к какому роду литературы относятся басни крылова
Проверочная работа № 3. И. А. Крылов. Басни
• Прочитайте басню И. А. Крылова «Обоз» и выполните задания 1 — 9.
• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
А то и под гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнём!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
По камням, рытвинам; пошли толчки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
1. К какому роду литературы относится басня И. А. Крылова «Обоз»?
2. Как называется используемый в баснях приём иносказательного изображения явления с целью наглядной иллюстрации его сущности?
3. Какое художественное средство использует И. А. Крылов, наделяя своих героев способностью говорить?
4. Установите соответствие между персонажами басен И. А. Крылова и И. И. Дмитриева и названиями этих басен: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
3) «Свинья под дубом»
5. Слова лошади в басне «Обоз» представляют собой развёрнутое высказывание. Как в литературоведении называется такая форма речи?
6. Характеризуя движение коня, лошадь сравнивает его с раком («смотрите: лепится, как рак»). Назовите это художественное средство.
7. Как называется краткое нравоучительное заключение, содержащееся в конце басни?
• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
8. Какова историческая основа басни И. А. Крылова «Обоз»?
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону.
Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников.
9. В чём заключается смысл басни «Обоз» и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?
В басне «Обоз» представлена самая распространенная в жизни ситуация, когда один человек что-то делает, а другой ему дает советы, как сделать лучше. Причем советуют обычно явные дилетанты, которые имеют только поверхностное представление о выполняемой работе и не представляющие себе всех подводных камней. В итоге, когда такой советчик надоедает и ему предлагают сделать работу самому, оказывается, что работа то ему и не по силам. Так и в басне Крылова старая опытная лошадь аккуратно спускается под гору, понимая, что тяжелый воз может понести и тогда его не остановишь, но молодая, всячески понося мастера, бросается вперед и оказывается в канаве. Мораль: не ругай работу другого, не попробовав сделать ее сам, не суди о работе профессионала будучи любителем, и не лезь под горячую руку с советами.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2018-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Басня как литературный жанр
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Истоки басенного жанра
(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).
Тип урока – урок изучения нового материала.
— расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;
— дать представление о возникновении и развитии басенного жанра;
— познакомить детей с именами известных баснописцев;
— развивать познавательные интересы учащихся;
— развивать навыки выразительного чтения;
— развивать умение строить устное высказывание;
— воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.
Учебник Литература. 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2010;
Тексты басен Эзопа и Лафонтена;
Презентация Power Point «Басня. Истоки басенного жанра».
Постановка цели урока. Введение в тему.
— На сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Об истоках этого жанра. Узнаем, много ли было на свете баснописцев, и постараемся запомнить их имена.
Но сначала вспомним, что такое басня.
— Вспомните, какие басни вы уже читали? Кто их автор? Знаете ли других баснописцев?
— Прочитайте запись на доске (чтение записи одним из учеников): «Басня – какой-то несерьезный литературный жанр. Небольшое произведение нравоучительного характера, преимущественно стихотворной формы. Пожалуй, и всё! Так может рассуждать лишь невежда. Басня – чрезвычайно трудная форма поэзии, а баснописцы – редкое явление в литературе». (Ж.Н. Критарова)
— Давайте разберемся, в чем же трудность этого жанра.
Работа по теме урока.
1) Басня – лиро-эпическое произведение.
— Дома вы читали статью учебника «Роды и жанры литературы». Какие три рода литературы вам известны? (Схема)
— К какому роду литературы мы отнесем жанр басни?
— Сложность басенного жанра заключается в том, что он находится между лирическим и эпическим родом литературы. Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий.
2) Работа с литературоведческими терминами.
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
— Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.
— В басне обязательно есть мораль.
Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
— Баснописцы действительно редки в литературе. Какой баснописец знаком вам с раннего детства? (И.А. Крылов)
— Но история басни началась не с Крылова. Басня – очень древний жанр. Один из самых известных баснописцев Эзоп. Он жил в 6 в до н.э. в Древней Греции. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами.
Подготовленные ученики читают басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград».
— В 18 веке при дворе Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами.
Подготовленные ученики читают басни Лафонтена «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».
— В России писатели 18 – 19 веков тоже писали басни. Писал басни Ломоносов, о котором мы вели речь на прошлом уроке. А сегодня я хочу прочитать вам басню Василия Кирилловича Тредиаковского.
Чтение учителем басни Тредиаковского «Ворон и лисица».
— Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов. О нем мы будем подробно говорить на следующем уроке.
Подведение итогов урока.
— С именами каких баснописцев мы познакомились на сегодняшнем уроке?
Чтение и пересказ статьи учебника об И.А. Крылове (с.56 – 58). Написать басню (не важно, в прозе или в стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки). Оформить красиво на альбомных листах.
Эзоп (ок. VI в. до н. э.) – уроженец Фракии в Малой Азии, древнегреческий баснописец, считающийся зачинателем басенного жанра. Все басни, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые сочинил Эзоп: и про волка и ягнёнка, и про лису и виноград, и многие другие.
Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. От имени Эзопа иносказательный язык получил название «эзопов язык» или «эзоповский язык».
Внешность Эзопа была безобразной: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая. Но зато он имел острый ум, обладал даром слова и умел сочинять басни.
Жан де Лафонтен (1621–1695), французский поэт. Родился в Шато-Тьерри 8 июля 1621. С детства отличавшийся непокорным нравом, был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию. Вернувшись в родительское имение в Шампани, где его отец был королевским губернатором, двадцатишестилетний Лафонтен женился на пятнадцатилетней Мари Эрикар. Брак оказался неудачным, и Лафонтен, презрев семейные обязанности, в 1647 отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1657 он обрел покровителя в лице министра Фуке, которому посвятил несколько стихотворений. В 1667 патронессой Лафонтена стала герцогиня Бульонская. Продолжая сочинять достаточно вольные по содержанию поэмы, он в 1665 издал свой первый сборник «Рассказы в стихах». Оставаясь до 1672 протеже герцогини Бульонской и желая доставить ей удовольствие, Лафонтен стал писать басни. Перейдя в конечном счете под покровительство маркизы де ла Сабльер, поэт в 1680 завершил издание двенадцати книг Басен и в 1683 был избран членом Французской Академии. Умер Лафонтен в Париже 14 апреля 1695.
Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов трезвым взглядом на мир и глубоким реализмом.
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
К какому роду литературы относятся басни Крылова?
К какому роду литературы относятся басни Крылова?
1) к эпосу 2)к лирике 3)к драме.
Басня относится к роду литературы – эпосу.
ПОМОГИТЕ?
К какому роду литературы относятся : легенда, очерк, анекдот, сказание, романс, дума, гимн, ода, идиллия, канцона?
К родам литературы относится : а) эпос, б)поэтика, в)лирика, г)драма?
К родам литературы относится : а) эпос, б)поэтика, в)лирика, г)драма.
Какие жанры относятся к эпосу, лирике и драме, желательно побольше = )?
Какие жанры относятся к эпосу, лирике и драме, желательно побольше = ).
К какому роду литературы относится повесть в дурном обществе : а) к эпосу б) к лирике?
К какому роду литературы относится повесть в дурном обществе : а) к эпосу б) к лирике.
К кокому роду и жанру относится текст » скворцы» в белова?
К кокому роду и жанру относится текст » скворцы» в белова?
Какой из литературных родов исключает наличия сюжета а) эпос б) лирика в) драма?
Какой из литературных родов исключает наличия сюжета а) эпос б) лирика в) драма.
Какой род литературы стал господствующим во второй половине XIX века?
Какой род литературы стал господствующим во второй половине XIX века?
СРОЧНО?
Род литературы(эпос, лирика, драма) рассказа Платонова «Юшка».
Роды литературы : эпос, лирика, драма кратко пожалуйста очень срочно мне надо?
Роды литературы : эпос, лирика, драма кратко пожалуйста очень срочно мне надо!
Что такое : эпос, лирика, драма?
Что такое : эпос, лирика, драма?
(если можно то кратко).
Добрыня Никитич очень смелый, сильный и мужественный. Он совершил много подвигов. И всех трёх богатырей он самый сильный. В отличии от Ильи муромца и Алёши поповича у него самый красивый конь. На ем всегда был одет очень дорогой шлем.
Андрей Болконский, наверное.
Точный ответ не дам, но могу скаказать, что там рассказывается о богах как они жили и с кем воевали и т. К.
Это тот человек который вмешивается в какое либо дело чтобы на него обратили внимание.
На любви к Отечеству, на чувстве патриотизма. На убеждении, что они ведут справедливую войну, защищают свой дом, свою землю. Толстой считал, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. Сцены оставл..
Басня в литературе
Басня известна российскому читателю, как правило, лишь благодаря творчеству И.А. Крылова, главного русского баснописца. В действительности эта форма литературного произведения имеет огромную историю, и не так проста, как может показаться поначалу.
Понятие басня
Басня – это небольшой, обычно стихотворный, рассказ. Персонажами произведений могут быть не только люди и животные, но и неодушевленные предметы, которым придаются те или иные человеческие качества. Главным элементом басни является мораль, формулируемая обычно в финале произведения. По роду литературы басня относится к эпосу.
История происхождения басни
Один из самых древних жанров, басня появилась после мифа. Она зародилась еще в Древней Греции и пользовались огромной популярностью. Интересно, что сначала это были прозаические произведения.
Ученые спорят, кто первый был автором басни. Есть сторонники, что это Гесиод. Другие ученые утверждают, что это Эзоп.
Лишь во II в. н.э. поэт Бабрий сделал стихотворные переложения басен Эзопа, и с тех пор они сочинялись, как правило, в поэтической форме.
К XVI-XVII вв. жанр достиг своего расцвета в Западной Европе. Наиболее известными авторами были Жан де Лафонтен и Р.Л’Эстранж чьими историями зачитывалась знать того времени.
В России басни обрели популярность к началу XVIII в. На развитие жанра повлияли произведения В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова и И.И. Дмитриева. Но подлинно народной басню сделал И.А. Крылов, с творчеством которого знаком, наверное, каждый.
И хотя, в чистом виде басня практически не существует с конца XVIII в., мораль заложенная в этих историях остается актуальной и через много столетий.
Признаки басни
Она отличается краткостью. Этим она схожа с притчей.
В конце произведения кратко формулируется мораль произведения.
В басне часто используется прием антитезы, то есть прием контраста( «Лев и Мышь» у И.А. Крылова).
Метафоры практически не употребляются. Язык близок к разговорному жанру.
Сатира — важный инструментом басни.
В баснях часто используется прием типизации, обобщения.
Басня и притча: в чем отличие?
Басня выражена более прямолинейно. Притчу нужно додумать.
В Басне герои чаще всего животные, птицы, рыбы. В притче — люди.
Притча больше близка к загадке, так как должна быть разгадана.
Басня выступает как самостоятельное литературное произведение. Притча чаще всего рассказывается в контексте другого произведения.
Басни Крылова
До Крылова к басне относились как к «низшему» жанру, так как она описывала жизненные сюжеты.
Интерес к басне в России возродил И. А. Крылов. О его баснях с восторгом отзывался Белинский, называя их повестями, комедиями, злой сатирой только не просто баснями.
Крылов писал свои произведения на злобу дня. Прием аллегории и аллюзии помогал ему обходить цензуру.
Он высмеивал все перегибы властей. На реформу управления он написал басню «Квартет». На палочную аракчеевщину — «Рыбью пляску». Даже на царя, Александра I Крылов не побоялся написать басню «Воспитание Льва».
Когда на Россию напал Наполеон, Крылов живот откликнулся. Из-под его пера вышли такие басни, как: «Волк на псарне», «Обоз».
Крылов высмеивал все отрицательные черты характера: жадность, трусость, произвол царского режима.
Афоризмы из его басен вошли в народный обиход. Вот некоторые из них: «А Васька слушает да есть», «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь», «А Ларчик просто открывался».
После Крылова жанр басни уже не мог держать заданную великим баснописцем планку.