к какому типу навыков относится умение работать в команде
Hard и soft skills: в чем разница
О том, чем отличаются hard skills и soft skills, и что к ним относится, расскажет представленная статья.
Разница между hard skills и soft skills
Hard skills отличаются от soft skills тем, что они связаны с технической стороной деятельности специалистов. Их можно продемонстрировать на практике, проверить с помощью экзаменов и аттестаций. Базовые hard skills указываются в перечне служебных обязанностей сотрудников и являются неизменными для работы в любой компании.
К hard skills, наиболее важным для успешной карьеры, относятся:
владение иностранным языком на уровне Intermediate или Upper-Intermediate;
свободное применение специализированных навыков (например, программирования или web-дизайна);
создание новых бизнес-моделей (платформ, сетей);
интеграция с партнерами через open API (открытый программный интерфейс);
обеспечение цифровой безопасности на уровне дизайна системы (security by design);
владение современными технологиями (облачными сервисами, искусственным интеллектом, 3D-моделированием, блокчейнами);
навыки высокоэффективного менеджмента, организованного с применением цифровых технологий;
владение современными менеджерскими практиками (Lean, Kanban, 6 Sigma, SCRUM, DevOps);
поиск и анализ данных (data mining и data science).
В перечень самых важных soft skills входят:
умение быстро и постоянно обучаться. Такая способность носит второе название lifelong learning /education;
управление временем. Это качество определяется самоорганизованностью и умением сосредотачиваться на рабочих заданиях, особенно в условиях дедлайна;
Кроме того, для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста важно:
иметь креативное (дизайнерское) мышление;
быть ответственным, пунктуальным, исполнительным и активным;
обладать лидерскими качествами;
уметь управлять своими эмоциями и выходить из зоны комфорта;
быстро принимать сложные решения и устранять конфликты.
Приобрести и «прокачать» все ключевые hard skills, а также развить soft skills, необходимые для работы по выбранной специальности, все желающие смогут, пройдя обучение на курсах в ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на них можно на нашем сайте.
Soft skills и hard skills: разбираем на примерах
Начните искать работу в 2021 году — и в каждой второй вакансии встретите те самые soft skills & hard skills. Сегодня мы дадим этим терминам понятные определения и приведём примеры.
Что такое hard skills и какими они могут быть
Hard skills, или «жёсткие» навыки, — это профессиональные компетенции специалиста, которые можно изучить и проверить. Для каждой профессии требуется разный набор таких умений.
Среди самых востребованных профессиональных навыков сегодня выделяются:
Все эти навыки можно получить в вузе, на курсах и с опытом работы.
Как развивать hard skills
Сначала стоит определиться, какие именно из этих навыков вам необходимо развить. Если soft skills для всех профессий одинаковы, то hard — уникальны. В качестве примера рассмотрим специальность Data Scientist. Профессиональные навыки в ней включают:
Получить и развить подобные навыки можно только через обучение и практику. Поэтому особенно выигрышно, если в учебную программу входят реальные проекты или задачи, приближенные к рыночным. Например, на факультете искусственного интеллекта студенты выполняют проект от компании «МегаФон»: разрабатывают алгоритм, который определяет вероятность подключения услуги. Такая практика помогает закрепить знание алгоритмов машинного обучения и библиотек Python, а также становится безусловным плюсом при трудоустройстве.
Что такое soft skills и какие из них востребованы
Soft skills ещё называют «мягкими» или гибкими навыками. Это личностные качества, которые сложно оценить, так как они более субъективные и неопределённые. Такие навыки тоже отличаются от профессии к профессии, но они гораздо более универсальны.
Среди самых востребованных гибких навыков сегодня:
Как развивать soft skills
Некоторые гибкие навыки практически невозможно приобрести в процессе работы: ими человек обладает (или нет) по складу личности, и это делает такие умения ещё ценнее. Но есть и ряд скилов, которые можно развить в ходе обучения и практики.
