товарами несоответствующего качества. Государство преследует цель до 24 года создать единый каталог, который обеспечит высокий уровень прослеживаемости, позволит вывести на рынок только оригинальную продукцию наивысшего качества.
Госпрограмма «Честный ЗНАК» предполагает участие всех деятелей экономики: производители и поставщики разрабатывают индивидуальные карточки, описание и предоставляют максимально точные сведения для их печати. DataMatrix-маркеры отличаются наивысшей степенью защиты и являются неповторимым идентификатором для любого продукта. Таким образом, передвижение их на каждом уровне отслеживается через электронный оборот документов, что позволяет потребителю проверить штрих-код и происхождение.
Нарушение правил продажи: штрафы за товар без маркировки или неправильно маркированную продукцию
Чтобы не допустить даже малейшего правонарушения, следует точно знать все параметры, обязательные для соблюдения. На сегодняшний день можно выделить несколько самых распространенных заблуждений, которые неизбежно влекут за собой наложение штрафных санкций.
Отсутствует код
Это часто встречающееся и довольно примитивное нарушение. Кодировка Data-Matrix наносится непосредственно на упаковку, ярлычок или этикетку. Если пропустить данный пункт, то продавца не только оштрафуют, но и дополнительно произведут изъятие, что повлечет двойные финансовые затраты.
Несоответствие правилам
Эта характеристика затрагивает некачественную печать штрихкодов или невозможность идентификации маркера. В этой ситуации важно подробно ознакомиться с рекомендациями по качеству печати от оператора ЦРТП. В случае выявления несоответствий продажа признается нелегальной.
Штраф за неправильную маркировку товара: расхождения в информации в УПД
Для примера можно привести случай, если код присутствует, но инфо о них в УПД отсутствует. Указана иная модель, не соответствующая позиции. При обнаружении расхождений такого плана магазин не должен принимать груз, так как их реализация на торговой площадке признается противозаконной. Здесь также возможна конфискация.
Магазин пропустил этап перемаркировки
Перемаркировывать продукт необходимо, когда присвоенный идентификатор утрачен. Та же процедура требуется в случае возврата изделий с полностью отсутствующим кодом на этикетке или при повреждениях. При невозможности установки прежнего GTIN следует подать запрос на присвоение нового. Если организация не выполняет перечисленные шаги с целью быстрой продажи без штрихкода, то ответственность назначается равная той, если бы происходила торговля полностью немаркированной продукцией.
Неверное оформление возврата
Ситуация может возникнуть, когда продавец принимает решение оформить процедуру, чтобы ввести в оборот остатки. При этом точка имеет право принимать изделия от покупателя, которые не получали идентификационного номера, а также если его выкупили до момента принятия ФЗ о маркировании.
Транспортировка табачных продуктов без маркировки
Штрафные санкции для каждого конкретного случая точно определены и подробно описаны в соответствующем законодательном акте: согласно закону для перевозки разрешены не более 600шт. сигарет/ 150шт. сигар/ 750 гр. табака на 1 гражданина. В случае одновременной транспортировки всех перечисленных разновидностей табачных изделий, суммарная их масса не должна превышать 750 г. При несоблюдении этих требований гражданину грозит административное денежное наказание в размере 30-50 тысяч рублей с конфискацией имущества, что обуславливает довольно существенную двойную потерю.
Штраф за отсутствие маркировки ЕАС на товарах для дома, продуктах питания и другой продукции: какая ответственность описана в КоАП в 2021 году
Каждое правонарушение наказуемо. При этом степень серьезности определяется индивидуально, даже с учетом того, что все ситуации подробно описаны и утверждены документально.
Производство продуктов
Должностным лицам при неприсвоении кодов грозит наказание в виде оплаты 10000 руб. Юр.лицу в идентичной ситуации придется заплатить в 10 раз больше.
Реализация без присвоенной маркировки
Рядовому гражданину правонарушение грозит обязательной выплатой в пользу государства 4000р. Должностному лицу несоблюдение требований обойдется в 10 тысяч рублей, а юр.лицу — до 300000р. Если несоответствие нормам установлено у ИП, то они оплатят 5-10 тыс. руб.
Если же не промаркированы табачные изделия, то сумма возрастает:
Неправильная маркировка
В том случае, когда идентификатор все-таки присвоен, но при этом он указан неверно или содержит не всю важную информацию, индивидуальному предпринимателю выпишут штраф 5-10 тыс. рублей, а юридическое лицо в такой же ситуации заплатит 50-100 тыс. При этом производится изъятие продукции без возможности последующего возврата продавцу.
Отсутствие реквизита
При реализации компанией продуктов, подлежащих процедуре обязательного маркирования, но при этом у кассы отсутствует возможность сформировать строку «код товара» — выписывается штрафная санкция, которая обойдется должностному представителю в 1,5-3 тыс., а ИП или юр. лицу — в 5-10 тыс.
Отдельно следует перечислить наказание, к которому относится составление ценников, чеков и т. д. Если отсутствие идентификационного знака повлекло нанесение вреда для потребителя, то размер указанной выплаты вырастает в 3 раза.
Уголовное наказание
Иногда стоимость позиции, на которой отсутствует маркер, характеризуется довольно большой суммой. По терминологии УК РФ определяется как «крупный или особо крупный размер», то есть оценивается свыше 1,5 миллиона рублей.
При этом важно отметить, что для различных категорий параметры отличаются: таким образом, для продтоваров граница начинается с 400 000 р., в то время как для табачных — от 100 000р.
При соотношении цены выпущенной непромаркированной продукции к категории «крупной», штраф начинается от 100 тыс., к которым добавляется заключение на 4 года. При особо крупном размере наказание достигает 6 лет тюрьмы и выплаты 500тыс.р. При этом сама ответственность наступает в тот момент, когда товар намеренно производится с целью последующей продажи.
В данный подраздел также относятся лица, замеченные в подделке кодировок. Закон обязывает их оплатить 300 тыс. или лишает свободы сроком на 3 года с оплатой 80 тыс. При определении целой группы людей, которые были замечены в сговоре, период заключения увеличивается до 4 лет со штрафными санкциями в сумме до 100 тыс. (при небольших партиях), или же назначают 4 года заключения и 400 тыс. при крупнопартийных выпусках.
Административные нарушения
При выявлении контролирующими органами отсутствия знаков допускается назначение административной или даже уголовной ответственности. При этом наказанию также подвергаются и должностные лица, если перечень их обязанностей входит контроль выпуска продукции и внесение сведений в единую систему.
Говоря о правонарушениях, описанных в КоАП, следует перечислить случаи, когда выписывают штраф и производят изъятие:
Как уклониться от наказания
Единственный верный способ избежать ответственности — полностью соблюдать закон. Из этого следует, что в ситуациях, когда идентификатор отсутствуют, выявлены ошибки или его считывание невозможно, то товар к приемке не допускается. В первую очередь собственник полностью ликвидирует выявленные ошибки и только потом передает продукт.
Если вы являетесь владельцем, то важно точно отслеживать сроки и выполнение правил. Изделие подлежит перемаркировке в случае его возврата без кода. Остатки на складе также необходимо отправить на прохождению цикла после вступления в силу законных оснований.
Есть ряд условий, которые требуются при работе с маркировкой.
Квалифицированная электронная подпись
Она необходима для защиты документов, направленных по e-mail, и определения их юридической значимости.
Документооборот
Государственная информационная система мониторинга товаров фиксирует все сведения автоматизировано после подписания универсального передаточного акта.
Оборудование
Все оснащение цеха подлежит доработке и переоборудованию аппаратуры для печати маркировки, выявления брака, организации хранения и последующей продажи. Если техническая возможность отсутствует, то необходимо докупить спецоборудование.
Касса для розницы и общепита
Оснащение требуется, чтобы своевременно передавать данные в «Честный ЗНАК», что описано в ФЗ-54.
Специальное ПО
Программное обеспечение в значительной степени облегчает производственные этапы, автоматизирует их. Больше специализированных систем ищите на официальном сайте cleverence.ru.
Разбираем подробно популярные вопросы
Несмотря на довольно долгосрочный переход современного бизнеса на программы «Честного ЗНАКА», некоторые предприниматели оказались не готовы к строгому отслеживанию процессов. На сегодняшний день регулярно выявляются нарушения, затрагивающие производителей и посредников-продавцов на пути к конечному потребителю. Во избежание существенных финансовых потерь, штрафов и наказания в виде лишения свободы следует точно знать, какие правонарушения все же рассматриваются в суде чаще всего и чем грозит невнимательность.
