к какому социальному слою относится шариков
Шариковщина: что обозначает понятие и кто такой Шариков
Содержание:
В начале двадцатых годов ключевой проблемой российского государства были разительные перемены. К ним не были готовы жители страны, независимо от их статуса и социального положения. Рабочие, крестьяне, интеллигенты не могли адаптироваться к новому образу жизни. Михаил Булгаков стремился к идеализации человека. На основании происходящего в 1925 году он создал свое уникальное произведение «Собачье сердце».
Культом того времени было стремление к улучшению породы человека. Для этого ученые старались разработать передовые научные методы. Преображенский – профессор из повести Булгакова, является прототипом этих исследователей. Он все время стремится к созданию уникального проекта, известен во всем мире своими опытами и достижениями. Преображенский ставит перед собой задачу – обеспечить человеку вечную молодость. Неожиданно у профессора возникает идея, как с помощью хирургической операции сделать животное человеком. Он пересаживает псу гипофиз человека, но операция приводит к неожиданному результату.
Кто такой Шариков из «Собачьего сердца»
В произведении гениального писателя совмещены три жанровые концепции – антиутопическое направление, сатирические мотивы и фантастический элемент. Полиграф является отрицательным героем произведения. Второе негативное действующее лицо – Швондер. Это ленивый человек, политический фанатик, с которым постоянно старался бороться интеллигент Преображенский. Кто такой Шариков:
Поведение героя символично. Писатель отражает новый государственный строй, его мотив и идеологию.
Что такое шариковщина в повести «Собачье сердце»
Шариковщина – это понятие, заимствованное из повести М. Булгакова «Собачье сердце». Говоря о том, что такое шариковщина, следует учесть два аспекта – социальный и моральный. Данное явление встречается по сегодняшний день. Шариковыми называют личностей, не имеющих нравственных ценностей. Им чужды моральные устои. Основные черты характера – эгоизм, глупость, ограниченность, жадность. Для отображения понятия шариковщины в романе Булгаков использует образ Филиппа Филипповича. Он сетует на разруху в головах людей.
Править государством стали люди, бывшие рабами. Они стали движущей силой, руководством страны, однако рабская психология сохранилась. Правители продолжали лебезить перед всеми, кто выше по должности, унижать людей, которые находятся ниже на социальной лестнице. Для шариковых характерна бесчеловечность, жестокость, хамство. Повесть говорит о том, что данный класс людей надолго останется в жизни человечества. Виной тому следующие факторы:
СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ 1. К какому социальному слою относится Шариков?
2. Что из перечисленного не позволяет себе Шариков?
а. Шариков позволяет себе всё перечисленное.
б. Давать советы о социальном устройстве и о том, как правильно жить.
в. Невежливо и фамильярно разговаривать с профессором Преображенским и доктором Борменталем.
г. Развязно и неуважительно обращаться с женщинами.
3. Кто из этих персонажей оказывается наиболее близок Шарикову?
а. Доктор Борменталь
б. Швондер
в. Профессор Преображенский
г. Зина
наилучший цветок в цветниках
1)весело и трогательно было смотреть на этих влюблённых девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в вере приятного чувства.
2)»сейчас, сейчас»-сказал он, макая перо.
3)»граф ростов прорсил вас нынче приехать к нему обедать»-сказал он после довольно долгого молчания.
4)они ничего не знали о булонской экспедиции.
5)»я ничего про это не знаю и не думаю. москва занята сплетнями больше всего»- продолжал он.
6)»ах, он в ужасном положении»-сказала мать сыну.
7)пьер вопросительно смотрел на неё.
8)»я беру всё на себя»-сказал пьер.
9)она провенла его в темную гостиную, и пьер рад был, что никто там не видел его лица.
10)на другое утро анна михайловна что-то рассказывала пьеру.
11)»да, оттуда»-отвечает он со вздохом.
12)князь василий прошел дальше и сел на диван, который находился в углу.
13)каждый хотел бы выжить в этом сражении.
14)он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё.
15)никто уже и не думалд увидеть андрея живым.
л.н. толстой «война и мир»
2.а. Шариков позволяет себе всё перечисленное.
1. К какому социальному слою относится Шариков?
2. Что из перечисленного не позволяет себе Шариков?
а. Шариков позволяет себе всё перечисленное.
3. Кто кому говорит «Доживите до старости с чистыми руками»?
Профессор Преображенский — доктору Борменталю
Конспект урока «Шариковщина» как социальное и моральное явление (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)»
Мария Цедрик
Конспект урока «Шариковщина» как социальное и моральное явление (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)»
«Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
-закрепить понятие о сатире;
-выявить сущность «шариковщины», её пагубное влияние на общество, живучесть явления в современном мире;
— развивать навыки анализа художественного текста;
Ход урока
«Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые,
но при этом — умноженные на безнаказанность».
2. Целеполагание, мотивация
Чтение учителем стихотворения Андрея Дементьева.
У меня от хамства нет защиты.
И на этот раз оно сильней.
Звонкие хрусталики разбиты —
Позывные доброты моей.
Только слышно, как в душе играет
На старинной скрипочке печаль.
И слова для мести выбирает,
Что забыты были невзначай.
У меня от хамства нет защиты.
Беззащитность — за какой же грех!
И опять в волнах моей обиды
Ну а хамство руки потирает.
Всё ему пока что сходит с рук.
Сколько мир от этого теряет!
Только нам сплотиться недосуг
-Ребята, какова идея стихотворения А. Дементьева?
Слово учителя: Автор с горечью говорит о том, что хамство стало нормой жизни, что оно калечит душу и самое страшное, от хамства нет никакой защиты. К сожалению, «трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста». и не защищена от хамства…
Итак, мы начинаем наш разговор о повести М. Булгакова «Собачье сердце». В конце урока мы попробуем вернуться к стихотворению А. Дементьева и к эпиграфу.
1925 год… Со времен Октябрьской революции прошло почти 8 лет. Как изменилась страна?
Что уготовил новый социальный класс? Как пытается воспитать свободного и сознательного человека? Как распоряжается судьбами русской интеллигенции? Новая власть – это жестокий опыт или рождение новой жизни?
Эти и вопросы волновали писателя М. Булгакова. И на эти вопросы он пытается дать ответ в своей повести.
— Ребята, произведение Булгакова имеет сатирическую направленность.
Против кого она направлена?
Конечно же, она высмеивает пороки как человека, так и общества в целом. Автор в сатирической форме показывает, как опыт, эксперимент оказывается разрушительным, опасным для общества.
3. Анализ повести
-О каком биосоциальном эксперименте идёт речь в повести?
(Профессор Преображенский и его ассистент, доктор Борменталь, пересадили собаке человеческие семенные железы и гипофиз мозга. К большому изумлению учёного, из собаки получается человек. Вечно голодный, бездомный Шарик превращается в homo sapiens и даже получает имя Полиграф Полиграфович Шариков).
— Каким вам представляется Шарик? Опишите его в момент встречи с профессором Преображенским
— Что вам симпатично в нём? В чём его гениальность?
(Перед нами действительно гениальный пёс: он способен думать и довольно здраво. Достаточно вспомнить его недоумение по поводу того, что люди почему-то называют его Шариком. «Что общего у него есть с круглым шариком?»
Пёс способен читать, а учился он азбуке по уличным вывескам. Шарик великолепно различает людей. По глазам, так как они, по его мнению, вроде барометра. Сразу по глазам видно, кто ударит, пнёт ногой, а кто нет.
Он прекрасно рассуждает. Какой гадостью кормят людей в столовых. Как мало платят машинистке высокого разряда за её труд и т. д.
Таким образом, пёс Шарик способен сострадать секретарше, гонимой метелью, имеет чувство благодарности к профессору, спасшему его от голодной смерти.
Но у него есть и ненависть к людям, осуждение. Повар какой-то столовой ошпарил ему бок кипятком, рана плохо заживала и страшно болела).
4. Организация усвоения нового материала. Творческое применение и добывание знаний;
Задание: Выпишите из текста характеристики Москвы новой и старой в восприятии Шарика. Чтение главы и заполнение таблицы
Москва старая Москва новая
Тухлой солонины такой лопать не станет
Ест обильно и не ворует
Величина мирового значения
Личность Негодяй в грязном колпаке
Вор с медной ложкой
Самая гнусная тварь
Великая сушь в душе
Голодные глаза, воруют
Из вонючей солонины щи варят
Вывод: глазами Шарика Булгаковпоказывает две Москвы: новую и старую. Все, что связано со старой Москвой вызывает симпатию автора. Она населена настоящими личностями, господами, где никто не ворует и ничего не боится. Москва старая предстает перед читателями в негативном свете.Это подчеркивает подобранными автором языковыми средствами: эпитетами (грязный колпак, гнусная тварь, дрянной магазинчик и др.). В ней живут негодяи, мерзавцы, воры.
— Собака попадает в дом профессора Преображенского. Что нравится Шарику в доме доктора, а что приводит к недоумению?
(Попав в дом доктора, пёс сразу же становится господином Шариком. Ему нравится чистота, порядок, уют, сытная еда в доме Преображенского. Нравится и хозяин. Поэтому называет его «кудесником», «волшебником», «магом из собачьей сказки». Но он не до конца доверяет этим людям. Ему подозрительно, что его приглашают в смотровую. Собаке не нравятся некоторые посетители дома. Стыдно слушать проблемы, которые те обсуждают. Не понравился Шарику и визит Швондера, поэтому называет его «фруктом»).
— Как меняется Шарик за неделю пребывания в доме Преображенского?
(Из несчастного, умирающего пса он превращается в лохматого, жирного, наглого пса – красавца.Происходят изменения и в его сознании: появляется уверенность в себе. Шарику кажется, что ему бы позавидовали все собаки мира. Читатель пока не чувствует, что Шарик может причинить какой-то вред).
— В чём же заключается ошибка профессора Преображенского?
(В том, что он сам создал Шарикова, настоящую дрянь в человеческом обличье).
-Каким становится «новый человек», о котором пишет Борменталь в своём дневнике?
(Перед нами существо, которое овладело всеми бранными словами, обругало своего создателя, научилось курить, грызть семечки, бренчать на балалайке в любое время суток. В нём совершенно не осталось чувства благодарности. С каждым днём он наглеет всё больше и больше, становится агрессивным и опасным).
-Приведите примеры из текста (слайды)
— Как от Шарикова страдают окружающие? Что в нём осталось от Шарика?
(Только ненависть к котам).
-А от Клима Чугункина?
(Пристрастие к алкоголю, к игре на балалайке)
-Какова роль Швондера в воспитании Шарикова?
(Швондер, «крёстный отец» Шарикова, имеет свои методы воспитания. «Новому человеку» внушаются идеи равенства, братства, что документ – самая важная вещь на свете… Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем) (просмотр видео – диалога Шарикова с просьбой о паспорте) Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?
(Чтобы что-то поделить, надо производить. А здесь, ничего не производя, «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми трудом других. Булгаков с опаской относится к такой политике и резко её осуждает.)
-К чему привели плоды воспитания?
(Хамство, наглость, беспредел Шарикова не знают границ)
(Чтение отрывков из текста).
-Почему Преображенский называет Швондера самым главным дураком?
(Швондер не сознаёт, какое ничтожество, какого монстра воспитывает. Не понимает, насколько опасен для общества Шариков, не задумывается, что и сам может стать жертвой).
-Какой же социальный путь уготован Шарикову? Кем бы он стал, если бы профессор не вернул его в исходное положение?
(Необходима срочная операция, которая «убьёт» в Шарикове Клима Чугункина. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку — естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора).
— Как бы вы символизировали образ профессора Преображенского?
— Обратимся к теме нашего урока и ответим, что такое «шариковщина» как социальное и моральное явление?
(Проявления грубости, неотёсанности, невежественности, хамства, агрессии имеют большие возможности, получают по жизни ситуативные преимущества и остаются безнаказанными).
— В чём причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наши дни?
(Беда многих интеллигентных людей: они хуже организованы и склонны без должных на то оснований надеяться на лучшее, не принимая никаких мер к отражению агрессии «шариковых»).
_Но вернёмся к эпиграфу. Прокомментируйте слова С. Довлатова. По поводу чего можно выразить сожаление? (Самое страшное, что хамство невозможно наказать. Об этом с болью пишет в своём стихотворении и А. Дементьев).
А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию повести М. А. Булгакова “ Собачье сердце”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, обозначающее литературный прием, который лежит в основе повести.
Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика. (Краковская.)
Цвет лампы в кабинете профессора Преображенского. (Зеленый.)
Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. (Ласка.)
Число комнат в квартире профессора Преображенского. (Семь.)
Донор Шарикова. (Чугункин.)
Председатель домкома. (Швондер.)
Первое слово Шарикова. (“Абыр”.)
Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа. (Париж.)
Прозвище, которым Шарик окрестил доктора Борменталя. (“Тяпнутый”.)
Учащиеся читают ключевое слово – аллегория.
— Вспомните, что такое аллегория?
Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.
6.. Итог урока
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
Фоторепортаж о посещении литературно-мемориального музея М. Булгакова Музей М. Булгакова Находиться в Киеве по адресу Андреевской спуск дом № 13. (очень символичный номер дома). Дом Булгаковых был построен.
Явление природы «Почему бывает радуга?» Почему бывает радуга? Радуга в небе – это природное явление. Часто после маленького дождика на небе появляется семицветный полукруг. Красивую.
Конспект НОД «Окружающий мир и явление общественной жизни» для раннего возраста Тема : «Ознакомление детей со свойствами воды». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная.
Конспект урока мужества «Горячее сердце» в старшей группе Задачи: помочь детям понять смысл выражения «горячее сердце». Рассказать о мужестве на примере смелых и отважных поступков их сверстников.
Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Учитель физики Мальцева Елена Васильевна Цели урока:.
Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.
Необычное явление природы «Что мы увидели на прогулке». Стихи о этом явлении Необычное явление природы «Что мы увидели на прогулке» Стихи о этом явлении. Сегодня 19 мая, весна и мы продолжаем наблюдения в природе.
Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление» Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире,.
Полиграф Шариков
История персонажа
Полиграф Шариков – плод опасного врачебного эксперимента, затеянного в 20-ых годах прошлого столетия в произведении Михаила Булгакова «Собачье сердце». Несмотря на то, что это отрицательный персонаж, в книге и фильме режиссера Владимира Бортко он вышел невероятно обаятельным. Секрет кроется в том, что пес, как и получившийся из него человек, не виноват в игре против природы, которую затеяли люди. Свою лепту внес в формирование харизматичного образа и Владимир Толоконников, гениально сыгравшего роль в картине Бортко.
История создания
Долгий путь нового произведения с фантастическим сюжетом и моральной подоплекой к читателю начался в 1925 году. Михаил Булгаков задумал написать необыкновенную историю эксперимента человека над природой под названием «Собачье счастье. Чудовищная история».
Михаил Булгаков
Повесть должны были напечатать в журнале «Недра», однако двери к публикации с грохотом захлопнулись после ее презентации на литературном собрании «Никитские субботники». О том, что свет увидела вещица «враждебная, дышащая презрением к совстрою», узнали власть предержащие из доноса, и произведение запретил сам Лев Каменев.
В квартиру автора «Собачьего сердца» тут же явились с обыском, отобрав два экземпляра рукописной повести. Впрочем, литературный труд в 1960-ые годы попал в виде копии в самиздат, а затем оказался за границей. Спустя 20 лет на родине решились, наконец, напечатать книгу в журнале «Знамя», но она сильно отличалась от оригинала. То, что в реальности написал Булгаков, читатели получили только в начале перестройки.
Роман «Собачье счастье»
Имя для бездомного пса Михаил Афанасьевич выбрал обычное, хотя очеловеченному персонажу впоследствии оно не понравилось. Шарик – это значит «упитанный и круглый», что никак не подходит рваной и худой собаке. Герой с трудом, но смирился с именем, взяв его в качестве фамилии.
А вот насчет Полиграфа Полиграфовича мнения исследователей разделились. Одни считают, что автор вручил право выбора имени-отчества персонажу – Шариков узнал, что именины приходятся на день полиграфиста. Другие видят отсылку к детектору лжи, которую Булгаков сделал специально, ведь аппарат позволяет изучать психофизиологические особенности живых существ.
Биография и сюжет
В повести российский прозаик рисует Москву 1927 года. Биография собаки без рода и племени не завидная: с детства скитается по подворотням города в поисках еды. Пес далеко не глуп: рассуждает о смысле жизни, читает вывески магазинов и кабаков и делает выводы о людях. Так, животное недолюбливает дворников, которые гоняют его метлой, подмечает, что машинистка в фильдеперсовых чулках бедна и поэтому ходит на обед в пролетарскую столовую. А еще в душе пса теплом отдаются воспоминания о поваре Власе, не жалеющем мясных косточек для хвостатого бродяги.
Пес Шарик
Однажды судьба сводит бездомного пса с Филиппом Филипповичем Преображенским, врачом, специализирующимся на омоложении людей. Ошпаренного кипятком Шарика профессор сначала накормил вкуснейшей колбасой, а затем и вовсе пустил жить в квартиру из семи комнат. Преображенский задумал гениальный эксперимент по пересадке животному человеческих семенников и гипофиза – железы, отвечающей за рост и развитие. Донором выступил умерший пьяница и рецидивист Клим Чугункин, подрабатывающий в кабаках балалаечником.
Эксперимент хоть и удался, но качество оказалось плачевным. Характеристики нового члена общества ужасали профессора: симпатичный и добрый пес превратился в человека, в котором смешались все пороки донора. Шариков так же, как Клим, любит выпить, дебоширит и скандалит с хозяином дома, презирает его за интеллигентность и дворянские нравы. Воспитательные меры не приводят к успеху. Описание внешнего вида тоже внушает отвращение: Шариков стремится выглядеть как франт, ходит в пиджаке и галстуке, но одежда подобрана безвкусно, к тому же порванная и грязная.
Получеловек-полусобака угрожает «родителю» судами за нелегальную операцию по пересадке человеческих органов и намекает о своем праве на «шикарные жилищные условия». Филипп Филиппович понимает, что, по сути, случилось своеобразное воскрешение погибшего уголовника и алкоголика Чугункина.
Полиграф Шариков и профессор Преображенский
Разочаровавшись в результатах эксперимента, Преображенский приходит к выводу, что играть с природой бессмысленно и даже опасно. И после очередного дебоша, во время которого у Шарикова в руках оказался револьвер, профессор вместе с помощником Борменталем решает поставить все на свои места. Повторная операция возвратила в жизнь прежнего пса, чуткого, кроткого и умеющего сострадать людям.
Экранизации
«Собачье сердце» вошло в кинематограф дважды. Впервые повесть российского писателя экранизировал итальянец Альберто Латтуада, изменив фамилию персонажа на Бобикова. Плод смелого врачебного эксперимента в фильме 1976 года сыграл Кочи Понзони.
Кочи Понзони в роли Шарикова
Яркой постановкой в кино стала картина советского режиссера Владимира Бортко. В 1987 году ему поступило предложение от главы телеобъединения «Ленфильм» снять фильм по мотивам булгаковского произведения. Во время чтения журнала с публикацией повести Владимир Владимирович сразу понял, что его постановка выйдет в черно-белых тонах.
Исполнителя роли очеловеченной собаки разыскивали по всему Союзу. На воплощение харизматичного образа претендовали даже Алексей Жарков и Николай Караченцов, но победил еще неизвестный в кинокругах Владимир Толоконников, скромно трудившийся в алма-атинском театре. Бортко актер понравился по фотографии. Позже режиссер признавался:
«Типаж – то, что нужно. Узкая полосочка лба над выпуклыми надбровьями, тяжкий взгляд колючих глазок из-под мохнатущих бровей и оскал крупных зубов».
А на пробах Бортко выходил из комнаты, чтобы просмеяться. Особенно впечатлила создателя картины сцена со стопкой водки. Он вспоминал:
В итоге персонаж Толоконникова, получившись не столько отрицательным, сколько обаятельным, превратился в кумира миллионов людей. Между тем, на съемках актер постоянно оставался недоволен своей игрой, просил о дополнительных дублях.
Пес Карай
Пес, сыгравший Шарика, тоже достоин внимания. В образ блестяще вжилась «дворянин» Карай, которого еще щенком подобрала в гаражах москвичка Елена Никифорова. На роль пробовались 20 собак, но авторы фильма выбрали Карая за то, что он «дворняга в чистом виде» и обучен десятку простых трюков – ходить на задних лапах, лаять на кошек (хотя делил кров с котами), сидеть «зайчиком». В дальнейшем пес сделал неплохую кинокарьеру: в копилке Карая короткометражка «Переэкзаменовка», сказка «Рок-н-ролл для принцессы», фильмы «Навеки 19-летние» и «Свадебный марш».
Интересные факты
Цитаты
«Пойти, что ль, пожрать. Ну их в болото».
«Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!»
«Я без пропитания оставаться не могу, где же я буду харчеваться?»
«А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять все, да и поделить».
«Я не господин, господа все в Париже!»
«Вот все у вас как на параде. Салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме».