к какому философскому течению принадлежат а камю г марсель ж п сартр
Философия экзистенциализма: Сартр, Камю, Марсель
Экзистенциализм – философия существования, акцентирует внимание на уникальности бытия человека. Идея – преодоление человеком собственной сущности. Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция [=существование, аспект сущего]. Наиболее развитое понятие – понятие свободы.
Альбер Камю – полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. Считает, что единственным способом подлинного существования может быть бунт – это протест против всего, что угнетает, подавляет человека. 2 формы бунтарства – революционная и творческая деятельность. И, считая роль бунтарства положительной для истории считал, что окончательно победить зло невозможно. Камю утверждает, что абсолютной, высшей ценностью является сама жизнь человека и его достоинство. «Жизнь – единственная ценность, которую нельзя подвергнуть никакому сомнению».
Габриель Марсель – основные категории философии – «бытие» и «обладание». Человек существует как личность, как «Я»; бытие неотчуждаемо, оно нечто внутреннее, переживаемое. «Тело – не только то, чем я обладаю, но и элемент бытия, граница между «быть» и «иметь», т.к. наличие тела – необходимое условие всякого обладания». В отличие от тела, душа есть идеальное бытие. По Марселю мир обладания вторичен по отношению к бытию.
Сартр и Камю – атеистический экзистенциализм, Марсель – религиозный.
В философии экзистенциализма выражается деятельная, активная позиция, заключающаяся в том, что каждый свободный человек рассматривается как неповторимая, уникальная личность, несущая ответственность за все свои поступки и не оправдывающая себя обстоятельствами. «Человек есть то, чем он сам решил быть в этом мире».
Современная католическая философия
Философия буддизма
Буддизм может считаться философией, поскольку буддийские поучения представляют собой законченное и логичное мировоззрение. Буддийская философия — система рационально обоснованных взглядов на мир, человека и познание. Учение Будды охватывает всю сущность человека целиком, а не является формальны на уровне слов и понятий. Философия буддизма берёт свой отсчет с проповеди Будды о «четырёх благородных истинах»:
Истина о страдании: вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.
Истина о причине страдания: причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.
Истина о пути, ведущем к прекращению страданий: чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение. Овладев этими состояниями человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.
С появлением буддизма возникает личностный аспект (спасение возможно только благодаря личной решимости и готовности действовать в определенном направлении). В буддизме достаточно четко прослеживается идея о необходимости сострадания ко всем живым существам.
Научная электронная библиотека
7.3. Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. existentia – существование) – философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке отвлеченных понятий. Экзистенциализм развивается в России (Л. Шестов, Н.А. Бердяев), в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс), во Франции (Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.) в других странах, вплоть до Латинской Америки. Истоки экзистенциализма находят у разных мыслителей. Своими предшественниками экзистенциалисты считали С. Кьеркегора, Ф.М. Достоевского, Фр. Ницше, Эд. Гуссерля. Принято делить экзистенциализм на религиозный и атеистический. Представители первого и более раннего направления
экзистенциализма – Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Габриель Марсель. Представители второго – Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.
Ясперс Карл (23.2.1883–26.2.1969) начинал свою научную карьеру как врач-психиатр. Получив степень доктора медицины и доктора психологии, затем становится профессором философии в Гейдельбергском университете. Основные философские произведения Карла Ясперса: «Психология мировоззрений» (1919), «Духовная ситуация времени» (1931), «Философия» (три тома 1931–1932), «Истоки истории и ее цель» (1948), «Философская вера» (1948) и др.
Бытие в концепции Ясперса подразделяется на три стороны или три части (т.н. онтологическая триада):
1) предметное бытие или «бытие-в-мире», т.е. мир явлений, чувственный мир, наличное бытие;
2) экзистенция, т.е. необъективируемая человеческая самость (Я-бытие);
3) трансценденция, или непостижимый предел всякого бытия и мышления (для одних – это Бог, для других – нечто сверхчувственное).
Экзистенции разных людей соотносятся в акте «коммуникации», т.е. общения в истине, взаимного понимания. Коммуникация рассматривается и как критерий истины. Истинно то, что можно сообщить другому. Смысл философии – в создании путей общечеловеческой «коммуникации» между всеми. Исходя из этого Ясперс предпринимает попытку дать толкование мирового исторического процесса с позиций философской веры. Условием общечеловеческой коммуникации Ясперс считает общий духовный исток всего человечества – «осевую эпоху» как корень и почву общеисторического бытия («Истоки истории и ее цель»). «Ось мировой истории» или «осевое время» – это время примерно между 8–3 вв. до н.э. Именно в этот промежуток времени возникли параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, которые сформировали тип человека, существующий и поныне. «Осевое время» – время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологии. Почти одновременно, независимо друг от друга, образовалось несколько духовных центров, внутренне родственных. Человек здесь впервые пробудился к ясному, отчетливому мышлению, возникла рефлексия. Пробуждение духа положило начало общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры.
Хайдеггер Мартин (26.9.1889–26.5.1976), основоположник немецкого экзистенциализма, был учеником Гуссерля. Опираясь на гуссерлевскую феноменологию, Хайдеггер стремился раскрыть «смысл бытия» посредством рассмотрения человеческого бытия. Появление в 1927 г. книги Хайдеггера «Бытие и время» ознаменовало возникновение нового направления. Этот трактат Хайдеггера продолжает оказывать влияние на современных мыслителей.
Смысл человеческому существованию, по Хайдеггеру, придает его конечность, временность. Поэтому время должно рассматриваться как самая существенная характеристика бытия. Задача заключается в том, чтобы раскрыть связь между бытием, временем и человеком. Утверждая единство времени и бытия, Хайдеггер доказывает, что ничто сущее, кроме человека, не знает о своей конечности, а значит только человеку известна временность, а с нею и само бытие. Время связано не просто с бытием, а именно с человеческим бытием. Сущность времени можно раскрыть лишь в его отношении к человеку. Время, относимое к человеку, Хайдеггер называет «первоначальным», а время, не связанное непосредственно с человеком, – «производным». Деление времени на «первоначальное» и «производное» соответствует различению психологического, переживаемого человеком времени, и объективного, физического времени. Время переживаемое человеком Хайдеггер называет «временностью». Эта временность выступает не как способ бытия человека, а как само это бытие. Время имеет свой источник в конечности человека, жизнь которого заключена между рождением и смертью. Не существует мира вне и независимо от человеческого существования. Временность всегда «наша» и «в нас». Благодаря временности раскрывается бытие. Временность Хайдеггер характеризует такими свойствами, как
г) направленность к смерти.
Конечность ее связана с конечностью человеческого существования. Экстатичность заключается в том, что прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно и представляют собой «экстазы» – моменты субъективных переживаний человека, его выходы в прошлое, настоящее и будущее. Горизонтальность означает, что «первоначальное» время никак не связано с процессом развития, движения от менее развитого состояния к более развитому. Для него свойственно не развитие, а повторение. Хайдеггер считает, что в европейской философской традиции происходит абсолютизация одного из моментов времени – настоящего, на самом же деле прошлое, настоящее и будущее взаимно проникают друг друга. Прошлое постоянно присутствует и влияет на настоящее и будущее, которые также всегда есть, влияют друг на друга и на прошлое. Рассматриваемое как настоящее, время раскрывается как «вечное присутствие» (бытие-при); в форме будущего оно связано с «заботой», «страхом», «ожиданием». Только сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование.
Французский экзистенциализм. В начале 40-х годов двадцатого столетия центр экзистенциалистского движения перемещается во Францию. Именно в этот период создают свои наиболее значительные произведения
Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель. Для французских экзистенциалистов характерна активная литературно-художественная и социальная деятельность. Свои идеи они излагают не только в философских трактатах, но и в многочисленных драматургических произведениях, новеллах, романах, мемуарах.
Сартр Жан Поль (26.6.1905–15.4.1980), самый известный представитель французского экзистенциализма, автор трактата «Бытие и ничто», а также романов и пьес («Дороги свободы», «Слова», «Тошнота», «Мухи», «Мертвые без погребения», «Стена» и др.). В 1964-м году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Философия Сартра формировалась под влиянием идей Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля. Наиболее популярно свое понимание экзистенциализма он изложил в небольшой по объему работе «Экзистенциализм – это гуманизм». Куда более трудным для чтения и понимания является трактат «Бытие и ничто».
Бытие, по Сартру, в человеческой реальности проявляется в трех формах: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого». Это три стороны единой человеческой реальности, разделяемые лишь в абстракции. Миру как «бытию-в-себе» противостоит человек в качестве чистого «бытия-для-себя». «Бытие-для-себя» – непосредственная жизнь самосознания и есть чистое «ничто» по сравнению с миром. Оно может существовать только как отрицание, «отверстие» в бытии как таковом. «Бытие-для-другого» обнаруживает конфликтность межличностных отношений. Субъективность самосознания приобретает внешнюю предметность только тогда, когда существование личности входит в кругозор, в поле зрения другого сознания. И отношение к другому, с точки зрения Сартра, – это борьба за признание свободы личности в глазах другого. Человеческое бытие и экзистенцию с самого начала надо описывать, имея в виду сознание, поскольку сознание – мера человеческого бытия. Сознание ни из чего не выводимо, отлично от всех других мировых явлений и процессов. Оно – существование, индивидуальный опыт существования. Сознание – ничто в том смысле, что нет такой «данности», про которую мы могли бы сказать, что это сознание. Сознание существует только как сознание вещи, на которую оно направлено. Но сознание о чем-то есть в то же время и сознание самого себя как отличного от того, на что оно направлено. Понятие «ничто» играет определяющую роль. «Ничто» указывает в первую очередь на специфический способ существования сознания и человеческого бытия. Именно, исходя из понимания, сознания как ничто, Сартр и определяет такие его характеристики, как свобода, временность, тревога, ответственность и т.п.
Особое значение Сартр придавал проблеме времени, анализу соотношения прошлого, настоящего и будущего. Время и возникает в процессе
постоянного ускользания сознания от тождества с самим собой. «Бытие-для-себя» существует в форме трех временных состояний (прошлого, настоящего, будущего). Эти временные состояния (экстазы) существуют как разделенные моменты изначального синтеза, который осуществляется субъектом. Именно поэтому прошлое, как и будущее, не существует вне связи с настоящим. Прошлое – это всегда чье-то прошлое, прошлое кого-то или чего-то (предмета, человека, народа, общества и т.д.). Свобода предполагает и независимость по отношению к прошлому. Проектируемое сознанием будущее, а не реальное настоящее выступает в таком случае критерием свободы. Это будущее берется вне связи с возможностью его претворения в действительность. Так как время становится эгоцентрическим, то изменяется и вся историческая перспектива. Время личности в итоге противопоставляется времени истории. Только в «проектировании» человек схватывает время как промежуток, отделяющий его нынешнее состояние от возможного и желательного состояния.
Камю Альбер (7.11.1913–4.1.1960), писатель, публицист, философ. В годы войны участвовал в антифашистском движении Сопротивления, написал повесть «Посторонний» (1942) и философское сочинение «Миф о Сизифе» (1942). В 1957-м году Камю становится лауреатом Нобелевской премии. Камю иногда называют «философом абсурда». Мир противостоит человеку как неразумное начало, как некая условная абсурдная декорация. Мыслящий индивид стремится понять себя исходя из абсурдности и неустранимости бытия. Абсурд кроется в несовместимости одновременного присутствия различных факторов мира. Сам по себе мир просто неразумен, и это все, что о нем можно сказать. Абсурдно столкновение между иррациональностью и желанием ясности. Абсурд обусловлен и человеком, и миром. Личность ощущает всю трагичность своей связи с миром, отсутствие своего завтра, будущего. Человек очень остро переживает разлад с миром, свою чуждость миру. Опыт человеческого существования, неизбежно завершающийся смертью, приводит личность к открытию «абсурда» как конечной правды своего существования на Земле. Но эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать в душе достоинство, мужество продолжать жить вопреки всему и без всяких доводов в пользу такого выбора. Подлинное мужество заключается не в бегстве от жизни и не в примирении с действительностью. Нужно схватиться с миром, бороться, бунтовать. Отчаяние коренится в крушении надежд, возлагаемых человеком на историю.
Марсель Габриэль (7.12.1889–8.10.1973), французский драматург, критик, философ, создатель религиозного (католического) варианта экзистенциальной философии. Основные его труды: «Метафизический дневник» (1927), «Быть и иметь» (1935), «Человек-скиталец» (1945), «Таинство бытия» (1951), а также пьесы: «Иконоборец», «Разбитый мир» и др. Марсель порывает с традицией католической схоластики, восходящей к Фоме Аквинскому и его принципу обоснования веры разумом. Французский мыслитель считает невозможным какое-либо рациональное обоснование веры. Он противопоставляет рациональному познанию интуитивное, эмоциональное познание. «Бытие есть таинство». Бытие непознаваемо средствами науки, в мире нет закономерностей. Рациональность мира это лишь ложная проекция науки на реальность жизни. Человека Марсель понимает как единство духа и тела или «воплощенное бытие». Через опыт телесного «присутствия», «вовлеченности в бытие» человек входит в поток времени, истории. «Человек-странник» изначально одинок. Христианское мировоззрение рассматривается Марселем как средство преодоления этого одиночества и как возможность преодоления реальных общественных противоречий.
Экзистенциализм. Основные идеи и представители: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Х. Ортега-и-Гассет
Экзистенциализм и философская антропология
Ключевые слова: экзистенциализм, прагматизм, персонализм, философская антропология.
Важное место в панораме философских течений 20 столетия занимает экзистенциализм (от лат.existentia – существование). Это иррационалистическая философия, возникшая в русле стремления создать новое мировоззрение, принципиально отличающееся от университетской западной философии с ее первостепенным вниманием к абстрактным онтологическим и гносеологическим проблемам. Основной интерес рассматриваемого течения сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями.
Течение, именуемое экзистенциализмом, объединяет философов порой совершенно различных убеждений и интересов. Что у них общего? Позиция, согласно которой не сущность (лат. «эссенция»), а существование (лат. «экзистенция») должно явиться основным предметом философских размышлений.
Экзистенциализм – философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем.
У истоков этих идей стояли: датчанин С. Кьеркегор (1813-1855), русские религиозные философы Н.А. Бердяев (1874-1948), Л.Н. Шестов (1866-1938), испанский мыслитель Мигель де Унамуно (1864-1936). Начиная с 20-х годов экзистенциализм активно развивается и достигает своего пика в период 30-60-х годов ХХ в. Видные представители: К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1979) – в Германии; Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973) – во Франции; Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955) – в Испании.
С известной долей условности экзистенциализм подразделяют на религиозный (Бердяев, Шестов, Марсель, Ясперс) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, де Бовуар). Экзистенциалистические воззрения М. Хайдеггера (его функциональная онтология) стоят особняком: их, чаще всего, не причисляют ни к тому, ни к другому из указанных направлений, хотя в ряде работ они отнесены к атеистическому.
Родина экзистенциализма Германия и Франция. Важнейшие экзистенциалистические концепции возникли во второй трети 20 века в рамках немецкой и французской ветвей:
1) немецкий экзистенциализм: К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1976).
2) французский экзистенциализм: Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973), М. Мерло-Понти (1908-1961).
Общие концептуальные идеи экзистенциалистов:
— Подлинная реальность, заслуживающая внимания философии, есть существование человеческой личности.
— Человек сначала существует – живет, чувствует, страдает, мыслит, действует – и лишь после того обретает свою сущность.
— Свою сущность, как и цель жизни, человек выбирает сам.
— Человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки.
— Жизнь абсурдна и бессмысленна, бытия в ином мире и высшего справедливого воздаяния не существует (атеистический экзистенциализм).
— Объективной истины нет. Всякая истина – результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора.
— Человек способен к преобразованию мира.
Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно не лишено и ряда ценных элементов. Важнейшие из них: пристальное внимание к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за него ответственность.
Серен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ, теолог, писатель. Сам Кьеркегор называл свою философию экзистенциальной. Экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности и принципиально отличается от абстрактного и безличного научного мышления. Он отвергает «научный способ философствования» и рассматривает его как попытку сконструировать неподлинное человеческое «Я», в то время как новая философия должна решить прежде всего проблемы «Я», причем не ограничиваясь областью рационально познаваемого.
К. рассматривает человека как экзистенцию, акцентируя внимание на различных ее состояниях, например на состоянии:
— страха – трепетного состояния жгучего опасения перед неизвестным и таинственным;
— выбора – выбора человеком самого себя, своего уникального и неповторимого «Я» и т.д.
Центральным в философии К. является учение о трех сферах бытия духовного индивида («Единичного»), или о трех стадиях его земного развития и одновременно о трех образах жизни.
Переход от стадии к стадии осуществляется путем выбора человека на пути к Богу:
1) эстетическая стадия – чувственный способ жизнедеятельности, характеризующийся хаотичностью, случайностью с соответствующей формой существования (эстетизмом) и человеком, поглощенным этой стадией (эстетикой);
2) этическая стадия, на которой «этический человек», «этик», нравственно ответствен, его отчаяние перед лицом мира – это отчаяние личности, концентрирующей все силы души в акте отчаяния, в попытке через духовность проложить путь к вере;
Философия К, фиксирующая основные категории и диалектику человеческого существования, во многом явилась основой философского течения ХХ в. – экзистенциализма.
Мартин Хайдеггер (1889-1976). Центральным вопросом философии Х. является проблема бытия и его смысла.
Основная работа «Бытие и время» (1927) подчинена трем задачам:
1) выявить фундаментальную структуру «здесь-бытия» как бытия-в-мире;
2) показать, что бытие-в-мире является временным и историчным;
3) на основе временности «здесь-бытия» осознать необходимую принадлежность времени к смыслу бытия.
Понятие (Dasein – нем.) «здесь-бытие» выступает основой его экзистенциальной онтологии.
Только он один осознает конечность своего бытия и видит, что оно есть не что иное, как «бытие к смерти». Пытаясь спастись от своей сущности, человек хочет забыться в суете общественной жизни. Но это ему не помогает. Остается лишь одно – набраться мужества взглянуть в лицо «бытию к смерти», т.е. своему Ничто. Человек лишь постоянно ощущая себя в преддверии смерти, в состоянии оценить каждый миг жизни в его значимости и полноте, и освободиться от давления разного рода общественных целей, следования идеалам, оперирования научными абстракциями.
Х определяет философию как нечто, дающее человеку возможность стать тем, чем он может быть.
Карл Ясперс (1883-1969) – второй крупный представитель немецкого экзистенциализма, философ и психиатр.
Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса прежде всего выступает его учение о «пограничных ситуациях». С его точки зрения, человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и т.д. В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности, т.е. от «трансцендентального бытия-в-себе». В такие моменты он отходит от груза своих повседневных забот, т.е. от «наличного бытия-в-мире». В итоге он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования. Поддаются чтению прежде недоступные «шифры бытия», открывается мир подлинных переживаний Бога.
В целом акт достижения «безусловного бытия», по Я, трехступенчат. Первая – связана с осознанием ограниченности только предметного истолкования мира, вторая – с прояснением экзистенции, третья – с решением главной задачи – понимания Бога. Как видим, поиск смысла бытия в данном случае связан не с рассудочной деятельностью, не с использованием строго научного понятийного аппарата, а с фантазией, с игрой воображения, характеризующейся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых образов.
Я принадлежит концепция «осевого времени», согласно которой центральным событием мировой истории была «осевая эпоха» (8-3 вв. до н.э.). Тогда «доистория» преобразовалась в «осевое время» и из традиционных культур выделились культуры: китайская, индийская, персидская, иудейская, древнегреческая. По Я, в «осевую эпоху» сложились основополагающие категории, с помощью которых мы сегодня мыслим. Были заложены основные принципы мировых религий.
Экзистенция (по Я.) – это необъективируемая человеческая самость, это нечто, противостоящее целостному бытию мира, это особое бытие, это «Я» поскольку, поскольку оно не становится объектом.
Трансценденция (по Я.) – это непостижимый предел всякого бытия и мышления, это охват всего охватываемого, основа всего действительного. Трансценденция постигается не познанием, а экзистенцией и выступает ее своеобразной границей.
Кроме того, С вводит категорию «ничто», которой придается центральное онтологическое значение. Разрыв бытия и сознания трактуется при помощи «ничто». «Ничто» источник движения, активности и качественного многообразия.
Альбер Камю (1913-1960) – Основные произведения: «Миф о Сизифе» 1942, «Бунтарь» или «Бунтующий человек» 1952, «Чума».
В центре его философии – абсурдность человеческой жизни, существование как область неснимаемых антиномий. Он определяет личность как «абсурдного человека». Основой такого понимания существования является сам опыт жизни, которая конечна, т.е. неминуемо закончится смертью. («Миф о Сизифе»).
Активная жизненная позиция побудила Камю к сопротивлению фашизму. Свой роман «Чума» он заканчивает предупреждением – «микроб чумы никогда не умирает», намекая тем самым на «микробы» фашизма и других «заразных болезней» человечества.
Габриэль Марсель (1889-1973) в своем раннем труде «Метафизический дневник» выработал экзистенциалистскую концепцию морали и этических ценностей. Он впервые во французской философии использовал феноменологию в качестве наиболее адекватного метода философских исследований.
Хосе Ортега-и-Гассет испанский философ и общественный деятель в своей известной работе «Восстание масс» (1930) он говорит об опасности разрушения культуры безликой, агрессивной массой. Противостояние духовной элиты и бессознательной социальной массы – тревожный феномен 20 века. Опасения философа оказались ненапрасными. Примерно с середины столетия порожденная псевдоценностями толпы «массовая культура», все стремительнее стала «захватывать» здоровые духовные начала личности и общества.