Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.
Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:
Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.
Роды литературы
Эпос — это
Лирика — это
Драма — это
Лиро-эпос — это
Эпические жанры литературы
Рассказ
– сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А.И. Куприн «Чудесный доктор»).
Притча
– малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению.
Очерк
– один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное (В. Песков «Окно в природу»).
Новелла
– один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой (А. Грин «Сила непостижимого»).
Повесть
– нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»).
Роман
– характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»).
Роман-эпопея
– это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»).
Лирические жанры литературы
Лирическое стихотворение
– Н. Рубцов «В осеннем лесу»
Ода
– ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого).
Элегия
– грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании (Е.А. Баратынский «Элегия (Уже ли близок час свиданья!)»).
Сонет
– лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (У. Шекспир «Сонеты о любви»).
Послание
– письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»).
Эпиграмма
– краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление (В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?»).
Драматические жанры литературы
Комедия
– вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть:
Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»
10.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»
11.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность
Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество
12.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?
А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.Достоевский
Б)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов
13.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.
А)участник происходящих событий
Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события
Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе
14. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?
А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина
Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя
В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова
Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого
15.Агафья Пшеницына – это героиня:
А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г
В)романа И.А.Гончарова «Обломов»
Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
16.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»
17.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?
А)Соня Мармеладова В)Р.Раскольников
Б)Петр Лужин Г)Лебезятников
18. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»
19.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
А)Савелий В)Матрена Корчагина
Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин
20.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.
Б)греческий язык Г)закон Божий
21.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это
А)Пьер Безухов В)Андрей Болконский
Б)Платон Каратаев Г)Василий Денисов
22.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?
А)забыл закрыть дверь квартиры В)оставил шляпу на месте преступления
Б)забыл взять орудие преступления Г)испачкался в крови
23.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:
А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации
Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица
В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны
24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж
25.Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов «Ионыч»).
А)влияние его невесты В)влияние среды
Б)воздействие родителей Г)профессия врача
26.Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».
10 класс Вариант – 2
1.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Л.Н.Толстой
Б) Ф.М.Достоевский Г) А.П.Чехов
2.Укажите, где происходит основное действие романа И.А.Гончарова «Обломов».
А)Петербург В)город NN
Б)Москва Г)тульское имение Обломова
3.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?
4.Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий»
А)Беликов («Человек в футляре») В)Очумелов («Хамелеон»)
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-532979
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Данное разделение было сформулировано ещё в «Поэтике» Аристотеля (335 г. до н. э.). Аристотель предлагал выделить три рода литературных произведений, сгруппированных по характеру повествования:
Такое деление сохранилось и по сегодняшний день.
Лирика
Драма
Лиро-эпика
В настоящее время в силу многообразия форм литературных произведений литературные роды порой ошибочно воспринимаются как большей частью формальный признак: за редкими исключениями, прозаический текст — это эпос, стихотворный — лирика, а представленный по ролям — драма.
Однако не стоит забывать о том, что проза может быть лирической (речь идёт об образчиках прозы с ослабленной фабулой).
Пример
К лирической прозе относятся многие автобиографии, дневники, эссе.
В русской литературе наиболее известным автором лирической прозы является И. А. Бунин.
Да и стихотворные произведения, в которых явно прослеживается событийный ряд, к лирике не отнесёшь.
Пример
Роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина содержит признаки и лирики (стихотворная форма, внимание к эмоциям персонажей), и эпоса (развёрнутая фабула).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Назовите существующие литературные роды.
Ответ. Эпос, лирика и драма. Отдельно можно говорить о лиро-эпике как о роде, сочетающем в себе признаки эпоса и лирики.
К какому литературному роду можно отнести стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»?
Ответ. Лирика. В стихотворении идёт речь о субъективных переживаниях автора по поводу объективного погодного явления (гроза).
Какой способ повествования используется в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
Ответ. Диалог. Комедия организована как обмен репликами между персонажами. Присутствующие в ней авторские ремарки имеют вспомогательный характер.
1.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа? А) лирика Б) эпос В) драма Г) лиро-эпика Из теории литературы
Из теории литературы 2. Жанровое определение «роман-эпопея» означает: А) рома Описание слайда:
Из теории литературы 2. Жанровое определение «роман-эпопея» означает: А) роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации Б) роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица В) роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны
Из теории литературы 3. Укажите, какая из перечисленных композиционных частей Описание слайда:
Из теории литературы 3. Укажите, какая из перечисленных композиционных частей не является обязательной. А) пролог Б) кульминация В) завязка Г) развязка
Из теории литературы 4.Укажите, к какому литературному направлению следует от Описание слайда:
Из теории литературы 4.Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». А) романтизм Б) классицизм В) сентиментализм Г) реализм № слайда 6 Из теории литературы 5) Какое определение романа Ф. М. Достоевского «Преступлен Описание слайда:
Из теории литературы 5) Какое определение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» наиболее соответствует его характеру: А) криминальный роман Б) авантюрный роман В) социально-психологический, философский Г) любовный роман № слайда 7 Из теории литературы 6.Укажите верное определение понятия «конфликт» в литера Описание слайда:
Из теории литературы 6.Укажите верное определение понятия «конфликт» в литературном произведении: А) Определенная организация, построение и расположение частей, образов, эпизодов художественного произведения; Б) Столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; В) Предмет художественного изображения; Г) Эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому. № слайда 8 Из теории литературы 7. Какой художественный прием использует А. А. Фет в следу Описание слайда:
Из теории литературы 7. Какой художественный прием использует А. А. Фет в следующем отрывке: «Это утро, радость эта, //Эта мощь и дня и света, //Этот синий свод, //Этот крик и вереницы, //Эти стаи, эти птицы, //Этот говор вод…» А) олицетворение Б) анафора В) антитеза Г) эпитет № слайда 9 Из теории литературы 8.Как называется высшая точка в развитии сюжета литерату Описание слайда:
Из теории литературы 8.Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения? А) гипербола В) экспозиция Б) гротеск Г) кульминация № слайда 10 Из теории литературы 9. Какой литературный прием использован автором в данном Описание слайда:
Из теории литературы 9. Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела//Котлом клокоча и клубясь…» А) гротеск Б) аллегория В) олицетворение Г) сравнение № слайда 11 Из теории литературы 10. Как называется стилистический приём, основанный на п Описание слайда:
Из теории литературы 10. Как называется стилистический приём, основанный на повторе одинаковых гласных звуков в стихотворной строке («Стоял просящий подаянья»; «От глада, жажды и страданья»)? А) аллитерация Б) ассонанс В) градация Г) литота № слайда 12 II. Узнай героя и произведение 1.«Вся жизнь м
Эпос – повествовательный род. Жанровые разновидности эпоса: сказка, новелла, повесть, рассказ, очерк, роман и т.д. Эпос воспроизводит внешнюю по отношению к автору, объективную действительность в её объективной сущности. Эпос использует разнообразные способы изложения – повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления. Эпические жанры обогащаются и совершенствуются. Развиваются приёмы композиции, средства изображения человека, обстоятельств его жизни, быта, достигается многостороннее изображение картины мира, общества. Художественный текст похож на некий сплав повествовательной речи и высказываний персонажей. Всё рассказанное даётся только через повествование. Эпос очень свободно осваивает реальность во времени и пространстве. Он не знает ограничений в объеме текста. К эпосу также принадлежат романы-эпопеи. К эпическим произведениям можно отнести роман Оноре де Бальзака «Отец Горио», роман Стендаля «Красное и чёрное», роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир».
Лирика – род литературы. Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса и драмы, где в основе образа лежит многостороннее изображение человека, его характера в сложных взаимоотношениях с людьми, в лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера. Восприятие личности не требует ни обрисовки событий, ни предыстории характера. Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир поэта, но вместе с тем он должен быть и общественно значим, нести в себе общечеловеческое начало. Для нас важно как то, что данное переживание было прочувствовано данным поэтом в определённых обстоятельствах, так и то, что это переживание вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Вот почему лирическое произведение всегда содержит вымысел. Обстоятельства могут быть широко развернуты в лирическом произведении (Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…») или воспроизведены в свёрнутом виде (Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»), но они всегда имеют подчиненное значение, играют роль «лирической ситуации», необходимой для возникновения образа-переживания.
Лирическое стихотворение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь.
Лирическая эмоция – сгусток душевного опыта человека. Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее.
Драма –род литературы, который воспроизводит прежде всего внешний для автора мир – поступки, взаимоотношения людей, конфликты. Имеет диалогическую форму. В ней, как правило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Авторская речь иногда может быть в драме, но носит вспомогательный характер. Иногда автор кратко комментирует реплики своих героев, делает указания на их жесты, интонацию. Драма тесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра. Драма рассматривается как венец литературного творчества. Примерами драмы является пьеса «Гроза» Островского, «На дне» Горькова.
Лиро-эпический род литературы — художественные произведения в стихотворной форме, в которых сочетаются эпическое и лирическое изображения жизни. В произведениях лиро-эпического рода жизнь отражена, с одной стороны, в стихотворном повествовании о поступках и переживаниях человека или людей, о событиях, в которых они принимают участие; с другой стороны, — в переживаниях поэта-повествователя, вызванных картинами жизни, поведением действующих лиц в его стихотворном рассказе. Эти переживания поэта-повествователя обычно выражены в произведениях лиро-эпического рода в так называемых лирических отступлениях, иногда непосредственно не связанных с ходом событий в произведении; лирические отступления — один из видов авторской речи. Таковы, например, известные лирические отступления в стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в его поэмах; таковы в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главы «От автора», «О себе» и лирические отступления в других главах поэмы.
Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.
Роман — большая эпическая форма, самый типичный жанр буржуазного общества. Название «роман» возникло в эпоху средневековья и первоначально относилось лишь к языку, на котором написано произведение. Романом называют произведение на любом языке, но не всякое, а только большое по размерам, отличающееся некоторыми особенностями тематики, композиционного построения, развертывания сюжета и т. п. Несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определенны. Наряду с произведениями, носящими это имя, мы встречаем в литературе последних столетий крупные повествовательные произведения, которые называются повестями. Некоторые писатели дают своим большим эпическим сочинениям название поэмы (достаточно напомнить Гоголя, его «Мертвые души»).
Роман-эпопея – монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. Роман-эпопея: «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова.
Затем повесть переместилась в «художественный» пласт и события, и люди, описываемые в ней стали вымышленными. Кстати, именно тем, что повесть часто описывают всю жизнь героя, она и отличается от рассказа. В основу которого обычно ложится одно конкретное событие, произошедшее с человеком. В рассказе читателю представляют одного героя и случай, который каким-то образом создаёт ситуацию. В повести же, героев много (ну, конечно не так много как скажем в романе, но всё же).
Самыми значительными литературными памятниками считаются «Повесть о взятии Царь града», «Повесть о Фроле Скобелеве». Образ Фрола надолго останется в русской литературе образом негативным, на его примере (его жизнь, как и подобает повести, описывается от рождения до смерти) многие родители проследили типичные ошибки воспитания и сделали должные выводы.
После древнерусской литературы всемирно известными повестями стали Пушкинские «Повести Белкина».
Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события. Рассказ, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода, отрезок жизни героя. Рассказ невелик по объему. Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы), и даже не в количестве фабульных событий, а в установке автора на предельную краткость. Так, рассказ Чехова «Ионыч» по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, авторская цель одна – показать духовную деградацию доктора Старцева. Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова, в 20 в. – Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).
Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора. Это разновидность малой формы эпической литературы – рассказа – отличающаяся от другой его формы – новеллы – отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.
Притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне; содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Отличается от басни глубиной и значительностью смысла, широтой обобщения. Иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия.
Поэма – крупное стихотворное произведение сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.
Баллада – повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай, один из видов лиро-эпической поэзии. Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Бывает лирическое, публицистическое и т. д. «В лирическом стихотворении выражается непосредственное чувство, возбуждённое в поэте известным явлением природы или жизни, и главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции тому впечатлению, которое получается извне» (Н.А. Добролюбов).
Послание – поэтическое произведение в форме письма, письмо в стихах к реальному, фиктивному лицу или группе лиц. Содержание разнообразное – от философских раздумий до сатирических картин. А.С. Пушкин «Послание в Сибирь». В.В. Маяковский «Послание пролетарским поэтам».
Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; обычно куплетное (строфическое). Виды песни: бытовая, лирическая, бурлацкая, городская, революционная крестьянская, солдатская, многоголосная, плясовая, сольная, авторская, народная.
Сонет – жанр лирики, основным признаком которого является объем текста. Сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Другие правила сочинения сонета (каждая строфа заканчивается точкой, ни одно слово не повторяется) соблюдаются далеко не всегда. Четырнадцать строк сонета располагаются двояко. Это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. Предполагалось, что в катренах всего две рифмы, а в терцетах могут быть либо две рифмы, либо три.
Комедия. Трагедия. Драма.
Коме́дия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы. Постоянным предметом комедии служит необоснованная претензия безобразного мнить себя прекрасным, мелочного – возвышенным, косного, омертвевшего – живым. Все элементы комического образа при этом взяты из жизни, у реального предмета, лица. Они не преображены творческой фантазией. Виды комического – ирония, юмор, сатира. По значению различаются высокие виды комедии (величайший образец в литературе – Дон Кихот М. де Сервантеса, смех над наиболее высоким в человеке) и забавные, шутливые виды (каламбуры, дружеские шаржи). Комедия связана не только с отрицанием отжившего, но и с духом утверждения, выражая радость бытия и вечное обновление жизни.
Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя. Конфликты реальности переданы в трагедии в предельно напряженной форме. Это, воздействуя на зрителей, пробуждает силу их чувств и рождает душевный подъем (катарсис – очищение). «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, производимое речью, услащенной по-разному в различных её частях, производимое в действии и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей. Что же касается характеров, то существуют четыре пункта, которые должно иметь в виду: первый и самый важный, чтобы они были благородны. Второй пункт – чтобы характеры были подходящими… Третий пункт – чтобы характеры были правдоподобными… Четвертый же пункт – чтобы характер был последователен. Достоинство словесного выражения – быть ясным и не быть низким. Самое ясное выражение, конечно, состоит из общеупотребительных слов, но оно низкое. Благородное же и свободное от тривиальности выражение есть то, которое пользуется необычными словами. А необычным я назову глоссу, метафору, удлинение и все, уклоняющееся от общеупотребительного» (Аристотель «Поэтика»).