к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Тема: величие русского человека, огромная ценность труда.

Композиция: тонический стих (читается нараспев).

История создания

В народе былины пользовались большой популярностью: людям нравились истории о всемогущих героях. Но богатырей было сложно отождествить с собой: они явно принадлежали к благородному роду, и невероятные возможности былинных богатырей воспринимались именно как результат происхождения.

Первым народным богатырём, который пахал и сеял, но силою мог посоревноваться с кем угодно — даже с самим князем Вольгой! — стал Микула Селянинович.

Былина «Вольга и Микула Селянинович» относится к Новгородскому циклу былин (Киевский былинный цикл представлен произведениями об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце).

Значение произведения

Былина «Вольга и Микула Селянинович» прославляет труд простого человека. Неоспоримо противопоставление князя, который живёт за счёт крестьянства, и простого человека — как говорится, «от сохи». Причём в этом противопоставлении побеждает Микула Селянинович, который и на жизнь зарабатывает своим трудом, и физически сильнее целой княжеской дружины.

Надо сказать, что в ранних древнерусских былинах подобные сюжеты были бы невозможны: всемогущие богатыри отождествлялись с языческими богами, и любой человек по определению не мог с ними сравниться.

Действующие лица

Вольга — легендарный богатырь, князь. Один из древнейших фольклорных персонажей. Легко прочитывается параллель «Вольга — князь Олег»: Вольга — Вольг — Волег — Олег. Однако историки утверждают, что Вольга скорее собирательный образ. Особенность Вольги в том, что он может превращаться в любых животных.

Микула Селянинович — богатырь-пахарь, обладающий невероятной силой. Фольклорные источники утверждают, что у Микулы было две дочери — Василиса и Настасья. Василиса вышла замуж за боярина Ставра Годиновича, а Настасья — за богатыря Добрыню Никитича.

Важное и интересное

Согласно былинам князя Вольгу княгиня Марфа Васильевна родила от змеи, случайно наступив на пресмыкающееся. Отсюда его невероятное умение превращаться в животных.

В одной из былин Микула Селянинович роняет сумку и просит богатыря Святогора поднять её. Однако Святогор, как ни старается, сумку поднять не может. Микула Селянинович же легко подхватывает сумку и объясняет Святогору, что в этой сумке — «вся тягость земная». Этот философский этюд иллюстрирует видение великой силы русского народа, каждый представитель которого несёт свою долю «земной тягости».

Краткое содержание

Молодой князь Вольга Святославович хочет мир посмотреть и себя показать, поэтому собирает дружину из тридцати молодцов и отправляется с ними в путь. По дороге они слышат скрип сохи и посвистывание пахаря, однако ни в тот же день, ни на следующий, ни через день пахаря не видят. Когда дружина Вольги наконец доезжает до пахаря, между ним и князем завязывается разговор. Вольга сообщает, что едет собирать подать с трёх городов, пожалованных ему князем Владимиром. Пахарь же сообщает, что в этих городах полно разбойников: когда пахарь ездил в те города за солью, местные мужики потребовали у него денег — пришлось даже поколотить их.

Вольга приглашает пахаря отправиться с ними. Пахарь соглашается, но, чуть они отъезжают, вспоминает, что забыл соху (орудие для вспахивания земли) в земле (то есть не вынул и не спрятал). Вольга посылает пять человек выдернуть соху, но они не в силах справиться с заданием. Князь отправляет десять человек выдернуть соху, но и десятерым это не под силу. А Микула Селянинович легко выдёргивает соху одной рукой. Вольга спрашивает, как пахаря зовут. Тот отвечает: Микула Селянинович.

Когда князь с дружинниками и Микула Селянинович попадают в город, к ним бросаются мужики, которые хотели обобрать Микулу Селяниновича. Мужики просят прощения и демонстрируют пахарю своё уважение.

Вольга, увидев это, жалует Микуле Селяниновичу в подарок три города.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто такой богатырь? Назовите самых известных былинных богатырей.

Ответ. Богатырь — былинный герой, обладающий невероятной силой и спасающий тем самым землю русскую. Самые известные былинные богатыри — Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.

Дайте определение былины.

Ответ. Эпическая песнь о русских богатырях. Эти богатыри обладали невероятными возможностями. Они были защитниками простых людей и воплощали силу земли Русской.

Источник

Былина «Вольга и Микула»

Былина «Вольга и Микула» относится к новгородскому циклу былин. Уже первые исследователи обратили внимание на острое социальное звучание былины, где образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича явно противопоставлен образу князя Вольги Святославича, племянника киевского князя Владимира. Вместе с тем были высказаны и другие предположения, по которым в былине воссозданы образы не просто крестьянина и князя, а двух языческих богов: бога земледелия – Микулы и бога охоты – Вольги. Такова трактовка известного ученого-мифолога XIX века Ореста Миллера, видевшего в Микуле Селяниновиче «покровителя земледелия на Руси». 1 Тогда же Всеволод Миллер обратил внимание на бытовые черты в былине, отражающие особенности земледельческого труда на севере:

«Это точная картина северной пахоты», – писал В.Ф. Миллер. 2

В основе сюжета былины лежит повествование о встрече князя Вольги и его дружины с пахарем-крестьянином Микулой. Открывается былина рассказом о рождении Вольги, о его возмужании:

Собрал себе Вольга дружинушку храбрую. Племянник киевского князя получил от Владимира в подарок три города: Гурчевец, Ореховец, Крестьяновец. Он едет за данью и в чистом поле видит пахаря Микулу, который, работая на поле, проявляет недюженную силу: «пенья-коренья вывертывает, большие камни в борозду валит». Спрашивает пахарь у князя, далеко ли он держит путь, и узнав, куда он с дружиной направляется, рассказывает ему, какие разбойные люди живут в этих городах. Вольга, видя его силу, предлагает пахарю ехать с ним «в товарищах». Пахарь соглашается, его участие в поездке необходимо – одной княжеской дружине борьба с разбоем не под силу.

Микула просит дружинников князя выдернуть из земли его соху и бросить ее под ракитовый куст. Однако оказывается, что эту работу не могут выполнить ни дружина, ни Вольга. И только богатырская сила Микулы позволяет ему играючи, одной рукой выдернуть сошку из земли.

На этом заканчиваются одни варианты былины. По другим – Вольга и Микула приезжают в города, в которых князь назначает Микулу наместником, горожане устраивают засаду Вольге, и Микула спасает ему жизнь.

Микула является народным героем. Он, как герой-богатырь, выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжкому труду землепашца, в котором надо также проявить силу и геройство. Сила Микулы – в связи с землей, простым народом.

Для этой былины характерны свои художественные особенности. Стихия народного языка поражает. Для нее характерны повторы, эпитеты. При помощи эпитетов создается особый поэтический мир. Например, необыкновенная соха, которой пашет Микула:

С помощью эпитетов создается портрет героя:

Сказители описывают одежду богатыря: сапожки из зеленого сафьяна, шляпа пуховая, кафтанчик из черного бархата.

Иносказательно раскрывает Микула свои народные корни. На вопрос Вольги: «Как тебя по имени зовут, нарекают по отечеству?» проговорил оратай-оратаюшко:

Художественные средства в былине направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть персонажи и их действия, обстановку, выразить к ним отношение.

Читайте также другие статьи по теме «Русский героический эпос. Былины»:

Источник

«Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов» русского народа

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.

1) формирование представления о былине как жанре русского фольклора; знакомство с былиной «Вольга и Микула Селянинович»;

2) развитие навыка анализа текста художественного произведения;

Методические приемы: мини-лекция, беседа, анализ текста художественного произведения, тестирование.

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (тестирование).

Материалы к уроку: текст былины «Вольга и Микула Селянинович», аудиозапись произведения, слайд-презентация по теме урока, рабочие карты урока (приложение 1), карточки с заданиями для работы в группах (приложение 2), тесты для контроля знаний по теме урока (приложение 3), карточки для индивидуальной работы (приложение 4).

— оформление рабочих карт;

— просмотр фрагмента из фильма «Илья Муромец»;

1. Назовите героя и произведение, по которому снят фильм.

2. Какие былинные герои вам известны? Какие былины вы читали?

3. А что же из себя представляет былина? На этот вопрос с вами ответим на уроке.

— определение темы урока;

— постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты).

1. Особенности былины как жанра русского фольклора, их тематика и проблематика

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)

Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.

— Как вы думаете, о чем были эти произведения?

Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

Композиция (построение) былины:

— зачин (начальная, вводная часть произведения);

Циклы былин: киевский и новгородский.

Основная тема киевского цикла – защита русских земель от кочевников. Характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Основная тема новгородского цикла – быт купечества. Герои новгородского цикла – князь Вольга, оратай Микула, Садко, Василий Буслаев и др.

Художественные особенности былин:

1) гипербола (художественное преувеличение);

2) прием троичности (троекратное повторение);

3) повторы (повторение какого-то слова, образа);

4) постоянные эпитеты;

5) использование речитативов (звуковых повторов).

2. Прослушивание былины «Вольга и Микула Селянинович»

— К какому циклу эпических песен можно отнести былину о Вольге и Микуле? Почему?

3. Беседа по содержанию былины

1. Кто является главным героем былины? Почему?

2. Как отчество (прозвище) Микулы указывает на то, что он крестьянин и сельский житель?

3. Как образ Вольги помогает еще глубже понять и оценить физическую мощь и воинскую доблесть Микулы?

4. В чем видит смысл жизни Микула Селянинович? За что его уважают «мужички» и ценит Вольга?

4. Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»

Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»

1. Кто главный герой былины? Поясните свою точку зрения.

2. Опишите внешность Микулы. Когда впервые читатель знакомится с оратаем?

3. Как в былине передается уважительное отношение автора к труду землепашца?

4. Охарактеризуйте взаимоотношения князя Вольги и простого оратая Микулы.

5. Как образ Вольги помогает глубже понять и оценить физическую мощь Микулы?

6. Перечислите художественные особенности данной былины. Найдите примеры повторов, гипербол, постоянных эпитетов, определите их роль.

— результаты работы групп

1.Что такое былина? Когда она появилась?( Кто такие богатыри?).

2.О чем писались былины в Древней Руси?

3.Назовите основные циклы былин.

4.В чем особенность композиции былин?

5.Перечислите художественные особенности былин, (Гипербола, постоянные эпитеты, прием троичности, повторы)

— заполнение рабочей карты

(просмотр фрагмента из художественного фильма «Садко»)

Р: работа над ошибками в тесте

К: стр. 33-34 (вопросы и задания)

П: индивидуальные задания по карточкам.

Факультативно: подготовить иллюстрацию к былине «Вольга и Микула Селянинович»

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.

Самооценка работы на уроке

1) Вопрос полностью ясен. Я могу его самостоятельно раскрыть письменно или устно.

2) Сделаны необходимые записи в тетради.

1) Вопрос в целом ясен, но я не уверен, что смогу его полностью изложить самостоятельно устно или письменно.

2) Сделаны необходимые записи в тетрадях

1) Вопрос ясен не до конца, я затрудняюсь его самостоятельно изложить.

2) По ходу работы сделаны необходимые записи в тетрадях

— Кто главный герой былины? Поясните свою точку зрения.

— Опишите внешность Микулы. Когда впервые читатель знакомится с оратаем?

— Как в былине передается уважительное отношение автора к труду землепашца?

— Охарактеризуйте взаимоотношения князя Вольги и простого оратая Микулы.

— Как образ Вольги помогает глубже понять и оценить физическую мощь Микулы?

— Перечислите художественные особенности данной былины. Найдите примеры повторов, гипербол, постоянных эпитетов, определите их роль.

по теме «Былина как жанр русского фольклора»

1. Какой жанр не относится к УНТ?

2. Найдите верное определение былины

А) предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и различных явлений природы;

Б) русские народные эпические песни-сказания, повествующие о богатырях-защитниках родины, отражающие нравственные идеалы народа

В) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле;

Г) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

3.Какова основная тема былины «Вольга и Микула Селянинович»?

А) прославление мирного труда;

В) верная служба князю;

Г) защита земли русской

4. С какой целью Вольга отправляется в путь-дорогу?

Г) в гости к князю Владимиру

Б) прием троичности

Задание 1. «В образе Вольги соединены черты эпического героя глубокой древности, эпохи первобытно-общинного строя с чертами героя государственного периода Руси. Он, с одной стороны, великий охотник и колдун, умеющий покорять себе природу, животных, но, с другой стороны, Вольга-князь-богатырь, возглавляющий дружину. Двойственность, сочетание древнего и более позднего пронизывает весь образ».( Ю.Юдин)

1. Почему Вольга-персонаж совершенно необычный, непохожий ни на какого другого былинного героя?

2. Найдите в тексте былины описание дружины Вольги, которое вдохновило художника И.Я.Билибина на создание картины. Удалось ли, по вашему мнению, художнику передать особенности этого богатыря?

Задание 2. «Это точная картина северной пахоты в губерниях Новгородской, Олонецкой, где пашня сплошь усеяна валунами, то мелкими, о которые постоянно почеркивают омешки сохи, то крупными, которые приходится огибать при пахании.

Только соха чудесного пахаря Микулы Селяниновича могла великие камни вывертывать и в борозду валить. Вывертывание кореньев тоже указывает на северные нивы, расчищенные среди леса, а не привольные обширные пахотные богатства на южном черноземе». (Вс. Миллер)

1. Какие детали былины придают достоверность повествованию, сближают ее с правдивым историческим рассказом?

2. С какой целью используется прием преувеличения (гипербола) при описании работы пахаря?

Задание 3. Проследите, как в былине подробно, с любовью описывается соха – главное орудие труда пахаря. С какой целью это делается?

«Омешки на сошке булатные». Металлические наконечники сохи называются омешками. У сохи, которой пашет Микула, омешки булатные, то есть сделаны из самого хорошего металла, из булата.

Вот «при сохе» присошек, лопатка для отворота земли, для того, чтобы землю «в борозду валить». «Присошечек у сошки серебряный».

Обжи – длинные палки, между которыми находилась лошадь. На шею лошади надевали хомут, обжи привязывались к хомуту гужами. «Гужики у нее (лошади) да шелковые».

«У оратая кобыла соловая». Соловая лошадь – сама светло-коричневая, а хвост и грива белые.

Задание 4. Былина «Вольга и Микула Селянинович» имеет следующую концовку, не вошедшую в учебник литературы:

Тут приехали ко городу ко Курцеву,

Стали по городу похаживати.

Стали города рассматривати.

А ребята-то стали поговаривати:

«Как зтот третьего дни был, да мужиков он бил!»

А мужички-то стали собиратися,

Собиратиси они да думу думати:

Как бы прйти да извинитися,

А им низко бы да поклонитися.

Тут проговорил Вольга Святославович

«Ай же ты, Микула Селянинович!

Я жалую от себя тремя городами со крестьянами.

Оставайся здесь да ведь наместником,

Получай-ка ты дань да ведь грошовую!»

1.Расскажите о том, как Микула Селянинович боролся с разбоем и действиями тех, кто мешал новгородскому сельскому люду бывать в городах, приобретать у горожан все необходимое, в том числе соль.

2.Как вы считаете, оставит ли Микула Селянинович крестьянский труд, примет ли приглашение князя стать наместником? Каким по вашему мнению, станет Микула правителем? Чьи интересы он будет защищать?

3.Как дополняет эта концовка былины мысль о превосходстве пахаря над воином?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр»

Конспект урока по литературе на тему ««На краю жизни..» (по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»)

Устное народное творчество «Пословицы и поговорки»

Исследовательский проект «Славянские праздники»

Проверочная работа по «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Презентация по литературе А.Грибоедов «Горе от ума» (9 класс)

Презентация по теме «Публицистический стиль речи»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5247532 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Смотреть фото к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Смотреть картинку к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Картинка про к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Фото к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Смотреть фото к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Смотреть картинку к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Картинка про к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Фото к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Смотреть фото к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Смотреть картинку к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Картинка про к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Фото к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Смотреть фото к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Смотреть картинку к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Картинка про к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Фото к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Смотреть фото к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Смотреть картинку к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Картинка про к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Фото к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Смотреть фото к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Смотреть картинку к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Картинка про к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович. Фото к какому циклу былин относится былина вольга и микула селянинович

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Былины Киевского и Новгородского циклов («Вольга и Микула Селянинович», былины об Илье Муромце, «Садко»)

Билет №1

Былины Киевского и Новгородского циклов («Вольга и Микула Селянинович», былины об Илье Муромце, «Садко»)

Киевский: действия происходит в Киеве при князе Владимире. Основная тема защита русских земель от кочевников. Новгородский цикл: действия происходят в Новгороде или около него. Основная тема: торговля, плаванья в другие страны, социально бытовые темы.

Вольга и Микула Селяниновичь

была посвящена тяжелому крестьянскому труду. Мысль о тяжелом труде подчеркивается в сравнении двух образов: князя Микулы и князя Вольги. увлечение к Микуле подчеркивается в самом названии, с ним по силе не может сравнится целая дружина князя Вольги («хоробрая») былина построена на гиперболе (преувеличение).Микула одет богато: зеленые сапоги, кафтан черный бархатный. Пахота помос это праздник, торжественная пора. Поэтому крестьянский труд ценится выше воинского.Микула просит дружинников князя выдернуть из земли его соху и бросить ее под ракитовый куст. Однако оказывается, что эту работу не могут выполнить ни дружина, ни Вольга. И только богатырская сила Микулы позволяет ему играючи, одной рукой выдернуть сошку из земли.На этом заканчиваются одни варианты былины. По другим – Вольга и Микула приезжают в города, в которых князь назначает Микулу наместником, горожане устраивают засаду Вольге, и Микула спасает ему жизнь.Микула является народным героем. Он, как герой-богатырь, выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжкому труду землепашца, в котором надо также проявить силу и геройство. Сила Микулы – в связи с землей, простым народом.Для этой былины характерны свои художественные особенности. Стихия народного языка поражает. Для нее характерны повторы, эпитеты. При помощи эпитетов создается особый поэтический мир. Например, необыкновенная соха, которой пашет Микула. Художественные средства в былине направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть персонажи и их действия, обстановку, выразить к ним отношение.

Билет №3

1.Образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Особенности детали в повести.

Кто такой станционный смотритель в пушкинские времена? Это мелкий чиновник одного из последних рангов, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев». Он часто бывает жертвой несправедливости, его обвиняют во всем, пользуясь тем, что он не имеет права ответить. И он действительно не имеет для этого возможности и характера. Вырин — типичный «маленький человек», и даже данное ему автором имя Самсон, которое носил библейский герой, выглядит насмешкой.

Пушкин поднимает тему «маленького человека», потому что он хочет показать, что такие люди тоже существуют и выполняют свое нужное, но незаметное дело в обществе. Самсон Вырин создал свой маленький, ограниченный мирок, полностью отгородившись от мира внешнего. Там ему комфортно и уютно, он не думает о возможных изменениях в своей жизни. В этом мирке вместе с ним живет его четырнадцатилетняя красавица-дочь, которая, возможно, тяготится таким существованием и рвется в большой мир. Но всего этого герой не желает видеть и думать об этом, т. к. любые изменения его пугают. Эта тема поднятая Пушкиным нашла свое продолжение в русской литературе. Эту тему использовали многие великие русские писатели, как, например Гоголь и Чехов.

Повесть «Станционный смотритель» — самое грустное и самое сложное произведение цикла. Это повесть о горестной судьбе Вырина и счастливой судьбе его дочери. Автор с самого начала связывает скромную историю Самсона Вырина с философским смыслом всего цикла. Ведь у станционного смотрителя, который вовсе не читает книг, есть своя схема восприятия жизни. Она отражена в картинках «с приличными немецкими стихами», которые развешаны на стенах его «смиренной, но опрятной обители». Рассказчик подробно описывает эти картинки, изображающие библейскую легенду о блудном сыне. На все случившееся с ним и с его дочерью Самсон Вырин смотрит сквозь призму этих картинок. Его жизненный опыт подсказывает, что с дочерью произойдет несчастье, она будет обманута и брошена. Он является игрушкой, маленьким человеком в руках сильных мира, превративших деньги в главное мерило

Особенности поэтического языка Твардовского в стихотворениях о природе. Чтение наизусть стихотворения А.Т. Твардовского (на выбор).

Тоесть в его языке о природе она прекрасна.

Стих наизусть.(Снега потемнеют синие.)

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие. » перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда

Снега потемнеют синие

Вдоль загородных дорог,

И воды зайдут низинами

В прозрачный еще лесок.

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землёй, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм:

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была да канула,

А есть и будет с тобой.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе. Используемые олицетворения: «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход. ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» — делают представленную картину живой, одухотворенной. Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный ещё лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца». Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие. » передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Билет №3

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом — в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.

Билет №4

1.Историческая тема в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.

Ю. Лермонтова творил в непростое время — в 30-е годы девятнадцатого века. Выступление декабристов на Сенатской площади закончилось их полным поражением. Самодержавие не только жестоко расправлялось с участниками восстания, но и подавляло свободомыслие. По этой причине таким притягательным для него кажется прошлое страны, когда ценились сильные, отважные и мужественные люди, готовые постоять за себя и за отечество.

В произведении М.Ю. лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» рассказывается о времени когда правил Иван Грозный, период опричников.

Лермонтов описывает Калашников как простого человека, купца, но его душевные качества, твердость характера позволяют автору поставить его личность в один ряд с самим царем. Так же купец Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить. И в этом его трагедия: он не мог не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди. Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнего” Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства.

Образ Кирибеевича крайне противоречивый. Гусляры поют о нем как о «добром молодце» из песни: удалой боец, молодой боец, плечи богатырские, сердце жаркое. С точки зрения народной совести, Кирибеевич, действительно, разбойник, ибо крадет счастье у семьи купца Калашникова. любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью. Ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова.

Кирибеевич и Калашников – два совершенно разных представителя русской знати.

В поэме создан, при всей его условности, в целом убедительный образ Древней Руси.В произведении много признаков исторического времени: от деталей одежды, вооружения, конской сбруи до форм поведения людей разных сословий.

В итоге любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения.

Лермонтов не случайно выбирает не самые благополучные времена: именно в критические моменты наиболее полно и ярко проявляются характеры людей, в том числе и сильные. Каждый из героев — незаурядный пример духовной силы и выдержки.

лермонтов описывает царя как грозного, но готового помочь чужому горю и проявить милосердие. Яркое противопостовление титула царя и опричника.(Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого.)

Билет № 5

Билет №6

1.Тема взаимоотношений помещиков и крестьян в цикле рассказов И.С.Тургенева « Записки охотника» (на примере одного произведения: « Бирюк», « Бежин луг» и др.).

В рассказе «Бежин луг» Тургенев одним из первых русских писателей реалистически нарисовал крестьянских детей.

Всей совокупностью своих крестьянских образов Тургенев утверждал, что в его стране существуют не только «мертвые души» помещичье-крепостнической России, но и «живые души» простого русского народа.

В «Записках охотника» главенствуют три темы: жизнь крестьян, жизнь помещиков и духовный мир образованного сословия.

Этот текст выделяет несколько проблем :

1. Проблема крепостного права, уродующего человека, который вынужден нарушить или права собственности, или законы человеколюбия. Это центральная проблема, из которой вытекают все остальные. Связана с образом Бирюка. Пожалеет Бирюк крестьян, вырубающих деревья.

2. Проблема человека, строго выполняющего свой служебный долг. Связана с образом главного героя. Человек, который строго выполняет все предписанные ему обязанности, становится изгоем, его не любят (даже ненавидят) и боятся. Кстати, реального Бирюка – был такой лесник в имении матери Тургенева – крестьяне убили в лесу.

3. Проблема взаимоотношения этого человека с другими людьми. Тесна связана со второй проблемой.

4. Проблема строгого следования своим жизненным позициям и причины, которые побуждают от этих позиций отступить. Жизненная позиция Бирюка: человек должен выполнять вменённые ему обязанности (– Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится). Но человеколюбие побеждает – Бирюк отпускает крестьянина тогда, когда на это никто уже не надеется.

2.Чтение наизусть стихотворения поэта-песенника (на выбор). Личное восприятие произведения. Булат Окуджава советский поэт, литератор, прозаик и автор более 200 авторских песен и эстрадных написанных на собственные стихи. Он один из ярких представителей авторских песен 80-х 50-х годов
«по смоленской дороге»

История создания: однажды Булат О. вместе с М. отправились в поход по смоленской дороги, ехали в машине зимой. У них была гитара и пока они ехали тогда и сочинили, но стихи появились позже. Тема: дорога разлука с любимым человеком, общая интонация грустная печальная. Встречаются песенные особенности: повторы слов, художественно выразительные средства сравнение +пример

По Смоленской дороге — леса, леса, леса.По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.Над дорогой Смоленскою, как твои глаза, —Две вечерних звезды, голубых моих судьбы. По Смоленской дороге — метель в лицо, в лицо.Всё нас из дому гонят дела, дела, дела.Может, будь понадёжнее рук твоих кольцо —Покороче б, наверно, дорога мне легла. По Смоленской дороге — леса, леса, леса.По Смоленской дороге — столбы гудят, гудят.На дорогу Смоленскую, как твои глаза,Две холодных звезды голубых глядят, глядят.

Билет№7

Билет № 8

1.Поэма А. С.Пушкина «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…». Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэме.

Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А.С.Пушкину, написана в стихотворной форме.
В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник. Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.
В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива. Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью: кто-то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда-то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной.
Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре.

Билет №10

1.Автобиографичесая повесть Л.Н.Толстого “Детство”.Нравственные искания главного героя(на примере нескольких глав)

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность»Льва Николаевича Толстого — Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало». Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

По сути, именно в повести «Детство»Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души». Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Жанр произведения — автобиографическая повесть. Кульми­нацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них — завязка

Билет №11

Билет № 12

1.«Свинцовые мерзости жизни» в повести М. Горького «Детство». Понятие о теме и идее произведения. Повесть “Детство” — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой.

С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток.

Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело.

Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери.

Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привязан, — это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. Он подолгу общался с Хорошим Делом. Иной раз они просто сидели и молчали, думая о чем-то своем. Хотя Хорошее Дело никто не любил и Алеше запрещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спокойно мог все рассказать ему, поделиться своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в какой-то мере научил его жить и понимать других людей. Григорий — пример величайшего смирения, в данном произведении он олицетворяет собой слабость и на контрасте с другими героями подчеркивает их ничтожество. Это, наверное, и есть «свинцовые мерзости», о которых говорил автор.

Билет № 14

Билет № 15

2. Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Настроение лирического героя в стихотворении.

Это стихотворение было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в феврале 1837 г.(тогда Лермонтов находился под арестом) Главная мысль стихотворения: главная мысль этого стихотворения-это общение с природой для создания красивой картины в своем стихотворение Лермонтов использует следующие эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Тема стихотворения: в этом стихотворении автор поднимает тему о единении человека с природой. см билет №11

Билет № 16

Билет № 17

Билет № 18

Билет № 19

Билет № 20

1.Герои сатирической прозы М. М. Зощенко (на примере рассказа « Беда»).

М. Зощенко. Рассказ «Беда». Один из грустных рассказов Зощенко. Один сельский житель, Егор Глотов, задался целью купить лошадь. Стал копить, урезая себя во всем. «Жрал солому», как он говорил. Совсем бросил пить самогонку, а раньше ведь пил запоем. Два года так провел, чтобы сбылась его мечта. Через два года собрался в город за лошадью. Отказался даже от предложения соседа по селу купить у него лошадь. Так ему хотелось соблюсти ритуал и поторговаться на рынке. На рынке понравилась ему лошадь. Он полдня торговался, чуть не уморил продавца и саму лошадь и сбавил цену чуть не вполовину. Повел лошадь горделиво домой. И вдруг ему так захотелось похвастаться своей покупкой, что он решил пригласить малознакомого мужика в трактир угоститься водочкой и обо всем высказаться. Очнулся он только на третий день, без денег и лошади. Пропил в угаре. Вот и вся «беда». Глотов шел к своей мечте, уже воплотил ее, но решил похвастаться. Вот и приключилась такая беда с ним. Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М. Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации

Билет № 21

Билет № 22

Билет № 23

Билет №1

Былины Киевского и Новгородского циклов («Вольга и Микула Селянинович», былины об Илье Муромце, «Садко»)

Киевский: действия происходит в Киеве при князе Владимире. Основная тема защита русских земель от кочевников. Новгородский цикл: действия происходят в Новгороде или около него. Основная тема: торговля, плаванья в другие страны, социально бытовые темы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *