к какому типу республики относится российская федерация
Республика как форма правления. Республики в составе РФ, республики СССР
Что такое республика. Суть республиканской формы правления
Республика может быть президентской, парламентской или смешанной. Об их различиях читайте ниже.
Президентская республика. Признаки и примеры
Президент формирует правительство, а иногда и сам возглавляет его; вносит законопроекты в парламент; является верховным главнокомандующим; представляет страну на мировой арене.
Примеры президентских республик: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция, Южная Корея.
Признаки президентской республики:
Президент избирается не парламентом, а напрямую населением (Россия) либо коллегией выборщиков, которых выбирает народ (США).
Президент формирует парламент: назначает главу правительства либо сам возглавляет кабинет министров.
Правительство несет ответственность перед президентом. Президент имеет право распустить кабинет министров.
Президент обладает широкими полномочиями: подписывает законы, зачастую имеет право распускать парламент, ведет международные переговоры от лица страны.
Парламентская республика. Признаки и примеры
Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.
В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).
Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.
Признаки парламентской республики:
Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.
Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.
Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.
Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.
Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры
Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.
Примеры смешанных республик: Австрия, Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.
Президент избирается внепарламентским путем. Однако правительство формируется президентом из лидеров победившей на парламентских выборах политической партии. Парламент утверждает состав правительства.
Двойная ответственность правительства: перед парламентом и частично перед президентом.
Президент является главой государства. Полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.
Что такое теократическая республика
Какая республика в России? Форма правления в РФ
Конституция РФ. Статья 1
Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.
Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ
Республиками исторически называется ряд субъектов Российской Федерации. При этом все субъекты РФ (области, края, республики) равноправны. В Конституции РФ республики названы «государствами», однако это не означает, что у них есть суверенитет.
Республики принимают собственные конституции, которые не могут противоречить федеральной Конституции. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.
В составе России насчитывается 22 республики:
Республика президентская или все-таки смешанная… По следам отдельных высказываний Президента в послании Федеральному собранию
На 15.01.2019г. пришлось слишком много событий: сначала не привычное по времени послание Президента ФС, потом встреча Премьера и Президента и, наконец, в качестве апофеоза – как гром среди ясного неба – добровольная отставка Правительства в соответствии с ч. 1 ст.117 Конституции. Чуть позднее в тот же вечер стало известно о новом, весьма неожиданном, кандидате в Премьеры (теперь уже Премьере) Михаиле Мишустине, но на фоне случившегося ранее это событие можно было воспринять гораздо спокойнее, тем более в контексте операции «технический премьер».
Среди прочего в послании господин Президент заявил:
«При этом, уважаемые коллеги, хочу подчеркнуть следующее, при этом убеждён, что наша страна с её огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться, я скажу больше, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности Правительства, как и право отстранять от должности Председателя Правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия. Также за президентом должно оставаться прямое руководство Вооружёнными Силами и всей правоохранительной системой. Но и в этом случае считаю необходимым сделать ещё один шаг для обеспечения большего баланса между ветвями власти».
Президент в очередной раз заявил, что Россия – президентская республика, причем «сильная», такой она и должна оставаться. Этот тезис достаточно типичен для нашего информационного пространства, высказываний высокопоставленных (и не очень) лиц и обыденного правосознания: поскольку исторически в России глава государства (неважно – монарх или президент) – это «наше все», разумеется, при республиканской форме государственного устроения республика может быть только президентской.
К сожалению, эта мысль повторяется вновь и вновь; в очередной раз она прозвучала из уст первого лица государства, как бы легитимировав обоснованность заявлений о президентской форме нашей республики. Более того, из Послания следует, что эта идея была сделана одним из факторов конституционных преобразований («Россия – республика президентская, такой она и должна оставаться»).
Президент единолично контролирует Администрацию: он может по своему усмотрению смещать ее членов, Конгресс лишь выражает согласие на их назначение (но не назначает их). Как сказано в Конституции США (абз. 2 отдела 2 ст. II Конституции США), Президент
«имеет право, по совещании и с согласия сената, заключать трактаты, если две трети сенаторов одобрят их; назначать послов, уполномоченных консулов, судей верховного суда и всех других должностных лиц Соединенных Штатов, о назначении которых не сделано постановлений, и должности которых установлены законом; но конгресс может, по своему усмотрению, предоставить назначение таких низших должностных лиц одному президенту, или судам и начальникам отделов».
Однако, возвращаясь к США, главное в контроле Президента над Администрацией все-таки заключается в том, что Конгресс не имеет полномочия выразить Администрации (такого самостоятельного органа нет вовсе) и его отдельным членам вотум недоверия, так же как и Администрация, ее члены не могут поставить перед Конгрессом вопрос о доверии к ней (ним). Доверие/недоверие к Администрации – прерогатива Президента США.
Несмотря на, можно сказать, полный контроль Президента над Правительством, ГД целиком не устранена от воздействия на него. Помимо согласия (в ближайшем будущем – утверждения) ГД, которое требуется Президенту для назначения Премьера, ГД уполномочена вотировать недоверие Правительству (ч. 3 ст. 117) и отказать Правительству в доверии (ч. 4 ст. 117), когда само Правительство поставит этот вопрос перед ГД.
Таким образом, в отличие от Президентской республики в Российской Федерации контроль над Правительством разделен между Президентом и ГД. Разумеется, речь идет о юридической стороне вопроса, о реальном (политическом) раскладе сил говорить не вполне уместно, поскольку в этом контексте любые рассуждения о влиянии ГД на Правительство становятся беспочвенными.
Если перейти к парламентской республике, то вполне понятно, что разделенного контроля над правительством в ней нет, правительство формируется и контролируется парламентом и подотчетно только ему. Поэтому когда Президент в Послании утверждает, что Россия должна оставаться «сильной президентской республикой» и вместе с тем предлагает уполномочить ГД утверждать Премьера, то есть принимать решение, без которого сам Президент не сможет его назначить на должность, – это шаг в сторону парламентарного государственного строя, от которого сам Президент и предостерегает, так как при Россия «стабильно существовать и развивать» при нем не сможет. Правда при сохранении неприкосновенности ч. 4 ст. 111 замена слова «согласия» на слово «утверждение» в ч. 1 ст. 111 не повлияет (совсем) на перераспределение полномочий по формированию Правительства и изменение «баланса» ветвей государства.
Таким образом, в доктрине достаточно определенно зафиксированы признаки форм республики, они воспроизводятся в конституционной практике многих государств. Однако можно ли сказать, что традиционные для нашего публичного пространства высказывания о президентском характере нашей республики беспочвенны и являются скорее данью установившейся централизации политической системы? То есть имеются ли для них предпосылки в самой Конституции?
И именно при анализе этого вопроса обнаруживаются как раз те положения, которые действительно позволяют зафиксировать доминирование Президента Российской Федерации в государственном устройстве, на это указывают, как минимум, две конституционные нормы:
Как представляется, именно ч. 4 ст. 111 и чч. 3, 4 ст. 117 являются фундаментальными в плане определения формы нашего государственного строя – последнее решение в споре между Правительством (де-факто – Президентом) и ГД будет принимать Президент. Ни одна из этих норм не предполагается к пересмотру. Это означает только: анонсированный «бОльший баланс» между ветвями государства – нереализуeмое пожелание, если, конечно, он изначально не был лукавством перед камерами.
Что такое федеративное устройство
В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.
Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.
Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.
Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.
Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).
Признаки федеративного государства
Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.
Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.
Субъекты имеют право издавать региональные законы.
У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.
Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
Страны с федеративным устройством. Примеры федераций
Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
Федеративные государства на карте мира. Wikimedia
Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ
В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Конституция РФ. Статья 1
Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Конституция РФ. Статья 5
Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).
Принципы федерализма в РФ
Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.
Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.
Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.
Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.
Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции
Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.
Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ
В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.
В ведении Российской Федерации находятся:
Внешняя политика и оборона.
Финансовое, валютное, таможенное регулирование.
Уголовное и гражданское право.
Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
В совместном ведении находятся:
Защита прав и свобод граждан.
Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.
Административное, трудовое, семейное, жилищное право.
Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.
Охрана окружающей среды.
На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.
В ведении субъектов федерации находятся:
Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере
Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.
Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.
В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.
Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.
2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.
3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
— Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
— Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.
Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе
2) гарантия соблюдения политических и социальных прав и свобод граждан
3) политический плюрализм
4) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов
5) включение в состав нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией
6) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции
Правильный ответ: 456
Государственное устройство
В России признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Основным законом России является ее Конституция. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции.
Субъекты РФ имеют свою конституцию или устав, а также законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
КАРТА РОССИИ
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Главой государства является Президент Российской Федерации, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.
Высшим законодательным органом страны является Федеральное Собрание Российской Федерации.
Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.
Судебную власть в Российской Федерации осуществляют суды.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент России избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Проекты федеральных законов вносятся сначала в Государственную Думу. Принятый в Государственной Думе федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. После одобрения федерального закона Советом Федерации он считается окончательно принятым.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются от различных политических партий, общественных движений либо как независимые кандидаты сроком на 4 года и работают на профессиональной постоянной основе.
Правительство Российской Федерации в определенных ею пределах возглавляет единую систему исполнительной власти в стране, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя правительства и федеральных министров.
Административно-территориальное деление Российской Федерации
Административно-территориальное деление Российской Федерации – важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений. Существующее административно-территориальное устройство России обусловлено обширностью территории страны, разнообразием экономических, географических, демографических, природных и национальных условий каждого субъекта федерации.
Административно-территориальное устройство России в настоящее время различается по типам и уровням: субъекты Российской Федерации, федеральные округа, экономические районы.
В соответствии с Конституцией, Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа:
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
В соответствии с указом Президента России «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» 13 мая 2000 года были созданы федеральные округа.
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации.
В настоящее время в России восемь федеральных округов: Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.
В экономических и статистических целях субъекты Российской Федерации объединены в экономические районы. При этом под экономическим районом понимается часть территории страны, состоящая из нескольких республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, характеризующаяся территориально-хозяйственным единством (комплексностью), относительным сходством природных и экономических условий и особенностей. При этом отдельный субъект Российской Федерации может быть включен в состав лишь одного экономического района.
В настоящее время в территория России делится на 12 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградский.
Информация подготовлена на основе материалов РИА Новости