Обязательна ли перепрошивка кассы
Отсутствие напечатанного кода на чеке является правонарушением, описанным в 54-ФЗ, который регулирует применение контрольного кассового оборудования. Чтобы избежать наказания, аппарат необходимо перепрошить заблаговременно.
Как работать с остатками
Принцип взаимодействия с категорией остаточных отличается в зависимости от группы. Для примера: обувь, изготовленную или поставленную в магазин в период до 01.07.2020 требуется маркировать как остатки до 01.09.2020. В будущем даже хранение и перевозка признается нарушением. В том случае, если оно приобретено за границей, но по ряду причин задерживается на границе, то Федеральная Таможенная Служба не выпустит партию для реализации на внутреннем рынке. При этом допускается маркирование в пределах СВХ на территории таможни для последующего выпуска. Идентичные правила действуют на все группы.
Упрощение всех этапов возможно благодаря активному внедрению в привычный алгоритм удобного и практичного программного обеспечения от «Клеверенс».
Не удается сканировать код при поступлении
Здесь следует проверить правильность написания идентификатора. Иногда поставщики указывают только частично или же добавляют к нему криптохвост, что противоречит «Честному ЗНАКУ». При выявлении ошибки необходимо отклонить приемку и истребовать новую накладную. Также допустимо полностью отказаться от изделий.
Как избежать штрафов
Важно тщательно проработать и изучить правила, описывающие отдельные категории продукции. Так, для предприятий легкой промышленности коды-идентификаторы содержат упрощенную информацию, в отличие от крупногабаритных и специфичных изобретений.
Каждый продавец и посредник обязуется подключиться к Государственной программе, что гарантирует передачу данных на всех уровнях. Унифицированный алгоритм взаимодействия:
При соблюдении полного цикла опасаться наказания не нужно.
Последние новости
Учитывая, что закон относительно новый и бизнес переживает довольно плавный, но, тем не менее, сложный процесс перехода, постоянно публикуются сообщения, которые помогают другим предпринимателям. Так, согласно последним данным:
Министерство промышленности и торговли берет на себя ответственность передавать сведения в МВД и Роспотребнадзор о компаниях, которые продают изделия нелегально:
Этикетка товара: 3 нарушения, за которые штрафуют
Если на упаковке нет информации о товаре, магазин клеит на него этикету. Так бывает с овощами и мясом, которые продавцы фасуют на месте, с блюдами местного приготовления и товарами из-за рубежа без информации на русском. Когда информации нет или она неверна, магазину грозит штраф до 500 000 ₽. Рассказываем, что указать на этикетке, чтобы избежать непредвиденных расходов. Поставщик
Приемка
Учет
Ценники
Этикетки
Прибыль
Зачем печатать этикетки
По закону продавец предоставляет покупателям информацию о товаре и изготовителе. Покупатель изучает эти данные и выбирает нужный товар. Правила продажи в постановлении правительства
Обычно вся информация о товаре есть на упаковке. Сотрудникам магазина достаточно поставить рядом ценник. Мы подробно писали, какие к ним требования:
На такие товары сотрудники магазина клеят этикетки с информацией: наименование, изготовитель, дата изготовления, срок хранения и другое. Все данные дает производитель.
Печатайте ценники и простые этикетки
В Кабинете Дримкас пользователь печатает ценники сразу после приемки или в любое удобное время.
Сервис умеет печатать простые этикетки — они подойдут для товаров, где нужные данные уже на упаковке. Настраивается размер этикетки и штрихкод.
Информация на этикетке
Требования к этикетке такие же, как к ценнику: наименование товара, сорт, вес, цена. В дополнение к этим данным магазин указывает изготовителя, дату изготовления и срок хранения. Для пищевых продуктов потребуется энергетическая ценность и состав, для других товаров — своя обязательная информация. Требования к этикетке в законе о защите прав потребителей
Изготовитель. На этикетке магазин печатает название изготовителя с юридическим адресом.
На этикетке указывают название и адрес изготовителя, по желанию — данные импортера и поставщика
Иногда на этикетках продуктов указывают дату упаковки или фасовки, без даты изготовления. Это нарушение: на этикетке по закону печатается дата, когда товар произвели, и от нее считают срок хранения.
Магазин выставляет товар по правилам хотя бы за день до окончания срока годности, чтобы покупатель успел принести продукт домой и приготовить.
Магазин верно указал на этикетке дату изготовления и срок годности. Другие обязательные данные указаны на упаковке с обратной стороны — так можно
Для продуктов: энергетическая ценность. На этикетке магазин печатает количество белков, жиров, углеводов и калорий на 100 г продукта. Эти данные предоставляет производитель.
Для продуктов: состав. Ингредиенты продукта печатают по порядку в строку или столбик — начиная с ингредиента с наибольшим содержанием в продукте. Магазин тоже получает эту информацию от изготовителя.
Обязательная информация для разных товаров. Помимо общего набора обязательной информации есть дополнительные требования к этикеткам отдельных товаров:
Одежда и обувь | Содержание волокон, артикул, размер, вид меха, цвет |
Бытовые товары | Марка, модель, артикул, цвет, характеристики |
Духи и туалетная вода | Назначение, ингредиенты, эффект, противопоказания, условия применения, сведения о госрегистрации |
Драгоценности | Пломба, изготовитель, металл, артикул, проба, масса, способ обработки и характеристика вставок, камней |
Лекарства | Сведения о госрегистрации, номер и дата, правила отпуска |
Бытовая химия | Ингредиенты, дата и номер техсвидетельства, условия хранения |
Стройматериалы | Тип отделки, марка, размер, степень обработки |
Нарушение № 1. Нет изготовителя −40 000 ₽
Покупатель вправе знать полную информацию о товаре, кто его изготовил и продает. Магазины часто печатают на этикетке только продавца, но забывают указать изготовителя. Штраф за не указанного изготовителя в КоАП РФ
За этикетку без данных об изготовителе штрафы: физлицу — 1 500-2 000 ₽, директору — 3 000-4 000 ₽, компании — 30 000-40 000 ₽.
В Ростове-на-Дону полиция обнаружила в магазине «Философия рыбалки» товары без информации об изготовителе. На этикетках не было наименования производителя и адреса на русском языке. Роспотребнадзор вынес индивидуальному предпринимателю предупреждение.
ИП обратился в арбитражный суд, чтобы признать постановление Роспотребнадзора незаконным. Суд отказал в удовлетворении требований.
Нарушение № 2. Нет обязательной информации −30 000 ₽
Владельцу магазина важно печатать обязательную информацию для разных товаров, чтобы избежать штрафов.
Если обязательной информации нет, физлицо штрафуют на 300-1 500 ₽, директора — на 1 000-3 000 ₽, компанию — на 10 000-30 000 ₽. Нарушение правил продажи отдельных товаров в КоАП РФ
В Бийске Алтайского края покупатели пожаловались на магазин ООО «Квант». Там продавали детские товары без информации на русском языке. Роспотребнадзор провел проверку и оштрафовал компанию в общей сложности на 110 000 ₽.
Ведомство потребовало устранить нарушение закона, но магазин не выполнил предписание. За это суд оштрафовал компанию еще на 13 000 ₽.
Нарушение № 3. Неверная информация −500 000 ₽
Опаснее всего указывать в этикетке недостоверные данные, например заниженный вес и завышенную жирность молочных продуктов. Неважно, делает это магазин по ошибке или чтобы скорее продать товар. В обоих случаях это трактуют как обман покупателей. Обман потребителей в КоАП РФ
За введение покупателей в заблуждение физлицо штрафуют на 3 000-5 000 ₽, директора — на 12 000-20 000 ₽, компанию — на 100 000-500 000 ₽.
В Челябинске покупатель аптеки «Классика» пожаловалась в Роспотребнадзор на обвес. Аптека продавала косметическую глину, ее фактический вес был ниже, чем на упаковке.
При проверке жалоба подтвердилась: на упаковке 100 г, на деле — недовес от 20,3 до 25,7 г. Директора аптеки оштрафовали на 10 000 ₽.
Что нужно знать об этикетке товара
Всё от приемки товара до печати ценников
Принимайте товары по накладной — сервис добавит их в базу для учета остатков. Сразу после этого можно установить цены, скидки, напечатать ценники и простые этикетки.
Замените товароучетную систему и Excel одним сервисом.