к какому виду архитектуры относятся храмы церкви мечети
Культовые сооружения: церкви, соборы, монастыри, мечети, синагоги
В разных странах относятся к сооружению таких зданий по-своему. Некоторые четко придерживаются традиций, а другие используют современные технологии и тенденции строительства. Много культовых сооружений являются старинными уникальными зданиями, которые относятся к культурному мировому наследию.
Поражает красота церквей, мечетей, соборов, буддистских храмов. Туристы со всего мира любуются древними монастырями и деревянными резными церквями Руси. Миллионы паломников совершают ежегодные походы через половину земного шара, чтобы приобщиться к Богу и помолиться в самых значимых для каждого вероисповедания сооружениях.
В статье рассмотрим несколько примечательных культовых сооружений, расположенных на территории Российской Федерации и других стран мира.
Казань
В Казанском Кремле на берегу могучей реки Волги располагается самая красивая и значимая мечеть Татарстана под названием Кул-Шариф. Многие приезжают в Казань полюбоваться такой достопримечательностью города. Хоть это и современная постройка (начались работы в 1996 году), но воссоздавалась она по чертежам и сохранившимся сведениям про легендарную мечеть, которая существовала в столице Казанского ханства еще в 16 столетии. Мечеть в Казани была разрушена в 1552 году во время штурма города войском Московского царя Ивана Грозного.
Воссозданный вновь храм получил название в честь последнего правителя, имама и начальника оборонительных действий столицы.
Мечеть в Казани состоит из здания с многочисленными минаретами, двумя павильонами по бокам храма, дворика в виде площади и рядом находящегося помещения хозяйственного назначения. Все сооружения объединены общей стилистикой и смотрятся комплексом. Здание отлично просматривается с набережной реки Казанки. На всех открытках города можно увидеть фотографии этого прекрасного сооружения. На службу приходят около 1,5 тыс. человек. На площади перед храмом помолиться и послушать службу смогут еще 10 000 мусульман.
Ангкор-Ват
Принадлежал он городу с 500 тыс. жителей. Можно его назвать самым огромным поселением людей древности. Индуистский храм построен для прославления бога Вишну. Имеет форму горы Меру из мифов страны. Это гора, на которой обитали боги. Храмовый комплекс окружен стеной и большим рвом с водой. Центральное сооружение достигает 65 метров в высоту. С 15 века считается буддийским культовым сооружением.
Сейчас храм заброшен, хотя к нему ежегодно приезжают толпы туристов со всего мира и на флаге страны имеется его изображение.
Пагода Шведагон
Эти волосы имели по легенде необыкновенную силу. От них исходил необычайный блеск. Когда лучи попадали на тело человека, он исцелялся от болезней, а под ноги сыпался град драгоценных камней. На этом месте благодарные Богу жители воздвигли пагоду в форме золотой ступы.
Православные соборы
Соборное сооружение имеет уникальную конструкцию, автор которой доподлинно не известен. Десять куполов имеют разную структуру. Вокруг центрального здания располагаются церкви, которые символизируют все имеющиеся на период сражения праздники. Луковичные купола поражают воображение всех людей. Это символ Москвы и России вообще. Часто собор изображают на открытках достопримечательностей столицы.
Языческие святилища
Мнения историков о языческих верованиях восточных славян разделились. Одни считали, что молитвы приносили люди на поле, в лесу, на берегах рек, в общем, на природе. Другие убеждены, что все-таки существовали у древних славян и культовые постройки, которые были представлены вырезанными из дерева или камня изображениями богов. Эти идолы располагались в отдельно отведенном месте, и руководили службой жрецы.
Археологи часто находили вдалеке от жилища людей особые языческие культовые сооружения с ямой для жертвоприношений. Это были круглые капища, выложенные камнями и огороженные по кругу. В поселениях славян имелось длинное строение для общественных сборов, так вот, чаще всего капища находили возле таких домов.
Древние церкви Руси
Одной из самых известных деревянных церквей мира считается красивейшая постройка на острове Кижи. Подплывая по Онежскому озеру на лодках, кажется, что купола сверкают серебром. Это Церковь Преображения Господня. Построена жемчужина Карелии в 1714 году умельцами деревянного зодчества на том месте, где ранее сгорела в огне от молнии старая церквушка.
22 купола с «чешуйками» поднимаются на высоту 37 метров. Это сооружение используется для служб только летом. Зимой его не используют во избежание пожаров. Купола располагаются разными ярусами, что добавляет своеобразия храму, который собран умельцами без гвоздей. Только украшающие луковицы куполов «чешуйки» из деревянных резных дощечек прибиты небольшими гвоздями.
Синагоги
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Храм представляет собой специальное культовое сооружение, основным назначением которого является проведение богослужений и совершение религиозных обрядов. Слово » храм» имеет происхождение из праславянского языка, где оно имело значение » дом».
И действительно, с глубокой древности и до наших дней храм для многих верующих имеет гораздо большее значение, чем просто место проведения религиозно — культовых обрядов. С давних пор храмы зачастую выполняли роль центрального градообразующего архитектурного сооружения, служили местом общественных собраний жителей конкретного населенного пункта, были местом проведения праздников и торжественных церемоний, а также носили характер мемориальных памятников архитектуры и давали людям возможность укрыться в своих стенах от преследования властей.
Главное отличие храма о всех других видов культовых построек ( часовен, мечетей, синагог, молельных домов протестантов и многих других религиозных сооружений) является наличие алтаря, который с древности служил местом для принесения жертвоприношений.
Виды храмов.
Храмом во многих религиях называется святыня, в которой собираются верующие для выполнения обрядов и совершения молитв. Существует великое множество разновидностей храмов, среди которых можно назвать следующие:
Древние ассирийцы, греки или египтяне выбирали для расположения своих храмов самые красивые места. По мере развития цивилизации культовые здания стали строиться все более величественными и прекрасными.
Египетские храмы.
В Древнем Египте храмы рассматривались в качестве домов для богов или царей, которым они были посвящены. Египтяне проводили в них различные религиозные ритуалы, приносили подарки и подношения богам, и совершали многие другие культовые действия.
Обеспечивал богов жильем, заботился об их благополучии и безопасности храмов фараон, остальные же ритуальные обязанности выполнялись жрецами. Обычные, рядовые жители Египта не имели права принимать участия в ритуальных церемониях.
Более того, простым египтянам не было доступа в самые священные места в храме. но вместе с тем египетский храм имел важное культовое значение для жителей Египта всех классов и сословий, которые приходили в священное место, чтобы помолиться, попросить богов о помощи, а также узнать некоторые пророческие сведения от божества, которое, по их верованиям, обитало в храме.
Индуистский храм.
По особенностям стилистики архитектуры индуистский храм может представлять собой как самостоятельное, отдельно стоящее сооружение, так и быть частью какого — то здания. Главной характерной особенностью сооружения является присутствие мурти — статуи, рельефного или нарисованного изображения Бога или святого, кому посвящен данный храм. Иногда таких святых может быть даже несколько.
В религиозной традиции индуизма во время проведения обряда освящения храма Бога или какого — то конкретного святого приглашают прийти и получить свое воплощение в качестве каменного, деревянного или металлического идола — мурти, которому впоследствии и будут поклоняться верующие.
Иногда индуистские храмы могут располагаться не только в построенных человеком сооружениях, а созданных самой природой пещерах. Примером подобной индуистской святыни может служить пещера Амарнатх, которая находится в Индии, в штате Джамму и Кашмир.
В индуистской мифологии это именно та пещера, где Бог Шива объяснил тайну жизни Парвати. Это место является священным для индусов, и служит в качестве храма, посвященного богу Шиве.
Индейские храмы.
Все постройки в комплексе индейского храма располагались не вразброс, а находились в строгом порядке. По результатам аэрофотосъемки ученые выяснили, что сооружения образуют правильные геометрические фигуры. Среди них исследователи заметили квадрат, а также равносторонний и прямоугольный треугольники.
Ученые — археологи выдвинули гипотезу, что Храм Солнца служил для наблюдения за движением небесных тел и астрономических вычислений, которые производились древними индейскими жрецами.
По оценкам специалистов, постройка храма Солнца датируется началом XIII века нашей эры. Возвели его индейцы, которые населяли данный регион с V века нашей эры. В стенах храма расположены четыре кивы — своеобразных кольцевых сооружения, которые использовались в качестве древнейшей обсерватории.