что такое проф компетентность

Очень часто в обычной жизни встречается множество слов, значения которых, казалось бы, понятны всем. Однако это не всегда так. Порой человек не может дать определение даже самому обычному понятию. Компетентность – это довольно простое слово, но многие ли смогут дать ему верное определение? Что в него входит и о чём вообще говорит наличие или отсутствие компетентности? Данная статья ответит на эти вопросы.

Понятие компетентности

На самом деле ответы на данные вопросы очень просты. Они не содержат каких-либо специфических объяснений. Компетентность – это знания, умения, навыки, которыми обладает человек в какой-либо конкретной сфере. Все эти знания нужны человеку, чтобы добиться успешных результатов в своей работе. Стоит понимать, что само наличие компетентности — это лишь одна из составляющих на пути к благополучной работе. Все эти знания и навыки необходимо не только иметь, но и поддерживать их на должном уровне или обновлять, совершенствовать.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Безусловно, если человек некомпетентен в своей деятельности, то достичь высоких целей невозможно. Недостаток знаний скажется на всём процессе работы и, как следствие, на итоговом результате. Профессиональная компетентность достигается путём личностного изучения, познания и развития человека. И без собственного желания человек никогда не станет профессионалом в своём деле.

Передача опыта

Каким же образом можно судить о компетентности человека? Как понять, что он вообще компетентен в определённой сфере деятельности? Это довольно просто. Компетентность – определение, которое доказывается с помощью результатов, достигающихся человеком. К его мнению прислушиваются при решении важных вопросов, с ним советуются, у него учатся. Но достигались эти результаты не быстро, много времени уходит на данный процесс. И, как правило, любой человек сначала не силён в знаниях той или иной деятельности, но он приложил массу усилий, времени и сил для достижения своих целей.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Не стоит пренебрегать рекомендациями такой личности, зачастую подобный способ помогает узнать и понять очень многое в работе. Это своеобразный процесс передачи опыта от одного лица к другому. Опять же, необходимо не только воспринимать чужие знания, но и самостоятельно изучать специфические особенности деятельности, в которой хочется добиться профессионализма.

Конкуренция на рынке труда

Профессиональная компетентность выражается в количестве всех тех теоретических и практических знаний, умений и опыта, которые нужны для успешного осуществления профессиональной деятельности. Любая фирма, компания или работодатель предъявляют ряд требований к потенциальному работнику, и наличие базового уровня компетентности играет огромную роль.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Различия понятий

Профессионализм и компетентность часто замещают друг друга, используются как синонимы. Но действительно ли верно такое замещение? Стоит понимать, что это немного разные по своему значению понятия. Под профессионализмом понимается не только наличие определённых знаний, но и само отношение к деятельности, специфике работы.

Профессионал всячески развивает свои умения, способствует достижению определённых результатов и целей, дорожит своим делом и местом в нём. Такие люди, как правило, отдают долгие годы своей жизни одному делу. Компетентность – это наличие определённых знаний и способность применить их таким образом, чтобы добиться нужного решения поставленных задач. В реальной жизни профессионала видно сразу, а вот компетентность нужно будет ещё подтвердить. Хоть и кажется, что данные понятия взаимозаменяемы, это совсем не так.

Поддержка уровня компетентности

Каким же образом развивать компетентность? Как применять свои знания с учётом постоянных изменений в трудовой деятельности? Уровень компетентности поддерживается не только исходя из личностных качеств и стремлений работника, но и с помощью службы персонала. В нынешнее время всё больше фирм и компаний создают дополнительные службы для решения многих важных задач.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Служба персонала, в свою очередь, не только раскрывает широкий спектр мотиваций, но и проводит различные бизнес-тренинги, информирует о нововведениях или изменениях в конкретной сфере деятельности. Естественно, что для каждого работника той или иной должности нужны индивидуальные подходы. Информация предоставляется и обсуждается отдельными блоками для определённой группы работников. Простой пример: бухгалтеру не станут рассказывать о том, как правильно отмыть территорию офиса, а уборщице не станут сообщать о том, как пользоваться программой 1С.

Руководящий пост

Необходимо понимать, что критерии компетентности разнятся для работников различных областей, но не столько в определениях, сколько в индивидуальной специфике профессии. Работник должен иметь знания техник и принципов, специфических стандартов, целей и задач, а также обладать знаниями по использованию конкретных методов воздействия на трудовой процесс. Если человек занимает руководящий пост, то его набор знаний и навыков должен быть намного обширнее, чем у его подчинённых.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Плюсы компетентности

Компетентность работника играет огромную роль во многих смыслах. Конечно, компетентный сотрудник всегда ценится выше тех, кто не обладает такими навыками. Однако возможно получить не только признание и уважение к своей личности, но и финансовое вознаграждение, которое подчас становится прекрасным способом мотивации. В современном обществе трудно жить, имея небольшой доход, трудно позволить себе какие-то дорогие вещи или услуги. И наверняка никто не захочет отказываться от хорошей жизни, поэтому люди сознательно и добровольно стараются повышать уровень своих знаний и навыков.

Оценка компетентности работника определяется с помощью разнообразных методов и осуществляется либо HR-специалистом, либо руководителем определённого подразделения. Компетентность работника зачастую заметна даже без специального тестирования или мониторинга. Опытный представитель службы подбора кадров способен довольно легко определить необходимые задатки человека ещё на первичных этапах устройства работника.

Знание дела

Существует немало видов деятельности, в которых некомпетентный сотрудник может избежать ответственности или не нанести особого вреда компании. Но некоторые сферы деятельности требуют абсолютного знания дела и его специфики. Компетентность специалистов в таких учреждениях, фирмах, предприятиях играет огромную роль как для самого предприятия, так и для людей, пользующихся его услугами.

Примечательно то, что специалист не должен полагаться только на наличие профессиональных знаний, навыков и опытов, он должен также уметь самостоятельно анализировать свою деятельность и видеть её итоги. Личностные и профессиональные качества должны сочетаться в общую структуру, которая приведёт к положительным результатам, а не навредит. Умение правильно спрогнозировать итоги, разработать конкретный план по их достижению – главнейшая задача в любой деятельности.

Отсутствие компетентности

Компетентность – это важнейшее требование к деятельности педагогов. Данная профессия не допускает отсутствия этого компонента, оно невозможно. К работникам сферы образования выдвигаются конкретные и важные требования, в силу того, что они не только контролируют процесс получения новых знаний учениками, но и являются примером поведения и взаимодействия.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Некомпетентный педагог может обеспечить школьнику очень серьёзные проблемы: уничтожить тягу к знаниям и образованию, навредить качеству получения этих знаний, расстроить психическое здоровье ученика. На самом деле негативных последствий, которые могут образоваться из-за отсутствия компетентности педагога, гораздо больше. Для системы образования подобные итоги абсолютно недопустимы. Поэтому компетентность педагога в данной деятельности играет огромную роль.

Компетентность в образовании

Как и любая другая сфера деятельности, образование претерпевает постоянные изменения. Это связывается с тем, что ежегодно общество требует новых специалистов, расширяет возможности. Государство контролирует процесс обучения и тоже влияет на его структуру. В связи с этим педагоги должны подстраиваться под нововведения или коррекции в образовании.

Компетентность педагога в такой ситуации принесёт успех. Умение подстраиваться под изменения, разрабатывать план обучения и достигать с его помощью нужных результатов – бесспорный признак компетентности. Конечно, существует и ряд мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов: курсы повышения квалификации, аттестации, педсоветы, семинары, конференции, а также личное саморазвитие. Благодаря всем этим составляющим ученики могут рассчитывать на получение качественного образования и успешное становление личности.

Профессионал своего дела

Всякий ученик может назвать педагога, который запомнился ему. Кого-то он опишет как профессионала своего дела, кем-то будет недоволен. От чего это может зависеть? Компетентность педагога ученики рассматривают со своей точки зрения и каждый даст своё объяснение данному термину. Однако конечным итогом являются именно знания, полученные в ходе обучения, и воспитательный процесс, его результаты.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Очень часто встречаются дети, которые изначально не понимали или не принимали какой-либо учебный предмет, но со временем усвоили его и стали хорошо в нём разбираться. В этом случае стоит сказать об индивидуальном подходе учителя. Значит, он смог создать ту атмосферу и тот план обучения, который дал такой результат. Это огромный труд, требующий как профессиональных навыков, так и времени, и личного упорства педагога. Несомненно, такого учителя можно назвать профессионалом своего дела.

Во благо обществу

Исходя из всех перечисленных ситуаций, можно сделать вывод: компетентность – это важнейший фактор, влияющий на качество работы и её результаты. Во всех сферах деятельности всегда будут ценны сотрудники, обладающие данным качеством. Их будут ставить в пример, учиться у них, прислушиваться к их советам и рекомендациям. Многие профессионалы своего дела годами трудились для этого, тратили огромное количество времени и собственных сил.

Такие люди быстро принимают решения, находят выход из любых ситуаций, решают сложнейшие задачи, которыми перед ними ставятся. Для достижения такой высокой планки потребуется также немало терпения и выдержки. Общество всегда будет нуждаться в подобных рабочих кадрах и именно поэтому будет создавать новые учреждения для их получения. Самое главное – пусть это будет во благо обществу, во благо стране.

Источник

Основы профессиональной компетенции

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Формирует у слушателей представление о сфере их профессиональной деятельности, ее месте и роли в общественном производстве. Дает общую характеристику знаний, а также умений и навыков их освоения, показывая взаимосвязь теории и практики управления. Рекомендовано бакалаврам направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент».

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы профессиональной компетенции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Компетентностный подход в образовании

1.1. Генезис понятий «компетенция/компетентность»

1.2. Компетентностный подход — новая модель в российском образовании

1.3. Ключевые компетентности личности как предмет современной системы оценки и контроля результатов обучения

1.4. Компетенции бакалавра менеджмента — ориентир критерия качества подготовки будущего специалиста

1.1. Генезис понятий «компетенция/компетентность»

Рыночной экономике России XXI века необходимы новые сотрудники, обладающие такими качествами, как активность, креативность, коммуникабельность, самостоятельность, мобильность, обучаемость, конкурентоспособность и др. Для удовлетворения потребности организаций в сотрудниках данного типа современные образовательные учреждения перешли на новые стандарты, так называемые стандарты нового поколения (компетентностное образование), которые предполагают развитие у учащихся определенного набора компетентностей.

Понятия «компетенция» и «компетентность» появились сравнительно недавно. Вместе с тем идея развития профессиональной компетентности существует в научной мысли достаточно давно (рис. 1). Но несмотря на то, что изучение этого вопроса велось с античных времен, можно сказать, что точного определения терминов «компетентность» и «компетенция» на данный момент не существует. Этимология слова «компетенция» показывает, что данный термин имеет латинское происхождение: competo — добиваюсь, соответствую, подхожу; competentia — принадлежность по праву, ответственность. На сегодняшний момент количество взглядов на эти термины уже превышает десяток и варьируется в зависимости от области научного исследования автора; общим же для них является понимание «компетенции» как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Рис. 1. Этапы становления компетентностного подхода в экономике труда [93, 94]

Понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения:

• образовательного результата, выражающегося в подготовленности, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справляться с поставленными задачами;

• формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды;

• совокупности характеристик (мотивы, убеждения, ценности), обеспечивающей выполнение профессиональной деятельности и достижение определенного результата;

• соответствия специалиста предъявляемым требованиям компетенции.

Компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Поясним основные составляющие понятия компетенции. Знания осваиваются в ходе когнитивной/познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знаний. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом существования в обществе, основанном на знаниях. Умение предполагает целенаправленное выполнение действия. Под отношениями понимаются отношения к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе, своему личному и профессиональному развитию и карьере. Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным и управленческим опытом работник начинает обладать только тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы [88].

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Элементами компетентности являются:

предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен;

характеристика деятельности индивида, т.е. понимания им существа выполняемых задач и разрешаемых проблем; умения выбирать средства и способы действия, адекватные обстоятельствам места и времени; чувства ответственности за достигнутые результаты; способности учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей;

базовая характеристика индивида, глубокая и устойчивая часть личности, по которой можно предсказать поведение человека в широком спектре жизненных и профессиональных ситуаций;

интегрированная характеристика качества подготовки выпускника, категория результата образования;

идеальная и нормативная характеристика, некая заранее определенная область знаний, о которой люди, объединенные одной профессией, должны быть осведомлены.

К существенным признакам компетентности относят уровень, определяемый комбинацией следующих критериев: уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовывать и планировать свою работу; способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).

Компетенция и компетентность определяются во взаимосвязи друг с другом, причем уровень компетентности (квалификация) зависит от ее соответствия требованиям компетенции. Компетенция определяется постановщиком задачи (работодателем, руководителем), а компетентность формируется в процессе обучения, реализуется и развивается в профессиональной деятельности.

1. Определения понятий «компетенция» и «компетентность», их сходства и различия.

2. Основные этапы становления компетентностного подхода, их характеристика.

3. Основоположники становления компетентностного подхода I этапа.

4. II этап компетентностного подхода: период становления.

5. Роль и значение III этапа становления компетентностного подхода на современном этапе.

6. Основные составляющие понятия «компетенция». Поясните каждый из них.

7. Предметная область понятия «компетенция».

8. Основные элементы понятия «компетентность». Поясните каждый из них.

9. Существенные признаки компетентности.

10. Взаимосвязь и взаимозависимость понятий «компетенция» и «компетентность».

1.2. Компетентностный подход — новая модель в российском образовании

Компетентность есть динамическое качество специалиста, которое развивается от полученного в системе высшего профессионального образования набора профессиональных качеств начального уровня образованности к высшей форме компетентности, а именно мастерству и таланту работника (рис. 2).

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Рис. 2. Этапы развития компетентности работника [93, 94]

Современная система образования сложилась в эпоху нового времени и основана на передаче знания о чем-либо. Новая европейская культура — культура отраслевая, рациональная (каждое знание или каждая деятельность разделяются на последовательность операций), монологичная (есть только голос разума, который глаголет истину, а истина одна на всех), утилитаристская (всё требует оправдания, а польза сама и есть оправдание, поэтому всё для чего-то существует). В этой логике квалификация как результат профессиональной подготовки подразумевает наличие у выпускника определенных профессиональных умений и навыков.

С другой стороны, работодателям нужна не квалификация, которая, по их представлению, связана с дроблением производственных функций на ряд задач и видов деятельности, а компетентность как соединение навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация с социальным поведением, способностью работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия.

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной высшей школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних студентов.

Май 1998 года — Сорбоннская декларация подписана Францией, Германией, Италией, Великобританией — «гармонизация архитектуры европейской системы высшего образования».

19 июня 1999 года в Болонье министры образования 29 государств подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования.

В октябре 2003 года в Берлине Россия присоединилась к Болонскому соглашению.

В настоящее время к Декларации присоединилось около 40 государств Европы.

Основные цели реформирования европейского образования в свете процессов глобализации были определены следующим образом:

1. Ввести сопоставимые системы многоуровневого высшего образования (рис. 3).

2. Ввести кредитную систему учета объема изучаемых дисциплин.

3. Создать систему контроля качества и аттестации (аккредитации) образовательных программ и вузов.

4. Внедрить в вузах внутренние системы и механизмы контроля каче-ства учебного процесса с участием студентов, преподавателей и внешних экспертов. Ввести единую форму приложения к диплому о высшем образовании (повысить мобильность студентов и преподавателей).

5. Повысить качество высшего образования.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Рис. 3. Система многоуровневого высшего образования

Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся. Тем не менее можно выделить некоторые существенные черты этого подхода.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Обнаруживаются различные подходы к рассматриваемым терминам, прежде всего по причине неоднозначного толкования базовых понятий «личность», «человек», «образование». Область высшего профессионального образования, по сравнению со средним общим образованием, ограничена более узкими, на первый взгляд, рамками задач подготовки выпускника-специалиста (а с применением нового стандарта — бакалавра и магистра). Однако и здесь уместно вспомнить о содержании образования в целом, компонентами которого являются элементы, представленные на рис. 4.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Рис. 4. Содержание образования

Педагогическая теория и практика накопили богатый и интересный опыт разработки педагогических технологий, которые позволили бы актуализировать все области содержания образования, в том числе в системе «школа-вуз», если иметь в виду современные тенденции высшего образования.

Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. Компетенция — это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования (рис. 5).

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Рис. 5. Формирование компетентностной модели выпускника

Ключевые компетентности выпускника характеризуются тем, что они:

позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические);

полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);

переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности); требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);

сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования);

реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).

1. Статика и динамика в понятии «компетентность».

2. Необходимость формирования и применения компетентностного подхода в современной системе образования.

3. Этапы развития компетентностного подхода, их характеристика.

4. Требования работодателей к квалификации и компетентности выпускника. Новые качества выпускника.

5. Основные цели реформирования европейского образования в свете процессов глобализации.

6. Система многоуровневого высшего образования на современном этапе.

7. Определения понятия «компетентностный подход» разных авторов.

8. Принципы компетентностного подхода. Поясните каждый из них.

9. Существенные компоненты системы образования. Поясните каждый из них.

10. Компетентностная модель выпускника. Ключевые компетенции.

1.3. Ключевые компетенции личности как предмет современной системы оценки и контроля результатов обучения

Формирование профессиональной компетентности связано с развитием ключевых компетенций личности. Многообразие компетенций можно классифицировать по различным признакам, например по уровню или виду.

По уровню выделяют ключевые (универсальные, базовые, элементарные), метапредметные (общепрофессиональные, надпредметные) и предметные (специальные) компетенции. Ключевые компетенции — «наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества» [31]. Ключевые компетенции представляют собой универсальные ментальные средства, способы, методы, приемы достижения значимых для человека целей. Они носят надпрофессиональный и надпредметный характер и составляют основу жизнедеятельности человека. Владеть ключевыми компетенциями должен каждый член общества. На рис. 6 представлена точка зрения И.А. Зимней на ключевые компетенции с учетом современного подхода в образовании.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Рис. 6. Основные группы компетентностей личности

При этом, принимая во внимание, что компетенции — это некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека, — И.А. Зимняя выделяет в составе трех групп 10 основных компетенций (рис. 7–9).

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО, действительный член РАО, заслуженный деятель науки РФ.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований И.А. 3имней представлены в многочисленных публикациях и работах, таких как «Воспитание — проблема современного образования в России», «Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки», «Исследовательская деятельность студентов и ее организация в вузе», «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании» и др.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Рис. 7. Виды компетентностей личности, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения

Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.

Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии.

Компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение приращения накопленных знаний.

Компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства (герб, флаг, гимн).

Компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Рис. 8. Виды компетентностей личности, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы

Компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность.

Компетенции в общении: устном, письменном; диалог, монолог; порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение.

что такое проф компетентность. Смотреть фото что такое проф компетентность. Смотреть картинку что такое проф компетентность. Картинка про что такое проф компетентность. Фото что такое проф компетентность

Рис. 9. Виды компетентностей личности, относящихся к деятельности человека

Компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность.

Компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности.

Компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать такие характеристики, как:

а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *