к какому типу проектной деятельности относятся проекты освоения территорий
К какому типу проектной деятельности относятся проекты освоения территорий
При овладении учеником методом проектов, необходимо, прежде всего, понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов, предложенная Е. С. Полат, может быть условно определена по следующим признакам.
1. По доминирующему методу:
Творческие проекты
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, он а только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, совместной деятельности и интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.
Имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуа льности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обознач ение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на д альнейшую перспективу исследования.
Приключенческие (игровые) проекты
Предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д. Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечный фонд, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).
Практико– ориентированные проекты
Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
2. По количеству участников:
Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).
Парные (между парами участников).
Групповые (между группами участников).
3. По продолжительности:
Краткосрочные ( д ля решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).
Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по про грамме одного предмета или как междисциплинарные. К раткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета.
Средней продолжительности (от недели до месяца)
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов.
Тест по теме «Основы проектной деятельности» 10 класс
Методички Педсовета
Вариант I
1. Основоположником метода проектов в обучении был:
2. Какое из приведённых определений проекта верно:
а. Проект — уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
б. Проект — совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
в. Проект — процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
г. Проект — совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
3. Соотнесите определения и типы проектов:
Типы проектов:
1. социальный проект;
3. телекоммуникационный проект.
Определения:
а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для
б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов
информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы
деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,
способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;
4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
5. Задачи проекта — это:
а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
в. Результат проекта
г. Путь создания проектной папки.
6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности:
Содержание деятельности:
2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.; изготовление продукта;
3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности;
4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы;
5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.
Этапы работы над проектом:
а. Погружение в проект;
в. Осуществление деятельности;
г. Оформление результатов проекта и презентация;
д. Обсуждение полученных результатов.
7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;
б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);
в. Подготовленный продукт работы над проектом;
г. Все вышеназванные варианты.
9. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата — это особенности…
а. прикладного проекта,
б. информационного проекта
в. исследовательского проекта
10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта
а. цель включает много задач,
б. цель не предполагает результат,
в. цель не содержит научных терминов.
1. Деятельность — связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов — это…?
а. исследовательская деятельность
б. научная деятельность
в. проектная работа
г. познавательная деятельность
2. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:
б. предшествующий действию,
в. брошенный вперед.
3. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
а. прикладной проект,
б. информационный проект
в. творческий проект
4. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.
Деятельность:
1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив;
2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта;
3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов;
4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей;
5.Анализ выполнения проекта;
6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.
г. Выполнение проекта;
д. Заключительный (защита проекта);
5. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:
6. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.
а. исправлять ошибки;
б. выдвигать идеи и выполнять эскизы;
в. подбирать материалы и инструменты;
г. подсчитывать затраты;
д. оценивать свою работу;
е. организовывать своё рабочее место;
ж. изготовлять вещи своими руками.
7. Выберите правильное выражение:
а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;
б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;
в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.
8. Соотнесите определения и типы проектов:
Типы проектов:
1. социальный проект;
3. телекоммуникационный проект.
Определения:
а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для
б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов
информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы
деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,
способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;
9. Компонентами творческой деятельности являются:
г. строгое следование инструкции.
10. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:
Типы учебных проектов по географии
Разработка основных типов учебных проектов по географии.
Просмотр содержимого документа
«Типы учебных проектов по географии»
Типы учебных проектов по географии
По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
• проекты освоения территорий;
• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.
• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 7 классах.
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.
Основные требования к использованию метода проекта:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Требования к исследованию:
Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:
Этапы и конкретные сроки их реализации;
Планы и графики выполнения исследования.
Ход исследования можно представить в виде цепочки:
Постановка целей и задач
Определение объекта и предмета исследования
Разработка гипотезы исследования
Оценка полученных результатов и выводы.
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.
Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:
простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
разнообразными по содержанию;
интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;
исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.
По доминирующей деятельности:
Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях я пришла к выводу:
1. Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и результативно.
2. Проектная технология всегда должна работать на результат.
3. Проектный и исследовательский методы умело сочетается с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках
Проектная деятельность
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
Информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
Исследовательский (проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
Прикладной (практико-ориентированный) (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
Творческий (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы)
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
Инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
? письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
? художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
? отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
? формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
? формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
? определение этапов работы
? подбор методов и средств решения проблемы
? проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
? получение и анализ данных
? оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
? обсуждение и корректировка данных
? выражение ожидаемого результата (представление)
! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
Заключение по объему не более 1 страницы
Список литературы включает не менее 8 источников
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Лекция: «Типы учебных проектов»
Разработчик: Гаснер Мария Борисовна
учитель географии высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия № 7»
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, одно из которых — осязаемый результат познавательной деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижение подлинно творческого результата невозможно без всерьез организованного процесса обучения. В работе над учебным проектом ребята создают новое знание, но этого можно достичь, только опираясь на ранее приобретенные знания, а также на общие учебные и предметные умения. Метод проектов может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше.
Типы учебных проектов
Типология учебных проектов, представленная в данной работе, предложена Е.С.Полат.
По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
Другими признаками для типологизации проектов могут быть:
характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта), открытый;
характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах.
В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проектпредполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.
Практико-ориентированный проекттакжепредполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
• проекты освоения территорий;
• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.
• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);
Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.
Возможности использования информационных технологий позволят сделать презентации подобных проектов особенно яркими и интересными.
Используя различные типы проектов, учитель совместно с учеником решает разные педагогические задачи: учебные, развивающие, воспитательные.
Проекты вовсе не обязательно должны быть долгосрочными и объемными, главное – вовлечения ребенка в увлекательный процесс познания и созидания.
Свою специфику имеют проекты по характеру координации:
В проектах с открытой, явной координацией, координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные, пр.);
В проектах со скрытой координацией, координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из. ). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае, профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае, в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров, пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок. В третьем случае, для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял «экспедиции» участников проекта и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками, задавая время от времени «провокационные вопросы», которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Приступая к разработке учебного проекта, подготовьте несколько (3-4) тем, соответствующих вашему тематическому планированию учебного предмета, которые могли бы стать темой проекта, интересной для учащихся. Можно выбрать темы из учебного плана вашего образовательного учреждения. Старшеклассники вполне могут предложить и свои темы, если организовать «мозговой штурм» по волнующим их проблемам. При совпадении интересов у нескольких участников можно организовать мини-группы, готовые взять одну из тем для совместной работы.
Темы проектных работ младших школьников подбираются в соответствии с личностными предпочтениями участников проекта и должны находиться в области их самоопределения. Темы детских работ могут выбираться из содержания учебных предметов или близких к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. Целесообразно в процессе выработки темы и в дальнейшем работая над ней, проводить активные занятия, например, экскурсии, прогулки, наблюдения, акции по сбору информации и т. д.
По доминирующему типу деятельности чаще всего это информационные или творческие проекты. Длительность выполнения проектов для младших школьников целесообразно ограничить 1-2 неделями, либо 2-3 урочных занятиями.
У ребят старшего возраста, в соответствие с возрастной спецификой, на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков. Подростки могут предпочесть групповую или парную форму организации деятельности. Темы проектов могут выбираться из любой содержательной области: предметной, межпредметной, внепредметной. Главное, они должны быть близкими и волнующими подростков в личном плане, социальных или коллективных взаимоотношениях. По доминирующему типу деятельности на первый план выходят исследовательские, практико-ориентированные, творческие проекты. Соответственно, работа над такими проектами занимает более длительное время. Здесь важно четко определиться по срокам выполнения работы.
С чего может начаться разработка учебного проекта, какие основные идеи и вопросы можно сформулировать, для того чтобы школьники с интересом участвовали в процессе создания проекта? Целесообразно выделить два типа вопросов, которые мотивируют учащихся на изучение темы: проблемные и вопросы конкретной темы учебной дисциплины. Необходимо сформулировать основные проблемные вопросы, которые затрагивают ключевые идеи изучаемой дисциплины или социального явления. Основными вопросами могут быть те, которые уходят вглубь учебной дисциплины и таким образом оказывают направляющее влияние на усвоение содержания темы. Итак, вопросы, выбранной темы должны быть
· интересны и привлекательны для детей;
· полны смысла для школьников;
· должны вызывать любопытство, побуждать находить ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации;
· должны заставлять задумываться;
· формируют мыслительную деятельность на более высоком уровне.
При рассмотрении ключевых идей одни и те же вопросы могут возникать заново. Ответы могут усложняться, постановка вопросов может приобретать новые оттенки, что способствует более полному раскрытию поставленных задач. Возможно, вопросы могут оказаться слишком широкими, или непонятными для учеников. Тогда для начала работы над новой темой необходимо сузить решение проблемы, поставить более конкретный вопрос. Зачастую проблемные вопросы не имеют однозначного правильного ответа. Эти вопросы открывают и предлагают многочисленные направления для исследований, выдвижения гипотез и обсуждений.
Метод проектов активно используется при изучении учебных дисциплин естественнонаучного цикла. География как предмет универсальный, формирующий у школьника комплексное и социально-ориентированное представление о Земле, имеет огромный потенциал для вовлечения учеников в проектную деятельность. Это могут быть проекты о природных явлениях, демографических процессах, культуре, деятельности и быте разных народов и т.д.
«Карта – второй язык географии». Н.Н.Баранский. Собственно, любой географ знает, что карта, созданная учеником – это уже мини-проект. Предложите даже одно нестандартное задание при работе с картой – и уникальная работа готова! Создание комплексной карты территории – образец проектной работы более длительной по срокам исполнения, но и с более творческим потенциалом. В гимназии в кабинете географии накоплено немало ученических работ разных лет по созданию образа территории, ее герба. Сейчас эти работы можно и нужно создавать с помощью компьютерных программ!
Мною на протяжении многих лет, при изучении темы «Население» (8-9 классы), предлагались задания краеведческого направления с целью активизации познавательной деятельности. Вопросы касались демографических, миграционных процессов в семье, городе, а также сбора информации о национальностях и профессиях ближайших родственников. В итоге, накопленный материал стал отправной точкой для создания проектов, в данном случае исследовательских. Например, проект «Почему нас становится меньше?» о проблемах рождаемости и смертности в городе. Актуальны проблемы оттока населения из города (края) – это еще одна идея для создания исследовательского проекта.
Вопросы для самоконтроля:
1. Попробуйте предложить несколько тем для проекта по вашему предмету (с указанием возрастной группы учащихся).
2. Подберите несколько проблемных вопросов (2-3) по избранной теме, решение которых находится в области одного предмета (вашей специальности) либо в области нескольких учебных дисциплин ( межпредметные).
3. Предложите идею учебного проекта для учащихся среднего звена по одному из типов доминирующей деятельности.
4. Предложите идею учебного проекта для учащихся старшего звена (доминирующая деятельность иная, чем в задании №2). Сформулируйте название темы, цель, задачи, планируемый результат.
Литература:
· Крылова О.В. Система практических работ по географии /Лекции для учителей – М., «Первое сентября», 2008
· Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
· Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000