к какому роду войск относятся саперы

Сухопутные войска

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Инженерные войска

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Инженерные войска – специальные войска, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий), требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику путем применения инженерных боеприпасов.

Организационно инженерные войска состоят из соединений, частей и подразделений различного назначения: инженерно-разведывательных, инженерно-саперных, заграждений, разграждений, штурмовых, инженерно-дорожных, понтонно-мостовых (понтонных), переправочно-десантных, инженерно-маскировочных, инженерно-технических, полевого водоснабжения и других.

При подготовке и ведении общевойсковых операций (боевых действий) инженерные войска выполняют следующие основные задачи:

В мирное время инженерные войска выполняют ряд важных общественно-значимых задач: очищают местность от взрывоопасных предметов, участвуют в ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий, предупреждают разрушение мостов и гидротехнических сооружений во время ледоходов и др.

Дальнейшее развитие инженерных войск осуществляется путем оснащения их качественно новыми, высокоэффективными, универсальными средствами инженерного вооружения, построенными на базе унифицированных элементов, блоков и модулей, с одновременным сокращением номенклатуры однотипных по назначению образцов.

Источник

День инженерных войск России

21 января в Российской Федерации отмечается День инженерных войск. По сравнению с десантниками или моряками, танкистами или разведчиками их служба не столь часто освещается в средствах массовой информации, но от этого не становится менее нужной и важной и для вооруженных сил, и для страны в целом.

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Инженерные войска – род войск, выполняющий сложнейшие и опаснейшие задачи. «Сапер ошибается только один раз» — это о них, о военных инженерах. Личный состав инженерных войск решает боевые задачи и в военное, и в мирное время. Разминирование местности и объектов, организация инженерных заграждений – минных полей, противотанковых рвов и т.д., устройство фортификационных сооружений – траншей, окопов, ходов сообщений, блиндажей, подготовка и содержание путей для продвижения войск и многие другие задачи решают инженерные войска.

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Что касается праздничной даты, то день 21 января был выбран для профессионального праздника не случайно. Именно 21 января 1701 года Петр I подписал Указ о создании в Москве «Школы Пушкарского приказа». Как понятно из названия, готовить в ней предстояло артиллеристов, но там же начали подготовку и военных инженеров – специалистов по фортификации и минному делу.

В своем указе Петр I отмечал:

Уже в 1702 г. выпускники Школы Пушкарского приказа отправились в первые минерные подразделения русской армии. Однако, в отличие от артиллерийских подразделений, численность инженерных сил Российской империи первоначально была невелика. За первые двадцать с лишним лет своего существования численность войск увеличилась лишь до 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондукторов.

Тем не менее, в 1722 году офицеры – инженеры были поставлены в Табели о рангах на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Это объяснялось более высокими требованиями, которые предъявлялись к военным инженерам. Им и платили большее жалованье, поскольку статус военного инженера требовал не только хорошей общевоинской подготовки, но и специальных знаний. Военный инженер должен был постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки и иметь к этому должные стимулы. Вот государство и пыталось выделить военных инженеров из общеармейской среды. В том же 1722 г. должность полкового инженера была введена в каждом российском полку. Военный инженер в обер-офицерском чине отвечал за все инженерные работы.

По мере развития и усложнения военного дела повышались требования к подготовке офицеров и унтер-офицеров инженерных служб, росла и численность инженерных войск. Военные инженеры на протяжении XVIII – XIX вв. участвовали в строительстве многочисленных крепостей, различных фортификационных сооружений на границах Российской империи, в приграничных районах, крупных городах. В 1797 году был сформирован специальный Пионерный полк трехбатальонного состава. В каждом батальоне полка были три пионерные и одна минерная роты. Полк выполнял задачи по организации военно-строительных работ во время боевых действий и военных походов, при этом использовать полк разрешалось лишь по указанию главнокомандующего армией.