Один из таких навыков — работа с командой. На курсе дизайна интерфейсов студенты участвуют в игре: «проживают» опыт взаимодействия с заказчиком, согласуют бриф, чтобы в реальности вопросы и комментарии не застали врасплох. Если вы только начинаете путь в профессии, попробуйте потренироваться на бесплатных или студенческих проектах и прочувствовать, чем работа в команде отличается от самостоятельной.
Что важнее: hard или soft skills
Однозначного ответа на этот вопрос нет: в каждой профессии сложилось особое сбалансированное соотношение. Например, для химика и разработчика больший вес имеют hard skills, потому что именно они составляют основу профессии. А в некоторых специальностях не обойтись без конкретных soft skills — например, хороший менеджер по продажам обязательно коммуникабелен и любит говорить.
Почему вам стоит заняться развитием гибких навыков уже сегодня? Ответ прост: из двух аналитиков с одинаковым опытом работы ценнее тот, кто сможет выгодно презентовать проект руководителю. Чем бы ни занималась ваша компания, сильные гибкие навыки всегда будут плюсом. Для комфортной обстановки в команде коллеги должны уметь общаться, чувствовать друг друга и брать ответственность за свои задачи.
Начните искать работу в 2021 году — и в каждой второй вакансии встретите те самые soft skills & hard skills. Сегодня мы дадим этим терминам понятные определения и приведём примеры.
Что такое hard skills и какими они могут быть
Hard skills, или «жёсткие» навыки, — это профессиональные компетенции специалиста, которые можно изучить и проверить. Для каждой профессии требуется разный набор таких умений.
Среди самых востребованных профессиональных навыков сегодня выделяются:
Все эти навыки можно получить в вузе, на курсах и с опытом работы.
Как развивать hard skills
Сначала стоит определиться, какие именно из этих навыков вам необходимо развить. Если soft skills для всех профессий одинаковы, то hard — уникальны. В качестве примера рассмотрим специальность Data Scientist. Профессиональные навыки в ней включают:
Получить и развить подобные навыки можно только через обучение и практику. Поэтому особенно выигрышно, если в учебную программу входят реальные проекты или задачи, приближенные к рыночным. Например, на факультете искусственного интеллекта студенты выполняют проект от компании «МегаФон»: разрабатывают алгоритм, который определяет вероятность подключения услуги. Такая практика помогает закрепить знание алгоритмов машинного обучения и библиотек Python, а также становится безусловным плюсом при трудоустройстве.
Что такое soft skills и какие из них востребованы
Soft skills ещё называют «мягкими» или гибкими навыками. Это личностные качества, которые сложно оценить, так как они более субъективные и неопределённые. Такие навыки тоже отличаются от профессии к профессии, но они гораздо более универсальны.
Среди самых востребованных гибких навыков сегодня:
Как развивать soft skills
Некоторые гибкие навыки практически невозможно приобрести в процессе работы: ими человек обладает (или нет) по складу личности, и это делает такие умения ещё ценнее. Но есть и ряд скилов, которые можно развить в ходе обучения и практики.
Один из таких навыков — работа с командой. На курсе дизайна интерфейсов студенты участвуют в игре: «проживают» опыт взаимодействия с заказчиком, согласуют бриф, чтобы в реальности вопросы и комментарии не застали врасплох. Если вы только начинаете путь в профессии, попробуйте потренироваться на бесплатных или студенческих проектах и прочувствовать, чем работа в команде отличается от самостоятельной.
Что важнее: hard или soft skills
Однозначного ответа на этот вопрос нет: в каждой профессии сложилось особое сбалансированное соотношение. Например, для химика и разработчика больший вес имеют hard skills, потому что именно они составляют основу профессии. А в некоторых специальностях не обойтись без конкретных soft skills — например, хороший менеджер по продажам обязательно коммуникабелен и любит говорить.
Почему вам стоит заняться развитием гибких навыков уже сегодня? Ответ прост: из двух аналитиков с одинаковым опытом работы ценнее тот, кто сможет выгодно презентовать проект руководителю. Чем бы ни занималась ваша компания, сильные гибкие навыки всегда будут плюсом. Для комфортной обстановки в команде коллеги должны уметь общаться, чувствовать друг друга и брать ответственность за свои задачи.
Hard vs Soft: что это за навыки и с чем их едят
Термины hard и soft skills уже настолько на слуху, что считается моветоном не знать их значения.
Тем не менее, точно ли мы знаем, что конкретно означают эти термины, и какие именно навыки в себя включают? Какие качества хочет видеть HR-менеджер на собеседовании, а какие качества с кандидата формально спрашивать не будут, но они крайне важны для личного успеха?
И где тот самый баланс из страшного сна HR-менеджера, где на одной чаше весов блестящий профессионал, но с ужасными личными качествами, а на другой — чудесный человек, но без опыта работы и необходимых умений в необходимой вам сфере.
Определения
Как правило, в русском языке под терминами hard и soft skills понимают следующее:
Существуют профессии где hard превалирует над soft (программист, или любой другой инженер), оба типа выражены примерно в равной степени (менеджер проектов), или же soft превалирует над hard (руководитель подразделения разработки).
Soft skills в большинстве случаев важны как в работе, так и в жизни. Большая часть навыков, используемых нами для достижения целей, это те самые soft skills. При этом, чем бОльших карьерных высот вы достигаете, тем бОльшую роль играют именно «мягкие» навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные (т. е. узкоспециализированные) отходят на второй план.
Обучение
Для успешного освоения hard skills нам на помощь приходит интеллект (IQ, логика, левое полушарие мозга), а для развития soft skills на нас работает так называемая «эмоциональность» (EQ, эмпатия, правое полушарие мозга).
Принято считать, что soft skills хоть и более универсальные компетенции, но осваиваются медленнее, чем hard skills. Овладеть hard skills можно в различных учебных заведениях: сначала в школе, затем в институте и далее на различных курсах повышения квалификации. При этом, вы еще можете получить некоторую степень, например, подтверждение уровня владения английским языком intermediate или upper-intermediate.Развивать hard skills как лично, так и на уровне корпоративной работы с персоналом можно и благодаря использованию систем дистанционного обучения.
А еще говорят, что для soft skills не существует легких пошаговых инструкций: человек или обладает каким-либо качеством от рождения, либо приобретает его с опытом, наступая на грабли и совершая ошибки.
Чтобы минимизировать влияние тех самых граблей на бизнес-показатели, HR- и T&D-менеджеры вкладывают множество сил на поиски подходящих тренингов, семинаров, а также много размышляют о необходимости разработки мобильных приложений, позволяющих сделать такое обучение карманным и максимально кастомным, под потребности компании.
Soft skills list
Со списком желанных hard skills все еще более-менее понятно: описание вакансий и общение с коллегами по цеху дают понимание о таких навыках. Другими словами, список hard skills можно «нагуглить», и для каждой позиции/вакансии такой список будет свой.
А что же с личностными качествами? На какие конкретно качества обратит внимание каждый уважающий себя HR? И какие качества хочет видеть клиент, с которым вы взаимодействуете, в первую очередь?
1. Ответственность
Сюда относится умение доводить дела до конца и умение сдерживать данные вами обещания. Ответственность также говорит о вашей готовности понести наказание за совершенную ошибку. Сюда же частенько добавляют внимательность к деталям, хотя для каких-то специализаций это более критично, для каких-то менее.
2. Исполнительность
Для клиента это все-таки равно выполнению обещаний, для линейного руководителя — исполнительность as it is, т. е. он должен быть уверен, что если дал вам поручение, и вы подтвердили, что за него беретесь, то вы правда его выполняете, а не пьете в кафетерии вторую чашку чая. Сюда же можно отнести готовность предупредить заранее, а не в день дедлайна, своего руководителя/клиента, о том, что что-то пошло не так.
3. Коммуникативный навык
Т.е. умение находить общий язык и договариваться с клиентом/начальством/коллегами/подчиненными/и т. д. и т. п. Сюда же можно отнести эмпатию и эмоциональный интеллект: вы должны не только отдавать себе отчет, какие эмоции вы испытываете в данный момент и почему, но и видеть аналогичную картину у вашего собеседника. Какие эмоции он испытывает, что его беспокоит, каковы его невысказанные мотивы и цели? Все это помогает максимально эффективно ориентироваться в переговорах.
4. Проактивность
То самое «нам не все равно!». Т. е. это умение внести рационализаторское предложение (и да, довести его до конца) как в работу компании, так и в проекте клиента. Это также работает на уважение к вам вашего партнера по общению: вы активны по отношению к своей жизни в целом и к тому, чем занимаетесь. Плюс, вы хотите и, по крайней мере, попробуете сделать то, что вас окружает, лучше.
Soft skills list — личный успех
Предыдущий список качеств был больше про то, что будут «спрашивать» с любого кандидата. В этих качествах заинтересован работодатель и любой клиент компании.
А как же я сам, спросите вы? Какие личностные качества важны для моего личного успеха?
1. Самоорганизация и планирование
2. Отвага и воля
Отвага выходить из зоны комфорта. Или, я бы даже сказала, способность совершать волевые поступки, которые, положа руку на сердце, вам делать не хочется (и вы можете назвать 100 причин почему этого делать не нужно!), но вы видите очевидную пользу для вашего развития.
3. Самопрезентация и личный бренд
Или, другими словами, самопродвижение. Мало, чертовски мало быть просто хорошим человеком-специалистом. Мир (!) должен знать о том, какой вы замечательный. Для чего? Для того чтобы мочь сделать вам встречные предложения.
Подводя итоги, с чем же все-таки едят hard и soft skills? С аппетитом! 🙂 Развивайте ваших сотрудников и обучайтесь сами, а мы с удовольствием поможем вам с этим.
Вы сам — один из самых главных проектов вашей жизни, и только в ваших руках возможности сделать этот проект по-настоящему успешным.
Навыки командной работы
Умение работать в команде — один из самых востребованных работодателями навыков. Компаниям, независимо от сферы их деятельности, нужны сотрудники, которые хорошо ладят с коллегами и могут эффективно работать в группе.
И обычно большая часть собеседования при приёме на работу как раз посвящена тому, чтобы выяснить, насколько хорошо кандидат впишется в уже сформированный коллектив. Ведь рекрутеры хотят быть уверенными, что навыки и сильные стороны нового работника помогут повысить продуктивность команды.
В этой статье мы поговорим о том, какие навыки командной работы нужны каждому специалисту, как улучшить умение работать в команде и как подчеркнуть такие навыки в резюме.
Что такое навыки командной работы?
Умение работать в команде подразумевает наличие у специалиста целого ряда качеств, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать с коллегами и применять собственные способности для достижения общей цели. Как правило, такие люди — прекрасные слушатели с развитым эмоциональным интеллектом и хорошими коммуникативными навыками.
Давайте подробнее остановимся на качествах, необходимых для того, чтобы стать хорошим командным игроком.
Умение эффективно общаться — основа успеха работы в коллективе. Крайне важно, чтобы все члены команды могли ясно и кратко выражать свои мысли независимо от того, общаются ли они лично, по телефону или по электронной почте.
Эффективное общение невозможно без умения не только слушать, но и слышать. Это означает, что во время беседы вы должны быть сосредоточены на том, что говорит другой человек, а также задавать уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что всё поняли верно. Такой навык помогает избегать недоразумений и укрепляет доверие между членами команды.
Работа в команде подразумевает, что группа людей трудится вместе для достижения общей цели. Для продуктивной работы важно, чтобы члены команды могли полагаться друг на друга. Поэтому рекрутеры ищут специалистов, которые умеют выполнять поставленные перед ними задачи в установленные сроки и в соответствии с ожидаемыми стандартами.
Чтобы стать хорошим командным игроком, очень важно научиться давать обратную связь коллегам, не обижая их. И ещё более важно уметь спокойно воспринимать критические замечания к своей работе и использовать полученную информацию для самосовершенствования.
Избежать конфликтов на рабочем месте практически невозможно. Время от времени разногласия случаются в любом коллективе. И умение справляться с конфликтными ситуациями является важнейшим навыком для любого специалиста. Необходимо научиться держать собственные эмоции под контролем и находить решения, которые устраивают всех членов команды.
Эмпатия — ещё один ключевой навык для эффективной командной работы. Вам будет намного легче предотвращать конфликты и вести переговоры, если вы научитесь распознавать эмоциональное состояние собеседников и смотреть на ситуацию с их точки зрения.
В коллективе могут работать люди разных поколений, полов, национальностей, политических взглядов, религиозных убеждений и сексуальной ориентации. И для сохранения здоровой атмосферы в команде, важно, чтобы каждый сотрудник был открытым, терпимым и не позволял предрассудкам влиять на своё поведение.
Эти навыки командной работы пригодятся любому специалисту, независимо от того, на какой должности и в какой компании он работает. Теперь давайте поговорим о том, как же их развить.
Как улучшить навыки командной работы?
Как и любой другой навык, умение работать в команде можно усовершенствовать, приложив для этого некоторые усилия. Вот несколько советов, с чего можно начать.
Для начала нужно определить свои сильные и слабые стороны, чтобы понимать, развитию каких аспектов работы в команде нужно уделить особое внимание. В этом очень поможет обратная связь от коллег.
Когда вы поймёте, над какими навыками стоит поработать, вы можете подыскать соответствующий курс. На такий сайтах как LinkedIn Learning, Coursera или EdX можно найти программу на любую интересующую вас тему: от управления конфликтными ситуациями до развития эмоционального интеллекта.
Никакой навык невозможно развить без практики. И умение работать в команде — не исключение. Поэтому ежедневно применяйте полученные на курсе знания в общении с коллегами.
И конечно, наберитесь терпения. Вы вряд ли заметите ощутимый прогресс на следующий же день. Самосовершенствование в любом деле требует времени. Но все усилия обязательно окупятся. И вы с гордостью сможете добавить навыки командной работы в своё резюме.
Как выделить навыки командной работы в резюме?
Как мы уже упоминали ранее, работодателям нужны профессионалы, которые умеют эффективно работать в команде. Поэтому важно, выделить такие навыки в резюме, чтобы они не остались незамеченными.
Прежде всего, не забывайте о том, что многие компании используют специальное программное обеспечение для первоначальной оценки резюме — applicant tracking systems (ATS). ATS проверяет каждый документ на наличие в нём определённых ключевых слов и на основании этого определяет, стоит ли рассматривать ту или иную кандидатуру на следующих этапах подбора персонала. Поэтому очень важно внимательно читать объявления о вакансиях, отмечать, какими словами описываются требуемые компетенции и использовать схожие выражения, перечисляя свои навыки.
Также умение работать в команде стоит подтвердить примерами с предыдущей работы. Это сделает ваше резюме гораздо более убедительным.
И, наконец, будьте готовы обсудить все навыки работы в команде, перечисленные в резюме, на собеседовании. Вас наверняка спросят о ситуациях, когда вы использовали тот или иной навык. Продумайте возможные ответы заранее.
Теперь вы знаете, почему навыки работы в команде необходимы для успеха в карьере, что вы можете сделать, чтобы их усовершенствовать и как подчеркнуть их в резюме. Пришло время заняться работой над собой, чтобы стать лучшим командным игроком!
Что такое Soft Skills навыки и как их развивать?
В этой статье вы узнаете, что такое Soft Skills и какие навыки к ним относятся. Почему их важно развивать и как это отразится на вашей карьере. Также вы найдете обзор полезных сайтов и тестов по теме.
Содержание статьи:
Soft Skills и Hard Skills: в чем разница?
В советские времена в цене были узкие специалисты. Тогда информация добывалась с трудом, технологии не менялись десятилетиями. Как правило, человек работал на одном месте всю жизнь.
Изменения в конце XX века сломали традиционное представление о профессионализме. Сейчас «узкие» знания можно получить в интернете за несколько секунд. Технологии постоянно обновляются. Формы занятости тоже меняются. Поэтому «узкий профессионализм» перестает быть преимуществом, а иногда начинает мешать успеху человека на рынке труда.
Появились два термина:
Soft Skills – это «мягкие» или «гибкие» компетенции, применимые во множестве профессиональных областей. Далее мы разберем, что это такое – Soft Skills – простыми словами, приведем примеры мягких навыков.
В последние годы работодатели стали все больше внимания уделять именно Soft-Skills. Это легко объяснимо. Развить узкопрофессиональные умения сейчас быстрее и дешевле, чем сформировать широкие, гибкие компетенции. А ведь именно последние определяют эффективность современного специалиста. Поэтому важно знать, что это такое – мягкие навыки – (англ. Soft Skills), и как развивать их.
Особенно необходимы эти компетенции фрилансерам, так как им приходится самим продвигать свои услуги на рынке.
Что такое Soft Skills простыми словами?
Давайте разберемся, что это такое – Soft Skills. Можно сказать, что мягкие навыки помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных рабочих ситуациях. В отличие от Hard Skills гибкие компетенции мало зависят от сферы их приобретения и применения. Давайте разберем, что это такое – Cофт Скиллс, и на примерах рассмотрим, что к ним относится.
Разница между Hard Skills и Soft Skills
Приведем примеры Hard – жестких – и Soft Skills – мягких навыков.
Умение написать читаемый код на Python.
Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе.
Нарисовать логотип в CorelDRAW.
Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику.
Осуществлять правовую оценку договоров компании.
Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий.
Из примеров жестких – Hard Skills – и мягких навыков Soft Skills отличие очевидно. Hard Skills – то, что должен уметь только профессионал в данной области. А вот «согласовывать техзадание» придется и дизайнеру, и программисту, и бухгалтеру, и маркетологу, и владельцу бизнеса, и сантехнику.
Теперь взглянем на ситуацию глазами работодателя. На вакансию претендуют два программиста:
Второй – среднего уровня, но способный эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками.
Работодатель понимает: программиста среднего уровня можно «прокачать» до профи. А вот научить взрослого человека взаимодействовать с коллегами вряд ли получится. Отлично, когда развиты жесткие и мягкие компетенции в равной степени. Но так бывает не всегда. И Soft Skills становятся все более и более ценными из-за сложности их развития и влияния на результативность работы команды в целом.
Поэтому нужно знать, что это такое – Софт Скиллс, и представлять на примерах, что к ним относится.
Soft Skills – это не про черты характера
Не нужно путать Soft Skills с человеческими качествами. Мягкие компетенции – это не характеристики личности (добрый, умный, спокойный). Это способность самостоятельно и эффективно действовать в рамках своих полномочий.
Выражаются они глаголами:
анализировать и т.п.
Развитие мягких навыков – решаемая задача. Этому может научиться и неконтактный, некоммуникабельный человек, как в сериале «Хороший доктор». Но сделать это сможет только он сам. У работодателя нет возможности ни влиять на процесс, ни помочь ему.
Например, сейчас есть онлайн-курсы по развитию гибких компетенций. Примеры таких программ в университете «Нетология»:
Далее рассмотрим список навыков Soft Skills, по которому понятно, что они не равны чертам характера.
Баланс Hard/Soft живой и подвижный. То, что 10 лет назад приходилось делать лишь узким профессионалам, становится гибкими компетенциями (и наоборот).
Что относится к мягким навыкам? Полный список
Объяснить, что это такое – Soft Skills – простыми словами, проще на примерах мягких навыков. Их перечень достаточно обширен и периодически обновляется. Но можно выделить несколько групп и ключевые умения в каждой из них. Итак, посмотрим, что относится к Soft Skills и какие они бывают.
Уметь слушать и слышать.
Список социальных навыков Soft Skills:
Соблюдать трудовую этику.
Self-management (или проще – саморегулирование):
Навыки целеполагания и управления развитием (проекта, собственной карьеры и т.д.).
Список управленческих и исследовательских навыков Soft Skills:
Уметь распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.
Иногда в список навыков Soft Skills добавляют также компьютерную грамотность. Но на сегодняшний день это уже скорее не гибкий навык, а базовое понятие «по умолчанию» – как читать или считать. Поэтому он не относится к Soft Skills. Дополнительно стоит упомянуть желательность хотя бы минимальной экономической и юридической «подкованности» у представителя любой востребованной в интернете профессии.
Мы рассмотрели, что такое Софт Скиллс компетенции. Далее разберем простым языком, в чем их ценность и кому их необходимо развивать.
Зачем нужны мягкие навыки и в чем их ценность?
Современный рынок труда не дает гарантий, что человек сумеет сохранить имеющуюся занятость достаточно долго. То же касается и фирмы в целом. Меняются форматы работы, занятость, спрос, технологии и продукты, появляются и исчезают профессии.
Необходимость развития мягких навыков, способности адаптивно трансформироваться наглядно продемонстрировала всему миру пандемия 2020 года. Сотрудникам и руководителям потребовалось неожиданно, быстро и эффективно перевести компании на удаленную работу. При этом не потерять продуктивность и конкурентоспособность. А то и найти способ вообще выжить в условиях запрета на ту или иную деятельность. Успешность решения этих задач практически полностью определялась развитостью гибких компетенций у сотрудников и руководителей.
Кому нужно развивать Soft Skills навыки?
Конечно, ответ – всем. Но особое внимание на развитие Soft Skills рекомендуется обращать тем, кто по ряду причин менее конкурентоспособен на рынке труда:
Представителям профессий, спрос на которые падает.
Как развивать Софт Скиллс, мы рассмотрим далее в статье.
Какие Soft Skills самые важные и почему?
Эксперты имеют разное мнение по поводу того, какие мягкие компетенции считать самыми ценными в современных условиях. Но по опросам работодателей в списке высоко востребованных навыков Soft Skills часто встречаются следующие:
Навык командной работы.
С точки зрения личной эффективности невозможно переоценить значимость способности учиться, регулировать свои состояния, принимать решения и устанавливать связи.
Как понять, что нужно развивать Софт Скиллс?
Существует множество диагностических методик, тестов, для оценки развития мягких навыков. Также человек может сам проанализировать список навыков Soft Skills и выделить те, с которыми есть затруднения. Поможет и известная методика 360 градусов: оценка уровня мягких навыков сотрудника несколькими людьми, имеющими с ним дело.
Еще много психологических тестов можно найти на сайте Psytests.org.
Как можно развивать Soft Skills? Советы и рекомендации
Есть специализированные методики, позволяющие совершенствовать отдельное умение из списка навыков Soft Skills.
Существуют курсы, на которых помогают освоить гибкие навыки. Примеры таких курсов в университете Нетология: Основы эффективной коммуникации, Деловые переговоры, Гибкие навыки для руководителей. Учиться можно онлайн из любой точки мира.
Также есть два неоценимых ресурса, позволяющих развивать Софт Скиллс не по отдельности, а комплексно. Это игры и создание собственных проектов. Как уже упоминалось выше – в отличие от Hard Skills, мягкие компетенции НАДпрофессиональны, принципы их формирования универсальны, а поэтому неважно, где человек получил их.
Создание своего проекта обнажит все сильные и проблемные Soft-Skills человека и одновременно поможет их развить. В данном случае речь идет не о простом участии, а именно об организации собственного проекта с нуля. Неважно, что это будет – турнир по стритболу для детей из соседнего двора, собственный стартап в бизнесе или благотворительный сбор в помощь беспризорным котятам. Развитию Soft Skills они будут способствовать в равной мере.
Как наличие Soft Skills влияет на карьеру в офисе и на фрилансе?
Даже суперпрофессионал в области Hard Skills без мягких умений останется рядовым исполнителем с непробиваемым «потолком» зарплаты и будет иметь высокий уровень риска оказаться в тупике проблем с трудоустройством в случае потери работы.
Развитие коммуникативных навыков, умений вести переговоры и договариваться, управлять командой может способствовать быстрому карьерному росту и успеху в целом.