Настоящим испытанием стала для военных инженеров Отечественная война 1812 года. К этому времени инженерные силы империи включали 10 минерных и пионерных рот, кроме того к ним относились понтонные роты при артиллерийских частях и 14 крепостных понтонных и минерных рот. В состав таких рот входили только офицеры и кондукторы (унтер-офицеры), а солдат как рабочую силу поставляли на время выполнения конкретных задач пехотные полки и местное население. Инженеры смогли только в начале войны возвести 178 мостов, отремонтировать 1920 верст дорог, что позволило русской армии эффективно маневрировать.

Спустя несколько лет после разгрома наполеоновской армии инженерную службу постигла новая реформа – батальоны были сведены в три пионерные бригады, а в 1822 г. понтонные роты передали в состав инженерного ведомства. Были сформированы гвардейский и армейский конно-пионерные эскадроны. В 1844 г. все инженерные части русской армии специальным императорским указом были переименованы в саперные.

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Отдельная страница в истории отечественных инженерных войск – Крымская война 1853-1856 гг., когда русские армия и флот столкнулись с превосходящими силами крупных и сильных держав – Великобритании, Франции, Османской империи и примкнувшего к ним Сардинского королевства. К моменту начала боевых действий в состав русской армии входили9 саперных батальонов, 1 учебный саперный батальон, 2 резервных батальона и 2 конно-пионерных дивизиона.

К концу XIX века произошло окончательное оформление инженерных войск как самостоятельного рода войск. Инженерные войска никогда не были особо многочисленными и составляли в то время 2-2,5% от общей численности русской армии. Однако, помимо саперных и понтонных частей, в их составе появлялись новые специалисты. Так, именно военным инженерам были поручены организация воздухоплавательной службы, голубиная почта, в состав инженерных войск входили и железнодорожные военные части, созданные в 1870 году.

К началу ХХ века инженерные войска включали в свой состав 7 саперных бригад (25 саперных батальонов), 1 железнодорожную бригаду, 2 отдельных железнодорожных батальона, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 12 отдельных рот, 6 крепостных военных телеграфов и 4 воздухоплавательных парка. к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Численность инженерных войск составляла 31 329 человек по состоянию на 1900 год. Кроме того, фактическим резервом инженерных войск были крепостные войска, состоявшие из 53 крепостных артиллерийских батальонов, 2 крепостных полков, 28 отдельных крепостных батальонов, 10 крепостных артиллерийских рот, 3 осадных крепостных батальонов и 5 вылазочных батарей.

В состав инженерных войск позже вошли также электротехнические подразделения, автомобильные подразделения, инженерное ведомство стало отвечать и за дорожное строительство в военных целях. Инженерные войска играли очень важную роль во время Первой мировой войны. Рост их значимости для вооруженных сил способствовал и увеличению доли инженерных частей и подразделений в общей численности русской армии. К 1917 году инженерные войска составляли 6% от общей численности русской армии.

Новая страница в истории отечественных инженерных войск началась после Октябрьской революции. Фактически советская власть, используя опыт старой русской армии, приступила к строительству инженерных войск РККА заново и добилась в выполнении этой задачи колоссальных успехов. К 1929 году штатные инженерные части были созданы во всех родах войск, что позволило повысить их боевую эффективность, сделать более независимыми в выполнении самых разных задач.

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперыВ Великой Отечественной войне инженерные войска проявили себя самым лучшим образом, выполняя важнейшие задачи на линии фронта и в тылу. К 1945 году в состав РККА входили 98 инженерно-саперных, 11 понтонно-мостовых бригад, 7 инженерно-танковых полков, 11 понтонно-мостовых полков, 6 огнеметно-танковых полков, 1042 инженерных и саперных, 87 понтонно-мостовых батальонов, 94 отдельные роты и 28 отдельных отрядов. За годы войны военными инженерами было установлено более 70 миллионов противотанковых и противопехотных мин, разминировано 765 тысяч квадратных километров территории и 400 тысяч километров путей. Инженерные войска РККА возвели 11 тысяч постов, проложили почти 500 тысяч километров путей.

Естественно, что столь напряженная и опасная служба, а ведь все эти задачи приходилось решать под артиллерийским огнем противника, под авиаударами, не могла не быть отмеченной наградами. Более 100 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов, проходивших службу в инженерных войсках РККА, были награждены различными орденами и медалями, 655 военных инженеров получили высокое звание Героя Советского Союза. Стоит отметить и такой немаловажный факт, что 201 инженерная часть получила статус гвардейской.

Период с 1950-х по конец 1980-х гг. стал периодом дальнейшего развития и укрепления инженерных войск Советской Армии. Сотни тысяч советских военнослужащих прошли службу в частях и подразделениях инженерных войск. Война давно закончилась, а военные инженеры продолжали решать боевые задачи уже в мирное время, участвуя в разминировании городов и населенных пунктов, в обезвреживании «подарков войны» — авиабомб, артиллерийских снарядов, других боеприпасов, которые, кстати, периодически обнаруживают и в настоящее время.

Инженерные войска, как и другие рода войск Советской Армии прошли всю афганскую войну. Так, в Афганистан был направлен 45-й отдельный инженерно-сапёрный Краснознаменный, ордена Красной Звезды полк, другие части, соединения и подразделения инженерных войск. Военным инженерам приходилось действовать в незнакомой местности, в сложных климатических условиях, под угрозой атак противника, но они все равно справлялись с поставленными задачами, выполняли функции боевого обеспечения ОКСВА.

Распад Советского Союза негативно отразился на состоянии вооруженных сил постсоветских государств и Россия в этом плане не была исключением. Тем не менее, военные инженеры участвовали в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве, в антитеррористических операциях на Северном Кавказе, в различных миротворческих миссиях.

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Сегодня инженерные войска Российской Федерации состоят из инженерно-саперных, инженерных, понтонно-мостовых бригад, инженерно-саперных и инженерно-маскировочных полков, включают в свой состав Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, в котором осуществляется подготовка военных специалистов с высшим и средним образованием для нужд инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации. Военные инженеры остаются одним из наиболее важных родов войск, получают качественную подготовку.

В День инженерных войск «Военное обозрение» сердечно поздравляет всех генералов, офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат инженерных войск, курсантов, военнослужащих запаса, имеющих отношение к службе в инженерных войсках, с профессиональным праздником. Самое главное пожелание – это отсутствие боевых и небоевых потерь, а остальное приложится.

Источник

Саперы: Инженерные войска ВС РФ

Поиск мин и других взрывоопасных предметов является одной из главных задач Инженерных войск

Поговорку о том, что сапер ошибается только один раз в жизни, слышали, наверное, все. Однако мало кто знает, чем они занимаются. Еще меньше людей имеют представление об инженерных войсках, в которых и проходят службу саперы. Этот род войск часто путают со стройбатом, хотя разница между ними огромна.

Саперы – это бойцы, всегда находящиеся на переднем крае, они идут в атаку вместе с мотострелками, а иногда и раньше них. Инженерные войска в числе первых получают современную технику и осваивают новые способы ведения боевых действий. Не без помощи саперов в войсках появились радиостанции, автомобильный транспорт, танки и даже самолеты. Практически до конца Первой мировой войны самолетами в российской армии занималось Инженерное управление.

Так, кто такой сапер? Когда появилась эта военная профессия? Чем занимаются инженерные подразделения? Есть ли они в российских армии?

Для чего нужны саперы

Инженерные войска – род войск, выполняющий задачи по инженерному обеспечению театра военных действий. Данное понятие является весьма широким, в него входит:

Как видно из этого списка, саперы не имеют никакого отношения к строительным войскам. Эта воинская специальность требует высочайшего уровня подготовки, разнообразных знаний и умений, отличного обращения со сложной техникой. Ну а для работы со взрывными устройствами необходим особый склад психики – ибо подобные «игрушки» ошибок действительно не прощают.

История инженерных войск

Еще в древности было замечено, что даже простейшие полевые укрепления значительно увеличивают эффективность применения войск. А находясь в походе, иногда приходится прокладывать или ремонтировать дороги, разбирать завалы, строить мосты и переправы. Первоначально подобными инженерно-строительными работами занимались рабы или обычные пехотинцы, но позже для этого стали использовать специально подготовленные подразделения.

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Оснащение современного сапера

Аналогичные функции военные инженеры выполняли и в Средневековой Европе. Часто это было вольнонаемные специалисты, которые поступали на службу на определенный период. Все изменилось с появлением регулярных армий – примерно в конце XVII века в них стали появляться специальные инженерные подразделения.

Первопроходцами в этом деле стали французы. Благодаря им появилось и наиболее известное название военных инженеров – саперы (с фр. sapeur – подкапываться). Первое «официальное» саперное подразделение появилось во французской армии в 1672 году. Вскоре военные инженеры входили в состав каждой пехотной роты. Необычной была форма саперов – они носили кожаные фартуки и пышные окладистые бороды, что сильно отличало их от гладко выбритых военнослужащих других родов войск.

В XVIII столетии инженерные подразделения появились практически у всех европейских армий. Их бойцов называли по-разному: минерами, понтонерами, пешеходами, пионерами. Особенно красноречиво последнее название – они ясно показывает, что саперы всегда шли впереди основных сил армии, прокладывая им дорогу.

Французские саперы фактически спасли отступающую армию Наполеона в 1812 году, в кратчайшие сроки соорудив переправу через реку Березину.

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Французские саперы фактически спасли армию Наполеона во время отступления из России

Стремясь увеличить мобильность инженерных подразделений, их стали садить на лошадей – так появились конно-пионерные эскадроны. Они ремонтировали дороги, убирали завалы, ремонтировали мосты, расчищая путь для кавалерии.

Инженерные войска в России

Предшественником саперных подразделений во времена Московского государства была так называемая Посошная рать. Она представляла собой ополчение, которое собиралось во время военных походов или для выполнения тех или иных работ.

Центральная власть давала указания воеводам собирать с территорий определенное количество молодых и здоровых мужчин, желательно обладающих необходимыми навыками в строительстве. Посошная рать содержалась населением. Она привлекалась к строительству дорог, крепостей, наведению переправ, снабжению основного войска. При этом посошные люди были вооружены и могли принимать участие и непосредственно в боевых действиях.

Инженерные подразделения европейского типа появились в России в период царствования Петра I. При нем были открыты две инженерные школы и сформированы две первые саперные роты. В Табели о рангах, который также появился во время первого российского императора, саперные офицеры стояли на один чин выше кавалерийских и пехотных.

В 1817 году в составе российской гвардии появился Саперный батальон, шефом которого стал будущий император Николай I. В дни восстания декабристов ему была доверена охрана Зимнего дворца. Сам же Николай I всю жизнь любил надевать мундир инженерных войск.

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Инженерные войска считались элитой армии

Инженерные войска, имевшие в своем составе наибольшее количество грамотных и хорошо образованных специалистов, стало проводником инноваций и новшеств в российской армии. В 1870 году саперами стали телеграфисты и железнодорожники. Каждый железнодорожный батальон имел четыре роты: две из них занимались строительством путей, а две – эксплуатацией и обслуживанием техники.

Телеграф сыграл важную роль во время русско-турецкой войны, что привело к его быстрому распространению. Телеграфными парками также заведовало инженерное ведомство.

В конце XIX российские военные инженеры освоили еще две новых направления – голубиную почту и воздухоплавание. Во время маневров 1903 года была проверена возможность применения воздушных шаров для ведения разведки и корректировки артиллерийского огня. Признав результаты удовлетворительными, было принято решение о развертывании 65 шаров в крепостях на западной границе империи. В 1909 году инженерное ведомство выступило с инициативой о покупке нескольких аэропланов для военных целей.

Инженерные войска построили первые в России аэродром, на котором испытывали самолет Можайского.

Российские военные инженеры были инициаторами создания автомобильных войск. Еще в 1876 году штабс-капитан Маевский предложил проект автомобиля с паровым двигателем. Однако из-за громоздкости и ненадежности силовой установки ему было отказано. В 1908 году инженерное ведомство на военных учениях провело испытания нескольких автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Никакой миноискатель не заменит чуткий собачий нос

Саперы принимали самое активное участие в русско-японской войне. Если в начале конфликта в военной группировке на Дальнем Востоке насчитывалось около 2,8 тыс. саперов, то к его завершению их количество выросло до 21 тыс. человек.

В ходе ПМВ в отдельные рода войск выделилась автомобильные части и авиация. Общая численность инженерных подразделений к 1916 году увеличилась вдвое. В 1917 году она составляла 6% от общей численности российской армии.

Формирование инженерных войск РККА было завершено к 1929 году. Саперы принимали активное участие во всех значимых сражениях Великой Отечественной войны, а в 1942 году было сформировано десять саперных армий.

В 50-70 годы прошлого века развитие советских инженерных войск шло на основе опыта, полученного во время войны. В середине 80-х годов была проведена реорганизация – в состав фронта была включена штурмовая инженерная бригада.

Саперы в российской армии

Инженерные войска ВС РФ состоят из органов управления, отдельных бригад и бригад центрального подчинения, а также полков, входящих в состав армий.

Современное оборудование и системы вооружения многократно повысили боевую эффективность и возможности инженерных подразделений.

Сегодня саперы России имеют на вооружении большое количество колесной и гусеничной техники для прокладывания дорог, укладывания мостов, создания понтонных переправ. В их распоряжении находятся машины для разминирования, включая роботизированные комплексы типа «Уран» и реактивные установки «Метеорит», а также минные заградители, позволяющие минировать территории дистанционно.

Кроме того, на вооружении российских инженерных войск имеется внушительный парк дорожной и ремонтной техники, включая краны, экскаваторы, буровые установки, станции очистки воды и инженерные танки.

Для обнаружения мин и других взрывных устройств применяются миноискатели и детекторы различных типов. Не следует забывать и об еще одном проверенном «инструменте» для поиска взрывоопасных предметов – собаках. Несмотря на развитие технологий, наши четвероногие друзья остаются незаменимыми помощниками саперов.

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Установка дистанционного разминирования УР-77 «Метеорит». В войсках ее называют «Змеем Горынычем»

Несколько лет назад на некоторых сайтах появилась информация о создании новых подразделений в структуре российских инженерных войск – штурмовых ротах. Их уже называют «инженерным спецназом». Предполагается, что эти отряды будут использоваться во время боевых действий в городских условиях.

Подразделения планируют комплектовать исключительно военнослужащими-контрактниками, которые будут проходить специальную подготовку. Бойцов защитят специальными костюмами, способными выдержать попадание бронебойных пуль. В состав оснащения групп, кроме стандартного набора, будет входить лестницы и богатый набор инструментов. Сейчас для штурмовых саперов разрабатываются специальные роботизированные комплексы.

Источник

Инженерные и военно-строительные войска

Инженерные и военно-строительные войска

Содержание

Инженерные мероприятия в войнах древнего мира

Инженерные войска появились не сразу с возникновением вооружённых сил (армии), а в процессе их развития, в связи с необходимостью проведения военно-инженерных мероприятий. Первой армией древнего мира, о которой достоверно известно, что она квартировала в специально простроенных поселениях, была армия египетская. В войнах Древней Греции, Рима, Карфагена для выполнения инженерных работ первоначально привлекались отряды рабов, воинов, а позднее и специально подготовленные отряды, подобные тем, которые в последующем стали именоваться саперами. В Ассирийском войске (1000 лет до н. э.) имелись специальные «землекопные отряды», которые прокладывали дороги, наводили мосты, сооружали лагеря и подводили подкопы, воздвигали искусственные насыпи или холмы для достижения господства над стенами осажденных городов. При переправах через реки ассирийцы применяли плоты и надувные мехи-бурдюки. На остановках, в ходе маршей и походов, строился полевой лагерь, который обносился рвом и земляным валом. В армии Древнего Рима в I—II вв. для закрепления завоеванных территорий возводились оборонительные сооружения по государственной границе, получившие наименование римских валов. Первоначально римские валы строили сами войска, впоследствии значительную часть работ выполняли рабы.

Инженерные войска России

Развитие русского военного зодчества относится к IX — первой половине X века. Летописи доносят до нас сведения о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово город в древнерусском языке обозначало не город в социально-экономическом значении, как мы его понимаем сейчас, а укреплённое, подготовленное к обороне поселение, крепость, замок. Более того, до XVII века слово это часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. В конце XII века процесс дробления феодальной Руси на множество княжеств привел к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учётом особенностей местности. Другим примером является взятие Казани в 1552 году Иваном IV. Иван Грозный решил построить на берегу реки Свияги при впадении её в Волгу в 25 км от Казани крепость Свияжск. Заготовка деревянных деталей велась на Волге в районе Углича. Потом они были доставлены по воде к устью Свияги, где из них впервые в истории строительства за 28 дней была построена крепость-город, сыгравшая важную роль опорной базы при осаде Казани.

Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла до нас летопись, относятся к 1016 году. Указывалось, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками. (Колесник А. Н. 1985). Со второй половины XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа, которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений.

Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки». Его составил в начале XVII веке воевода боярин Анисим Михайлов. В 1692 и 1694 годах под руководством Петра I были проведены, видимо, первые инженерные учебные маневры, в ходе которых отрабатывались вопросы строительства оборонительных сооружений. Известно, что при разработке инженерных мероприятий Пётр I использовал работы наиболее известного военного инженера этого периода, маршала Франции Вобана.

К концу XVIII века увеличивается численность инженерных войск. В 1797 году был сформирован пионерный полк трёхбатальонного состава (каждый батальон включал три пионерные и минёрную роту). Перед полком ставилась задача обеспечивать выполнение военно-строительных работ во время походов и боевых действий, а также скрытность работ. Полк использовался только по указанию главнокомандующего войсками.

К началу Отечественной войны 1812 года в действующей армии насчитывалось уже 10 минёрных и пионерных рот. Боевые действия также обеспечивали понтонные роты, состоящие при артиллерии. 14 пионерных и минёрных рот находились в крепостях. В этих ротах не было солдат, а были только специалисты офицеры и кондукторы. Рабочая сила для инженерных работ набиралась из числа местных жителей, солдат пехоты. Перед заграничным походом вместо двух пионерных полков были развёрнуты дополнительно один сапёрный и два пионерных полка трёхбатальонного состава каждый. В целом количество инженерных формирований было доведено до 40 рот (8 сапёрных, 8 минёрных и 24 пионерных). Сапёры и минёры использовались при постройке долговременных укреплений и на работах, которые производились при штурме и обороне крепостей. Пионерные подразделения предназначались для устройства дорог, мостов, полевых укреплений, разрушения неприятельских заграждений на направлении действия своих войск. Понтонёры наводили наплавные мосты.

В 1819 году сапёрные и пионерные батальоны были сведены в три пионерные бригады. В 1822 году понтонные роты были переданы из артиллерийского ведомства в инженерное. Понтонные роты организационно были введены в состав сапёрного и пионерного батальонов Тогда же и формируются гвардейский и армейский конно-пионерский эскадроны. Чтобы исключить разнобой в наименовании и сократить число штатных расписаний император Николай I повелел в 1844 году все инженерные части именовать как сапёрные.

К началу Крымской войны 1853-56 годов в вооружённых силах имелось 9 сапёрных батальонов, один учебный батальон, два резервных батальона и два конно-пионерных дивизиона.

Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX века их численность превысила 21 000 человек, что составляло около 2,3 % всего состава вооружённых сил. В 1873 году в России было учреждено Особое совещание по стратегическому положению страны, которое на основе плана, разработанного Э. И. Тотлебеном, постановило провести комплекс военно-строительных работ. За 35 лет военными строителями были построены крепости Новогеоргиевск, Варшавская цитадель, Зегрис, Брест-Литовск, Осовец, Ковно, Ивангород, застава Дубро и различные укрепления и сооружения.

К началу Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. инженерные войска составляли 2,8 % полевой армии (20,5 тыс. чел.). В инженерных войсках вновь появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. К концу XIX века как технический род войск инженерные войска предназначались для обеспечения боевых действий пехоты, артиллерии и кавалерии, ведения крепостного строительства, выполнения инженерных задач при осаде и обороне крепостей, минной войны, устройства путей и переправ, телеграфных линий и имели в своём составе сапёров, понтонеров, минёров, электриков, воздухоплавателей, военных железнодорожников, связистов. В 1900 г. в состав инженерных войск входило 25,5 сапёрных батальона, сведённых в 7 сапёрных бригад, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 1 железнодорожная бригада (3 батальона), 2 отдельных железнодорожных батальона, 12 отдельных рот, 6 крепостных военных телеграфов и 4 воздухоплавательных парка. Личный состав инженерных войск насчитывал 31329 человек. Резервом инженерных войск являлись крепостные войска, включавшие в 1900 г. 53 крепостных артиллерийских батальона, 2 крепостных полка, 28 отдельных крепостных батальонов, 10 крепостных артиллерийских рот, 3 осадных крепостных батальона и 5 вылазочных батарей. Такая организация инженерных войск сохранялась до Русско-японской войны. (Бескровный Л.Г, 1986).

Инженерные войска, как род войск имеющий в своём распоряжении большое количество грамотных инженеров, в этот период приобретают статус проводников технических новшеств в армии и на флоте, своего рода колыбелью новых технических родов войск. Наиболее бурно этот процесс проходил в начале XX века.

Железнодорожные части вошли в состав инженерных войск начиная с момента их создания в 1870 году. Сначала в виде железнодорожных команд, а с 1876 г. — железнодорожных батальонов. Железнодорожные части входили в состав инженерных войск вплоть до 1908 г. включительно. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе ВОСО (военных сообщений) Генерального штаба.

Авиация: Воздухоплавание постепенно занимало своё место в русской армии. Во второй половине XIX в. на вооружении состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На маневрах 1902—1903 гг. в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в артиллерии и для воздушной разведки (наблюдения). Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров. К изготовлению дирижаблей в России приступили в 1908 г. в то же время, Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиации в военных целях. Лишь в 1909 г. оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолётов Райта и Фармана. Между тем в России возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов. С 1909 по 1917 гг. в России возникло более 20 авиационных предприятий.

Электротехнические войска. Проблема связи в военном деле приобрела в XX столетии большое значение. Первые начинания по внедрению телеграфа имели место во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., принёсших громадную пользу при управлении войсками, они привели к более широкому использованию технических средств связи. Телеграф и телефон заняли ведущее место в управлении войсками. Наиболее широкое развитие получили передвижные линии, предназначенные для руководства войсками непосредственно на театре войны. В конце XIX в. число телеграфных парков, состоявших в ведении Главного инженерного управления, равнялось в Центральной России 17 (975 вёрст) и на Кавказе 2 (130 вёрст). Кроме того, в крепостях было создано 55 узлов связи (423 версты). В 1912 г. были установлены нормы снабжения корпусов средствами связи. Каждый корпус, состоящий из двух пехотных дивизий (8 пехотных полков), одного сапёрного батальона (одна телеграфная и три сапёрные роты) и одного отделения полевого инженерного парка, был снабжён 20 телеграфными, 193 телефонными аппаратами и 333 вёрстами кабеля.

В 1876 г. штабс-капитан С. Маевский представил в Департамент торговли и мануфактуры проект самодвижущейся машины с паровым двигателем. Проект Маевского не был принят из-за громоздкости двигателя. Дальнейшее развитие автотранспорта упиралось в отсутствие двигателей, работающих на жидком топливе. Такой двигатель был построен в 1884 г. на Охтенской судостроительной верфи. Это был восьмицилиндровый двигатель внутреннего сгорания. На его основе Б. Г. Луцкий разработал в конце века проект бронированного «самодвигателя» и предложил его военному министерству. Построенная Луцким модель успешно действовала на Курских и Киевских маневрах 1902 г., где испытывалось ещё восемь машин иностранных марок. Военное министерство признало большие достоинства машины, но отказалось организовать их производство и передало чертежи Луцкого во Францию. После Красносельских маневров в 1906 г., где испытывались различные марки автомобилей инженерное ведомство распределило имевшиеся в его распоряжении 10 автомашин по четырём округам (Киевскому, Петербургскому, Виленскому, Варшавскому) в целях подготовки учебных команд (по 15 человек на каждый броневой автомобиль).

Дорожное строительство. Одна из причин медленного внедрения автомобилей в военное хозяйство заключалось в слабом развитии сети шоссейных дорог. В 1884 г. строительство шоссейных дорог было поручено Военному министерству. Благодаря его усилиям с 1885 по 1900 г. были сооружены шоссейные дороги Петербург — Псков — Варшава с ответвлениями на Ригу и Мариуполь, Москва — Брест — Варшава с ответвлениями на Калиш и Познань, Киев — Брест, рокада Псков — Киев и некоторые другие. Первый взлёт самолёта Можайского был произведён в 1883 году под Красным селом, для этого была построена, по-видимому, первая взлётная полоса в виде деревянного настила. Значительное развитие аэродромное строительство получило в 1905—1910 годах, когда строятся первые аэродромные комплексы в ряде городов страны.

Возросшую роль инженерных войск, показала Русско-японская война. В начале войны инженерные формирования Маньчжурской армии имели всего 2800 чел. — к концу войны они насчитывали уже 21000.

К этому времени на Дальнем Востоке находилось:

Дальнейшее развитие и техническое оснащение инженерных войск особенно в ходе Первой мировой войны, а также невероятная перегрузка управленческих органов инженерных войск в связи с резким ростом численности авиации, автомобильных частей, подразделений бронемашин привела к выделению в самостоятельные рода войск авиации, и автомобильных частей. Численность инженерных войск к началу 1917 года составляла до 6 % общей численности армии.

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Советские инженерные войска создавались вместе с организацией Красной Армии. В дивизиях предусматривалось иметь инженерный батальон, в стрелковых бригадах — сапёрную роту. В 1919 сформированы спец. инженерные части. Руководство инженерными войсками осуществляли инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (1918—1921 — А. П. Шошин), начальники инженеров фронтов, армий и дивизий. В 1921 руководство войсками возложено на Главное военно-инженерное управление. К 1929 году штатные инженерные части имелись во всех родах войск. После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года учреждена должность начальника Инженерных войск. В ходе войны инженерные войска строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, обеспечивали проведение манёвра войск, проделывали проходы в минных полях противника, обеспечивали преодоление его инженерных заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений, городов и т. д.

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

к какому роду войск относятся саперы. Смотреть фото к какому роду войск относятся саперы. Смотреть картинку к какому роду войск относятся саперы. Картинка про к какому роду войск относятся саперы. Фото к какому роду войск относятся саперы

Начальники Инженерных войск Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации

== Инженерные войска в других государствах ==Казакстан

Примечания

Ссылки

Никифоров Н. И. Штурмовые бригады Красной Армии в бою. — М. Яуза, Эксмо, 2008 серия Великая Отечественная: Цена Победы

Смотри также

Полезное

Смотреть что такое «Инженерные и военно-строительные войска» в других словарях:

Инженерные и Военно-строительные войска — Флаг Инженерных войск РФ Флаг воинских частей и организаций расквартирования и обустройства войск … Википедия

Военно-строительные войска — Основная статья: Специальные войска Нарукавный знак военно строительных частей ВС СССР … Википедия

Инженерные войска — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Войска СС — Эмблема войск СС Годы существования 1939 1945 Страна … Википедия

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО — проектирование и строительство военных объектов, коммуникаций, укреплений и мостов, обеспечение войск водой, энергией и вспомогательными средствами, применение или обезвреживание обычных взрывчатых средств, в том числе мин, в целях облегчения… … Энциклопедия Кольера

Инженерные войска США — U.S. Army Corps of Engineers Инженерные войска США … Википедия

Военно-учётная специальность — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Для это … Википедия

Специальные войска — Не следует путать с Войсками специального назначения термином, для обозначения войск специальных операций противника. Не следует путать с Частями особого назначения термином, для обозначения частей выполнявших специальные (особые)… … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *